Как сделать проект для 7 класса про фэнтези

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

1 Минералова И.Г.Детская литература. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.:ВЛАДОС,2002.с.156-157.

2 Гопман В.Л. Фэнтези Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий.– М.:Н.П.К.Интелфак.–С.1162

3 Каплан В. Заглянем за стенку. Новый мир. – 2001. – №9. – С. 158

между Хаосом и Космосом.

Исследователи находят в фэнтези элементы героического эпоса, легенды, рыцарского романа, литературной сказки, романтической повести, готического романа, оккультно-мистической литературы символистов, постмодернистского

Глава 2. История жанра.

_____________________ 19 Русская фантастика ХХ века в именах и лицах: Справочник. Под ред. М.И. Мещеряковой. – М.: Мегатрон, 1998. – с. 22.

настоящее полноценное приключение. Он жаждет Бессмертия. Именно оно - объект его поиска, цель квеста.
Под "поиском-квестом" понимается поэтапное прохождение трех стадий: "установление цели" - "движение к выполнению" - "результат". Цель поиска далеко не обязательно будет материальной. Квест определяется, как целенаправленное движение к достижению поставленной задачи.
Именно в период расцвета народного эпоса фэнтези стало обретать более-менее привычные нашему глазу черты. Эльфы и гномы, маги и колдуны, циклопы и сирены - все они давно стали привычными для любого почитателя жанра. Сказители создали некий обобщенно-привычный, узнаваемый образ сказочного персонажа. Стереотип внешности и поведения. Нечто, позволяющее нам четко детерминировать любое создание. Большие зубы, черный окрас – злой персонаж. Добродушная улыбка, пушистая мордочка - хороший. По сей день подобные характеристики остаются константами.
Следующий этап - первое тысячелетие нашей эры. Именно этот период становится расцветом героической литературы. Хитроумные персонажи постепенно начинают вытесняться силачами-рыцарями, вооружёнными двуручными мечами и побеждающими драконов. Барды и менестрели поют о воинской доблести, о славе, о боевых наградах.

Так появились легенды о короле Артуре и Рыцарях Круглого стола, способных сокрушать в одиночку полки врагов. Параллельно происходит некое "приземление" цели поиска. Своеобразное приближение к реальности. Герои ищут уже не бессмертие, но клады, славу и почести. Проблематика становится более актуальной. При вмешательстве католической Церкви эпические баллады получают новую подоплеку. Могучие герои отправляются на поиск Святого Грааля или Гроба Господня. Действие-поиск становится "глобальным". Квест больше не представляет собой путешествие за сокровищами и военный поход против восставшего вассала. Теперь задача героя - спасти мир.
Параллельно с христианизацией героических баллад, идет процесс их романтизации. Особенно во французском героическом эпосе. Появляется первое имя - француз Кретьен де Труа, автор романа "Ланселот - Рыцарь Телеги". Вклад его в развитие литературы-фантазии потрясающе велик. Ранее все персонажи появлялись и незаметно исчезали. Внимание акцентировалось лишь на главного героя или совокупность главных героев. Кретьен де Труа расширил узкие рамки. В его романах соратники Артура играют ведущие роли. Именно Де Труа впервые создал образы глуповатого оруженосца, могучего мага, верного воина-побратима.
1485 год - публикация гениальной работы Томаса Мэлори "Смерть Артура". Это первое произведение, которое можно практически без уступок отнести к жанру фэнтези. Таким образом более пятисот лет назад уже были четко оформлены основные принципы произведения-фантазии.

В литературном произведении, относящемся к жанру фэнтези, реальность соединяется с вымыслом, но не как равноправный партнер, ибо реальность - лишь стержень, на который наматывается нить фантазии, и наличествует глобальный квест, выполняемый командой приключенцев. Затем жанр фэнтези отходит на второй план и уступает место фантастической литературе и историко-приключенческим романам. Первые отражали мечты индустриального общества о грядущих достижениях, о фантастических аппаратах способных добраться до иных миров. Вторые удачно сочетали в себе героику эпических произведений и сентиментализм любовных баллад. В 1930-ом году, неизвестный молодой писатель Роберт Говард, придумывает Конана-Варвара, бесстрашного воина, что так же ловок и силен в боях, сколь и искусен в любовных играх. Говардовский герой проживает в загадочном мире Меча и Колдовства. В мире-фантазии. Романы, описывающие приключения могучего Варвара, на какой-то период взлетают к вершине славы.

В 1937 году выходит в свет книга Толкиена "Хоббит".

В 1950-м году К.С.Льюис приносит в издательство свою книгу - "Нарнию", околорелигиозную фэнтези, которая с лёгкостью нашла своего читателя.
В 1954 году впервые издается легендарная трилогия профессора Толкиена. "Властелин Колец". И окончательно жанр оформляется в конце 60-х, когда "Властелин" выходит в "доступной" мягкой обложке.
Интерес к фэнтези-литературе возрастает многократно. Огромное количество писателей с головой погружается в новый жанр. Фэнтези становится одним из самых популярных литературных жанров.
Всё большее и большее количество писателей обращается к жанру фэнтези: Майкл Муркок, Андре Нортон, Урсула Ле Гуин, Стивен Р. Дональдсон, Роджер Желязны, Пирс Энтони, Кэтрин Курц, Дэвид Эддингс, Роберт Асприн и другие.

Глава 3. Современное фэнтези.

Период романтичной фэнтези остался во второй половине ушедшего века. Фэнтези становится всё более и более прагматичным. Безумной популярностью пользуются авторы, избравшие следующую примитивную схему: a) Безостановочно "крутеющий" главный герой.
б) Неограниченно появляющиеся все более и более грозные противники, способные на несколько страниц или даже томов противостоять чрезмерно "крутому" главному герою. Соответственно, все повествование сводится к безостановочным "дракам".
в) Минимизация количества "красивых" глобальных и побочных квестов, их примитимизация, с целью дать возможность герою прямолинейно шествовать к основной своей задаче - очередному спасению гибнущего Мира.

Если ситуация, подобная той, что существует в настоящее время в литературном мире не изменится, то судьба фэнтези в нынешнем веке окажется вполне предсказуемой. Не кризис перепроизводства, чуть было не убивший в свое время научную фантастику, но кризис идейный безвозвратно похоронит жанр, и читатель вновь обратит свой взгляд на фантастику, имеющую поистине неограниченный источник новых идей - постоянно развивающуюся и шагающую вперед семимильными шагами, науку.
Анализ произведений, наводнивших отечественный и западный книжные рынки, помогает вычленить несколько характерных особенностей, свойственных как "нашему", так и "заграничному" фэнтези:
1) Для современной литературы-фантазии характерна смесь жанров. В чистом виде, скажем, героическое или классическое фэнтези уже не встречаются. Наиболее удачные представители сочетают в себе черты политической, исторической и юмористической фэнтези. 2) Современный менталитет в средневековом антураже. Действует ли выходец из нашего мира в параллельной реальности, или же на другом временном отрезке, все равно, подчиняясь воле автора, не приемлет средневекового образа мышления. Логика его подобна логике современного человека. 3)Ориентация на рынок. Основная масса писателей ориентируется не на "зов сердца" и не на стремление "создать лучшее и самое оригинальное", но лишь на рыночный спрос.

Глава 4. Ролевые игры и фэнтези.

В наши дни фэнтези — это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх. Подобная жанровая универсальность особенно отличает китайское фэнтези с элементами восточных единоборств.

Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: Forgotten Realms и Warhammer.
Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи ещё до оформления в отдельный жанр фэнтези-арта. Примерами являются работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.

Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты.

Тодд Локвуд, художественный редактор Wizards of the Coast — работы по вселенной Forgotten Realms.
Мэтт Ставицки — иллюстрации к книгам серии Dragonlance.
Сэмвайс Дидье — концепт-арт вселенной WarCraft.
Лео Хао — иллюстрации к книгам Юрия Никитина и Ника Перумова, обложки альбомов групп Ария и Blind Guardian.
Антон Ломаев — иллюстратор Марии Семёновой, Тэда Уильямса и др.
Владимир Бондарь — работы по книгам Ника Перумова и Сергея Лукьяненко.

Глава 5. Место литературы фэнтези в круге чтения современных подростков

Последнее десятилетие XX века ведущие позиции в фантастической литературе заняло направление, условно называемое фэнтези. Среди всех литературных направлений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.

В современной литературе функционируют настолько видоизмененные в сравнении с классическими формы, что их жанровое определение не может состояться без погружения внимания исследователя в мировоззренческие, онтологические основы их бытования. В противном случае границы жанров и направлений оказываются размытыми и происходит их смешение. А для читателя, и тем более для руководителя чтения, незнание признаков отдельных явлений литературы чревато неверным их истолкованием и, следовательно, возможным снижением педагогического эффекта чтения.

Чаще всего мы сталкиваемся с отношением к фэнтези как к некоей группе атрибутов: магия, средневековый колорит в одежде, оружии, соответствующий кодекс моральных ценностей — и это, в сущности, правильно, но касается исключительно изобразительной стороны художественного произведения. Подобные приметы можно встретить и в произведениях, посвященных исторической тематике. Однако даже самый неискушенный читатель никогда не спутает рассказ о средневековье, со всей его мистичностью, с фэнтези-

повествованием. Следовательно, отличие лежит в более глубоких слоях смысла и природы, а не только структуры произведения.

В фэнтези проявления сверхъестественного и то, что мы привыкли называть реальным миром, существуют как бы на равных. Магия, божественные силы и прочие фантастические атрибуты оказываются обязательным, а порой и важнейшим, фактором миров, материальная составляющая которых также является самоценной. В ней все пронизано взаимосвязью реального и сверхъестественного.

Таким образом произведение, казалось бы, совершенно отвлеченное от реальной действительности воспитывает активную гражданскую, жизненную позицию.

____________________ 21 Русская фантастика XX века в именах и лицах: справочник. Под ред. Мещеряковой М.И. М.:Мегатрон, 1998.- 136 стр.

Литература фэнтези в последние годы заняла ведущие позиции в подростковом чтении. Нестабильность современного общества приводит к неизбежной утрате человеком социальных и нравственных ориентиров. В этой ситуации подросток наиболее уязвим. Человек подросткового возраста склонен видеть себя значительно более талантливым и героическим, нежели это кажется со стороны; склонен романтизировать и идеализировать себя. Не находя приложения своим силам и стремлениям в реальном мире, подросток в поисках самоутверждения уходит от реальной действительности в мир подростковой субкультуры или в идеальный мир, созданный воображением - собственным или писателя, автора читаемой книги. Этот процесс может быть очень опасен, если в выбранном мире нет нравственных ориентиров, если ни книга, ни жизнь не выстраивают социальных ограничителей, снижающих отрицательное воздействие реальности на личность подростка. Он деградирует, перестает развиваться духовно, порой становится асоциальным.

Взрыв рождения фэнтези стал возможен не только из-за потребности современного читателя в ярких позитивных впечатлениях, но и благодаря возникновению в сознании современного человека стремления к осмыслению произошедших за два тысячелетия событий — к осмыслению всей истории и культуры человечества, к структурированию выводов и поиску своего места в мире, поиску гармонии в мире.

В процессе работы я выяснила для себя следующее: во-первых, фэнтези - мир, наиболее привлекательный для моих сверстников, так как удовлетворяет потребность в развлечении; помогает успешнее формировать адекватное отношение к миру, активную жизненную позицию, творческую самостоятельность, этическое чутье и эстетический вкус, обеспечивает компенсацию социальной беспомощности; во-вторых, фэнтези как своеобразное сращение сказки, фантастики, приключенческого романа предлагает читателю достойные образцы литературы, обладающие художественной и нравственной ценностью.

Как следствие, названная литература - одна из самых читаемых современными подростками.

Список использованной литературы:

3.Гопман В.Л. Фэнтези. В.Л. Гопман, под ред. А.М. Николюкина. Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: Н.П.К.Интелфак. – 2001. – С.1162.

5.Смирнова Е.В. Мир фэнтези – вымысел или реальность? Мировая словесность для детей и о детях. Вып.10. М., 2005. С. 206-208.

6.Гусарова А.Д. Формула фэнтези (Принцип героя). А.Д. Гусарова Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч.тр. – Петрозаводск, 2004. – С. 152-158.

11.Минералова И.Г. Детская литература. Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений. И.Г. Минералова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

Опрос среди учащихся МОУ СОШ №2 г.Ворсма
Как вы относитесь к литературе в жанре фэнтези?

1) Читаю преимущественно произведения в жанре фэнтези;

2) В круг моего чтения входят произведения этого жанра;

3) Не знаком с жанром.

Как вы относитесь к фильмам в жанре фэнтези?

а)Люблю фильмы в этом жанре
б) Смотрю иногда в) Мне это не интересно

Как вы относитесь к компьютерным играм в жанре фэнтези?

а) Мне нравятся игры в этом жанре ; б) Иногда играю ; в) Не увлекаюсь такими играми.

Считаете ли вы произведения этого жанра полезными?

а) они оказывают положительное воздействие на развитие подростка б) они оказывают негативное воздействие на развитие подростка в) не влияют на развитие подростка

1.В современном литературоведении на данный момент не существует общепринятого определения жанра фэнтези. Наличествующие определения жанра можно сгруппировать относительно нескольких тенденций: 1. Фэнтези как одно из направлений фантастики. 2. Фэнтези как разновидность литературной сказки. 3. Определение фэнтези через миф.

3.1485 год - публикация гениальной работы Томаса Мэлори "Смерть Артура". Это первое произведение, которое можно практически без уступок отнести к жанру фэнтези. Таким образом более пятисот лет назад уже были четко оформлены основные принципы произведения-фантазии: реальность соединяется с вымыслом, но не как равноправный партнер, ибо реальность - лишь стержень, на который наматывается нить фантазии, и наличествует глобальный квест, выполняемый командой приключенцев.

4.В ХIХ веке жанр фэнтези отходит на второй план и уступает место фантастической литературе и историко-приключенческим романам.

5.В 1930-ом году Роберт Говард, придумывает Конана-Варвара. Говардовский герой проживает в загадочном мире Меча и Колдовства. В мире-фантазии. В 1950-м году К.С.Льюис приносит в издательство свою книгу - "Нарнию", околорелигиозную фэнтези, которая с лёгкостью нашла своего читателя.В 1954 году впервые издается легендарная трилогия профессора Толкиена. "Властелин Колец". И окончательно жанр оформляется в конце 60-х, когда "Властелин" выходит в "доступной" мягкой обложке.. Фэнтези становится одним из самых популярных литературных жанров.

6.В 1960-х—1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения ролевых игр. Ролевые игры в свою очередь породили новую волну литературы в жанре фэнтези.

7.В наши дни фэнтези — это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх.

8.Изучая фэнтези и его влияние на формирование жизненных мотиваций читателя-подростка, приходим к следующему выводу, что произведения фэнтези приносят больше пользы, чем вреда, так как они учат чести, порядочности, бескомпромиссности, необходимости бороться с ложью и злом. Таким образом произведение, казалось бы, совершенно отвлеченное от реальной действительности воспитывает активную гражданскую, жизненную позицию.

3. Расы

4. Добро и Зло

• Основой сюжета является противостояние сил Добра и
Зла, описываемых как стороны Света, так и со стороны
Тьмы.

5. Литература

6. Кино

• Большинство фильмов в жанре фэнтези является
экранизациями книг, комиксов или снято по их мотивам.
Популярность жанра фэнтези привела к появлению ряда
телесериалов

7. Видеоигры

• Фэнтези очень популярно как место действия в
видеоиграх. Вселенные таких игровых серий как WarCraft,
Dragon Age, Diablo III и множества прочих, представляют
собой миры высокого фэнтези. Особенно популярны
фэнтезийные места действия у создателей компьютерных
ролевых игр.

8. Видеоигры

• Фэнтези очень популярно как место действия в
видеоиграх. Вселенные таких игровых серий как WarCraft,
Dragon Age, Diablo III и множества прочих, представляют
собой миры высокого фэнтези. Особенно популярны
фэнтезийные места действия у создателей компьютерных
ролевых игр

9. Живопись

• Фэнтези, в форме фольклора, легенд
и фантастики, фигурировала в
живописи Виктора Васнецова, Ивана
Билибина, Михаила Врубеля.

10. Русское фэнтези

• Родоначальником фэнтези в России называют Александра
Вельтмана с его романами. В советское время с
определенными оговорками НИИЧАВО Аркадия и Бориса
Стругацких вдохнул новую жизнь в русское фэнтези.

12. Классификация фэнтези Елены Ковтун

• Многие не догадываются,
что существует множество
классификаций фэнтези.
Стоит для начала
рассмотреть, как этот жанр
делит Елена Николаевна
Ковтун – российский
литературовед.

13. Мистико-философское фэнтези

14. Метафорическое фэнтези.

15. Черное фэнтези (литература ужасов)

16. Героическое фэнтези

19. Смешанное фэнтези

20. Причины популярности у читателей

21. Причины популярности у писателей

• Действие книг
происходит в
вымышленном
мире,
напоминающем
Европу времён
позднего
средневековья, где
рядом с людьми
существуют
разного рода
волшебные
существа и
чудовища.

• Англия, Вторая Мировая война. Родители отправили четверых детей
— Питера, Эдмунда, Сьюзен и Люси — подальше от бомбёжек
Лондона, в провинцию, к пожилому и одинокому профессору. Через
волшебный шкаф в доме профессора дети попали в параллельный
мир — страну Нарнию, населённую говорящими зверями и
мифическими существами.

• Программист из Ленинграда
Александр Привалов проезжает
мимо города Соловец. Его
машину останавливают
сотрудники местного института.
Новые друзья Привалова
предлагают ему переночевать в
музее ИЗНАКУРНОЖ, что
означает Избушка на курьих
ножках.

• Фэнтези-истории выводят за рамки привычного и
за грани разумного, стирая шаблоны и меняя
стереотипы. И тот, кто проникся прелестью сказки,
еще не раз захочет вернуться обратно.

1. Организационный момент. Объявление темы, целей и задач урока.

2. Вступительное слово учителя.

Слово “фэнтези” прочно закрепилось в сознании современного человека. Он вызывает множество споров, которые касаются и природы жанра, и его истории. Этот жанр стал популярным и у нас, в России, в стране великой литературы. Сегодня мы поговорим об этом жанре и попытаемся обрисовать в общих чертах образ жанра фэнтези и ответить на вопрос, как нам кажется, в чем секрет фэнтези?

Давайте вспомним слова, без которых невозможно обойтись в беседе о фэнтези.

3. Работа с понятийным аппаратом.

Задание: Написать в Технологической карте урока 10 ключевых слов по теме.

Ирреальное

Мистическое

Магия

Волшебники

Расы

Тьма-Свет

Миф

Параллельные миры

Сверхъестественное

Артефакты

Приложение 1. На слайде даны ключевые слова, предложенные учителем.

Объяснение ребятами своего выбора.

4. Работа с эпиграфами к уроку. Выбрать наиболее удачный и объяснить свой выбор.

Любой может придумать “зеленое солнце”. Но этого мало… Надо в него поверить… Толкиен.

Читать реалистическую прозу – это великий труд сочувствия. Читать фэнтези – это увлекательный отдых. Там некому сострадать. Все то, что происходит в волшебной стране, со мной не может случиться ни при каких обстоятельствах. Вебер

5. Знакомство с результатами статистического опроса.

Популярность жанра фэнтези неуклонно растет, вызывая закономерный вопрос: чем вызвано такое явление? На этом этапе фэнтези представляет собой практически не исследованное пространство, требующее изучения.

Мы провели тестирование в нашей школе, чтобы выяснить, насколько популярен этот жанр в Ломоносовской школе.

Фэнтези – это особая молодежная культура. Жанр фэнтези есть и в музыке.

Песни в стиле фолк.

Приложение 2. Работа с Технологической картой урока.

Учитель раздает Технологическую карту, с которой учащиеся работают в течение всего урока.

Работа в парах. Обменявшись мнением, ребята заполняют первую колонку

“Знаю” (Что я знаю о фэнтези).

Читает один из пары.

Индивидуальная работа. Во время презентации класс делает записи в третьей колонке “В чем секрет популярности фэнтези?”

Каждый презентующий отмечают только одну черту жанра фэнтези, которая делает его популярным.

Отвечающий сопровождает свой устный ответ электронной презентацией.

7. Итог урока. Презентация, подготовленная учителем. Слайды.

8. Рефлексия. Написать синквейн.

Фэнтези

Захватывает, развлекает, увлекает.

Жанр новый и перспективный.

Задание на дом: заполнить вторую колонку Технологической карты урока.

Приложение 2. Технологическая карта урока.

Возникновение жанра фэнтези

Литература фэнтези существует чуть более 100 лет, термин появился в 70-е годы ХХ века за рубежом, в 80-е годы - в России. Важничина В

Фэнтези и фантастика

Чаще всего фэнтези определяют как особое направление фантастики. Фэнтези – это описание мира, подобного нашему, в которых изображаются факты, явления, не поддающиеся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. Классическая фантастика отличается строгостью и научной определенностью. Кротов В.

Фэнтези и сказка

От традиционной сказки фэнтези отличатся отсутствием деления на плохих и хороших.

Сказочные герои борются с чудовищами, добывают чудесные предметы, отправляются в дальний путь ради личных целей. Главное в фэнтези – сотворение мира. Но этот мир должен выглядеть реальным, логичным и автор должен сам в него верить. Сказка создается с установкой на вымысел: в нее не верит ни автор, ни читатель. Котов П.

Фэнтези и рыцарский роман

Так же, как и в рыцарских романах, герои фэнтези совершают подвиги во имя добра и справедливости, но побеждают не всегда. В большинстве фэнтези действие происходит в обстановке Средневековья. Гаджиев А.

Фэнтези и готический роман

В мрачных готических историях непременно присутствует мистика, религиозность, черная магия и монстры. Гаджиев Т.

Фэнтези и приключенческий жанр

С приключенческим жанром фэнтези сближают наличие в сюжете приключений, насыщенность событиями и частая смена мест действия. Шестопалов Ю.

Слайды и текст этой презентации

Выполнено
студенткой 1 курса группы 977
Кокиной Е. А.
Преподаватель литературы Васильева Л.Д.

Добро и ЗлоОсновой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света, так и со

Основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла, описываемых как стороны Света, так и со стороны Тьмы.

КиноБольшинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг, комиксов или снято по их мотивам. Популярность жанра фэнтези

Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг, комиксов или снято по их мотивам. Популярность жанра фэнтези привела к появлению ряда телесериалов

ВидеоигрыФэнтези очень популярно как место действия в видеоиграх. Вселенные таких игровых серий как WarCraft, Dragon Age, Diablo

Фэнтези очень популярно как место действия в видеоиграх. Вселенные таких игровых серий как WarCraft, Dragon Age, Diablo III и множества прочих, представляют собой миры высокого фэнтези. Особенно популярны фэнтезийные места действия у создателей компьютерных ролевых игр.

ВидеоигрыФэнтези очень популярно как место действия в видеоиграх. Вселенные таких игровых серий как WarCraft, Dragon Age, Diablo

Фэнтези очень популярно как место действия в видеоиграх. Вселенные таких игровых серий как WarCraft, Dragon Age, Diablo III и множества прочих, представляют собой миры высокого фэнтези. Особенно популярны фэнтезийные места действия у создателей компьютерных ролевых игр

ЖивописьФэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.

Фэнтези, в форме фольклора, легенд и фантастики, фигурировала в живописи Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Врубеля.

Русское фэнтезиРодоначальником фэнтези в России называют Александра Вельтмана с его романами. В советское время с определенными оговорками

Родоначальником фэнтези в России называют Александра Вельтмана с его романами. В советское время с определенными оговорками НИИЧАВО Аркадия и Бориса Стругацких вдохнул новую жизнь в русское фэнтези.


Классификация фэнтези Елены КовтунМногие не догадываются, что существует множество классификаций фэнтези. Стоит для начала рассмотреть, как этот

Классификация фэнтези Елены Ковтун

Многие не догадываются, что существует множество классификаций фэнтези. Стоит для начала рассмотреть, как этот жанр делит Елена Николаевна Ковтун – российский литературовед.

Мистико-философское фэнтезиВ произведениях данной разновидности мистика является главным смыслом бытия и единственной целью, достойной внимания. Пример: Н.

Метафорическое фэнтези. Во главу ставится внутренний мир человека, его душевные и духовные качества. Сюжет строится вокруг их

Черное фэнтези (литература ужасов)Разновидность, где потусторонние силы вторгаются в незыблемую, обыденную реальность. Эти силы недоступны для понимания

Черное фэнтези (литература ужасов)

Причины популярности у читателей

Причины популярности у писателей

Действие книг происходит в вымышленном мире, напоминающем Европу времён позднего средневековья, где рядом с людьми существуют разного рода волшебные существа и чудовища.

Англия, Вторая Мировая война. Родители отправили четверых детей — Питера, Эдмунда, Сьюзен и Люси — подальше от бомбёжек Лондона, в провинцию, к пожилому и одинокому профессору. Через волшебный шкаф в доме профессора дети попали в параллельный мир — страну Нарнию, населённую говорящими зверями и мифическими существами.

Программист из Ленинграда Александр Привалов проезжает мимо города Соловец. Его машину останавливают сотрудники местного института. Новые друзья Привалова предлагают ему переночевать в музее ИЗНАКУРНОЖ, что означает Избушка на курьих ножках.

Фэнтези-истории выводят за рамки привычного и за грани разумного, стирая шаблоны и меняя стереотипы. И тот, кто

Фэнтези-истории выводят за рамки привычного и за грани разумного, стирая шаблоны и меняя стереотипы. И тот, кто проникся прелестью сказки, еще не раз захочет вернуться обратно.

Так в чём же секрет их успеха? Почему одни книги становятся неинтересными уже вначале, возвращаясь пылиться на полку, а другие захватывают с первых строк, и не отпускают до последних? Как написать по-настоящему достойную фэнтези историю, которая унесёт в захватывающий мир и лишит чувства реальности?

О чём писать книгу?

Тему будущего рассказа можно черпать из трёх основных источников.

  1. На основе прочитанных книг и просмотренных кинофильмов.


У каждого фаната жанра фэнтези существует своё видение вымышленного мира. Оно построено на многочисленных историях, ранее прочитанных либо просмотренных. Все эти рассказы образуют в нашей голове ряд тем, проблем, персонажей, с которыми в дальнейшем можно работать, воплотив их прототипы в своих повествованиях.

У каждого человека есть своя философия. Этим особым мироощущением и восприятием можно делиться с окружающими в письменной форме. Перенесите себя на место главного героя, тогда поймёте, каким он должен быть, и какие проблемы развязать.

Итак, стоит собрать личный жизненный опыт, понять свои тайные желания и вспомнить все прочитанные ранее книги. Тогда система персонажей, образов, сюжет и главная проблематика произведения начнут вырисовываться. И вы поймёте, о чём написать свой рассказ.

План книги. Зачем он нужен и как составить?


План – чрезвычайно важная часть в создании будущего шедевра. Возможно, вы когда-то замечали недочеты авторов: не до конца раскрытые сюжетные линии, либо перекрученные даты, действия, описания. Все это – отсутствие четкой структуры произведения.

Важный совет: всегда носите с собой блокнот и ручку, либо гаджет, в котором можно записать мысли. Некоторые пункты плана и детали часто появляются в голове автора спонтанно, важно сразу же их законспектировать.

Особенности сюжета

В жанре фэнтези существует ряд особенностей сюжета, которые отличают его от других. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Наличие параллельного мира, который существует как гипотетический.
  2. Фантастические персонажи: эльфы, маги, гномы, орки, вампиры.
  3. Божественное, магическое мироздание.
  4. Четкое разграничение на добрых и плохих персонажей.
  5. Ощущение правдоподобности событий.
  6. Интерес к чувствам, мыслям и изменениям характера главного героя.
  7. Интенсивное развитие событий.
  8. Борьба со злом.


Это основные особенности фэнтези произведений, которые отличают их от остальных. Можем рассмотреть их наличие на примере плана классического сюжета:

  • описание мира главного персонажа;
  • кто наш герой?;
  • необычный случай, который переносит его в другой мир;
  • адаптация после происшествия;
  • жизнь в новых условиях;
  • появление злодея, борьба с ним;
  • подвиги главного героя (можно вплести любовную линию);
  • победа в битве;
  • награда, итог.

Отличие фэнтези от других жанров

В этой части раскроем отличия от тех жанров, с которыми часто сравнивают и могут путать.

В основе жанра фэнтези – свободный полет мысли и фантазии. Автор изображает мистический мир, который существует гипотетически. Все персонажи вымышленные, переосмысленные из мифов и сказок. Их существование нельзя объяснить логически. В фантастических произведениях писатель пытается донести до нас причины тех или иных изменений с людьми и окружением.

Это может быть всемирная катастрофа или создание новых современных технологий, неведомых человечеству. Герои фантастических сочинений борются с глобальными, всемирными проблемами, со всем социумом.

Первое отличие – психологизация героев фэнтези произведений. Они наделены чувствами, свободой, внутренний мир – в центре событий. Сказочные персонажи четко поделены на добрых и злых, они не имеют права выбора, а действуют по четкой классической схеме.

Как начать писать?

Blank paper with pen

Первый и главный совет: начните. Похоже на тавтологию? Может быть, но в этом слове – большая ценность, стоит только попробовать. Для этого можно представить человека, сидящего напротив. Попробуйте начать ему рассказывать, параллельно печатая все слова.

Если тяжело определиться, с чего начать, попробуем вам помочь некоторыми советами.

  1. Хорошее начало – всегда динамическое, простое и загадочное. Главная задача – вызвать интерес и желание читать дальше.
  2. Попробуйте написать пролог в виде предыстории либо интересной легенды.
  3. Обратите особое внимание на первую фразу книги. Она может быть портретной (описание внешности), пейзажной (описание природы), действенной (начало сюжета без пояснений), детальной (описывается деталь, которая пройдет красной нитью через все произведение).

Главное не забывать: все события должны привести к развитию сюжета, быть одним целым с основной частью, обрамлять ее.

Процесс редактирования

Литературное редактирование – важный этап в написании текстов, в нашем случае, книги. Это анализ всех видов ошибок, соответствия сюжетных элементов и оценка проделанной работы.

Если нет возможности отдать книгу профессионалу на вычитку, нужно как следует обращать внимание на все виды ошибок. Это могут быть:

  • логические;
  • грамматические;
  • стилистические;
  • орфографические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Как писать быстро, интересно и продуктивно?


Чтобы творческий процесс не затянулся на годы, важно правильно его организовать. В этом деле нет начальников, которые будут ограничивать сроками. Часто это приводит к быстрому выгоранию, лени и нежеланию продолжать работу. Итак, основные этапы в организации писательского труда.

  • Создание вдохновляющей атмосферы.

Одни любят беспорядок, педантам важна чистота. Главное: ничто на рабочем месте не должно отвлекать от главной задачи.

Чтоб написать книгу быстро, не обязательно сидеть за компьютером круглосуточно. Достаточно грамотно организовать свое время. Определите свои наиболее продуктивные часы (как правило, с 9.00 до 13.00), и каждый день в этот период садитесь за работу. Пишите получасовыми интервалами с небольшими перерывами в 5 минут.

Очень часто гениальная идея может посетить писателя неожиданно. Важно, чтобы всегда было под рукой, что-то, куда бы можно было её записать.

Этот принцип очень помогает. Публичное заявление накладывает на нас обязательства. Таким образом, мы ответственны за свои слова, и стараемся сдержать обещание.

Как не забросить написание книги? Поиск вдохновения

Вдохновение непосредственно влияет на нашу продуктивность. Это такое состояние, которое заставляет наши силы увеличиться и сконцентрироваться. Но так ли оно важно для современного писателя?

Полезные советы

  • Важно написать уникальную историю. Совет: сосредотачивайтесь на всём необычном, чтобы в будущем вызывать у читателя интерес.
  • Ваше повествование должно быть полным приключений, в то же время, легко читаться.
  • Идеи, которые созревают годами, часто бывают стоящими!
  • Будьте верны своему стилю. Не переживайте, что о вас скажут люди.
  • Не пытайтесь угодить всем. У каждого, даже самого выдающегося писателя, есть как поклонники, так и критики.
  • Обязательно читайте! Обычно свой стиль можно проследить и выработать на основе анализа других произведений.

Итак, теперь вы знаете, в чем заключаются особенности жанра фэнтези, с чего начать написание собственного рассказа, как писать продуктивно, и как взяться за работу. Вооружившись всеми знаниями из нашего материала, смело пробуйте себя в творчестве!

И помните: писательство – это не продукт вдохновения, а тяжелый труд. Желаем творческих свершений!

Читайте также: