Как сделать повестку

Обновлено: 04.07.2024

Коронавирус и призыв в армию: ответы на ключевые вопросы

Из-за ситуации с коронавирусом закрыли большинство организаций и учреждений, перенесли государственные и вступительные экзамены, в некоторых городах ограничили передвижение по улицам. Но весенний призыв в армию никто не отменял. Затронет ли он выпускников школ, которые достигли 18 лет? Проверят ли призывников на коронавирус? Что делать тем, у кого есть подписанные повестки? Разрешены ли проводы в армию? И как в этом году будет проходить увольнение в запас?

Призыв граждан на военную службу проводится с 1 апреля по 15 июля 2020 года (ст. 25 закона о воинской обязанности и военной службе, Указ Президента от 30 марта № 232).

Поскольку сейчас введен режим самоизоляции, то явка на заседание призывных комиссий отменилась. Военные комиссариаты общаются с призывниками по телефонам.

Конкретные сроки явки необходимо уточнить в военных комиссариатах по месту воинского учета.

Призыву на военную службу подлежит 135 000 человек – это столько же, сколько и год назад. Всего текущие призывные мероприятия затронут 650 000 граждан.

Нынешний весенний призыв будет проходить в 83 субъектах РФ, за исключением Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа (там призывные мероприятия проводятся только осенью).

В Республике Саха (Якутия), Забайкальском, Камчатском и Хабаровском краях, а также Чукотском автономном округе, наоборот, состоится только весенний призыв. Это связано с физико-географическими условиями перечисленных регионов.

Из-за ситуации с коронавирусом государственные и вступительные экзамены перенесли, а призыв в армию – нет. Поэтому школьникам призывного возраста – их около 15 000 человек – уже начали приходить повестки в военкомат.

А вот на студентов, потерявших право на отсрочку, коронавирусная поблажка не распространяется. Их ждут в военкоматах до середины июля, отметил юрист Илья Некрасов.


Призывные и сборные пункты обеспечат бесконтактными термометрами, бактерицидными облучателями, тест-системами, медицинскими масками, дезинфицирующими средствами.

Организуют раздельное посещение военных комиссариатов с использованием запасных выходов. Предусмотрена регулярная дезинфекция дверных ручек, выключателей, поручней, перил. В здании военкомата появится разметка, чтобы призывники не приближались друг к другу больше чем на 1,5 м. Кроме того, в военкомате теперь запрещено находиться в количестве более 50 человек.

На призывные и сборные пункты молодых людей будут перевозить на транспорте, прошедшем дезинфекционную обработку.


Советник КА Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (mid market) × Ольга Бенедская объяснила: учитывая решение президента Путина о предоставлении субъектам РФ полномочий самостоятельно определять уровень вводимых в регионах ограничительных мер, этот вопрос везде решается по-разному (в зависимости от эпидемиологической обстановки).

По словам Гавришева, исходя из рекомендаций региональных властей и руководства Министерства обороны, ежедневно всем сотрудникам комиссариатов, а также медработникам измеряют температуру, а при малейших признаках заболевания их отправляют на самоизоляцию.


После прибытия в воинские части новобранцев ждет изоляция от основного состава на срок не менее двух недель. С ними будут проводить занятия по начальной военной подготовке. На это время личный состав разместится в отдельных казармах, со своим питанием и обучением.

Новобранцы будут регулярно проходить медицинские осмотры. При наличии признаков респираторных заболеваний их изолируют, протестируют на коронавирус и окажут необходимую медицинскую помощь.

Как будут проходить летние военные сборы в военных учебных центрах при образовательных организациях (аналог военных кафедр, которые существовали до 2019 года)?

Согласно требованию начальника Генерального штаба, торжественные построения на плацу перед отъездом по случаю увольнения в запас будут проводиться особым образом – без общего построения личного состава воинской части и привлечения других военнослужащих.

Также перед отъездом к месту жительства с каждым военнослужащим проведут инструктаж о соблюдении мер личной гигиены и ограничений, вызванных распространением пандемии. Всем выдадут медицинские маски. В остальном никаких изменений при увольнении в запас не произойдет (Указ Президента от 30 марта 2020 года № 232; Приказ Министра обороны от 30 марта 2020 года № 170).

Важное и очень своевременное разъяснение сделал Верховный суд РФ, когда изучил спор молодого человека с военкоматом. Толкование высокой судебной инстанцией норм закона, действующих в этой сфере, особенно актуальны сейчас - в период призыва на военную службу. Ведь именно в это время у призывников и их родителей с одной стороны и сотрудников военкоматов с другой, появляются вопросы, ответы на которые им могут быть не до конца ясны.

Верховный суд подчеркнул: сначала военкомат присылает повестку, и только потом гражданин приходит по вызову. Фото: Евгений Курсков/ТАСС

Верховный суд подчеркнул: сначала военкомат присылает повестку, и только потом гражданин приходит по вызову. Фото: Евгений Курсков/ТАСС

В нашем случае главный вопрос, который решал суд одного из районов Московской области, звучит на обывательском языке примерно так: призывник должен бегать за военным комиссариатом или комиссариат за призывником?

С одной стороны, вроде все предельно ясно: служить - обязанность молодых людей. Так что логично, не ждать специального приглашения в виде повестки, а самому идти в военкомат. Но именно такое рассуждение с точки зрения закона оказалось неверным.

На такой вопрос Верховный суд РФ ответил однозначно: у призывника нет обязанности по собственному почину, без повестки являться в комиссариат. Тем более если официально призыв еще не объявлен или же закончился, как это произошло в нашем случае.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Верховный суд РФ на конкретном примере детально объяснил, в каких случаях призывник вправе получить на руки военный билет вместо справки, что он уклонился от исполнения своего долга.

Все началось с того, что в суд пришел молодой человек с иском. Ответчиком в нем значилась призывная комиссия военного комиссариата. Молодой человек просил суд признать незаконным решение этой самой призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу по призыву.

Подобному иску предшествовала такая история. Молодой человек состоял на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Но он сначала был студентом, потом пошел учиться дальше. Было это в подмосковном Щелкове. В мае призывная комиссия его муниципального района предоставила будущему истцу очередную отсрочку от призыва на время обучения в аспирантуре до 1 октября того же года. Эта дата прошла, никакой повестки аспирант не получал и продолжал жить дальше на гражданке.

Гражданин, который не получал повестки и поэтому не приходил в военкомат, не несет ответственности за неявку

Но потом молодому человеку исполнилось 27 лет. Оказалось, что военкомат о нем не забыл. И призывная комиссия в декабре уже следующего года зачислила его в запас как гражданина, не прошедшего военную службу по призыву. Выглядело это так - вместо вызывающего уважение военного билета гражданину выдали на руки справку, которую даже близким показывать, в общем, стыдно. Гражданина такое решение - выдать не военный билет, а справку, не устроило, и он пошел в суд с административным иском. В суде он заявил, что и не думал уклоняться от службы в армии. А зачисление его в запас как не прошедшего военную службу считает неправомерным. Городской суд Щелково с этим согласился и признал решение призывной комиссии незаконным. Суд подчеркнул - после того, как 1 октября закончилась отсрочка, никто вчерашнего аспиранта на службу не призывал. Военные такое решение обжаловали.

Областной суд его отменил и принял новое. Апелляция молодому человеку в иске отказала. По мнению областного суда, гражданин вполне мог послужить, так что призывная комиссия поступила с уклонистом правильно. Тот факт, что после окончания отсрочки и до 27 лет его не призвали, по мнению апелляции, роли не играет. Кстати, апелляция еще и признала ошибкой отсрочку аспиранту до 1 октября. В передаче кассационной жалобы Мособлсуд отказал.

Верховный суд, пересматривая жалобу, напомнил: у призывника нет обязанности самостоятельно, без повестки являться в военный комиссариат. Члены призывной комиссии должны были всесторонне изучить имеющиеся у них документы и коллегиально вынести свое заключение насчет гражданина, но не сделали этого.

В материалах дела, по мнению Верховного суда, нет доказательств направления аспиранту повестки. Поэтому суд Щелково рассудил спор правильно и принял законное решение. А вот вывод апелляции о незаконности предоставления ему отсрочки вообще нельзя признать правильным. Ведь таких требований никто не заявлял. Так что Верховный суд отменил решение апелляции и оставил в силе решение суда первой инстанции

Главная мысль, которую после проверки спора высказал Верховный суд, звучит так: инициатива должна исходить от военного комиссариата. Гражданин, который не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, не несет ответственности в связи с неявкой.

Поэтому Верховным судом решение облсуда отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции.


В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны являться в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения) по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет.

Оповещение граждан об их явке на призыв проводится в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Сроки явки граждан на мероприятия по призыву указываются в повестках.

Вручение повесток гражданам под расписку не позднее чем за 2 дня до назначенного срока явки на мероприятия по призыву (в военный комиссариат, на призывной (сборный) пункт) возлагается на организации, местные исполнительные и распорядительные органы, в которых ведется персонально-первичный учет призывников, учреждения образования, а также они вручаются по месту работы граждан.

Вручение гражданам повесток работниками военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов) осуществляется независимо от срока явки на мероприятия по призыву (в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата)).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, обязаны:

явиться по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, в военный комиссариат (обособленное подразделение), на медицинское освидетельствование, медицинское обследование, заседание призывной комиссии (к военному комиссару), для отправки в воинские части для прохождения военной службы, службы в резерве (получения предписания для убытия к месту военной службы), получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства, а также находиться в военном комиссариате (обособленном подразделении), на призывном (сборном) пункте до отправки их к месту военной службы, службы в резерве, получения направления в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства;

получить повестки или направления военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, под расписку.

Оповещение граждан, подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве, не получивших повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, о необходимости их явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, осуществляется заказным письмом по их месту жительства с уведомлением о его вручении и считается надлежащим.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, не явившиеся на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве по повесткам или направлениям военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня окончания обстоятельств, препятствовавших их явке на указанные мероприятия, прибыть в военный комиссариат (обособленное подразделение), в котором состоят на воинском учете, и представить документы, подтверждающие причины неявки.

Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и срок, указанные в повестках или направлениях военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, нарушившие обязанности по воинскому учету, уклоняющиеся от мероприятий по призыву на воинскую службу, либо от явки на сборы или занятия и учебные сборы, либо от воинского учета или отказавшиеся от получения повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения) или иного органа, осуществляющего воинский учет, являются:

увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром, руководителем обособленного подразделения)) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами соответствующих органов.

Вам надлежит к _______ часам ______________________ прибыть в ___________________________________________,
(дата) (наименование военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата)
кабинет № ________ по адресу: ____________________________________________________________________________
для ____________________________________________________________________________________________________
При себе необходимо иметь удостоверение призывника, документ, удостоверяющий личность, настоящую повестку, а также ___________________________________________
Вы обязаны выполнить требования, указанные на обороте повестки. При невозможности явки в указанный срок прошу сообщить об этом по телефону _____________________

_____________________________________________________________________________
(Наименование должности военного комиссара
(руководителя обособленного подразделения военного комиссариата)
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
(воинское звание, подпись, инициалы, фамилия)

Повестку на ________________________________ о явке в ______________________________________________
(фамилия, инициалы) (наименование военного комиссариата
____________________________________ для призыва к ______ часам ____________________
(обособленного подразделения) (дата)
получил в _____ часов ______________________ ______________________________
(дата) (подпись, инициалы, фамилия)

1. Прибыть точно в срок, указанный в повестке, для прохождения мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве.

2. Иметь при себе указанные в повестке документы.

3. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке являются:

увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, связанное с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от его воли;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией (военным комиссаром) или судом.

Причины неявки должны быть подтверждены документами, выданными соответствующими органами.

4. В случае неявки без уважительных причин Вы будете привлечены к уголовной ответственности согласно статье 435 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Оплата военных сборов работнику — обязанность работодателя. Призывнику положено:

  • средний заработок за все дни;
  • компенсация проезда к месту временной службы;
  • командировочные.

Расходы компенсирует Минобороны.

Порядок призыва на военные сборы

В 2021 году президент России объявил призыв на военные сборы указом № 247 от 26.04.2021. Призывников направят в ряды Вооруженных Сил и органы федеральной безопасности.

Указ о призыве в 2021 году

В апреле на основании этого документа военкоматы составят списки граждан, которым надлежит явиться для прохождения медицинской комиссии. Повестки и извещения о необходимости явиться в военкомат высылают заранее — не менее чем за 10 дней до начала сборов. Если в организации ведется воинский учет, то уведомление направят работодателю.

По закону, если работник призывается на военные сборы, то работодатель обязан передать ему повестку, а извещение подшить к личному делу. Если работник получит повестку лично, его обязанность — известить руководство о вызове в военкомат. Все эти правила прописаны в постановлении правительства РФ от 29.05.2006. Здесь же имеется образец повестки на военные сборы, который комиссариаты обязаны использовать для призыва на сборы военнообязанных в запасе. Бланк состоит из трех частей — расписки в получении повестки, самой повестки и извещения для работодателя: каждая отрывная часть — для конкретного получателя.

Кого и на сколько призовут на переподготовку

В правилах указано, что подготовка военнообязанного в запасе проводится не чаще 1 раза в 3 года, а максимальная продолжительность учений — 2 месяца. Всего за время пребывания в запасе гражданина разрешено призывать на сборы на период не более 12 месяцев. По закону, ответственность за организацию военных сборов несут военкоматы. Они составляют списки и планируют призыв.

Одновременно ограничен возраст граждан, для которых проводится подготовка:

  • солдат, матросов, мичманов, сержантов, старшин и прапорщиков в запасе, независимо, служили они или только окончили военную кафедру, призывают до 35-50 лет с учетом присвоенного разряда;
  • для младших офицеров подготовку проводят вплоть до 50-60 лет;
  • майоров, капитанов, подполковников и полковников в запасе в комиссариаты вправе вызвать вплоть до 65 лет;
  • высшим офицерам призыв возможен вплоть до 70 лет.

Есть и исключения: они перечислены в ст. 55 закона № 53-ФЗ. Среди них — женщины, сотрудники МВД, Росгвардии, МЧС, ФТС, ФСИН, летно-технический и плавающий составы, студенты, педагоги, многодетные отцы, парламентарии и главы регионов, некоторые иные лица.

Как оформить освобождение от работы на время переподготовки

Работодатель не вправе препятствовать участию работника в подготовке и обязан на какое-то время освободить его от работы. Для этого издают приказ освобождения работника от работы в связи с повесткой в военный комиссариат (см. ст. 170 Трудового кодекса РФ). Но предпринимать что-либо необходимо только после того, как у работодателя появится отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Этот документ:

  • принесет сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель вручает повестку сотруднику, оставив у себя извещение.

Обязательно возьмите с сотрудника расписку в получении повестки. Иначе не исключено, что гражданин не явится в военкомат, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. Если у работодателя не останется доказательств вручения повестки работнику, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, ждет штраф от 1000 до 3000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ). Если доказательства вручения повестки имеются, что будет, если не явиться в военкомат? Работника оштрафуют на сумму до 3000 рублей, но уже по ст. 21.5 КоАП РФ, а с организации ответственность снимут.

В извещении для работодателя указаны время начала и окончания призывных мероприятий — период, на который придется освободить сотрудника от работы. На основании этого издается приказ об освобождении от труда.

Унифицированного бланка такого приказа нет, оформляется он в произвольной форме. Помимо периода, на который работник получает освобождение от работы, в документе прописывают сохранение подчиненному зарплаты во время прохождения военных сборов, как этого требует законодательство.

призыв на военные сборы приказ на работе

При необходимости в приказе решается вопрос о возложении обязанностей временно отсутствующего специалиста на другого сотрудника.

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу не делают.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить дни прохождения работником военных сборов в табеле, а также подготовили удобный образец приказа об отбытии сотрудника на сборы. Используйте эти материалы бесплатно.

Выплаты призывникам

В ст. 6 закона № 53-ФЗ и п. 25-26 постановления правительства № 333 прописано, как оплачивать работодателю вызов по повестке в военкомат и какие выплаты положены работнику. Призывнику выплачивают:

  • средний заработок за дни отсутствия. Если работник трудится в смену, оплачиваются только рабочие для него дни;
  • расходы по проезду от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • расходы по найму (поднайму) жилья;
  • командировочные (суточные).

На деньги сотрудник вправе рассчитывать после того, как предъявит справку из военкомата. В ней указано количество дней, проведенных на военном мероприятии, подлежащих оплате.

Справка о прохождении военных сборов

Порядок определения компенсации в виде среднего заработка определен в пункте 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 01.12.2004 № 704. Там прописано, сколько платят за военные сборы организации. Расчет среднего заработка производится по общим правилам, поскольку военные сборы в ТК РФ не рассматриваются как исключительный вариант, и специального способа исчисления для них не предусмотрено.

У работодателей часто возникает вопрос, когда надо выплатить средний заработок при прохождении военных сборов, поскольку ни в одном законодательном акте отдельно этот момент не рассматривается. На расчеты у работодателя имеется время (до 10 дней), а выплатить деньги следует в первый после выхода на работу день выдачи заработной платы.

Компенсации организациям

Затраты, связанные с выплатой работнику среднего заработка, иногда существенные. Но работодатель не оплачивает военные сборы из собственных средств, учитывая, что работник в период отсутствия исполняет государственную обязанность. Закон говорит: все расходы компенсирует государство за счет средств федерального бюджета через Министерство обороны.

  • данные призывника;
  • период, когда он отсутствовал;
  • размер среднего заработка работника и сумму, которую требуется компенсировать.

Письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации.

В правилах не установлен конкретный срок, в течение которого военкомат перечисляет деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах. В среднем затраченные средства возмещаются из казны в месячный срок со дня предоставления документов.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Но источник, из которого осуществляется оплата рабочего дня при вызове в военкомат по повестке, — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала он выплачивает деньги, затем расходы возмещают ему из бюджета. Все выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются, в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок, как отразить средний заработок сотруднику на время военных сборов в учете, зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны два варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем, что эти выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная организацией компенсация за военные сборы не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата за услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности, но это некорректная позиция. Деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — возмещение расходов, понесенных в связи с выплатой среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Потому НДС они не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку работника по вызову военного комиссариата, то к нему применят санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей.

Для самого работника ответственность за неявку в военкомат без уважительной причины прописана в статье 21.5 КоАП РФ. Это штраф до 3000 рублей. Кроме того, уклонение от воинских обязанностей — уголовно наказуемое деяние, санкции по которому предусмотрены статьей 339 УК РФ и достигают 7 лет лишения свободы.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 закона № 53-ФЗ. Это болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю следует обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем как для себя, так и для работника.

Читайте также: