Как сделать проблему в проекте

Обновлено: 05.07.2024

Формулировка проблемы проекта
• Проблема - это некая противоречивая ситуация,
возникшая в результате работы, определившая тему
исследования и требующая своего разрешения в итоге
исследовательской работы.
• Проблема определяет тактику и стратегию работы. Из
формулировки проблемы должно быть понятно, что
не так,
почему не так , и что будет, если сделать как
надо.
• Под проблемой понимается противоречие между желаемым
будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается
в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части
реальности другой его части.

3. Формулировка проблемы проекта

Формулировка проблемы проекта
Корректная формулировка проблемы
исследования должна соответствовать
следующим требованиям:
• должно быть конкретно указано на то, что в
практической деятельности не соответствует
идеальной ситуации, описанной в теории;
• в формулировке проблемы должно быть указано на
то, почему практическая деятельность не
соответствует теории.

4. Ошибки при формулировке проблемы проекта

Ошибки при формулировке проблемы
проекта
1. Подмена проблемы вопросом:
Пример: "Как мотивировать учащихся вести здоровый образ
жизни?"
2. Подмена проблемы задачей:
Пример: "Рассмотреть влияние компьютера на здоровье
школьника".
3. Подмена формулировки проблемы на область существования
проблемы:
Пример: "Существует проблема общения в сети Интернет".
Примеры корректных формулировок проблемы:
"Низкая мотивация учащихся вести здоровый образ жизни"
"Снижение здоровья современных школьников"
"С увеличением интенсивности виртуального общения снижается
интенсивность реального общения, теряются навыки "живого"
общения"
"Виртуальное общение привело к деградации языковых форм"

5. Формулировка цели проекта

6. Формулировка цели проекта

Проблема
Цель
Низкая мотивация учащихся вести
здоровый образ жизни
Повышение мотивации учащихся
вести здоровый образ жизни
Снижение здоровья современных
школьников
Содействие повышению здоровья
современных школьников
С увеличением интенсивности
виртуального общения снижается
интенсивность реального общения,
теряются навыки "живого" общения
Повышение интенсивности реального
общения
Виртуальное общение привело к
деградации языковых форм
Развитие языковых форм как
основы реального общения

8. Формулировка актуальности проекта

Формулировка актуальности проекта
• АКТУАЛЬНОСТЬ проекта – это степень его важности
в данный момент и в данной ситуации для решения
определенной проблемы, задачи или вопроса.
• АКТУАЛЬНОСТЬ исследовательской темы – это ее
востребованность и важность для решения
определенной проблемы (задачи, вопроса), возникшей
перед автором работы.
• АКТУАЛЬНОСТЬ исследования - описание основной
проблемы, которую исследователь будет решать в
данном проекте и которую поставил еще до начала
работы над проектом.

9. План написания актуальности проекта может быть следующим:

1. Краткое описание обстоятельств,
побудивших написать проект
2. Развернутое описание проблемы,
поднимаемой (решаемой) в проекте,
обозначение необходимости и значимости
ее решения для себя и для других
3. Описание того что произойдет, если
данную проблему не решать

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.

Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

1. Проекты имеют разовый характер.

2. Каждый проект по-своему неповторим.

3. Проекты ограничены четкими временными рамками.

4. Все проекты сопряжены с изменениями.

5. Проекты дают определенные результаты.

Дополнительно….

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

a. Специфическая технология, представляющая собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем, выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей /А.П. Марков/

b. Целенаправленно организуемый процесс социо-культурной коммуникации субъектов, ориентированные на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем /А.П. Марков/

c. Конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам /В.А. Луков/

Проблема проекта

· Отвечает всегда на вопрос ПОЧЕМУ?

· Постановка проблемы или обоснование проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами проектной группы.

· Проблема должна описываться как констатация негативной ситуации, существующей на данный момент в регионе, ВУЗе, окружении.

· Важно понимать отличие проблемы от актуальности.

Актуальность доказывает, что проблема существует в настоящий момент. Актуальность предоставляет доказательства из разных источников о наличии проблемы, например, столько то человек не получают медицинского обслуживания; столько то газет пишут о том, что..; согласно исследованиям компании N и т.д.

· Когда вы работаете с проблемой важно: во-первых, правильно сформулировать проблему, во-вторых, показать проблему таким образом, чтобы было понятно, что проблема ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ и целевой аудитории проекта необходимо чтобы проект был осуществлен.

· Возможные формулировки проблемы:

Примеры формулировки проблем:

2.Проблема –отсутствие двигательной активности у детей, находящихся на лечении в отделении ревматологии клиники детский болезней ММА.

Пример, как выбранная проблема (придуманная проектной командой) может не соответствовать потребностям целевой аудитории.

Инициативная группа молодежи, находясь в условиях выездного лагеря (на 2 тысячи человек) решила организовать сбор сгущенки для детского дома, находящегося рядом с местом расположения этого лагеря. В течение определенного времени было собрано около 300 банок сгущенки. Привезя в детский дом, отдав ее, они поняли, что этому детскому дома совсем не нужна сгущенка, в виду того, что с этим продуктом питания у них все в порядке. И вообще подачи питания детские дома воспринимают болезненно. Они сослались на то, что лучше им пару футбольных новых мячей получить, чем сгущенку, которая честно имела не особо приличные вкусовые качества и внешний вид упаковки.

Цель и задачи проекта

Постановка целей

1. Если проблема – это представление негативных аспектов настоящей ситуации, то цель – это представление позитивных аспектов желаемой ситуации в будущем.

2. При формулировке цели надо отвечать на вопрос: ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ХОРОШО?

Проблема Цель
Высокое число.. Снизить число…
Высокий уровень загрязнения.. Уменьшить (сократить) уровень загрязнения..
Отсутствие.. Создать, приобрести, сформировать..

3. Цель – это предполагаемый образ результата. Здесь очень важно применять и показать ребятам (и проработать их цель) по SMART (см. ниже).

4. Цель всегда одна, задач много.

SMART-тест для постановки цели

Подумайте о результатах: как будет выглядеть хорошо выполненный проект?

Решите, чего вы хотите достигнуть за определенный промежуток времени.

Поймите, как эти результаты могут быть оценены с помощью SMART – теста:

Specific (Конкретность) -Четко ли определено, что именно относится

к данной цели?

Measurable (Измеримость) - Увидим ли мы и измерим ли результаты по

завершении проекта?

Achievable (Достижимость) - Выполнима ли физически работа в полном

объеме, несмотря на все трудности?

Rewarding (Выгодность) - Какая польза от проекта для организации,

команды или индивидуума?

Time – bound (Временные рамки) - Когда необходимо завершить проект?

Постановка задач

5. Задачи – что надо сделать конкретного, чтобы цель была достигнута.

6. Задачи формулируются логично по степени их достижения, всегда соотносятся с этапами проекта.

7. Из целей и задач должно быть видно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Без проблемы не существует проекта. Поэтому, в первую очередь необходимо определить, какова проблема проекта, которую хотелось бы разрешить.

Проблема проекта

Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако, тебе, возможно, придётся для этого потрудиться. Ричард Бах

Проблема проекта

В какие сроки реализуется среднесрочный …?

Может ли продуктом … быть поиск информации?

Проблема проекта

Наверное вы замечали, что в жизни часто одна и та же ситуация для одного ПРОБЛЕМА, а для другого не составляет никакой сложности.

Проблема проекта

На улицах города много мусора и грязи. Их становится всё больше. Взрослые и дети, не задумываясь, выбрасывают различный мусор: фантики, бутылки и т. д. Тем самым, портится окружающая среда.

Проблема проекта

Ситуация с мусором на улицах города – это ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – условия, порождающие проблему.

Проблема проекта

Вы собираетесь реализовать Ваш проект именно потому, что имеется НЕКАЯ ПРОБЛЕМА. Вы хотите приложить необходимые усилия (посильные для Вас) для её решения.

Проблема проекта

КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАТЬ ?

1) Если Вы – ученик, то оказать помощь с выбором проблемы проекта Вам может учитель.

2) Может быть и так, что проблему Вы знаете.

Проблема проекта

Проблема проекта

В идеале лучше формулировать

Проблема проекта

Вернёмся к нашей ситуации с экологической проблемой.

Проблема проекта

• Самым интересным было…

Проблема проекта

Похожие статьи:

Презентации по проектной деятельности © 2022
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Вы можете отозвать свое согласие в любое время, используя кнопку "ОТОЗВАТЬ СОГЛАСИЕ". / You can withdraw your consent at any time by using the "WITHDRAW CONSENT" button. ОТОЗВАТЬ СОГЛАСИЕ / WITHDRAW CONSENT

Почему не все учителя любят проектную деятельность? Причин несколько: нехватка времени, непонимание, каким должен быть итоговый результат работы и неэффективность многих пособий. Доцент МПГУ, кандидат технических наук, доктор инженерных наук и наш постоянный спикер Михаил Иванович Шаповалов представил интересный, а главное, работающий алгоритм, с которым механизм работы проекта точно наладится!

Этапы проекта

  1. Выбор темы исследования.
  2. Формулировка проблемы исследования.
  3. Определение целей и задач.
  4. Формулировка гипотезы исследования.
  5. Проведение исследования.
  6. Написание научного текста.
  7. Презентация результатов научного исследования.

Как в действительности школьники занимаются проектной деятельностью? Возьмем для примера реальные темы школьных проектов (их легко можно найти в интернете):

Некоторым из этих тем посвящены докторские диссертации и научные труды! А что делает школьник, когда получает тему? Конечно — отправляется искать информацию в интернете. И результат такого проекта нулевой. Необходимые навыки не сформированы, информация в голове не отложилась.

Проблема исследования

Требования к учебно-научной проблеме:

  • проблема должна быть посильной для исследования школьником, и в процессе работы над ней развивать у него начальные умения исследователя;
  • проблема должна давать возможность ученику продемонстрировать отличительные признаки исследовательской работы.

Примеры учебно-научных проблем:

  • Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды молодежи?
  • Какие критерии позволяют оценить наши представления о родном крае?
  • Каково состояние преступности в нашем городе?
  • В чем заключаются представления молодежи нашего города о жизненном успехе?

Важно отличать проблему от собственно темы. Тема формируется после определения проблемы.

Объект и предмет исследования

Цели и задачи проекта

Для формулировки цели исследования следует использовать глаголы или существительные, передающие смысл не процесса, а совершенного действия и получения каких-то содержательных результатов, например: не проведение анализа (это, кстати, инструмент, а не цель), а выявление роли, интерпретация смысла, формирование типологии и т.д. — то есть как раз то, что вы хотите получить как результат.

То же относится и к формулировке задачи:

Часто дети совершают ошибки при формулировке задачи, и в результате:

  • задача не соответствует заявленной цели;
  • задача не сужена или излишне детализирована (в работе решается несколько задач);
  • не указаны конкретно ожидаемые результаты.

Проектная мастерская. 5-9 классы

Модульный подход к представлению материала позволит учащимся освоить все этапы исследовательской деятельности и проектной работы: от выбора темы и обоснования её актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке. В процессе освоения данного курса школьники научатся правильно планировать свою деятельность, самостоятельно оценивать эффективность и результативность работы, использовать собственные умения для решения практических задач и достижения желаемого результата. Пособие адресовано обучающимся 5 – 9 классов, их родителям и учителям.

Гипотеза исследования

Очень часто школьники (да и научные руководители) забывают, что перед началом работы уже должна быть сформулирована гипотеза, доказательству которой и посвящена работа. А поэтому, кстати, литературу надо искать именно ту, которая подтверждает гипотезу исследования.

Гипотеза исследования — это тот результат, который вы хотите получить в конце. Это обязательно нужно объяснить ребенку. Понимание, чего от него ожидает учитель и каковы будут плоды его деятельности — важный аспект. В гипотезе всегда предполагается некая возможность. С оттенком возможности и нужно формулировать гипотезу:

Это позволяет детям развивать критическое мышление, они учатся анализировать оттенки смысла.

Чем завершить отчет о работе:

  • сказать, что именно было сделано;
  • по каждой из решенных задач изложить содержательные результаты, но сделать это кратко и другими словами, без повторов тех выводов, которые написаны в основной части;
  • можно предложить пути дальнейших исследований;
  • указать, в чем заключается главный смысл работы.

Для того чтобы ученик (да и каждый человек) что-то понял, он должен пересказать в своей голове услышанное или прочитанное, как бы перевести на свой собственный понятный язык. Поэтому если ребенок три раза повторит одну и ту же мысль по-разному, это будет означать, что он хорошо понял идею. Попросите детей сформулировать собственное мнение по проблеме. Обычно это становится настоящим испытанием для школьников. В зарубежных вузах даже есть специальный вид задания: Position Paper — эссе, выражающее личное мнение студента. Кроме того, когда ребенок проникся работой и думает о том, что еще можно было бы сделать, ему можно предложить путь дальнейших исследований.

О пособиях для проектной деятельности

Пример из реального пособия по организации проектной деятельности для школьников:

Поисковый этап.
На данном этапе необходимо:
1. Найти информацию по теме.
2. Отобрать необходимые источники информации: словари, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы.
3. Сопоставить и отобрать информацию, полученную из разных источников, структурировать ее и выделить главное.
4. Сформулировать ключевые слова.

Во-первых, непонятно, где искать источники. Во-вторых, перед началом работы необходимо понимать, каким типом источников пользоваться — первичным, вторичным или третичным.

Обратите внимание — пункт с формулировкой ключевых слов самый последний. Но ведь искать информацию без предварительного определения ключевых слов — нонсенс! А пункт 3 — сопоставить и отобрать информацию — это самый высокий уровень, 6-й в таксономии учебных целей Блума:

  1. знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
  2. понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);
  3. применение;
  4. анализ (взаимосвязей, принципов построения);
  5. синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
  6. оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

В пособии предлагается перескочить все уровни и сразу приступить к оценке суждений. Это тоже невозможно осуществить!

И еще один неудачный пример пособия из интернета:

I этап: выбор темы проекта
II этап: сбор информации
III этап: обдумывание плана работы над проектом
IV этап: реализация проекта

Нас просят сначала собрать информацию, а потом обдумать план работы. Но позвольте, как можно собирать информацию, если нет плана? Несомненно, план работы — это то, с чего начинается любая деятельность!

Как оценивать проект

Мы знаем, что многие из тех проектов, которые делают дети, носят описательный характер. Ребенок едва познакомился с темой и вникнуть во все детали не успел. Как оценивать такой проект? Давайте разберемся. ЮНЕСКО утверждает, что учителя должны формировать у детей два основных навыка:

  1. Умение искать информацию в интернете.
  2. Умение критически оценивать информацию.

Михаил Шаповалов доцент МПГУ, канд. тех. наук, д-р инж. наук (ФРГ) DoktorderIngenieurwissenschaften (BRD)

Если нужно, чтобы ребенок освоил ту информацию, которую вы хотите ему преподнести, дайте задание написать парафраз, то есть подготовить пересказ информации.

Как это осуществить? Прочитать материал, из которого нужно сделать парафраз, и постараться понять его. Найти значения сложных слов и оборотов в словарях и подобрать синонимы, перестроить структуру фраз или абзацев. Отложить текст в сторону и написать своими словами понятый смысл. Еще раз убедиться, что переписанный текст не нарушает смысла и не утратил первичную информацию. Парафраз должен получиться осмысленным. Нужно отредактировать его. Оформить ссылку на оригинальный текст.

Библиографическое описание

Соблюдение авторских прав предполагает наличие ссылки на оригинал материала. Скачайте документ с общими требованиями и правилами составления библиографических записей и описаний. Он подготовлен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Не обязательно изучать его целиком, но основные положения нужно знать, потому что дети должны научиться делать правильные ссылки. Если ссылка оформлена не так, то система антиплагиата выдаст плохой результат.

Пример библиографического описания:

Поиск информации

90% пользователей просматривают только первые 6 адресов в выдаче поисковой системы. Значит, очень важно, какие сайты будут выведены в топ. Поисковик выдает адреса сайтов, ориентируясь на ключевые слова в тексте. Ключевые слова синонимами не заменяются, а значит, выдача будет различной для пар близких по значению слов. Конечно же, в связи с этим очень важно научить детей грамотно формулировать ключевые слова.

Траст — степень доверия к сайтам

Оценка соответствия текста возрасту и названию

К сожалению, дети часто не осознают, насколько важно название письменной работы. Порой после получения темы ученик использует формулировку темы в качестве названия. Более того, практически всегда название работы используется в качестве поискового запроса при поиске информации в интернете.

Несовпадение ключевых слов (и, как следствие, смысла) в названии и в тексте работы является признаком того, что тема не раскрыта или недостаточно сужена — в этом случае ключевые слова в названии и в тексте будут принадлежать к разным семантическим кластерам.

Проверка на плагиат

Михаил Шаповалов доцент МПГУ, канд. тех. наук, д-р инж. наук (ФРГ) DoktorderIngenieurwissenschaften (BRD)

При оформлении списка источников важно помнить, что, помимо самого издания, нужно упомянуть и страницу. Если использовать электронную версию бумажного сборника, то нумерация, конечно же, будет соответствовать оригиналу. А если ссылка будет на текст, размещенный на странице сайта, то номер не ставится.

Визуализация работы: облако тегов и семантическое ядро

Облако тегов позволяет увидеть наиболее часто используемые слова, вся работа укладывается в небольшую словарную картинку, где самые распространенные слова из текста начертаны крупнее, а более редкие — мельче. Важно, чтобы главным словом, которое расположено в середине и написано крупным шрифтом, было какое-то понятие, относящееся к теме, или утвердительное слово.

Облако тегов

Популярные сервисы для создания облака тегов:

  • Word It Out
  • Tagxedo
  • Tagul Word
  • Cloud Wordle

Если же и словарное облако не помогло разобраться в проблеме, можно изучить семантическое ядро текста — там будет показано точное количество наиболее популярных слов в тексте. Так легко можно увидеть, сужена ли тема в работе. Если не сужена, значит, ученик исследует несколько явлений, а это считается отклонением от тематики проекта.

Презентация проекта

Статистика говорит, что преподаватели более старшего возраста рекомендуют детям создавать презентацию в Power Point. Но сейчас есть много сервисов, которые позволяют быстро и красиво сделать слайды:

А вот Google Сайты — отличный конструктор, в котором любой легко сможет создать страницу без навыков html-верстки и web-дизайна. Этот инструмент очень хорош для учителей, которые практикуют проектную деятельность. Можно осуществить совместную работу над сайтом — тогда ученики смогут делиться с вами своими презентациями онлайн.

Доцент Московского педагогического государственного университета (МПГУ), кандидат технических наук, доктор инженерных наук (ФРГ)

Что такое проблема индивидуального итогового проекта? Сложный вопрос, на который нужно ответить в процессе выполнения индивидуального итогового проекта; Для ответа на этот сложный вопрос нужно привлечь знания из разных предметных областей; продемонстрировать разнообразные умения: находить информацию, определять достоверную информацию, осуществлять анализ и синтез информации, ее классификацию и систематизацию.

Где искать проблему? ИСТОЧНИКИ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА Жизнь школы Жизнь страны Жизнь друзей Развитие наук Выбор профессии Хобби, увлечения

Как сформулировать проблему? Из формулировки проблемы должно быть понятно, что не так почему не так и что будет, если сделать как нужно В формулировке используются ключевые слова ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, КАКИМ ОБРАЗОМ, КАК … Проблема обычно распадается на ряд вопросов, если ответить на эти вопросы, проблема будет решена Проблема должна быть интересна для ее исследователя Проблема - противоречие между желаемым и реальной ситуацией Таким образом проблема – это ситуация, возникшая в результате работы, она определяет тему исследования и решается в итоге исследовательской работы.

На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить проблему? ПРОБЛЕМА Какие есть противоречия? ? Что нужно сделать, чтобы решить противоречие? ? Каким будет результат решения проблемы? ? Как лучше представить результат? ? ? ? ? ?

Примеры проблема индивидуальных проектов

Проблема и тема индивидуального проекта

Проблема и тема проекта Проблема — это сложный вопрос, требующий разрешения, противоречие, которое нужно преодолеть. Тема (от греч. tema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы проекта, которая выносится на титульный лист работы. Тема – это ракурс (аспект), в котором рассматривается проблема. Тема связана с объектом и предметом исследования. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Каковы требования к формулировке темы? Тема должна быть конкретна . Чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем проектной работы могут включать 5-8 слов. Важнейшим требованием к теме является ее актуальность , т. е. она отражать проблемы современной науки и практики, соответствовать запросам общества. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.

Примеры проблем и тем Проблема Тема Как не подцепить инфекцию в городском транспорте? Транспорт нашего города.

Документы, сопровождающие проект

Портфолио (электронное) проекта Совокупность документов, сопровождающих проект; Учащийся создает: Визитную карточку проекта; Аннотацию проекта (описание аппарата проекта); Описание проектного продукта; Список информационных ресурсов, которые использовались при выполнении проекта. Способ создания: например, сайты Google

Визитная карточка проекта – документ учащегося

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проблемы индивидуального подхода в обучении как средство повышения образовательного процесса

Материал раскрывает сущность индивидуального метода обучения при преподавании истории.


Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические пр.

Индивидуальный проект. Тема проекта: Легенды российского спорта.

Индивидуальный информационн-познавательный проект. По направлению: >. Тема проекта: >.

Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.

Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни, поговорки, стихотворения, афо.

Читайте также: