Как сделать портфолио аниматора

Обновлено: 07.07.2024

Рассказываем, из каких этапов состоит процесс создания мультфильма и кем можно работать в мультипликации.

Создание мультфильма — это сложная командная работа, одних только художников в средней студии может быть около 10 человек. Грамотные управленцы, погруженные в индустрию, сценаристы мультфильмов и звукорежиссеры тоже найдут себе место в этой индустрии.

Из чего состоит работа над мультфильмом

Мультфильмы рисуют не только для кинотеатрального проката или стримингов, анимированные персонажи и истории часто нужны для рекламных роликов, приложений, сайтов компаний и презентаций.

Если рассматривать мультфильм как проект для заказчика, то первый этап — это бриф, в котором клиент отвечает на вопросы по содержанию и формату ролика, высказывает пожелания к будущему мультфильму.

Второй этап — это техническое задание от клиента, в котором он описывает цели и задачи ролика.

На основе брифа и технического задания пишется сценарий: история, описание персонажей, сцены и реплики. Художники параллельно готовят эскизы фонов и персонажей. После проект согласовывают с заказчиком и отдают в производство. Режиссер готовит раскадровку (документ, в котором нарисовано, в каком порядке персонажи появляются на экране и совершают какие-то действия).

После идет отрисовка сцен мультфильма, готовится анимация и смена сцен по таймингу. Для мультфильма покупают или пишут с нуля музыку, актеры озвучивают героев. В конце все элементы ролика сводят в один файл, выводят с водяными знаками студии и отдают на предпросмотр заказчику. После приемки и оплаты проекта клиенту выдают мультфильм без водяных знаков.

На каждом этапе проект сопровождают разные специалисты. Кто они и что должны уметь?

Сценарист

Сценарист отвечает за то, чтобы в основе мультфильма были яркие персонажи и увлекательная история. В творческом проекте сценарист может придумать мир и героев с нуля, в проекте для заказчика — обязан разработать образы и историю, подходящие под цели и задачи, или использовать готовые наработки, например, маскота, персонажа-талисмана компании(это Сберкот у Сбербанка, львенок Лео в LinguaLeo).

Навыки сценариста мультфильмов:

  • Сценарное мастерство: умение создать персонажа, конфликт, логичную историю, написать диалог.
  • Грамотность.
  • Чувство юмора (умение писать комедию).
  • Умение работать в команде.

Режиссер

В задачи режиссера входит создание визуальной концепции проекта и руководство процессом. Режиссер занимается раскадровками, которые позже отправляются художникам, участвует в мозговых штурмах с командой, контролирует и принимает работу художников. Иногда в обязанности режиссера входит сборка черновика мультфильма: сведение всех анимаций вместе со звуком.

Навыки режиссера-мультипликатора:

  • Художественное образование.
  • Понимание постановки кадра: композиция, светотень, ракурсы.
  • Насмотренность в анимации.
  • Владение программами: Adobe Photoshop, Autodesk 3ds Max (на случай, если нужно будет подхватить задачи у команды или принять выполненную работу).
  • Навыки управления командой: мотивация, коммуникация.

Художники

В маленьких любительских проектах все задачи по отрисовке мультфильма может взять на себя один человек. Но если мы говорим о крупных студиях и агентствах, о коммерческих проектах, то для создания качественного продукта нужна целая команда, которая будет отвечать только за визуал.

Художник-постановщик/Главный художник

Художник-постановщик — это руководитель визуального отдела, который работает в сотрудничестве с режиссером и управляет процессом создания мультфильма. Если в кино постановщик выбирает локации, ищет детали и реквизит для отображения настроения, исторической эпохи и смыслов фильма, в мультипликации он занимается тем же, но в формате рисунка или виртуальной визуализации.

Навыки:

  • Рисовать на бумаге и в digital: понимать анатомию человека, перспективу, светотень, колористика.
  • Знать пакет программ для рисования: Adobe Photoshop, Illustrator, Procreate или другие.
  • Насмотренность в анимации.
  • Умение исследовать: искать, анализировать и систематизировать информацию (для разработки персонажей, фонов, деталей)
  • Умение управлять командой.

Художники-ассистенты:

    занимается детальной проработкой персонажа, создает визуально запоминающийся образ героя в соответствии с задумкой режиссера. Ему пригодится знание анатомии человека, понимание динамики человеческого тела. Насмотренность в анимации, стилизация: умение рисовать персонажей в разных стилях в зависимости от запроса заказчика или других условий проекта. разрабатывает фоны: пейзажи, панорамы, интерьеры, экстерьеры, детали.
  • Художник-фазовщик отвечает за динамику и создает промежуточные фазы действий персонажей с учетом характера их движения: прорабатывает походку и жесты персонажа.
  • Художник-прорисовщик создает рисунки с прорисованными деталями на основе образа/эскиза от главного художника.

Специалист по визуальным эффектам

Создает визуальные эффекты в анимации: снег, дождь, другие природные явления, взрывы и спецэффекты в 3D.

  • Владение программами Houdini, Autodesk Maya, Adobe After Effect, Nuke.
  • Базовые знание анимации.
  • Понимание текстур, материалов, теней, динамики и физики спецэффектов.
  • Базовые знания рендера.

Художник по свету (3D)

Задача этого художника — поставить свет в сцене, в соответствии с задумкой создателей иди техническим заданием.

  • Владение Autodesk Maya.
  • Владение рендерами: Redshift, Renderman, V-Ray, Arnold.
  • Понимание светотени, композиции и схем освещения.

3D-художник/3D-моделлер

Занимается созданием 3D-графики: персонажей и локаций по эскизам художников.

  • Владение программами Autodesk Maya, MASH, Houdini, Zbrush, Blender
  • Понимание анатомии человека, перспективы, светотени, объема, навыки скульптурирования, колористики.
  • Понимание текстур и материалов, умение симулировать их в графике.

3D-аниматор

Художник, который обеспечивает движение нарисованных моделей и объектов.

  • Понимание анимации для людей, животных, природных объектов, принципов движения.
  • Пространственное воображение и мышление.
  • Владение программами: 3ds Max, Maya, Cinema 4D, LightWave, Softimage XSI, Blender, Modo.

3D-риггер

Риггер объединяет наработки моделлера и аниматора. Он готовит персонажа к анимации, создавая его скелет, ригг, который аниматор затем сможет привести в движение.

  • Умение создавать ригг.
  • Понимание анатомии, массы, поз и эмоций человека.
  • Владение Autodesk Maya, 3ds Max, Autodesk Softimage, Arc Tracker.

Специалисты по звуку

После подготовки визуальной части в дело вступают профессионалы в области аудио, которые заставляют мультфильм зазвучать.

Актер озвучания

Важная часть характера любого персонажа — то, как он говорит. Актеры озвучания дают голоса персонажам, записывают реплики и диалоги. Чтобы попасть в эту профессию, нужно освоить актерское мастерство и поставить голос.

Композитор

Музыка в мультфильме создает настроение и эмоцию: одна и та же сцена может быть романтической, пугающей или смешной в зависимости от музыкального оформления. Здесь в игру вступают композиторы, которые готовят музыку на заказ специально для проекта или записывают и выкладывают на платформы, где композиции можно купить.

О том, как можно заработать на авторской музыке, какие для этого нужны навыки и программные инструменты, мы рассказывали в этой статье.

Звукорежиссер

Звукорежиссер — это участник процесса, который сводит воедино аудио и визуальную дорожку мультфильма, добавляет музыку и звуковые эффекты. Свист и удар от забавного падения персонажа на банановой кожуре, шелест травы и гудение двигателя — звукорежиссер должен не упустить ни одной детали повествования, озвучить и привести в баланс с музыкальным оформлением и голосами персонажей.

  • Звукозапись: владение аппаратурой для звукозаписи (микрофоны, пульты), программами для звукозаписи, например, Pro Tools.
  • Сведение и обработка звука: выстраивать баланс громкости, применять эквалайзеры и эффекты.
  • Монтаж звука (Adobe Audition, Pro Tools).

Продюсер/менеджер

Это человек, который занимается управлением и продажами: ищет клиентов, считает бюджеты, заключает сделки. Если речь идет о творческом проекте студии, задача продюсера — найти деньги на реализацию, распределить их и проследить, чтобы проект был готов и вышел на прибыль. Если студия занимается мультипликацией под заказ, продюсер может выступать организатором рабочих процессов и менеджером по работе с клиентами.

Навыки:

  • Понимание индустрии: следить за трендами и крупными игроками, знать и постоянно искать новые источники финансирования (фонды, гранты, конкурсы).
  • Управление командами: мотивировать сотрудников, следить за дедлайнами, оптимизировать и контролировать рабочие процессы.
  • Базовое понимание бюджетирования проектов: составлять сметы и бизнес-планы.
  • Презентация проектов (для текущих и потенциальных заказчиков, инвесторов и команды).
  • Понимание основ продвижения и маркетинга кино и мультфильмов.

Мультипликация — это сложный многоступенчатый процесс, который потребует долгого сидения на стуле, умения работать в команде, нести ответственность за свой участок, быть внимательными и сконцентрированными.

''), array("string" => ''), ); if (!isset($_COOKIE['rek'])) < print($banners[$GLOBALS["banner_num"]]["string"]); >elseif ($_COOKIE['rek'] == "rek1") < print($banners[0]["string"]); >elseif ($_COOKIE['rek'] == "rek2") < print($banners[1]["string"]); >?>

Портфолио, конкурсы и ресурсы для 3D-аниматоров

Читайте украинскую версию этой статьи - Портфоліо 3D-аніматора.

Еще один интересный вопрос относительно работы 3D-аниматором (какое нужно портфолио, нужно ли участвовать в конкурсах аниматоров, интересные ресурсы по анимации CG-персонажей).

Вопрос:

Слежу за твоим сайтом 1 год. Супер. Много интересного взял для себя.

Теперь о том, почему пишу это письмо.

Мне 40. Живу и работаю в живописном городке Стрый. Являюсь дизайнером внешней рекламы. Но вижу себя 3д аниматором и делаю всё для того, чтобы стать профи.

Мои любимые инструменты макс и афтерифектс.

Ориентируюсь в майя и еще в дюжине плагинов.

Создал несколько мультиков:

Подскажи, пожалуйста, в какие студии стучаться, чтобы услышали. Пока не получается вызваться хотя бы на собеседование.

А может принять участие в конкурсах.

Какие есть форумы для 3д аниматоров?

Моей мечтой является создание суперского украинского мультика, который бы не стыдно было показать своему сыну.

Продолжайте сплачивать и обучать своим сайтом талантливых и просто хороших людей.

Ответ.

Сначала благодарю вас за приятные слова. Они очень помогают в развитии ресурса.

Теперь что касается вашего вопроса куда стучаться с такими работами?

Я посмотрел ваши мультики. Если вы сами создали всё с нуля (в том числе и танцующую девушку без MoCap), то это очень прикольно!

Теперь немножко критики. С одной стороны это очень хорошо, что вы опробовали свои силы и в моделировании, и в создании/наложении текстур, и в анимации, и в визуализации. Но из-за того, что вы всё это лишь ОПРОБОВАЛИ, то общая оценка этих роликов не очень высокая.

Если бы я хотел устроиться именно аниматором, то я бил бы именно в этом направлении.

Т.е. я бы просто взял какого-то бесплатного персонажа и приступил к его анимации.

Чтобы показать свою работу, я бы отрендерил персонажа тёмно-серым (вообще без текстур) на светло-сером фоне (чтобы никакие другие элементы не перетягивали на себя внимание). Я бы создал статичную камеру, чтобы весь персонаж помещался в кадре.

Очень много людей (работодателей), которые смотрят чужие работы (шоурилы, деморилы) вообще не включают звук. Причин для этого много: некоторые не включат вашу музыку, поскольку у них другие музыкальные пристрастия; другие не включат звук, поскольку в этот момент у них нет под рукой ни наушников, ни колонок; оставшиеся считают, что звук отвлекает от картинки/анимации.

Поэтому когда отправляете свое портфолио, вы должны понимать, что в большинстве случаев ваш ролик будут смотреть без звука.

Также, когда я смотрел вашу работу, то эффект от просмотра анимации очень портила некачественная (я НЕ про качество кодирования видео) картинка.

Не нужно стремится создать что-то очень длинное, где присутствуют разговоры (липсинк - синхронизация движений губ 3D-персонажа с его речью, это вообще другая профессия). Просто нужно создать что-то динамичное, короткое, но при этом с очень реалистичными (или наоборот, комичными) движениями.

Очень важно знать ограничения вашей 3D-модели и уметь их обходить!

Если он (3d-персонаж) не может полностью поднять руку вверх, поскольку тогда у него ужасно искривляется плечо и куда-то в бок едет горло, то этого движения и не нужно делать. Значит нужно избегать таких движений. Показывать нужно лишь то, что действительно красиво выглядит, независимо от качества 3D-модели.

Относительно ресурсов.

Относительно конкурсов.

Да, это действительно интересная идея. Главное, чтобы вашу анимацию могли критиковать по ходу работы над ней. Или хотя бы в конце.

Есть, к примеру, вот такой типа конкурс (новый вид спорта) - ADA Sport .

Но сильнее всего мне нравится вот этот конкурс - 11 Second Club (Клуб одиннадцати секунд). Тут призом для победителя есть конструктивная критика его ролика известнейшим аниматором мирового уровня!

Вопрос к читателям: какие вы знаете конкурсы для 3D-аниматоров?

Подпишитесь на обновление блога (вот 3 причины для этого).

P.S. Кот с мышкой в начале статьи создал американец с помощью CINEMA 4D R12 и Photoshop, который использовался для большого объема постобработки. Большую картинку оригинал смотрите тут .

Постовой (как сюда попасть): часто бывает накладно держать у себя в компании администратора, который бы настраивал компьютеры для работников (бухгалтеров, секретарш и пр.). Лучшим вариантом будет приглашение квалифицированного специалиста со стороны для решения определенной задачи, к примеру, для обновления или настройки 1С или любых других нужных в офисе программ.

Похожие статьи:

    Версія на російській мові - Портфолио 3D-аниматора. Ще одне цікаве питання стосовно роботи 3D-аніматором (яке потрібно портфоліо, чи треба брати… Львовская анимационная 3D студия ищет на постоянную работу: Талантливых аниматоров (для работы удалённо и в офисе); Визуализатора (специалиста по рендеру).… Обновление (13.12.2016): Интересно! Автор вопроса прислал письмо, где он рассказывает о своём прогрессе за эти полтора года (в конце статьи).… Продолжаю давать ответы на вопросы тридешников, которые вы присылаете мне на мыло. Вопрос: Я начинающий моделлер, и хочу серьезно заняться… Несколько раз подряд встретился с вопросом о подходе к формированию портфолио для трехмерщиков и решил выложить одно письмо и мои… Часто начинающие тридешники не только присылают мне свои вопросы, но также рассказывают захватывающие истории. К примеру, интереснейшая история становления тридешника… Понравилось мне отвечать на письма 😉 Так что выкладываю ответ на письмо, которое прям в душу мне влезло. Тронуло оно…


Вам понравилась статья ? Хотите отблагодарить автора? Расскажите о ней друзьям.
Или подпишитесь на обновление блога по E-Mail.


Для студентов школы и других аниматоров, желающих отполировать свои работы и оформить их в эффектное портфолио.

О курсе

Цель курса — рассмотреть способы создания мультипликационной картинки без сложных настроек рендера. Научить практически и интерактивно видеть происходящее на экране и настраивать визуализацию. Курс короткий и длится всего 4 недели

Преподаватель расскажет студентам, как грамотно собирать свой шоурил. Как правильно его оформить для отправки на студии. Мы научим вас делать ваши шоты ещё красивее, интереснее и привлекательнее!

Перспективы после окончания

На курсе студент научится оформлять свои работы стандартными средствами Maya (без настроек рендера), а также доработает анимацию своих шотов под присмотром преподавателя.

Аниматор: профессия настоящего и будущего

28 октября — Международный день анимации. В честь праздника мы взяли тематическое интервью у Андрея Тренина, аниматора с 15-летним опытом работы и создателя онлайн-школы анимации. Он рассказал нам, почему аниматор — это профессия будущего и как сделать карьеру в этой сфере.

Чем аниматор отличается от мультипликатора

Два основных вида современной анимации — рисованная 2D-анимация и компьютерная 3D-анимация. В первом случае оживляется нарисованный художником персонаж, во втором — его компьютерная проекция в 3D. К анимации также относится создание визуальных эффектов (VFX).

Чем занимается аниматор

Аниматор — это художник-артист, который с помощью определённых приёмов и технологий создаёт иллюзию движения персонажа мультфильма или компьютерной игры. Персонажи при этом двигаются, разговаривают, испытывают и проявляют разные чувства. Всё это аниматор должен изобразить, пользуясь разными профессиональными приёмами. Чем более живым и ярким получатся персонаж — тем выше качество работы аниматора.

Мультфильмы, анимационные сериалы, компьютерные игры не создаются в одиночку, над ними всегда работает команда. На большой студии аниматор — часть производственной цепочки. Можно сказать, что он — инструмент, которым режиссёр воплощает свой замысел. Сначала создаётся сценарий и образы персонажей, а потом аниматор воплощает и оживляет их.

С одной стороны, аниматор — достаточно творческая профессия. В рамках определённого режиссёрского задания можно самостоятельно работать над характером, внешностью, манерами персонажа, воплощать собственные идеи.

С другой стороны, в индустрии аниматору приходится работать в заданных рамках, выполнять режиссёрскую задачу. Если хочется больше свободы, можно заниматься собственными проектами, работать в авторском кино, но там меньше возможностей для заработка.

Как я стал аниматором

Я руководитель проекта, занимаюсь его развитием и продвижением, поэтому времени на преподавание или создание анимации практически не остаётся. Однако я планирую развиваться дальше в индустрии. Например, есть идея создать компьютерную игру, но не хватает знаний, так что я собираюсь пойти на курсы и выучиться на геймдизайнера.

Где нужны аниматоры

Я считаю, что аниматор — это профессия будущего. Визуальный контент окружает нас повсюду, и его будет требоваться всё больше и больше. В дальнейшем технологии позволят транслировать анимационные изображения прямо в мозг человека, и для их создания также понадобятся аниматоры.

Но и сегодня аниматор — очень востребованная профессия. Они нужны в кино- и телеиндустрии, в рекламе. Создание фильмов и мультфильмов в студиях поставлено на поток, поэтому аниматоры в кино и на телевидении не просто востребованы — их не хватает, причём как в России, так и за рубежом.

Аниматоры задействованы и в гейм-индустрии. Они создают специальные клипы анимации, которые компьютерная программа потом микширует (совмещает) и делает из этого движение. Например, для персонажа отдельно делается клип для ходьбы, отдельно — для падения, отдельно для поднятия руки, поворота головы. Потом все эти клипы совмещаются и получается анимация движений персонажа. Игрок нажимает соответствующую кнопку на компьютере, активируется программа, и персонаж выполняет нужные действия.

Как стать аниматором

Высшее образование в сфере анимации можно получить во ВГИКе, на факультете анимации и мультимедиа. Там готовят режиссёров и художников анимации, есть бюджетные и платные места.

Экзамены для поступления:

  • русский язык (ЕГЭ);
  • литература (ЕГЭ);
  • творческое испытание (композиция);
  • профессиональное испытание (живопись + рисунок);
  • собеседование.

Однако в наше время не обязательно идти в официальное учебное заведение, чтобы выучиться на аниматора. Существует множество дистанционных школ анимации. Они, как правило, платные, но обучение на аниматора очень быстро окупается, если не просто выучиться, а остаться в профессии. Зарплата аниматора-стажёра в России — от 40 тысяч рублей, а опытный специалист может зарабатывать 100 тысяч и больше.

Преимущества онлайн-школы:

Когда аниматора принимают работать на студию, даже если это студия Disney, смотрят не на диплом, а исключительно на портфолио, то есть на работы, которые аниматор уже делал и может продемонстрировать.

Аниматоры сейчас настолько востребованы, что студентов разбирают на работу сразу после окончания дистанционной школы анимации.

Какие навыки нужны аниматору

Для поступления в официальное учебное заведение понадобятся навыки рисования и раскадровки. Их можно получить в художественных школах, на специальных курсах, детских студиях анимации или занимаясь с преподавателем индивидуально.

Уровни мастерства и карьера

Главные навыки аниматора — умение передавать движение тела и мимику персонажа.

Передавать движение проще. Научившись хорошо рисовать движение, аниматор уже может создавать работы, например, для компьютерных игр, где персонажи просто бегают и прыгают, совершают какие-то действия, но не общаются.

Чтобы работать над созданием мультфильмов и фильмов, нужно научиться делать мимику, липсинк — движение губ персонажа, показать актёрскую игру, сделать его интересным, смешным. Это следующий уровень мастерства.

По опыту нашей школы анимации, самый быстрый срок освоения профессии с нуля до начала работы в студии — 6 месяцев. Сейчас этот срок увеличивается: аниматоров становится больше, растёт конкуренция, студиям требуются специалисты более высокого уровня. Многие наши выпускники возвращаются к нам, чтобы освоить новые навыки.

После школы анимации студент становится аниматором-стажёром. Через несколько лет работы в разных студиях и разных проектах он нарабатывает опыт и превращается в хорошего специалиста среднего уровня. Если он становится востребованным, его приглашают на работу и стараются удержать — значит, он стал аниматором-профессионалом.

Внутри студий анимации — своя карьерная лестница, от техник-аниматора до главного аниматора, который отвечает за весь проект.

Какие личностные качества нужны и не нужны аниматору

Нужны

✅Трудолюбие, умение действовать, а не рассуждать.

Это качество нужно в любой профессии, но аниматор совершенствует своё мастерство и растёт профессионально, только если постоянно работает, рисует и создаёт. Успешные молодые специалисты, которые быстро становятся востребованными и попадают на крупные студии, отличаются не особыми талантами, а именно трудолюбием и активностью.

✅Коммуникабельность

Умение выстраивать коммуникацию важно, чтобы находить интересные проекты, быть в курсе новинок индустрии, для работы в команде и обмена опытом с коллегами.

✅Наблюдательность

Для аниматора важно замечать особенности движения, мимики людей, быть внимательным к деталям. Наблюдая за движением в окружающем мире, люди разработали основные принципы анимации. Аниматор постоянно исследует, как двигается персонаж, смотрит референсы (изображения, помогающие уточнить творческую задачу, уловить суть персонажа и точнее передать детали), изучает работы других аниматоров.

✅Ответственность

Профессиональный аниматор должен работать быстро, качественно, соблюдать сроки, ответственно относиться к своей задаче.

Не нужны

🚫Усидчивость

Создавать анимацию — очень увлекательное занятие, поэтому темперамент для аниматора не имеет особого значения. Главное — любить свою работу, тогда усидчивость не понадобится.

🚫Талант

В анимации, как и в любой другой творческой профессии, 99% труда, и только 1% таланта, и даже этот 1% не обязателен. Если он есть — повезло, если нет — можно без него обойтись.

Что нужно запомнить:

  1. Аниматор — очень востребованная профессия, аниматоры работают в кино, на телевидении, в рекламе, геймдизайне, и чем больше создаётся контента, тем сильнее ощущается нехватка специалистов.
  2. Выучиться на аниматора можно в колледже или вузе, а можно закончить дистанционную онлайн-школу анимации. Там студентам преподают необходимые навыки и помогают собрать портфолио, которое понадобится при устройстве на работу. Для аниматора хорошее портфолио намного важнее, чем диплом самого топового вуза.
  3. Выучиться на аниматора в онлайн-школе можно с нуля, для 3D-анимации не нужно даже уметь рисовать, а для 2D-анимации достаточно начальных навыков рисования. Главное для аниматора — уметь видеть и создавать изображение в динамике, оживлять персонажей, делать их интересными и запоминающимися.
  4. Выучиться на аниматора можно не выходя из дома, а работать — по всему миру.
  5. Чтобы стать успешным и востребованным аниматором, нужны трудолюбие, наблюдательность, коммуникабельность и умение работать в команде. А вот наличие таланта не так принципиально, главное — желание работать и набираться опыта.

Читайте также: