Как сделать причинно следственную связь

Обновлено: 03.07.2024

Исследование причинно-следственной связи в полном объеме, т.е. установление и причины, и следствия, и связи между ними, эксперт никогда не осуществляет. По крайней мере общественно опасное действие как первопричина предусмотренных законом последствий находится за рамками экспертного исследования – эксперт устанавливает только непосредственную причину этих последствий (в нашем случае – это связь диагностированного психического расстройства с непосредственным травмирующим воздействием, психогенным либо травматическим). То есть экспертным путем исследуется только некий фрагмент цепи причинно-следственных событий, подлежащих доказыванию по данному делу [Орлов, 20051. Наиболее наглядным примером в этом смысле является оценка последствий перенесенной потерпевшим в ходе криминального события черепно-мозговой травмы, обстоятельства получения которой (в результате непосредственных действий обвиняемого или случайного падения, к примеру) будут специально исследоваться в процессе судопроизводства.

Промежуточным звеном для констатации причинно- следственной связи между психотравмой и психическим расстройством является установление природы выявленных нарушений. Определение генеза психических расстройств – "органического", "эндогенного", "связанного со стрессом" и т.д. – является неотъемлемой частью их диагностики в соответствии с МКБ-10. Однако установление непсихогенных вариантов генеза расстройств, имевшихся у потерпевшего до посягательств, не исключает их последующего анализа, поскольку возможно психогенное видоизменение существующих или появление новых психических расстройств в криминальном и посткриминальном периодах. Заключение о вреде здоровью следует выносить с учетом ретроспективной, пре- зентальной и прогностической оценок психического состояния потерпевших при достаточных объективных данных об их психическом здоровье до криминальной ситуации на основе изучения динамики психических расстройств, помня, что подобная оценка возможна не только у психически здорового до воздействия потерпевшего, но и у уже страдавшего к моменту травматического воздействия каким-либо психическим расстройством. Это прямо вытекает из п. 9 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека [1] , согласно которому "при проведении судебно- медицинской экспертизы в отношении живого лица, имеющего какое-либо предшествующее травме заболевание либо повреждение части тела с полностью или частично ранее утраченной функцией, учитывается только вред, причиненный здоровью человека, вызванный травмой и причинно с ней связанный". 1

Различие типов связи наиболее наглядно может быть продемонстрировано на примере расстройств, возникающих вследствие сексуальных правонарушений. У жертв сексуальных посягательств на развитие и динамику психического расстройства помимо специфической сексуальной травмы могут оказывать влияние иные психогенные факторы, определяя разные виды причинно-следственной связи и формы экспертных выводов. В связи с этим для аргументации экспертного решения психотравмирующие факторы целесообразно подразделять на специфическую сексуальную травматизацию, под которой понимается неблагоприятное сексуальное воздействие на жертву; сочетанные психогенные факторы, подразумевающие одновременное воздействие сексуальной травматизации и психотравмы жестокого обращения. Под дополнительными психогенными факторами понимаются связанные с сексуальными посягательствами психогенные воздействия, но отставленные от них по времени. Например, постоянное напоминание жертве о случившемся в ходе допросов и экспертных исследований; негативная реакция окружающих в отношении жертвы правонарушения уже после его завершения и т.д. Неспецифическими психогенными факторами являются те, которые не имеют содержательной связи с сексуальной травматизацией и могут совпадать или не совпадать с ней по времени. Например, к таким факторам можно отнести смерть близкого родственника незадолго до криминального периода, в течение него или же в следственной ситуации.

Выделение указанных факторов способствует установлению причинно-следственной связи, которое должно быть сопряжено с квалификацией ее характера (прямого или же косвенного/опосредованного).

Прямая причинно-следственная связь может устанавливаться при квалификации психического расстройства психогенного генеза, в содержании психопатологических переживаний которого отражается специфическая психотравма сексуального насилия или сочетанные психогенные факторы. Психосоциальные нарушения выражаются в избегании связанных с психотравмирующим воздействием разговоров, мест. Фобические расстройства проявляются страхом оставаться в одиночестве, боязнью иметь какие-либо отношения со взрослыми людьми, похожими на посягателя, или со взрослыми того же пола, либо боязнью какого-либо конкретного человека, которым посягатель запугивал ребенка. Содержанием сверхценных идей становится преследование насильниками. Имеет место связь аффективных расстройств, кататимности мышления, нарушений сна и школьной дезадаптации с тягостными воспоминаниями о сексуальных контактах с правонарушителем. Такой характер связи наиболее часто встречается при развитии расстройства в криминальной ситуации или нескольких психогенных расстройств в следующих друг за другом периодах (например, острой реакции на стресс – в криминальном, а ПТСР – в посткриминальном и последующих периодах). Типична зависимость динамики психического расстройства от воздействия дополнительных психогенно травмирующих факторов. Ими чаще всего становятся напоминания о случившемся в ходе допросов и экспертиз.

При анализе в каждом конкретном случае факторов, оказывающих влияние на превращение сексуального насилия в специфическую психотравму, необходимо учитывать, что причинно-следственная связь констатируется преимущественно у потерпевших, в отношении которых осуществляются длительные (агрессивные/неагрессивные) инцестуозные (либо со стороны знакомых) действия или однократные агрессивные, в том числе групповые, правонарушения, понимание характера и значения которых сохранено либо нарушенным оказывается понимание социального значения только на уровне личностного смысла. При развитии психогенного психического расстройства у потерпевших, не понимающих биологической сути производимых с ними сексуальных манипуляций, могут отсутствовать психопатологические феномены, отражающие переработку специфической сексуальной травмы, а на первый план в клинической картине выходят аффективные расстройства и проявления регрессивного поведения, что также позволяет установить прямую причинно-следственную связь.

Косвенная причинно-следственная связь между психотравмирующим воздействием сексуальных посягательств и психическим расстройством психогенного генеза может быть установлена, во-первых, в случаях ее опосредования дополнительными психогенными факторами и отражения сексуальной психотравмы в содержании психопатологической симптоматики. Такой вариант может встречаться у потерпевших с развитием "расстройств адаптации" в посткриминальном (следственном, судебном) периоде. При этих расстройствах индивидуальная предрасположенность или уязвимость играет бо́льшую роль в их возникновении и формировании клинических проявлений, чем при острой реакции на стресс и ПТСР. В случае последних психотравмирующее событие – первичный, пусковой причинный фактор, а в отношении расстройств адаптации можно говорить только о том, что они не возникли бы без стрессового фактора. Наиболее распространенными дополнительными психогенными воздействиями являются: опасения по поводу возможных агрессивных действий со стороны посягателя; насмешки сверстников, дефицит общения с ними, отсутствие должного внимания со стороны родственников; распад семьи или даже разрыв эмоциональных связей с обидчиком, к которому ребенок прежде мог быть очень привязан. Установление косвенной связи психического расстройства с посягательствами не исключает оценку тяжести вреда. Констатация такого характера связи будет значима для прогноза динамики психического расстройства и стойкости дезадаптации, который должен осуществляться с учетом продолжающих воздействовать на потерпевшего в судебно-следственной ситуации дополнительных психогенных факторов.

Во-вторых, косвенная – опосредованная эндогенными факторами – причинно-следственная связь между психогенно спровоцированным обострением или манифестацией психического расстройства и психотравмирующим воздействием может устанавливаться при хронологическом совпадении или незначительной временно́й отставленности сексуального деликта и эндогенного психотического состояния, в клинической картине которого имеют место реактивные проявления. Этому не противоречит квалификация эндогенного генеза основного расстройства, поскольку связанное с травмой изменение психического состояния является психогенно спровоцированным. Следует иметь в виду, что к последствиям причиненной травмы не относятся возникающие по окончании приступа негативные расстройства, поскольку их появление, выраженность и темпы нарастания зависят не от факторов, связанных с психической травмой, а от эндогенно обусловленных формы и типа течения шизофрении, индивидуальной резистентности к терапии и т.д.

В случаях установления психогенного генеза вследствие воздействия как специфического, так и неспецифического психогенных факторов и отражения каждого из них в содержании психопатологических переживаний психогенного психического расстройства (психогенного обострения основного расстройства) экспертный вывод может формулироваться в вероятностной форме. При этом необходимо установление и обоснование степени вероятности, с которой расстройство причинно связано с травмирующим воздействием сексуальных посягательств. Констатация вероятностной причинно- следственной связи не позволяет оценивать вред здоровью от этих расстройств.

Исключить какую-либо (прямую, косвенную) причинно-следственную связь позволяют:

  • 1) установление непсихогенного психического расстройства, начавшегося в предкриминальном или криминальном периоде и не претерпевшего какой-либо динамики на всех этапах юридически значимой ситуации;
  • 2) отражение в клинической картине психогенного расстройства (психогенного обострения основного расстройства) только неспецифического психогенно травмирующего фактора.

Отсутствие специфического влияния сексуальных посягательств на психическое состояние потерпевших чаще определяется непониманием сущности осуществляемых с ними действий. Вместе с тем понимание потерпевшими биологической сути и социального значения осуществленного в отношении них правонарушения не предопределяет трансформацию сексуальных действий в психотравмирующий фактор – например, у потерпевших, в отношении которых совершались однократные развратные действия без тактильного контакта (фотосъемка в обнаженном виде и т.д.).

Нарушения сексуальной (как психосексуальной, так и соматосексуальной) сферы у малолетних потерпевших сводятся преимущественно к дизонтогенетическим состояниям в виде задержек, опережения или дисгармоничного сексуального развития, нарушений идентичности. У несовершеннолетних и взрослых потерпевших возможны прежде всего функциональные сексуальные расстройства, включающие психогенные нарушения сексуального влечения (сексуальное отвращение, потеря полового влечения, оргазмическая, эректильная дисфункции и др.). В редких случаях к непосредственным последствиям сексуальных посягательств может относиться и формирование расстройств сексуальных предпочтений (парафилий).

Прямая причинно-следственная связь может быть установлена при выявлении психогенного генеза аномалий сексуальности или ведущей роли психогенного фактора при смешанном их генезе.

Косвенная (опосредованная) причинно-следственная связь может констатироваться в случаях приостановки сексуального развития вследствие его дезактуализации по причине психического расстройства, а также в некоторых случаях формирования расстройств сексуальных предпочтений, включающих объект и (или) активность, аналогичные тем, что имели место в ситуации перенесенного ранее сексуального насилия.

Невозможность установления ведущей роли психогенного фактора при смешанном генезе нарушений определяет форму вывода о наличии причинно-следственной связи с предпочтительностью не категоричной, а вероятностной модальности.

Установление конституционального, эндокринного, церебральноорганического, иного морбидного (вследствие эндогенных психических расстройств), социогенного вариантов генеза аномалий сексуальности у потерпевшего позволяет исключить какую-либо причинно-следственную связь сексуальных аномалий с посягательствами.

Почему люди часто ошибаются, пытаясь в конкретной ситуации выделить причину и следствие? Как вообще наш мозг обнаруживает причинно-следственные связи, и видят ли их маленькие дети? Как научиться правильно пользоваться понятиями о вероятности событий и корреляции между ними? На все эти вопросы Клейнберг, доцент Технологического института Стивенс в Нью-Джерси, пытается ответить в своей книге.

В 1999 году британский солиситор (категория адвокатов в Великобритании – Forbes Woman) Салли Кларк предстала перед судом по обвинению в убийстве двух своих детей. Первый сын умер внезапно в возрасте 11 недель в декабре 1996 года. Тогда это сочли смертью от естественных причин, но всего через год скончался и второй ребенок: ему было 8 недель. В обоих случаях дети казались в целом здоровыми, поэтому их внезапная гибель вызвала подозрения.

Обстоятельства были очень схожими: малыши умерли примерно в одинаковом возрасте, именно Салли Кларк обнаружила их бездыханными, дома с ними находилась она одна, и оба ребенка, согласно патологоанатомическому исследованию, имели травмы.

Изначально повреждения на теле первого мальчика объяснялись попытками проведения реанимации, но после гибели второго данные были пересмотрены, и ситуация показалась подозрительной. Через месяц после второй смерти обоих родителей арестовали, а позднее Салли Кларк обвинили в убийстве и вынесли приговор.

Какова вероятность того, что двое детей из одной семьи умерли от синдрома внезапной детской смерти (СВДС)? По мнению английских обвинителей, это событие настолько невероятно, что два подобных исхода могли быть только результатом убийства. Этот аргумент (одна из причин в такой степени невероятна, что могла иметь место только другая) и привел к событию, ставшему одним из знаменитых примеров несправедливого приговора. И это ярчайший образец того, к каким последствиям приводит неверное применение статистики и игнорирование причинных зависимостей.

Такая статистика совершенно неверна. Но, даже если бы она оказалась справедливой, все равно ее нельзя использовать так, как это было сделано.

Мидоу базировал свой вывод на научном докладе, в котором шансы СВДС оценивались как 1:8543, а потом заявил, что вероятность двух смертей равна 1:8543× 8543, то есть примерно 1:730000001.

Но эти вычисления ложны, потому что заключение опиралось на предпосылку о независимости двух событий, ставших предметом судебного разбирательства (вероятность наступления независимых событий рассчитывается как произведение вероятностей этих событий – Forbes Woman).

Именно это и сделал Мидоу.

Причины СВДС точно неизвестны, однако среди факторов риска указываются и окружающие условия: к примеру, курят ли родители, употребляют ли алкоголь. Это означает, что, если в семье был один случай СВДС, другой может произойти с вероятностью намного большей, чем 1:8543, поскольку у детей общая генетика и одинаковые условия жизни. То есть первая смерть дает сведения о вероятности второй.

В этом и коренилась проблема дела Кларк. Поскольку оба события не были независимыми и, напротив, для обоих могла иметься общая причина, неверно рассчитывать вероятность простым умножением. Вместо этого, анализируя шанс второй смерти, следовало принять во внимание факт первой, а значит, определить допустимость СВДС в семье, где уже произошла подобная трагедия. Показатель вероятности и то, как его использовали, были столь явно и ввысшей степени ошибочны, что при рассмотрении первой апелляции защита вызвала в качестве свидетеля профессионального статистика, а Королевское статистическое общество прислало письмо с выражением своих сомнений.

Но мы уже знаем, что невероятные события случаются. Возможность двух смертей от СВДС мала, однако шанс того, что два ребенка в одной семье умрут младенцами, также крайне невысок. Значит, нужно не просто решать, принять СВДС в качестве объяснения или нет, а провести сравнение с другим доступным толкованием.

Таким образом, нужно было сравнивать вероятности убийства двоих детей в одной семье (а именно такова была версия обвинения) и того, что оба ребенка одних родителей подвержены СВДС (а обстоятельства дела позволяют это редположить).

Вероятность смерти от СВДС двоих детей из одной семьи не равна шансу того, что эти конкретные малыши страдали таким заболеванием. В деле есть и другие факты, включая физические доказательства, наличие мотива преступления и так далее. Их следовало учитывать наравне с вероятностными данными (например, допустимость убийства при отсутствии мотива, возможности или орудия преступления наверняка была ниже общего показателя).

Наконец, любое маловероятное событие однажды произойдет, если будет совершено достаточно попыток. Некорректно низкая вероятность в деле Кларк (1: 73000000) все же более чем в 3 раза выше шанса выиграть в лотерею Mega Millions (1: 258000000) (Mega Millions — популярная американская лотерея, проходящая в 44 штатах, округе Колумбия и на Виргинских островах. Минимальный анонсируемый джекпот Mega Millions — $15 млн, а самый крупный разыгранный суперприз составил $656 млн. — Прим. ред.) Допустимость, что вы станете победителем подобной лотереи, очень мала; а как насчет шанса, что кто-то все же выиграет? Он весьма высок. Это значит, что использование только вероятностного метода для определения вины и невиновности гарантированно приводит как минимум к ряду ошибочных приговоров. Суть в том, что для отдельного человека возможность стать участником подобных событий крайне низка, но, учитывая, что в мире живут миллионы семей с двумя детьми, где-то такое событие случается.

В итоге после повторной апелляции в январе 2003 года приговор Кларк был пересмотрен. К тому моменту она провела в тюрьме три года.

Ле-цзы практиковался в стрельбе из лука и поразил стрелою мишень. Тут он спросил Гуань Инь-цзы, какого тот мнения о его искусстве. Гуань Инь-цзы спросил его:
- Ты знаешь, почему ты попал в цель?
- Нет.
- Твое искусство никуда не годно.
Ле-цзы ушел и стал учиться дальше. Спустя три года он вновь пришел к Гуань Инь-цзы:
- Ты знаешь, почему ты попал в цель? – спросил его Гуань Инь-цзы.
- Да знаю, - ответил Ле-цзы
- Вот теперь ты действительно научился! Береги свое знание и не теряй его:
Это относится не только к стрельбе из лука, но и к управлению царством и к совершенствованию себя. Ибо мудрый вникает не в то, что существует или не существует, а в то, что является тому причиной.

В книге антрополога Дж.Фрезера "Золотая ветвь", которую он написал еще в 19 веке, упоминаются 3 принципа магии: контакт, симпатия, подобие. В той или иной степени они присутствуют в контагиозной и имитативной магии, которые Дж. Фрезер изучал у первобытных народов. Возможно, что В.И.Ленин тоже был знаком с этой книгой. Хотя Ленин был ярым материалистом, в его работе, посвященной принципу отражения, и в работе Фрезера есть общие моменты - формирование следов. Рассмотрим чуть подробнее этот вопрос.

След. Если есть шаг, должен быть след. В.Цой
Как вы думаете, что общего между ботинком и карандашом? Конечно, и тот, и другой могут оставлять следы на листе бумаги. А что общего между любыми следами: следом на песке от колеса автомобиля, отпечатком ладони на застывшем бетоне, спине, покрытой загаром, беременной женщиной и пожелтевшими листьями? Все это последствия - результат взаимодействия. Если есть взаимодействие, то должен быть след, и, наоборот, если есть след, значит, было, взаимодействие.

Точные соответствия между изменениями, происходящими в разных модальностях.

Мы не всегда видим источник (процесс) изменений в чем-либо. Наши органы чувств имеют свои АЧХ, что накладывает ограничения на наше восприятие мира. Но, если мы видим изменения (след, результат взаимодействия), то должен быть и процесс, который к этим изменениям приводит.
В видео, которое представлено вашему вниманию, виден результат (изменения, происходящие с четырьмя кучками песка), но не видны колебания (источник, причина), которые к этим изменениям приводят. Зато, мы можем их слышать, и понимать, что корреляции не случайны. Если мы правильно устанавливаем соответствия между процессами, происходящими в разных модальностях, то мы можем и выводы сделать правильные. Этот тезис является основополагающим при калибровке моделей для эффективной работы в условиях неопределенности, когда информация воспринимается мозгом минуя традиционные информационные каналы, т.е. на полевом уровне. Ее необходимо соотнести с какими-то изменениями в теле.

Мы не видим поля, исходящего от магнита, но перемещение железных опилок под его воздействием можем заметить. Мы не видим магнитного поля от вращающейся неодимовой шайбы, проходящей сквозь полый медный цилиндр, но оно есть, и оказывает влияние на это движение, и это можно увидеть невооруженным взглядом. Мы не видим полей, используемых в мобильной связи, радио, телевидении, интернете, но результатами таких взаимодействий мы уже давно пользуемся и это стало нормой.

Фундаментом науки являются измерения, по сути это и есть фиксация следов на каком-либо носителе. Затем их подвергают обработке (анализу) разными методами. Но все ли можно измерить? Достаточно напомнить о постоянной Планка, которая описывает пределы доступных нам частот и расстояний, чтобы ответить отрицательно. И есть еще более существенный момент - акт измерения имеет длительность, это означает, что измеренная "реальность" уже таковой не является, т.е. будет отставать от реального мира. Мир наблюдаемый, а не только измеряемый - это всегда прошлое.

Когда мы слушаем чей-либо голос, записанный на пленку, или смотрим видеофильм, то надо отдавать себе отчет в том, что этот голос или образ воссозданы с помощью технических устройств. Эти суррогаты, зачастую неотличимые от оригиналов нашими органами чувств. Очевидно, что они существуют в "настоящем времени", но запечатлены на них состояния, которые уже являются прошлым!

Причинно-следственные связи в сильных и слабых взаимодействиях. Визуальные и аудиальные симуляции. Можно ли обсчитывать Вселенную?

В случае сильных взаимодействий, происходящих на наших глазах, либо, когда велось наблюдение за взаимодействием, – все просто: мы видим и причину, и следствие. Сложнее, когда мы не видели сам процесс взаимодействия, а наблюдаем только результат, т.е. следы (см. "Восприятие процессов"). Если мы начнем принимать во внимание фактор информационно-полевых взаимодействий, осуществляемых дистанционно, то указать причину изменений происходящих с нами (либо с объектом наблюдения), крайне сложно, т.к. указать с помощью технических средств, кто именно оказывал воздействие (думал), что именно было источником (причиной) воздействия, невозможно. В то же время технические системы успешно решают эту задачу для борьбы с другими техническими системами. Достаточно вспомнить о системах раннего обнаружения пусков баллистических ракет. Но там много уже известно заранее, начиная с местоположения целей, их габаритно-весовых характеристик и других параметров.

Первое, что надо понимать: просчитать (смоделировать) все компоненты формулы "11 ПИ- РЭ" невозможно даже с помощью квантовых суперкомпьютеров, т.к. компьютер будет только обрабатывать информацию, поступающую в него от сенсорных систем, он должен иметь и соответствующие алгоритмы обработки поступающей информации. Алгоритмы обработки должны опираться на "Большие правила" (принципы функционирования Вселенной), которые на данном этапе нашего развития невозможно выразить математическими методами, поэтому остановимся для начала на сенсорных системах.

Существует огромное количество разновидностей датчиков. Одни измеряют температуру, другие - давление, третьи - влажность, четвертые - магнитное поле и т.д., и т.д. Мне попадались бредовые научные идеи о том, что с помощью нанодатчиков можно будет наблюдать за работой мозга человека в реальном времени, т.е. за его мыслительной деятельностью, приставив их к каждому нейрону. Во-первых, следует помнить, что не существует многофункциональных датчиков, которые измеряли бы все. Но даже если бы они были, и имели бы размеры нано, т.е. как минимум 10 в минус девятой степени сантиметра, при этом были бы самодвижущимися, могли бы принимать и передавать информацию, то давайте не забывать, что в мозге нейронов более 80 миллиардов. Если его нашпиговать таким количеством нанодатчиков, то это будет уже не мозг человека, а что-то другое.

Вопрос: "почему", как раз означает - причину. Вопрос: "зачем" - цель. Есть еще огромное количество вопросов, которые имеет смысл задавать себе для того, чтобы разобраться в причинно-следственных связях, принципах аналитического и критического мышления, а в конечном счете понять, что симуляций можно сделать огромное количество и самых разных, но на реальную жизнь они будут похожи лишь отчасти.

Ради прикола данный сериал посмотреть, конечно, можно, но сами идеи, заложенные в этот фильм - бред.
- суперкомпьютеры, обсчитывающие Вселенную. Причины по которым - это невозможно изложены выше;
- у всего есть причина - не вызывает отторжения, можно только добавить - совокупность причин (факторов). Но идея о том, что мы можем всегда узнать причину - не состоятельна;
- рассчитать последствия можно только для хорошо изученных ситуаций, где очередная не отличается принципиально от предыдущих;

Баскетбольный бросок.

Согласитесь, что если наблюдать все время настоящий момент локального процесса, то все понятно, но к чему это приведет, какое будущее у этого процесса (будущие состояния этого процесса), предсказать обычному наблюдателю не под силу. Он должен последовательно пройти всю цепочку событий вслед за видеокамерой, тогда будет понятен финал. Что еще печальнее, так это тот факт, что никакие суперкомпьютеры не в состоянии понять причины, а по сути, другие события, которые были в жизни автора этой затеи. Именно они привели его к воплощению в реальность этой идеи. Благо, что у него хватило ресурсов внешних и внутренних для ее осуществления, и обстоятельства, в частности, состояние игрового поля, позволили записать это видео, но это уже про про формулу "11 ПИ - РЭ".


Для начала, еще раз прочитаем требования по критерию К3.

Итак, необходимо указать две ПСС, и не какие-нибудь, а именно те, которые характеризуют причины (!) возникновения событий данного периода.

Что именно понимается под причинно-следственной связью?


ПСС - связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием.

Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть в сочинении то, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием.


При этом, событие-следствие должно находиться именно в рамках того периода, по которому пишется сочинение. Событие-следствие не должно находиться за верхней границей или нижней границей периода, оно должно относиться именно к данному (!) периоду.

К событию (явлению, процессу), которое произошло в рамках заданного периода, необходимо подобрать те события (явления, процессы) из прошлого, которые послужили его причиной.

Какие требования к событию-причине?


1) Событие-причина может находиться как в рамках периода, так и за нижней границей. За верхнюю границу периода невозможно выйти: ведь причины могут находиться только в прошлом, но не в будущем.


2) При указании ПСС могут быть названы не только причины, но и предпосылкисобытий, процессов, явлений.
Предпосылка – это условие, повлиявшее на начало данного события.

Например:
Влияние идей эпохи Просвещения не было прямой причиной восстания декабристов на Сенатской площади, но явилось его предпосылкой.


Далее – выдержки из сочинений и комментарии по их оцениванию (К3)

Период: 945 – 972 гг.


В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Крещение Ольги (это причина) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие).
2) Приближение России к византийским границам (это причина) и начало русско-византийской войны (это следствие).

«Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи – христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических.

Период: сентябрь 1689 г. – декабрь 1725 г.


В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Северная война (это причина) и введение рекрутской повинности (это следствие).
2) Условия работы строителей Санкт-Петербурга (это причина) и высокая смертность рабочих (это следствие).

Период: октябрь 1894 г. – июль 1914 г.


В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Проникновение Россию в Маньчжурию (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие).
2) Аренда Порт-Артура (это причина) и начало русско-японской войны (это следствие).
3) Поражение России в русско-японской войне (это причина) и потеря Россией Южной части Сахалина (это следствие).

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.


В отрывке из сочинения есть следующие ПСС:
1) Косыгинская реформа (это причина.) и увеличение материальной заинтересованности работников и др. (это следствие).
2) Внешняя политика, проводимая А.А. Громыко (это причина) и начало курса на мирное сосуществование (это следствие).

«Разработать проект реформы и воплотить его в жизнь было поручено А. Косыгину Следствием реформы стало увеличение материальной заинтересованности работников, увеличение экономических показателей, строительство новых заводов. Однако затем произошло снижение показателей, и реформа была свернута.

Период: октябрь 1964 г. – март 1985 г.


В отрывке из сочинения есть следующая ПСС:
1) Ввод советский войск в Афганистан (это причина) и бойкот Олимпийских игр 1980 г. западными странами (это следствие)

Общий вывод

При этом здесь необязательно называть каких-либо исторических деятелей, перечислять их конкретные действия и т.д.


У вас может быть несколько отдельных связок в сочинении:

Обратите внимание, что можно писать не только о событиях, но и об исторических явлениях и процессах.

Читайте также: