Как сделать пологий спуск

Обновлено: 06.07.2024

На втором уроке второго сезона горнолыжной онлайн-школы Slenergy мы вместе с Евгением освоим новую стойку в "плуге" и с ее помощью научимся регулировать скорость и останавливаться.

Как выглядит стойка “плуг”:

- соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны. Оптимальное расстояние между носками лыж – 5-8 см;
- согните голеностопы и колени;
- наклоните туловище вперед;
- сделайте спину круглой;
- руки вытяните перед собой и немного согните в локтях;
- распределите массу тела равномерно на обе лыжи;
- лыжные палки направьте назад.

Вспомните! Кроме новой стойки "плуг" есть и основная стойка лыжника, с которой мы знакомились предыдущем уроке школы (колени согнуты, туловище наклонено вперед, руки перед собой)

Как перейти в стойку "плуг" на ровной поверхности

Вы можете принять эту стойку на месте несколькими приемами. Потренируйтесь делать каждый из них перед подъемом на склон.

3. Расставляем лыжи в прыжке:
Расставляйте лыжи в прыжке. Подпрыгните на лыжах, одновременно расставляя пятки лыж и сводя их носки.
Совет: опять же, следите за тем, чтобы носки лыж не были расставлены широко. 5-8 см – это идеальное расстояние, которое должно быть между ними.

Для этого выберите пологий длинный склон с выкатом на ровную поверхность. В противном случае вы рискуете упасть, удариться или получить травму.

Поехали!

Пробуем контролировать скорость во время спуска

С помощью разученной сегодня стойки в "плуге" вы можете регулировать свою скорость движения по склону:

Останавливаемся на склоне в нужном месте

Часто на склоне во время катания возникает необходимость приехать в запланированное место. Например, подъехать к инструктору или знакомому, или просто затормозить у кафе. :) Учимся останавливаться в нужном месте на лыжах.

Установите для себя условную границу на склоне. Например, обозначьте ее лыжными палками. Поставьте себе задачу затормозить именно в этом месте.

Начинайте движение:

Важно: Одна из распространенных ошибок начинающих – это неправильное распределение веса на лыжи. Поэтому постоянно следите за тем, чтобы давать лыжам одинаковую нагрузку по всей их поверхности, т.е. за загруженностью лыж. Для этого старайтесь равномерно распределять массу тела.

Если у вас есть ощущение, что тормозит только одна лыжа, а вторая едет на канте (на краю) и просто "болтается" в воздухе, то скорее всего вы загружаете одну лыжу больше другой, она как-будто блокирует вам возможность перейти в "плуг" и из-за этого сложно тормозить.

Если у вас не получается распределять массу тела равномерно, и одна лыжа постоянно блокирует проезд, тогда вам очень пригодится следующее упражнение.

Пошаговая инструкция для второго урока

1. Примите стойку "плуг" на месте:

- Встаньте в стойку "плуг" - соедините носки лыж вместе, пятки разведите в стороны, немного присядьте и наклоните таз вперед, лыжные палки смотрят назад.
Встать в стойку на месте можно отставив одну или сразу две лыжи в стороны, в прыжке. А также разводя пятки (полностью распрямляйте ноги, а затем сгибайте из снова, увеличивая давление на лыжи и разводя пятки)


2. Спускаемся вниз и тормозим
:
- Начните спуск в основной стойке (лыжи параллельны друг другу);
-во время движения примите стойку "плуг", разводя пятки в стороны;
-чтобы затормозить, перенесите вес тела на внутренние края лыж и вы постепенно остановитесь;
-попробуйте остановить в нужной вам точке.

3. Попробуйте контролировать скорость на спуске в стойке "плуг": чтобы ехать медленнее, перенесите вес тела на внутренние края лыж (как при торможении). Чтобы поехать быстрее - уменьшите давление на внутренние края.

4. Проезды в плуге по диагонали: встаньте боком к спуску. Если одна из лыж у вас во время торможения не тормозит, а едет на канте - поставьте ее ниже по склону. Скатывайтесь в стойке "плуг".

Возникли вопросы? Обращайтесь к эксперту! Евгений Моисеенко отвечает на них на странице эксперта Slenergy>>

Хочешь заниматься с инструктором лично? Звони в горнолыжную школу Кометы 2606-380

Пропустили первый урок горнолыжной онлайн-школы? Жми сюда! >>

В видео использована музыка:
Bliss N Eso feat. The Connections Zulu Choir — Bullet and a target;
Kevin Mccall — [****] You Pay Me

Для преодоления спусков применяются различные стойки: высокая; средняя (основная), низкая, стойка при спуске наис­кось, стойка отдыха. Выбор их зависит от цели, условий скольжения, рельефа местности, длины и крутизны скло­нов, а также наличия неровностей на трассе спуска. Стойки спусков классифицируются в зави­симости от высоты расположения об­щего центра массы тела, что внешне проявляется в степени сгибания туло­вища и ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах – рис. 21.



а) высокая стойка б) средняя стойка (основная)



в) низкая стойка г) стойка при спуске наискось

Рис. 21. Способы преодоления спусков

Высокая стойка(рис. 21а) - ноги в ко­ленях согнуты (до 160°), туловище не­значительно наклонено вперед; руки опущены, слегка согнуты в локтях, пал­ки зажаты в кистях рук и отведены на­зад, не касаются снега. Высокая стойка применяется для временного уменьше­ния скорости спуска.

Средняя стойка(рис. 21б) - ноги со­гнуты в коленях (до 140°), туловище наклонено вперед, руки согнуты в лок­тевых суставах, опущены и немного выдвинуты вперед, палки обращены кольцами назад. Средняя стойка при­меняется на сложных склонах с поворо­тами и неровностями. Обеспечивает наибольшую устойчивость.

Низкая стойка(рис. 21в) - ноги лыж­ника согнуты в коленных суставах под углом 120-130°, туловище наклонено до горизонтального положения, руки выдвинуты вперед, кисти сведены, пал­ки взяты под руки и прижаты к туло­вищу. Низкая стойка применяется на прямых, ровных и пологих склонах, когда требуется развить максимальную скорость спуска.

Стойка при спуске наискось(рис. 21г) - боком к склону, одна лыжа занимает положение выше другой с опорой на верхние канты (чтобы избежать боко­вого соскальзывания), большая часть веса тела на нижней лыже, верхняя лы­жа выдвинута вперед на 10-15 см.

Стойка отдыха - туловище наклонено вперед, предплечья опира­ются на бедра. Стойка применяется в основном на соревнованиях на пологих и длинных склонах, чтобы разгрузить мышцы ног и спины, создать благо­приятные условия для восстановления дыхания и сил.

В реальных условиях лыжной трассы на спусках лыжник может переходить из одной стойки в другую для выполнения поворота, торможения, преодоления неровностей, а также с целью увеличе­ния или уменьшения скорости спуска.

При передвижении по пересеченной местности лыжни­кам часто приходится спускаться со склонов с перемен­ным рельефом или преодолевать различные неровности. Главная задача при спусках с таких склонов - сохранить скорость скольжения и исключить потерю равновесия.

К неровностям рельефа на спуске относятся: спады - резкое увеличение крутизны склона; выкаты - уменьшение крутизны склона или резкий переход склона в равнину; встречные склоны, а также бугры, впадины, ус­тупы и выступы. Во всех случаях может быть нарушено динамическое равновесие сил, что может привести не только к снижению скорости, но и к падению лыжника. Поэтому неровности рельефа на спусках требуют специ­альной техники прохождения, в основе которой лежит амортизационная работа (пружинистые сгибание и разги­бание) ног. Рассмотрим технику выполнения некоторых из них, наиболее часто встречающиеся при передвижении по местности.

Преодоление бугров и впадин (рис. 22а и б). Приближаясь к бугру, лыжник выпрямляется и принимает более высокую стой­ку. При наезде на бугор лыжник приседает, проходя его вершину в глубокой группировке. При скатывании с бу­гра, чтобы избежать фазу полета, необходимо быстро вы­прямиться. Глубина приседания и быстрота движений зависят от скорости и размера бугра – рис. 22а.



Рис. 22. Преодоление неровностей склона: а - бугра; б - впадины

Приближаясь к впа­дине на склоне, следует принять более низкую стойку (снизить высоту общего центра массы тела). Съезжая в нее, выпрямить ноги, а выезжая из нее, вновь присесть – рис. 22б. Таким образом, обеспечивается плавность прохождения впадины, а общий центр массы тела перемещается почти прямолинейно. С увеличением скорости спуска все движе­ния выполняются быстрее.

Преодоление встречного склона (рис. 23). Из высокой стойки перейти в низкую. При въезде после спуска на встречный склон необходимо для устойчивости, оставаясь в средней стойке, выдвинуть одну ногу вперед и откло­ниться назад. Это поможет избежать падения вперед. По мере остановки лыж туловище снова подается вперед.


Рис. 23. Преодоление встречного склона

Рассмотренные способы преодоления спусков, имеющих неровности, наиболее важные и часто встречающиеся в ходе лыжных походов, прогулок и занятий лыжным спортом. Лица, занимающиеся лыжными гонками профессионально или участвующие в соревнованиях, как правило, преодолевают более сложные рельефы местности. Поэтому они должны уметь преодолевать ещё и склоны со спадами и с уступами, преодолевать выкаты после спусков. Технику их выполнения мы рассмотрим ниже лишь в плане ознакомления.

Преодоление склона со спадом. Чтобы не поте­рять соприкосновения лыж со снегом, необходимо в мо­мент спада быстро наклониться вперед и выпрямить ноги. Это поможет мягко преодолеть спад.

Выкат после спуска. Выкат замедляет движе­ние лыжника. Для сохранения устойчивости необходимо выдвинуть вперед ногу и отклониться назад.

Преодоление уступа. Приближаясь к уступу, необходимо присесть и наклониться вперед, несколько понижая общий центр массы тела. А в момент скатывания с уступа следует быстро выпрямиться, одновременно вы­полняя компенсаторное движение согнутыми руками вверх до уровня плеч, с тем чтобы избежать прыжка. Это помогает спрямить траекторию перемещения общего цен­тра массы тела и не потерять контакт лыж со снегом.

Старт в подъем, подход со спуска, бронированное стекло. Детально изучаем биатлонную трассу в Пекине (фото)

Ну что, еще даже не все биатлонисты приехали на Игры, а круг 3,3 км, по которому мужчины побегут спринт, мы уже изучили. Трасса непростая, так что начнем.


Старт будет примерно вот с этой точки, возможно, чуть раньше, но это не важно. А важно то, что старт будет сразу в небольшой, едва заметный подъем, который затем будет только увеличиваться в градиенте. Там, в конце, видно, как при уходе влево становится круче.


Крутая часть стартового тягуна вблизи.


С вершины подъема начинается очень пологий спуск с правым поворотом, но он рабочий, отдохнуть на нем не получится.


Конец этого спуска и выполаживание, затем идет левый поворот и начало следующей части подъема.


Собственно, начало этой второй части стартового тягуна. Поскольку спуск пологий, то спортсмены будут работать со старта до этой точки без отдыха.


Вид с вершины тягуна назад, мы уже поднялись на 1700 метров над уровнем моря, на 30 метров над стадионом.


Первая развилка по кругам, до этого была единая часть трассы, так как изучаем мужской спринтерский круг, то нам направо.




Очередная развилка, указатель повалило, видимо ветром, или снегоход зацепил. Нам направо.


Начинается первая спусковая часть, на которой можно будет отдохнуть.


После правого поворота градиент спуска увеличивается.



И подход к следующему подъему.


Точнее, к развилке. Нам налево. В этой части круг поворачивает к стадиону, и ветер, который до этого был в спину, становится встречным.


Подъем к самой высокой точке трассы, 1712 метров.


После этого очередной пологий спуск, рабочий.


Выполаживание, а вдалеке уже виден следующий подъем.



И после него уже достаточно крутой спуск, где появляется возможность перевести дух и дать мышцам отдохнуть. Главное — чтобы встречный ветер и снижающаяся температура, а старты у биатлонистов будут во второй половине дня, не создали проблемы с пальцами рук, например.



Самый крутой, пусть и короткий спуск.


Выполаживание и левый поворот на следующий тягунок.


Спуск с этого тягунка тоже пологий, ногами тут работать будут, думаю, почти все.


Спуск еще и идет в две ступеньки, посередине выполаживание, а затем уже совсем незначительный градиент.


Подход к очередному подъему, он вдалеке, трасса уходит влево.


Этот тягун совсем слабый, его будут проходить, скорее всего, чистым коньком, без смены шага.


Спуск к стадиону, внизу видны синие маркеры, с которых мы начинали.


Но круг уходит влево, начинается подъем над стрельбищем.


В конце этого подъема спортсмены оказываются прямо над рубежом, и чтобы шальная пуля ни в кого не попала, слева трасса закрыта бронестеклом.



После прохождения над рубежом начинается последний заметный подъем этого круга.


С него — спуск на мостик.


И в конце достаточно крутой спуск с мостика.


Эту часть биатлонисты, скорее всего, будут пролетать еще по инерции со спуска, так что на градиент можно не обращать особого внимания.


Развилка. Одни на рубеж, другие — на финиш.


И финишная прямая. Она тоже идет в небольшой, едва ощутимый подъем.

Важной особенностью трассы является то, что она полностью открытая, деревьев нет, с самой дальней точки видно почти все петли и сам стадион. Будет видно и соперников, несомненно. Ветер ощущается повсюду. Самое экзотическое — бесспорно, бронестекло, но это для людей сторонних. А для биатлонистов, вероятно, важно будет то, что последние сотни метров перед рубежом не предполагают серьезных подъемов, так что пульс под стрельбу нужно будет разгонять.


Время биатлонных стартов выбрано крайне неудачно. Самое теплое время здесь — в районе 13 часов, потом начинает холодать, и к 18:00 это уже очень заметно. Но, понятно, что даже 16 часов здесь — это 11:00 в Москве и 9-10 в Европе. Стартовать раньше неоправданно с точки зрения телевизионных рейтингов, в этом и причина такого расписания. Хочется верить, что спортсмены не станут его жертвами.

Подъем обычньм шагом применяется на пологих склонах. Здесь применяются также те движения, что и при обычном ходе, но с несколько большим наклоном туловища вперед и более сильной и продолжительной опорой на палки. Когда скользящим шагом идти невозможно, подъем преодолевается ступающим шагом.

Подъем "полуелочкой" применяется при подъеме наискось.

Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, другая лыжа - на внутреннее ребро и с разворотом носка в сторону (рис. 11).

Подъем

Рис. 11. Подъем "полуелочкой"

Подъем "елочкой" применяется на склонах средней крутизны. При подъеме носки лыж широко разводятся в стороны и лыжи ставятся на внутренние ребра. Чем круче подъем, тем шире разворачиваются носки лыж. Палки для отталкивания ставятся сзади лыж.

Подъем "лесенкой" применим на крутых склонах. Стоя боком к склону, переставить палку и сделать шаг вверх, в сторону подъема. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, затем переставить палку.

Подъем "зигзагом" на длинных и крутых склонах, когда подъем прямо затруднен, движение производится наискось с переменой направления обычным шагом или "полуелочкой".

Спуски с гор на лыжах. Спуски в основной стойке применяются при схождении со склонов различной крутизны для выполнения поворотов и других приемов горнолыжный техники. Ноги немного согнуть в коленях, тяжесть тела равномерно распределять на обе лыжи, туловище слегка наклонить вперед, руки согнуть в локтях, палки держать кольцами назад (рис. 12).

Спуск в высокой стойке применяется на крутых и неровных склонах, по глубокому снегу и для замедления скорости при спусках. Ноги несколько согнуть в коленях, туловище немного наклонить вперед, руки слегка согнуть в локтях и удерживать впереди туловища, палки держать кольцами назад.

Спуск в стойке "отдыха" применяется на пологих склонах. Для отдыха наклониться вперед, предплечьями опираясь на бедра.

Спуск. Стойка в основной стойкев высокой стойке

Рис. 12. Спуск. Стойка в основной стойкев высокой стойке"отдыха"

Спуск "лесенкой" применяется на крутых обрывистых склонах. Стоя боком к склону, поставить палку вниз по склону, сделать шаг в сторону, опираясь на палки и лыжи, приставить к ней лыжу, затем палку.

Торможение "плугом" используется для замедления скорости или остановки движения. Для торможения развести пятки лыж в стороны, ноги в коленях согнуть, тяжесть тела равномерно распределить на обе лыжи, руки вынести вперед, кольца палок держать сзади (рис. 13).

Торможение "упором" применяется при спуске по склону наискось для замедления скорости движения или остановки. Тяжесть тела перенести на верхнюю по склону лыжу, пятки другой лыжи отставить в сторону и поставить ее слегка на внутреннее ребро. Носки лыж сблизить и удерживать на одном уровне (рис. 14).

Торможение

Рис. 13. Торможение "плугом". Торможение "упором"

Торможение палками между лыжами применяется для замедления скорости среди деревьев, кустарника и в других условиях, когда нельзя тормозить лыжами. Не вынимая рук из петель, поставить палки между лыжами; подтягивая кисти рук к груди и немного приседая, тормозить палками (рис. 14). При необходимости быстрее погасить скорость движения, тормозить одновременно лыжами ("плугом" или "упором") и палками.

Торможение палками

Рис. 14. Торможение палками

Остановка падением применяется для быстрой остановки при спуске с гор. Присев, отбросить руки с палками вверх - в сторону, упасть на бок, держать лыжи поперек склона.

Повороты при спусках на лыжах. Поворот переступанием выполняется на небольшой скорости и на пологих склонах поочередной перестановкой лыж в нужную сторону. При повороте налево оттолкнуться правой ногой, одновременно левую лыжу переставить влево и, скользя на ней, приставить правую лыжу. Дальнейший поворот выполнять в той же последовательности.

Поворот "плугом" на средних и крутых склонах выполняется из положения торможения "плугом". Для поворота направо повернуть туловище в сторону поворота и тяжесть тела перенести на левую лыжу; для поворота налево повернуть туловище налево, тяжесть тела перенести на правую лыжу (рис. 15).

Поворот "упором" применяется при спуске наискось. Для поворота налево поставить правую лыжу, как при торможении "упором", плавно перенося на нее тяжесть тела, поворачивая туловище в сторону поворота, выполнить его. При повороте направо поставить левую лыжу, как при торможении "упором", перенести на нее тяжесть тела и выполнить поворот.

Поворот

Рис. 15. Поворот "плугом". Поворот "упором"

Преодоление препятствий на лыжах. Для преодоления канавы поперек поставить лыжу серединой на край канавы, опираясь на палки, поставленные на противоположный край канавы, перенести через нее сначала одну, затем другую лыжу (рис. 16).

Преодоление препятствий на лыжах

Рис. 16. Преодоление препятствий на лыжах

При преодолении канавы, стоя боком к ней, поставить правую (левую) палку на противоположный край канавы и, опираясь на обе палки, перенести через канаву сначала одну лыжу, затем другую. Широкие канавы и крутые овраги преодолевать спуском наискось, "лесенкой" или соскальзыванием боком.

Преодоление участков с водой под снегом. Попав в мороз на участок с подснежной водой (озеро, болото), нужно скользить на лыжах, не отрывая их от снега, до тех пор пока лыжи не выйдут на сухой снег. В случае обледенения снять лыжи и осторожно соскоблить лед ножом (лопатой), не царапая дерева.


Ольга Мельченко, официальный представитель МЧС Минска:
Когда родители с детьми отправляются на горку, очень важно выбрать безопасную горку. В свою очередь, она должна быть пологим спуском. Резкие обрывы и спуски пусть выбирают профессионалы на специализированных площадках, у которых есть хорошая подготовка и соответствующее оборудование для этого. А для детей и родителей очень важно выбрать горку, чтобы она заканчивалась не травмоопасно, то есть, она не должна заканчиваться дорогой или водоемом. Потенциально опасным объектом также могут быть забор либо кусты. Приземление и окончание дороги с этой горки может повлечь травмы, поэтому стоит на это обращать внимание. Если дети, к примеру, катаются на санках с горки, то родителям необходимо проверить техническое состояние этих санок перед использованием. И не допускать спуска на санках через трамплины, строить снежные туннели и так далее. А если вдруг на санках есть ремни безопасности, то, соответственно, их необходимо использовать и пристегиваться.



Так, в 1870-м начинается история пожарной службы Борисовского района. Тогда было создано добровольное общество пожарной охраны, и быть в его рядах считалось почетно. К 1910 году борисовская пожарная охрана насчитывала три специальные машины, четверо коней и три бочки.


С тех пор, как огнеборцы рассчитывали всего на одну лошадиную силу, поменялось многое. В распоряжении спасателей – мощная современная техника. Из ретроавтомобилей в пожарном парке сохранился вот этот ветеран. Между прочим до сих пор в отличном состоянии и на ходу.

Как проходит боевой вызов бригады МЧС? Показываем всё от выезда из части до спасения пострадавшего – подробнее здесь.



Борисовский район – один из самых крупных в области. Новая техника позволила быстрее добираться и в труднопроходимые места региона. Но наряду с постоянным совершенствованием оснащения спасателей главным остается профессионализм и уровень подготовки сотрудников.

Полная экипировка пожарного весит 20 кг. Корреспондент СТВ попробовала выполнить упражнение спасателя в форме – смотрите здесь.


Василий Кузьменок, начальник Борисовского горрайотдела по ЧС Минского областного управления МЧС:
Это ответственность ценой человеческой жизни. Поэтому даже сейчас, выезжая во главе подразделения, приступая к тушению пожара, это ответственность, поэтому это мандраж. Я думаю, это у каждого спасателя, потому что кто относится добросовестно к выполнению поставленной задачи, всегда должен быть хладнокровным, но оценивать все риски, на которые он идет.

Читайте также: