Как сделать попытки в паскале

Обновлено: 08.07.2024

В этой статье я расскажу вам про основные принципы работы с языком Информация, выложенная здесь, проста и понятна для начинающих программистов. После изучения этой статьи вы будете владеть первоначальными знаниями о Pascal, и ваш дальнейший процесс обучения будет проходить намного легче чем мог бы быть.

Pascal – один из самых известных языков программирования. Создан в 1968 – 1969 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом, был назван в честь французского математика и физика Блеза Паскаля, и используется для обучения программированию по сей день.

Видео на тему: Установка Turbo Pascal на ОС Win7 64-bit. Основы программирования. Паскаль. Урок №1.

1. Подготовка к работе в Pascal

Итак, вы решили научиться программировать и начать с языка наиболее для этого подходящего – Pascal. Для начала работы вы должны приобрести (скачать) компилятор.

2. Начало работы в Pascal

Что ж, перед нами открыто окно компилятора. Чистый, белый (или синий?) лист. Здесь и будут появляться на свет наши первые программы. Перед началом работы следует запомнить, что язык Pascal – это совокупность трёх составляющих: алфавита, синтаксиса (правил написания объектов языка) и семантики (правил использования этих объектов).
Алфавит Pascal состоит из:

Задача же синтаксиса и семантики состоит в том чтобы, правильно написать раздел программы и правильно составить ее структуру, в противном же случае наша программа будет работать неправильно (или же не работать вовсе!).
Вам наверное уже не терпится приступить к самой интересной части, так что сейчас мы с вами попробуем написать ваши первые программы.

Видео на тему: Урок 1. Паскаль с нуля. Переменные и типы данных

Структура программы выглядит так:

3. Создание первых программ

Откройте окно вашего компилятора, и введите следующие строки:

program Programma1;
begin
write(' Pascal ');
end.

3.1. Операторы write, writeln, read, readln

Теперь поговорим о вводе данных. Мы уже познакомились с оператором write, но существуют также и другие. Writeln, к примеру, используется для вывода данных с переходом на новую строку. Зачем? Ну, например чтобы дать какой-нибудь переменной значение:

Как вы видите, я вкратце описал каждое действие в фигурных скобках. Это называется комментарий. В дальнейшем я также буду использовать их для объяснений.
В этом примере для присваивания к переменной значения, введенного с клавиатуры используется оператор read.

Мы видим, что при выполнении он прочитал строку в переменную А. А другой оператор, readln работает по другому. Используя его, мы можем сразу ввести нужную строку, и она прочитается в переменную:

Теперь, когда вы немного знаете о вводе данных, поговорим о том, какие могут быть данные, и как их обрабатывать.

3.2. Типы данных в Pascal

Пока вы читали эту статью, вы, наверное, уже пару раз натыкались на непонятное вам integer. Внимательно изучив основную структуру программы, вы наверняка поняли, что это тип данных. Но что это означает? Давайте поближе с этим познакомимся.

Исходные данные, которые вводятся с клавиатуры или читаются из файла, находятся в переменных, а они, в свою очередь, хранятся в оперативной памяти. Тип данных определяет, какие именно данные можно хранить, и сколько они займут оперативной памяти. Типы данных бывают целыми и вещественными.

•Целые типы данных (для целых чисел):
— byte
Объем памяти значений этого типа составляет 1 байт. Диапазон значений для данного типа: от 0 до 255.
— word
Значения этого типа занимают уже 2 байта памяти, а диапазон значений уже побольше: от 0 до 65535.
— integer (уже нам знакомый)
Значения также занимают 2 байта памяти, диапазон такого же размера, но включает уже и отрицательные числа: -32786…32787.
— LongInt
Объем памяти, занимаемый значением типа равняется 4 байтам. Диапазон значений же полностью соответствует названию типа данных: от -2147483648 до 2147483647
— ShortInt
Значение типа потребляет 1 байт памяти, диапазон относительно небольшой: -128…127.

•Вещественные типы данных (для чисел с дробной частью):
— Real
Занимаемая значением типа память – 6 байт. Число значащих цифр – 11-12. (значащие цифры – это точные цифры, то есть не округленные). Диапазон значений типа: от 2.9*10-39 до 1.7*1038.
— Double
Размер значения типа – 8 байт. Число значащих цифр – 15-16. Диапазон: 5.0*10324…1.7*10308.
— Extended
Занимает 10 байт. Число значимых цифр – 19-20. Диапазон: 3.4*10-4932…1.1*104932.
Помимо этих, существуют также символьный тип данных (char) и даже логический тип данных (boolean), переменные которого могут принимать значения только true или false.

Итак, мы уже немало узнали о вводе и выводе данных. Теперь же перейдем к самой сложной части – обработке данных.

3.3. Обработка данных. Математические операции. Условия. Логические операции.

  1. Сложение (+);
  2. Вычитание (-);
  3. Умножение (*);
  4. Деление (/);
  5. Целочисленное деление (div) – возвращает целую часть от деления (Пример: 10 div 3 = 3);
  6. Остаток от деления (mod) – возвращает только остаток от деления (Пример: 5 mod 2 = 1);

Помимо приведенных, существуют еще такие операции и функции для работы с числами:

abs(x) – возвращает модуль от x;
sin(x) – синус угла x (в радианах);
cos(x) – косинус угла x (в радианах);
int(x) – возвращает целую часть от x;
random(число) – случайное число от 0 до заданного;
sqr(x) – квадрат x;
sqrt(x) – квадратный корень x;
inc(x) – увеличить x на 1;
dec(x) – уменьшить x на 1.

Условия

Условия в Pascal играют очень большую роль, особенно если алгоритм выполнения программы разветвленный. Формулируется условие следующим образом:

if (условие 1) then (действие 1 — основное) else (действие 2 — альтернативное)
(if – если, then – то, else – иначе)

При построении условия пользуются логическими операциями and, not, or, xor:

• and – операнд, объединяющий несколько условий в одно. Действие будет выполняться, только если все перечисленные условия будут верны.
program Usloviya;
var a:integer;
begin
readln(a);
if (2*2=4) and (3+2=5) then a:=a+1 else a:=a-1;
write(a);
end.

На этом примере мы видим, что все условия, перечисленные через and верны, потому выполнялось только первое действие, идущее через than. Если хотя бы одно условие не было верно, тогда выполнилось бы второе действие.

• not – логическое действие с условием из одной части. Если условие неверно, то будет выполняться основное действие (первое), если верно – то альтернативное (второе).

program Usloviya;
var b:integer;
begin
readln (b);
if not 5=4 then b:=b+1 else b:=b-1;
write (b);
end.

Условие 5=4 неверно, следовательно, будет выполняться первое действие.

• or (или) – логический оператор для условия из нескольких частей. Основное действие будет выполняться, если верно хотя бы одно условие.
program Usloviya;
var d:integer;
begin
readln (d);
if (5=4+1) or (5=4) then d:=d+1 else d:=d-1;
write(d);
end.

Одно из условий верно, поэтому программа перейдет к основному действию. Тоже повторится, если верными будут все условия. Если же ни одно условие не будет верно, то выполниться альтернативное действие.

• xor – с этим оператором основное действие выполняется, если верно только одно условие. Если верны несколько условий, или же ни одного, то выполнится альтернативное действие.

program Usloviya;
var n:integer;
begin
readln(n);
if (6=4) xor (3=5-2) then n:=n+1 else n:=n-1;
write (n);
end.

(Примечание: Не стоит забывать что приоритет логических операций выше чем математических, поэтому, если одни совмещаются с другими, то желательно выделять математические операции скобками, чтобы не возникало ошибок при выполнении программы.)

Теперь мы с вами знакомы и с основами обработки данных. Осталось поговорить о некоторых дополнительные процедурах, и функциях для управления программой, которые вам не раз пригодятся при дальнейшем обучении на Pascal.

3.4. Процедуры и функции для управления программой

На данном примере, программа увеличивает на 1 введенное число, пока оно не станет равным пяти. Тут мы и можем проследить действие метки.

•Delay(время) – остановка программы с задержкой, время в кавычках указывается в миллисекундах.
•Readkey – остановка программы до нажатия клавиши, значение функции – код нажатой клавиши.
•Exit – досрочное завершение процедуры.
Следует заметить, что для работы delay, readkey, и exit необходимо подключить модуль crt (uses crt).

Также посмотрите видео: Паскаль с нуля — первая программа.

4. Заключение

Прочитав эту статью, вы получили базовые знания по языку программирования Pascal. В доступных и понятных формулировках здесь были выложены основные понятия, принципы работы с данным языком. Теперь дело переходит к вам в руки. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией, и продолжите обучаться языку Pascal, то вскоре сможете владеть им в совершенстве.

В большинстве случаев переменные описываются в блоке begin-end и описание совмещается с инициализацией:

Это решает сразу несколько проблем:

  • можно не говорить о типах в первых программах или лишь упоминать их
  • невозможно забыть инициализировать переменную
  • переменные описываются по мере необходимости близко к месту их использования. Это улучшает читаемость. Проблема старого Паскаля, когда груда переменных описывалась до beginа, отсутствует

При таком способе возникает одна проблема: если надо накопить сумму вещественных, то такой код приведет к ошибке типов:

Для исправления этой ошибки всё равно придётся говорить о типах и инициализировать sum одним из двух способов:

Цикл for var

Переменная - счётчик цикла for всегда должна описываться в заголовке цикла:

Это делает невозможным использование счётчика цикла вне цикла

Цикл loop

Если количество повторений цикла заранее известно, но неважен номер повторения, то используется цикл loop:

Множественное описание переменных с инициализацией

Можно инициализировать сразу несколько переменных в момент описания:

Вывод

Для вывода вместо процедуры Write предпочтительно использовать процедуру Print. В отличие от Write она разделяет элементы вывода пробелами. Например:

Для вывода нескольких значений с пояснениями рекомендуется использовать интерполированные строки:

вместо режущего глаз

Ввод принято осуществлять, используя функции вида ReadInteger, ReadReal и т.д.:

Это позволяет совмещать описание переменной с инициализацией и автовыводом типа. В качестве дополнительных бонусов: можно делать приглашение к вводу как параметр функции ввода и вводить сразу несколько переменных одного типа:

Для ввода с контролем ошибок используется функция TryRead. Она возвращает False если ввод осуществлён неверно (введено не число или число выходит за границы диапазона). Типичный пример её использования:

Тип BigInteger

Для работы с длинными целыми используется тип BigInteger. Например, чтобы вычислить 100!, достаточно написать следующий код:

Константу BigInteger можно также создать, используя суффикс bi - тогда предыдущий код изменится следующим образом:

Некоторые полезные стандартные процедуры, функции и операции

Для обмена значений двух переменных a и b используйте стандартную функцию Swap(a,b) :

Разумеется, первый раз необходимо показать, что обмен значений осуществляется через третью переменную:

Но далее следует использовать Swap.

Минимальное и максимальное среди множества значений можно вычислить, используя стандартные функции Min и Max:

Для возведения в степень используется операция ** :

Возведение в целую степень оптимизировано и работает быстрее стандартной функции Power(a,n) .

Для проверки принадлежности диапазону используется конструкция x in a..b :

Эта операция эффективна и переводится в

Диапазоны также можно использовать для вещественных значений и для символов:

Для проверки принадлежности множеству значений используется либо множество:

Мы рекомендуем второй способ - он существенно более эффективен по скорости и по памяти.

Условная операция

Если переменной необходимо присвоить значение в зависимости от условия, то вместо условного оператора иногда нагляднее использовать условную операцию:

Методы в стандартных типах

Например, чтобы вывести значение переменной базового типа, можно использовать метод Print:

Из других интересных методов для начинающих для целых типов отметим:

Например, в следующей программе вычисляется количество четных двузначных из 10 введённых:

Для вещественных значений полезными являются методы

В частности, удобно использовать цепочечную точечную нотацию:

Для всех числовых типов также определены константы MinValue и MaxValue. Чтобы обратиться к ним, следует использовать имя типа:

Кортежи

Кортежи представляют собой способ объединить несколько значений в одно целое. Значения типа Кортеж записываются в круглых скобках: (1,2,3) или ('Иванов',15) . с помощью кортежей можно выполнять одновременные присваивания нескольким переменным:

Присваивание (a,b) := (b,a) позволяет поменять значения двух переменных.

Использование кортежей даже в начальных задачах крайне многообразно.

Пример 1. Нахождение наибольшего общего делителя

Пример 2. Числа Фибоначчи

©2022 PascalABCNET Team. All rights reserved.
Page last updated: 19.12.2020
Site last generated: Jan 29, 2022

Язык программирования Паскаль знаком многим, кто в школе посещал уроки информатики. Да, это тот самый язык, с которого, собственно, и начиналось знакомство с необъятным и фантастическим миром программирования. Учились на нём не потому, что больше было не на чем, а благодаря гениальности этого языка, по сути, созданного специально для обучения.

Сегодня Паскаль почти забыт, но это не значит, что он полностью утратил свою актуальность. Есть языки-преемники, тот же Delphi, например, хотя и он тоже постепенно уходит. Паскаль полезен своей базой и принципами. О том, как создавался этот язык, как развивался и нужно ли его изучать сегодня, вы узнаете из нашего материала.

История создания и использования языка программирования Паскаль

Первоначально язык создавался исключительно как обучающий. Произошло это в 1970 году. Создатель Паскаля, профессор Никлаус Вирт, вдохновлялся прежде всего языком Алгол 68, в создании которого он также принимал участие. Именно поэтому синтаксисы этих двух языков во многом похожи, и Паскаль считается Алгол-подобным средством программирования.

История создания и использования языка программирования Паскаль

История создания и использования языка программирования Паскаль

Тем не менее, различия между ними также весьма существенны. Создавая Паскаль на основе Алгола, Вирт исключил из последнего все избыточные функции. Получился в результате минималистичный и лаконичный язык. К примеру, в нем отсутствует оператор GoTo. Фактически в Паскале впервые воплощен принцип структурного программирования. Иными словами, все программы логически могут описываться лишь тремя операторами:

  • последовательное выполнение;
  • ветвление;
  • циклы.

В современном программировании такой подход является естественным, но тогда он не был столь очевидным. Для понимания и внедрения этого принципа потребовалось целых 10 лет.

А до того наибольшей популярностью среди прикладных программистов пользовался Бейсик, где оператор GoTo имеется. И вот с началом 1980-х на замену Бейсику приходит Паскаль.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Первая профессиональная среда разработки, появившаяся в 1983 году, называется Turbo Pascal. Первоначально она создавалась для операционной системы MS DOS. Позднее, в 1990-е, разработали версию для MS Windows 3.x. В данной среде содержалось все необходимое для программирования, включая комплект встроенных библиотек и отладчик.

Затем был создан расширенный вариант Turbo Pascal под названием Borland Pascal. Оба этих средства являлись основными для разработки ПО в 1980-е годы.

Далее в 1986 году Паскаль модифицируется в сторону объектно-ориентированного языка, создается соответствующая среда разработки. Так на свет появился Delphi, примерно как C++ создавался на базе C. Но при этом никакого усложнения Паскаля не последовало. Delphi в отличие от C++ проектировался не как системный, а исключительно как прикладной язык, лишенный сложных инструментов для управления системной памятью.

В следующее десятилетие аппаратные возможности компьютеров стремительно растут. Теперь скорость работы программ уже не так важна, как раньше. И в этих условиях Delphi, позволяющий быстро разрабатывать приложения, становится все популярнее. Основные объекты интерфейса Windows в этой среде уже имеются — достаточно лишь перемещать их в нужное место на форме.

Достоинства языка Паскаль

Многие программисты с сожалением наблюдают упадок языка Паскаль, ведь этот язык обладает множеством преимуществ. В качестве средства разработки прикладных программ он показал себя очень неплохо.

Перечислим здесь основные плюсы языка.

Интуитивно понятный синтаксис

По синтаксису Паскаль похож на Алгол и отличается понятностью и естественностью. Причем подходит он и для обучения программированию, и для непосредственной разработки программ.

К примеру, необходимо присвоить переменной значение. Оператор присваивания выражается следующей строкой в Паскале, понятной даже детям:

В других языках переменная присваивается просто через знак равенства:

Компилируемый язык

Среда разработки включает в себя встроенный компилятор, который превращает программу в машинный код и представляет ее в виде обычного исполняемого файла. Данный файл затем можно запустить на любом компьютере.

Основные модификации Паскаль

Паскаль до сих пор является одним из самых лучших обучающих языков. И даже в промышленности для программирования процессов используют ObjectPascal (специализированный вариант Паскаль). Также помимо этой существуют и другие модификации, нашедшие свое применение на практике.

Это не только модифицированный язык, но также известная специализированная среда разработки программ для систем DOS и Windows 3.x.

Данный компилятор для ObjectPascal также известен под названием FreePascalCompiler (сокращенно FPC). С ним свободно могут работать все желающие.

Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться?

Команда GeekBrains вместе с экспертами по построению карьеры подготовили документы, которые помогут найти и выбрать востребованную высокооплачиваемую профессию.

Александр Сагун

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Каналы для поиска работы

Список из 26 ресурсов и 34 Telegram-каналов

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Рейтинг наиболее актуальных специальностей в 9 направлениях

Является открытой кроссплатформенной средой разработки для рассмотренного выше компилятора FPC. Для работы предоставляется окружение, сходное с Delphi.

От других вариантов язык выгодно отличается строгой типизацией и наличием инструментов для процедурного программирования. Сам создатель оригинального Паскаля убежден в том, что язык программирования должен выполнять функцию обучения дисциплинарному программированию. Поэтому количество неоднозначных элементов синтаксиса в Паскале сведено к минимуму, а сам синтаксис интуитивно понятен. Благодаря этому его легко могут изучать начинающие программисты.

Алфавит и словарь языка программирования Паскаль

Любой язык программирования использует определенный набор символов (алфавит). И Паскаль — не исключение. Итак, код этого языка может содержать:

  • прописные и строчные буквы латинского алфавита;
  • арабские цифры;
  • специальные символы: круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки препинания и символ подчеркивания; знаки арифметических действий и пр.

Александр Сагун

Мы вместе с экспертами по построению карьеры подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно вам.

Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты!

Скоро мы уберем их из открытого доступа, успейте скачать бесплатно:

Гайд по профессиям в IT

5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате

100 тыс. руб за 100 дней с новой профессией

Список из 6 востребованных профессий с заработком от 100 тыс. руб

Все профессии, которые есть в IT-сфере

63 профессии и необходимые для них навыки

Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру

Собрали 7 типичных ошибок. Их нужно избегать каждому!

Существуют также сложные символы, состоящие из нескольких простых, но воспринимающиеся как неделимые:

  • := (оператор присваивания);
  • >= и Подробнее

Процедура — это функция, которая не возвращает никаких значений, а просто выполняет определенные инструкции. Задаются эти структурные блоки следующим образом:

Function name(parameters): return_value;

Паскаль поддерживает многострочные комментарии. В таких случаях закомментированные строки заключаются символы соответственно в начале и конце блока. Однострочные комментарии обозначаются простыми фигурными скобками < и >. Примеры:

Имена всех объектов в Паскале могут писаться как строчными, так и прописными буквами. При этом, например, x и X считаются одним и тем же именем.

Стандартный код Паскаля структурно представляет собой совокупность заявлений, каждое из которых выполняет определенную задачу — декларирование, назначение, чтение и запись данных, принятие решений, передача управления потоком другим программам и т. п.

Вот пример заявления:

area := sqrt(s * (s — a)*(s-b)*(s-c));

Как было сказано ранее, язык Паскаль оперирует фиксированным набором зарезервированных слов, взятых из английского языка.

Пример простой программы на языке Паскаль

(* Начало основного блока *)

Результат программы показан на изображении:

Пример простой программы на языке Паскаль

Пример простой программы на языке Паскаль

Теперь разберем здесь все строки, функции и операторы Паскаля более подробно.

Развитие других языков благодаря Паскаль

Не стоит полностью хоронить язык Паскаль — он вполне существует и развивается в виде Delphi. Эта современная среда разработки позволяет писать любые программы, включая даже мобильные приложения. Тем не менее, ни Delphi, ни, тем более, Паскаль особой популярностью у программистов не пользуются.

Так, в публикации говорится о том, что операционные системы и прикладное ПО должны создаваться с помощью простого языка программирования. Язык Оберон как раз удовлетворяет этим требованиям — его синтаксис занимает всего одну страницу, а полное описание языка — 20 страниц.

Помимо минималистичности Вирт считает также надежность ключевым качеством средства для написания программ. Она может быть обеспечена только при использовании максимально простых инструментов.

Оберон впоследствии повлиял и на более современные языки. В частности, он оказал влияние на Java. Здесь позаимствована, например, технология сборки мусора.

Целая группа языков за авторством Вирта оказала сильное влияние на молодой язык Go, являющийся продуктом разработок Google. Яркий пример заимствования из Паскаля, Оберона и Модулы-2 — оператор присваивания. Он выглядит там точно так же:

Сферы применения Паскаль сегодня

Настало время веб-программирования и мобильных приложений. Ниша, где Паскаль и даже самую современную версию Delphi еще имело смысл использовать, ограничилась узкоспециализированными программами для настольных компьютеров. Процент данного ПО на рынке стремительно сокращался.

Однако сделанные разработчиками Borland и Embarcadero попытки реабилитировать язык не прошли зря. Еще есть возможность использовать наработки для создания кроссплатформенных приложений. Тем не менее, странная политика лицензирования продуктов лишь усугубляет положение языка и не оставляет ему шансов снова стать популярным.

Но считать Delphi версии 7 полностью умершим пока рано. Определенная дола программистов еще пользуется этим языком. К тому же существует огромный массив устаревшего кода, который в ближайшие десятилетия нужно сопровождать. Да и та же компания Embarcadero вполне способна выпустить на рынок что-то интересное, хотя и не инновационное.

В 80-е и 90-е годы Паскаль и Delphi переживали пик популярности. В этот период создано большое число программных продуктов, в том числе ориентированных на автоматизацию бизнес-процессов и производств.

Несмотря на то, что большая часть современных программ разрабатывается на других языках, все еще существуют программисты, выбирающие именно Паскаль для своей работы. Данного опыта достаточно для создания прикладных программ.

Среди этой группы разработчиков большой популярностью пользуется среда разработки Lazarus. Она бесплатна и сильно напоминает инструмент Delphi, позволяя работать с кодом в том числе и на этом языке.

Что касается самой Delphi, ее продолжают выпускать, но уже под именем RAD Studio.

Обучение языку Паскаль

По сей день в школах программирование начинают изучать с языка Паскаль. На нем школьники пишут простейшие программы. В вузах же студентов специальностей, связанных с IT, часто обучают программировать уже на других языках (например, C). Возникает закономерный вопрос: нужен ли Паскаль на практике? Если он неактуален, то зачем этот язык до сих пор преподают в школах?

Обучение языку Паскаль

Обучение языку Паскаль

Например, тот же C более эффективен для практического применения. Но работа в Турбо Паскале уже закрепилась в умах школьников и студентов. Это отличная платформа для изучения операторов, функций и массивов в Паскале, а значит и для постижения алгоритмов в целом. Фундаментальные знания, полученные в процессе обучения, можно применять уже в более современных средствах программирования.

Безусловно, готовые решения сегодня можно найти в интернете. Но эффект от обучения с нуля все же будет выше, учитывая, что задачи там не такие уж и сложные.

В чем же преимущество Паскаля как учебного языка? Он обладает понятным синтаксисом. Все команды, операторы и функции задаются английскими словами, а не простыми символами. Достаточно сравнить Паскаль с языком C. В первом случае начало и конец программы обозначается логичными словами begin и end, во втором — малопонятными фигурными скобками.

С одной стороны, такая многословность Паскаля только мешает профессиональным программистам. С другой эта особенность наделяет язык человеческой логикой, что очень важно для новичков.

Паскаль также отличается строгой статической типизацией, при которой для объявления всех переменных отводится определенный блок кода. Это очень удобно для обучения. На практике, конечно, статическая типизация скорее мешает, чем помогает. Кроме того, в Паскале нет каких-либо неочевидных нюансов, которые характерны, скажем, для C++.

Обучаться другим языкам программирования конечно же имеет смысл. Особенно, если они более востребованы на рынке. С другой стороны, навыки, полученные в результате изучения Паскаля, хотя и не пригодятся на практике, но будут служить фундаментом для безболезненного перехода на другой, актуальный язык. Как правило, с этим проблем не возникает.

Поскольку курсы по изучению Паскаля сегодня непопулярны, обучающих программ на текущий момент существует немного. Школы, ориентированные на сферу интернет-специальностей, фактически отказались от преподавания этого языка, так как ни одна крупная IT-компания его не использует.

Те же курсы, где еще осталась программа по Паскалю, предлагают чаще всего очную форму обучения. В среднем каждый такой курс длится 40 академических часов и стоит порядка 15-30 тысяч рублей. По завершению базового обучения выпускники могут пройти аттестационный тест либо сразу получить сертификат международного стандарта по оценкам за практические занятия.

В силу своей простоты Паскаль вполне доступен и для самостоятельного изучения. Но помимо чистого языка рекомендуется досконально знать и среду разработки, которой будут создаваться программы (к примеру, Delphi).

Языки программирования, которые можно изучать после Паскаля

Здесь перечислим два современных и актуальных языка, переход на которые после изучения Паскаля будет достаточно простым.

Это молодой язык программирования, созданный корпорацией Google в 2009 году. Подобно Паскалю, он является компилируемым. С помощью Go (или Golang) можно разрабатывать как прикладное ПО, так и системные программы.

Язык HTML: возможности и ограничения

Паскаль не повлиял на Python напрямую. Тем не менее, данные языки по своему синтаксису очень близки. Дело в том, что Python также основывался на Алголе 68. Неудивительно, что многие школы постепенно отказываются от Паскаля в пользу Python, благо что тот также прост в изучении.

Итак, подытожим. Паскаль изначально создавался Никлаусом Виртом как надежный и простой язык, соответствующий концепции структурного программирования. Долгое время он являлся основным средством разработки прикладного ПО, а сейчас служит отличным обучающим языком.

В программировании часто возникают ситуации, когда одну и ту же группу операторов, реализующих определенную цель, требуется повторить без изменений в нескольких местах программы. Для решения данной проблемы используют подпрограммы.
Подпрограмма - именованная группа операторов, которую можно вызвать для выполнения несколько раз из различных мест программы.
В языке Паскаль существую два вида подпрограмм: процедуры и функции.
Главное отличие процедур от функций заключается в том, что результатом функций является единственное число.

При конструировании достаточно сложного алгоритма логично разбивать его на ряд более простых задач. Сначала записывается основной алгоритм. В нем записываются обращения к вспомогательным алгоритмам (подпрограммам), которые позволят решить отдельные, более простые задачи.

Вспомогательный алгоритм (подпрограмма) должен:
- иметь имя, по которому его можно вызвать из других алгоритмов;
- возвращать управление тому алгоритму, из которого он был вызван. После того как завершится выполнение вспомогательного алгоритма, вызвавший его алгоритм должен продолжить работу с той точки, в которой он был прерван;
- иметь возможность вызывать другие алгоритмы;
- иметь достаточно малые размеры.

В языке Паскаль существует два вида подпрограмм: Процедуры и функции в Паскале объявляются в разделе описания за разделом переменных: процедура (PROCEDURE ) и функция ( FUNCTION ).

Параметры, записываемые в обращении к подпрограммам, называются фактическими ; параметры, указанные в описании подпрограмм - формальными . Фактические параметры должны соответствовать формальным по количеству, порядку следования и типу. Параметры, объявленные в основной (главной) программе, действуют в любой подпрограмме и называются глобальными . Параметры, объявленные в подпрограмме, действуют только в этой подпрограмме и называются локальными .

Процедуры

Процедуры используются в случаях, когда в подпрограмме необходимо получить несколько результатов. В языке Паскаль существует два вида процедур: процедуры с параметрами и без параметров.

Формат описания процедуры имеет вид:

procedure имя процедуры (формальные параметры);
раздел описаний процедуры
begin
исполняемая часть процедуры
end;

Например:
procedure korni (f: real; b,c:integer; var x1, x2:real; var k:integer);

Формальные параметры отделяются точкой запятой (однотипные параметры пишутся через запятую).

Вызов процедуры:
Обращение к процедуре осуществляется по имени процедуры, за которым могут быть указаны фактические параметры.
имя процедуры (фактические параметры);

Фактические параметры отделяются друг от друга запятой.

При вызове процедуры устанавливается взаимно однозначное соответствие между фактическими и формальными параметрами. После выполнения процедуры управление передается следующему, после вызова процедуры, оператору вызывающей программы.

Например:
korni (i,c,d,x,y,n);

Задача 1. Написать процедуру, которая печатает строку из N звездочек и переводит курсор на новую строку.

procedure pr (n:integer);
var i : integer ;
begin
for i :=1 to n do write ('*'); writeln;
end;

Задача 2. Составьте программу, получения изображения в котором в первой строке 1 звездочка, во второй - 2, в третьей -3, . в строке с номером m - m звездочек.

Читайте также: