Как сделать поход в музей интересным

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 05.10.2024

Когда-то у нас с сестрой было трое детей на двоих, мы часто зависали в Москве на выходных. Нам нравилось ходить в музеи. Чтобы дети не стояли на ушах и не мешали нам наслаждаться картинами, мы всегда придумывали для них задания по мотивам экспозиции.

Так, летом 2012 в Третьяковке на Крымском Валу проходила выставка Константина Коровина. Чтобы заинтересовать дошкольников, мы сделали оригинальный квест, где дети перевоплощались в детективов. Вот как это было.

На своём примере я расскажу, как организовать себе и детям интересное посещение выставки.

Шаг первый: придумать интригу

Придумайте, в чём именно будут заключаться задания для квеста. Я решила, что детям было бы интересно поиграть в сыщиков. На выставке можно искать картины.

Я заранее сделала буклет в ворде с черно-белыми репродукциями пропаж и написала небольшие подводки к каждой.

Детям нужно было бегать по выставке и находить конкретные картины. Как только ребята находили их, они доставали из специального конверта (я его также подготовила заранее) цветные репродукции этих картин и наклеивали их на место чёрно-белых изображений.

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Откажитесь от стереотипов. При самых лучших намерениях есть риск начать не с того. Мы часто слышим или говорим сами: "В этом городе надо обязательно сходить в музей", "Это непременно надо увидеть", "Это так интересно" (или "Там так красиво!"). Но доводы, вполне убедительные для взрослого, вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после ваших слов у него проснется интерес к искусству и тем более желание бежать в музей.

Обратитесь к собственному опыту. Скажите честно: знаете ли вы сами, почему в музей идти стоит? Каковы ваши собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной галереей? Если смутные или не слишком радужные, лучше оставить их при себе. Вам было скучно тогда — ребенку будет скучно теперь: скука вещь заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные, постарайтесь в них разобраться. Не ищите рациональных объяснений; забудьте все, что вы успели узнать с тех пор, вернитесь к своему раннему опыту. С него и надо начинать, именно его и надо попытаться передать детям.

Постарайтесь просто выразить свои чувства. Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пятно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства — без ученых рассуждений, своими словами.

Радость общения. В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной. Скорее всего, ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не можете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка; не исключено, что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.

Не увлекайтесь. Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек — будь он большой или маленький — еще не знает, не видел, не читал и т. д., — занятие весьма неблагодарное. Поэтому не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.

Предоставьте ребенку свободу выбора. Если ребенок не разделяет ваших пристрастий, предоставьте ему свободу. Вы дали ему первый толчок — теперь доверьтесь его собственному выбору; ваше личное мнение для него лишь отправная точка. Определите, на что он обращает внимание. Идите за ним из зала в зал: рано или поздно он перед чем-то остановится, даже если до этого успеет равнодушно пройти мимо какого-нибудь общепризнанного шедевра. Вы сможете вернуться с ним к этому шедевру позднее. Ваша задача — подготовить и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет. Его выбор может вас удивить, огорчить, пойти наперекор вашим собственным вкусам, и, тем не менее, лучше всего начать именно с того, что выберет он сам, будь то пейзаж XIX века или монохромное полотно, написанное в годах XX века.

Начните с того, что выберет ваш ребенок. Оставим пока в стороне вопрос "с чего начать". На первом этапе не стоит пытаться дать детям стройную систему знаний с учетом хронологии, истории развития цивилизации и художественных стилей. Если позднее ваш ребенок захочет изучать искусство углубленно, это будет уже совсем другое дело. Со временем он сумеет приспособиться к определенным требованиям. А пока что ваша цель — доставить ему радость, простую, но редкую радость: способность видеть. Эта способность разовьется у ребенка только тогда, когда он будет свободно решать, на что именно смотреть, долго или недолго стоять перед какой-то картиной — в общем, станет сообразовываться исключительно с собственными желаниями.

Как сделать поход в музей приятным и полезным

Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил — настолько простых, что мы о них обычно забываем.

Не ходите в музей в дождливые дни. По традиции считается, что для музея лучше всего подходит дождливая погода. Разумеется, если у ребенка каникулы и вовсю светит солнце, естественнее побыть на воздухе, а уж никак не торчать в музее. Это расхожее мнение в корне неверно. Оно предполагает, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Между тем поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами — довольно унылое занятие. Конечно, для настоящего любителя искусства подобные соображения роли не играют, но все это способно отравить первые детские впечатления.

Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко. Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет — и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь — и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.

Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все. Любой поход в музей — неважно в какой — серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками — все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребенок, скорее всего, насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.

Объясните ребенку, как вести себя в музее. Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить — они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.

Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня. Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу — вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем то же самое, что вы. Не забывайте об этом — тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.

Пользуйтесь планами, читайте таблички. В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах — по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло").

Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам. Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями. Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки — прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.

Не забудьте зайти в кафе. Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.

Когда ходить в музей?

Не создавайте у ребенка стереотипа, что в музеи отправляются только когда больше нечем заняться. Это в корне неверно. Поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрой одеждой - довольно унылое занятие. Это запросто может отравить первые детские впечатления.

Как сделать поход в музей увлекательным?

На самом деле поход в музей можно и нужно сделать для ребенка ярким и запоминающимся событием. В Петербурге сейчас многие музеи предлагают детям интерактивные программы. Но и сами родители могут устроить из обычного мероприятия незабываемое приключение. Для начала нужно хотя бы не испортить впечатление малышу, и для этого не мешает усвоить несколько простых правил - настолько простых, что многие мамы и папы о них обычно забывают.


  • Ходите в музеи с утра. В это время и ребенок больше готов воспринимать новое и не пресыщен эмоциями, и народу в музеях поменьше
  • Не надо выбирать для первого знакомства музей, в который надо долго идти пешком. Ребенок устанет и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить.
  • Не устраивайте гонку по музею с целью увидеть все, что можно. Чем младше ребенок, тем труднее ему будет выдержать долгие осмотры экспонатов. Лучше задержаться перед чем-то одним на пять минут, чем в течение часа смотреть все подряд. Кстати, здесь стоит поставить себя на место ребенка. Ведь с высоты своего роста он видит экспонат несколько под другим углом, чем вы. Не забывайте об этом.
  • Ребенок должен знать, как вести себя в музее. Объясните ему это еще до визита. Расскажите, для чего придуманы эти правила, почему нельзя трогать экспонаты руками.
  • Пусть ребенок сам выберет маршрут похода по музею. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия.


Малыши недолго могут удерживать внимание на чем-то одном, поэтому не сердитесь

Если вскоре им покажется интересен служитель музея, длинный лестничный пролет или декоративные украшения, а не та выставка, которую вы хотели ему показать. Вначале идите в те места, к которым проявит интерес сам ребенок.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями. Это прекрасные сувениры - ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их.

Обязательно зайдите в кафетерий. Если его нет в музее, загляните в соседнюю кондитерскую. Чем младше ребенок, тем важнее устроить для него этот маленький праздник. И обязательно разузнайте заранее, где в музее можно подкрепиться и где находится туалет.

Чтобы поход в музей стал для ребенка и интересным, и познавательным

Перед походом в музей

Создайте у ребенка атмосферу приключения. Вы можете сделать это по дороге в музей. Придумайте историю о том, что ребенок увидит в музее в стиле сказки на ночь о динозаврах. Детям постарше можно рассказать о том, как вы ходили в музей, и какое это впечатление произвело на вас.

Хороший способ сохранить интерес у детей – это комментировать то, что они видят в экспозиции. Например, в музее, посвященном воздухоплаванию и полетам в космос, следует говорить о прошлом и настоящем самолетостроения, о чудесах науки и техники, об исследованиях космоса. В естественнонаучных музеях наибольший интерес вызывают истории о динозаврах, минералах, насекомых и животных.

В картинных галереях попробуйте поступить так: выберите тему, например, животный мир, и дайте задание малышам найти рисунки и скульптуры с изображением животных. Попросите сравнить различные картины и описать их, рассказать, как они были созданы художниками (реалистично или абстрактно, цвета яркие или тусклые, мазки широкие или мелкие). Средние и старшие школьники уже вполне способны воспринимать информацию о биографии художника, об истории создания картин, о стилистических особенностях произведений искусства и т.п.

Поощряйте воображение и выдумку. Попросите сравнить, глядя на картину, как люди одевались двести лет назад и как одеваются сейчас. Пусть ребенок представит, например, путешествие в телеге и кибитке или каково было заключенным, сидящим в застенках Петропавловской крепости.


Предложите выбрать из всех картин в зале, например, самую радостную - по мнению ребенка

Можно, стоя в центре зала, попросить ребенка определить, какие картины могут принадлежать одному художнику и объяснить почему.

Узнайте о проходящих в музее ознакомительных экскурсиях, представлениях, музыкальных постановках. Возможно, в музее существуют мастерские, где можно самим поработать с глиной, бумагой или тканью. Посетите их. На некоторых выставках вы можете найти интерактивно работающие компьютеры. Используйте их - и вы, и ваши дети получите настоящее удовольствие!

Когда мы становимся родителями, нам хочется, чтобы ребенок был всесторонне развитым культурным человеком, чтобы его пониманию было открыто то, что закрыто для нас. Тем не менее существует единственный способ достичь этого – восполнить пробелы в собственном образовании и вместе с малышом постигать, к примеру, мир искусства. Берите ребенка с собой в музеи, на выставки с самого раннего возраста. Выбраться из привычного круга дом-детская-площадка-дом для ребенка большое событие. А смена впечатлений – толчок в развитии.

Одно из самых популярных занятий на каникулах, особенно зимних, – сходить с ребенком в музей. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его сын или дочь развивались разносторонне. Но прививать любовь к искусству нужно осторожно и постепенно, чтобы вызвать интерес и не наскучить.

В первую очередь, интересно должно быть самим родителям, ведь малыши перенимают поведение и привычки взрослых. Для первого семейного выхода в галерею стоит подобрать такой вариант, где удовольствие смогут получить все члены семьи. Позже это может стать ярким общим воспоминанием и хорошей темой для обсуждения или дискуссий.

Кроме классических выставок, каждый год открывается все больше новых необычных музеев. В них можно и нужно все трогать, шуметь, пользоваться фотоаппаратами и телефонами, ведь по большей части они интерактивны. Но и посещение привычных экспозиций можно превратить в увлекательное приключение. Рассказываем, как.

скелет динозавра в музее

Сопроводите поход в музей положительными эмоциями

Лучше заранее подготовить ребенка к тому, что его ждет в больших залах. Углубитесь в тему, найдя интересные факты об экспонатах и их авторах; несколько из них приберегите для музея. Если выбираете краеведческие и музеи естественных наук, заинтригуйте ребенка, что он сможет наглядно узнать то, что ему придется изучать в школе. Проводите ассоциации, чтобы увиденное лучше отложилось в памяти, придумывайте вместе истории. В процессе осмотра выставки делайте паузы: загляните в кафе при музее на чай с десертом. А уходя, обязательно посетите сувенирную лавку, чтобы купить что-нибудь на память. Но только по одному сувениру за раз!

Учитесь играя

Прогулка по залам музея может быть не только познавательной, но и развивать важные навыки – внимание, воображение, логическое мышление или речь. Находясь в картинной галерее, попробуйте одну из следующих игр:

девочка сидит перед холстом в мастерской

Позаботьтесь о комфорте

Задача родителя, который ведет ребенка в музей, – не только постараться учесть его интересы, удивить и развлечь, но и не дать устать.

  • Предпочтительнее всего ходить в музеи утром – и людей меньше, и силы свежее, и впереди еще останется целый день на другие развлечения.
  • Непосредственно перед входом на экспозицию нужно полноценно поесть или хотя бы что-нибудь перекусить.
  • Не стоит стремиться посмотреть всё за один раз. Если ребенка заинтересовал какой-то экспонат, проведите больше времени у него, а остальное оставьте на следующий визит.
  • Разрешите использовать гаджеты: в большинстве музеев установлены таблички с QR-кодами, по которым можно узнать дополнительную информацию. Это могут быть отрывки из видеохроник, фотографии или дорожки аудиогида. Пусть ребенок найдет для себя тот формат, который нравится ему больше всего.

мама с дочкой перед витриной с вазами

Поход в музей можно сделать настоящим праздником, повторения которого малыш будет ждать каждые выходные или каникулы. Достаточно просто прислушиваться к ребёнку и немного подготовиться. А также помните, что дети и взрослые видят мир по-разному: интересуйтесь мнением друг друга и уважайте его, даже если ваши точки зрения не совпадают. Развивайтесь интересно и постоянно пробуйте новое!

Читайте также: