Как сделать поворот оверштаг

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

В виндсерфинге есть два базовых поворота — это оверштаг и фордевинд. Оверштаг — поворот против ветра с изменением курса движения доски на 180 градусов.

Откройте парус, подайте вес тела на переднюю ногу и начните медленно опускать парус вниз на корму. Возьмитесь передней рукой у мачты, а задняя на ширине плеч. Вам придется преодолевать сопротивление ветра. Наклоняйте парус медленно прямой передней рукой, держа вес тела впереди у мачты.

Сделайте шаг вперед к мачте, выпрямите руки, положите парус вдоль доски. Сведите руки вместе на одной стороне гика. Не перехватывайтесь за разные стороны.

Встаньте спиной к носу доски прямо на шарнир, ноги по обеим сторонам от мачты, руки прямые, парус лежит вдоль доски.

Медленно заводите парус прямыми руками, держась за одну сторону гика, на тот борт доски, где вы только что стояли. Проведя парус от кормы до центра доски, остановитесь, развернитесь к мачте бедрами и подтяните парус к себе.

Поставьте мачту вертикально, перехватитесь задней рукой за новую сторону гика у мачты и согните ее, подтянув к себе. Другой рукой возьмитесь за гик на ширине плеч. Сделайте шаг назад. Закройте парус и начните движение новым галсом.


116. Повороты служат для перехода судна, идущего под парусами, с одного галса на другой, для изменения направления его движения, причем, с обязательной переменой галса. Например: с правого на левый галс. Существуют два вида поворотов парусного судна — поворот оверштаг и через фордевинд.

117. При повороте оверштаг парусное судно меняет галс, переходя линию ветра штагом, т. е. носом против ветра и при повороте через фордевинд судно проходит линию ветра кормою к нему, иначе в момент перехода линии ветра судно бывает на курсе фордевинд.

118. Из существующих двух видов поворотов поворот оверштаг выгоднее, потому что судно выигрывает на ветер (особо важно при лавировке), а при повороте через фордевинд судно много теряет за счет сноса под ветер. К повороту через фордевинд при лавировке, как правило, прибегают только в крайних случаях, когда почему-либо оверштаг не удается.

119. Существует мнение, что если шхуна с гафельным или бермудским вооружением создана для поворотов, оверштаг и этот маневр делается на ней почти безотказно, то для парусного судна с прямым вооружением поворот через фордевинд делается почти без всяких хлопот одной вахтенной сменой, тогда как поворот оверштаг является сложным маневром.

121. Для поворотов весь личный состав судна должен быть расписан по своим местам так же, как и для постанов ки или уборки парусов.

Подготовка к повороту фордевинд при управлении яхтой в одиночку

Ниже размещен ролик выполнения в яхтинге поворота фордевинд при управлении яхтой в одиночку и краткое описание последовательности действий.

Итак приступим к повороту фордевинд при управлении яхтой в одиночку. Предположим у нас бакштаг левого галса. Как всегда в яхтинге, перед поворотом нужно предварительно подготовиться. Правильная подготовка – залог будущего успешного выполнения маневра. Разберите все шкоты. Переберите их. Они должны свободно растравливаться. Приготовьте свободный стаксель-шкот по левому борту. Заведите его на лебёдку в один или два оборота, но не закрепляйте в стопоре. Помним, что шкот необходимо завести в правильную сторону. Будьте внимательны.

Фордевинд

Поворот фордевинд при управлении яхтой в одиночку

Перед поворотом можно немного привестись , набрать ветра и скорости. Затем плавно, на небольшой угол переложите руль от ветра. Яхта начнет поворот. У штурвала делать уже нечего, дальнейшее движение яхта выполнит сама. И чем на больший угол переложен штурвал, тем быстрее она это сделает.

Переходите к лебедке, с заведенным и закрепленным гика-шкотом. Возьмите шкот на руки, сняв его со стопора. И начинайте выбирать вместе с поворотом яхты. При пересечении линии ветра гик с гротом будет переходить на другой борт. Можно помочь ему, переместив рукой за линию ветра. Далее при классическом в яхтинге повороте фордевинд, следует плавно растравить гика-шкот до положения, необходимого для бакштага на другом галсе . Но мы же осуществляем управление яхтой в одиночку и на это нет времени, помочь некому, а у нас есть еще один парус, настоятельно требующий нашего внимания. Закрепите гика-шкот в лебедке под небольшим углом к диаметральной плоскости яхты. При этом амплитуда движения гика при наполнении паруса ветром будет не сильно большой, что смягчит его перевод. Да, после поворота такое положение грота заставит яхту сильнее приводиться. Но всегда приходится чем-то жертвовать. Тем более , что нам это ничем серьезным не грозит, надо только не забыть вернуть лодку на нужный курс.

Самое время заняться стакселем. Здесь придется работать одновременно с двумя стаксель-шкотами. И хотя мы совершаем управление парусной яхтой в одиночку , у нас же две руки и трудности нас не пугают. Возьмите оба стаксель шкота в руки, вытравите слабину незакрепленного шкота и снимите со стопора лебедки подветренный. Хотя он уже перестал быть подветренным.

Мы же помним , что лодка в этот момент пересекает линию ветра. Поэтому стравливая его, быстро выбирайте другой шкот. Стаксель с хлопком перейдет на противоположный борт и наполнится. От хлопка избавиться вряд ли удастся. Но это не результат управления яхтой в одиночку. Собственно говоря, и при работе с двумя матросами характерный хлопок будет, шкотовый угол паруса здесь работает как плетка, а синхронизировать действия двух человек довольно сложно. Для компенсации этого явления, изнашивающего парус, и стравливают плавно предыдущий рабочий шкот.

Не мешкая, заведите шкот на стопор лебедки и возвращайтесь к штурвалу. Помните, яхта в этот момент быстро приводится, и если намечали ориентир нового курса, скорее всего увидите, что вы его уже пересекли. Ничего страшного, успели вовремя. Положите лодку на нужный курс и зафиксируйте руль в этом положении.

Затем возвращайтесь к парусам. Растравите гика-шкот до принятия гротом необходимого положения и если нужно набейте ручкой стаксель для балансировки парусов яхты на новом галсе. Поворот фордевинд при управлении яхтой в одиночку закончен. Правильно, по окончании перебрать разбросанные в процессе маневра веревки и сбухтовать их.

Все. Берите управление лодкой и наслаждайтесь яхтингом на новом курсе. Как видите ничего сложного. Главное не суетится и делать последовательно необходимые шаги.

134. В тот момент, когда судно дошло до линии ветра носом и, обстенив фоковые паруса, как в положении 5, ст. 126 и потеряло передний ход, следует переложить руль прямо, и как будет видно, что судно заимело хотя бы незначительный задний ход, положить руль на противоположный борт тому, в какую сторону ворочали при начале поворота (руль па ветер). (Положение № 2).

Pиc . № 8. Поворот оверштаг с задним ходом.
135. Вследствие действия ветра на фоковые паруса и струи воды на переложенный руль, судно, имея задний ход, начнет разворачиваться на нужный нам галс до тех пор (до того румба), пока гротовые паруса не заберут ветер. (Положение № 3).

136. В тот момент, когда судно разворачивается на нужный нам галс и уже гротовые паруса забрали ветер, брасопятся фоковые паруса по гротовым и судно, постепенно остановившись, тронется к ветру и заимеет передний ход. (Положение № 4).

139. Случается, что судно, не дойдя к линии ветра даже фока-реей (около 35 градусов), сбивается волной (будучи мало загруженным пли плохо удиффереитовапным) на старый галс. При таком положении судно утрачивает передний ход и находится в положении судна, вышедшего из ветра.

140. Самым важным моментом при неудавшемся повороте — это своевременно убедиться, что поворот не удается и без особого промедления прекратить бесполезную попытку сделать поворот и возможно скорее привести судно па прежний галс.

Если будет упущен момент, то очень долго судно будет оставаться в неуправляемом положении, обстенятся все паруса и судно получит значительный задний ход с заклиненным на борт рулем.

141. Чтобы привести судно на старый галс, следует перебрасопить на другой галс фоковые паруса и держать их обстененными до тех нор, пока судно не увалится под ветер и гротовые паруса заберут ветер.

д) Поворот через фордевинд. (Рис 9)

Предположим, судно идет курсом бейдевинд правого галса (см. рис. 9), необходимо прежде всего убрать все паруса бизань-мачты, второй грот взять па гитовы и гордени, затем обрасопить паруса грот-мачты и держать их в положении левентих, положить руль лево на борт (под ветер), фоковые паруса и кривера остаются без изменения. (Положение № 1).

145. По мере того, как судно будет катиться под ветер (в данном случае влево), гротовые паруса все время до липни: полный бакштаг брасами держатся в левентих. (Положение № 1). Как только судно пройдет линию галфвинд и ляжет на полный бакштаг, гротовые паруса ставятся прямо (фордевинд), между тем руль остается под ветром (лево на борт) и судно продолжает катиться под ветер в сторону поворота. (Положение № 2).

146. Чтобы ускорить поворот и уменьшить диаметр циркуляции, описываемой судном на повороте, когда оно перевалит линию фордевинд, ставится бизань и второй грот. Реп грот-мачт брасопятся последовательно, следуя за поворотом судна на новый галс по ветру, но чтобы они все время работали, давая ход судну. (Положение № 3).

147. Как только судно дойдет до линии полный бакштаг нового галса, фоковые реи брасопятся па фордевинд. (Положение № 3-а). Далее, как только судно дойдет до линии галфвинд, фоковые паруса брасопятся ровно с гротовыми с расчетом лечь на желаемый курс относительно ветра. (Положение № 4).

Бейдевинд

Лучшие парусные суда ходят под углом 30—35° к направлению вымпельного ветра. Вследствие сложения векторов скорости ветра и встречного потока воздуха, скорость вымпельного ветра на курсе бейдевинд оказывается максимальной, также как и подъёмная сила на парусе, пропорциональная квадрату скорости ветра. Максимальной величины достигает и сила дрейфа. Если попытаться идти под более острым углом к ветру, то скорость судна будет снижаться, парус станет заполаскивать, подъёмная сила снизится и, наконец, наступит момент, когда дрейф и сопротивление воды движению намного превысят тягу. Судно потеряет ход.

Литература

  • Морской энциклопедический справочник / Н. Н. Исанин. — Ленинград: Судостроение, 1986. — Т. 1, 2. — 512, 520 с.
  • Военно-морской словарь / В. Н. Чернавин. — Москва: Воениздат, 1990. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 17540
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:



Данным материалом я начинаю цикл статей о различных поворотах (сменах галса). Начнем с поворота с бейдевинда на бейдевинд. Иначе говоря с лавировки на лавировку. Главная задача этого поворота — не потерять драгоценную высоту, скорость, время.

В начале своего обучения райдеры используют для реалзиции такого поворота, так называемый — поворот фордевинд.
При повороте фордевинд направление ветра в момент смены галса проходит через хвосты лыж. Носки лыж при этом проходят через положение фордевинд.
О разновидностях этого поворота расскажу в следующей статье.
Поворот оверштаг - направление ветра в момент смены галса проходит через носки лыж. То есть носки лыж проходит через положение левентик.
Тема поворота оверштаг была поднята Степой Каличкиным еще года два назад. Он тогда чуть не проиграл коньяк Ромику, заведя тему на форуме Вовы Захарова — а возможен ли поворот оверштаг в кайтинге? Как оказалось, поворот оверштаг — это обычный бэкролл — транзишен. Правда бэкролл достаточно куцый — всего лишь 90 градусов. Тема оверштага долго муссировалась на форуме и после того как Вова объявил (после испытаний), что данный поворот не приносит особой пользы, была забыта. Но не всеми)))
В начале прошлого сезона, когда я все же решил занятся гоночным кайтингом, меня постоянно мучал вопрос — почему в парусном спорте на лавировке используется оверштаг и лишь в кайтинге все делают фордевинд? Ведь это нелогично!
Посмотрим на схемы ниже:


Даже из соображений логики поворот на 90 градусов, проще, легче и быстрее чем на 270 градусов.
Так почему же никто не делает оверштаг? Причина кроется, на мой взгляд, в том, что многие гонщики не приемлют фристайл. А поворот оверштаг это уже практически фристайловый элемент. Так же присутствует в данном повороте некая противоестественность. Плюс на то что бы его разучить нужно время и упорство. Ну да ладно. В итоге к концу сезона у меня, что-то начало получатся, но в прыжке и зачастую с заходом кайта в край окна и потерей тяги.
Потом наступило лето, в течение которого я продолжал осваивать оверштаг уже на директе. И вот наконецто в начале этого сезона поворот начал получаться.
Методика:
1. Необходимо для начала научится стабильно делать бэкролл на оба галса.
2. Далее разучиваем транзишен на оба галса. При этом нужно стремиться не заводить кайт в край окна с потерей тяги.
3. И наконец делаем бэкролл — транзишен (БТ). Теперь до оверштага всего лишь один шаг.
Чем отличается БТ от оверштага? Обычно БТ делается на курсах галфвинд / галфвинд, то есть поворот составляет 180 градусов. При оверштаге нужно сделать поворот на 90 градусов, но по инерции хочется перекрутить больше. С этим нужно бороться.
4. Переходим к освоению оверштага.
Техника оверштага:
1. Допустим, идем курсом бейдевинд правым галсом.
2. Перед тем как начать делать поворот, оцениваем силу и ламинарность ветра, покрытие (жесткое или мягкое), скорость движения, наличие препятствий.
3. Начинаем приводиться на ветер, примерно до 20 км/ч
4. Одновременно тянем задней рукой планку и плавно переводим кайт за голову через зенит. Стараемся переводить без прироста тяги. Переднюю руку можно отпустить.
5. Планку сильно не тянем. То есть кайт в идеале не должен вас приподнимать.
6. Первое время можно смотреть на кайт, для контроля его положения. В дальнейшем лучше смотреть вперед, иначе при повороте будете запрокидываться, а это не есть хорошо.
7. В момент когда кайт будет проходить 11 часов (обратите внимание, не 12) необходимо сделать резаный поворот на 90 градусов и встать на новый галс.
Кайт при этом на 11 часах не останавливаем, продолжаем вести его вниз. В зависимости от силы ветра ведем его более или менее агрессивно.
8. При сильном ветре скорость в момент поворота практически не падает. При слабом ветре бывает, что нужно немного увалиться.
9. Вуаля. Мы на новом курсе)
10. В идеале смена галса должна происходить без отрыва от поверхности. Лишь при повороте на тяжелом покрытии можно допустить небольшой прыжок, что бы не зацепить лыжами снег. Но при этом не надо забывать, что любой прыжок это потеря высоты и потеря динамики кайтом.
Резюме:
Поворот оверштаг проходит без потери высоты (GPS показывает, что с набором высоты), быстрее, легче и безопаснее чем поворот фордевинд (смотри трек в начале статьи). Особенно с длинными лыжами типа Спидски. Правда с одной оговоркой — при филигранном исполнении. Но на то мы и гоняемся, что бы отточить технику и использовать наиболее эфективные приемы.
А теперь небольшое видео)))

P.S. все вышеизложенное сугубо мое личное мнение, нуждающееся в проверке в гоночном режиме. Чем и займусть в ближайшее время.
Morpheus

Ветер является основным элементом сэйлинга. Это то, что питает каждую парусную лодку. Перед тем как выйти из марины, яхтсмен должен сначала оценить ситуацию с ветром. В каком направления дует ветер? Какая у него скорость? Как меняется ветер?

article

Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?

Сейчас мы рассмотрим не погодные сайты, а базовые наблюдения за погодой и простую физику, которые должен освоить каждый яхтсмен. Для того чтобы понять ветер, как минимум посмотрите на окружающие флаги и определите, в каком направлении они развиваются. Ищите движение ветра на воде. Если вода плоская и гладкая, логично, ветра мало; однако, если вы видите белые шапки, то ветер намного сильнее. Находясь на яхте, вы можете заметить изменения ветра, по цвету воды. Более темное пятно показывает изменение ветра или порывы. Определять подобные изменения — это очень полезный навык для яхтсмена, поскольку это позволит вам быть готовым ослабить или набить паруса.

Парус тянет лодку вперед так же, как крыло поднимает самолет. Когда ветер проходит над верхней кривой крыла самолета, давление воздуха уменьшается, и более высокое давление под крылом поднимает его в сторону более низкого давления. На парусной лодке изогнутый парус функционирует таким же образом, создавая подъемную силу для продвижения яхты вперед.

Опытный яхтсмен также принимает во внимание разницу между истинным и вымпельным ветром.

Истинный ветер — это ветер, который вы чувствуете, когда стоите на месте.

Вымпельный ветер — это ветер, который вы чувствуете, когда двигаетесь. Это сочетание истинного ветра и ветра, созданного вашим движением. Поэтому вымпельный ветер достигает максимальной скорости на острых курсах — от галфвинда до бейдевинда, а своего минимального значения — на курсе фордевинд.

Еще один важный момент в сэйлинге, в котором нужно хорошо разбираться – это курс лодки относительно ветра – отношение лодки и паруса к направлению ветра. Парусная яхта не может идти прямо навстречу ветру — паруса будут просто трепыхаться. Большинство лодок могут идти курсом относительно ветра не меньше 45 градусов. Меньше — паруса больше не будут эффективно генерировать тягу.

article

Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?

Курс относительно ветра (Points of Sail)

Бейдевинд — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения лодка составляет менее 90 градусов. Тяга паруса при этом курсе целиком определяется его подъемной силой, при увеличении давления ветра сила тяги уменьшается. Таким образом, при бейдевинде, парус, устанавливаемый с минимальным углом к вымпельному ветру, работает полностью по тому же принципу что и аэродинамическое крыло.

Крутой бейдевинд (CloseHaul) – курс при котором лодка находится от 30 до 45 градусов от источника ветра, и паруса будут очень туго набиты.

Полный бейдевинд (Close Reach) – курс при котором лодка находится от 45 до 60 градусов от источника ветра, а паруса раздувает за пределы лодки.

Галфвинд (Beam Reach) — курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения лодки составляет около 90 градусов – от 80 до 100 градусов. На этом курсе ветер дует перпендикулярно диаметральной плоскости яхты (ДП), а вымпельный ветер оказывается направленным с носа под острым углом к ДП. Соответственно, парус устанавливается под меньшим углом, его тяга равна продольной составляющей подъемной силы. На этом курсе парус должен делить угол между ДП и направлением вымпельного ветра примерно пополам. Это самый быстрый, комфортный и управляемый курс для среднестатистической яхты.

Бакштаг (Broad Reach) — курс ветра, который дует на 100-170 градусов по отношению к лодке, проще сказать – сзади-сбоку. Парус устанавливается под углом к ветру и давление ветра играет основную роль в создании тяги паруса. Для подавляющего большинства лодок — это самый быстрый курс.

Крутой бакштаг – курс при котором лодка находится в положении менее 135 градусов от источника ветра.

Полный бакштаг – курс при котором лодка находится в положении более 135 градусов от источника ветра, то есть приближающийся к фордевинду.

Фордевинд (Run) — курс, при котором ветер направлен в корму под углом 180 градусов, и лодка идет полным ветром. Другими словами, фордевинд — это попутный ветер, но это не значит, что он самый быстрый. Более того, он требует от шкипера быть внимательным, и также дает возможность установки дополнительных парусов. Например, спинакер ставится исключительно на этом курсе.

article

Курс относительно ветра

Также важно знать разницу между следующими терминами:

Против ветра (Upwind): движение лодки против направления ветра

По ветру (Downwind): движение лодки в направлении, в котором дует ветер

С наветренной стороны (Windward): сторона лодки или направление, откуда дует ветер

С подветренной стороны (Leeward): сторона лодка, которая защищена от ветра

Правый галс (Starboard Tack): когда правый борт яхты находиться с наветренной стороны

Левый галс (Port Tack): когда левый борт яхты находиться с наветренной стороны

Привестись к ветру (Heading up): пойти под более острым углом к направлению ветра, что приводит к ускорению лодки

Уваливаться под ветер (Falling off): увеличить угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью лодки, что приводит к замедлению хода

При смене курса относительно ветра, одновременно меняют и положение паруса. Для этого его необходимо выбирать (подтягивать), или же травить (отпускать).

article

Как начинающему яхтсмену научиться понимать ветер?

Если вы оказались в мертвой зоне, а вам необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветренной стороны, в таком случае применяется лавировка — это движение к вашей цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот, и существует два типа лавировки:

Совершая маневр, нос лодки пересекает линию ветра. Судно приводится до положения левентика, затем уваливается на другой галс, до нужного курса. Это идеальный маневр для современных круизеров которые оснащены бермудским парусным вооружением.

Совершая этот маневр, теперь уже корма лодки пересекает линию ветра. Для яхт с бермудским парусным вооружением смена галса сопровождается стремительным перебросом парусов с одного галса на другой, а рангоут и такелаж испытывают динамический удар. Это достаточно опасная операция для неопытного экипажа, и чтобы избежать травм, маневр совершается очень технично и под четким контролем.

Теперь, когда вы понимаете, что нужно обязательно читать ветер, вы сможете начать практиковать это вживую на лодке. С практикой любой начинающий яхтсмен может научиться использовать ветер в своих интересах и получить лучшую круизную или гоночную скорость. А знание морских терминов крайне важно для управления лодкой и совершения маневров, в которых задействован экипаж. В таком случае все пройдет слажено и гладко.

Читайте также: