Как сделать практическую работу по химии очистка загрязненной поваренной соли

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Цель урока:•Активизировать интерес учащихся к предмету.

Похожие презентации

2 Цели урока: Активизировать интерес учащихся к предмету. Познакомить с новым веществом, значением его в природе и в жизни человека.

3 Задачи урока: Развивать и укреплять навыки химического эксперимента. Развивать познавательную активность. Научить работать в группах. Ознакомить и освоить простейший способ очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание. Закрепить знания правил техники безопасности в химической лаборатории.

4 Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом. Спиртовка. Воронка. Стеклянная палочка Химический стакан (4 шт). Предметное стекло. Держатель. Фильтровальная бумага.

5 Вещества: Загрязнённая поваренная соль. Дистиллированная вода.

7 Ход урока: Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с веществом. А что это за вещество? Угадайте. Если льёт слеза из глаза Вкус припомните вы сразу Я, конечно, всем нужна Без меня не сваришь ужин Не засолишь огурца Не заправишь холодца Но не только лишь в еде Я живу в морской воде. (Ребята угадывают ) А где много соли? Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями.

11 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Техника безопасности: 1. Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками. 2. Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку. 3. В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества.. Они могут содержать примеси, ядовитые для человека. 4. Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды. 5. Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху. 6. Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой. 7. При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа. 8. Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта. 9. Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать. 10. Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдай тишину. 11. После работы приведи порядок на рабочем месте.

12 Эксперимент: Проводится в каждой лаборатории, консультанты следят за работой, заполняют протокол

13 Все ребята выполняют отчёты в тетрадях для практических работ (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)ПРИЛОЖЕНИЕ 3 В конце урока сдают тетради учителю. Оформление отчёта о проделанной работе:

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с веществом.

А что это за вещество? Угадайте.

Если льёт слеза из глаза
Вкус припомните вы сразу
Я, конечно, всем нужна
Без меня не сваришь ужин
Не засолишь огурца
Не заправишь холодца
Но не только лишь в еде
Я живу в морской воде. (Ребята угадывают )

А где много соли?

Большая часть (71%) поверхности планеты Земля покрыта океанами и морями.

Океан - это не просто вода, это достаточно солёная вода, содержащая 35г соли на 1 литр воды. Много это или мало? Конечно много. Если выпарить весь океан и полученную соль равномерно рассыпать по Земле, она покроется стопятидесятиметровым слоем соли.

В Голландии существовала мучительная казнь, осуждённые люди получали хлеб и воду, а соли были лишены, через время люди умирали.

Разве цивилизованные люди мыслят без неё свою трапезу. Да и добывают её без особого труда, и стоит она недорого. Поваренная соль - минерал, который люди употребляют в пищу в естественном виде.

Ребята, а вы знаете, где добывают соль, которую мы употребляем в пищу.(г.Усолье-Сибирское)

В ВОВ в нашем городе (Усть-Кут) тоже добывали соль, отправляли её на фронт.

Запасов соли очень много, они находятся в резерве, в будущем. Если открыть завод, то соли хватит на долгое время. И кто-то из вас в перспективе сможет работать на нём, снабжать солью многие регионы России.

Мы употребляем соль чистую, а природная соль содержит много примесей.

Я предлагаю выступить вам представителями лабораторий разных химических комбинатов. (На столах стоят таблички с названиями лабораторий):

Задачей каждой лаборатории провести очистку соли от примесей и оформить отчёт о проделанной работе.

За урок получите две оценки. Первую – за правильность выполнения эксперимента и технику безопасности, вторую – за оформление отчёта.

Оформлять отчёт должны все.

Дома ребята познакомились с работой на стр. 254 учебник 8класс Л.С.Гузей

Сейчас, вы в группах составите план по которому будите выполнять работу, а эксперты (по одному в каждой группе) проверят вашу подготовку.

Эксперимент: Проводится в каждой лаборатории, консультанты следят за работой, заполняют протокол (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Оформление отчёта о проделанной работе:

Все ребята выполняют отчёты в тетрадях для практических работ Л.С.Гузей.

В конце урока сдают тетради учителю.


Урок научит выполнять очистку загрязненной поваренной соли, используя необходимые способы разделения смесей.

Описание разработки

Цель: Научиться выполнять очистку загрязненной поваренной соли, используя необходимые способы разделения смесей.

№1 Растворение смеси: небольшое количество смеси поместить в хим. стакан или колбу, налить 20 мл воды и перемешать стеклянной палочкой, долить воду до полного растворения соли.

Опишите полученный раствор загрязненной смеси.

Какой способ разделения смеси уже можно наблюдать?

полученный раствор профильтруйте в чистую колбу, заранее приготовив воронку с фильтром, полученный фильтрат внимательно рассмотрите и опишите.

Опишите фильтрат, куда исчезла соль?

Как произошло разделение водной смеси от частиц глины, ила и мелкого песка?

Почему лучше использовать бумажный фильтр в этом опыте.

№3 Выпаривание: Немного полученного фильтрата поместите в фарфоровую чашечку и нагревайте до полного испарения молекул воды. Что осталось на дне чашечки.

Задание рисунок 1

В химический стакан поместите выданную учителем загрязнённую соль и налейте 50 — 70 мл дистиллированной воды. Перемешивая содержимое стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения соли в воде.
Раствор соли от песка можно отделить фильтрованием. Для этого соберите установку, как показано на рисунке 95 . С помощью стеклянной палочки осторожно перелейте содержимое стакана на фильтр. Прозрачный фильтрат будет стекать в чистый стакан, нерастворимые компоненты исходной смеси остаются на фильтре.
Жидкость в стакане — это водный раствор поваренной соли. Выделить из него чистую соль можно выпариванием. Для этого 5 — 7 мл фильтрата налейте в фарфоровую чашку, поместите её в кольцо штатива и осторожно нагревайте на пламени спиртовки, постоянно перемешивая содержимое стеклянной палочкой до полного выпаривания жидкости. Сравните кристаллы соли, полученные после выпаривания раствора, с исходной загрязнённой солью. Перечислите, какие приёмы и операции вы использовали для очистки загрязнённой соли.

Рис. 95 Установка для фильтрования

Решение

Кристаллы соли после очистки имели равномерный белый цвет и не содержали посторонних неоднородных примесей.
Для очистки загрязненной поваренной соли использовались методы фильтрования и выпаривания.

Читайте также: