Как сделать полиэкран

Обновлено: 08.07.2024

Один из технических способов организации простанственно-временного континуума (см.: Пространство артефакта) в современных технических и электронных видах искусства: в кино, видео, компьютерном искусстве, продвинутых арт-практиках. Суть его состоит в симультанном проецировании на один экран нескольких изображений. Этот принцип восходит к житийным иконам (когда в ряде прямоугольных клейм на одной доске изображались последовательности определенных исторических событий), к комиксам, но в наибольшей мере к коллажам авангардистов (см.: Авангард) и к шелкографическим картинам художников поп-арта Р.Раушенберга и Э.Уорхола. Именно они впервые начали сочетать в своих картинах на одной плоскости самые различные фотоизображения, соответствующим образом обработанные и, как правило, не имевшие в реальной действительности никакой связи между собой, но обретшие ее в структуре целостного художественного пространства изображения. Собственно П. как симультанная проекция на один экран нескольких слайдов начал наиболее активно применяться при организации экспозиций в нехудожественных музеях. Полиэкранные слайдо-стенды и особенно слайдо-фильмы давали возможность как бы спрессовать время восприятия визуальной информации в процессе экскурсионной работы. Затем П. перебрался в телевидение, кино, шоу-программы, компьютерное искусство, электронные инсталляции. Путем разнообразного сочетания на одном экране нескольких самостоятельных (или в какой-то мере коррелированных) потоков визуальной информации П. позволяет достичь организации сложных полифонических простанственно-временных структур, воздействующих не только на сознание (ибо возможности сознательного восприятия столь мощных потоков информации ограничены), но в большей мере на внесознательные стороны психики реципиента. П., как и ряд других современных технических и электронных средств масс-медиа, позволяет достаточно эффективно манипулировать сознанием реципиентов.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Полиэкран" в других словарях:

полиэкран — полиэкран … Орфографический словарь-справочник

полиэкран — разделенный экран Режим работы, при котором экран дисплея разбивается на два или более окон, в каждом из которых независимо могут выполняться различные приложения или отображаться различные документы одного приложения.… … Справочник технического переводчика

полиэкран — полиэкр ан, а … Русский орфографический словарь

полиэкран — (2 м); мн. полиэкра/ны, Р. полиэкра/нов … Орфографический словарь русского языка

полиэкран — полиэкра/н, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

полиэкран — а; м. Кино. 1. Экран, на котором даётся одновременно несколько изображений. 2. Метод одновременного показа нескольких тематически связанных изображений. ◁ Полиэкранный, ая, ое. П. фильм. П ое кино … Энциклопедический словарь

полиэкран — а; м.; кино см. тж. полиэкранный 1) Экран, на котором даётся одновременно несколько изображений. 2) Метод одновременного показа нескольких тематически связанных изображений … Словарь многих выражений

полиэкран — поли/экран/ … Морфемно-орфографический словарь

ГИПЕРРЕАЛИЗМ — (hyperrealism англ.), или фотореализм (photorealism англ.) худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографич. воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетич. ориентациях на натурализм и прагматизм … Энциклопедия культурологии


Диалог плёнки и видео в документальном фильме о знаменитом дизайнере.

Режиссёр: Вим Вендерс
1989

В своём документальном фильме о творчестве дизайнера одежды Йоджи Ямамото Вим Вендерс прибегает к очень необычному использованию известной техники полиэкранов. А именно — снимает один маленький экран на фоне другого, большого. То есть делает это физически, а не с помощью хитростей монтажа. Этот приём используется в фильме очень часто, что приводит к интересным размышлениям.

1

Полиэкран —
это внутрикадровый
монтаж

Это самое первое, что приходит в голову при виде одного экрана, наложенного на другой. Одно изображение значительно меньше другого, на нём показан другой видеоряд, снятый с другой крупностью. Это может быть сидящий человек (маленький экран) на фоне города за окном автомобиля (большой экран), или это может быть тот же сидящий человек на фоне крупно снятой книги.



В таком случае разность планов, крупностей придаёт изображению глубину и динамику, что как раз и достигается внутрикадровым монтажом. Более того, в некоторых моментах режиссёр двигает маленький экран на фоне большого, чтобы тот не заслонял что-то важное. То есть мы становимся прямыми свидетелями внутрикадрового монтажа, а не просто наблюдаем его результат.

2

Полиэкран —
это контрапункт,
сопоставление, наложение

В одном из кадров мы наблюдаем сразу три изображения, сложенных в одно. В данном случае звук определяет главный экран, он доминирует над звуками других видеорядов и придаёт одному экрану первостепенное значение.


Вкладывая одно изображение в другое, как матрёшку, режиссер состыковывает их посыл, смешивает их разные временные линии. Различие размеров экранов также играет свою роль. В кадре, приведенном выше, доминирующим является самый маленький экран, с которого слышен голос героя, дающего интервью. Показ мод (на самом большом экране) и герой за работой (на среднем) обрамляют его и придают дополнительный смысл.

3

Полиэкран —
это визуализация
закадрового голоса

Закадровый голос — один из самых часто используемых приёмов в документальном кино. Обычно сцена начинается с интервью героя, потом остаётся только его голос, а на экране появляется какое-то другое изображение (чаще всего визуализация того, о чём говорит голос за кадром).


Однако в этом фильме второй экран служит как раз тем самым закадровым голосом — и приобретает дополнительное значение, ведь смысл не редуцируется до звучащих слов, остаётся и говорящий их человек. И всё же режиссёр пытается немного приглушить яркость высказывания своего героя – экран с интервьюируемым всегда меньше, а порой и вовсе пропадает, как это и принято, оставаясь только в звуке.

4

Полиэкран —
это точка зрения

Несколько раз в фильме появляются книги. Герой что-то рассказывает про фотографии из альбома, демонстрируя их перед камерой. Этот видеоряд потом накладывается (тем же маленьким экраном) на то, как режиссёр сам листает эти книги.



При этом режиссёр не всегда останавливается на тех же страницах, что и его герой. Он может произвольно листать альбом, показывая зрителю другие страницы, обложку книги. Таким образом автор добавляет в этот эпизод и что-то от себя, свой собственный интерес к этим фотографиям.

5

Полиэкран —
это авторское
высказывание

Очень часто в кадрах с полиэкраном режиссёр держит маленький экран в руке. Это можно отнести к одной из тем, поднимающихся в фильме, — о важности творить своими руками. Герой — модельер и дизайнер — постоянно работает руками, режиссёру же не так часто удаётся это делать. Руки в кадре (двигающие предметы, листающие книгу, передвигающие экран) обретают особый смысл.



Но также своим присутствием в кадре режиссёр обыгрывает и другую тему. В фильме он пытается найти параллели между работой Йоджи как модельера и своей собственной. Он постоянно сравнивает одно ремесло с другим. Поэтому совершенно неудивительно, что полиэкран иногда возникает в исключительно киношном обрамлении: монтажный стол, визир камеры.



Этим автор приближает себя к своему герою, к теме фильма, делает его более личным. В какой-то момент режиссёр даже целиком попадает в кадр (не постановочное интервью, а случайное отражение в зеркале — тоже своего рода полиэкран).


Третья тема, которую автор выражает именно посредством полиэкрана — это противостояние (и сочетание) старого и нового, а именно съёмки на плёнку и на видеокамеру. В кадрах с двойным изображением одно из них — видеоматериал, другое – снято на пленку. Как классика и самый писк моды, как что-то, что никогда не устаревает, и новая популярная тенденция. Их соседство, постоянное соперничество на экране тоже отображает авторскую позицию: он никак не может выбрать что-то одно.

6

Полиэкран —
это соединение
разных мест и времени

Место действия в фильме постоянно перекидывается между Парижем и Токио, это даже косвенно заявлено в названии. И вот с помощью полиэкрана режиссёр может монтировать эти города встык и объединять одним интервью. Это важный момент для раскрытия героя фильма.



Также мы видим, как соединяются день и ночь, — чаще такие склейки объединяют закадровым голосом.

7

Внутрикадровый монтаж —
это полиэкран

И под конец, возвращаясь к внутреннему монтажу, можно выделить короткие моменты интервью с Йоджи, где сама локация работает как полиэкран.



На переднем плане, как и во всех вышеописанных примерах, мы видим и слышим рассказчика, а на заднем происходит какая-то другая жизнь. Создаётся эффект наложения планов и смыслов.


Все приведенные примеры интересно рассматривать как творческий подход к документальному фильму. Ведь так часто мы сталкиваемся с говорящими головами и монотонным закадровым голосом диктора. Столько разных применений одного простого приёма действительно выявляет руку мастера.

В самом начале режиссёр говорит, что брался за этот фильм с неохотой и пренебрежением к теме моды, — тем удивительнее наблюдать, насколько интересный фильм получился в результате.

КАК: Как настроить CarPlay и разблокировать скрытые секреты — 2021

шкода октавия а 7 Ломаю голову с MirrorLink (Ноябрь 2021).

Table of Contents:

Apple CarPlay — это не столько приложение, сколько интерфейс, позволяющий вам получить доступ к определенным функциям вашего iPhone через информационно-развлекательную систему вашего автомобиля

Если вы еще не купили автомобиль, то информационно-развлекательная система — это то, что превратило радио / стерео. CarPlay становится популярной функцией в новых автомобилях, и, хотя у нее есть знакомый экран, на самом деле довольно легко настроить CarPlay с новыми приложениями и изменить настройки приложений на экране. CarPlay даже имеет несколько скрытых трюков в рукаве.

Какие приложения доступны для CarPlay?


Существует также приложение для самого автомобиля. Это приложение обычно представляет собой рулевое колесо, обозначенное для производителя автомобилей, такого как Kia или Mercedes, и нажатие на него приведет вас обратно в систему меню от производителя автомобилей.

Но самая лучшая часть в CarPlay — это возможность настраивать его с помощью сторонних приложений. И Apple очень упростила установку этих приложений: просто загрузите их на свой iPhone, и они появятся на вашем экране CarPlay. Если у вас более восьми приложений, вы можете перейти на следующий экран так же, как и на своем iPhone.

Итак, какие приложения вы можете установить на CarPlay?

Как настроить экран CarPlay


Вы также можете настроить экран CarPlay, перемещая популярные сторонние приложения на главный экран или даже скрывая некоторые из приложений по умолчанию. На самом деле это довольно просто, и вы можете делать это в любое время на своем iPhone — даже если у вас нет активной функции CarPlay.

Скрытые трюки и секреты CarPlay


CarPlay относительно прост в использовании и прост в использовании. Включить его так же просто, как подключить iPhone к вашему автомобилю, и интерфейс очень похож на то, что у нас на нашем смартфоне. Но есть несколько скрытых секретов, которые похоронены в CarPlay.

Скрытые секреты настройки ваших станций Пандоры

Скрытые секреты настройки ваших станций Пандоры

В этой второй части, посвященной настройке станций Pandora, научитесь комбинировать Thumbs Up и другие инструменты Pandora для создания идеальной станции Pandora.

Хотите спотить разблокировать? Разблокировать Spotify с помощью Spotify впн

Хотите спотить разблокировать? Разблокировать Spotify с помощью Spotify впн

Узнайте, как разблокировать Spotify! Руководство также предоставляет информацию о разблокировке устройств и регионов для доступа к бесплатной потоковой передаче музыки на ходу!

Как открыть скрытые секреты вашего офиса

Как открыть скрытые секреты вашего офиса

Как и в In-N-Out или Starbucks, в офисах есть секретное меню — способ делать вещи, о которых известно лишь немногим избранным. Вот как раскрыть эти неписанные правила.

Как убрать полиэкран в carplay в bmw

Разве у них экраны как у нас? Вот там как раз размер экрана как наш CarPlay.

туплю, нашел, включил

у меня тур без кокпита, яндекс там как родной. всё круто)

туплю, нашел, включил

у меня тур без кокпита, яндекс там как родной. всё круто)

Для полноценной работы с сайтом вам необходимо установить Adobe Flash Player не ниже 9-ой версии.

Как убрать полиэкран в carplay в bmw

It’s only compatible with N and O software versions

Unfortunately I have H, maybe because I have factory carplay

daytonaviolet
View Public Profile
Find More Posts by daytonaviolet

Arranging to have Bimmertech remote code this for me

Unfortunately I have H, maybe because I have factory carplay

Initially I thought the CarPlay widescreen patch was only for idrive firmware versions o-n. So your saying you can patch any versions?

What method is required for verison J ?

daytonaviolet
View Public Profile
Find More Posts by daytonaviolet

Initially I thought the CarPlay widescreen patch was only for idrive firmware versions o-n. So your saying you can patch any versions?

What method is required for verison J ?

daytonaviolet
View Public Profile
Find More Posts by daytonaviolet
Shawn_M3 2018
View Public Profile
Find More Posts by Shawn_M3 2018

at least on my iStep I have always seen the CARPLAY_FULLSCREEN parameter in CAFD and have toggled it with no success. I’m guessing BMW does allow it maybe during testing and somehow these guys have figured out the magic combination to get that working.

Actually, never mind it looks like they are patching FSC cert to accomplish this.

Actually, never mind it looks like they are patching FSC cert to accomplish this.

daytonaviolet
View Public Profile
Find More Posts by daytonaviolet

Actually, never mind it looks like they are patching FSC cert to accomplish this.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА / МАГИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ / ПОЛИЭКРАН / КОМПОЗИЦИЯ / МНОГОМИРИЕ / CULTUROLOGY / VISUAL CULTURE / SCREEN ARTS / MAGIC UNIVERSE / SPLIT SCREEN / COMPOSITION / MULTIWORLDS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Эвалльё Виолетта Дмитриевна

В данной статье полиэкран рассмотрен не как локальный формальный прием, а как сложный культурный феномен, что может способствовать пониманию современной визуальной культуры . Само понятие полиэкрана конкретизируется. Структурируется типология полиэкранных изображений и делается вывод, что в основе рассматриваемого феномена лежит не материал, на котором возможно сосуществование разных пространственных и/или пространственно-временных локусов, а композиционные особенности и то содержание, которое эти композиции несут.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Эвалльё Виолетта Дмитриевна

A Split Screen: To the Problem of the Concept Designation

A split screen is considered not as a local formal device, but as a complex cultural phenomenon, which can contribute to the understanding of modern visual culture . The concept of split screen is concretized, the typology of split screen images is structured. It is concluded that the phenomenon underlying is not the material but the compositional features and its content

Ключевые слова: культурология, визуальная культура, экранные искусства, магическая вселенная, полиэкран, композиция, многомирие.

Эвалльё Виолетта Дмитриевна

Полиэкран: к проблеме обозначения понятия

В данной статье полиэкран рассмотрен не как локальный формальный прием, а как сложный культурный феномен, что может способствовать пониманию современной визуальной культуры. Само понятие полиэкрана конкретизируется. Структурируется типология полиэкранных изображений и делается вывод, что в основе рассматриваемого феномена лежит не материал, на котором возможно сосуществование разных пространственных и/или пространственно-временных локусов, а композиционные особенности и то содержание, которое эти композиции несут.

Key words: culturology, visual culture, screen arts, magic universe, split screen, composition, multiworlds.

Evalliyo Violetta D.

A Split Screen: To the Problem of the Concept Designation

A split screen is considered not as a local formal device, but as a complex cultural phenomenon, which can contribute to the understanding of modern visual culture. The concept of split screen is concretized, the typology of split screen images is structured. It is concluded that the phenomenon underlying is not the material but the compositional features and its content.

Вступление человечества в XXI в. сопровождалось активным развитием и массовым распространением продуктов научно-техническо-го прогресса, в том числе интенсивным развитием экранных устройств. Среди многообразия визуальных форм современной экранной культуры обращают на себя внимание те, которые представляют сегментирование плоскости изображения на две и более части. Пожалуй, одним из самых узнаваемых сегодня становится способ организации экранного пространства на телевидении: телемосты между новостной студией и корреспондентом, прямые включения с места событий и т.д.

Очевидно увеличение количества полиэкранных изображений и в произведениях экранных искусств, и в повседневном социокультурном пространстве. В информационной и коммуникационной среде полиэкранный способ репрезентации визуальных данных все активнее существует, зачастую вытесняя линейные нарративы. Пожалуй, самой очевидной причиной роста популярности и востребованности полиэкранных изображений является ускоряющийся ритм жизни и, в связи с этим, спрос на технологии визуализации данных, которые позволяют сокращать временные затраты реципиента на потребление информации. Полиэкранность позволяет ускорять и уплотнять информационные потоки. Однако эта локальная причина популяризации сегментированных композиций не способна объяснить природу полиэкрана, множество различных способов его внутреннего построения и не менее вариабельного функционирования в социальной реальности.

С целью обозначить границы полиэкрана и его сущность, сделаем небольшой обзор концепций полиэкрана в научной литера-

| Курс евро ЦБ РФ на 8 декабря 45.01 руб. (-0,08 коп ]

H.A. Агафонова [1] и ряд других исследователей [6, 14] также отмечают повсеместность и гиперактуальность полиэкрана в современных визуальных произведениях. Однако эти исследования относительно интересующей нас темы полиэкранности носят эпизодический и констатирующий характер.

В данной статье мы рассмотрим полиэкран не на уровне локального формального приема, а в качестве сложного культурного феномена; конкретизируем понятие полиэкранности и систематизируем наиболее типичные варианты полиэкранных композиций.

Уже на основе этих двух примеров можно говорить о содержательности даже самых простых композиций полиэкрана: дублирование одного и того же изображения способно порождать новые смыслы.

М.Ф. Казючиц особое внимание уделяет кинематографической природе полиэкрана на примере советского поликадрового (вари-ополикадрового) кино 60-80-х гг., отмечая особенности полиэкранного изображения: «Данный тип систем был в целом удобен своими синтетическими возможностями. Высокая степень информационной

В ряде работ, посвященных частным аспектам экранных искусств и СМИ, отмечаются особенности полиэкранного приема и те художественные задачи, с которыми он помогает справляться. Среди функций полиэкрана, отмеченных исследователями, можно выделить несколько типичных: полиэкран как эффективное мультимедийное средство массовой коммуникации [9], как способ повышения информационной емкости кадра и динамики телетекста [11], как расширение пространственно-временного континуума кинопроизведения [1], как возможность зрителя выбирать, контролировать контент и участвовать в телевизионном вещании [28].

Вышеназванные исследователи справедливо отмечают широту функциональных возможностей полиэкранного приема. Однако можно добавить, что, применяемый в визуальном кинотексте, он способен выполнять ряд других практических задач: акцентирование одновременности разнопространственных событий, альтернатива параллельному монтажу (например, телефонный разговор, участники которого занимают отдельные части экрана), мотив объединения героев единым порывом, эмоциями или, напротив, их соперничество, противопоставление прошлого и настоящего, желаемого и реальности и др.

ЭВАЛЛЬЕ В.Д. ПОЛИЭКРАН:

К ПРОБЛЕМЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ -

(1) Речь идето каноническом определении мозаики. Наши выводы не имеют отношения

к работам Роберта Сильверса, Чака Клоуза, Дэйва Маккина и др. художников, работающих в подобной технике.

событий посредством разных ракурсов, крупности съемки и т.п. Каждый отдельный сегмент самодостаточен и мог бы претендовать на самостоятельный монокадр.

Особый интерес представляет ряд зарубежных социокультуроло-гическихисследований, в которых полиэкранность интерпретируется как метафора разрыва, надлома, скрытого противостояния между нарративами внутри отдельного государства [25], как сопоставление политических и идеологических детерминант [24, 31]. Авторы не рассматривают полиэкран как кинематографический прием, не стремятся раскрыть его природу, а лишь анализируют содержательные аспекты современных полисегментированных композиций экранной культуры.

Однако данный технический способ не универсален. Рождение полиэкранных произведений экранной эры связано с применением разнообразных технических средств: монтажа, технологии мульти-экрана, проецирования изображений на видеостену, голографии.

Илл. 7. Диспечерская Мосводоканала

В этом режиме зрителю демонстрируются несколько программ одновременно, позволяя в режиме реального времени следить за программами или определиться с выбором одной'2'.

Технология видеостены заключается в соединении между собой нескольких панелей, расположенных на вертикальной поверхности. Отличительной особенностью видеостены является возможность проецировать как отдельные потоки информации на каждый экран, так и комплектовать единое изображение'3'. Рамки видеопанелей, из которых собирается эта система, как правило, сделаны максимально узкими, что позволяет транслировать единое изображение'4'. При этом фактическое наличие этих швов дает возможность нескольким изображениям не теряться в общей массе при их симультанной трансляции.

Видеостены и мультиэкраны бытуют в рекламной индустрии, используются в командных центрах, диспетчерских, на постах охраны, выполняя важные функции в повседневности современного социума.

Суммируя сказанное, следует уточнить, что мультиэкран и видеостена - технические средства трансляции изображений, а полиэкран - само специфическое, сегментированное изображение, в котором и заложены те смыслы, которые являются предметом изучения в данном культурологическом исследовании. Непрофессиональный зритель может не знать о природе каждого конкретного эффекта полиэкрана, не различать технической специфики приемов, однако он становится реципиентом визуальных результатов их действия -видит и воспринимает полиэкранные композиции различного характера. Их же видит и воспринимает профессиональный зритель, будь то оператор или режиссер.

Помимо кино, анимации и телевидения в современной визуальной культуре полиэкранные композиции представлены в мультимедийных шоу, на интерактивных выставках, даже в театральных

Илл. 11. Папирус Ани, Плита 11, ок. 1250 г. до н.э., Британский музей, Лондон

в произведениях доэкранной культуры - в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Греции, в искусстве средневековой Европы и пр. (Как уже отмечалось в нашей статье «Визуальные композиции в культуре

Интересно, что композиционные структуры, характерные для древних культур, сохраняются и в современной культуре, несмотря на все различия содержательного характера.

Что касается экрана как предмета материального мира, неотъемлемой части жизни практически каждого человека, Ю.С. Дружкин отмечает двойственность его природы. С одной стороны, экран выступает носителем текста, его переносчиком в предметно-мате-риальном смысле слова, с другой - и сам претендует на роль текста и даже художественного произведения [4, с. 53-55].

различных зримых пространственных и пространственно-временных сегментов или же эффект умножения одного и того же сегмента в рамках единого визуального целого.

Итак, полиэкран, как и любой художественный прием, пластичен и может нести различные смыслы (вплоть до взаимоисключающих) согласно мировидению эпохи, воле художника и циркуляции в различных социокультурных и художественных контекстах. Мы в данный момент обратимся к полиэкранным композициям и постараемся обозначить наиболее типичные их варианты.

Существуют композиционные структуры, в которых полностью отсутствуют визуально очерченные границы, фрагменты и их среда обитания становятся взаимопроницаемы. В экранных искусствах это имеет отношение к приемам наложения, двойной или множественной композиции и т.д. Но следует помнить, что не всегда получившееся изображение становится носителем эффекта полиэкрана.

Немаловажную роль играет и внешний вид сегментов как обособленной единицы. В этом случае мы обращаем внимание на геометрические формы отдельно взятого сегмента и на то, как меняется

смысл и восприятие в зависимости от этого. Расположение отдельного сегмента, занимаемый им объем на плоскости относительно композиции в целом и других составных частей в частности также оказывают влияние на восприятие визуального высказывания.

повышено динамичного мира - еще более динамичного, нежели современный социум. Только в отличие от социума индивидуальный пользователь получает в виртуальной реальности гораздо больше иллюзий управления миром и его видением, регулирует режимы его восприятия, подстраивая виртуальность под свои индивидуальные потребности. Полиэкранность в современной культуре символизирует усложненность и в то же время упорядоченность различных элементов мироздания, способность человека управлять многомирием, адаптировать его к своим нуждам - однако никогда не удерживать в поле зрения всю многоуровневую реальность, которая необозрима, бесконечна, непостижима до конца. Таким образом, виртуальная полиэкранность являет собой компромисс между рациональным и иррациональным пониманием бытия.

1 Агафонова H.A. Экранное искусство. Художественная и коммуникативная специфика. Монография. Мн.: БГУ культуры и искусств, 2009.

2 Бычков В.В. Художественный апокалипсис культуры. Строматы XX века. Книга 2. М.: Культурная революция, 2008.

3 Варшавский Я.Л. Полиэкран начинается. М., 1983.

4 Дружкин. Ю.С. Без кавычек// Наука телевидения и экранных искусств. Научный альманах. Вып. 14,2018. С. 53-61.

5 Дуков Е.В. Экран: quid est hoc I ! Наука телевидения и экранных искусств. Научный альманах. Выпуск 13, 2017. С. 12-41.

6 Ищенко Е.В. Принцип окна в современной экранной культуре: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01. М., 2006.

7 Казючиц М.Ф. Неигровое. Экспериментальный и документальный фильм в США, Канаде и России 1950-2000 гг. Монография. Академия медиаиндустрии. 2016.

9 Короткова E.H. Медиапортал как средство создания качественного контента: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2009.

10 МшшерсонДж. Телевизионное производство: Пер. с англ. Л.С. Волковой, Ю.В. Волковой под ред. В.Г. Маковеева. М.: ГИТР, Флинта, 2004.

11 Монетов В.М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.03. М., 2005.

14 Потемкин C.B. Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка: Генезис, специфика, эстетические принципы: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.03. М., 2007.

15 Сальникова E.B. К предыстории внутриэкранной мизансцены компьютера // Наука телевидения: научный альманах. М.: ГИТР, 2016. № 12. С. 66-83.

17 Соколов А.Г. Кинематографическая природа множественной композиции: полиэкран, его природа и принципы режиссуры. Автореф, дисс. канд. искусствоведения. М., 1977.

18 Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. Учебник. Часть первая. М.: Изд. А. Дворников, 2000.

19 Фещенко В.В., Коваль О.В. Сотворение знака. Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. М.: Языки славянской культуры, 2014.

21 Эвалльё В.Д. Визуальные композиции в культуре Древнего Египта как предтечи полиэкранности // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Стерлитамак: АМН, 2017. № 1 (2). С. 226-230.

24 Chung S. Split Screen Korea: Shin Sang-ok and Postwar Cinema. University of Minnesota Press, 2014.

25 Courtney S. Split Screen Nation: Moving Images of the American West and South. Oxford University Press, 2017.

26 Craik T.W. The Tudor Interlude: Stage, Costume, and Acting. Leicester University Press, 1958.

27 Du Split-Screen Au Multi-Screen: From Split-Screen to Multi-Screen / ed. Sobieszczanski M., Lacroix CM. Peter Lang, 2010.

28 Ellis D., Johnston J. Friends of Canadian Broadcasting. Split Screen: Home Entertainment and the New Technologies. James Lorimer & Company, 1992.

29 Ingrassia P.M. The Split-Screen Aesthetic: Connecting Meaning Between Fragmented Frames. Montana State University. Bozeman, College of Arts & Architecture, 2009.

30 Knowles, C.B. The Temporal Image Mosaic and Its Artistic Applications in Filmmaking. MA thesis, Queen's University, 2003.

31 MeurerH.J. Cinema and National Identity in a Divided Germany, 1979-1989: The Split Screen. Edwin Mellen Press, 2000.

32 Minissale G. Framing Consciousness in Art: Transcultural Perspectives. Rodopi, 2009.

Искусство кино после своего непосредственного появления успело изобрести множество приёмов и трюков. Звук, цвет, всевозможные 3D и 4D технологии делают современный кинопродукт всё более привлекательным для продвинутого зрителя. Развиваясь, кинематограф всё настойчивее пытается стать для нас новой реальностью. Или в большинстве своём её улучшенной копией.

cinema

Кино всегда частенько называли актом вуайеризма, при котором мы, имея полное на это право, можем подсмотреть за чужим сокровенным. Сегодня для потенциального вуайериста кино с его массой возможностей ощутить буквально всеми органами чувств ту или иную историю и вовсе является удовольствием райским. Киноэкран заставляет нас сливаться с персонажами, погружает нас в сладкую иллюзию.

Но чтобы эта самая иллюзия срабатывала нужным образом, киноэкран и показываемое на нём должны быть максимально приближены к нашей с вами действительности. Так, например, немое кино не погрузит в состояние особого транса зрителя, привыкшего к тому, что кинокартинка звучит и говорит. И даже если оно его заинтересует, то вряд ли полностью захватит. Поскольку оно уже в некотором роде неестественно. И таким же привычным элементом кино, как и звук, для нас является четырёхугольная рамка экрана.

cinema

cinema

Полиэкран в подобных сценах весьма удобен, так как позволяет сразу и быстро показать всё, что надо показать, и избежать при этом использования кучи ненужных в данном случае монтажных склеек.

И кстати, такие технологии появились ещё на самой заре развития кинематографа, в начале XX века, когда новое искусство только-только формировалось.

cinema

Впрочем, тогда полиэкран был скорее явлением случайным, нежели каким-то осмысленным достижением. Периодически кинематографисты возвращались к этому, по сути, не столь замысловатому приёму. В частности, полиэкранные кадры можно найти в некоторых лентах американского режиссёра Брайана Де Пальм а , который среди прочих достижений первый начал экранизировать такие нынче мэйнстримовые произведения Стивена Кинга.

cinema

cinema

Со вступлением кино в новую эпоху некоторые особо смелые авторы начали дробить экран на куда большее количество частей. А несчастный зритель вынужден был это, в общем-то, чужеродное его глазу зрелище как-то воспринимать.

cinema

Наиболее известными современными изобретателями полиэкранных техник считаются режиссёры Питер Гринуэй и Майк Фиггис. Оба британца. Оба принадлежат к одному поколению. Однако в своих работах при этом абсолютно различны как на визуальном, так и на концептуальном уровне.

Гринуэй в свои 72 года продолжает с завидной регулярностью снимать фильмы, организовывать художественные выставки и перформансы. В своих многочисленных лекциях и интервью Гринуэй раз за разом повторяет одну и ту же мысль, по-видимому, уже ставшую его идеей фикс. Эта мысль о том, что традиционное кино умерло, когда впервые появился пульт дистанционного управления.

cinema

cinema

Причем первое время все экраны сохраняют свою условную независимость: в левом верхнем начинающая актриса ссорится со своей ревнивой подружкой, в верхнем правом женщи на на приёме у психолога жалуется на мужа-алкоголика, оба нижних следят за буднями работников небольшой киностудии.

Но как только действие начинает развиваться, истории пересекаются, и сидевшая на приёме женщина оказывается женой продюсера киностудии, а актриса — его любовницей. Камеры, которые следят за персонажами, при этом ведут себя достаточно свободно и легко переходят от одного объекта съёмки к другому.

cinema

И потому он неизбежно разрушает ту иллюзию кино, ради которой зрители по всему миру смотрят фильмы. Полиэкранное кино фактически старается превратить нас в своего рода сверхлюдей, всевидящих, всеслышащих, всезнающих. Быть может, новой эпохе нужен новый тип кинозрителя, и очень скоро размноженный киномир станет для нас обыденностью.

Читайте также: