Как сделать прирезку к земельному участку находящемуся в собственности

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Законодательство Российской Федерации допускает прирезку земельного участка. Практически, это процедура, предполагающая оформление имущественных прав на территорию, расположенную по периметру участка. Прирезать надел к основному участку можно на основании одного из документов:

  • соглашения о перераспределении площади;
  • через устранение ошибок, допущенных при регистрации права собственности;
  • на основании судебного акта;
  • согласно нормам, прописанным в ФЗ № 150.

Способы прирезки земли к участку

В результате прирезки земель, площадь участка, находящегося в собственности должна вырасти. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • после подписания договора между собственниками смежных участков (дополнительная площадь может быть получена как безвозмездно, так и за деньги);
  • на основании судебного решения, определяющего границы земельного участка, находящегося в собственности заявителя. Как правило, стороны обращаются в суд, когда не могут провести межевание в добровольном порядке;
  • при межевании, когда процедура проводится, чтобы устранить ошибки, допущенные при внесении данных в реестр. Инициатором процедуры может быть как сторона, чьи имущественные права были нарушены, либо представитель Росреестра;
  • в результате проведения кадастровых работ, если в результате проведения изысканий были выявлены несоответствия физических размеров надела и границ, определённых правоустанавливающими документами.

Кардинально новый способ возможен после принятия ФЗ № 150, призванного упорядочить кадастровые сведения, закрепив права на бесхозные земли. Так, гражданин, участок которого граничит с бесхозным наделом, может прирезать до 10% от площади земли, находящейся в его собственности.

Процедура

Желая прирезать участок земли, гражданин должен учитывать ряд нюансов:

  • определить размер участка, который планируется присоединить. Сделать это можно в Росреестре, если надет имеет кадастровый номер, или обратившись в местную администрацию;
  • выяснить, находится ли надел в частной собственности.
    выяснить о наличии обременений, запретов на отчуждение, препятствующих смене права собственности;
  • имеет ли участок по периметру тоже целевое назначение, что основной надел. Если назначение разное — в прирезке будет отказано.

Если для прирезки нет препятствий, заявитель должен обратиться в местную администрацию, а также воспользоваться услугами кадастрового инженера.

В первую очередь подаётся заявление о прирезке, которое рассматривается местной администрацией в течение 30 дней. Если по результатам проверки не выявлено препятствий, оно будет удовлетворено. На основании соглашения можно заказывать работы по межеванию.

Список необходимых документов

Для прирезки участка согласно нормам ФЗ №150 необходимо предоставить:

  • правоустанавливающие документы на землю;
  • схему участка, который планируется прирезать;
  • паспорт заявителя.

Подача документов возможна только лично в местную администрацию. Оформление онлайн или через многофункциональный центр не предусмотрено.

Кадастр

При наличии соглашения о выделении участка, заявитель заказывает кадастровые работы. Их цель — определить точки границ будущего единого участка. Изыскания проводятся специалистом, имеющим соответствующую лицензию, с использованием высокоточного оборудования. После межевания составляется акт, который должен быть подписан владельцами соседних участков. На сбор подписей отводится 30 рабочих дней. Если кто-то отказывается подписывать бумагу, решить вопрос можно в судебном порядке.

Учёт прав

После подготовки документов заявитель подаёт их регистратору, который в свою очередь вносит изменения в базу данных.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению муниципальной собственности администрации о признании незаконным решения, возложение обязанности,

административный истец обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: , находящегося в собственности ФИО1, и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По результатам рассмотрения заявления УМС приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ №у об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Прим этом, УМС указал, что образование земельного участка площадью менее минимального размера, установленного градостроительным регламентом, нарушает требования ст. 11.9 ЗК РФ и, соответственно, в силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что, в свою очередь, в силу подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, к числу которых, в числе прочего, относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Согласно части 2 статьи 6 Решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа требование к предельному минимальному и (или) максимальному размеру земельных участков не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, выдела из земельных участков, а также перераспределения земельных участков.

Таким образом, при процедуре перераспределения земельных участков, один или несколько из которых уже находятся в частной собственности, учитываются только предельные максимальные размеры земельных участков, а требования к предельным минимальным размерам земельных участков учету не подлежат.

Просил признать незаконным решение Управления муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ №у об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Обязать Управление муниципальной собственности устранить допущенные нарушения прав ФИО1 путём повторного рассмотрения заявления ФИО1

Представитель административного истца, ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель администрации , ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил суду письменный отзыв.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N № площадью 96 кв.м, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010019:130, расположенного в границах участка, адрес ориентира: , находящегося в собственности ФИО1, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Решением УМС от ДД.ММ.ГГГГ №у отказано в перераспределении земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ) со ссылкой на то, что площадь образуемого участка менее минимального размера, установленного Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.

В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, к числу которых, в числе прочего, относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Между тем, применительно к указанным требованиям препятствием для заключения соглашения о перераспределении земельных участков является только тот случай, когда в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков (подп. 8 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ).

Поскольку в рассматриваемом случае такие обстоятельства отсутствуют, отказ в перераспределении земельных участков по основанию нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, равно как и ссылка на пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ являются неправомерными.

Выделение законодателем основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в виде превышения предельных максимальных размеров земельных участков в качестве самостоятельного основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков свидетельствует о его специальном характере по отношению к общим нормам, определяющим порядок образования земельных участков.

По общему правилу применению подлежит специальная норма. При процедуре перераспределения земельных участков, один или несколько из которых уже находятся в частной собственности, учитываются только предельные максимальные размеры земельных участков, а требования к предельным минимальным размерам земельных участков учету не подлежат.

В силу положений подп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, следует, что перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Условия о том, что образуемый в результате перераспределения земельный участок при этом не должен быть менее установленного предельного минимального размера земельных участков, приведенная статья не содержит.

Более того решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. В соответствие с ч.2 ст.6 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, требование к предельному минимальному и (или) максимальному размеру земельных участков не применяется при образовании земельных участков путем раздела, объединения, выдела из земельных участков, а также перераспределения земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что обстоятельства, положенные в основу оспариваемого решения административного ответчика, в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения и не могут служить основанием для отказа в перераспределении земельных участков, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании решения незаконным являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земельного участка в установленные законом порядке и сроки и принять по нему новое решение.

административное исковое заявление ФИО1 к Управлению муниципальной собственности администрации о признании незаконным решения, возложение обязанности удовлетворить.

Признать незаконным решение УМС администрации от ДД.ММ.ГГГГ № у.

Возложить на УМС администрации обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: , в установленные законом порядке и сроки и принять по нему новое решение.

Решение может быть обжаловано в вой суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Если коротко: что нужно делать для узаконения самозахвата; какие штрафы полагаются за пользование чужой землёй.

Брошенный участок вовсе не означает, что у него нет хозяина. Возможно, собственник имеется, но земельным наделом по каким-то причинам не пользуется. Если постороннее лицо начинает использовать участок, у которого есть хозяин, а именно: возводить постройки, производить сельхозработы — это будет считаться самовольным захватом. За такие действия полагается административная ответственность. О том, как узаконить самовольно занятую землю — читайте в статье.

Как узаконить самовольно занятые земли

Другими словами: самозахват — это использование чужого земельного надела в своих целях, не имея на эти действия законного права. К таким действиям относятся: возведение построек, возделывание земли в сельскохозяйственных целях. Использование участка в этом случае происходит исключительно в личных целях, а захват территории по своей инициативе.

Не стоит думать, что самозахватом занимаются только обычные граждане, разместив огород на заброшенной соседней даче. В большинстве случаев закон нарушают должностные лица, имеющие данные о земельных наделах. Владея информацией о не востребованных собственниками участках и происходит захват земли.

Если вы столкнулись с подобным, когда неустановленное лицо использует вашу землю в личных целях, не имея на это прав — обращайтесь в правоохранительные органы и нарушителя привлекут к ответственности.

Как узаконить самовольно занятые земли

Использовать землю для личных нужд в нашей стране можно при наличии одного из нескольких факторов:

  • прав собственности;
  • арендного договора;
  • сервитута;
  • наследственных прав.

Если у лица, использующего земельный надел, не окажется ни одного из вышеперечисленных документов, можно предположить, что оно присвоило участок и является нарушителем закона. Данные лица не имеют права совершать никаких действий с земельным наделом, а именно: продавать; отдавать в арендное пользование третьим лицам; составлять завещание; отчуждать права иными способами. Если лицо, совершившее захват чужой территории, занимается коммерческой деятельностью на этой земле, денежные средства, извлечённые из этой деятельности, будут считаться незаконным доходом.

Штрафы

Незаконные землепользователи попадают под административную ответственность — штрафы. Сумма штрафа зависит от того, стоит ли участок на кадастровом учёте и определена ли кадастровая стоимость данного земельного надела.

Если таковая имеется, то по статье 7.1 КоАП РФ суммы штрафов составят:

  • для гражданских лиц — 1-1.5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • должностные лица — 1-1.5% от кадастровой оценки, но не менее 20 тыс. рублей;
  • юридические лица — 2–3%; минимальный штраф не меньше 100 тыс. рублей.

В случаях, когда кадастровая стоимость не определена, штрафы составят:

  • для гражданских лиц от 5 до 10 тысяч рублей;
  • должностным лицам от 20 до 50 тысяч рублей;
  • юридическим лицам от 100 до 200 тысяч рублей.

Но закон не призван лишь карать за пользование чужим участком, в некоторых случаях самозахват можно узаконить. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Найти правообладателя участка.
  2. Произвести процедуру межевания и в новом порядке установить границы земельного надела; получить кадастровый паспорт.
  3. На основании собранного пакета документов оформить право собственности.

Установить собственника земли несложно, для этого необходимо сделать запрос в Росреестр либо в архитектурный/земельный отдел при органах самоуправления. Данные организации обязаны предоставить официальный ответ, в котором будет собрана необходимая информация о правообладателе участка.

Как узаконить самовольно занятые земли

Четыре варианта развития событий

  1. Если участок принадлежит местному самоуправлению или СНТ, нужно предоставить заявление о выделении этого земельного надела для использования в личных целях обратившемуся лицу.
  2. В случае когда участок принадлежит государству, нужно будет принять участие в аукционе и, соответственно, выйти победителем. Аукцион даёт потенциал увеличить земельную площадь и оформить самозахват территорий общего пользования быстро и недорого. Стоимость квадратного метра в этом случае составит 15% от кадастровой оценки.
  3. Возможно, у земли уже есть владелец и в этой ситуации остаётся лишь один выход — вступить в переговоры и настаивать на отчуждении прав собственности. Простыми словами — уговаривать продать и сделать это как можно дешевле.
  4. Ещё один вариант — земля бесхозная, а значит не имеет владельца. Тогда нужно обращаться в местные органы самоуправления с заявлением постановки земли на кадастровый учёт. Но эта процедура достаточно долгая, так как после постановки на кадастр участок станет собственностью муниципалитета через год. И только по истечении года можно становиться претендентом на право пользования землёй.

Как зарегистрировать право собственности на самовольно захваченный участок

Для оформления прав собственности на землю нужно предоставить в уполномоченные органы заявление, к которому в обязательном порядке приложить: планы геодезии и БТИ; кадастровый паспорт; акт о владении земельным наделом. Если муниципалитет одобрит заявление, землепользователь может выкупить участок.

Для получения кадастрового паспорта необходимо провести межевание границ участка — мероприятие недешёвое, но нужное. Для данной процедуры надо пригласить кадастрового инженера и предоставить документы: паспорт гражданина; документацию, подтверждающую, что заявитель имеет права на использование земли; план геодезии; межевой план; заявление на получение кадастрового паспорта; квитанция об уплате госпошлины. В наилучшем варианте документ будет готов по истечении 20 рабочих дней после обращения. Если специалист сделает замечания, срок изготовления кадастрового паспорта будет продлён до момента устранения нарушений.

При наличии нового кадастрового паспорта можно начинать оформление прав собственности на самовольно захваченный участок. Это делается непосредственно в Росреестре, либо заявитель обращается через МФЦ.


Документы, необходимые для регистрации права собственности:

  • паспорт гражданина;
  • заявление;
  • кадастровый паспорт;
  • соглашение, позволяющее заявителю пользоваться земельным наделом;
  • оплата госпошлины.

В случае если на земле есть незаконные постройки, их можно узаконить, когда участок перейдёт в собственность к заявителю.

Как узаконить самовольно занятые земли


В регистрации прав часто отказывают и на это есть несколько причин:

Конечно, всё это делается не быстро и зачастую проходит нелегко, но если есть возможность, оформлять в собственность захваченные земли необходимо. По крайней мере, это будет лучше штрафов и судебных издержек, и также откроет новые перспективы.

Президент России Владимир Путин законом 150-ФЗ от 17.06.2019 года разрешил гражданам бесплатно увеличить свои земельные участки за счет прирезки смежных земель. Как законно и бесплатно это сделать, Деловому квадрату рассказали в Кадастровой палате Удмуртии.

Что можно присоединить

Земля, за счет которой допускается увеличение площади участка, не может находиться в частной собственности и под обременением – то есть не может быть территорией общего пользования. Кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков.

Сколько можно присоединить

Размер площади, которую можно присоединить, четко регулируется. Закон допускает, что при межевании земельный участок может увеличиться за счет муниципальных земель не более чем на 10% от своей площади либо на величину предельного минимального размера земельного участка, который принят в данной территориальной зоне. Кроме того, следует помнить, что общая площадь земельного участка после межевания не может превышать предельный максимальный размер участка, указанный в правилах землепользования и застройки территории.

Обратиться за оформлением дополнительного надела может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства. Присоединить дополнительные сотки к своему участку может исключительно собственник. У арендаторов участков, а также лиц, владеющих наделом на правах безвозмездного пользования, такой возможности нет.

Варианты прирезки

Владельцы участков могут пойти по одному из двух путей.

Если в результате обмера получилась площадь 700 кв.м., то это увеличение тоже можно узаконить, поскольку в рамках уточнения площадь своего участка можно увеличить бесплатно на величину предельного минимального размера земельного участка, который принят в той территориальной зоне, в которой находится участок. Узнать предельный минимальный размер можно в Правилах землепользования и застройки того муниципального образования, к которому относится земельный участок. Обычно они есть на официальных сайтах муниципальных образований. Если мы видим, что минимальный размер участка в этой зоне 200 кв.м., то в нашем случае мы можем узаконить и наши 700 кв.м., и даже 800 кв. м.

Второй способ: перераспределение. Если вы слишком много прирезали, например, по обмерам получилось 1000 кв.м., а по документам 600 кв.м., и первый способ не подходит, то кадастровый инженер готовит для вас Схему расположения земельных участков для перераспределения с муниципальными землями. Вам понадобится отнести ее в районную администрацию для утверждения.

Какие нужны документы

- Заявление о прирезке (перераспределении)
- Соглашение
- Выписка из ЕГРН
- Проект межевания или схема расположения участка
- Правоустанавливающие документы на землю.

Сроки рассмотрения заявления о прирезке

Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:

- общий срок 30 рабочих дней;

- увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы);

- срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.

После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.

Бесплатно или за деньги?

Действительно ли, можно увеличить свой земельный участок совершенно бесплатно? Да. Но только для отдельных случаев. Бесплатно можно получить только прилегающие к участку земли, то есть их не надо выкупать у государства, но при этом само оформление увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат. Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план. Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ. Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.

Узнать стоимость межевого плана можно на сайте онлайн-калькулятора кадастровых работ.

Читайте также: