Как сделать поезда экологичнее

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

У поездов действительно один из самых низких показателей выбросов парниковых газов.

Вот, например, сравнение эмиссий СО2 от разных видов транспорта:

Однако самолеты не так страшны, как о них иногда говорят. Авиация ответственна за 11.6% выбросов СО2 от транспорта или за 2.5% мировых выбросов двуокиси углерода. Все-таки три четверти транспортных эмиссий приходится на авто.

Большую часть выбросов производят легковые автомобили и автобусы - на их долю приходится 45.1% эмиссий СО2. Остальные 29.4% - от грузовиков. На автомобильный транспорт приходится 15% общемировых выбросов двуокиси углерода - это в 6 раз больше, чем у авиации.

Согласно данным портала Our World in Data, использование велосипеда вместо автомобиля для коротких поездок сократит углеродный след примерно на 75%. Поездка на поезде вместо автомобиля на средние расстояния снизит выбросы на 80%. А выбор в пользу поезда вместо самолета способен уменьшить эмиссии СО2 примерно на 84%.

Также нужно понимать, что вопрос экологичности всегда более широкий, чем принято думать - его нельзя вырывать из контекста и давать однозначный ответ. Выбросы могут сильно варьироваться в зависимости от продолжительности поездки, источника электроэнергии в местной электросети (уголь, возобновляемые источники или ядерная энергия?), загруженности общественного транспорта, а в случае вождения авто - от количества пассажиров и модели (на бензине, дизеле или у вас вообще электрокар?). Также все цифры, приведенные выше - это средние показатели по миру. Они могут отличаться от страны к стране. В более богатых государствах, где население часто путешествует, транспорт может быть одним из крупнейших сегментов углеродного следа человека.

Но выбирая поезд в любом удобном случае, точно не промахнетесь в плане экологичности :)


РЖД откажутся от использования полиэтиленовых пакетов в поездах

РЖД планирует отказаться от использования полиэтиленовых пакетов в своей деятельности. По словам представителя компании, важно, чтобы пакеты их других, более экологичных материалов, их производители могли изготовить по соответствующей стоимости. Кроме того, стало известно, что до 2019 года компания планирует вывести из эксплуатации 14 млн ртутьсодержащих ламп.

РЖД переработает свои опасные масла

РЖД и Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) планируют запустить проект по обезвреживанию опасных отходов железнодорожной компании. В рамках инициативы будут построены два завода. Основная задача проекта – избавиться от полихлорбифенила, которым насыщены диэлектрические жидкости в высоковольтном конденсаторном и трансформаторном оборудовании, используемом на железной дороге.

В поездах установят контейнеры для раздельного сбора отходов

В поездах дальнего следования Федеральная пассажирская компания установят контейнеры для раздельного сбора отходов. По словам руководителя ФПК Петра Иванова, актуальным вопросом является внедрение современной системы переработки твердых бытовых отходов в хозяйственную деятельность компании. В новых вагонах железнодорожных составов уже предусмотрены специальные емкости для раздельного сбора мусора.

На сайте РЖД можно посмотреть расчет экологичности поездки

На официальном сайте РЖД в разделе покупки билетов появился расчет экологичности поездки. Посмотреть его можно при нажатии на зелёный листочек, который находится рядом со значком принтера. В открывшемся окошке приводятся графики потребления ресурсов, использования топлива, выбросов углекислого газа, двуокиси серы, оксидов азота, неметановых углеводородов, твёрдых частиц железнодорожными поездами, самолетами и автомобилями. Графики наглядно показывают, что железнодорожный транспорт экологичнее по всем параметрам.

РЖД получили награду за экологичность

Контейнеры для раздельного сбора установили на станциях МЦК

На всех станциях Московского центрального кольца установили контейнеры для раздельного сбора мусора. Пассажирское движение на МЦК открылось 10 сентября 2016 г. Всего на линии располагаются 16 станций. С 13 станций МЦК доступна пересадка на станции московского метро, с каждого – на наземный городской транспорт.

Путешествия в разные страны с каждым годом становятся все более доступными. Причина тому – большой выбор транспорта и относительно дешевые цены на билеты.
Теперь, чтобы попасть в соседний город или на другую точку мира, нам не нужно прилагать усилий, достаточно просто купить билет на самолет или поезд.

Правда, в данном случае мы неизбежно вредим природе. Существует расхожее мнение о том, что ездить на поезде экологично, а летать – нет. Но так ли это? Попробуем разобраться.

В вопросах транспорта и их влияния на экологию, все чаще поднимается тема о вреде СО2.
Поэтому стоит начать с того, что мы о нем знаем?

Углекислый газ (СО2) – при нормальных температурах в своем естественном состоянии известен, как бесцветный газ. Он выделяется в процессе дыхания животных и растений и является незаменимой составляющей химического состава атмосферы. Это продукт разложения всех органических веществ и соединений. Он же является основным источником питания растений при фотосинтезе.

Напрашивается вопрос: как он может быть вреден, если является незаменимым?

Наша планета вырабатывает СО2 самостоятельно. Как это происходит?

Солнце светит и его лучи попадают на поверхность земли (ультрафиолет), дальше земля нагревается, и сама начинает испускать тепло (инфракрасный спектр). Эти лучи нагревают атмосферу, а часть их уходит в космос. Вернее, должна уходить в космос, но парниковые газы не пропускают волны этой длины.

Таким образом, чем выше концентрация парниковых газов, тем меньше тепла уходит и тем больше его остаётся в атмосфере.
Дело в том, что большие города являются источником роста большого количества парниковых газов. Они вырабатываются средствами передвижения и заводами – это побочный продукт горения (например, при производстве топлива). Следовательно, сам углекислый газ не представляет вреда планете. Главный источник вреда – люди. Мы злоупотребляем ресурсами и не даем природе эволюционировать естественным путем.

При чем здесь самолеты и поезда?

Из-за выбросов в атмосферу, о которых мы говорили выше, любое средство передвижения кроме собственных ног и велосипеда - неэкологично. Степень зависит лишь от расстояний и типа устройства двигателя.

Самолеты действительно оставляют после себя больший углеродный след. Виной тому – сжигание топлива во время полета. Это, пожалуй, основная причина неэкологичности авиаперелетов.
Само авиационное топливо (керосин) представляет из себя смесь, состоящую из 86% углерода и 14% водорода. На долю самолетов приходится 2,2% всего углекислого газа, вырабатываемого человечеством.

Также, важную роль играет количество пассажиров. Чем больше их на борту, тем меньше выработка СО2 на человека.

Поезда также наносят непоправимый урон окружающей среде. В первую очередь, за счет загрязнения, создаваемого для обслуживания железнодорожного транспорта. Сюда входит само полотно дороги, для строительства которой вырубается огромное количество лесов, выработка электроэнергии, угольные электростанции и сжигание ископаемого топлива.

Конечно, многое зависит и от типа поезда. Если сравнивать электропоезда и обыкновенные тепловозы (которых в России большинство), то меньшее воздействие на окружающую среду окажут первые. Но только в случае если, электрические поезда будут работать от атомной станции.

Примеры – лучше кучи букв.

И, конечно, нельзя не упомянуть, что наибольший вред приносят выхлопные газы автомобилей. Поэтому, летите вы самолетом или едите на поезде, ситуацию это особо не изменит.

Постарайтесь больше задумываться о том, как вы перемещаетесь обычно. Старайтесь больше ходить пешком или ездить на велосипеде.
К тому же, наступило лето, а значит совместить приятное с полезным не составит труда!

Высокая эксплуатационная скорость движения современных скоростных поездов в нормальных условиях способствует потреблению меньшего количества энергии и производству меньшего числа выбросов СО2 с расчётом на перевозку одного пассажира - в среднем в обоих случаях на 29% меньше, чем обычные поезда, говорят эксперты Испанского фонда по науке и технике. Потребление дополнительных услуг /кондиционирование, освещение и вентиляция/ также уменьшается прямо пропорционально скорости современных поездов.

Высокоскоростные поезда используют систему электрической тяги, то есть они не выделяют парниковые газы и требует меньшего количества ископаемых видов топлива, чем другие транспортные средства, объясняют специалисты. По их мнению, преимущество поездов высокой скорости не в замене обычных поездов, а в привлечении большего числа путешественников, которые в противном случае ездят на самолёте и автомобиле. Скоростные поезда предотвращают 3 кг выбросов в атмосферу углекислого газа на пассажира по сравнению с другими поездами, но если учитывать, сколько понижается уровней загрязнения, если человек взамен машины или самолёта выбирает поезд, эта цифра возрастает до 31 кг CO2.

Читайте также: