Как сделать проект дороги

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

В данной курсовой работе проектируется автомобильная дорога III категории, интенсивность движения которой составляет от 1000 до 3000 автомобилей в сутки.

Современные автомобильные дороги представляют собой сложные инженерные сооружения. Они должны обеспечивать возможность движения потоков автомобилей с высокими скоростями. Проектируют и строят дороги таким образом, чтобы автомобили могли реализовать свои технические возможности, чтобы на поворотах, подъёмах и спусках автомобилю не грозили заносы и опрокидывания. В течение всего года дорога должна быть прочной и противостоять динамическим нагрузкам и погодным условиям.

Рост автомобильных перевозок, их себестоимость, условия организации перевозок и обеспечение безопасности движения в значительной степени зависят от развития и состояния дорожной сети. При движении по плохой дороге уменьшается скорость, увеличивается расход топлива, возрастает стоимость перевозок, кроме того, возрастает количество дорожно- транспортных происшествий, усиливается износ автомобиля. На хорошо спроектированной и правильно построенной дороге с твердым и ровным покрытием автомобиль может развивать большую скорость и перевозить груз, соответствующий его максимальной грузоподъемности. Таким образом, значение автомобильных дорог в современных условиях жизни значительно возрастает и чем лучше техническое состояние автомобильных дорог, тем полнее и экономичнее используется автомобильный транспорт.

Эти особенности их работы должны учитывать проектировщики строители работники эксплуатационной службы, которые обязаны обеспечить нормальную круглогодичную службу дороги в течение длительного времени.

Целью курсового проекта является проектирование автомобильной дороги, соответствующей всем нормативным документам. Необходимо создать съемочное обоснование для вынесения в натуру всех элементов автомобильной дороги. Выполнить подсчет объемов земляных работ при возведении насыпного сооружения для дорог, выбрать рациональное направление трассы.

Автомобильные дороги - капиталоемкие сооружения, поэтому проектирование дорог должно быть направлено на достижение их высоких эксплуатационных качеств при минимуме строительных затрат.

При выборе вариантов проектных решений предпочтение необходимо отдавать таким, где обеспечивается безопасность движения автомобилей с расчетными скоростями, с большим сроком службы земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений.

Правильно составленный проект должен обеспечить:

а) соответствие эксплуатационных показателей дороги заданным;

б) устойчивость и прочность сооружений дороги;

в) минимальную стоимость строительства;

г) осуществление строительства в заданные сроки.

Такое разделение процесса проектирования делается обычно для удобства его изучения и организации. Изыскания и проектирование дороги нельзя считать раздельными процессами. Фактически изыскания являются существенной частью и началом проектирования, поскольку:

1) Во-первых, в процессе изысканий решаются на местности такие основные вопросы проекта, как положение трассы в плане и профиле, размещение дорожных сооружений;

2) Во-твторых, изыскания дают материал для разработки проекта.

Автодороги делятся на три типа:

в) дороги обычного типа.

У каждой из них есть своя пропускная способность, надежность и сроки эксплуатации. Все это должно учитываться и прорабатываться во время дорожного проектирования. Также при проектных работах важно знать климатическую зону строительства, категории примыкающих дорог, интенсивность движения и другие факторы.

Выбор участка трассы

Выбор положения трассы между заданными пунктами зависит от категории дороги, рельефа местности, почвенно-геологических и гидрологических условий.

Дорогу не всегда можно проложить по кратчайшему расстоянию между заданными пунктами. Овраги, реки, болота приходится обходить, удлиняя трассу и прокладывая её в виде ломаной линии.

В местах изменения направления трассы при обходе препятствий образуется угол поворота.

В результате трасса представляет собой сочетание прямых участков разной длины с плавными кривыми.

Чтобы сохранить окружающий ландшафт при проложении дороги, используют принципы ландшафтного проектирования. Размеры геометрических элементов дороги указывают с элементами рельефа местности. Ландшафтное проектирование дорог обеспечивает выполнение закона об охране природы и о землепользовании.

Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать:

а) организованное, безопасное, удобное и комфортабельное движение автотранспортных средств с расчетными скоростями;

б) однородные условия движения; соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей;

в) удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений;

г) необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части; необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями;

е) необходимые здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб и т.п.

При выборе вариантов трассы и конструкции автомобильной дороги, кроме технико-экономических показателей следует учитывать степень воздействия дороги на окружающую среду, как в период строительства, так и во время эксплуатации, а также сочетание дороги с ландшафтом.

Для строительства автомобильных дорог и дорожных сооружений предоставляются, как правило, земли, не пригодные для сельского хозяйства.

Предоставление земельных участков из земель лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарником и малоценными насаждениями.

Предоставление и изъятие земель под строительство, реконструкцию или ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений осуществляют в установленном законодательством порядке.

При размещении автомобильных дорог, мостовых переходов и других дорожных сооружений на водных объектах и прибрежных полосах (зонах) в обязательном порядке дополнительно производится согласование с органами по регулированию использования и об охране вод и с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов и санитарного надзора.

Время не стоит на месте. Там, где еще вчера были поля и пустыри, сегодня появляются новые жилые микрорайоны, торговые центры, школы и больницы, промышленные площадки. Широкомасштабное освоение прилегающих к городам территорий требует развития и транспортной сети. Поскольку в настоящее время доминирующим видом транспорта является автомобильный, грамотное и продуманное проектирование автомобильных дорог имеет колоссальное значение для качественного развития городского пространства с учетом текущих потребностей и дальнейших перспектив.

Проектирование таких сложных технических сооружений, как автомобильные дороги, всегда было непростым процессом, требующим всестороннего анализа самых разных факторов. В современном мире дороги должны иметь хорошие транспортно­эксплуатационные характеристики, обеспечивать высокую безопасность движения, и при этом возводиться с минимально возможными строительными затратами и материалоемкостью. Сроки выполнения проектов сжатые, требования к качеству высокие. В этих условиях решающую роль играет выбор технологий и инструментов, используемых для проектирования.

Цифровая модель рельефа, созданная на основе

Цифровая модель рельефа, созданная на основе двумерной топосъемки

На протяжении уже почти двух десятков лет большинство автомобильных дорог проектируется с помощью систем автоматизированного проектирования (САПР), представляющих собой комплекс методических, информационных и программных средств, организационно взаимосвязанных с подразделениями проектно­изыскательского предприятия. Автоматизированное проектирование позволяет разработать и выпустить проектно­сметную документацию, обладающую уровнем качества, недостижимым средствами традиционного проектирования. Сегодня на рынке САПР для проектирования автомобильных дорог предлагаются различные решения, различающиеся стоимостью, набором функциональных возможностей, эксплуатационными характеристиками, удобством и простотой внедрения и обучения, способностью обеспечивать интеграцию с другими средствами, создавать выходную документацию в соответствии с требуемыми нормами и правилами и т.д. В данной статье вашему вниманию предлагается обзор возможностей САПР от лидера рынка — компании Autodesk. Система автоматизированного проектирования объектов инфраструктуры AutoCAD Civil 3D представляет собой инновационное решение, впитавшее передовые и перспективные разработки, инструмент, на котором остановили свой выбор тысячи проектных организаций в нашей стране и во всем мире. Очевидным преимуществом решения является единая динамическая среда проектирования, построенная на основе широко известной и используемой платформы AutoCAD.

Система автоматизированного проектирования AutoCAD Civil 3D позволяет выполнять любые стадии проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог всех категорий. Структурно процесс проектирования с помощью данной системы можно разбить на следующие основные этапы:

  1. подготовка цифровой модели местности (ЦММ);
  2. определение трассы дороги в плане и профиле;
  3. трехмерное моделирование автомобильной дороги;
  4. расчет объемов работ и создание выходной документации.

Начнем с первого этапа. Эффективное применение AutoCAD Civil 3D для подавляющего большинства инфраструктурных проектов немыслимо без подготовленной информации о местности в виде цифровой модели, включающей сведения о границах землепользования, геометрическом положении и характеристиках существующих объектов инфраструктуры — автомобильных и железных дорогах, инженерных коммуникациях, зданиях и сооружениях и т.п., а также о природных объектах — заболоченных участках, реках и других водоемах, лесных массивах и, конечно же, рельефе. Цифровая модель рельефа (ЦМР) является базой, на которой строится вся динамическая модель проекта дороги. ЦМР используется для создания продольных профилей линейных сооружений, является целевым объектом для определения проектных откосов и профилирования. По готовой поверхности существующего рельефа легко определить черные отметки в любой требуемой точке, быстро и точно подсчитать объемы земляных работ.

Трассы, построенные с помощью инструментов компоновки

Трассы, построенные с помощью инструментов компоновки

  • поставки широкого спектра продуктов и решений:

­ систем автоматизированного проектирования и геоинформационных систем,

­ системного, офисного, антивирусного и иного прикладного программного обеспечения;

  • консалтинг и внедрение САПР и ГИС;
  • обучение в авторизованном учебном центре;
  • техническую поддержку по работе с программным обеспечением.

Многие инженеры­проектировщики, работающие в AutoCAD Civil 3D, уже сегодня получают в качестве исходных данных готовую ЦМР. Ее могут предоставить как изыскатели, также применяющие AutoCAD Civil 3D (в программном комплексе предусмотрен развитый модуль для обработки данных полевой съемки и подготовки топографической основы), так и геодезисты, использующие другие САПР (в виде объектов чертежа AutoCAD — 3D­граней). Но не везде и не всегда получение трехмерной геоподосновы представляется возможным. И тогда, перед тем как приступить непосредственно к своей работе, инженеры­проектировщики вынуждены тратить время и силы на подготовку исходных данных. В функциональных возможностях программного решения имеется набор средств и инструментов, позволяющих сформировать ЦМР по любым исходным данным. Объем работ по подготовке непосредственно зависит от характера этих самых исходных данных. В худшем случае можно представить отсканированный бумажный план, с которого придется долго и мучительно считывать горизонтали и высотные отметки, превращая их в векторную графику. В лучшем случае в качестве исходных могут быть получены чертежи в форматах DGN, DXF или DWG с 3D­объектами — точками, дугами, отрезками, двумерными или трехмерными полилиниями. Создать по таким чертежам поверхность существующего рельефа в AutoCAD Civil 3D можно за считаные минуты. Тем не менее хочется отметить, что любые издержки, связанные с подготовкой исходных данных, с лихвой компенсируются дальнейшим упрощением выполняемых проектных работ.

Продольный профиль по оси автомобильной дороги

Продольный профиль по оси автомобильной дороги

Выбор трассы автомобильной дороги предопределяет ее протяженность, размещение капитальных дорожных сооружений, стоимость выполнения строительных работ, характеристики движения автотранспорта. На стадии концептуального проектирования прорабатывается несколько вариантов прохождения трассы с конкурентными технико­экономическими показателями, построенных с учетом природных факторов: особенностей рельефа, водных препятствий, участков, неблагоприятных для строительства, а также факторов, обусловленных человеческой деятельностью. С применением САПР AutoCAD Civil 3D стало гораздо легче правильно оценить условия, в реальные сроки принять верные решения по трассе прохождения будущей автомобильной дороги. Возможности динамической среды программного комплекса со взаимосвязанными элементами позволяют оперативно и качественно проработать множество вариантов. В качестве примера можно привести отечественную организацию, проектирующую тоннели и другие сложные транспортные объекты, в которой с переходом на САПР AutoCAD Civil 3D в те же сроки успевают дать всестороннюю оценку не двум­трем вариантам, как раньше, а четырем­пяти.

Автоматически созданная трехмерная модель перекрестка

Автоматически созданная трехмерная модель перекрестка

Динамическая модель автомобильной дороги

Динамическая модель автомобильной дороги

Оформление трасс управляется стилями объектов и наборами меток — динамических аннотаций, отображающих реальные характеристики объекта: пикетаж, геометрические точки, рубленые пикеты, проектные скорости и т.п. Кроме того, возможно создание меток по определенным пользовательским точкам, вершинам углов, элементам геометрии трассы.

Визуализация трехмерной модели спроектированного в AutoCAD Civil 3D-объекта

Визуализация трехмерной модели спроектированного в AutoCAD Civil 3D-объекта

Проектный профиль автомобильной дороги создается с помощью инструментов компоновки профиля. Как и при определении планового положения трассы, проектирование осуществляется с учетом нормативных критериев. С помощью файлов, входящих в поставку программы, можно выполнять контроль проектных решений на соответствие СНиП 2.05.02­85. При необходимости можно с легкостью формировать пользовательские файлы проверок, задействуя специальный редактор. Инструменты компоновки продольного профиля позволяют создавать прямолинейные и дуговые элементы с различными типами связей по параметрам (длина, радиус, точка прохождения и т.д.), преобразованию из объектов AutoCAD (отрезок, сплайн) или через табличный ввод данных. В инструментах содержатся средства управления точками вертикального пересечения, команды редактирования высотного положения участков профиля, увязки с другими трассами и др.

Динамическая среда программного комплекса позволяет инженерам­проектировщикам работать с единой моделью автомобильной дороги. При внесении изменений в любую составляющую проекта — трассу, продольный профиль, конструкцию — будут обновляться и общая модель коридора, и все построенные на основе коридора или взаимосвязанные с ним объекты. Для многих проектных организаций именно эта особенность AutoCAD Civil 3D стала ключевой при принятии решения о переходе на использование данной САПР. Ведь не бывает проектов, не требующих исправлений и корректировок. Изменения неизбежны, а их учет в других программных средствах требует от инженеров массы времени и сил — порой проект приходится переделывать чуть ли не заново.

Динамическая среда AutoCAD Civil 3D позволяет автоматически обновлять не только модель проекта, но и выходные чертежи и результаты расчетов. Расчет объемов земляных работ осуществляется по осям сечений и поверхностям черной земли и коридора. Кодам форм элементов конструкций могут быть заданы материалы дорожной одежды, облицовки и других элементов дороги (асфальтобетон, песок, гравий и т.д.). Затем инструментами подсчета объемов определены их объемы для строительства инфраструктурного проекта. По осям сечений также оформляются необходимые для выпуска проекта поперечные профили в требуемом внешнем виде, разбитые на листы для вывода на печать. Механизм автоматизированного формирования выходных чертежей позволяет осуществить нарезку листов плана и продольного профиля трассы по шаблонам. В шаблонах листов имеются компоновки форматов, масштаба печати, рамочного оформления.

На мой взгляд, основной сложностью проектирования автомобильных дорог является увязка проектных решений с существующей инфраструктурой на большой протяженности. При выполнении проекта автомобильной дороги необходимо учитывать и анализировать огромное количество исходных данных, а также не забывать о перспективном развитии района, в котором ведется проектирование.

Для поиска оптимального варианта прохождения трассы, предварительной оценки объемов работ, да и оценки проекта в целом существует стадия предпроекта. На этой стадии происходит техническое и экономическое обоснование инвестиций в строительство дороги. То есть от того, насколько качественно будет выполнен этап предпроектных разработок, зависит принятие правильного решения в пользу того или иного варианта.

В этой статье мне хотелось бы рассказать об Autodesk InfraWorks как о программе для эскизного проектирования автомобильных дорог. С помощью специализированного набора инструментов можно довольно быстро создать информационную модель, которая будет включать в себя несколько вариантов планировочных решений, проанализировать ее, а затем передать выбранный вариант в другие программы для дальнейшей и более детальной проработки.

Создание модели существующей ситуации

Создать модель в InfraWorks можно двумя способами: с помощью конструктора модели или вручную.

С помощью конструктора модель создается в мировой системе координат LL84. Не стоит этого опасаться – у вас будет возможность экспортировать созданную модель в нужную вам систему координат.

Главным преимуществом конструктора модели при разработке предпроектных решений является то, что вся существующая ситуация подгружается из данных открытых источников. Например, информация о дорогах, зданиях и водных пространствах подгружается из OpenStreetMap, снимки со спутников из Microsoft Bing Maps накладываются на рельеф модели, который, в свою очередь, строится на основе геолокационных радаров. Это актуально, если у вас нет исходных данных для проектирования (например поверхности существующей земли).

Если у вас есть собственные исходные данные для проектирования, то вы можете также подгрузить их в уже созданную модель или на их основе создать модель существующей инфраструктуры вручную сразу в нужной системе координат.

Составные и планируемые дороги

Дороги в InfraWorks делятся на 2 типа: планируемые и составные (компонентные).

Те дороги, которые появились в модели с помощью конструктора, по умолчанию являются планируемыми. Это простые дороги, которые можно создать в модели, указывая щелчками мыши вершины углов поворота трассы в плане. InfraWorks сам впишет в эти углы радиусы. Высотные отметки дороги в этих точках будут соответствовать отметкам земли. В планируемых дорогах ввести конкретные значения радиусов вертикальных кривых и кривых в плане не получится. Функционал профилирования для планируемых дорог недоступен – вы не можете менять заложение откосов, управлять материалом их укрепления. Количество полос движения на планируемых дорогах изменяется в свойствах.

Такие дороги создаются на основе стиля: в нем настраиваются элементы поперечного профиля (полосы движения, обочины, тротуары и т. д.), задаются материалы для этих элементов, а также размещаются элементы оформления дороги (ограждения, опоры освещения и т. д.). Элементами оформления дороги выступают 3D-модели из палитры стилей. Можно использовать как стандартные 3D-модели, так и наполнять библиотеку своими собственными.

Помимо размещения различных 3D-моделей вдоль планируемой дороги в качестве оформления можно применять пользовательские профили для визуализации линейных элементов.

Чтобы сделать пользовательский профиль, необходимо:

1. Создать чертеж в Civil 3D и обычными средствами AutoCAD вычертить поперечное сечение необходимого элемента. Обратите внимание на то, чтобы центр этого сечения имел координату 0 во всех направлениях;

2. Переключиться в рабочее пространство MAP 3D;

3. Выполнить экспорт профиля в формат .*sdf;

4. В редактировании стиля дороги добавить пользовательский профиль;

5. Настроить размер, материал и положение этого профиля вдоль дороги;

6. Сохранить изменения.

Планируемые дороги больше подходят для моделирования существующей ситуации.

Для эскизного проектирования дорог в InfraWorks есть специальный модуль – Roadway Design. С помощью этого модуля можно создавать составные дороги.

При направлении просмотра на трассу сбоку у вас появится возможность отредактировать вертикальный профиль трассы – изменить высотные отметки точек перелома, вписать вертикальные вогнутые и выпуклые кривые с нужными значениями радиусов. Помимо изменения отметок непосредственно на трассе можно открыть вид профиля и корректировать профиль на виде. Кстати, в последних версиях продукта есть возможность создать профиль, максимально проходящий по поверхности существующей земли.

Для составных дорог доступно профилирование откосов: можно самостоятельно задавать их заложение, разделять на участки с разным укреплением.

Для таких дорог можно предварительно рассчитать вираж. Расчет ведется в соответствии со стандартами проекта; российского пакета локализации Country Kit для InfraWorks пока не выпущено, так что такой расчет виража стоит использовать только для визуализации.

Для составных дорог можно включить отображение поперечных сечений и визуально оценить, как будет вести себя дорога на прямых участках и поворотах.

При пересечении составных дорог автоматически формируется перекресток, который можно настроить: выбрать расчетный автомобиль и тип перекрестка (обычный или круговой), создать переходно-скоростные полосы для разгона и торможения, назначить конкретные радиусы сопряжений. Увязка откосов на перекрестке также происходит автоматически.

Составные дороги, помимо расширенных возможностей их моделирования, имеют особые инструменты анализа. Например, можно выполнить оценку видимости на дороге или перекрестке, образованном пересечением составных дорог. За облачные единицы можно выполнить оптимизацию коридора или профиля – InfraWorks сам высчитает лучшие варианты прохождения вашей трассы и ее отметок в соответствии с картами пригодности и на основании заданных ограничений. Имея данные о перспективной пропускной способности дороги, можно выполнить моделирование транспортных потоков.

В случае необходимости планируемые дороги можно преобразовать в составные. Например, если вы захотите проанализировать транспортные потоки планируемых дорог, InfraWorks сам предложит преобразовать их в составные, поскольку эта функция доступна только для составных дорог.

Создание и применение сборок дорог

Сборки дорог представляют собой наборы отдельных элементов поперечного сечения: полос движения, бордюров, тротуаров и т. д.

Несколько вариантов сборок представлены в библиотеке InfraWorks. Можно выбрать наиболее подходящую и с ее помощью вычертить дорогу, а можно изначально создать свою собственную сборку из отдельных компонентов и сохранить ее как пользовательскую и, таким образом, сформировать свою собственную библиотеку сборок дорог.

Чтобы создать пользовательскую сборку дороги, необходимо:

1. Запустить команду создания составной дороги

2. Выбрать компонент, с которого вы начнете создание сборки (например обычную полосу движения).

3. Проложить дорогу в плане

4. Вставить новые компоненты дорожного полотна: выбрать из библиотеки необходимые и разместить их на дороге. Новые компоненты могут быть созданы как на всей протяженности дороги, так и на определенных пикетах. Благодаря тому, что компоненты могут добавляться только на заданных пикетах, в InfraWorks удобно показывать уширения, переходно-скоростные полосы. Значение длины перехода также можно отредактировать и сделать равным расчетному.

5. В окне свойств отредактировать ширину, толщину и уклон компонентов.

6. Сплошную линию разметки (например вдоль разделительной полосы) можно создать с помощью отдельно настроенного компонента. Прерывистая разметка полос создается автоматически.

8. Настроить профилирование: задать заложения откосов, выбрать материал укрепления. Можно задавать разное заложение откосов на дороге и формировать между ними переход, выбирать разные материалы укрепления для разделенного профилирования.

9. Созданную сборку сохранить в библиотеку. Теперь вы можете создавать новые дороги на основе вашей сборки. Элементы оформления, настроенные вами в сборке, также сохраняются.

Подсчет объемов

Для составных дорог в InfraWorks можно подсчитать количественные характеристики, например объемы земляных работ. Объемы будут рассчитаны попикетно. При желании из расчета объемов можно исключить мосты и перекрестки.

Объем можно посчитать как по всей дороге, так и на определенных пикетах, указав их значения в окне расчета. Попикетный отчет об объемах земляных работ можно выгрузить во внешний файл в формате *.csv.

Экспорт данных в Civil 3D

После того как эскиз дороги создан, а решение по выбору варианта прохождения трассы принято или требует дополнительных уточнений и расчетов, необходимо экспортировать полученную модель в Civil 3D для детальной проработки. Из InfraWorks информация передается в формате IMX. Другой вариант – модель напрямую открывается в Civil 3D. При экспорте модели в формат .*imx появляется возможность задать целевую систему координат (например местную, созданную вами с помощью функционала MAP 3D).

В Civil 3D из InfraWorks переходит трасса, продольный профиль, поверхность существующего рельефа, проектная поверхность по верху дороги, конструкции и коридор. Областей коридора на перекрестке создано не будет, вираж, рассчитанный по трассе, в Civil 3D также пока что не импортируется. Но в любом случае данные, полученные из InfraWorks, – это хорошая основа для разработки проектной документации и доработки предпроектной.

Для получения полноценного проекта потребуется изменить конструкции поперечных сечений автомобильной дороги, замоделировать и увязать перекрестки, создать поверхность по верху дороги на основе коридора и рассчитать объемы.

Заключение

Благодаря современным технологиям информационного моделирования у нас есть возможность проектировать в контексте окружающей среды и решать вопросы увязки и зрительного восприятия уже на стадии предпроектных проработок. Такие модели могут быть полезны для демонстрации проекта руководству или заказчику. Также их можно передавать в специализированные программы для разработки полноценной проектной и рабочей документации.

программное обеспечение для проектирования шоссе

Лучшее программное обеспечение для проектирования дорог включает множество функций, которые помогают значительно сократить время, необходимое для проектирования дорог. Даже сложные элементы дизайна, такие как тупики и пересечения, создаются автоматически, что ускоряет весь процесс.

Кроме того, лучшее программное обеспечение для проектирования автодорог приводит к точным проектам и способствует плавному процессу от концептуализации до строительства.

Как работают программы для проектирования дорог

Программное обеспечение для проектирования дорог оснащено набором функций, которые автоматизируют каждый этап проектирования.

Сбор данных, контурная обработка, моделирование местности, проектирование площадки и объемы земляных работ выполняются автоматически. Проектирование водопропускных труб и коридоров, дренажных слоев, стен и ограждений, кольцевых развязок, выравниваний … все делается быстро.

Ваша роль состоит в том, чтобы просто передать детали и позволить компьютеру вступить во владение. Большинство из них также позволит настраивать, чтобы лучше охватить сложности, связанные с налогообложением проектов.

Важно отметить, что проектировщик дорог получает полный контроль над соответствующими проектными данными и имеет постоянный доступ к проектной информации.

Типы программного обеспечения для проектирования дорог

Программное обеспечение варьируется в рамках дизайна, причем некоторые из них являются 2D и большинство предлагают интерактивное 3D .

Другие различия можно увидеть в возможностях, настройке и даже в том, как предоставляется программное обеспечение (облачное или через загрузки).

Некоторые из этих программ имеют открытый исходный код (и бесплатны), в то время как многие из них подлежат коммерческим лицензиям.

Сказав это, инженеры найдут решение для удовлетворения своих потребностей, будь то работа над проектом простой сельской дороги или мега-супермагистрали.

Вот наши номинации на лучшее программное обеспечение для дорожного дизайна.

Программное обеспечение для проектирования автомагистралей для Windows 10

Autodesk InfraWorks 360 (Выбор редактора)

лучшее программное обеспечение для дорожного дизайна

Infraworks 360 — это многофункциональное программное обеспечение для проектирования из огромного списка легендарной команды разработчиков Autodesk, в котором проектировщики дорог улыбаются от уха до уха.

И, как они привыкли, Autodesk никогда не спит и продолжает внедрять новые функции, улучшающие визуализацию и рабочие процессы проектирования дорог.

InfraWorks работает как шарм, от расчета количества материалов в указанных областях интереса (AOI) до моделирования параметрических туннелей, точного редактирования профилей и даже до улучшенных видов контуров рельефа.

Программа также предлагает редкие качества, такие как плавное управление проектированием, задержка автоматического восстановления дизайна для эффективной модификации осевой линии дороги и динамическое управление рельефом местности.

Что ж, у него есть крутая кривая обучения, но с Autodesk, публикующим тонны интерактивных уроков и видео, вы скоро должны найти свой путь, независимо от сложности готового проекта.

Если вы увлечены созданием более точных дорожных проектов, потрясающей 3D-визуализацией и отличной совместной работой, InfraWorks 360 может стать подходящим вариантом.

Bentley OpenRoads Designer

бесплатно скачать дорожный дизайн

Bentley OpenRoads — это многофункциональное программное обеспечение для проектирования дорог, которое поставляется практически со всеми инструментами, необходимыми для точного проектирования дорог.

Основанный на Bentley Inroads, одной из первых программ проектирования дорог, Bentley OpenRoads обеспечивает последовательность, которой может не хватать в новейших моделях.

Это на самом деле похоже на программное обеспечение InfraWorks 360 в некотором смысле. Например, вы можете легко обрабатывать сложные модели поверхностей для дорожных проектов, требующих расширенных топографических функций.

Встроенная разработка графических шаблонов также интерактивна и интуитивно понятна, как и ее конкуренты.

Благодаря выравниванию, программа позволяет легко получить правильные координаты без необходимости дублирования дорожных конструкций.

Бит моделирования — это еще один приятный компонент, поскольку он позволяет проектировать проекты в соответствии с местностью и местными ограничениями.

Его 3D-возможности превосходны и позволяют быстро просматривать поперечные сечения, а также визуализировать рабочий процесс в реальном времени.

Возможно, разработчик мог бы добиться большего успеха в макете меню, которое все еще выглядит немного громоздким, но, несмотря на это, оно вполне конкурентоспособно.

Site3D

бесплатно скачать дорожный дизайн

Site3D является одним из самых удобных программ для проектирования дорог.

Действительно, все здесь очень просто, даже для тех, кто никогда не использовал программное обеспечение для проектирования дорог: настройка, инициализация проекта, загрузка элементов дизайна … вы называете это.

В результате он очень быстро производит предварительные элементы дизайна, такие как кольцевые развязки, пешеходные дорожки, дренаж и соединения.

Точно так же вы можете в кратчайшие сроки доставить первый макет автомагистрали, что делает его особенно удобным, когда вам необходимо срочно сделать презентацию .

Site3D также позволяет использовать различные методы ввода, чтобы вы могли работать именно так, как вы хотите, и выполнять все ваши уникальные требования к дорожному проекту.

И в случае, если вы застряли — и это случается довольно редко — поддержка программного обеспечения быстро действует с помощью персонализированного решения.

В целом, программное обеспечение повышает производительность, делает задачи проектирования более приятными и упрощает вашу работу даже в грандиозных проектах.

  • Примечание редактора. Если вам интересно другое программное обеспечение для инженеров, ознакомьтесь с нашей обширной коллекцией руководств .

RoadEng

простое программное обеспечение для проектирования дорог

RoadEng — это универсальное решение, которое позволяет создавать великолепные проекты, где бы они ни находились. RoadEng имеет безупречные результаты, будь то проектирование сельских дорог, автомагистралей, ресурсных дорог, посредников, национальных дорог, лесных тропинок или автомагистралей.

Впечатляет, что это не сложное программное обеспечение и требует минимальных усилий, чтобы освоить вещи.

Поток потрясающий от концептуализации до финиша и всего, что между ними, включая расчет количества земляных работ и создание горизонтального / вертикального выравнивания

Интерактивность в реальном времени означает, что вы мгновенно просматриваете данные и, при необходимости, меняете дизайн, не теряя времени.

Геометрический дизайн дороги упрощен благодаря интуитивно понятному графическому интерфейсу пользователя и настраиваемым макетам.

Вы создаете в 3D, одновременно обмениваясь и демонстрируя свои проекты, благодаря обширному многосюжетному построителю отчетов.

Еще один приятный аспект — команда технической поддержки RoadEng: они быстрые и очень профессиональные.

Короче говоря, это все, что вам нужно, чтобы стать звездным дорожным дизайнером.

Вывод

Сравнивая лучшее программное обеспечение для проектирования шоссе, обратите внимание на такие факторы, как кривая обучения, интерактивность в реальном времени и простота обмена .

Он также должен иметь интуитивно понятный пользовательский интерфейс и работать без проблем.

Прежде всего, он должен быть достаточно мощным, чтобы выполнять то, что вы планируете достичь при проектировании дорог.

В нашем списке сейчас одни из лучших программ на рынке, и мы уверены, что мы создаем первоклассные проекты шоссе / дорог.

Пожалуйста, расскажите нам о своем выборе в разделе комментариев.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Примечание редактора: этот пост был первоначально опубликован в декабре 2018 года и с тех пор обновлен для свежести и точности.

Проектирование автомобильной дороги является одной из наиболее приоритетных задач современного мира, ведь возведенные пути представляют собой артерии, по которым передвигается легковой, грузовой и общественный транспорт. Современная транспортная система – это сложнейший организм, все элементы которого взаимосвязаны и непосредственно зависят друг от друга. Проектирование автомобильной дороги на данный момент во многом определяется действующими связями между населенными пунктами, зонами отдыха, промышленными предприятиями и прочими общественными центрами.

Жизнь современного мира невозможно представить без организованного и четко работающего механизма, который мог бы обеспечить нормальную транспортировку грузов или населения. Грамотное проектирование автомобильной дороги сегодня является особенно важным еще и по той причине, что на данный момент пути абсолютно не приспособлены к постоянно растущим транспортным потокам и высокой скорости движения.

Зачем это нужно?

проектирование автомобильной дороги

Проведение этой процедуры должно обеспечивать безопасное, удобное, организованное и максимально комфортное движение транспортных средств в соответствии с расчетными скоростями. Также грамотное проектирование автомобильной дороги позволяет добиться однородных условий движения, полного соблюдения принципов зрительного ориентирования водителей, удобное и предельно безопасное расположение различных пересечений и примыканий. Именно поэтому оно настолько важно.

Многие владельцы частных территорий задумываются над тем, зачем им нужно изыскание и проектирование автомобильных дорог, ведь достаточно просто отсыпать путь следования и уложить на него асфальт. Но если человек никогда не сталкивался с подобным видом деятельности, лучше для начала хотя бы поверхностно ознакомиться с полным перечнем работ, с которым придется столкнуться, а также посмотреть стоимость их проведения и возможные последствия.

Перед тем как начинать укладывать пути общего пользования, примыкания или какой-нибудь городской улицы, для начала нужно получить разрешение на проведение таких работ, а для этого требуется изыскание и проектирование автомобильных дорог. Самовольное проведение всех работ в конечном итоге выльется в то, что будут вызваны представители ГИБДД, которые для начала выпишут соответствующее предписание, и если в ближайшем будущем все замечания не будут полностью устранены, примыкание или дорога будут полностью ликвидированы, а также вынесется запрет на эксплуатацию объекта. В связи с этим придется все восстанавливать в первоначальное состояние, что окажется бесполезной тратой огромного количества средств, не говоря уже о том, что если путь вел к какой-нибудь промышленной площадке, АЗС, кафе или коттеджному поселку, их функционирование также будет прекращено.

Чем это еще может грозить?

проектирование строительство автомобильных дорог

Не все понимают, что, в соответствии со СНиП, проектирование автомобильных дорог – это не просто укладка щебня, асфальта и установка дорожных знаков. В процессе проведения данной процедуры должны учитываться все проектируемые и существующие коммуникации, которые располагаются в зоне строительства, ведь будет крайне неприятно, если случайно рабочие во время проведения укладки порвут газопровод, водопровод или оптоволоконный кабель. В конечном итоге восстановлением и возмещением убытков владельцам коммуникаций будет заниматься заказчик, а стоимость проведения этих работ очень высокая.

Именно поэтому должны полностью соблюдаться нормы, указанные в СНиП. Проектирование автомобильных дорог следует доверять только профессиональным специалистам, так как есть множество моментов, которые могут не учесть даже профессиональные строители. Квалифицированные инженеры предусматривают любые мероприятия, которые могут понадобиться для длительной и безопасной эксплуатации дороги, проводят расчет конструкции дорожной одежды и несущей способности основания под всевозможные нагрузки, а также обеспечивают системы водоотвода для того, чтобы предотвратить возможность размыва земляного полотна, и учитывают еще множество других нюансов.

изыскание и проектирование автомобильных дорог

Для начала стоит определиться с тем, какие в принципе существуют виды автодорог:

  • Автомагистраль – транспортная дорога, по которой машины движутся по непрерывному маршруту и доступ на которую предусматривается раз в пять километров.
  • Скоростное шоссе – отличается от первого типа тем, что здесь присутствует упрощенный уровень доступа, равный трем километрам.
  • Обычного пользования – все остальные виды автомобильных дорог, которые не попадают под определение двух предыдущих.

В зависимости от типа выбранного пути значительно изменяются также особенности планирования. В процессе проектировки учитываются различные особенности рельефа, тип полотна, метеорологические условия, смежные дороги, приблизительный срок эксплуатации, интенсивность транспортного потока, а также прочностные характеристики.

Планирование

Первое, что нужно будет сделать в процессе планировки – это четко обозначить маршрут. Магистраль ни в коем случае не должна прокладываться через сельскохозяйственные территории, городские центры, а также уникальные природные ландшафты и всевозможные промышленные комплексы. В преимущественном большинстве случаев инженеры во время планирования сначала проводят предварительную съемку территории, по которой будет прокладываться путь, а также отмечают на карте все возможные маршруты. После этого проводится детальный анализ с выявлением всех преимуществ и недостатков каждого из представленных вариантов.

Затем выбирается какой-либо конкретный маршрут и осуществляется его детальный анализ перед тем, как будет проводиться через ТКП проектирование автомобильных дорог. Далее проводится создание проектных чертежей, но при этом владельцы земель и различных организаций, через территорию которых будут прокладываться дорожные маршруты, имеют право высказывать свои предложения и замечания. В основном в процессе планировки организуется независимая проектная экспертиза, по результатам проведения которой уже вносятся различные корректировки.

На финальной стадии, после того как был утвержден проект, создается большое количество рабочих чертежей. Помимо непосредственного маршрута, на чертежах также предельно подробно указываются перекрестки, выезды и въезды с дороги, а также проезды, переходы, мосты и прочие сооружения. Также в обязательном порядке определяется, какая конкретно спецтехника будет использоваться в процессе укладки дорожного полотна и одежды.

Этапы

снип проектирование автомобильных дорог

Таким образом, планирование можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Разработка и утверждение маршрута.
  2. Составление ряда предложений, связанных с обустройством трассы и последующими восстановительными мероприятиями.
  3. Согласование проекта и получение поддержки со стороны всех заинтересованных ведомств.
  4. Тщательная разработка документации, в которую также должно входить планирование зеленых насаждений.

Одной из наиболее актуальных проблем дорожного строительства является планировка ландшафта, где в качестве основной цели указывается включение в него прокладываемой трассы. При этом обязательно нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • выбор типа дорожного полотна;
  • сохранение всех зеленых насаждений, существующих на данный момент;
  • создание новых посадок;
  • обустройство склонов;
  • разработка полного комплекса восстановительных работ.

Не стоит забывать о том, что подобное строительство должно включать в себя длительные, масштабные и кропотливые исследования, особенно если вы возводите через ТКП автомобильные дороги. Нормы проектирования включают в себя множество различных нюансов, которые нужно учитывать на каждом этапе проведения подобных работ. К положительным моментам можно отнести то, что на данный момент действующие принципы прокладки путей с дугообразными сопряжениями дорожного полотна и мягкими поворотами отлично сочетаются с любыми особенностями ландшафта.

С чего нужно начинать?

Если вы столкнулись со строительством автомобильных путей, городских улиц или каких-либо примыканий, делать эту работу следует в несколько шагов:

  1. Проектирование земляного полотна автомобильных дорог.
  2. Сбор исходной информации.
  3. Окончательное проектирование и выпуск всей необходимой документации.
  4. Согласование проекта с заказчиком и соответствующими органами.

Задание

проектирование земляного полотна автомобильных дорог

На данном этапе крайне важно определиться со стадийностью, а также видами выполняемых работ. Все дело в том, что в зависимости от указанного вами перечня (капитальный ремонт, новое строительство, реконструкция и т. п.) будет непосредственно изменяться и объем выполняемых работ, а также полный список организаций, с которыми нужно будет согласовывать всевозможные документы. К примеру, если вы в задании на проектирование дороги указываете реконструкцию вместо проведения капитального ремонта, то в таком случае вы должны будете пройти тщательную государственную экспертизу и довести до нормативов различные геометрические параметры, а проведение этих работ потребует большого количества времени и средств.

В задании также должно указываться точное количество экземпляров и тип выдаваемой документации, общие сроки проектирования, определенная категория прокладываемого пути и еще множество других нюансов. Не стоит забывать о том, что, в соответствии с заданием, будет осуществляться подготовка, проектирование, строительство автомобильных дорог, и любые вещи, которые выходят за его рамки, придется обсуждать уже отдельно.

Исходная информация

К этому перечню данных относятся всевозможные инженерные изыскания, технические условия от владельцев каждой из коммуникаций, находящихся в зоне работ, а также различные письма, полученные от согласовывающих учреждений. Объем исходной информации непосредственно зависит от особенностей определенного объекта. Для небольшого строительства проездов, примыканий или стоянок вполне достаточно городских планшетов, в то время как нормы проектирования автомобильных дорог предусматривают также наличие геологических и геодезических изысканий.

Проектирование

нормы проектирования автомобильных дорог

Этот этап является наиболее длительным и затратным. После того как были получены технические условия, значительно увеличивается общий объем работ, а асфальт и щебень превращаются в далеко не самые затратные расходы.

Освещение пути в обязательном порядке должно обустраиваться на территории населенных пунктов, а главной его целью является обеспечение нормальной видимости автомобильной дороги и тротуаров. Водоотведение же может выполняться двумя различными способами – ливневой канализацией или отдельными водоотводными канавами. Крайне важно в процессе проектирования водоотведения учитывать и предусматривать нормативные уклоны, а также различные точки приема-выпуска. В процессе отведения воды на прилегающие территории зачастую также необходимо обустраивать локальные очистные сооружения.

Если инженерные коммуникации попали в зону строительства, то в таком случае владельцы в любом случае потребуют их защиты или же переустройства в соответствии с нормативной документацией. Таким образом, рекомендации по проектированию автомобильных дорог уже не ограничиваются только дорожным полотном, что требует привлечения инженеров также множества других специальностей, что, соответственно, существенно увеличивает общую стоимость строительства.

Как оно проводится?

Приступая к проектированию, изначально осуществляют различные прочностные вычисления, а уже потом на их основе проводят расчет продольного и поперечного профилей. В процессе проектировки также проводится расчет технической и финансовой стороны проекта, после чего составляется подробная проектно-сметная документация с указанием оценки всех затрат, необходимых для строительства полотна.

Выбираются инженерно-экологические решения, с помощью которых автомобильная дорога сможет гармонично разместиться в природном ландшафте. За счет анализа экологической ситуации во время разработки проектной документации можно будет провести дальнейшее строительство с минимальным ущербом для окружающей среды.

Проектирование дороги осуществляется на основе проведения целого ряда инженерных изысканий, а также анализа параметров грунта с учетом особенностей местного рельефа. В процессе проектирования дорог профессионалами используются современные программные комплексы, а также специализированное инженерное оборудование.

В современных реалиях просто невозможно представить себе профессиональную разработку проектной документации без автоматизированных систем. Математическое моделирование и компьютерная оптимизация на каждом из этапов проектирования позволяет существенно увеличить общее качество проводимых работ, а также уменьшить стоимость, сроки и общее количество материалов, необходимых для строительства. С течением времени методы проведения проектных работ полностью отступают от традиционных принципов проектирования, использующихся буквально 20 лет назад.

Согласование

рекомендации по проектированию автомобильных дорог

Перечень органов, занимающихся согласованием проектной документации, должен отражаться в задании, в соответствии с которым устанавливаются правила проектирования автомобильных дорог. Если возникают какие-то замечания или вопросы, проектировщики могут всегда напрямую связаться со специалистом и устранить замечания или внести различные корректировки. Проведение независимой или государственной экспертизы в большинстве случаев отмечается отдельно.

После того как все положительные согласования были получены, проектирование участка автомобильной дороги можно считать завершенным. Затем уже можно получать разрешение на проведение строительных работ.

Читайте также: