Как сделать поисковый этап по технологии

Обновлено: 08.07.2024

Технология

Что такое творческий проект?

Этапы выполнения проекта

Что такое творческий проект?

Творческий проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы.

Что же такое проект?

Прое́кт — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Творчество — это процесс создания нового и прекрасного, которое наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли.

Человек живет, постоянно сталкиваясь с простыми и сложными задачами: -Как решить ту или иную проблему? -Как построить, сшить, сконструировать? -Как создать?

Человек рассматривает родившиеся в его голове варианты решения, ищет нужную информацию, советуется с опытными людьми. В итоге отбирает лучшую идею и переходит к обдумыванию , как осуществить конкретные операции, и только после этого приступает к делу. Другими словами, он задумывает, планирует и осуществляет проекты

В чем отличие?

Проектирование –подготовка комплекта проектной документации, а также процесс создания проекта.
Проектная деятельность – это деятельность по созданию нового, нужного изделия, новой услуги.

Учебный творческий проект по технологии это-

Самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, выполненное при участии учителя

Изготовлению проектного изделия предшествует большая работа:

Обдумывание идей
Выполнение эскизов
Рисунков
Чертежей
Разработок технологического процесса

Задачи проектной деятельности

Нам нужно научиться:
Выдвигать идеи и обосновывать необходимость изготовления изделия;
выполнять эскизы;
организовывать свое рабочее место;
подбирать инструменты и материалы для различных технологических операций;
определять размеры, делать расчеты, строить чертежи (выкройки);
изготовлять изделия своими руками, применить изготовленное на практике;
подсчитывать затраты на их изготовление;
оценить проделанную работу;
исправлять ошибки.


Какие материалы и инструменты могут мне помочь?

Этапы выполнения проекта

Поисковый этап
Технологический этап
Аналитический этап

Поисковый этап

Выбор темы проекта.
Формулирование требований к проектируемому изделию.
Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего

Поисковый этап


Что нужно знать?
Что нужно уметь?
Что нужно иметь?

Технологический этап

Разработка технической документации (чертежей, схем, выкроек);
разработка технологической документации (технологических карт);
организация рабочего места, выбор материалов, инструментов, оборудования;
изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы.

Аналитический этап

Контроль и испытания готового изделия
Окончательный подсчет затрат на изготовление
Реклама изделия или услуги
Анализ, что получилось, а что нет
Защита проекта (готовое изделие, пояснительная записка к проекту, доклад и электронная презентация)
УДАЧИ В РАБОТЕ.

План выполнения проекта

I. Подготовительный этап
1. Актуальность проблемы
2. Цель проекта 3. Обоснование выбора темы проекта 4. Задачи 5. Требования к изделию 6. Разработка идеи 7. Поиск лучшей идеи 8. Исследование 9. Мой выбор
II. Технологический этап
10. Используемые материалы 11. Инструменты и оборудование для изготовления 12. Организация рабочего места, правила безопасной работы 13. Технология изготовления 14. Снятие мерок 15. Построение чертежа 16. Технологическая карта 17. Экономический расчет 18. Экологичность. 19. Оценка выполненной работы
III. Заключительный (аналитический) этап
20. Выводы
21.Защита проекта + реклама 22. Список литературы

Цели урока:
1. формировать навыки учащихся по выполнению, оформлению проекта;
2. способствовать развитию логического мышления и речи учащихся;
учить выбирать тему, руководствуясь своими возможностями, степенью усвоения приёмов той или иной работы и актуальностью проблемы;
3.
4. воспитывать интерес к творческой деятельности.

Методическое оснащение урока:
Дидактическое обеспечение:
● рабочая тетрадь;
● учебники;
●образцы готовых проектов
●Учебно-техническая документация (УТД);


Ход урока
1. Организационный момент:
● приветствие;
● проверка явки учащихся;
● заполнение учителем классного журнала;
● проверка готовности учащихся к уроку;
● настрой учащихся на работу;
● доведение до учащихся плана урока.

Оценить 3679 0

формировать навыки учащихся по выполнению, оформлению проекта;

способствовать развитию логического мышления и речи учащихся;

учить выбирать тему, руководствуясь своими возможностями, степенью усвоения приёмов той или иной работы и актуальностью проблемы;

воспитывать интерес к творческой деятельности.

Методическое оснащение урока:
Дидактическое обеспечение :
● рабочая тетрадь;
● учебники;
●образцы готовых проектов
●Учебно-техническая документация (УТД);

Ход урока
1. Организационный момент:
● приветствие;
● проверка явки учащихся;
● заполнение учителем классного журнала;
● проверка готовности учащихся к уроку;
● настрой учащихся на работу;
● доведение до учащихся плана урока.

2. Изложение нового материала.

Проектирование как сфера профессиональной деятельности.
Что же такое проектирование? Проектирование – это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учётом заданных условий.
Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни как домашней, так и производственной. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, экономической, социальной, художественной и т.д.
Демонстрация образцов проектов предыдущих лет, их анализ.
Напоминание учащимся об этапах выполнения творческого проекта.

Поисково-исследовательский этап:


● выбор темы проекта;
● разработка эскиза изделия;
● обоснование выбора;
● подбор материалов для выполнения проекта;
●предварительный подсчёт себестоимости.

Технологический:


● конструирование базовой модели;
● моделирование изделия;
● составление технологической последовательности изготовления изделия;
● выбор оборудования;
● изготовление изделия.

Заключительный:


● оформление проекта;
● подготовка его к защите.
Рассказать о правилах оформления пояснительной записки. По содержанию пояснительная записка включает:

Главы основной части.

Библиографический список использованной литературы.

Правила оформления титульного листа.

Разработка поисково-исследовательского этапа проекта:

Введение к работе (выбор и обоснование темы проекта) – важная часть записки. Здесь вы должны обосновать актуальность выбранной темы (обоснование её включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются их возможности использования на практике).

Кроме этого, нужно указать цель и содержание поставленных задач, озвучить планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, отметить межпредметные связи. Обязательно требуется пояснить, кому предназначен проект и в чём его новизна. Во Введении также даётся характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), фиксируются используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

В поисковой части (пути создания модели), вы должны разработать банк идей и предложений по решению проблемы, предложенной в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определённых критериев. Иногда поисковую часть дополняют клаузулой - это сравнительно большой лист бумаги, на котором представлены свободные рисунки, прорисовки моделей, элементы будущего изделия в целом. Лист должен иметь законченную композицию и выразительность, допускаются надписи, выделения цветом. В результате определяются одно или несколько предложений, которые предлагается разработать.

3. Закрепление нового материала.

Беседа с учащимися по вопросам.

Перечислите основные этапы выполнения творческого проекта.

Назовите требования, предъявляемые к оформлению титульного листа.

Озвучьте условия к оформлению оглавления.

4. Физкультминутка.

Упражнение дыхательной гимнастики.

Исходное положение – стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх, назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперёд, хлёст руками вперёд, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный выдох)

5. Самостоятельная работа учащихся по разработке поисково-исследовательского этапа проекта.

6. Текущий инструктаж учителя.

6.1. Формирование новых знаний:
● проверка организации рабочих мест учащихся;
● проверка организации начала работы учащихся;
● проверка наличия необходимых журналов мод, литературы;

6.2. Усвоение новых знаний:
● проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;
● инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией

6.3. Целевые обходы:
● инструктирование учащихся по оформлению титульного листа;
● концентрация внимания учащихся на наиболее серьёзных моментах;
● оказание помощи учащимся;
● рациональное использование учебного времени учащимися.

7. Заключительный инструктаж учителя.
● анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
● разбор типичных ошибок учащихся;
● вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

8. Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока.

Краткая беседа с учащимися:

Чему новому вы научились на уроке?

Оцените качество своей работы?

Что осталось непонятным?


Учитель, подводя итог, отмечает лучшие работы учащихся и комментирует допущенные ошибки.

Презентация на тему: " План выполнения проекта мы составили на все этапы выполнения проекта I. Подготовительный этап 1.Выбор темы 2.Обдумывание технологии выполнения 3.Составление." — Транскрипт:

2 План выполнения проекта мы составили на все этапы выполнения проекта I. Подготовительный этап 1.Выбор темы 2.Обдумывание технологии выполнения 3.Составление плана выполнения 4.Расчёт финансовых затрат II. Конструкторский этап 1.Рассмотрение вариантов и отбор оптимального 2.Сбор и обработка материала 3.Разработка конструкции 4.Разработка технико - технологической документации 5.Распределение обязанностей (в коллективном проектировании) III. Технологический этап 1.Выполнение практической части проекта 2.Учёт требований технологии и дизайна 3.Самоконтроль качества выполнения 4.Контроль учителем и корректировка 5.Соблюдение правил техники безопасности IV. Заключительный этап 1.Самооценка качества 2.Расчёт экономических затрат 3.Предварительная защита 4.Защита проекта

3 I. Подготовительный этап 1.Выбор темы 2.Обдумывание технологии выполнения 3.Составление плана выполнения 4.Расчёт финансовых затрат

4 II. Конструкторский этап 1.Рассмотрение вариантов и отбор оптимального 2.Сбор и обработка материала 3.Разработка конструкции 4.Разработка технико - технологической документации 5.Распределение обязанностей (в коллективном проектировании)

5 III. Технологический этап 1.Выполнение практической части проекта 2.Учёт требований технологии и дизайна 3.Самоконтроль качества выполнения 4.Контроль учителем и корректировка 5.Соблюдение правил техники безопасности

6 IV. Заключительный этап 1.Самооценка качества 2.Расчёт экономических затрат 3.Предварительная защита 4.Защита проекта

7 Обосновав возникшую проблему и потребность мы приступили к выявлению основных параметров и ограничений практической части нашего проекта. Мы определяем, что размер рамки по внешнему краю должен быть 50х60см. Аппликация будет выполнена на бархатной ткани тёмных тонов, в нашем случае – тёмно-бордовой. Размер аппликации по внешнему краю должен быть на 10 см. меньше размера рамки, т.е. быть размером 40х50 см. Бархатная ткань будет наклеена на белую ткань. Соломку для работы мы выбираем пшеничную, так как она более золотистая, имеет природный блеск, хорошо поддаётся обработки. Наклеивание аппликации будем производить клеем ПВА, который не оставляет следов на бархатной бумаге, картоне и соломке. Всего мы выполним 16 картин.

8 Подобрали материалы, инструменты, приспособления, оборудование необходимое для выполнения практической части проекта Решили, что для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты: Пшеничная солома; Клей ПВА, который не меняет цвет соломы, быстро и прочно приклеивает её к бумаге; Мягкая кисточка для клея; Бархатная ткань для основы; Писчая бумага или калька, в качестве основы для наклеивания соломенных ленточек; Острые ножницы двух размеров: одни с длиной лезвия до 5 см., вторые – маникюрные с прямыми лезвиями; Линейка; Карандаш; Белая ткань, для основы картины; Утюг, для сушки и разутюживание соломенных ленточек; Пресс, для прижимания элементов рисунка аппликации; Резец или канцелярский ножичек; Питьевая сода; Кастрюля для кипячения соломы; Толстая игла или шило; Пинцет; Бесцветный быстросохнущий лак; Копировальная бумага; Рамка; Стекло по размеру рамки; Декоративные гвоздики; Проволока для петельки.

Классный руководитель

Фотогалерея

Этапы работы над проектом [1]

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Более подробно содержание деятельности учителя и ученика будет рассмотрено нами в соответствии с этапами работы над проектом.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. При этом следует отметить, что принципы построения проектов едины, вполне "взрослые" проекты строятся точно так же как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

- Определение тематического поля и темы проекта.
- Поиск и анализ проблемы.
- Постановка цели проекта.

- Анализ имеющейся информации.

- Поиск информационных лакун.

- Сбор и изучение информации.

- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

- Выполнение запланированных технологических операций.

- Текущий контроль качества.

- Подготовка презентационных материалов.
- Презентация проекта.

- Анализ результатов выполнения проекта.

Поисковый этап начинается с определения тематического поля проектов. Под тематическим полем в данном случае мы понимаем некую ограниченную область знаний, выделяемую на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей.

Педагоги отмечают, что деятельность, увлекающая ребенка, активизирует к жизни все его потенциальные способности. Вопрос лишь в том, как породить такой интерес. Один из классиков отечественной педагогики В.Н. Сорока-Росинский призывал следовать "здравому смыслу и прислушиваться к рассуждениям воспитанников ". То есть достаточно прислушаться к тому, о чем разговаривают учащиеся, иметь представление об их увлечениях, быть в курсе того, что их интересует, чтобы задать тему для обсуждения.

Выбор тематического поля - это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является определение темы проектной работы.

- Предлагает тематическое поле.

- Мотивирует учащихся к обсуждению.

- Предлагает схемы анализа потребностей.

- Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.

- Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.

- Определяет свои потребности.

- Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.

- Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.

После постановки цели проекта в первую очередь на аналитическом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

На всех этапах работы над проектом учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности.

Вопрос об используемых источниках информации руководитель проекта и учащийся могут решать на свое усмотрение в зависимости от цели проекта, в то время как со стороны их количество может показаться избыточным или недостаточным. Подростки способны самостоятельно планировать поиск информации, о ходе которого учитель, как правило, узнает во время первых консультаций. Даже при высоком уровне сформированности умений работать с информацией учащиеся могут столкнуться с объективными трудностями. Задача педагога в этом случае будет состоять в том, чтобы "снять" их тем или иным образом.

На этом этапе учащийся выполняет все основные шаги по разработке проекта. Уровень его самостоятельности при выполнении каждого шага может быть различным. Учащийся конкретизирует свои намерения, описывая желаемую для него ситуацию.

На основе анализа ситуации ученик может поставить (с помощью учителя, а позже – самостоятельно) проблему или конкретизировать ту проблему, с которой он пришел в проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.

Затем учащийся проводит анализ проблемы, выделяя (на начальных этапах с помощью учителя) причины и (в старших классах) последствия ее существования, определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования), заинтересован ли кто-то кроме него в решении этой проблемы. Эта работа позволяет точнее определить тематическое поле проекта.

Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.).

Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).

В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:

- Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

- Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.

- Организует процесс анализа альтернативных решений.

- Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.

- Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

- Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

- Осуществляет процесс планирования.

- Определяет свое место (роль) в проекте.

- Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.

На практическом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают \ осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.).

На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.

В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:

- Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

- Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

- Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

- Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Это могут быть : видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь, электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д. Этот список можно было бы продолжить.

Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.

По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. Проведение презентаций можно удачно совмещать с работой с семьями учащихся.

Если учитель ставит задачу развития критического мышления учащихся на материале презентации, он должен мотивировать ее участников задавать вопросы и высказывать критические замечания по поводу проектов, участвующих в презентации. Следует также подготовить педагогов – участников презентации к тому, чтобы они задавали вопросы различного типа, продвигающие учащегося в развитии его коммуникативной компетентности: для младшего школьника это уточняющие вопросы, для учащихся основной школы – вопросы, заданные на понимание или в развитие темы, для старшеклассника – вопросы на дискредитацию, подвергающие сомнению его позицию.

Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.).

В самом общем виде действия учителя и ученика на этом этапе работы могут быть представлены так:

- Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

- При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

- Выбирает (предлагает) форму презентации.

- Готовит и проводит презентацию.

- При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

После проведения презентации учащимся проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.

[1] Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций учащихся/ сборник методических рекомендаций: Самара, 2003.

Читайте также: