Как сделать популярный трек

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Музыка — точно такой же вид бизнеса, как и любой другой, и ей тоже нужен маркетинг. Но в этом деле есть своя специфика: музыку нельзя потрогать или пользоваться ей в привычном смысле слова. Польза для клиента от музыки — в эмоциях и впечатлениях, поэтому продвижение музыкантов строится на особенных принципах. В этой статье разберем, как продвигать музыку в интернете и за его пределами.

Подготовить материал нам помогла Юлия Шрамкова, концертный директор Invisible Management, работающая с Anacondaz, RAM, S3xtape, Космонавтов нет, Лигалайз, 7000$, Карандаш. Также она работает менеджером полного цикла группы LASCALA.

Основы

Если говорить о музыкальном проекте как продукте, главная цель — продвигать музыканта для слушателей. В этой статье будем рассматривать продвижение музыки в интернете именно в аспекте продвижения собственной музыки, не затрагивая работу продюсеров, которые пишут музыку под заказ или продают через сервисы вроде Audiojungle — об этом мы рассказывали в другом нашем материале.

Стратегия и бренд

Любая музыка найдет своих слушателей — вопрос в том, сколько их будет. Здесь важен стиль. Он во многом определяется стандартными маркетинговыми вещами: целевой аудиторией, каналами продвижения, географией. Рэп и поп-музыка больше востребованы у молодежи, поэтому такой материал нужно продвигать на одних площадках, для джаза с его более возрастной аудиторией каналы будут другими. Другой пример: в США больше востребован EDM на грани попсы, в Европе присутствует сильные техно- и хаус-сцены. Плюс имеет значение язык, на котором поют в песне. Так определяется общая стратегия: где, каким образом и как продвигать свою музыку.

Группа или исполнитель — это бренд. Соответственно, у них есть такие же составляющие бренда, как и в любом бизнесе. Бренд музыканта точно так же нужно развивать, повышать узнаваемость и авторитетность. К примеру, визуальная айдентика должна соответствовать стилю и отзываться у аудитории, поэтому у металлистов обычно мрачные логотипы, а у поп-артистов — яркие и приятные. Сюда же входит и внешний вид: будет странно увидеть, как группа на сцене рубит хардкор, но при этом участники одеты в строгие костюмы.

В качестве торговой марки выступает имя исполнителя или название коллектива. Иногда на концерт группы фанаты идут даже после того, как полностью сменился состав — это и есть сила бренда. Всему этому можно научиться на общих курсах по брендингу: например, такой есть у Нетологии.

Инструменты и каналы

После разработки бренда и стратегии настает очередь выбора каналов продвижения. При этом инструментов и каналов очень много: радио, стриминговые сервисы, специальные сайты для продвижения музыкантов, соцсети и многое другое.

Социальные сети

Если бизнес сейчас не присутствует в соцсетях, можно считать, что его не существует, и музыка — не исключение. При этом нужно очень серьезно заботиться о контенте. Выкладывать только посты о новых треках не получится, потому что они выходят далеко не каждый день, но можно постить фото и видео с гастролей, бэкстейджи с выступлений и съемок клипов, работу на студии. Имея музыкальный материал и качественный контент, можно успешно продвигать проект: как рекламировать музыку через контекстную и таргетированную рекламу, так и договариваться о размещениях в тематических сообществах, где присутствует нужная аудитория. Все то же самое работает и для YouTube (и даже для TikTok), где можно размещаться на тематических каналах или у блогеров с нужной аудиторией.

Стриминговые сервисы

Есть и другой путь: при достижении определённого уровня качества и количества прослушиваний сам Спотифай начинает обращать на артиста внимание. Тогда его треки начинают появляться в тематических плейлистах самого сервиса, и это приносит прослушивания вместе с новыми подписчиками. Истории об артистах, на которых можно ориентироваться, есть на том же сайте Spotify для артистов. Да и просто размещаться на стриминговых сервисах важно, потому что сейчас большинство меломанов слушают музыку именно там.

Bandcamp, Patreon

На Bandcamp пользователь может установить свою цену или скачать музыку, которую исполнитель предоставляет бесплатно. Взамен он дает свою электронную почту, которую можно использовать для рассылок и дальнейшего продвижения.

Для покупки альбома можно установить свою цену, у дискографии стоит фиксированная цена — 11.57 фунтов

На Patreon можно разместить кампанию по сбору средств на запись альбома или серии подкастов. Например, так делает голландский коллектив Noisia для своего проекта Noisia Radio: в обмен на подписку они предлагают слушателям дополнительные преимущества в виде голосований за трек, который повторится в следующем выпуске, материалы для продакшена и возможность попасть в выпуск со своей композицией. Таким образом можно обеспечить себе дополнительные продажи или доход от сайд-проектов.

Важный нюанс: к артисту на Patreon или Bandcamp пойдут только те, кто его уже слушает. Поэтому там круто строить коммуникацию с существующей аудиторией, но привлекать новую оттуда не выйдет.

Z1.fm, ProtonRadio

Существуют сервисы, где можно разместить музыку, а они в свою очередь сами разошлют ее по подходящим площадкам и лейблам. Условие одно: пройти модерацию, которая следит за уровнем качества материала. Если музыка крутая, её включают в рассылку по базе лейблов, которые потенциально могут её подписать. Это достаточно простой способ, но с платформами придется делиться частью дохода. Обычно это 10-20%.

Радио

Попасть на радио сложнее. Для продвижения песни через радио нужен материал высокого качества, который точно попадает в аудиторию станции.

Юлия Шрамкова, концертный директор Invisible Management:

Часто для продвижения артист платит радиостанции, чтобы попасть на радиошоу с гостевым миксом или стать резидентом на некоторое время. Резидент — это артист-ведущий, который становится диджеем в цикле передач. Передачу могут создать конкретно под артиста либо это может быть уже существующее шоу, которое изначально было создано для размещения подобных резидентов. Это гарантированно дает тысячные и миллионные охваты.

Правда, с резидентством бывает наоборот, когда станция платит популярному исполнителю за резидентство, обеспечивая себя уникальным контентом. Яркий пример такого сотрудничества — BBC Radio 1 Residency. Туда приглашают известных артистов электронной сцены, чтобы они вели цикл передач. Обычно это 4 еженедельных эфира. Резидентами BBC Radio 1 в разное время были Martin Garrix, Tiesto, Deadmau5, Steve Angello, Charlotte de Witte. Но на такие передачи можно попасть, только имея ощутимую популярность минимум в нескольких странах и награды уровня Грэмми.

Мероприятия

Попасть на известный фестиваль — почти 100% гарантия быть услышанным. Даже если артиста ставят не на главную сцену, его услышат и увидят тысячи человек из потенциальной аудитории. Тут нужно только попадать под формат фестиваля и, опять же, иметь определенный уровень профессионализма и известности. Крупные фестивали почти всегда проводят конкурсы талантов, победители которых получают слот на одной из сцен. Об этом всегда можно найти информацию на официальных сайтах и в соцсетях мероприятия. Например, о конкурсе талантов Glastonbury пишут здесь.

Помимо работы над музыкой можно заниматься организацией собственных мероприятий. Иногие коллективы и артисты организуют концерты других групп, небольшие фестивали и даже конференции. Расходы зависят от масштаба. Небольшую тусовку на 150-200 человек можно организовать за 30-50 тысяч рублей, а иногда и вовсе за 10, если удачно договориться с площадкой. Расходы могут расти до бесконечности в зависимости от локации, приглашённых артистов, затрат на рекламу. Это приносит дополнительный доход и помогает находить новых слушателей. Размещая рекламу фестиваля или вечеринки, можно привлечь туда новых людей, которые узнают об артисте и впоследствии могут стать его поклонниками.

Но важно понимать, что ивенты — скорее сайд-проект, который не связан напрямую с созданием музыки, хотя и может быть полезен с ее продвижением. Чтобы заниматься организацией событий, можно нанять event-менеджера, а можно научиться этому. Например, хорошие курсы есть у Нетологии и Skillbox.

Менеджер

Обычно менеджеры работают за процент от гонораров за выступления и продаж. Процент варьируется в зависимости от функционала: менеджеры берут за организацию концертов в среднем 10%, а за полный цикл — 20-40%. При этом последний обычно собирает и содержит за свой счет команду, которая обеспечивает таргетинг, дизайн, фотографии, видео, ведение соцсетей. Если за проектом нет мощного лейбла, ему также нужен будет тур-менеджер, который будет сопровождать команду на выездах и помогать с организацией. Иногда эту функцию на себя берут концертные менеджеры, иногда нанимают отдельного человека.

Найти агента можно в тематических сообществах, на форумах, конференциях или просто разместив вакансию. Либо можно обратиться в промоагентство, которое занимается продвижением артистов. Почти всегда они специализируются на определенных нишах: классическая музыка, поп, рок, электроника, молодые исполнители. В России продвижением музыкантов занимаются Invisible Management и некоммерческий проект RUSH.

Лейбл

Из плюсов — это просто и удобно, а аудитория будет на сто процентов целевой. Из минусов — порой нужно работать годами, чтобы дорасти до нужного уровня качества для получения контракта. Чем крупнее лейбл, тем сложнее выделиться среди потока демо-материалов, которые получает организация каждый день. К тому же, лейблы забирают себе существенную часть дохода, иногда до 50-60%.

Иногда артисты предпочитают работать с собственными командами, в которые берут даже людей с небольшим опытом, чем подписывать контракты с организациями, где они не будут в приоритете.

Итог: как продвигать свою музыку

Просуммируем всё сказанное:

  • В первую очередь продумайте продукт. Выберите стиль, целевую аудиторию, начните строить бренд. На этом будет основана стратегия продвижения музыки в интернете и за её пределами: площадки, каналы, лейблы.
  • Первое время придётся работать над продвижением самостоятельно. После достижения определённого уровня популярности можно (и нужно) формировать команду: менеджера, SMM-специалиста, дизайнера.
  • Занимайтесь сайд-проектами: подкастами, мероприятиями. Это принесёт дополнительный доход и поможет с раскруткой.

И самое главное: пишите крутую музыку. Чем лучше материал, тем проще его продавать. Просто писать музыку недостаточно, но это фундамент, без которого попытки раскрутить проект не будут иметь смысла.

Как взять платину Billboard со своим треком? Пффф…еще не знаешь? Быть на хайпе! А что самое хайповое сегодня? Ок, Google — это, конечно, ТикТок. Важно, чтобы видео с твоим треком завирусилось, что даст сигнал алгоритмам ТикТока помогать его продвигать еще сильнее.

Поэтому твори и сходи с ума, но сделай так, чтобы о твоем видео и треке заговорили. Как? Вот несколько вариантов для этого.

Отношения с ТикТок

Платформа дает возможность взаимодействовать с аудиторией и поэтому многие артисты разрешают использовать фрагменты песен, чтобы привлечь к себе внимание.

Некоторые продюсеры и музыканты стали напрямую создавать треки именно под ТикТок — Адам Фридман из Австралии говорит о том, что они запускают тестовые вариант трека на ТикТок и если он там заходит, они уже продюсируют песню целиком. Также Адам пишет текст на песню, а потом пробует воспроизвести его перед зеркалом, засекает 15 секунд и смотрит, сколько движений рук он успевает сделать.

Адаптируй свой трек под ТикТок

Челленджы

При этом есть возможность запускать челленджы с медийной поддержкой самого ТикТок. Он получит статус официального и, соответственно, пользователи будут чаще снимать для него ролики, чтобы выйти в ТОП. Это повышает эффективность проекта. Но это и стоит немало. Суммы могут оцениваться в миллионах рублей.

Хэштеги

Продвижение через популярных блогеров

В ТикТок уже появились свои звезды, которых смотрят сотни тысяч и миллионы пользователей. В России вообще можно назвать это бумом. Придумывай интересную активность с блогером, размести у него рекламу, а лучше всего сделай так, чтобы он что-то сделал под твой трек – тогда большая популярность тебе гарантирована. В ТикТок самое главное – это хайп.

Регулярные публикации

Нужно быть постоянно на виду, свои самые лучшие треки использовать в своих видео — тогда о тебе будут помнить, у твоей музыки будет постоянная аудитория, тем самым повышая вероятность того, что один из треков выстрелит и потянет за собой все остальные.

Удивляйте

Конечно, можно пытаться скопировать то, как делают другие. Можно придумать такое, что вызовет ВАУ-эффект и заставит людей самих делиться твоим видео или снимать видео под твой трек со своими друзьями. Креатив в ТикТок – это главное! А еще конечно сами треки. Lil Nas X после того, как выложил трек Old Town Road проснулся знаменитым, и вскоре подписал контракт с Columbia Records.

Завидуешь успеху Билли Айлиш? Спишь и видишь, как собираешь стадионы наравне с BTS? Вот и прекрасно — наверняка у тебя все получится.

А чтобы шансов прославиться было больше, читай напутствия профессионального музыканта, которые мы подсмотрели в издании Vulture .

Алекс Тернер хорошо известен в Британии, здесь он не раз занимал первые строчки хит-парадов. В мире его, кстати, тоже знают и любят. Причем парень успевает совмещать сразу две рок-группы: он фронтмен и лидер в Arctic Monkeys и один из основателей The Last Shadow Puppets. В общем, к его мнению стоит прислушаться, этот Алекс точно знает, о чем говорит.

1. Пиши рано утром или поздно вечером

2. Место имеет значение

3. Начинай с мелодии

4. Доводи идею до конца, даже если на это нужно время

Пусть кто-то беззаботно уверяет, мол, песни сочиняют порывами, за 20 минут. Алекс таким гражданам не доверяет и абсолютно уверен, что настоящий хит требует времени. Так что не бросай сырую идею, потрать время, но доведи текст до совершенства.

5. Играй с группой

6. Записывай свои песни

Если группы нет и не планируется, сама играй и пой для записи. И, разумеется, слушай, что и как у тебя получается. Так ты точно будешь знать, как звучит твоя песня не в твоей голове, а со стороны. Ты ведь в курсе, что даже свой голос мы слышим совсем не так, как он звучит для всех остальных? То-то же.

7. Позволь себе увлечься

8. Но не слишком увлекайся

10. Поставь себе дедлайн


Чтобы начать заниматься музыкой, достаточно иметь в руках инструмент, в голове — мотивацию, а в сердце — любовь к творчеству. Однако найти поклонников и стать известным музыкантом гораздо сложнее. Из-за огромной конкуренции лишь единицы добиваются признания. Как пройти тернистый путь от начинающего исполнителя до великой звезды музыкальной индустрии?

  • Должен ли начинающий исполнитель получать музыкальное образование
  • Как часто проводить занятия музыкой
  • Как воплотить свою идею в трек
  • Популярные платформы для начала музыкальной карьеры
  • Как создать группу
  • Нужны ли музыканту большая студия, продюсер и лейбл

Как начать заниматься музыкой и стать музыкантом

Занятия музыкой следует начать с выбора жанра и музыкального инструмента. Для исполнения рока отлично подойдут гитара, бас-гитара, блок-флейта. Любителям поп можно заниматься на фортепиано, синтезаторе, мелодике. А смычковые струнные инструменты (скрипка, виолончель, альт) позволят исполнять классическую музыку.

Должен ли начинающий исполнитель получать музыкальное образование

Чтобы стать музыкантом, не обязательно учиться в музыкальной школе с ранних лет. Если изучить биографии великих и просто известных музыкантов, то можно найти множество примеров самоучек. Так, к мировому успеху пришли гитаристы Джими Хендрикс, Слэш, Эрик Коэптон, Ингви Мальмстин. Они постигали музыку методом проб и ошибок.
Однако с хорошим преподавателем стать музыкантом гораздо проще. Наставник обучит нотной грамоте, а также основам игры на выбранном инструменте: правильной расстановке рук, простейшим аккордам и ритмам. Кроме того, регулярные занятия не дадут угаснуть мотивации.

Нотная грамота

Если вы хотите быстро стать музыкантом, то можете попробовать один из следующих форматов обучения.

Как часто проводить занятия музыкой

Большинство великих музыкантов когда-то совмещали любимое дело с работой по найму. Новичку, скорее всего, придётся пройти тот же путь. Чтобы не потерять мотивацию, нужно заниматься музыкой хотя бы 1–2 часа в день. Чем чаще вы будете практиковаться, тем лучше станет техника.

Как воплотить свою идею в трек

  1. Приобрести звукозаписывающее оборудование. В начале пути вам хватит ноутбука и MIDI-клавиатуры (контроллера), которая стоит от 50$.
  2. Установить музыкальные программы — секвенсоры. Они понадобятся для сведения звуков, постобработки и записи живых выступлений. Начинающий композитор может скачать программу FL Studio, у которой есть бесплатная демо-версия. Более опытные музыканты используют Ableton, Garage Band, Fruity Loops.
  3. Приступить к творчеству. Вначале мелодию можно просто напеть на диктофон телефона. Затем попробовать сыграть на клавиатуре. А постобработка — дело техники. По самым популярным секвенсорам можно найти обучающие видео на Youtube.

Внимание! В процессе записи не бойтесь спрашивать совета у опытных коллег в социальных сетях или на форуме.


Звукозаписывающая студия

Как стать великим музыкантом или создать известную группу

Допустим, вы уже научились сочинять музыку и уверенно играете на любимом инструменте. Осталось стать знаменитым. Однако для достижения такой цели придётся сильно постараться.

Популярные платформы для начала музыкальной карьеры

Как создать группу

  • среди друзей и знакомых, которые увлекаются музыкой;
  • в социальных сетях и на форумах;
  • разместить объявления на Авито и других онлайн-досках.

Внимание! Если вы собираетесь заняться электронной музыкой, то можете взаимодействовать с участниками группы удалённо, через мессенджеры. А аудиофайлы и тексты песен загружать в облачное хранилище Microsoft OneDrive.


Музыкальная группа

Нужны ли музыканту большая студия, продюсер и лейбл

  • компьютер;
  • цифровая звуковая рабочая станция с аудиоинтерфейсом;
  • USB-микрофон;
  • наушники;
  • 2 студийных монитора (динамика).

Внимание! Найти продюсера в социальных сетях или на форуме может даже начинающий музыкант. А лейблы, как правило, занимаются сотрудничеством с более опытными и известными исполнителями.

Как знаменитые и обычные музыканты зарабатывают на жизнь

Великие музыканты зарабатывают по несколько тысяч долларов в качестве гонораров за участие в концертах, фестивалях, турне. Кроме того, они получают пассивный доход от продажи CD-дисков и лицензий на использование своей музыки в коммерческих целях.

Внимание! Самостоятельная организация концерта требует больших затрат: на аренду площадки, установку светового оборудования, дорогу и проживание в гостинице, рекламу. Поэтому нередко такая деятельность оказывается убыточной даже у великих и известных музыкантов.

Читайте также: