Как сделать портретное интервью

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Эю интервью вбирает в себя возможности предыдущих видов - как биографические события собеседника, включая его профессию, так и его мнения и взгляды, позволяющие составить представления об особенностях личности и характера.

Это взгляд не только профессионала, но и наблюдательного человека, умеющего формулировать свой жизненный опыт. Очень часто в таких подробностях открываются самые неожиданные черты характера. Вот что рассказал интервьюеру в документальном фильме чемпион мира по шахматам Михаил Таль.

Уверен был: тот расскажет о перелете. А Байдуков говорит:

  • - Речь идет о величайшем достижении человечества, - укорял он журналиста,— а ты подсовываешь какую-то утку. Писать нужно о главном!
  • - Но ту охоту генерал как раз и считает главным, поворотным моментом в своей жизни.
  • - Извини, но это уж нам решать, какие события и черты наших героев считать главными, а какие - второстепенными.

В документальном фильме С. Зеликина герои картины вспоминали о неординарных случаях из собственного детства, оказавших влияние на всю их судьбу. Одна их них жила тогда в маленьком провинциальном городке. Отец, вернувшись с работы, принес два билета на гастроли столичного театра, куда собирался пойти со своей дочкой. Это было событие. Девочку одели во все самое лучшее. В том числе и белые нитяные перчатки, которые ей подарила мама на день рождения.

  • - Время образования нации, - объясняет Николай журналистке, - полторы сотни, двести лет. Так вот, есть возможность на основе существующих ценностей, вернее обломков старых ценностей, создать новую нацию. Солнечную нацию. Я ищу друга, я ищу брата, живущего со мной.
  • - К вам пришел брат, вернее сестра. И кончилось все жертвой. Трагедией.
  • - На все воля Бога. Вам Ницше нравится?
  • - А вам?
  • - А нам. нравится. Названый брат может потакать слабостям своего брата, а может. как у Ницше: если он не может научиться летать, подтолкни его лучше, чтобы хотя бы быстрее падал.
  • - Почему, - спрашивает журналистка, - Каддафи, Гитлер, Ленин, Библия, Коран - стоят у тебя на одной полке? Почему ты обращаешься к этим людям?
  • - Муаммар Каддафи - человек, который ближе всего мне из политиков. Потому что стремится воплотить в обществе идеал, которому не может соответствовать ни одна группа, ни один слой населения. И это правильно. Это глубокий, сильный и добрый человек. Это большой учитель. Не всегда погубить человека - это значит погубить его душу. Гораздо страшнее, когда человек и душа его гибнут от соблазнов. Ленин начал дело сокращения соблазнов.
  • - Вы приехали в Москву, чтобы рекламировать, давать информацию о себе. Вы не отказались от мысли о коммуне?
  • - Ни в коем случае!

В архивах телевидения сохранилась беседа искусствоведа Натальи Крымовой с замечательной артисткой, легендой отечественного кино Фаиной Раневской.

Верю, что каждый может писать хорошо. Обучаю навыкам текстов. Делюсь собственными наработками.

Поиск по содержанию статей:

Последние 3 поста

Разделы

Лучшее за год:

Telegram канал

Полная подборка: как подготовить вопросы для интервью?

Вопросы! Именно от них зависит, насколько успешным или никудышним будет интервью.

В этой обширной статье я попробую дать максимальную полезную выжимку, которую собирал для себя.

интервью пример

Вопросы нужно уметь задавать.

Что такое интервью. Примеры успешных интервью.

Хорошее интервью, — эта живая беседа. Когда вы отлично пообщались с человеком, только еще эту информацию удалось сохранить и выложить.

Журнал The Guardian выбрал 14 самых лучших интервью ХХ века.

В приложении вы можете прочитать (открывается в новом окне). И хоть они на английском языке — вам, тем не менее, будет очень интересно:

Все 14 самых популярных в ХХ веке по версии журнала The Guardian:

Обратите внимание на манеру журналистов, на их подход и искренность. Вы получите массу удовольствия, а если ваш английский оставляет желать лучшего, то и язык подтяните.

Секреты интервью Владимира Познера и опросник Марселя Пруста

Опросник Пруста

Будучи юношей, Марсель Пруст заполнил анкету ответами, которые и по сей день считаются самыми честными, интересными и оригинальными. Они настолько понравились людям, что во второй половине ХХ века телеведущие использовали их в интервью с приглашенными знаменитостями. Эти же вопросы в своих интервью периодически использует Владимир Познер.

Ваша самая характерная черта? Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения.

Какова Ваша мечта о счастье? Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами.

Что Вы считаете самым большим несчастьем? Никогда не знать мою маму или бабушку.

Каким Вы хотели бы быть? Самим собой — тем, кем меня хотели бы видеть люди, которыми я восхищаюсь.

В какой стране Вам хотелось бы жить? В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным.

Ваш любимый цвет? Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии.

Ваши любимые писатели? Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти.

Ваши любимые поэты? Бодлер и Альфред де Виньи.

Любимый литературный герой? Гамлет.

Любимые герои в реальной жизни? Месье Дарлю, месье Бутру.

Любимая героиня в истории? Клеопатра.

Что вы больше всего ненавидите? То дурное, что есть во мне.

Исторические персонажи, которых Вы презираете? У меня недостаточно познаний, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Какой момент в военной истории Вы цените больше всего?Когда я записался в добровольцы!

Интервью Познер

Владимир Познер. Один из лучших современных интервьюеров

Реформа, которую вы цените особенно высоко? —-

Способность, которой вам хотелось бы обладать? Сила воли и умение очаровывать.

Как Вы хотели бы умереть? Став лучше, чем я теперь, и любимым.

Ваше состояние духа в настоящий момент? Досада, что пришлось так долго размышлять о себе, чтобы ответить на все эти вопросы.

К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? К тем, которые мне понятны.

На эти вопросы Пруст отвечал, когда ему было 20 лет.

Правила составления вопросов для интервью

  1. Подготовьте вопросы к интервью, а потом выбросьте их

Это кажется абсурдом. Но нет ничего хуже, чем задавать вопросы с листа

Собеседника нужно чувствовать понимать. А ваш лист с вопросами будет этому только мешать. Перед интервью, тщательно ознакомьтесь с его деятельностью, как можно глубже узнайте о его характере, чтобы избежать острых углов. Но опросник спрячьте подальше

Дик Кавет, ведущий ток-шоу, ветеран телевидения так сказал об этом:

А вот что говорит Мак Марон, отличный ведущий WTF

вопросы для интервью

Марк Марон — популярный американский ведущий

  1. Не стоит задавать слишком длинные вопросы

Даже если вопрос длинный, постарайтесь вместить его максимум в три предложения. Помните, что не вы даете интервью, поэтому старайтесь спрашивать как можно четче и кратче.

Попытайтесь копировать интервьюируемого даже в мелочах — настроение, язык речи, язык тела.

  1. Попытайтесь копировать интервьюируемого даже в мелочах — настроение, язык речи, язык тела.

Хорошие интервьюеры подстраиваются под человека на всех уровнях. Например, если вы говорите быстро, или громко с человеком, обладающим тихим голосом, разговор не получится. И вы заставите вашего интервьюируемого ощущать себя не на своем месте.

  1. Работайте над тем, чтобы вопросы были интересными

Ваша задача как интервьюера – спросить так, чтобы человеку хотелось отвечать на ваш вопрос, а читателю после было интересно читать интервью.

  1. Не включайте в окончательный вариант рабочие вопросы
  1. Задавайте больше уточняющих вопросов

Хотя говорят, что слушать легче всего — это подчас становится самым сложным.

Профессиональные интервьюеры слушают не только что говорит человек, но и как он говорит. Ведь человек невербально может показать, устал он или нет, нервничает или радуется. Таким образом, вы будете знать, когда переходить к следующему блоку беседы. Вот что советует Кэти Курик :

А вот другой совет Дика Каветта, отличный ведущий WTF :

вопросы для интервью

Иногда паузу можно использовать с большим толком.

Опытные интервьюеры, когда слышат, что от них что-то скрывают, в конце ответа делают паузу. Таким образом можно вытянуть что-то еще из человека.

Вот что по этому поводу думает Джим Лерер:

Это просто. Считайте от трех до пяти, и не говорите. Дик Каветт дополняет

Все эти методы работают хорошо. Но любопытство — главный двигатель интересного интервью. Вот, что говорит Гай Талезе, один из основателей литературной журналистики:

вопросы для интервью

Дэйл Карнеги объяснял это потрясающе просто:

Люди зациклены на себе. И вы тоже. Но если вы научитесь меньше думать о себе, и больше уделять внимания человеку — вы станете неотразимым собеседником.

Вот что сказал по этому поводу Роберт Дрике, ведущий инструктор в учебном центре ФБР по поведенческим и межличностным навыкам:

Вопросы для интервью — только верхушка айсберга подготовки

Чтобы брать классные интервью — практикуйте эти советы. И изучайте интервью лучших. Тогда вас будут читать.

Закончу цитатой Тома Вулфа, известного писателя

Автор текста Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

Интервью-портрет, разновидность интервью-диалога, самого распространенного вида этого жанра, составляет более 50% от общего количества изученных интервью за указанный период. Центром внимания в интервью-портретах является личность интервьюируемого, что и отражает приближенность данного издания к желтой прессе. Портретные интервью (или интервью-знакомства) встречаются не только в специально отведенных для этого постоянных рубриках, таких, как “Идем в гости”, “Телеперсона”, “Голая правда” и других, но и на страницах, посвященных политике или спорту:

  • - В “Зените” вы были твердым игроком основного состава. Не жалеете, что поменяли “синицу в руках” на французского “журавля”, которого еще предстоит ухватить за хвост?
  • - Нет. Убежден, что все мои трудности носят временный характер. Я обязательно наберу свою форму и буду играть за “Сент-Этьенн”. Но родной клуб не забываю - слежу по Интернету за результатами “Зенита” в российском чемпионате, регулярно созваниваюсь с бывшими партнерами, радуюсь их успехам. Думаю, я когда-нибудь еще вернусь поиграть в Петербург - родной город, где меня любят и ждут.
  • (Труд-7 16.08.01)

Рассмотрим подробнее интервью из постоянной рубрики “Голая правда” с Борисом Химичевым за 6 сентября 2001 года “Не я уходил от жен - они бросали меня”. Название рубрики - отличительный признак бульварной прессы - так называемая “игра с языком”. Слово “голая” в Словаре современного русского литературного языка в сочетании со словом правда воспринимается в значении устойчивого сочетания “голая правда” - “ничем не смягченная, не прикрашенная; подлинная, несомненная”. Но слово “голый” воспринимается в тексте в своем прямом значении - “не покрытый одеждой, обнаженный, нагой”. Повтор слова выполняет не только композиционно-тематическую функцию, но и подчеркивает игру смыслов:

С народным артистом России Борисом ХИМИЧЕВЫМ мы познакомились в бане. Это случилось на фестивале “Созвездие” в Архангельске, где стояла привычная для Севера прохладная погода. В поисках тепла и душевного комфорта мы то и дело встречались с ним в гостиничной сауне. Химичев оказался знатным парильщиком: он подолгу сидел на верхней полке, где у меня через две минуты начинали плавиться мозги, потом яростно плескался в ледяной воде бассейна, откуда и выскакивал буквально через несколько секунд. Высокий, крепкий, без малейших жировых отложений (в бане это хорошо видно) Химичев проговорился за обязательным после бани бокалом пива, что в следующем году ему исполняется 70 лет. Я прямо ахнул…

Графическое оформление текста воспроизводит схему “вопрос-ответ”, вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом, ответ набран обычным для газеты шрифтом. Все реплики каждого из участников интервью составляют некое единство - “речевую программу”, где “каждая реплика - определенным образом организованное высказывание, внутри которого носителями изобразительности становятся и грамматические формы слова”. Следовательно, рассмотрев речь (письменную речь) журналиста мы можем выявить не только его степень профессионализма, но и некоторые индивидуальные характерологические черты, речевую манеру, форму образа автора, то есть определенное абстрагированное отношение к действительности, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала.

В зачине, как в необходимом композиционном жанрообразующем элементе, указываются участники интервью (фамилия интервьюируемого выделена графически - ХИМИЧЕВ), место действия (баня, фестиваль “Созвездие”, Архангельск), обстоятельства, при которых происходило интервью (сауна), некоторые пикантные подробности происходящего (“…без малейших жировых отложений…”), а также обозначена одна из тем дальнейшей беседы.

Некоторая разговорность, отличающая этот диалог, за последнее десятилетие стала своеобразной нормой ведения беседы в большинстве портретных интервью. Экспрессивная окраска речи журналиста Леонида Павлючика во многом определена обстановкой, в которой происходит интервью. Название рубрики “Голая правда” перекликается тематически со словами баня, сауна, выполняет композиционную функцию, и даже придает в целом беседе некоторую образность.

Следует отметить также, что именно в зачине происходит формирование двух основных образов - образа автора и образа интервьюируемого. Журналист проводит параллель, сравнивает себя и Химичева: “ Химичев оказался знатным парильщиком: он подолгу сидел на верхней полке, где у меня через две минуты начинали плавиться мозги, потом яростно плескался в ледяной воде бассейна, откуда и выскакивал буквально через несколько секунд”. Автор использует такие эпитеты и словосочетания по отношению к своему собеседнику, как знатный парильщик, яростно плескался, высокий, крепкий, без малейших жировых отложений; в то время, как у самого автора “плавятся мозги” и он “выскакивает из бассейна через насколько секунд”. Умышленно снижая свой образ в глазах читателя, журналист ставит себя в ряд обычных людей, обосабливая и возвышая при этом героя беседы, привлекая таким образом интерес к данной публикации. В последних двух предложениях зачина завязывается интрига интервью: “…Химичев проговорился за обязательным после бани бокалом пива, что в следующем году ему исполняется 70 лет. Я прямо ахнул…”. В последней реплике экспрессивно значим глагол ахнул, который передает чувства журналиста и определяет в целом дальнейшее развитие беседы в приподнято-подобострастном настроении. Ахнуть - междометный глагол, выражающий чувство удивления увиденным, которое усилено частицей “прямо”.

Отметим, что интервьюер и интервьюируемый обращаются друг к другу на “ты”. Интервьюер в нашем случае - представитель “новой волны” журналистов. Эта речевая позиция - характерная черта публицистики двух-трех последних десятилетий, когда интервьюер становится активным участником коммуникации, что ярко отражается в появлении этого типа речевой позиции журналиста.

  • - Что ты обычно ешь?
  • - Я вырос в деревне, моя привычная пища с тех пор - картошка, соленый огурец, кислая капуста, кислые щи, гречневая каша, знаменитое украинское сало…Ничего вкуснее и полезнее для здоровья, чем эта простая еда, я не знаю. А вообще-то к трапезе я отношусь функционально: сел, поел, помыл посуду, забыл…
  • - Стало быть, наклонности гурмана тебе несвойственны…
  • - С этой стороной жизни как-то не удалось близко познакомиться. Есть изысканные ресторанные яства, но я к ним равнодушен. По-моему, ничего не стоит самому достаточно быстро приготовить вкусную еду. Это не является моим хобби, но любимую жену иногда балую собственноручно приготовленными блюдами.
  • - Согласись, что картошка, соленый огурец, дымящиеся щи без хорошей рюмки - это уже не то…
  • - Совершенно с тобой согласен. Спиртное в умеренных дозах еще никому не навредило. Наукой доказано, что организм из той пищи, которую он получает, человек, сам вырабатывает определенное количество алкоголя. Значит, без него в нашей жизни никуда.
  • - И что ты пьешь, когда “грешишь”?
  • - Исключительно русскую водку.
  • (Труд-7 06.09.01)

В “Труде-7” используются различные виды вопросов, например:

  • - Борис, твоей физической форме могут позавидовать 50-летние. Скажи, это природа, родители постарались? Или работа над собой, над своим духом и телом тоже имеет место?
  • (Труд-7 06.09.01)

Перед нами сложный вопрос, состоящий из трех частей: первая часть - это закрытый (предполагающий самой своей структурой ответ) вопрос-утверждение, вторая - тоже закрытый, но предлагающий возможность выбора вопрос, и третья часть - это вопрос “в досыл”.

Вопросы-утверждения довольно часто появляются в интервью. Как правило, они заранее сформулированы и рассчитаны на определенный ответ:

  • - Я знаю немало людей, которые занимаются лечебным голоданием. Как правило, они остаются аскетами и по выходе из голода - сидят на вегетарианской пище, не пьют спиртное…
  • - Это не по мне. Наверное, я все - таки живу по принципу “не согрешишь - не покаешься”.
  • (Труд-7 06.09.01)

Адресатом таких вопросов-утверждений является читатель, которому таким образом сообщается дополнительная информация:

  • - Но между тем только официально ты женат в пятый раз. Почему ты расставался со своими женами? И кто кого бросал: ты их или они тебя?
  • (Труд-7 06.09.01)

Итак, стилистика данного типа интервью позволяет говорить о том, что газета “Труд-7” приближается по своему типу к бульварной или желтой прессе. Чаще всего интервью данной газеты - это портретные интервью (интервью-знакомства) с такой логической схемой построения, при которой смысловым центром становится личность интервьюируемого. Композиция таких интервью принимает тип импровизированной беседы, речевая позиция автора, связанная с темой, личностью собеседника, языковой компетенцией и языковым обликом говорящих, определяется интервьюером - представителем “новой волны” журналистов. Логическая схема, язык, тематика интервью газеты “Труд-7” подтверждает сделанный нами вывод.

Большинство копирайтеров — как начинающие, так и опытные, — сталкивались с ситуацией, когда на бирже размещен заказ на написание сильной экспертной статьи, но у.

Вопросы про хобби и развлечения

1. Что помогает вам избавляться от стресса?
2. Сколько времени в день вы проводите в социальных сетях?
3. Верите ли вы в виртуальную дружбу?
4. Можете ли вы заплакать, читая книгу или смотря фильм?
5. Если бы вы могли совершить кругосветное путешествие, то кого бы взяли с собой?
6. Еда — это источник удовольствия или простая необходимость?
7. Расскажите об интересных приложениях на вашем телефоне?
8. Как относитесь к вегетарианцам?
9. Где предпочитаете отдыхать? Где отдыхали в последний раз?
10. На какие темы вы никогда не будете разговаривать с друзьями?
11. Посещали ли вы в детстве кружки. Если да, то какие?
12. Что вы не любите делать?
13. Как относитесь к сплетням?
14. Есть ли что-то хорошее в зависти?
15. Считаете ли вы себя обидчивым человеком? Чего никогда не сможете простить близким людям?
16. Идеальный отдых должен быть пассивным или активным?
17. Какой город вам хотелось бы посетить в ближайшее время?

Вопросы директору

универсальные вопросы для интервью

1. Какими качествами должен обладать директор?
2. Что самое главное в коллективе?
3. Как быть успешным руководителем компании?
4. С какими сложностями вы сталкивались в работе в последнее время?
5. Есть ли у вас такие задачи, способы решения которых вы еще не нашли?
6. Какое собственное достижение в выбранной сфере деятельности вызывает у вас наибольшую гордость?
7. Как вы вдохновляете коллектив на плодотворную работу?
8. Расскажите о том, как вы стали директором?
9. Расскажите о минусах вашей работы?
10. Как создать в коллективе благоприятную для успешной работы атмосферу?
11. Каким образом вы вдохновляете подчиненных на новые профессиональные свершения?
12. Что бы вы посоветовали тем людям, которые только начали строить карьеру?
13. Расскажите о подводных камнях, с которыми может столкнуться человек, работающий в данной сфере?
14. Какими принципами в работе с клиентами вы руководствуетесь?
15. Какие книги или фильмы вы бы посоветовали прочитать, посмотреть другим руководителям?
16. На что вы обращаете внимание, когда проводите собеседования?
17. Главный человеческий порок — это?
18. Что на самом деле важнее: дисциплина в коллективе или теплая атмосфера?
19. Каким образом вы поощряете отличившихся подчиненных?
20. Как стать независимым от людского мнения?


Откуда автору взять оригинальную информацию? Как из огромного объема информации предоставить читателю самую ценную и достоверную? Рассказываем по порядку.

Вопросы студентам

Вопросы художнику

1. Что вам лучше всего удается изображать?
2. Кто является вашим кумиром в мире живописи?
3. В чем вы находите вдохновение?
4. Как вы боретесь с хандрой?
5. Если бы вам сказали, что вы можете телепортироваться в одно место на Земле, чтобы нарисовать его, куда бы вы отправились творить?
6. Должен ли художник быть голодным?
7. Расскажите про свою самую нелепую, неудачную картину.
8. Чем вы, кроме живописи, еще увлекаетесь?
9. Когда в вас проснулась тяга к изобразительному искусству?
10. На каких великих мастеров вы равняетесь? Какой вопрос вы бы им задали, если бы у вас была такая возможность?
11. Что бы вы порекомендовали юным художникам? Чему они должны научиться в первую очередь?
12. В какой атмосфере и обстановке вы обычно рисуете?
13. Учиться нужно у себя или у других?
14. Расскажите о самой необычной картине, которую вы когда-либо рисовали?
15. Что вы считаете самым ценным и важным в искусстве?

В заключение — советы интервьюеру

универсальные вопросы для интервью

Любой грамотно и вовремя заданный вопрос влечет за собой новые идеи, которые могут повести интервью по совершенно неожиданному и небанальному сценарию.

  • не повторяйтесь;
  • относитесь к собеседнику без лишнего пиетета, достаточно толерантного и уважительного отношения;
  • не бойтесь задавать респонденту неудобные вопросы; если он говорит на конфликтные темы, старайтесь докрутить их до конца, не оставляя недомолвок и полутонов;
  • сведите к минимуму пустые и водянистые вопросы, на которые сложно получить четкие ответы;
  • старайтесь оставаться в тени: герой вашей истории — респондент, а вы лишь ее автор;
  • не перевирайте интонации и стиль общения респондента: интервью должно читаться так, будто его слушаешь: с шутками, паузами и инверсиями — это гарантирует получение максимального контакта между читателем и героем.

Читайте также: