Как сделать правильный выбор библия

Обновлено: 06.07.2024

В помощь приступающим читать Священное Писание.
Тему о прочтении Библии подымал уже раньше, но она шла в контексте с другими размышлениями. А это очень важный вопрос, и вижу, что его нужно рассматривать отдельно.
Господь каждого ведёт особым путём! И вот, по каким-то причинам, у Вас появилась нужда в духовном. И первое, как мы начинаем познавать Господа, это чтение Священного Писания - Библии, Его Живого Слова!
Библия, это не художественная или научно-познавательная литература. В Ней наша новая жизнь, свет Божий и сила Господа! И написана Она не людьми, как многие говорят, а ЧЕРЕЗ людей, посредством откровений от Святого Духа!И понять Её можно только при помощи Духа Святого!
Библию нельзя читать между делом, чтобы просто время занять. И есть свои "секреты" Её прочтения, и их нужно знать.
Во-первых,если Вы хотите узнать что-то новое, то нужно быть открытым для этого нового. Нельзя приступать к духовному с целью "просто поинтересоваться" или "расширить кругозор". Для начала, необходимо постараться и приложить все возможные усилия, чтобы очистить свой разум от прошлых знаний. Дело в том, что большинство заложенных в нас знаний, начиная со школы - ложные. Некто целенаправленно формирует в нас ложное мировоззрение и соответственно ложное мировосприятие. Дальше это приводит к тому, что мы живём ложными стремлениями и целями. И жизнь наша получается - ложь. Прекрасно понимаю, что эти слова трудно осмыслить и принять. Но если Вы сможете принять эту мысль, то можно двигаться дальше. Пока Вы это не примите ничего не получится, Вы просто будете защищать свою жизненную позицию, свои убеждения, свой "домик на песке" .

Часто слышал от других людей, которые начинали, а затем оставляли чтение Библии, такое:
1."Не понимаю смысл, и поэтому тяжело читать".
Это, пожалуй самое распространённое. Вы не поймёте с первого раза, что там написано. Дело в том, что Новый Завет нельзя понять без Ветхого(или первого), и наоборот. Поэтому сначала, нужно перечитать и то и другое. Рекомендуют начинать с Нового Завета.
2.Ещё многие "спотыкаются" на некоторых событиях описанных в Священном Писании, и это отталкивает их. В общем, это вытекает из первого пункта "непонимание". Обычно в Ветхом Завете, это история о принесении в жертву Авраамом своего сына Исаака. Как-то видел картину на эту тему, и там видение художника, судя по всему, отразило восприятие этого действия большинством. Авраам там с таким зверским лицом, в руках тесак(очень большой нож), чисто религиозный фанатик. Это глупость и не соответствует действительности, но такая картина и такое восприятие, запросто оттолкнёт от Библии и от веры любого. С другой стороны, люди всё "примеряют" на себя и подсознательного возникает страх, что если мне Господь скажет сделать подобное. Во-первых, Авраам верил Богу без тени сомнений, и написано "Авраам верил, что Бог и из мёртвых может воскресить". Это была его проверка. У нас такой сильной веры нет, и нам такие испытания Бог не даст. Но нужно знать, что испытания будут. Для Авраама, его сын Исаак, было самое дорогое в жизни. Первенец, наследник, данный Богом по обетованию, когда Аврааму было уже сто лет. И Авраам доказал свою веру, принеся на жертвенный алтарь самое дорогое. Но не думайте, что это для него было просто. Те три дня, когда он шёл вместе с сыном на определённое место, из-за переживаний, наверное и спать и есть не мог. Думаю если он не был седой, то за эти дни поседел. И не зря Авраам, Саре, своей жене, ничего не сказал. Сами понимаете, чтобы было. Бог не требовал, как многие воспринимают, от Авраама убивать своего сына Исаака, а хотел увидеть решимость и преданность. И после этого испытания авраам получил от Бога великое благословение. В свою очередь, Бог Сам отдал Своего Сына, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, вместо исаака, вместо каждого из нас в умилостивительную жертву за грехи всего рода человеческого!

Новый Завет, начинается с перечисления незнакомых имён, и это тоже смущает.
До сих пор помню, мне было лет двенадцать(сейчас 45ть), пришёл в кинотеатр на фильм, и в комнате с игровыми автоматами на сиденье лежала книжечка красного цвета. Взял в руки, написано "Новый Завет", открыл и стал читать. И вот там какие-то имена(так первое Евангелие начинается от Матфея), тот родил того, этот этого, что-то странное и непонятное и положил назад. Но заполнил этот случай хорошо. Это наверное, была моя первая встреча с Библией.
Итак, непонимание и что-то отталкивает и даже пугает. Это основное.

Теперь пришло время рассказать свою историю.
У меня было так. Когда дошёл до грани(по причине личных переживаний) и уже понимал, что ещё немного и произойдёт непоправимое. В один день, его хорошо помню, я на работе в своём кабинете, вдруг почувствовал побуждение, опустился на колени и стал просить освободить меня от этой ситуации. Я и раньше в сложные моменты жизни так делал, но тогда ещё не обращался конкретно ко Господу, а вот к кому-то выше, кто услышит и поможет. И всегда помогали, и этот раз не стал исключением. И именно после этой просьбы, события стали быстро развиваться. Через двух людей, выхожу на третьего, с которым вместе работали, но я не знал, что он был христианином. После нескольких разговоров с ним, он приносит и даёт мне Новый Завет. Эта была маленькая синяя книжечка. Такие бесплатно распространяют сообщество гедеонов, по больницам, приютам и т.д.
Стал читать эту маленькую книжечку, написанную мелким шрифтом, ничего абсолютно не понимал, потому что там какие-то имена, события, действия, всё в новинку, но отчётливо и явно чувствовал силу, которая меня наполняла и как бы вливалась внутрь. Силу жизни, которая меня исцеляла и возвращала к жизни. Снова стала появляться радость жизни и желание жить!

Кстати, ещё один момент. Часто слышу разговоры на счёт перевода. Мол неточный, и даже искажённый, и всё в таком плане. Можно предположить, что некто(возможно определённая группа людей), преследуя свои корыстные цели, пытались внести некоторые свои корректировки. Но Силу Духа Святого, такими низенькими человеческими делами, не умалить! Бог выше всех и всего! Господь, какое бы зло человек не пытался сделать, обратит это во благо!
Есть ещё один момент, такой уже психологический, и о нём тоже не могу не упомянуть. У многих людей, принято читать Библию так. Всё, что там есть хорошего, благие обетования, так это ко мне лично Бог обращается(они как бы возгревают в себе положительные эмоции). А всё, что "неудобно", все обличения от Господа, так это не ко мне, это вон к соседу, это он грешник и еретик, а я то шибко верующий.

Дальше в моей жизни произошли удивительные события. Были нападения тёмных сил, избавление от них, и крещение Духом Святым. После этого уже не мог и дня прожить без Слова Божиего. Читал помногу, глав по двадцать каждый день. Но при всём при этом понимание стало приходить только через девять месяцев! И постепенно. Пророки в последнюю очередь открылись, года через полтора. Видимо, это был мой испытательный срок на преданность и верность, что уже не отступлю! И только тогда Слово Божие стало частью меня.

Вообще, когда читаю, подчёркивая важные мысли. У меня своя система, разные цвета пасты, разные отметки. Для меня это удобно. Так с любой книгой. Открываешь, и материал проработан, и сразу книга становится близкой, живой.

Молитва также неотъемлемая часть духовной жизни, даже можно сказать показатель духовности человека. Перед чтением Библии есть определённая молитва. Но знаете, есть такое понятие, как молитвенное правило. То есть нужно читать определённые молитвы. Но сама формулировка "молитвенная правило", опять как попытка духовное в какие-то рамки и человеческие законы заключить. Молитесь больше своими словами. Необходимо выстраивать, так сказать, индивидуальное, ваше личное общение с Богом. Как сердце подскажет и как на душу ляжет!

Итак.
1. Не надейтесь, что сразу начнёте понимать.
2. Читать много и ежедневно.
3. Читать вслух.
4. Переписывать и помечать то, что коснулось (или непонятно).
5. Молиться.
6. Будет испытательный срок на вашу преданность.
7. Обязательно будут какие-то препоны и преграды.

3 и 4й пункты, это тоже мой личный опыт, очень помогает.

Повторюсь, самое главное, Библия, Священное Писание - Это Живое Слово Живого Бога, написанное посредством откровений от Святого Духа!И понять Её можно только при помощи Духа Святого!

И нужно начинать читать Библию - это основа, без этого никак. Как и написано "вера от слышания, а слышание от Слова Божиего". И это отнюдь не высокая фраза или метафора, что Слово Божие есть пища духовная! Это истина. И Им нужно напитаться и наполниться.
Простой пример. Представьте себя гусеницей. А у них одна забота - постоянно есть. Дело вроде обычное и нехитрое, но конечный результат более чем удивителен. Из земного существа, через невооброзимое перевоплощение(для человека-это духовное рождение через крещение Духом Святым!), появится новое творение, принадлежащее небесам! Вокруг нас столько примеров удивительного Промысла Божиего! Но наш разум и наше мировосприятие - повреждены. Мы смотрим и не видим, слушаем, но не слышим.
Итак, решение за Вами. Вам самим, каждому, нужно сделать первый шаг на встречу Господу! А дальше Он уже сам поведёт!
У меня небольшой духовный опыт, но он есть, и это личный опыт. Чем смогу поделюсь, в надежде, что это окажется полезным. Духовное нельзя навязывать или принуждать. Это удивительно, но по Любви, даже хорошее не делается насильно! Благослови всех вас Господь! Аминь.

11 цитат из Библии, вдохновляющих на перемены

Цитаты из Библии, которые помогут лучше понять духовные законы и изменить жизнь во всех аспектах.

Библия — это записанное слово Бога. Оно дает жизнь всему! Хочу поделиться с тобой замечательными стихами из Священного Писания, которые на 100 % изменят твою жизнь! Одно условие: выполняй, что там написано, и верь! В некоторых стихах я использовала современный перевод.

— Библия, книга 2 Тимофея, 3 глава, 16 стих

Люби близких

— Библия, книга 1 Иоанна, глава 4, стихи 11-12

Отношение к людям определяет истинное отношение к Богу. Как ты можешь любить того, кого не видишь, если ненавидишь того, кого видишь?

Люби людей. Заботься о них. Прямо с сегодняшнего дня начни с простой улыбки и доброго слова для тех, кто рядом. Тогда, обещает Библия, в твоем сердце будет увеличиваться любовь.

11 цитат из Библии, вдохновляющих на перемены

Люби врагов

— Библия, Евангелие от Матфея, глава 5, стих 44

Запомни: негатив вызывает негатив. Если мы реагируем на какие-то плохие вещи негативно, пожар только разгорится. Единственная возможность его погасить — это отвечать добром на зло. Причем, не только для видимости, но искренне и от всего сердца.

Доверяй Богу

— Библия, послание Филиппийцам, глава 4, стихи 6-7

Но если ты вечно переживаешь, сомневаешься, наговариваешь на себя и свою жизнь негатив — это зачастую блокирует Божьи решения. Упование на Бога приносит глубокий мир в сердце.

Прощай

— Библия, Евангелие от Марка, глава 11, стих 25

Ты можешь молиться сутками, но если в твоей душе есть непрощение, ты отрезан от Божьей милости, а следовательно, и от Его благословений. Повторюсь: твое отношение к людям определяет отношения Бога к тебе!

11 цитат из Библии, вдохновляющих на перемены

Не сдавайся!

— Библия, Евангелие от Матфея, глава 7, стихи 7,8

Не сдавайся в своих мечтах, целях, призвании, миссии! Не стыдись просить, искать, стучать, добиваться. Такая настойчивость приводит к прекрасным результатам!

Крик души

— Библия, книга Иеремия, глава 33, стих 3

Определи свою меру

— Библия, Евангелие от Луки, глава 6, стих 38

Изучай Библию

— Библия, книга Иисуса Навина, 1 глава, стих 8

Изучение Слова Божьего обеспечит тебе успех в каждой сфере жизни. Именно из Библии приходит истинная мудрость, понимание того, как все работает на самом деле.

Хочешь быть мудрым, эффективным, счастливым? Прямо с сегодняшнего дня начни читать Библию, хотя бы по стиху в день, и размышляй над прочитанным. Мышление начнет меняться, а соответственно, и качество жизни.

Ищи утешение в Боге

— Библия, Псалом 37, стих 4

Когда плохо, больно, нехорошо — беги к Богу. Если будешь бежать к людям, алкоголю, наркотикам и другому допингу — получишь временный эффект, который не повлияет на решение вопроса, а только усугубит проблемы.

Но если обратишься к Богу — это гарантирует не только глубокое утешение, но и исполнение сокровенных желаний! Вот так Господь ценит твое общение с Ним!

11 цитат из Библии, вдохновляющих на перемены

Проблемы убегут

— Библия, послание Иакова, глава 4, стихи 7-10

Дьявол существует. Проклятия существуют. И многие проблемы в жизни (болезни, неудачи, боль, неустройство) — дьявольская работа. И поэтому, его надо прогонять, а то он всегда — непрошеный и очень наглый гость.

Как это сделать? Прежде всего покориться (послушаться) Богу, Его заповедям, Его слову. Людей, которые послушны Богу в любой момент жизни, дьявол ненавидит, но и приблизиться к ним не может! Послушание Богу — это большая защита для человека.

Все приложится!

— Библия, Евангелие от Матфея, глава 6, стих 33

Один из моих любимых стихов и принципов в жизни. Когда мы ищем Бога — все, что нужно, прилагается! Что значит искать Бога? Значит, стремиться туда, где бывает Он (церковь, проповеди, песни, книги и молитва), изучать Его характер, сильно хотеть Его присутствия в своей жизни и ставить Его на пьедестал во всех сферах.

Уделяй Господу время, силы, оказывай почтение и уважение. Люби Его. И тогда — все приложится! Необходимое будет само плыть в твои руки, как по течению. Перед тобой будут открываться нужные двери, ты всегда будешь в нужное время в нужных местах. Включится настоящий GPS судьбы!

Я верю, что эти стихи из Библии помогают тебе прямо сейчас осознать что-то важное. Пусть твоя жизнь изменится, а Божья любовь переполнит сердце!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


В Учении двенадцати апостолов (Дидахе), а также в послании святого Игнатия Богоносца сказано, что перед каждым человеком простираются два пути: путь жизни и путь смерти. Путь жизни идет через исполнение заповедей Божиих, а путь смерти человек избирает, когда нарушает их. И в нашей жизни, дорогие братья и сестры, ежедневно и ежечасно ставится вопрос: с кем мы – с Богом или с миром? Если мы исполняем заповеди Божии, стараемся следовать голосу нашей совести, то мы с Господом; когда же мы их нарушаем и поступаем вопреки Его голосу в нас, то мы с противником всякого добра – лукавым. Ныне, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, нам тоже предлагается сделать выбор, но более утонченного характера.

Сейчас было прочитано Евангелие, которое читается во все праздники, посвященные событиям из жизни Пресвятой Богородицы – это повествование о том, как Христос вошел в дом некой женщины Марфы. Она приняла Его как великого и дорогого Гостя и стала заботиться о большом угощении. А ее сестра Мария как ни в чем не бывало села у ног Иисуса и стала слушать Его слово.

У всех нас, дорогие братья и сестры, есть больший или меньший опыт молитвы. Кто-то регулярно читает все утренние и вечерние молитвы, кто-то довольствуется кратким Серафимовым правилом, но иногда наступает такой момент, когда и на самую малую молитву непросто себя понудить, тем более когда нас ждет множество дел или мы после тяжелого рабочего дня очень сильно устали. Иногда же мы начинаем, уже стоя на молитве, очень быстро, скороговоркой, читать или даже сокращать ее, чтобы дальше пойти заниматься своими делами или просто отдыхать.

И вот здесь все мы, сами того до конца не осознавая, делаем очень важный выбор, с кем мы – с Богом или с миром, с его проблемами и лукавством. Если, несмотря на всю нашу занятость и усталость, мы все-таки находим время для молитвы, тогда, подобно Марии, мы остаемся со Христом. И этот выбор оказывается самым ценным, потому что мы устанавливаем невидимую связь с Источником нашей жизни – Богом. Если же мы пренебрегаем молитвой, совсем не читаем ее или читаем второпях, то связь с Источником наших жизненных сил теряется и тогда, даже при величайшей затрате энергии с нашей стороны, обычные наши дела идут тяжело.


Нынешнее евангельское повествование самым прямым образом относится к празднуемому нами ныне событию. Пресвятая Дева Мария с трехлетнего возраста воспитывалась при храме Божием и, достигнув девического возраста, не стремилась, как другие девушки, выйти замуж, чтобы родить большое потомство. Она, наоборот, все время своей жизни старалась убегать от мира, но именно за смирение Господь выбирает Ее Своей Матерью. А после Голгофы и Воскресения Христа Спасителя Она стала Матерью и усердной Заступницей всего рода христианского.

Это великий урок всем нам. Многие люди в начале своей жизни, особенно в молодом возрасте, строят большие планы, но проходит какое-то время, и они видят, что этим планам не суждено сбыться. Многие при этом опускают руки, озлобляются на всех, запивают или начинают вести праздный, распутный образ жизни. Почему так происходит? Не потому ли, что в основание своей жизни не положили краеугольного камня веры – Христа Спасителя. Вначале они поленились пойти в храм (оправдывая себя тем, что там все попы – обманщики), дома не молились, им все было некогда, но без Божьего содействия ничего стоящего невозможно построить. Все самое лучшее, основательное, стабильное совершается лишь содействием благодати Божией.

Вот почему Христос похвалил не Марфу, а Марию, а в Ее лице и Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию.
Итак, дорогие братья и сестры, когда нам нужно будет делать выбор между нашими важнейшими делами и молитвой, вспомним Марфу и Марию. И всегда отдадим предпочтение молитвенному деланию, ибо только благодаря ему мы можем обрести вдохновение и силы для совершения наших обычных житейских дел, а в будущем приобщиться к жизни вечной в Царствии Небесном. Аминь.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Уважаемый читатель, сегодня я расскажу вам большой и важный секрет Библии, о котором вам, скорее всего, не расскажут в церкви.

Изображение PublicDomainPictures с сайта Pixabay

Если вы когда-либо читали Библию, Ветхий и Новый завет, то должны были обратить ваше внимание на некоторые несостыковки.

В частности, когда в Новом Завете, Иисус и Апостолы цитируют Ветхий Завет, вы затем открываете Ветхий Завет и видите место, откуда была взята цитата, но оно вроде бы как не совсем то.

И это смущает некоторых людей.

Потом видишь это другой раз, третий раз, почему так происходит внятно мало кто объясняет, поэтому просто принимаешь на веру, значит так надо.

А объяснение, тем не менее есть, и сегодня мы объясним почему так.

Для начала я приведу пример, чтобы было понятно о чем идет речь.

Например, вот Апостол Павел говорит об Иисусе.

Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

В этом месте очень ясно сказано, что Иисусу Бог приготовил тело, это очень важная мысль, т.к. является камнем преткновения для многих людей, которые не понимают, что Иисус - это Предвечный Бог, Бог Сын, пришедший в теле. И это место ярчайший тому пример.

Но Павел цитирует слова Христа из Ветхого Завета. Но откуда именно? Если у вас есть Библия со сносками, то там очень удобно смотреть и там стоят сноски, и по сноскам видно, что это цитата из Псалмов. Открываем Библию и читаем, что же там написано.

Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

Хм, а тут написано вроде тоже самое, но немного не так - "открыл Мне уши", вместо "Тело уготовал Мне".

Есть разница? Не значительная, но смысловая. Но ведь Павел явно цитирует Ветхий Завет. Но вот мы смотрим в Ветхом Завете это место и там написано не так.

Где правда? Почему так?

Вот об этом мало кто скажет в церквях и мало кто объяснит.

А это важно для понимания Истины.

И чтобы вы понимали - речь не идет только о синодальном переводе - в переводах на других языках ситуация точно такая же.

Возникает ощущение, что Павел цитирует как будто немного другой Ветхий Завет. И это действительно так.

Дело в том, что есть разные переводы Ветхого Завета.

Мы сейчас выделим 2 важных для нас перевода - это греческий текст, который называется Септуагинта (его еще обозначают значком LXX) и масоретский еврейский текст.

Так вот смысл в том, что в наших Библиях Ветхий Завет приведен по масоретскому тексту. А Иисус и Павел читали и цитировали СЕПТУАГИНТУ.

В этом секрет и вся разница.

Но что это значит?

Именно Септуагинта, как греческий перевод 70 еврейских переводчиков, сделанный в Египте, во времена Иисуса была тем официальным переводом, который читался в синагогах.

Объем и качество цитации Септуагинты в книгах Нового Завета таковы, что не вызывает сомнения как ее завершенность, в общих чертах, к середине I в. н.э., так и ее канонический статус в качестве Священного Писания.

Этот перевод был сделан за 200 лет до Рождества Иисуса Христа.

Именно этот текст был тем текстом, который изучали и разбирали первые христиане.

Именно эти Писания - Септуагинту разбирали евреи в синагогах, когда там проповедовал Апостол Павел, доказывая, что Иисус - это и есть обещанный Мессия и Бог в человеческом теле.

Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую.

Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало.

И мы видим, что многие уверовали, когда читали Септуагинту, потому что она явно говорила об Иисусе.

В частности - выше приведенное место это как раз цитата из Псалмов в Септуагинте, смотрите

Цитата из Септуагинты

Здесь написано "тело приготовил Мне", не удивительно, что когда люди видели такие явные места Писания - они верили!

Но как же получилось, что в наших Библиях в Ветхом Завете не Септуагинта, а какой-то другой текст. Кстати, какой?

Масоретский текст, который в наших Библиях возник через 300 лет после Септуагинты. И вот как он возник. Не уверовавшие в Иисуса Христа евреи увидели, что последователи Иисуса в своих доказательствах активно используют Септуагинту, а было это уже в 100 годах нашей эры, т.е. уже примерно через 60-70 лет после воскресенья Иисуса Христа, раввины собрались и постановили не использовать Септуагинту, а использовать только еврейский текст, который они привели к единому виду.

Подкорректировав его, в частности те места, которые явно говорили об Иисусе, о том, что Он Мессия и о Его Божественной природе.

Вышеуказанное место в Псалмах только один пример, есть еще примеры и я вам покажу некоторые.

Но сначала давайте посмотрим на дерево переводов Ветхого Завета, чтобы увидеть, какую роль и место в нем занимает Септуагинта и масоретский текст.

Важно и понимать, что масоретский текст, созданный в конце 1 века был без огласовок, и традиция огласовок передавалась по наследству, и только в 7 веке были расставлены эти огласовки, и возникло уже само понятие масоретский текст (от слова Масора – специальный аппарат инструкций для точного переписывания и чтения библейского текста)

Древо изводов и редакций Ветхого Завета. Септуагинта обозначена как LXX. Буквой א (алеф) обозначен Синайский кодекс, А — Александрийский кодекс, В — Ватиканский кодекс, Q — Codex Marchalianus. Encyclopaedia Biblica, 1899, Mt - масоретский текст, Onkelos - Таргум Онкелоса, римский перевод на арамейском языке. Lost - утраченный источник

Септуагинта является первой Библией Церкви, наделённой каноническим статусом и являвшейся нормативным текстом Откровения для раннехристианских богословов. Переводчики Септуагинты были религиозными евреями, для которых соблюдение Торы уже было чем-то само собой разумеющимся.

Предвечное бытие Мессии, яснее читается в греческом тексте, чем в существующем еврейском, причем, как правило, на основе греческих чтений восстанавливаются их еврейские прототипы.

Евангелист Лука наиболее точен в цитировании Септуагинты, что отмечал еще блж. Иероним, относя эту точность на счет деятельности апостола в эллинизированной среде, для которой авторитет Септуагинты (LXX) был непререкаем.

Септуагинту читали в синагогах во времена Иисуса

Почему же иудеи отвергли Септуагинту?

Поэтому в конце 1 века создается подкорректированный вариант, который затем станет масоретским текстом, который мы и можем увидеть в наших Библиях.

Оригиналов Септуагинты очень много, она сохранилась как отдельно, так, например, и в сравнительных переводах, на примерах - Гексалах Оригена.

Гексалы Оригена, включает 6 переводов Библии, включая Септуагинту, примерно 240 год

Первый сводный каталог рукописей Септуагинты опубликовали в 1827 году английские священники Роберт Холмс и Джеймс Парсонс; им было известно 311 кодексов, наиболее древние из них были обозначены римскими цифрами I—XIII.

Уже к концу XIX века это число сильно возросло, за счёт как папирологических находок, так и открытия Синайского кодекса и некоторых других документов.

Подавляющее большинство этих рукописей — фрагментарные, лишь считанные единицы включают весь греческий Ветхий Завет.

Известны более 2 тысяч фрагментов и списков Септуагинты, датируемых периодом II века до н. э. — XVI века н. э. Большинство рукописей содержали только одну или несколько библейских книг

Фрагмент греческого текста одного из малых пророков на папирусе. Стрелка указывает на тетраграмматон, выполненный еврейским письмом. Находка из Нахал-Хевер (8HevXII gr), между 50 годом до н. э. и 50 годом н. э.

Септуагинта, находка кумранских пещер, пещера 4, пергамент, период хасмонеев - 140—37 годы до н. э.

Возникает закономерный вопрос - ну почему в христианские Библии, которые говорят об Иисусе Христе, в Ветхий Завет поставили именно масоретский текст, который намеренно был подправлен, чтобы скрыть правду о Божественности Иисуса?

Справедливости ради надо сказать, что первый перевод Библии - Елизаветинская Библия содержала Септуагинту в качестве Ветхого Завета.

Но в целом ситуация такая - на тот момент посчитали, что еврейскому народу, раввинам виднее, что там у них было, поэтому взяли еврейскую версию - масоретский текст, а не Септуагинту, которой и пользовались христиане первых веков и времен Иисуса и Апостолов. И это сделали не только в синодальном тексте, но в большинстве переводов по миру, как и упомянул выше.

Прошло время, и в настоящее время многие служителя церкви не знают этого, и не могут объяснить этих расхождений, а те, кто знают - молчат, т.к. боятся, что это знание подорвет веру. Но на самом деле это знание - только укрепляет веру. Ведь есть оригиналы обеих текстов и можно сравнить. И видно, что корректировки не существенные и касаются они в первую очередь тех мест, которые христиане использовали для утверждения истины об Иисусе.

И ясно видно, что как бы не старался дух антихриста, действующий в мире, спрятать истину о том, что Иисус - это Бог, Бог Сын, это невозможно. И даже не взирая на этот факт - все равно миллиарды людей нашли истину и отдали Иисусу Христу свои жизни, приняв спасение и дар вечной жизни.

А теперь давайте я покажу вам несколько мест, сравнивая как они звучат в Септуагинте и Масоретском тексте. Буду приводить место из масоретского текста (обычного синодального перевода Ветхого Завета) и Септуагинты, и где уместно - также показывать как это место цитируют Апостолы по Септуагинте.

Идея воскресения Бога уже была в Септуагинте

Переводчикам масоретского текста слова воскресни Боже - были не понятны и явно говорили об Иисусе воскресшем, поэтому написано восстань, а в Септуагинте - воскресни.


— Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.

— Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?

— Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.

— Чем вызвано такое разночтение?

Добромирово Евангелие, начало (?) XII века

Добромирово Евангелие, начало (?) XII века

— Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?

— Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека.

— А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?

— Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4–5).

— Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?

— Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15–20 минут, чтобы прочитать одну–две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

Остромирово евангелие (1056 - 1057 гг.)

Остромирово евангелие (1056 - 1057 гг.)

— Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано.

— По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

— Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.

— На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?

— Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.


— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?

— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

— Все ли народы сегодня могут читать Библию на своем родном языке?

— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.

— Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

— Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

VII век. Четыре Евангелиста. Келлское Евангелие. Дублин, Тритини-колледж

VII век. Четыре Евангелиста. Келлское Евангелие. Дублин, Тритини-колледж

— На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском).

— Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.

— В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.

— По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?

— Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.

Читайте также: