Как сделать притчу

Обновлено: 08.07.2024

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

1. Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

– Как вы думаете, что произойдет дальше?

– Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

– На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине , показать (зарисовать) иллюстрацию на доске)

– Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

– Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

– Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

– Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

– Какие чувства он у вас вызывает?

– Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

– Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

– Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

– Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

– Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

3. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней

– Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

2. Садовник и падишах

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

– Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

– Как к жизни и времени относится каждый из героев?

– Почему старик-садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха? (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит только настоящее, он не понимает самого главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека.)

– Какие символы использовал автор в этой истории?

Сад – жизнь на Земле, закат – время старости, плоды – дела, поступки человека , тьма – пустота, бездна, дерево – человек (древо жизни), старик – мудрец, забор – символ разделения…

– О каких ценностях поведал автор? (Ценность – жизнь, наполненная делами, трудолюбие, уважение и почитание старшего поколения.)

Русские народные пословицы

Кто добро творит, того Бог благословит.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Доброе дело на два века: на тот и на этот.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

3. Раввин и Мыловар

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

– Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

– Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

– Но, рабби, – возразил мыловар, – мыло не может помочь, если им не пользоваться.

– Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

– Определите действующих лиц притчи. О чем в ней говорится? (Действующим лицом притчи является иудейский священник – раввин, речь в ней идет об истинности иудейской веры.)

– О каком священном источнике говорится в притче? (Обращение к священной книге иудеев – Торе, к мудрости праведников и идеалам иудейских пророков.)

– Какие слова-символы встречаются в притче, что они обозначают?

– Какие ценности отражает притча? (Познание добра, правды и справедливости через исповедание иудейcкой веры (религиозный подход). Путь к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).)

– Какова основная мысль притчи? (В основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей иудейской религии, для того, чтобы от них избавится нужно быть истинным иудеем (религиозный подход). Для того чтобы прийти к справедливости, добру, мудрости, необходимо всю свою жизнь подчинять этим ценностям (культурологический подход).)

Теоретические вопросы: Что такое Тора? Что означает Тора, и в переводе с какого языка? Можно ли назвать автора Торы и почему? Сколько книг включает Тора? Назовите ее основные части. Почему Тору читают до сих пор?

Практические вопросы (к источнику):

  1. Что стало причиной спора?
  2. Какова точка зрения мыловара, наблюдающего за ребенком? Согласен ли с ним раввин?
  3. Сравните героев? Чем они похожи, чем отличаются?
  4. Какие уроки дал раввин мыловару?
  5. Какой урок (заповедь) может сделать для себя человек, прочитав притчу?
  6. В чем причина того, что люди продолжают совершать зло?
  7. Какие символы вы встречаете в притче? Что, или кого может означать каждый из героев притчи?
  8. Точка зрения кого из героев вам наиболее близка? Почему?

4. Корзину-то возьми…

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

О чем эта притча?

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

5. Притча о змее

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.)

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.)

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

– Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

– Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

6. Пчела и трутни (Эзоп)

– Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

– Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

– Кто является героями притчи?

– Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники.)

– Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых мы тоже выделим приставку без- : безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова? (Отсутствие чего-либо или недостаток.)

– Как вы считаете, какая интонация чувствуется в голосе пчелы?

– Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! (Трутни оговаривают трудолюбивого муравья.)

– Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?

Работа с пословицами и поговорками

Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

Без дела жить – небо коптить.

Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Праздность – мать пороков.

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко? (Аналитическое чтение)

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…

– К чему стремится жадный человек?! (Стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо.)

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.)

… И подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость )

– Чему учит притча?

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь .

– Что любят медведи больше всего? ( Мёд.)

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

– На тебя вся деревня идет!

– А я не боюсь! – отвечает косолапый.

– Кого же ты боишься?!

– А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? ( Предательство близких.)

– В чем смысл притчи?

В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало народов. От одних осталось только их название, от других – несколько строк в историографии.

Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу народов.

9. Собака и волк

– Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

– Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

– Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

– Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

– Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу .)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

– В чем смысл притчи?

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

3) вспомните какой-либо поучительный случай из вашей жизни (всё до мелочей).

4) запишите его на бумагу (при желании зарисуйте).

5) запишите мораль.

6) оформите все под разговор мудреца с учеником.

случай из жизни взятый для основы: Гулял я как-то с 3 друзьями по дендропарку и увидел как 2 парней пристают к одной девушке. Мои друзья конечно бросились её спасать, а я ушёл. Увы моим друзьям не удалось спасти девушку так как на подмогу к тем двум парням пришли ещё трое. В результате мои друзья сами оказались в опасности. И в этот момент вернулся я с поддержкой в виде конного патруля. А всё потому что я знал маршрут конного патруля наизусть.

Вывод: продумывай пути отступления зарание.

Конечный вид притчи: Однажды шли по лесу мудрец и его ученик. Вдруг они увидели как двое разбойников напали на прекрасную деву. Ученик конечно бросился её спасать в то время как его учитель великолепно знавший местность удрал. В это же время к тем двум разбойникам подоспело подкрепление схватившее ученика. Затем разбойники стали решать как наказать ученика, но не успели они прийти к единому мнению как из-за деревьев показался мудрец ведущий за собой нескольких рыцарей. Разбойники испугались и убежали. А всё потому что мудрец знал что в деревне неподалёку недавно остановилось несколько рыцарей возвращавшихся из похода. Ученик спросил у мудреца "почему ты убежал когда мог в одиночку победить всех этих разбойников", на что мудрец ответил "лучше избежать драки заставив противника удирать как сейчас, чем избить его, поэтому всегда продумывай пути отступления".

Автор: Алябьев Глеб, ученик 6"б" класса, МАОУ СОШ №19 и МБУДО ЦДОД города Димитровграда Ульяновской области.
Руководитель: Алябьева Марина Викторовна, педагог дополнительного образования, МБУДО ЦДОД города Димитровграда Ульяновской области.
Описание: материал будет полезнн детям школьного возраста, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям.
Назначение: учиться понимать мораль и смысл жизни, через притчу.
Цель: учится сочинять притчу.
Задачи:
- познакомить с историей появления притчи;
- дать понятие, как сочинить притчу;
- сочинить свою, авторскую притчу.
Познавательные странички.
Одним из самых интересных народного и авторского творчества являются притчи. Известны как древние притчи, передаваемые из поколения в поколения, так и современные, которые имеют своих реальных авторов. Притча является любимым жанром литературы многих людей, потому что она пишется языком иносказания, чтобы понять ее смысл, надо иметь образное мышление и яркую фантазию. Именно недоступность смысла притч для всех делает их привлекательными для избранных. Именно этим они похожи на басни, их языком можно говорить о тех явлениях, о которых говорить в обществе не принято или запрещено. Чтобы начать понимать иносказания, надо знать, что такое притча и как она может объяснить жизненные явления, научить жить.

Притча – это рассказ или история, в которой герои попадают в такие ситуации, в которые может попасть любой человек, но выходы из ситуаций, как правило, описываются не обычные. В притче вся история подчинена выводу, главной мысли, которая выводится и формулируется в конце. Эта мысль всегда является нравственным поучением, уроком, который преподнесен философски и иносказательно. В каждой такой притче изложен небольшой или очень большой, но всеобщий закон жизни. Кроме того, в притчах нет фантастических тем и случаев из жизни, сюжеты их достаточно реальны. Этим они подкупают еще больше и заставляют думать, в чем смысл притчи. А необычной трактовкой событий они запоминаются очень легко. Так же легко потом при случае достаются из подсознания.

Если сложить законы, мудрость всех притч на свете, можно получить большую книгу знаний жизни. Она может стать главной книгой на земле, которая будет учить человека быть человеком! Прочитать такую книгу будет можно, но запомнить сухие выжимки морали в таком объеме, конечно, невозможно. А вот в форме притч, ярких рассказов, с сюжетами и моралью, запомнить жизненные уроки очень легко. Да и передавать из уст в уста довольно просто и интересно. Так что можно утверждать, что притчи дают человеку понимание мира, его законов и духовных явлений. В размышлениях о мире притчи не дают человеческому сознанию и духовности засохнуть, они делают процесс размышления образным, красивым, даже изящным и философским. Каждая притча – тренировка мозга, его возможностей и способностей. Если человек понимает, чему учат притчи, значит, у него все в порядке с интеллектом и образным мышлением, мудростью и духовностью.

Притчи появились еще в 10 веке до нашей эры. Царь Соломон, правитель Иудейского царства, создавал первые притчи, которые теперь входят в Ветхий завет. Они были практически моральным сводом законов души. А четко обозначенная мысль в них давала возможность четко понять жизненное явление. Уже тогда люди понимали, что значит притча, что в ней можно завуалировать даже бунтарские идеи, которые являлись тогда новаторскими. Притчи очень популярны во всех странах мира, но очень распространены в общении и творчестве в восточных странах.

В одной семье была чудесная коробочка, в которой жили конфеты. Конфеты эти были волшебными, в разных фантиках. В красной одёжке дарила силу, в оранжевой радость, в зелёной трудолюбие, в синей ум, в фиолетовой храбрость, в жёлтой добро, в розовой любовь, а в голубой здоровье.



Вся семья была рада и кушала их по необходимости!
Когда у папы однажды не получалось отремонтировать кран он съел конфету в зелёной обёртке и кран тут же поддался ремонту.
Как то мама пришла с работы уставшая и грустная, папа развернул конфеты в оранжевой обёртке и у всех поднялось настроение.
Заметив волшебную силу конфет, сын стал кушать синие конфет, перед школой. Учёба пошла в гору!
Однажды заболела бабушка, внук угостил её конфетой в голубой обёртке. Бабушка поправилась!
Шло время и в коробочке осталась только одна красная конфета. Вся семья забеспокоилась, что же дальше?!
Долго лежала конфета в коробочке.
Со времинем все поняли, что дело вовсе не в конфетах, а в отношении людей к жизни и вере в себя. А конфета осталось сувениром в этой семье.

Маленький мальчик сидел на лавке и игрался с зеркальцем. Он строил ему рожицы и кривлялся, зеркало отвечало тем же. Мама позвала его домой и забыв зеркало он убежал. На лавочку села девушка, увидев зеркало, она начала округлять глаза, любоваться собой и красить губы. Оставив зеркало на лавке, заспешила по своим делам. И так было с каждым прохожим, кто брал его в руки. Люди оставляли свои эмоции в зеркальце, в маленьком ином мире. А мир - это тоже зеркало, и в нем отражается наша доброта и злоба, агрессия и дружелюбие, трусость и смелость, правда и ложь. Будьте добры к друг другу и мир будет добр к вам.

А вам я очень советую, просто настоятельно рекомендую, после прочтения каждой притчи или афоризма написать себе, с какой целью и в каких блоках тренингов, которые вы ведете или разрабатываете, вы можете или будете использовать их.

Притчи, по моему глубокому убеждению, все достойные, это самое лучшее, что я мог найти за 25 лет ведения тренингов. Я расположу их приблизительно в порядке частоты использования лично мной.

Афоризмы и метафоры, конечно, отличаются друг от друга с научной точки зрения, но исходя из целей использования, в них много общего.

Их цель – красиво, эффектно и эффективно преподнести участникам тренинга важную мысль, создать установку на изменение, развитие, преодоление препятствий, вселить веру в себя и расширить картину мира людей.

Когда я произношу афоризмы, я очень часто их произношу дважды (притчи я дважды не произношу, в этом нет никакого смысла). То есть буквально дважды, сказал один раз, сделал паузу, посмотрел на участников группы и произнес то же самое лаконичное и красивое высказывание еще раз.

Это делается для усиления воздействия, для подчеркивания мысли и для того, чтобы быть уверенным, что сейчас тебя точно услышали.

Афоризм очаровывает глубиной мысли, лаконичностью и точностью высказывания. Когда слышишь к месту сказанный афоризм, чувствуешь, что будто бы ты знаешь в каком направлении тебе идти и даже что делать. Так что делюсь своей личной коллекцией притчей и афоризмов.

И не забывайте, что эффект от притч зависит во много от того, как вы их рассказываете, каким голосом, с какой интонацией и паузами. Ваши движения, позы, жесты также очень значимы. Притчу нужно проживать. Это театр одного актера.

В целом весь бизнес-тренинг – это театр одного актера, где вы влюбляете в себя публику для того, чтобы сообщить очень важные вещи, которые помогут людям в их работе! Я еще добавил пару – тройку анекдотов, которые по своей силе сопоставимы с притчами.

Два монаха

Бабочка

Жил на свете философ, который знал ответ на любой вопрос. И нашелся желающий испытать его мудрость. Подумал он: «Возьму я в руку бабочку, зажму ее в кулак и спрошу его, мертвая у меня в кулаке бабочка или живая.

Мораль. Хитрый человек хотел поместить мудреца в безвыходное положение, но философ нашел выход, он вышел за рамки тех ограничений, которые ему навязывали. Нам тоже надо учиться выходить из тех ограничений, в которые помещает нас клиент, и предлагать элегантное решение.

Даже, когда клиент говорит нам возражение, которое на первый взгляд не имеет ответа, нам в идеале нужно стремится найти такое решение, которое побудит клиента посмотреть на ситуацию по-новому.

И если вы руководитель, то стремитесь в проблемной ситуации найти изящное решение. Я понимаю, что не в 100% случаев это может получиться, но стремиться к этому стоит.

Боинг

Корпорация Боинг, Сиэтл. В коридоре уборщица моет пол. По коридору идут очень важные люди: вице-президент США, совет директоров Боинга, мажоритарные акционеры, лучшие инженеры и финансовые консультанты.

Мораль. Каждый человек может чувствовать себе членом команды, каждый человек в компании может ощущать себя частью единого целого и быть адвокатом, амбассадором бренда. Корпоративная культура компании является важнейшим элементом управления и позиционирования.

Это хорошо!

У одного африканского вождя был друг. И этот друг постоянно, чтобы ни происходило, говорил:

– Так это ж хорошо!

Однажды они пошли на охоту. Друг почистил ружье короля до охоты и зарядил его. Но из-за того, что он сделал, что-то неправильно, вождь случайно отстрелил себе палец на ноге и закричал от адской боли! А друг воскликнул:

– Так это ж хорошо!

Вождь был вне себя от ярости:

– Как ты можешь, говорить, что это хорошо, когда я отстрелил себе палец по твоей вине, и мне больно!

Вождь разгневался так, что велел посадить своего друга в тюрьму.

Прошел год, вождь пошел на охоту, один, ведь друг сидит в тюрьме и попал в плен к людоедам. Те связали его и стали разжигать огонь, собираясь съесть. Но вдруг один из людоедов увидел, что у вождя не хватает на ноге одного пальца. А по верованиям этого людоедского племени они не могли есть физически ущербных людей.

Вождя отпустили со словами:

– Иди с миром, наша вера не позволяет тебе есть!

Вождь шел и думал:

– Я жив благодаря тому, что мой друг отстрелил мне палец. А я его посадил в тюрьму. Как плохо!

Вернувшись, вождь велел тотчас выпустить друга на волю. Он встретился с ним, рассказал ему, что произошло, а затем стал извиняться:

– Прости меня, я посадил тебя в тюрьму. Это очень плохо.

– Нет, это хорошо! – опять воскликнул его друг!

– Да почему же опять хорошо? – недоумевая спросил вождь.

– Потому что, если бы ты не посадил меня в тюрьму, я бы был с тобой на охоте…

Это хорошо, что клиенты нам возражают, потому что мы можем лучше их понять. Это хорошо, что клиенты пытаются нами манипулировать, потому что мы противодействуем этому, становясь более сильными и умелыми. Это хорошо, что мы работаем продавцами, потому что это нас многому учит, и потому, что мы достигаем таких результатов, которые раньше и не ожидали от себя.

Стражник

Дирижер

В симфонический оркестр приходит новый дирижер, очень переживает волнуется. Первый концерт, первых взмах дирижерской палочкой, все проходит на ура! Публика рукоплещет. Всю неделю аншлаг. В конце неделе к довольному и усталому дирижеру подходит первая скрипка и говорит:

– Сергей Семенович, хорошо бы оркестру от вашего имени проставить ящик коньяка VSOP, к примеру, Курвуазье.

– Это с какой стати?

– А то мы будем играть, то, что вы дирижируете!

Мораль. Мы собрались на тренинг по менеджменту и лидерству. И наша задача – не быть таким дирижером. Главный вопрос – как дирижировать своей компанией и отделом, как эффективно планировать, ставить задачи, мотивировать, вовлекать, контролировать, давать обратную связь и принимать решения!

Удача

Попутный ветер

Что нас меняет?

Петр и Павел

Готовность к возможности

Пессимист

Везение

Так что для того, чтобы быть успешным, мало иметь в своем арсенале эффективные технологии управления (переговоров, продаж), надо еще их тренировать. Давайте это сделаем прямо сейчас, поработаем!

Два меча

Один мастер делал мечи как разящее оружие, второй мастер — как оружие, которым защищают свою жизнь. Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья. Все листья, что прикасались к первому мечу, оказывались рассечёнными на две части. Второй меч листья оплывали, не касаясь его.

Мораль. Вы можете по-разному отвечать на возражения клиентов (сопротивления ваших сотрудников), ваши технологии могут быть более жесткими и мягкими, активно-агрессивными и ненавязчивыми. Подбирайте приемы и методы по под специфику ситуации, клиента, под свой собственный стиль.

Как день прошел?

Встречаются два менеджера по продажам. Один у другого спрашивает:

– Как день прошел?

– Да тоже ничего не продал.

Мораль. Все эти действия, которые описывает менеджер по продажам, очень важны. Но результат в продажах важнее всего! Давайте концентрироваться на наших основных целях! Давайте думать, как мы можем увеличить наши продажи!

Сходи, спроси

Василий спрашивает у барина. Почему ты платишь мне 5 копеек, а Борису 5 рублей.

Барин в ответ спрашивает Василия:

– Там случайно не сено везут вдали?

– Так пойди, посмотри.

Василий возвращается и говорит:

– А с какого луга?

– Так сходи, спроси.

Приходит работник снова и отвечает:

– С Константиновского луга.

– А какого укоса сено, первого или второго?

Васили возвращается опять и говорит:

– А почем продают?

– Спроси, пожалуйста, – говорит барин.

Еще раз приходит работник и отвечает на вопрос:

– А они торгуются.

– Не знаю, – в который раз заявляет Василий.

В этот момент входит Борис и говорит барину:

Барин поворачивается к Василию и говорит:

– Вот поэтому я тебе плачу 5 копеек, а Борису 5 рублей!

Мораль. Для продавца, менеджера по продажам очень важно проявлять инициативу, спрашивать, интересоваться. Быть активным, быть позитивным, быть действующим. Как мы можем это осуществлять? Как можно больше узнавать о клиенте до разговора, всецело интересоваться клиентом во время разговора с ним? Задавайте вопросы клиенту, ориентируйтесь в его потребностях!

Мораль. Руководителю очень важно уметь изучать ситуацию, выявлять тонкости, детали, чтобы потому принять правильное управленческое решение!

Парикмахер

Стрижется человек у парикмахера. Они болтают, и тат парикмахер говорит:

– Я думаю, что Бога нет.

– Почему вы так думаете?

– Да вы посмотрите, сколько несправедливости в мире, сколько насилия, войн, обмана! Нет, если бы Бог существовал, он бы этого не допустил!

Человек выходит из парикмахерской после стрижки и видит бомжа, у которого на колтун на голове, грязные, длинные волосы одним комом. Человек бежит в парикмахерскую, зовет парикмахера к окну, показывает на бомжа и говорит:

– Видишь того, бомжа на улице?

– Так вот, парикмахеров не существует!

Мораль. Многое зависит от нас. Я понимаю, что не все, есть вещи, на которые мы действительно не можем повлиять. Но часто их гораздо меньше, чем нам кажется. Давайте на тренинге и в работе думать о том, что мы можем изменить, что в наших силах!

Продажа петуха

Наша цель в управлении (продажах, переговорах) не просто прилагать усилия, но делать это эффективно. Давайте изучать технологии, которые позволяют вам одержать управленческую (переговорную) победу! А еще лучше, если это будет Win – Win, то есть победа как для вас, так и для вашего оппонента (клиента, сотрудника, коллеги)!

Предел человека

Что не знает человек? (Пауза). Человек не знает разве что предела своей собственной силы! Мы можем недооценивать свои способности, мы иногда можем даже их не видеть. В работе, на тренинге, если ты настраиваешься на новые возможности, ты получаешь шанс ими пользоваться и открываешь в себе новые грани!

Поиск гуру

Человек обрадовался, собрал вещи в рюкзак, положил документы, деньги, пластиковые карточки, книги, ноутбук. Он развернул бумагу с адресом… Каково же было его удивление, когда человек обнаружил, что Гуру живет в том же подъезде, что и он, только этажом выше. Человек поднялся к нему, позвонил в дверь, и когда ему открыли, сказал:

– Мне говорили, что вы настоящий Гуру, настоящий учитель. Я хочу учиться у вас.

– Вопрос не в том, кто настоящий учитель. Вопрос в том, насколько ты готов учиться.

Если я завтра буду идти по парку, спотыкнусь о камень и упаду, и после этого события, я буду более тщательно смотреть себе под ноги во время прогулок. Это значит, что камень для меня и будет настоящим Гуру! – ответил Учитель.

Мораль. У благодарного ученика каждый день счастливый!

Он готов!

Один человек хотел, чтобы его петух участвовал в петушиных боях. Он пришел к мастеру и попросил проверить своего петуха. Мастер посмотрел на него в деле и сказал:
– Твой петух – молодой и самонадеянный. Он бросается на всех!
– Он готов?
– Нет, он не готов!
– Почему?
– Он не умеет рассчитывать силы и часто бывает бит! Оставь мне его на неделю потренировать.
Человек пришел через неделю и спросил:
– Как мой петух?
– Твой петух под гнетом прошлых поражений забился в гнездо, боится даже собственного клюва. Он не готов, оставь мне его еще на неделю.
Приходит владелец петуха к мастеру через неделю и спрашивает:
– Как мой петух?
– Твой петух – сильный, задиристый и наглый, набрасывается на всех, всех бьет!
– Он готов?
– Нет, он не готов!
– Почему?! – восклицает человек в недоумении.
– Часто он видит врагов там, где их нет! Оставь мне его еще на неделю.
Приходит человек к мастеру через неделю и спрашивает:
– Как мой петух?
– Твой петух спокоен и неподвижен словно сделан из камня, взгляд его устремлен вперед. При виде его другие петухи убегают… Он – готов!

Мораль. Также и мы. Вначале самонадеянно бросаемся в контакт с клиентом, но часто бываем битыми. Потом боимся разговаривать с клиентом, ожидая его отрицательных реакций. Затем, мы достигаем такого уровня, что, казалось бы, можем продать что угодно и кому угодно. Но иногда мы тратим слишком много сил, и направляем энергию не в ту сторону. И, наконец, мы становимся такими сильными переговорщиками, что клиент с уважением смотрит на нас.

Мораль. Развивай в себе внутреннюю силу, уверенность, ассертивность. Если подчиненные видят в нас силу, они больше нам доверяют и готовы следовать нашим лидерским призывам и менеджерским указаниям.

Река жизни

Мы иногда даже не представляем, сколько помощи мы получаем от наших коллег, партнеров, руководителей, клиентов. Иногда мы принимаем это за данность, как будто, так и должно быть. Но если задуматься и проанализировать, мы все связаны, и мы можем найти много поддержки вокруг.

Счет

Однажды одного русского физика пригласили в Германию для того, чтобы дать консультацию по поводу сложного технического оборудования. Приехав по нужному адресу, физик спросил:

– И в чем же основная сложность?

– Аппарат не работает, что мы только уж не делали? – ответили ему коллеги и технические специалисты.

– И давно он неисправен?

– Месяц бьемся над этой проблемой!

– Ну что ж, давайте, посмотрим, – сказал физик, и пошел внимательно осматривать техническое устройство.

Русский физик включил пару тумблеров, посмотрел показатели нескольких экранов. Подумал…

Затем он подошел к огромному аппарату и стукнул по нему. Все заработало!

– Сколько мы вам должны? – спросили пристыженные специалисты, – выпишите нам, пожалуйста, счет.

Физик быстро начертал на бумаге что-то и передал коллегам.

– 10 000 долларов?! – возмутились представители принимающей стороны, – за один удар 10 000 долларов! Просим вас переписать счет.

– Хорошо, ответил физик.

Он взял ручку, новую бумагу, что-то написал и отдал им со словами:

– Я переписал счет.

Деньги были оплачены в срок и полностью.

Мораль. Нам важно развивать в себе умение правильно говорить с клиентом, произносить те слова, которые инициируют нашу работу. Это здорово, когда менеджер по продажам может показать себя в качестве эксперта, знающего какое решение рекомендовать клиенту.

Мораль. Руководитель в нужный момент в сложной ситуации должен принять такое решение, которое запускает всю организационную машину на максимум эффективности.

Четыре монаха

В древней японской духовной школе ученики обучались молчанию. Как-то раз четыре ученика, которые являлись друзьями, решили провести семь дней в таком молчании.

В первый день медитации продвигалась нормально. Но к вечеру, когда масляные лампы стали гаснуть, один из учеников не удержался и крикнул слуге:

Второй ученик, сильно удивившись реплике, крикнул:

– Ведь мы же договорились, что будем молчать.

– Какие же вы глупцы, вы же разговариваете! – крикнул третий.

– Только я ничего не сказал, только я молчу, – довольно сказал четвертый.

Мы всем так или иначе ошибаемся, только на разных уровнях, и кто-то раньше, а кто-то позже. Признавать свои ошибки и принимать ошибки других – коллег, клиентов, поставщиков, подчиненных, руководителей – это правильно.

Опасный тигр

Да, часто нам кажется, что у нас нет отличий от конкурентов, но, во-первых, это не правда, отличия всегда есть, и, во-вторых, если вы настаиваете, что у вашей компании все-таки нет отличий, то знайте, что в конкурентной борьбе выигрывает то, кто быстрее бежит к своему клиенту и лучше рассказывает ему о своих преимуществах, связывая их с выгодами клиента.

Улитка

Мораль. Иногда надо действовать как эта улитка – проанализировать прошлый опыт общения с клиентами (с коллегами, подчиненными), визуализировать результат, наметить цель и двигаться к ней. И вы получите свою вишню! А иногда надо действовать и как воробей, прыгать с ветки на ветку в поисках вишен. Это просто разные стратегии поведения.

Изменения

– Как долго ждать изменений к лучшему? – спросили учителя.

– Если ждать, то долго! – ответил он.

Мораль этой статьи!

Применяйте, дорогой читатель, данные высказывания и притчи с сегодняшнего дня. Выбирайте то, что вам больше по душе и используйте в целях повышения эффективности обучения, которое вы проводите! Не откладывайте на потом.

Как я уже говорил, это мои любимые притчи, афоризмы и анекдоты. И вы понимаете, существуют и другие. Так что в путь! Безусловно, я рекомендую каждому тренеру копить свой арсенал красивых и смысловых историй. Подбирайте их под себя, под тему тренинга, под группу.

Тренируйте интерпретацию, мораль, каждой притчи, добавляйте новые смыслы, привязывайте к реальной практике в продажах, переговорах и управлении.

И еще один совет. Я завел привычку, сохранять новые интересные мне притчи, которые мне попадаются в книгах и на просторах интернета, в отдельный файл, чтобы потом подумать, где и как их использовать.

И перед подготовкой к тренингу, и даже во время тренинга, я иногда просматриваю этот список, чтобы выбрать что-то ценное для группы, учитывая контекст тренинга.

Читайте также: