Как сделать портфель экскурсовода

Обновлено: 05.07.2024

Борис Васильевич Емельянов

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Формирование кадров туристско-экскурсионной организации – это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.

Не осталось в стороне от этого потока исследований и публикаций экскурсионное дело, в своем нынешнем виде представляющее самостоятельную отрасль культурно-просветительной работы.

Мы можем вести споры о роли экскурсий в жизни человека, выслушивать сторонников деполитизации этого вида культурных мероприятий, изменять экскурсионную тематику, дополнять и изменять содержание экскурсионных тем, давать иное толкование историческим событиям и отдельным этапам в жизни страны. Все это закономерно.

В этой книжке автор раскрывает особенности показа и рассказа, основные методические приемы проведения экскурсии. Впервые были намечены принципы дифференцированного подхода к экскурсантам, предложено их деление на определенные группы. Критерии оценки экскурсионных объектов, названные в книжке, сохранили свое значение до настоящего времени. Многие предложения стали основой организации экскурсионного дела. Назовем лишь некоторые: введение в обиход двух видов текста экскурсии – контрольного и индивидуального; определение роли и структуры методической разработки основных положений подготовки профессиональных экскурсоводов.

Предлагаемый учебник – итоговый труд Бориса Васильевича Емельянова (1918–2001 гг.), который был одним из создателей экскурсионного дела в нашей стране.

С 1969 по 1989 г. он возглавлял Главное экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям. В последние годы жизни преподавал в Российской международной академии туризма.

Учебник впервые увидел свет в 1999 г. С тех пор неоднократно переиздавался. В нем наиболее полно отражаются теория, методика и практика экскурсионного дела.

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

В эти годы был осуществлен переход лидерства от учреждений Министерства культуры к профсоюзам – Центральному совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям на местах. Большую роль сыграло создание почти тысячи бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных бюро в городах, рабочих и курортных поселках страны.

Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Ведущую роль в этом сыграли Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ныне Российская международная академия туризма).

После двадцати лет работы, в которой приняла участие экскурсионная кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и особенности двух важнейших элементов – показа и рассказа – экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные части экскурсионного дела и особенности профессионального мастерства экскурсовода.

Возникновение экскурсионной теории – результат активной познавательной деятельности на местах, обобщения практики десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.


Классификация наглядных пособий Естественные Изобразительные Технические Отдельные растения Художественные: картины, рисунки, Экранные пособия: открытки пр. Кино-, видеофильмы, Срезы деревьев диапозитивы и пр. Условно- схематические: Насекомые схемы, таблицы и пр. Звуковые: магнитофонные записи, Семена и т. д. Условно- грамзапись, концерты географические: истор. карты, географ. карты Фотографии: знатных людей, документов и пр.


выразительность необычность сохранность необходимость и целесообразность их использования познавательная ценность, т. е. насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными

Слайды и текст этой презентации

Что будет показано для экскурсантов: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны,

Что будет показано для экскурсантов: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др.

Первоначальный вид того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, фотографии

Первоначальный вид того места, на котором было построено осматриваемое здание
(жилой микрорайон). С этой целью используются, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива.

Показ, того что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий,

Показ, того что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

Фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним

Фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

Вторая задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа

Вторая задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее: — необходимость и целесообразность их использования;— познавательная ценность, т.е. насколько

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:
— необходимость и целесообразность их использования;
— познавательная ценность, т.е. насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию, сделать показ и рассказ более наглядными и понятными;
— необычность;
— выразительность;
— сохранность. Фотографии, картосхемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18 х 24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначаемые для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24 х 30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

Объекты портфеля удобно демонстрировать во время движения автобуса.Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия

Объекты портфеля удобно демонстрировать во время движения автобуса.
Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.
Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание видеороликов. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание видеороликов. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала (церемониала, выработанного народными обычаями). Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах, прослушивают траурные мелодии. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской,
Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и других войн. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось

Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации. Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды.
С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий.

При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение

При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени) произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т.д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

Читайте также: