Как сделать поворотный свет

Обновлено: 08.07.2024

Фотограф, который никогда не снимал в студии сталкивается с огромным количеством информации и вызовов: насадки, фильтры, правильное взаимодействие с пространством, моделью и светом, настройки фотоаппарата и мощности источника.

Мы продолжаем облегчать жизнь начинающих фотографов во время студийной съёмки и простым языком рассказываем, чем отличаются импульсный и постоянный свет и в каком случае может пригодиться каждый из них.

Что такое импульсный свет

Импульсный свет — это свет, который даёт короткую яркую вспышку. Просто так он работать не будет — необходим синхронизатор, который подсказывает осветительному прибору, когда срабатывать.

Синхронизатор считывает информацию с фотоаппарата, когда вы нажимаете кнопку затвора, и мгновенно передает её источникам света, чтобы они дали импульс. В студиях выдают синхронизатор, когда начинается ваше съёмочное время, так что докупать его дополнительно для студийных съёмок нет нужды.

Особенности импульсного света:

  • как правило, мощность выше, чем у постоянного;
  • более контрастные изображения;
  • замораживает движение, поэтому вероятность получить смазанный кадр очень мала;
  • вы не видите результат, поэтому необходимы пробные кадры, чтобы всё верно настроить.

Эту проблему решает встроенный в источник пилотный свет — постоянный свет, дающий представление о том, как ляжет светотень. Но учтите, что не на всех источниках импульсного света есть эта функция. Кроме того, пилотный свет может быть достаточно слабым, теряться на фоне других источников света. Но, если вы снимаете в темноте, он необходим — иначе камера не сфокусируется на объекте.

- резкая картинка вне зависимости от светосилы оптики и класса фотоаппарата;
- если вы задумаетесь о покупке света для себя, то импульсный дешевле и мощнее постоянного. Например, комплект, включающий в себя несколько источников, можно найти в диапазоне от 12 до 82 тысяч рублей. Чем выше цена — тем выше мощность. Свет идет сразу со стойками и насадками — зонтами или софтбоксами. Для домашней мини-студии останется докупить разве что фоны. Например, белый тканевый фон со стойкой и к нему чёрный. Оба фона можно окрасить в любые цвета с помощью цветных светофильтров;
- короткая вспышка ослепляет модель на мгновение, а не светит в глаза постоянно;
- другие источники света, как правило, не перебивают мощность импульса.

Импульсный свет распространеннее постоянного. Некоторые фотостудии при аренде зала дают импульсный свет бесплатно, а постоянный — за дополнительную плату. Так что обязательно уточняйте, есть ли в данной студии постоянный свет и, если да, сколько стоит его аренда.

Что такое постоянный свет

Постоянный свет (иногда его называют киносветом) — свет, который не меняется. Для него не нужны синхронизаторы. Обеспечить его может не только профессиональное оборудование, но и любые лампы, огни, гирлянды, вывески в студии. Если вы будете подсвечивать мобильным телефоном лицо модели — это тоже постоянный свет. Как правило, в фотостудиях мощность такого света меньше, чем импульсного, из-за его дороговизны.

Особенности постоянного света:

  • светотеневой рисунок виден сразу. Это хорошая подсказка для новичка, который может скорректировать результат финальной картинки до того, как нажал кнопку спуска затвора.
  • любой лишний источник света может испортить или поменять вид снимка.

Нужно тщательно контролировать всё, что происходит в студии. Открытые окна, включенный верхний свет, открытая дверь с яркими лампами в соседнем помещении — влияет абсолютно всё.

  • выше вероятность смаза и расфокуса;
  • нужна более светосильная техника, чем при съёмке с импульсным светом;
  • позволяет параллельно снимать качественные, атмосферные бэки;
  • подходит для съёмки видео;
  • можно поставить любую выдержку;
  • если снимаете с жёстким светом, направленным на лицо спереди, он может сильно слепить модель;
  • необходимо снимать на повышенных значениях ISO, контролировать диафрагму и выдержку, чтобы избежать размытых изображений.

Универсальные световые схемы для новичка

Как сделать портрет в низком ключе

Низкий ключ — тёмная фотография с высоким контрастом и точечными световыми акцентами. Снимки, снятые в таком ключе, получаются глубокими, мрачными и драматичными.

  • черный фон;
  • один источник света сбоку;
  • модель, стоящая на достаточном расстоянии от фона, чтобы свет не долетал до него.

Экспериментируйте с различным положением света и его мощностью. Будьте готовы, что с первого нажатия кнопки на фотоаппарате идеальный снимок может не получиться.

Как сделать портрет в высоком ключе

Высокий ключ — это неестественно яркое освещение, светлые тени и, как следствие, мягкий, пониженный контраст. Подойдет для съёмки детей, нежных портретов.

  • белый фон;
  • четыре источника света. Из-за этого сымитировать дома такой эффект проблематично, проще снять студию;
  • модель, стоящая на достаточном расстоянии от фона, чтобы тень человека не ложилась на фон.

Как сделать классический портрет с рембрандтовским светом

  • источник света с рефлектором, чтобы свет получился жёстким;
  • отражатель, размещенный под углом 45 градусов относительно вспышки, чтобы слегка подсветить половину лица, будущую в тени;
  • модель, стоящая на достаточном расстоянии от фона, чтобы тот получился в меру тёмным.

Как сделать портрет в стиле журнала Esquire

Особенность портретов, сделанных для этого журнала, в жёстком свете, световом пятне на уровне головы модели на фоне, виньетке по краям и холодном тонировании.

  • белый или серый фоны;
  • портретная тарелка или небольшой софтбокс, чтобы тени были достаточно жёсткими;
  • источник света с насадкой тубус, которая будет создавать пятно света позади человека;
  • модель на расстоянии 2-3 метров от фона.

Когда какой свет лучше использовать

Если говорить про результат, использование импульсного или постоянного света не сильно отличается между собой. Светотеневой рисунок, жёсткость или мягкость света формируют насадки, мощность, расположение и расстояние между источником и моделью. При выборе между типами света важнее то, с каким из них вам и модели комфортнее работать. Но есть нюансы.

Недавно я сделал мольберт . А потом вздумал дополнить его регулируемым светильником .

После того, как я это все сделал и увидел результат, я решил изготовить себе полноценный светильник на стену. К тому же, я уже давно хотел сделать дома дополнительный источник освещения для чтения. Итак, что из этого получилось, смотрите ниже.

Материалы, используемые мной: березовая круглая балясина, ведерко металлическое из ИКЕА, провода, лампочка, патрон, штекер для розетки, болты-гайки.

Инструменты: дрель, шуруповерт и всякие пилы-фрезеры. Это уже на любителя. Можно и без них, в принципе.

Вот я и то, что мне понадобится:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 1

А еще у меня есть два кусочка дубового мебельного щита:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 2

И один из этих кусочков мне необходимо сделать в форме круга. Пилю:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 3

Получается вот так:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 4

Зачищаю края шлифовальной губкой:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 5

Вот, балясина березовая, круглая. Может быть, на фотографии незаметно, но она немного утолщается от одного конца к другому:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 6

Нарезаю её на нужные мне кусочки. Все это, конечно, можно делать и более простыми инстументами. Но раз уж есть то, что есть, нельзя этим не воспользоваться:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 7

Получаются вот такие заготовки:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 8

Патрон е14 и ведерко из ИКЕА:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 9

В дне ведра проделал отверстие под патрон. И отверстие для креления ведра:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 10

Пилю. То, что выпилил, проще показать, чем объяснить. Поэтому скоро будет фотография:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 11

Активно обрабатываю наждачной бумагой края заготовок:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 12

И получаю вот такой результат:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 13

Просверливаю отверстия в местах стыковки колен. Пусть это будет называться так:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 14

Использую для соединения болт и барашковую гайку. Болт фиксируемый:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 15

Когда все коленца собраны, получаю вот такую конструкцию:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 16

В колене, на котором будет крепиться плафон-ведро, просверливаю отверстие и вставляю металлический дюбель:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 17

И фиксирую "плафон". Шайба и болт:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 18

В дубовых заготовках просверливаю отверстия по центру:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 19

В прямоугольной заготовке с задней стороны выбираю фрезером пазы для закладки провода и выключателя:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 20

И делаю 4 отверстия, с помощью которых светильник будет крепиться к стене:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 21

Покрываю все деревяшки темным воском, вставляю кольца для провода:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 22

На круглой заготовке сделал еще одно отверстие и вставил с внутренней стороны дюбель. Там будет болт, который будет фиксировать светильник при его вращении вдоль своей оси. Ну и сама ось — большой болт. Он будет вкручен в дюбель, который находится в торце первого колена светильника:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 23

Вставляю провод в колечки:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 24

Выключатель со шнурком:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 25

Светильник сзади. Провод заходит снизу, проходит через выключатель и выходит наверх, к светильнику. В центре — главный осевой болт. На фото все не очень красиво, но, на самом деле, надежно и ничего друг другу не мешает:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 26

Вот светильник в сборе, размещен на пробной площадке :)
Светит, держит форму, включается и выключается. На круглой детали виден болт. Если его ослабить, круглая часть может вращаться вдоль своей оси, поворачивая светильник, меняя направление света. Болт немного вкрутить, и вращение останавливается. Сам болт я немного заострил, поэтому все жестко держится:

Как сделать регулируемый светильник на стену, фото № 27

Светильник установлен над креслом. Теперь можно будет читать при направленном свете:

Aidar Aidar

😜

Как весело с барабаном. Молодец, нашел чем заняться кроме как бухааать

Александр Данков

Aidar Aidar

😜

Александр, ну в эти дни нужно либо бухать либо каталик выбивать. Ты же знаешь правила

Александр Данков

Aidar Aidar

🤦🏻

Александр, пластиковая накладка что то приобретаем, что-то теряем. Но в твоём случае дороже обошлось. А так, металла там нет.


Мы пройдёмся по всем необходимым компонентам качественного студийного освещения и покажем четыре световые схемы, с помощью которых Вы можете создавать профессиональные портреты даже в условиях домашней фотостудии. Нам будет помогать наша прекрасная модель Джэйд.

Световые схемы, которые мы представим – это отправная точка. Поэкспериментируйте и создайте на их основе собственные схемы. Все двери открыты перед Вами… особенно широко, когда Вы располагаете собственным помещением для экспериментов.

На постановку каждой световой схемы и съёмку с ней у Вас уйдёт не более 30 минут.

На этом вводных слов, пожалуй, достаточно. Приступим к делу и посмотрим, как это всё работает на практике.

Создание идеальной домашней фотостудии

Если Вы приобрели специальный набор для организации своей небольшой фотостудии дома, то в нём, обычно, есть всё необходимое для начала. Далее мы покажем несколько ключевых приспособлений, которые будем использовать в этом уроке.

1. Стойки

Моноблоки нужно на чём-то крепить, чтобы расположить их относительно нашей модели. Поэтому стойки для студийных моноблоков – вещи необходимые. Они позволяют не только закрепить источники света, но зафиксировать их на определённой высоте и под определённым углом к освещаемому объекту.

2. Импульсные источники света в форме моноблоков

3. Зонт

Зонтик – наиболее распространённая насадка. Он крепится к моноблоку так, чтобы свет отражался от внутренней поверхности зонта на снимаемый объект. Вы можете встретить зонтики из различного материала. Обычно доступны три варианта: белая полупрозрачная ткань, серебристое или золотистое светоотражающее полотно.

4. Софтбокс

Софтбокс – более сложное приспособление, чем зонтик. Как только Вы разберётесь, как собирать-разбирать эту похожую на миниатюрную туристическую палатку штуковину, Вы получите более мягкий, равномерный и, в общем случае, более красивый свет, чем даёт зонт.

5. Тубус/сотовая решётка

6. Отражатель

Простейший отражатель станет незаменимым помощником в создании студийного освещения, особенно, если Вы располагаете одним источником света. Отражатель используется в студии с искусственным освещением так же, как на улице с естественным: свет от источника отражается на модель таким образом, чтобы осветлить тени.

Эта схема идеально подходит для художественных портретов с толикой драматизма и эпичности.

Присоедините к моноблоку зонтик с серебристой внутренней поверхностью. Поставьте источник сбоку от себя и наклоните под 45 градусов по отношению к модели. Поднимите моноблок на высоту равную примерно 180 см. В таком положении свет получится интенсивным и жёстким, будет распространяться на модель сбоку-сверху. Кстати, такой источник света называется рисующим.

Чтобы выровнять освещение, поставьте с другой стороны отражатель. Он перенаправит часть света от рисующего источника на затенённые участки лица и тела модели.

Явный признак того, что световая схема является рембрандтовской – световое пятно над скулой модели в форме треугольника. Такое освещение использовал Рембрандт ван Рейн при написании своих картин.

Итого вам понадобятся: один моноблок, один рефлектор, две стойки.

Эта схема идеально подходит, чтобы показать каждую детальку на лице модели и создать равномерное освещение.

Построить такое освещение довольно просто. Возьмите два источника света, установите мощность вспышек одинаковой, прикрепите к каждому моноблоку по софтбоксу (софтбоксы должны быть одинаковыми), наклоните их под одним и тем же углом к модели. Отодвиньте источники на равное расстояние от модели, установив по одному с каждого бока.

Дополнительно, приладьте отражатель горизонтально под лицом модели. Кстати, модель может легко удерживать его. Отражатель будет подсвечивать нижнюю часть лица.

Итого вам понадобятся: два моноблока, два софтбокса размером 66 см, один отражатель, две-три стойки.

Это схема добавляет глубины и драматизма привычному портрету.

Чтобы добиться эффекта, установите на один из моноблоков тубус или сотовую решётку. Насадка сузит световой пучок.

Мы закрепили моноблок позади модели и направили его в сторону камеры так, чтобы он светил в затылок.

Эта схема не только усиливает драматический эффект и придаёт выразительности портрету, но и позволяет отделить модель от фона.

Обязательно убедитесь, что источник света не виден на фотографии.

Итого вам понадобятся: два моноблока, один софтбокс размером 66 см, один отражатель, одна сотовая решётка с простой насадкой или один тубус, две-три стойки.

С помощью этой схемы Вы создадите интересное стилистическое решение с хорошей проработкой контура.

Расположите оба источника немного позади модели, по одному с каждого бока, и направьте оба в сторону камеры. Схема требует подстройки. Она отлично подходит для съёмки обнажённой натуры, так как позволяет выделить контуры тела.

Следите за тем, чтобы не появлялись засветки. Наденьте шторки на моноблоки, бленду на объектив или установите какую-либо светонепроницаемую преграду между моноблоком и камерой, чтобы избежать попадания световых лучей от источников в объектив.

Здесь будет полезной помощь ассистента. Ему следует держать отражатель над головой модели, чтобы осветлить лицо модели.

Итого вам понадобятся: два источника света, две простых насадки с сотовыми решётками или шторками, один отражатель, один помощник, две стойки.

Последние напутствия

Избегайте слишком коротких выдержек!

Ещё, позаботьтесь о том, чтобы выдержка не была длиннее, так называемой, выдержки синхронизации Вашего фотоаппарата. Она указывается в инструкции, и обычно равна 1/200 или 1/250 секунды. Если устанОвите более короткую выдержку, то получите снимок с чёрной полоской.

Мощность импульса (вспышки) измеряется в ваттах в секунду. Мощность моноблоков, которыми пользовались мы, равняется 400 ваттам в секунду, что эквивалентно мощности накамерных вспышек с ведущим числом 64. Этой мощности хватает для типичных портретов.

Чтобы синхронизировать спуск затвора со вспышкой необходимо соединить камеру и один из моноблоков. Наилучшим решением будет радиосинхронизация. Выполняется она с помощью специальных приёмника и передатчика. Сейчас комплект для радиосинхронизации можно приобрести всего за 600-1000 рублей.

Ещё один способ – соединить моноблок с камерой проводом. Однако, не все современные зеркальные фотоаппараты снабжаются гнездом, используемым специальным гнездом (разъём PC, X-sync).

Читайте также: