Как сделать практическую работу по биологии 8 класс кислородное голодание

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Ценность лабораторных и практических работ состоит в том, что они вооружают обучающихся не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, но и способствуют развитию интереса к биологическим исследованиям, формирует навыки, умения биологического исследования, заставляют логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяют развивать наблюдательность обучающихся в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).

Оформление результатов работы дисциплинирует мысль обучающихся, приучает их к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.

Лабораторные и практические работы предназначены для урочной и домашней работы обучающихся.

Лабораторная работа №1.

Изучение микроскопического строения тканей.

Цель : дать представление о строении тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной).

Оборудование : гистологические препараты, микроскопы

1.Приведите в рабочее состояние микроскоп.

2.Рассмотрите микропрепараты.

3.Используя учебник § 4, заполните таблицу:

Местоположение ткани в организме

Внутренняя поверхность сердца и …

Сомкнуты в ряды, межклеточное вещество …

Состоит из нейроглии и нервных клеток – нейронов, каждый из них состоит из тела и отростков: коротких – дендритов и длинных – аксонов.

4.Зарисуйте строение нейрона, подпишите на рисунке его части: аксон, дендрит, тело.

5. Выпишите в тетрадь:

6.Выберите правильный ответ

Передача информации от одной нервной клетки к другой происходит …

А) через рецепторы;

Б) через дендриты;

В) через тело нейрона;

Г) через синапсы.

Лабораторная работа №2.

Изучение внешнего вида отдельных костей.

Цель: Сформировать умение узнавать кости скелета по внешнему виду. Определять к какому отделу относится, тип костей и тип соединения костей скелета.

Оборудование : скелет, набор костей человека.

1.Рассмотрите предложенную вам кость

2.При составлении описания кости необходимо указать:

принадлежность к одной из групп классификации костей (трубчатые, губчатые, плоские);

принадлежность к отделу скелета;

тип соединения костей.

Сделать вывод из проделанной работы.

Лабораторная работа №3.

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Цель работы :

1.Изучить строение крови человека и лягушки.

2.Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование : микроскопы, постоянные микропрепараты крови лягушки и человека, штатив для микропрепаратов.

1.Приведите в рабочее состояние микроскоп, определите увеличения.

2.Просмотрите кровь лягушки при малом и большом увеличении.

3.Зарисуйте эритроцит лягушки; опишите его форму и форму ядра. Данные запишите в таблицу.

4.Просмотрите кровь человека при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте один из эритроцитов. Опишите его. Данные запишите в таблицу.

6.Укажите, чем эритроцит человека отличается от эритроцита лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом.

7.Запишите в тетради, эритроциты чьей крови – человека или лягушки – способны переносить больше кислорода. Объясните причину.

Особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Сравниваемые

3.Количество в 1 мм3

4.Наличие ядра

Дополнительная информация: общая площадь всех эритроцитов человека 3700 м2, т. е 1/3 гектара; если все эритроциты одного человека можно было уложить в ряд, то получилась бы лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору; диаметр - 7-8мкм.

Эритроциты лягушки в 3 раза крупнее – длина – 23 мкм, ширина – 16 мкм; но их в 1 мм3 в 13 раз меньше – 400 тысяч.

Лабораторная работа № 4.

Изготовление самодельной модели Дондерса.

Цель: изготовление модели Дондерса и наблюдение на модели Дондерса поступления воздуха в лёгкие и вытеснение его из лёгких .

Оборудование : пластиковая бутылка объемом 0,5 л, два воздушных шарика, скотч.

Сделайте модель, показывающую механизм вдоха и выдоха (см. описание в учебнике, § 25, рис. 56). Разберите на модели Дондерса, что происходит при вдохе и выдохе. Заполните таблицу.

Давление в грудной полости

Предлагаемые для выбора слова

Увеличивается или уменьшается

Падает или увеличивается

Расширяются или спадаются

Лабораторная работа №5

Определение частоты дыхания.

Цель работы : научиться подсчитывать дыхательные движения в покое.

Оборудование : секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход работы : работа проводится в парах.

1.Экспериментатор кладет на верхнюю часть груди испытуемого широко расставленную руку и считает количество вдохов за 1 минуту (подсчет производится в положении стоя).

2.Проанализируйте ваши данные и запишите вывод.

К 15 годам у подростков частота дыхательных движений составляет 15 дыхательных движений в минуту. При занятиях физической культурой урежается и составляет 10-15 . Нагрузку при занятиях спортом следует регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала у взрослых 30, у детей 40 дыхательных движений, а восстановление ее исходной величины происходило не позднее, чем за 7-9 мин.

-Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

-Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Лабораторная работа № 6

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.

Изучение действия слюны на крахмал.

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта, чашка Петри со слабым раствором йода, ватные палочки.

Крахмал + ферменты слюны (опыт).

На марле написали слюной букву А, выдержали в тепле 1 мин, подействовали йодной водой. На синем фоне …………..

Крахмал + вода (контроль)

На марле написали букву А водой, выдержали в тепле 1 мин, затем марлю обработали йодной водой. Марля ……

Вставьте в текст пропущенные слова.

1. Когда мы готовим крахмальный клейстер, молекулы крахмала становятся более доступными для работы ферментов, превращающих нерастворимый крахмал в растворимую ______________________.

2. При смачивании бинта крахмальным клейстером молекулы______________________ оседают на волокнах и высушенный бинт можно использовать для опытов.

3.Под действием _____________________ слюны молекулы крахмала распадаются до __________________________ .

Эта реакция идет при температуре ________________________, поэтому бинт приходится согревать в руках.

4.При погружении расправленного бинта в йодный раствор молекулы крахмала с йодом дают_________________________ окрашивание. На синем фоне проявляется белая буква, так как в смоченном слюной месте образовалась ____________, а она с йодом _________ не дает.

Изучение действия желудочного сока на белки.

Цель работы: выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.

Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ный раствор NaOH, водяная баня лед.

В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца.

В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока

Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С.

Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.

В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5%-ного раствора NaOH и поставьте ее на водяную баню при температуре +37 °С.

Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.

ВЛИЯНИЕ ФЕРМЕНТОВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛОК КУРИНОГО ЯЙЦА

Выводы из опыта

2. Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желу­дочного сока действуют на белки.

1. Изучение действия желудочного сока на белки.

1.1. При помощи пинцета поместить в три пронумерованные пробирки по небольшому кусочку варёного яйца.

1.2. В каждую пробирку долить 1 мл желудочного сока.

1.3. Включить водяную баню и выставить её температуру на уровень 36-38 ?С.

1.4. Поместить пробирку №1 на водяную баню.

1.5. В пробирку №2 долить 1 мл щёлочи и поставить её на водяную баню.

1.6. Пробирку №3 поставить в стакан со льдом.

1.7. Через полчаса отметить изменения, которые произошли с содержимым пробирок.

1.8. Сделать вывод из проделанной работы.

2. Изучение действия слюны на крахмал.

2.1. Взять небольшие кусочки чёрного хлеба, варёного яйца и мяса. Разжевать их. Отметить, при разжёвывании какого из продуктов во рту появляется сладковатый привкус.

2.2. Результат наблюдений занести в таблицу.

2.3. Сделать вывод из проделанной работы.

Лабораторная работа № 7

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).


Цель: изучить строение головного мозга, раскрыть особенности, выяснить значение, продолжить развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент.
Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, муляжи головного мозга.

1.Рассмотрите муляжи головного мозга, найдите отделы головного мозга: продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, большие полушария переднего мозга.

2.С помощью текста учебника выясните строение и функции каждого отдела.

Расположение белого и серого вещества

Большие полушария переднего мозга

Практическая работа №1.

Измерение массы и роста своего организма.

Цель работы : научиться измерять и оценивать показатели физического развития.

Оборудование : ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.

1. Измерение роста Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.

Определение массы тела Измерение проводится с помощью медицинских весов.

Полученный результат запишите.

2. Сделайте вывод о степени вашего физического развития.
Рост мальчиков от 12 до 17 лет (см)

очень
низкий

ниже
среднего

выше
среднего

очень
высокий

Вес мальчиков от 12 до 17 лет ( кг )

очень
низкий

ниже
среднего

выше
среднего

очень
высокий

Рост девочек от 12 до 17 лет (см)

очень
низкий

ниже
среднего

выше
среднего

очень
высокий

Вес девочек от 12 до 17 лет (кг)

очень
низкий

ниже
среднего

выше
среднего

очень
высокий

Практическая работа №2.

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Цель работы: распознавать органы на таблицах, определять систему органов, к которому относится данный орган.

Оборудование: карточки

2.Определите, какие органы отмечены на рисунке.

Практическая работа №3.

Утомление при статической и динамической работе.

Цель работы: наблюдение и выявление признаков утомления при статической и динамической работе.

Оборудование: секундомер, гантели весом 4-5 кг.

1. Утомление при статистической работе . Проведите опыт: возьмите портфель с книгами, засеките время по секундомеру и держите портфель в отведенной руке столько, сколько сможете. О конечном результате утомления судят по предельной продолжительности работы, возможной для данного человека. Измеряют время от начального момента работы до ее вынужденного прекращения в результате наступившего утомления. Чтобы проследить, как развивается утомление, заполните таблицу.

2. Утомление при динамической работе. Проведите опыт после 10 мин отдыха: поднимайте и опускайте груз до уровня отметки. Запишите данные в таблицу.

Рука удерживает груз у сигнальной отметки

Медленное опускание груза и подъем руки выше контрольной отметки (совершается рывком)

Покраснение лица, дрожание рук, ухудшение координации движения, покачивание корпусом, резкое изгибание туловища в противоположную сторону для противовеса

Рука опускается - отказ продолжать опыт

3. Закончите вывод. Статическая работа утомительнее, чем динамическая, так как _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа № 4.

Определение нарушения осанки и плоскостопия.

Цель работы: выявить нарушения осанки и плоскостопие .

Оборудование: сантиметровая лента, отпечаток стопы на белой бумаге.

Проверьте, нет ли у вас плоскостопия.

Получив на белой бумаге след ступни, проведите необходимые измерения.

1.Соедините касательной след от плюсны со следом от пятки (линия АК).

2.Найдите середину линии АК, обозначаем её буквой М.

3.Проведите два отрезка, перпендикулярные линии АК, восстановив их в точке касания А и в средней точке М. Точка пересечения линии МD со следом обозначена буквой С.

4.Измерьте отрезки АВ и СD. Точка С лежит в том месте, где линия МД пересекает след ступни в средней части. У некоторых отрезок СD может равняться нулю.

5.Определите соотношение СD и АВ и сопоставьте свои результаты со следующими нормативами. Отношение СD\АВ х 100% не должно превышать 33%. Более высокие результаты говорят о плоскостопии.

Запишите полученные результаты.

1. Расстояние между головками плюсневых костей, сочленяющихся с первым и пятым пальцем, АВ =

2. Поперечник следа в средней части ступни СD=.

Если это отношение не превышает 33%, значит, норма.

Вывод на основе ваших измерений: плоскостопие есть или нет?

Проверьте свою осанку. Заполните таблицу.

Выявление боковых искривлений

Углы лопаток на одном уровне

Один плечевой сустав расположен выше другого

З. Треугольники, образованные между ту­ловищем и опущенными руками, равны

4. Задние отростки позвонков образуют прямую линию

Мерной лентой измерьте расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками плеча в области плечевых суставов « левой и правой руки:

А со стороны груди

Б со стороны спины

Разделите первый результат на второй. Чем дробь меньше, тем сутулость меньше. Если частное близко к 1, то это норма

Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене

1. Просуньте ладонь между стеной и

2. Попробуйте просунуть кулак

Если последнее удастся, то осанка на­рушена

Осанка нару­шена ____________________

Вывод: Возможные причины нарушения осанки: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №5

Измерение кровяного давления.

Цель работы: научиться измерять давление с помощью тонометра , рассчитывать значение артериального давления по формулам, проводить сравнение и анализ данных.

Оборудование: тонометр

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Артериальное (АД):
АД сист. = 1,7 х возраст + 83
АД диаст. = 1,6 х возраст + 42

Пульсовое (ПД):
ПД = АД сист. — АД диаст.

Среднее артериальное (АДср):
Адср. = (АД сист. — АД диаст.) /3 + АД диаст.

Оценка результатов .
Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.
Таблица.

Средние показатели максимального и минимального давления крови для учащихся

\u042d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f \u0442\u043a\u0430\u043d\u0435\u0432\u043e\u0439 \u0438\u0448\u0435\u043c\u0438\u0438. \u0412\n\u043d\u043e\u0440\u043c\u0435 \u0434\u043b\u044f \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u0435\u0442\u0430\u0431\u043e\u043b\u0438\u0437\u043c\u0430 \u043a\u043b\u0435\u0442\u043e\u043a \u0438\u043c \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e \u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u043d\u043e \u043f\u043e\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\n\u043a\u0438\u0441\u043b\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430. \u041f\u0440\u0438 \u0440\u0435\u0437\u043a\u043e\u043c \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043e\u043a\u0441\u0438\u0433\u0435\u043d\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0437\u0430\u043f\u0430\u0441\u044b \u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0438\u0438 \u0432 \u0432\u0438\u0434\u0435 \u043c\u043e\u043b\u0435\u043a\u0443\u043b \u0410\u0422\u0424\n\u0438 \u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u0438\u043d\u0444\u043e\u0441\u0444\u0430\u0442\u0430 \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e \u0440\u0430\u0441\u0445\u043e\u0434\u0443\u044e\u0442\u0441\u044f, \u0437\u0430\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044f \u043a\u043b\u0435\u0442\u043a\u0443 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0439\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u0430\u043d\u0430\u044d\u0440\u043e\u0431\u043d\u044b\u0435 \u0432\u0430\u0440\u0438\u0430\u043d\u0442\u044b\n\u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0438\u0438. \u0414\u043e\u043b\u0433\u043e \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043b\u0430\u043a\u0442\u0430\u0442, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0438\u0437\u0431\u044b\u0442\u043a\u0435\n\u043f\u0440\u0438 \u0438\u0448\u0435\u043c\u0438\u0438, \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u043d\u043e\u0439 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u043e\u043a\u0430\u043b\u044b\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0431\u043e\u043b\u0435\u0432\u043e\u0433\u043e \u0441\u0438\u043d\u0434\u0440\u043e\u043c\u0430. \u0412\n\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f\u0445 \u0441\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0442\u043a\u0430\u043d\u0435\u0439 \u0438\u0437\u0432\u043d\u0435 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0434\u043e\u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u043e \u0437\u0432\u0443\u0447\u0438\u0442 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043e \u0442\u043e\u043c, \u0447\u0442\u043e\n\u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u043e\u043a\u0430\u043b\u044b\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0432\u043e\u0439 \u0441\u0438\u043d\u0434\u0440\u043e\u043c \u0432 \u0442\u043e\u043c \u0447\u0438\u0441\u043b\u0435 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u044b \u0441 \u0438\u0448\u0435\u043c\u0438\u0435\u0439 \u043d\u0435\u0440\u0432\u043d\u043e\u0439\n\u0442\u043a\u0430\u043d\u0438, \u0447\u0442\u043e \u043d\u0430\u0440\u0443\u0448\u0430\u0435\u0442 \u0435\u0435 \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u044e \u0438 \u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043d\u0430\u0431\u043e\u0440\n\u043e\u0449\u0443\u0449\u0435\u043d\u0438\u0439. \u0422\u0430\u043a\u0436\u0435, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0432\u0435\u0440\u043e\u044f\u0442\u043d\u043e, \u0447\u0442\u043e \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0438 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0432\u043e\u0433\u043e \u0441\u0438\u043d\u0434\u0440\u043e\u043c\u0430 \u0438\u0433\u0440\u0430\u044e\u0442\n\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435\u0441\u044f \u0431\u0440\u0430\u0434\u0438\u043a\u0438\u043d\u0438\u043d \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0435\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0444\u0435\u0440\u043c\u0435\u043d\u0442\u044b, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0442\u043e\u0436\u0435 \u0441\u0442\u0438\u043c\u0443\u043b\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442\n\u043d\u0435\u0440\u0432\u043d\u044b\u0435 \u043e\u043a\u043e\u043d\u0447\u0430\u043d\u0438\u044f. ">]" data-testid="answer_box_list">

mesheryakovyuri

Это происходит в результате развития тканевой ишемии. В норме для нормального метаболизма клеток им необходимо постоянно поступление кислорода. При резком прекращении оксигенации запасы энергии в виде молекул АТФ и креатинфосфата быстро расходуются, заставляя клетку перейти на анаэробные варианты получения энергии. Долго считалось, что лактат, который образуется в избытке при ишемии, является причиной развития чувства покалывания болевого синдрома. В условиях сдавления тканей извне более правдоподобно звучит теория о том, что чувство покалывания и болевой синдром в том числе связаны с ишемией нервной ткани, что нарушает ее нормальную функцию и вызывает специфический набор ощущений. Также, очень вероятно, что в развитии болевого синдрома играют образующиеся брадикинин и протеолитические ферменты, которые тоже стимулируют нервные окончания.

Новые вопросы в Биология

Помогите! Выберите класс животных, для которого характерно наличие двох кругов кровообращения, а также четырехкамерное сердце. Хрящевые рыбы Многощети … нковые черви Млекопитающие Амфибии Вопрос №2 ? 2 балла У каких животных в процессе эволюции впервые появилась кровеносная система? Плоские черви Кольчатые черви Круглые черви Моллюски Вопрос №3 ? 2 балла Для какой группы животных характерно наличие голубой крови? Все классы типа моллюски Брюхоногие моллюски Двустворчатые моллюски Головоногие моллюски Вопрос №4 ? 2 балла Выберите группу животных, для которой характерно трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке. Амфибии Рептилии Птицы Земноводные Вопрос №5 ? 1 балл Установите соответствие между характеристикой сердечно-сосудистой системы (1-4) и животным (А-Д), у которого такая сердечно-сосудистая система. сердце вытянутое, многокамерное, с многочисленными отверстиями; бесцветная кровь к сердцу попадает из лакун сердце двухкамерное, через него движется венозная кровь; один круг кровообращения сердце четырехкамерное, аорта делает правую дугу; два круга кровообращения сердца нет, его функцию выполняют мощные кольцевые сосуды; кровеносная система замкнутая пчела дождевой червь корова ворона карась

4. Послуговуючись додатковими джерелами, знайди інформацію про тварин- запилювачів. Розглянь світлини й схарактеризуй обопільні пристосування рослин т … а їхніх запилювачів (5 б.).

4. Послуговуючись додатковими джерелами, знайди інформацію про тварин- запилювачів. Розглянь світлини й схарактеризуй обопільні пристосування рослин т … а їхніх запилювачів (5 б.).

СРОЧНО. Сделать два конспекта по биологии с помощью страниц из учебника 1-отряды птиц 2-пересмыкающиеся Не большой!

СРОЧНО. Сделать два конспекта по биологии с помощью страниц из учебника 1-отряды птиц 2-пересмыкающиеся

Тело окуня состоит из трех отделов: Укажите один или несколько правильных вариантов ответа: груди головогруди хвоста брюшка головы туловища

Цель: знакомство с особенностями строения, свойствами и функциями тканей.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

  1. Рассмотрите под микроскопом строение животной клетки.
  2. Рассмотрите готовые микропрепараты тканей.

зарисуйте рассмотренные препараты тканей;

Cделайте вывод об особенностях строения тканей.

Лабораторная работа № 2

Самонаблюдение мигательного рефлекса

и условий его проявления и торможения.

Цель: знакомство со строением рефлекторной дуги мигательного рефлекса.

  1. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза нескол ь ко раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится.
  2. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные прич и ны. Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах ре ф лекторной дуги в первом и во втором случаях.
  1. Проверьте возможность с помощью волевого усилия заторм о зить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось.
  2. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.

используя рисунок 17, зарисуйте рефлекторную дугу миг а тельного рефлекса и укажите ее части.

Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.

Лабораторная работа № 3

Микроскопическое строение кости.

Цель: Изучение микроскопического строения кости.

  1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или пр о дольный срез вы рассматриваете?
  2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
  3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
  4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочи с ленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует пр о чности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюрал ю миниевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

зарисуйте продольный и поперечный срез микроскопического строение кости.

Лабораторная работа № 4

Мышцы человеческого тела.

Цель: знакомство со строением мышц человеческого тела.

Оборудование: таблицы, рисунки, учебник.

Используя рисунки и анатомическое описание, определите мест о положение мышечных групп и выполняемые ими движения.

I. Мышцы головы (по рисунку 35).

Мимические мышцы прикрепляются к костям, коже или только к коже, жевательные – к костям неподвижной части черепа и к нижней челюсти.

Задание 1 . Определите функцию височных мышц. Приложите р у ки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Мышца н а прягается, так как она поднимает нижнюю челюсть вверх. Найдите жевательную мышцу. Она находится около челюстных суставов, примерно на 1 см впереди них. Определите: височные и жевател ь ные мышцы – синергисты или антагонисты?

Задание 2. Познакомьтесь с функцией мимических мышц. Воз ь мите зеркало и наморщите лоб, что мы делаем, когда недовольны или, когда задумались. Сокращается надчерепная мышца. На й дите ее на рисунке. Пронаблюдайте функцию круговой мышцы глаза и круговой мышцы рта. Первая закрывает глаз, вторая — рот.

II. Грудино-ключично-сосцевидная мышца на передней поверхно сти шеи (по рисунку 35).

Задание 3. Поверните голову вправо и прощупайте левую грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Поверните голову влево и обнаружьте правую. Эти мышцы поворачивают голову влево, вправо, действуя как антагонисты, но, когда сокращаются вместе, стан о вятся синергистами и опускают голову вниз.

III. Мышцы туловища спереди (по рисунку 36).

Задание 4. Найдите большую грудную мышцу. Эта парная мышца напрягается, если согнуть руки в локте и с усилием сложить их на груди.

Задание 5. Рассмотрите на рисунке мышцы живота, образующие брюшной пресс. Они участвуют в дыхании, наклонах туловища в стороны и вперед, в переводе туловища из лежачего в сидячее п о ложение при фиксированных ногах.

Задание 6. Найдите межреберные мышцы: наружные осущест в ляют вдох, внутренние – выдох.

IV. Мышцы туловища сзади (по рисунку 36).

Задание 7. Найдите на рисунке трапециевидную мышцу. Если свести лопатки и запрокинуть голову назад, она будет напряжена.

Задание 8. Найдите широчайшую мышцу спины. Она опускает пл е чо вниз и отводит руки за спину.

Задание 9. Вдоль позвоночника находятся глубокие мышцы сп и ны. Они разгибают тело, откидывая корпус назад. Определите их положение.

Задание 10. Найдите ягодичные мышцы. Они отводят бедро н а ми д. Глубокие мышцы спины и ягодичные мышцы у человека на и более сильно развиты в связи с прямохождением. Они противост о ит силе тяжести.

V Мышцы руки (по рисункам 28, 34 и 36).

Задание 11. Найдите на рисунке дельтовидную мышцу. Она находится над плечевым суставом и отводит руку в сторону до горизонтального положения.

Задание 12. Найдите двуглавую и трехглавую мышцы плеча. Является ли они антагонистами или синергистами?

Задание 13. Мышцы предплечья. Чтобы понять их функцию, положите руку на стол ладонной стороной вниз. Прижмите ее к столу не чего сжимайте кисть в кулак и разжимайте ее. Вы почувствуете, как сокращаются мышцы предплечья. Это происходит потому, что со стороны ладони на предплечье располагаются мышцы, сгибающие кисть и пальцы, а разгибающие их находятся на тыльной стороне предплечья.

Задание 14. Нащупайте около лучезапястного сустава со стороны ладонной поверхности сухожилия, которые идут к мышцам пал ь цев рук. Подумайте, почему эти мышцы находятся на предплечье, а не на кисти.

VI. Мышцы ноги (по рисунку 36).

Задание 15. На передней поверхности бедра расположена очень мощная четырехглавая мышца бедра. Найдите ее на рисунке. Она сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном. Чт о бы представить ее функцию, надо вообразить удар футболиста по мячу. Ее антагонистом являются ягодичные мышцы. Они отводят ногу назад. Действуя как синергисты, обе эти мышцы удержив а ют корпус в вертикальном положении, фиксируя тазобедренные суставы.

На задней поверхности бедра расположены три мышцы, сгиба ю щие ногу в колене.

Задание 16. Поднимитесь на носки, вы чувствуете, как напря г лись икроножные мышцы. Они находятся на задней поверхности голени. Эти мышцы хорошо развиты, потому, что они поддержив а ют тело в вертикальном положении, участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

подпишите мышцы на рисунке.

Лабораторная работа № 5

Утомление при статической и динамической работе.

Цель: наблюдение и выявление признаков утомления при статической работе.

Оборудование : секундомер, груз 4 - 5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в стор о ну строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой стро ч ке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проста в ляется их время. Выясняется, за какое время наступает предел ь ное утомление. Этот показатель записывается.

Выя с ните, за какое время наступает предельное утомление.

Результаты запишите в таблицу

Рука с грузом неподвижна

Первая фаза утомления

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место

Вторая фаза утомления

Дрожание рук, потеря коо р динации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение

Рука с грузом опускается; опыт прекращается

поясните различие между динамической и статической работой.

Лабораторная работа № 6

Выявление нарушений осанки.

Цель: выявить нарушения осанки.

Оборудование : сантиметровая лента.

  1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой ле н той измерьте расстояние между самыми отдаленными точками л е вого и правого плеча, отступя на 3 - 5 см вниз от плечевого суст а ва, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат ра з делите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше ед и ницы говорит о нарушении осанки.
  2. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопа т ки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей пр о сунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Л абораторная работа № 7

(работа выполняется дома).

Цель: выявить плоскостопие .

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом.

Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет (рис. 39).

Лабораторная работа № 8

Рассмотрение крови человека и лягушки под микроскопом.

Цель: знакомство с особенностями строения крови лягушки и человека.

Сравните эритроциты лягушки и человека, результаты занесите в таблицу.

Диаметр клетки, мкм

Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Лабораторная работа № 9

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Цель: знакомство с положением венозных клапанов в опущенной и поднятой руке, с изменением в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

I. Функция венозных клапанов.

Предварительные пояснения. Если рука опущена, венозные кл а паны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь по с ле того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное к о личество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя м и нуту положите обе руки на стол.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ни т кой. Обратите внимание на изменение цвета пальца. Почему он делается сначала красным, потом фиолетовым, а затем белым? Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Как они проявляются? Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-либо предмета. Палец кажется каким-то ватным. Почему нарушена чувствительность? Почему ткани пальца уплотнены? Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом?

Сделайте вывод, ответив на вопрос:

Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную обувь?

Лабораторная работа № 10

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Цель: учиться определять скорость кровотока в сосудах ногтевого ложе.

Оборудование: секундомер, сантиметровая линейка.

Предварительные пояснения. Сосуды ногтевого ложа включают не только капилляры, но и мельчайшие артерии, называемые артериолами. Для определения скорости кровотока в этих сосудах н а до узнать длину пути – S, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины, и время – t, которое ей для этого потребуется. Тогда по формуле V = S

мы сможем узнать среднюю скорость кр о вотока в сосудах ногтевого ложа.

  1. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет с о судов.
  1. Определим время, которое необходимо крови для преодоления итого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освоб о дим сжатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь проделала свой путь.

рассчитайте по формуле скорость кровотока.

п о лученные данные сравните со скоростью кровотока в аорте. Объя с ните разницу.

У большинства людей получается около 1-0,5 см/с. Это в 50-100 раз меньше, чем в аорте, и в 25-50 раз меньше, чем в полых венах. Медленное течение крови в капиллярах дает возможность тканям получить из крови питательные вещества и кислород и о т дать ей углекислый газ и продукты распада.

Лабораторная работа № 11

Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Цель: определение зависимости пульса от физических нагрузок.

Предварительные пояснения. Для этого измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозир о ванной нагрузки. На большом статистическом материале выясн е но, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возра с тает на '/ 3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спу с тя 2-3 мин после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по биологии 8 класс "движение лимфы"

Урок 20. Движение лимфы.

Повторить материал о строении сердца, кровообращении, образовании тканевой жидкости и оттоке лимфы;

Разъяснить на опыте вред перетяжек, тугой шнуровки, тугих поясов и прочих предметов одежды, нарушающих кровообращение.

I . Проверка знаний

С помощью таблиц рассказать:

1. Строение сердца

2. Фазы работы сердца и роль клапанов сердца в обеспечении движения крови в одном направлении.

3. Объясните движение крови по малому кругу кровообращения.

4. Объясните движение крови по большому кругу кровообращения.

II . Изучение нового материала.

1. Лимфатическая система человека.

(Самостоятельная работа учащихся с учебником.)

Задание . Рассмотрите рисунок 37 на стр. 69 учебника и ответьте на вопросы.

1. Чем образована лимфатическая система человека?

2. Что такое лимфа и как она образуется?

3. Как лимфа попадает обратно в кровь?

ответы учащихся дополняются информацией

2. Функции лимфатической системы.

3. Практическая работа. Кислородное голодание

(отчет о работе в виде таблицы)

Наложение перетяжки на указательный палец с помощью резинового кольца (инструкция на с. 88 учебника)

Перетяжка пережимает кровеносные сосуды: кровь по артериям почти не поступает к тканям; отток крови и лимфы прекращен полностью

Палец сначала краснеет, а потом синеет ,

В венах скапливается кровь. Поскольку кислород в нее не поступает, а углекислый газ в крови в избытке, венозная кровь сильно обедняется кислородом

Палец становится белым и плотным из-за скопления тканевой жидкости

Из-за перетяжки отток лимфы невозможен, а образование тканевой жидкости продолжается

Эти явления вызываются недостатком кислорода и давлением тканевой жидкости на кожные рецепторы

Предлагается перетянутым пальцем прощупать предметы

Чувствительность ослаблена. Палец кажется каким-то ватным. В условиях недостатка кислорода и сдавливания рецепторов тканевой жидкостью их нормальная деятельность нарушается

Проверка правильности заполнения таблицы, ответы учащихся дополняются информацией

III . Закрепление знаний

Заключительная беседа о вредном влиянии на здоровье тугих поясов, шнуровки и других аксессуаров модных туалетов.

IV . Домашнее задание

Изучить § 18, основные понятия стр.85

Читайте также: