Как сделать пошаговое выполнение программы

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Для запуска IDE Turbo Pascal 7.0 надо - открыть каталог (папку), в котором расположен файл turbo. ехе (обычно это. ТРВ1Ы), затем запустить этот файл на исполнение либо двойным щелчком мыши, либо нажатием клавиши Enter.

После запуска появляется рабочий экран, содержащий строку меню, окно редактора и строку состояния.

Строка меню предоставляет доступ к командам интегрированной среды. Для ее активизации нужно нажать клавишу F10, после чего один из элементов меню становится подсвеченным. Перемещение подсветки для выбора нужного элемента меню осуществляется с помощью клавиш со стрелками. После выбора и нажатия клавиши Enter появляется либо выпадающее меню со списком команд, либо окно диалога, соответствующее выбранному элементу.

Строка состояния, расположенная в нижней части экрана, содержит контекстно зависимую справочную информацию.

Переключение фокуса ввода с одного окна на другое осуществляется нажатием клавиши F6.

Далее приведено краткое описание назначения каждого элемента меню:

Перед первым запуском программы необходимо настроить оболочку. Для этого в пункте меню Options^Directories надо ввести полный путь к стандартным модулям ПАСКАЛЯ в окно Unit directories (найти каталог UNITS внутри каталога, в который установлен ТР). Введенные настройки следует сохранить с помощью пункта меню Options^Save.

Далее приведены команды меню, достаточные для начала работы с интегрированной средой. Более полную информацию можно получить через меню Help.

0рле После выбора элемента меню File

Заведите специальную папку (каталог) для размещения ваших программ, создаваемых в среде ТР, например D:TP_WORK, а уже внутри этой папки будете создавать отдельные каталоги для каждой новой программы. О создании такого каталога надо позаботиться еще до начала работы над новой программой. В него вы будете помещать файлы с исходными текстами программы.

После завершения ввода текста в новый файл следует вызвать команду File^SaveAs.

Команда File^SaveAs вызывает окно диалога Save File As. В этом окне выделим следующие элементы:

  • ? текстовое поле Save File As, предназначенное для ввода имени файла;
  • ? поле списка Files, содержащее список файлов для текущего каталога; в этом поле возможна навигация по списку файлов и каталогов с помощью клавиш со стрелками и клавиши Enter—аналогично тому, как это делается в оболочках типа Far или Norton Commander, причем строка с символами. . обозначает переход в каталог верхнего уровня (родительский каталог);
  • ? строка состояния (внизу диалогового окна), в которой отображается полный путь к текущему каталогу и текущее имя файла;
  • ? три кнопки: OK, Cancel и Help.

Переход между элементами диалогового окна осуществляется нажатием клавиши Tab.

После того как установлен нужный каталог путем навигации в поле Files, следует перейти, используя клавишу Tab, в текстовое поле Save File As и ввести требуемое имя файла (не забывайте контролировать это по строке состояния). Осталось перейти на кнопку ОК и нажать клавишу Enter.

Команда File^Save (F2) [1] взависимости от состояния файла выполняется одним из двух способов:

  • 1) сохраняет на диске текущее состояние файла (после тех изменений, которые в нем сделаны) — если ранее проводилась работа с этим файлом;
  • 2) вызывает окно диалога Save File As — если файл абсолютно новый, т.е. создан командой File ?New.

Команда File^Open вызывает окно диалога Open a File, которое по составу элементов имеет много общего с окном Save File As.

Основная работа по поиску нужного файла проводится в поле Files, затем нужно перейти на кнопку Open и нажать клавишу Enter. В результате текст файла появляется в окне редактирования.

После завершения ввода/редактирования текста в файле следует вызвать команду File ?Save.

Команда File ? Exit вызывает завершение работы с оболочкой. Выйти из системы можно и другим способом — нажав комбинацию клавиш Alt + X.

/1еню Edit Меню Edit позволяет выполнять выреза-

- ние, копирование и вставку выделенных

фрагментов текста, с которым проводится работа в окне редактирования.

Выделение фрагмента осуществляется разными способами. Самый простой — с применением клавиши Shift в комбинации с клавишами со стрелками. Если курсор находится в произвольной позиции строки, то, удерживая нажатой клавишу Shift, можно с помощью клавиши —> выделить любую подстроку. Если курсор находится в начале строки, то, удерживая нажатой клавишу Shift, можно с помощью клавиши Ф выделить всю строку.

Другой способ выделения фрагментов текста, а также операции по вырезанию, копированию и вставке этих фрагментов реализуются последовательностями команд, задаваемыми сочетаниями клавиш (табл. 3.1).

Отметить начало блока

Отметить конец блока

Вставить блок из буфера

Вырезать блок, поместив его в буфер

1 Запись Ctrl + Q В означает, что требуется, удерживая клавишу Ctrl, нажать сначала клавишу Q, а затем, отпустив ее, клавишу В.

Команды меню Edit реализуют те же самые действия, которые приведены в таблице.

Меню Run содержит команды, пред- Меню Run

назначенные для выполнения про--

граммы как в обычном, так и в отладочном режиме.

Команда Run ?Run (Ctrl + F9) вызывает выполнение откомпилированной ранее программы. Если с момента последней компиляции исходный код был модифицирован, то команда выполнит компиляцию, а затем запустит программу на выполнение.

Остальные команды меню используются при отладке программы.

Команда Run ?Trace into (F7) осуществляет пошаговое (оператор за оператором) выполнение программы, если при этом встречается вызов функции, то трассировка продолжается с заходом в тело функции и пошаговым выполнением операторов внутри функции.

Команда Run ?Step over (F8) осуществляет пошаговое выполнение программы, при этом если встречается вызов функции, то функция выполняется как один оператор (без захода в тело функции).

Команда Run^Go to cursor (F4) вызывает выполнение программы до того оператора, перед которым установлен текстовый курсор.

Команда Run ?Program reset (Ctrl + F2) останавливает текущий сеанс отладки, освобождает память, выделенную для программы, и закрывает все открытые файлы.

Команда Run ?Parameters. позволяет задать текстовую строку параметров, которые DOS передает вызываемой программе.

Эта строка передается программе, находящейся в окне редактора, при ее прогоне.

Меню Compile содержит команды, Меню Compile

предназначенные для компиляции про--

граммы, находящейся в активном окне.

Команда Compile^Compile (Alt + F9) вызывает компиляцию исходного файла (с расширением.pas) в активном окне редактора. Если компиляция прошла успешно, то создается одноименный файл с расширением . ехе, если это программа, и . tpu, если это модуль. По умолчанию файл создается в оперативной памяти. Чтобы поместить его на диск, нужно выполнить команду Compiled Destination.

Команда Compiled Make (F9) создает исполняемую программу (файл с расширением . ехе). При этом перекомпилируются все модули, исходный текст которых был изменен после их компиляции.

Команда Compile ? Build осуществляет полную перекомпиляцию всех файлов проекта независимо от того, вносились ли в них изменения с момента последней компиляции.

Команда Compile Destination определяет, будет ли результат компиляции помещен на диск или в оперативную память. Переключение между этими режимами выполняется щелчком мыши или нажатием клавиши Enter.

Меню Debug Меню Debug содержит команды, управ-

- ляющие работой встроенного отладчика.

Команда Debug ? Breakpoints. открывает диалоговое окно Breakpoints, позволяющее назначать или отменять точки прерывания, на которых будет останавливаться программа в отладочном режиме. Это окно содержит поле списка Breakpoint List, в котором отображается список установленных точек прерывания, и ряд управляющих кнопок, из которых чаще всего используются ОК, Edit и Delete. Чтобы добавить новую точку прерывания, надо нажать кнопку Edit. Появится диалоговое окно Breakpoint Modify/New, содержащее четыре текстовых поля и четыре кнопки: Modify, New, Cancel и Help. Текстовые поля предназначены для ввода следующей информации:

  • ? Condition — условие, при котором произойдет останов (любое допустимое выражение);
  • ? Pass Count — сколько раз точка прерывания пропускается, прежде чем произойдет останов;
  • ? File Name — полное имя файла с исходным текстом программы, в котором содержится точка останова;
  • ? Line Number — номер строки в этом файле, на которой произойдет останов.

Введя все это и нажав на кнопку New, можно получить новую точку прерывания, а строка с указанным номером подсветится красным фоном.

Команда Debug ? Call stack (Ctrl + F3) открывает диалоговое окно, отображающее стек вызовов — последовательность функций, которые вызывались с момента старта программы.

Команда Debugs Watch открывает окно, позволяющее наблюдать значения переменных и выражений, установленных в пункте меню Debug ?Add watch. .

Команда Debug ?Output вызывает окно вывода программы.

Команда Debug ?Evaluate/modify (Ctrl + F4) открывает

диалоговое окно с тремя полями: Expression, Result, New value, с помощью которых можно отображать значения переменных (выражений), а также модифицировать значения переменных.

Команда Debug ?Add watch. (Ctrl + F7) позволяет добавлять новые выражения для просмотра. Если перед вызовом этого пункта выделить имя переменной в окне редактора, то оно отобразится в окне, и для его добавления достаточно будет нажать О К.

Команда Debug ?Add breakpoint. предназначена для добавления новой точки прерывания программы. При ее выборе появляется то же самое окно, что при нажатии кнопки Edit в пункте Debug ?Breakpoints.

Далее приведена самая простая последовательность отладки при помощи средств оболочки.

  • 1. При помощи пункта меню Debug ?Add watch. установить значения переменных, которые необходимо наблюдать.
  • 2. Открыть окно наблюдаемых значений (Debug ?Watch), а окно редактора уменьшить так, чтобы окна не перекрывали друг друга.
  • 3. Установить курсор на точку программы, до которой она выполняется правильно.
  • 4. Запустить программу до этойточки (Run^Go to cursor (F4)), а затем выполнять ее по шагам (Run?Trace into (F7) или Run ?Step over (F8)), наблюдая в окне значения переменных.
  • 5. Для прерывания процесса отладки используется пункт меню Run ?Program reset (Ctrl + F2).

Меню Options Меню Options содержит команды, позво-

- ляющие просматривать и модифицировать различные установки (опции) интегрированной среды. Для большинства из этих настроек можно оставить значения, заданные по умолчанию.

В диалоговом окне, появляющемся при выборе команды Options ?Compiler. в некоторых случаях (когда ТР вдруг забудет, как работать с вещественными числами) может потребоваться отметить пункт 8087/80287.

Команда Options^ Memory Sizes. может помочь при переполнении стека: с помощью нее задается размер стека, отличный от принятого по умолчанию.

Команда Options^ Directories требует особого внимания. Четыре поля ввода в этом диалоговом окне позволяют определить четыре группы функциональных каталогов ТР:

  • 1. EXE&TPU Directories — указывает каталог, в который будут помещаться готовые к работе программы в виде ехе-файлов и результат компиляции модулей в виде tpu-файлов;
  • 2. Include Directories — содержит те каталоги, в которых ТР будет искать включаемые файлы, т.е. файлы, задаваемые директивой компилятора;
  • 3. Unit Directories — задает каталоги, в которых среда ищет tpu-файлы, если они не обнаружены в текущем каталоге;
  • 4. если в программе используются внешние процедуры и функции, они должны быть представлены в виде ob j -файлов. Поле Object Directories задает один или несколько каталогов, в которых ТР будет искать эти файлы, если их нет в текущем каталоге.

После того как закончена работа с настройками среды, их следует сохранить, выполнив команду Options ?Save.

Меню Window Меню Window содержит команды управ-

- ления окнами. Назначение большинства

из них понятно из их названий. Например, пункт Zoom (F5) открывает окно на весь экран (это удобно при пользовании справкой), пункт Next служит для перехода к следующему открытому окну (для этого удобнее пользоваться клавишей F6), а пункт List. открывает доступ ко всем окнам, открытым в оболочке в данный момент. Назначение каждого пункта можно уточнить, выделив команду и нажав клавишу F1. Будет вызвана встроенная справочная помощь.

Меню Help содержит команды, через Меню Help

которые можно получить доступ к раз--

личным частям справочной системы ТР. Несмотря на то что справка написана по-английски, даже те, кто не изучал этот язык, смогут найти для себя полезные сведения. Удобнее всего пользоваться контекстной справкой: нажать CTRL + F1, когда курсор установлен в окне редактора на имени интересующей стандартной функции, ключевом слове или другом элементе.

Режим пошагового выполнения предназначен для отладки программы. Для выполнения одного шага (одной строки) программы следует нажать клавишу F8 или кнопку (шаг без входа в подпрограмму), либо клавишу F7 или кнопку (шаг со входом в подпрограмму). Для выполнения программы до данной строки следует установить на нее курсор и нажать клавишу F4или кнопку .

Прервать программу, находящуюся в режиме пошагового выполнения, можно с помощью комбинации клавиш Ctrl-F2 или кнопки . Если программа находится в режиме пошагового выполнения, то ее можно выполнить до конца, нажав F9.

Если программа не запущена и в активном окне находится текст модуля, то при нажатии клавиши F4 в активном окне начинает выполняться программа, отмеченная точкой на вкладке.

Секции инициализации и финализации модулей трассируются только при пошаговом выполнении со входом в подпрограмму. Таким образом, трассировка секций инициализации модулей начинается, если нажать F7 при запуске программы, а трассировка секций финализации модулей - если нажать F8, когда курсор стоит на заключительном end программы. Трассировка обработчиков событий запрещена.

Любая достаточно объемная программа требует отладки, состоящей в поиске и устранении ошибок. Интегрированная среда разработки содержит все необходимые средства для устранения любых типов ошибок и контроля за ходом выполнения программы. В ней предусмотрены средства, позволяющие выполнять программы в пошаговом режиме, следить за изменением значений переменных или выражений и выполнять трассировку (регистрировать вызовы) процедур.

В разрабатываемой вами программе могут присутствовать различные типы ошибок. Обычно различают ошибки трех типов:

1. Ошибки при компиляции. Такие ошибки возникают в неправильно составленных программных конструкциях. Примерами подобных ошибок могут служить неполные пары инструкций (например, If. End If или For. Next) или ошибки, нарушающие правила языка Visual Basic (например, ошибочно записанные ключевые слова, пропущенные разделители или неверные типы данных). К ошибкам при компиляции относятся также ошибки синтаксиса, являющиеся результатом нарушения правил грамматики или пунктуации. Примерами этого типа ошибок являются неполные пары скобок или неверное количество аргументов, передаваемых в функцию.

2. Ошибки при выполнении возникают уже на стадии выполнения программы. К такому типу ошибок относятся, например, недопустимые операции, наиболее известным из которых является деление на нуль.

3. Логическими ошибками называют ошибки, которые не мешают выполнению программы, но приводят к неверным результатам. Например, мы можем при написании программы ввести в выражение минус вместо плюса. При этом программа может работать, но результат будет, конечно, далек от ожидаемого.

Ошибки второго и третьего типов можно устранить, используя отладку программы в пошаговом режиме.

Отладка программы в пошаговом режиме

Выполнение программы в пошаговом режиме предназначено для локализации места возникновения ошибки. Использование этого режима позволяет видеть результаты выполнения каждой строки программы.

Режим прерывания

Чтобы приступить к отладке программы в пошаговом режиме, необходимо сначала приостановить ее выполнение. При этом сама программа остается загруженной, но происходит ее остановка перед выполнением очередной инструкции. Такой режим работы интегрированной среды разработки называется режимом прерывания.

ПРИМЕЧАНИЕ: Интегрированная среда разработки может находиться в одном из следующих режимов: режим конструирования формы (в этом режиме создаются формы), режим выполнения (переход в него осуществляется сразу после запуска программы), режим прерывания (при приостановке выполнения программы мы переходим в режим прерывания, позволяющий выполнять отладку программ)

Для прерывания выполнения программы можно воспользоваться одним из следующих способов:

· Добавить в процедуру инструкцию Stop.

· Выполнить команду Run→Break (Запуск→Прервать) в процессе выполнения программы. В этом случае будет отображена строка программы, на которой было прервано ее выполнение.

· Установить точку останова.

Выполнение программы будет прервано также при возникновении ошибки выполнения. В этом случае появится окно диалога (рис. 6.1), в котором приведен код ошибки и дана физическая интерпретация ее возникновения.


Нажатие в этом окне кнопки Debug (Отладка) приводит к прерыванию выполнения программы и вызову окна редактора Visual Basic, в котором курсор будет установлен в строку кода с обнаруженной ошибкой.

Установка точки останова

Точка останова — это строка программы, на которой автоматически приостанавливается выполнение программы. Для установки точки останова выполните следующее:

1. Войдите в окно программы и установите курсор в строке, где требуется остановить программу.

После выполнения команды Toggle Breakpoint(Точка останова) строка с установленной точкой останова будет помечена определенным цветом. При этом на полосе индикатора, в поле напротив выделенной строки, появится специальный значок, как показано на рис, 6.2.


Рис 6.2 Установка точки останова

ПРИМЕЧАНИЕ:При отладке программ часто используется область, расположенная вдоль левого края окна программы. Эта область носит название полосы индикатора (Margin Indicator Bar). В ее полях отображаются различные индикаторы, используемые при отладке програм.

СОВЕТ:Установить точку останова можно также и другим, более быстрым способом: щелкните кнопкой мыши на поле полосы индикатора напротив той строки, в которой требуется установить точку останова.

Снятие точки останова


Для снятия точки останова переместите курсор на строку, где установлена точка останова, и нажмите кнопку Toggle Breakpoint (Точка останова) на панели инструментов Debug (Точка останова). Чтобы продолжить выполнение программы, выберите команду Run→Run Sub/UserForm (Запуск→Продолжить). Снять точку останова можно также, щелкнув в области полосы индикатора напротив нужной строки. Также можно снять все точки останова командой Debug→Clear All Breakpoints (Отладка→Снять все точки останова).

Пошаговая отладка программы

Пошаговую отладку программы можно производить в разных режимах:


1. В случае необходимости реализации поочередного выполнение каждой строки программы, включая строки всех вызываемых процедур, нажмите кнопку Step Into (Шаг с заходом) на панели инструментов Debug (Отладка) или одноименную команду в меню Debug (Отладка) или клавишу F8.

ПРИМЕЧАНИЕ:Чтобы использовать команду Step Into (Шаг с заходом), не обязательно запускать и приостанавливать выполнение программы. Достаточно установить курсор в окне программы на процедуру, которую требуется отладить в пошаговом режиме, и выполнить команду Step Into (Шаг с заходом).


2. Если нет необходимости заходить в вызываемые процедуры, нажмите кнопку Step Over (Шаг с обходом) на панели инструментов Debug (Отладка). Можно воспользоваться одноименной командой меню Debug (Отладка) или комбинацией клавиш Shift+F8. В результате вызываемые процедуры будут выполняться без их пошаговой отладки.


3. Для выхода из процедуры можно воспользоваться кнопкой или командой Step Out (Шаг с выходом) , а также нажать клавиши Ctrl+Shift+F8. При этом текущая процедура будет выполнена до конца и программа перейдет на строку, следующую за ее вызовом.

4. Если требуется выполнение части программы до строки, в которой находится курсор, выберите команду Debug→Run To Cursor (Отладка→Выполнить до текущей позиции) или нажмите клавиши Ctrl+F8. При этом программа будет выполнена до текущей строки и произойдет переход в пошаговый режим.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Назначение: Компилирует программу и становится на первый значимый оператор.

Сделать шаг

Местонахождение: Меню→Run→Step over

Горячие клавиши: [F8]

Назначение: Выполняет текущий оператор. Он выделен синей полосой. Выполнение процедуры является одним шагом.

Сделать шаг с заходом в процедуру

Местонахождение: Меню→Run→Trace into

Горячие клавиши: [F7]

Назначение: Работает только при работе с вызовом процедур. Позволяет по шагам выполнять вызываемую процедуру. После нажатия на горячую клавишу или вызова соответствующего пункта меню переходит на первый значимый оператор вызываемой процедуры.

Выполнение программы до курсора

Местонахождение: Меню→Run→Go to cursor

Горячие клавиши: [F4]

Назначение: Компилирует программу и выполняет её до оператора, в строке которого расположен курсор.

Установить/убрать точку остановки программы

Местонахождение: Меню→Debug→Toggle breakpoint

Горячие клавиши: [Ctrl]+[F8]

Назначение: Устанавливает/убирает точку останова на строке, на которой расположен курсор – выделяет данную строку красным цветом (или убирает выделение соответственно). Точка останова – это строка программы, непосредственно перед выполнением которой оболочка приостанавливает работу программы и выводит её текст. Работает при обычном запуске программы и запуске на выполнение до курсора. Далее можно продолжить выполнение программы клавишей [F9] или пошагово пройти по программе.

Просмотреть/изменить значение переменной

Горячие клавиши: [Ctrl]+[F4]

Назначение: Позволяет просмотреть/изменить значение указанной переменной (по месту расположения курсора) или любой другой по идентификатору.

Просмотреть значение нескольких переменных

Назначение: Выдаёт окно Watch, в котором можно отследить изменения нескольких переменных при пошаговом выполнении программы.

Добавить переменную в окно просмотра

Местонахождение: Меню→Debug→Watches→Add watch

Горячие клавиши: [Ctrl]+[F7]

Назначение: Добавляет переменную в окно просмотра Watch.

Просмотреть пользовательский экран

Местонахождение: Меню→Window→User screen

Горячие клавиши: [Alt]+ [F5]

Назначение: Показывает экран, с которым работает пользователь.

Загрузить файл

Горячие клавиши: [F3]

Назначение: Открывает файл.

Посмотреть подсказку по функции

Местонахождение: Меню→Help→Topic search

Горячие клавиши: [Ctrl]+[F1]

Назначение: Выводит подсказку по функции, на которой расположен курсор.

Выйти из программы

Горячие клавиши: [Alt]+[X]

Назначение: Выход из программы.

Методика проектирования программы. Схема алгоритма

Программа должна иметь хорошую структуру, каждый функционально законченный модуль должен оформляться функцией на языке С.

Схема алгоритма – это эскизный уровень проектирования программы, выявляющий ее структуру. Её отсутствие ведет к путанице при разработке, увеличению длительности процесса создания программы и даже, возможно, к краху всего проекта. Очевидно, что схему алгоритма следует разрабатывать до начала разработки текста программы.

Правила проектирования схем алгоритма описаны в разделе 6.2.

Основные символы схем алгоритмов

При создании схемы алгоритма к заданию в рамках дисциплины "Информатика" следует руководствоваться ГОСТ19.701–90 “Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения”. Рекомендуется использовать следующие основные символы, характеристики которых представлены ниже.

· Начало

· Окончание

· Процесс

· Предопределенный процесс

· Решение

· Выбор

· Цикл

· Комментарий

· Данные

Начало

Символ "Начало" (рис. 4) представляет собой точку начала программы. В любой схеме алгоритма существует только одна точка начала.

Окончание

Символ "Окончание" (рис. 5) представляет собой точку окончания программы. Обычно в схеме алгоритма точка окончания единственна.

Процесс

Символ "Процесс" (рис. 6) может означать сколь угодно сложный процесс или действие. Наименование действия должно содержаться внутри блока. Степень детализации процесса остаётся на усмотрении программиста. При этом преподаватель имеет право требовать более тщательной проработки процесса или, наоборот, рекомендовать укрупнение. Требование к схеме алгоритма детализируемого процесса соответствует требованиям к схеме алгоритма основной программы.

Предопределенный процесс

Символ "Предопределенныйпроцесс" (рис. 7) отображает алгоритм, схема которого раскрыта отдельно. Этот тип символа позволяет описывать схемы алгоритмов иерархически и, таким образом, снизить сложность каждой отдельной схемы, повысив ее наглядность.

Выбор

Символ "Выбор" (рис. 8) означает разветвление хода программы на два пути. Условие прохождения по тому или другому пути содержится в теле символа. Над одним из выходов написано "Да", над другим "Нет". В соответствии с этим, в случае выполнения условия, программа пойдёт по пути "Да", иначе – по пути "Нет".

Множественный выбор

Символ "Множественный выбор" (рис. 9) представляет собой расширение символа "Выбор". Отличие заключается в том, что вариантов пути здесь может быть гораздо больше.

Цикл

Символ "Цикл" (рис. 10) представляет собой набор из двух блоков: начала цикла и окончания цикла. Между ними располагается тело цикла. Внутри блоков пишется уникальный идентификатор, а также, в зависимости от вида цикла, либо условие выхода, либо переменная цикла.

Характеристики: вход один, выход один для блока начала и окончания цикла. Структура соответствует операторам while, do … while, for.

Комментарий

Данные

Характеристики: имеет один вход и выход.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: