Как сделать подводный колокол

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

  • Водолазный колокол — в настоящее время это средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно, с последующим их переводом в декомпрессионную камеру.

Исторически представлял собой примитивный инструмент для спусков человека под воду и был выполнен в виде короба или опрокинутой бочки. Колокол с находящимся внутри водолазом опускали под воду и находящийся внутри воздух имел давление, равное давлению окружающей его воды. Внутреннее воздушное пространство колокола позволяло водолазу некоторое время дышать и совершать активные действия — выходить, либо выплывать наружу для осмотра и ремонта подводной части судов, либо для поиска затонувших сокровищ. Выполнив работу, водолаз возвращался в колокол и устройство при помощи крана или лебёдки поднимали на поверхность моря (водоёма). В XIX веке ряд изобретателей (Зибе, Гаузен) усовершенствовали конструкцию водолазного колокола, создав конструкции, которые по праву считаются примитивными водолазными скафандрами.

Связанные понятия

Водолазный скафандр — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции водолаза от внешней среды.

Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.

Водола́з — специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении и допущенный к производству водолазных спусков в установленном порядке. Профессия водолаза относится к числу профессий с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

Алвин (англ. DSV-2 Alvin) — один из известнейших действующих пилотируемых подводных аппаратов (ППА). Батискаф рассчитан на трёх человек (двоих учёных и пилота) и позволяет за 10 часов совершать погружение на глубину до 4500 метров. Размеры используемого оборудования ограничены размерами люка аппарата, который имеет диаметр 48,2 см (19 дюймов).

Упоминания в литературе

Но обратимся к истории подводных лодок. Первая субмарина была построена датчанином Корнелием Дреббелом. Она была продемонстрирована в действии на Темзе в 1620 году. Тогда изобретатель и его бесстрашный экипаж опустились под воду, оставив многотысячную публику, среди которой находился король, в величайшем напряжении. Подводный аппарат Дреббела был чуть больше обычной гребной шлюпки и работал, основываясь на тех же принципах, что и современный водолазный колокол . Он не претендовал на роль военного корабля. Представляется сомнительным, что в нем можно было продержаться под водой больше нескольких минут даже при полном штиле.

Боцман критически осматривал подводный мотоцикл. Подобные устройства позволяют человеку погружаться довольно глубоко без какого-либо специального снаряжения. При этом тело пловца находится в воде, а голова – в своего рода плексигласовом шлеме, по сути, являющемся водолазным колоколом . В этот самый шлем и подается воздух из баллона, закрепленного на мотоцикле, и отсюда пилоту необычной машины открывается прекрасный обзор на все триста шестьдесят градусов. Электромоторы аппарата позволяют ему передвигаться не только по горизонтали, но и по вертикали.

Связанные понятия (продолжение)

Водолазное снаряжение — комплект технических средств, используемых водолазом для обеспечения его жизнедеятельности и работы под водой. Часто водолазное снаряжение делят на два типа: тяжелое (для погружения на большую глубину) и лёгкое (для погружения на малую глубину, а также используемое в спортивных целях). Также водолазное снаряжения различают по способу подачи воздуха: шланговое и автономное. Тем не менее справочная классификация водолазного снаряжения предполагает деление как по конструктивным.

Лот (нидерл. lood) — гидрографический и навигационный прибор для измерения глубины водоёма. Лотовый — человек, который бросает лот.

Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) (англ. Remotely operated underwater vehicle (ROV)) — это подводный аппарат, часто называемый роботом, который управляется оператором или группой операторов (пилот, навигатор и др.) с борта судна. Аппарат связан с судном сложным грузонесущим кабелем, через который на аппарат поступают сигналы дистанционного управления и электропитание, а обратно передаются показания датчиков и видеосигналы. Пилот находится на борту судна, поэтому аппарат необитаемый.

Надувной спасательный плот — надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду. Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду включается гидростат — устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метра. Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене на 20 градусов на.

Бато́метр (греч. bathos — глубина и metron — мера) — гидрологический прибор для взятия проб воды с различных глубин водоёма, основной прибор для получения проб воды в океанографических, лимнологических и гидробиологических экспедициях.

Кингсто́н — задвижка или клапан, перекрывающий доступ в корабельную (судовую) систему, сообщающуюся с забортной водой. Расположен в подводной части корабля (судна). Используются для приёма забортной воды или откачки жидкости за борт. Возможны разные конструкции клапана.

Шварто́вка — процесс подхода судна и его крепление к причальной стенке, пирсу или другому судну. Крепление производится с помощью синтетических или стальных тросов, называемых швартовными концами.

Балласт в технике и механике — это дополнительный постоянно закреплённый или временно погруженный (принятый) груз с целью добиться результатов по одному или нескольким сразу из нижеперечисленных пунктов.

Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.

Спасательный жилет — средство для поддержки человека на воде. Обычно имеет ярко-оранжевый цвет. Наполняется либо воздухом (самонадувающийся), либо пенопластом. Бывает в виде как собственно жилета, так и в форме нагрудника, пояса, бушлата и т. п.

Шлюпба́лка — устройство для спуска шлюпки с борта корабля (судна) на воду и подъёма её на борт. При этом каждую шлюпку обслуживает две шлюпбалки, чем обусловлено частое использование термина во множественном числе.

Балласт на надводных плавучих средствах — дополнительный груз на судах, кораблях и прочих плавучих средствах, предназначенный для улучшения остойчивости, для смещения центра тяжести в нужном направлении. На кораблях и судах в качестве балласта раньше выступали камни, мешки с землёй или песком, металлические и прочие тяжёлые изделия. Сегодня в качестве балласта выступает забортная вода, заполняющая балластные цистерны (в торговом флоте их называют балластными танками).

Иллюмина́тор (лат. illuminator — осветитель) — круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения. Иллюминаторами также называются застеклённые, обычно круглые, окна подводных судов и летательных аппаратов. Исторически наиболее распространённая круглая форма иллюминатора вызвана тем, что круглое отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано, а также большей технологической.

Ба́кен, бакан (нидерл. baken) — плавучий знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.

Водола́зные рабо́ты, профессиональный дайвинг — это подводные погружения, выполняемые профессионалами за вознаграждение. В узком смысле — работы, выполняемые водолазом под водой в водолазном снаряжении.

Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.

Дрейф судна — смещение (снос) судна с линии курса под влиянием ветра. Дрейф характеризуется углом между линией пути и линией истинного курса, для измерения этой величины применяется дрейфомер.

Шлю́пка (от нидерл. sloep) — общее название малого беспалубного мореходного судна для транспортирования людей и грузов, а также для спасения личного состава на воде.

Ла́сты — приспособление для плавания (движитель) в форме плавника или весла. Надеваются на ноги (хотя известны и ручные ласты).

Лихтеровоз или баржевоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Впервые суда этого типа появились в 1969 году.

Гондола аэростата — кабина управления аэростата, в которой располагается экипаж, пассажиры или контрольные устройства аэростата.

Надувна́я ло́дка — плавсредство, представляет собой надувную конструкцию для плаванья по поверхности воды. Простое и популярное решение для передвижения по воде на небольшие расстояния.

Гак (нидерл. Haak) — морское название крюка, которое, возможно, пришло из Голландии во время правления Петра I.

Су́дно — плавучее сооружение, предназначенное для транспортных, промысловых, военных, научных, спортивных и других целей. Суда могут быть как самоходными, так и несамоходными.

Научно-исследовательское судно (НИС) или экспедиционное судно — морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования земли, водных масс, биомасс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. НИС строятся не только по специальному проекту, но и переоборудуются из кораблей или судов другого назначения.

Вьюшка — барабан или лебёдка без механического привода, как правило, с горизонтальной осью. Предназначена для хранения троса (шланга, кабеля) и удобного разматывания и сматывания. В отличие от брашпиля, не предназначена для работы с якорной цепью и не предназначена для больших нагрузок.

Автоно́мность корабля́ (сокр. автономность) — элемент тактико-технических данных, характеризующий время (в сутках), в течение которого корабль способен находиться в море, выполняя назначенные ему задачи, без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов, не относящихся к движению, а также без смены личного состава.

Морска́я са́жень (саже́нь) (англ. fathom, фатом, фадом, фэсом) — единица длины в английской системе мер и производных от неё, равная 6 футам.

Фал (нидерл. val (от vallen — падать, спускать)) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и тому подобного. Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Паук Серебрянка и Водолазный колокол


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Я не поверил: как это воздух удерживается колоколом в воде? И почему колокол не заполняется водой?

Цель данной работы – сравнить воздушный колокол паука Серебрянки и водолазный колокол, провести эксперимент и узнать, почему вода не проникает внутрь колокола.

Объектом изучения данной работы является водолазное дело и подводное плавание, предметом исследования – водолазный колокол и воздушный колокол паука.

Для достижения цели работы мне необходимо решить следующие задачи:

Найти информацию о Пауке Серебрянке (Аргиронете) и его воздушном колоколе

По литературным источникам изучить водолазное дело, историю зарождения подводного плавания и создания водолазного колокола

Выяснить, в чем сходство воздушного колокола паука Аргиронета и водолазного колокола

Анализ литературы по теме

Глава 1. Паук Серебрянка

Паук-серебрянка также ловит насекомых, которые падают на поверхность, и собирает добычу на дне. Он обнаруживает большую часть своих жертв по вибрации воды.

Другие ученые утверждают, что пузырек воздуха паук увлекает с собой с помощью искусно сплетенной паутинки. Воздух вокруг паука блестит, поэтому паука и называют серебрянка (см. Приложение №1, рисунок 3). Кстати говоря, пузырек самки отличается от пузырька самца. Благодаря тому, что пузырь самца обволакивает только верхнюю часть тела, паук может плавать не только горизонтально, но и плыть вертикально вниз. Самка же перемещается только горизонтально.

Если паук здоров и сыт, то его колокол велик и хорошо наполнен воздухом. У голодающих, слабых животных колокол постепенно разрушается. Больные пауки понемногу теряют даже способность облекать свое тело воздухом, начинают смачиваться водой и тонут.

Очень интересен паук-серебрянка, прежде всего именно своей биологией. Ведь это поучительный пример того, насколько хорошо животное может приспосабливаться к условиям окружающей среды. Так, дыхание накопленным в колоколе атмосферным воздухом свидетельствует о том, что предками водяных пауков были нынешние сухопутные пауки.

Глава 2. Водолазный колокол

Водолазный колокол (см. Приложение №2, рисунок 1) — средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно, с последующим их переводом в декомпрессионную камеру.

Водолазный колокол исторически представлял собой примитивный инструмент для спусков человека под воду и был выполнен в виде короба или опрокинутой бочки. Колокол с находящимся внутри водолазом опускали под воду, и находящийся внутри воздух имел давление, равное давлению окружающей среды - воды. Внутреннее воздушное пространство колокола позволяло водолазу некоторое время дышать и совершать активные действия — выходить либо выплывать наружу для осмотра и ремонта подводной части судов, либо для поиска затонувших сокровищ. Выполнив работу, водолаз возвращался в колокол и устройство при помощи крана или лебёдки поднимали на поверхность моря (водоёма). В XIX веке ряд изобретателей (механик Гаузен, Зибе) усовершенствовали конструкцию водолазного колокола, создав конструкции, которые по праву считаются и примитивным водолазными скафандрами.

Первое исторически достоверное упоминание о применении водолазного колокола относится к 1531 году, когда Гульельмо де Лорена на озере вблизи города Рим на глубине 22 метров пытался найти сокровища с затонувших галер (см. Приложение №1, рисунок 2). В середине XVIII века шведские водолазы под руководством Альбрехта фон Трейлебена при помощи водолазного колокола сумели поднять на поверхность свыше 50 пушек с затонувшего корабля Ваза.

Все водолазные колокола имеют следующие общие недостатки: 1) воздух в них довольно скоро портится дыханием людей и горением ламп, 2) они очень тяжелы, трудно передвигаемы, и потому подводная работа ограничена весьма малым пространством, 3) для смены рабочих теряется очень много времени. Самое грандиозное видоизменение водолазного колокола как по величине, так и по важности применения — бесспорно составляют кессоны. В 1839 г. они были впервые применены изобретателем, инженером Триже, для выдавливания воды, просачивавшейся из Луары в каменноугольные копи в Challones. Только благодаря кессонам и удобству пребывания в них нескольким человекам многим врачам удалось произвести весьма интересные и важные наблюдения над действием сжатого воздуха, от 2-х до 4½ атмосфер давления, на организм человека; значение этого давления непосредственно применяется ко всем работающим в водолазных аппаратах, какой бы системы они ни были, хотя неравномерное давление в скафандре представляет особенности. В 1797 г. Карл Генрих Клингерт придумал одежду для водолазов. Она состояла из непромокаемой ткани, на плечах водолаза прикреплявшейся непосредственно к краю металлического колпака с двумя стеклами, который покрывал голову водолаза. Внутри двух дыхательных кожаных труб с распределительным клапаном для вдыхания и выдыхания вделана спиральная пружина для того, чтобы давлением воды не сплюснуло стенок этих труб. У пояса было 4 крючка для привешивания свинцовых грузов. При спуске водолазов они ощущали крайнее затруднение дыхания, а на глубине 6 фут. водолаз окончательно лишался возможности вдохнуть в себя наружный воздух через такую систему труб и клапанов вследствие того, что давление воды на грудь водолаза превосходит силу грудных мускулов. Для противодействия этому Клингерт прибавил к аппарату металлический цилиндр (кирасу), с приделанным к нему небольшим насосом для выкачивания воды, попадающей в аппарат. Несмотря на полное несовершенство прибора для дыхания, аппарат Клингерта долгое время считался одним из лучших.

Изобретение водолазного колокола дало сильный толчок развитию водолазного дела и подводного плавания человека. Подробнее о истории водолазного дела расскажу в следующей главе

Глава 3. История зарождения подводного плавания. Водолазное дело

Водолазное дело. Так как человек может пробыть под водою лишь очень короткое время, а именно столько, сколько он способен удерживать дыхание, то для различных подводных работ необходимы различные приспособления, которые позволяли бы водолазу дышать. В настоящее время существуют три рода таких приспособлений, употребляемых отдельно или совместно, сообразно цели работ, а именно: 1) скафандр - одежда водолаза, 2) водолазный колокол (описанный мною ранее) и 3) кессон для подводных работ.

История. В истории встречаются некоторые указания и намеки на существование водолазных аппаратов в весьма отдаленные времена. Роберт Вальтурий (см. ниже литературу Водолазного дела), писатель IV столетия, оставил чертеж, изображающий человека, защищенного от воды кожаным аппаратом. Юлий Цезарь посылал смельчаков под воду с кожаными поясами, надутыми воздухом. Воин, будучи принят неприятелем за рыбу, удачно пробирался через неприятельский флот. В VIII в. писатель Готье Винисоф упоминает о водолазе, который погиб, перенося в шкуре выдры греческий огонь на выручку осажденным соотечественникам. По другим источникам рассказывается такой же случай гибели водолаза, несшего по дну 1000 золотых монет для подкупа осажденных. Общее в обоих рассказах заключается в том, что водолаз должен был иметь с собою запас воздуха для дыхания. Вообще же до открытия Колумбом Америки в истории почти нет сведений о деятельности водолазов. Рожеру Бэкону приписывают мысль об устройстве водолазного колокола, но первое практическое устройство его принадлежит немецкому ученому XVI стол. Штурму; он же пытался устроить подводную лодку (см. это сл.). Спуская под воду водолазов, Штурм заметил, что самые сильные из них не могли пробыть более получаса в колоколе, страдая от жары и духоты, чего никак не удавалось устранить. Тем не менее употребление колоколов с тех пор сделалось довольно частым. В 1690 г. Денису Папину пришла в голову мысль, которая была осуществлена целым столетием позже, вгонять в водолазный колокол свежий воздух помощью большого и крепкого раздувательного меха.

На рисунке (Приложение №3, рисунок 1) изображен водолазный колокол Галлея (1715); это есть усеченный деревянный конус, к которому прикреплены свинцовые листы и повешены 3 гири, служившие подставками колоколу и для погружения его.

Современная водолазная техника включает снаряжение, технические средства и оборудование, применяемые для выполнения различных водолазных работ. Комплекс устройств, обеспечивающий жизнедеятельность человека под водой, называется водолазным снаряжением, которое подразделяется: по способу обеспечения дыхательными газовыми смесями — на автономное и неавтономное; по схеме дыхания — на вентилируемое, с открытой, полузамкнутой и замкнутой схемами дыхания; по составу дыхательных газовых смесей — на воздушное, кислородное, азотно-кислородное, гелио-кислородное и т.п. Часть водолазного снаряжения, образующая газо- и водонепроницаемую оболочку, изолирующая водолаза от внешней среды, называется водолазным скафандром. Наиболее распространённым в СССР был тип водолазного снаряжения — вентилируемое трёхболтовое снаряжение, в котором водолаз дышит сжатым воздухом, подаваемым по шлангу с поверхности. Глубина погружения в нём ограничена 60 м (на большей глубине может возникнуть так называемый азотный наркоз). Подводные работы на малых глубинах (до 20 м) обычно выполняются в двенндцатиболтовом вентилируемом снаряжении. Для погружения на глубину до 100 м применяется воздушно-кислородное снаряжение (при дыхании воздушно-гелиевой смесью), а более 100 м — гелиокислородное снаряжение (при дыхании воздушно-гелиевыми и гелиокислородными смесями), допускающее погружение на глубину 300 м и более. За рубежом и в СССР в начале 1930-х гг. появилось водолазное снаряжение с автономным кислородным дыхательным аппаратом, а в 40-х гг. — акваланг — водолазное снаряжение с воздушно-баллонным аппаратом, используемое как на лёгких водолазных работах, так и в подводном спорте.

Три типа водолазных аппаратов, а именно: воздушный колокол, кессон и скафандр (одеяние водолаза) употребляются в различных случаях, смотря по обстоятельствам работ.

Водолазный колокол – используется для подводных сооружений и установки фундаментов на дне открытых рейдов, когда большие тяжести передвигаются под водою лишь на малые расстояния и когда надо долго работать на небольшом пространстве.

Кессон — видоизмененный водолазный колокол; первоначально это была чугунная, очень широкая труба, опущенная на дно и подымающаяся над поверхностью воды; он имеет круглую или овальную форму — в разрезе, с клетчатой системой внутри; большею частью склепывается из железных и стальных листов (наподобие паровых котлов), а иногда (в Америке) устраивается из дерева, вроде громадного тяжелого ящика. Рабочие проходят внутрь кессона сверху, через особые камеры, цель которых, не разрежая воздуха в самом кессоне, перевести рабочих от обыкновенного атмосферного давления к сжатому воздуху кессона, или наоборот. Кессон отличается от предыдущих приспособлений тем, что по мере раскапывания под ним дна он сам оседает, пока не упрется в твердый грунт; только тогда начинают делать каменную кладку, причем кессон из воды не подымают, а оставляют его там, где он был поставлен; в некоторых исключительных случаях один железный кессон служил для постройки нескольких быков; но это оказывалось неэкономичным.

Скафандр — непромокаемое одеяние для водолаза, употребляется там, где достаточно силы одного человека и где требуются частые передвижения его под водою, как, напр., при осмотре и мелких исправлениях подводной части судов, доставании утопленных вещей, отыскании и подъеме мин, очистке фарватера, осмотре и хождении в затонувшем корабле, заделке в нем пробоин, приготовлениях к подъему судов и подведении под них цепей и воздушных мешков и различных портовых работах. В настоящее время водолазный аппарат, или скафандр, имеет самое широкое применение и распространен во всех приморских портах и на реках

Для этого несложного опыта годится обыкновенный таз, но, если у вас есть глубокая и широкая банка, опыт проделать удобнее. Кроме того, вам понадобится еще высокий стакан или большой бокал. Это будет ваш водолазный колокол, а таз с водой представит уменьшенное подобие моря или озера.

Едва ли есть опыт проще этого. Вы держите стакан вверх дном, погружаете его на дно таза (см. Приложение №4, рисунок 1), продолжая придерживать рукой (чтобы вода его не вытолкнула). При этом вы легко можете заметить, что вода внутрь стакана почти не проникает: воздух не допускает ее. Это становится гораздо нагляднее, когда под вашим колоколом находится какой-нибудь легко намокающий предмет, например, кусочек сахара. Положите на воду пробковый кружок, на него сахар и прикройте сверху стаканом. Теперь опускайте стакан в воду. Сахар очутится ниже уровня воды, но останется сухим, так как вода под стакан не проникнет.

Тот же опыт можно проделать и со стеклянной воронкой если повернуть ее широким концом вниз, плотно закрыть пальцем узкое отверстие и тогда погрузить в воду. Вода под воронку не проникает. Но стоит вам отнять палец от отверстия и дать воздуху выход, вода быстро поднимается в воронке до уровня окружающей воды.

Заключение, выводы

В жизни любого современного государства огромную роль играет подводный флот. Подводный флот необходим для развития науки, техники, но самое главное - в военном деле. А как я уже сказал ранее, водолазный колокол – предмет исследования моей работы, лег в основу создания современного водолазного дела, подводного плавания человека и подводного флота (Приложение №5).

Из нашего эксперимента мы можем сделать выводы:

Биология и физика взаимосвязаны между собой. Знание законов физики необходимо для понимания многих процессов, происходящих в живых организмах. В свою очередь, на биологических примерах наглядно можно объяснить протекание тех или иных физических явлений.

Большая Российская энциклопедия, 1969-1978

Диомидов М. Н., Дмитриев А. Н., Покорение глубин, 2 изд., Л., 1964;

Дмитриев А. Н., Единые правила охраны труда на водолазных работах, М., 1965;

Лари Ян, Необыкновенные приключения Карика и Вали.- М.:

Изд-во Эксмо, 2006г.

Максименко В. П., Нехорошев А. С., Суровикин В. Д., Водолазное дело, М., 1971.

Орбели Р. А., Исследования и изыскания. [Материалы к истории подводного труда с древнейших времен до наших дней], М. — Л., 1947;

Я хочу поделиться простым способом изготовления колокола для растворения CO2. Для него понадобится пластиковая бутылка, шприц на 5 мл, и еще трубочки. Вот как выглядит конечный результат:

Почитав материалы по бражке я обратил внимание, что одним из важных факторов является герметичность соединений в системе бражка-реактор. Вспоминаю свое детство помню как мама делала вино в домашних условиях, в огромных стеклянных бутылях с толстой трубкой для отвода газа, крышка щедро намазанная пластилином для герметичности и стеклянная бутылка из под молока с водой куда с громким бульканьем чпокали пузыри газа. Как оказалось бражка пускает пузыри гораздо тише, что весьма хорошо, поскольку я не любитель лишнего шума по ночам.

Для крепления гибкой трубочки я решил использовать твердую белую трубку от воздушных шариков (на такой подставке часто продают надутые шарики -- детям и/или родителям удобно держать в руке). У нас в центральном универмаге их можно купить без шариков, цена вопроса 50 копеек. На эту твердую трубку с некоторым усилием надевается мягкая тонкая трубка для подачи воздуха в аквариум. Нужно брать молочно-белую или молочно-зеленую трубочку -- они очень мягкие. Есть еще просто зеленая, она на ощупь гораздо грубее.

Первоначальный план был просверлить отверстие в крышке бутылки под
твердую трубки и ее приклеить или примазать пластилином. Но точно нужного сверла не оказалось, а было чуть больше диаметра трубки для воздуха. О! подумал я. Намного лучшим решением оказалось делать отверстия под диаметр шланга для воздуха, продевать в пробку этот шланг, а уже изнутри пробки надевать шланг для воздуха на крупкую трубочку и затем заталкивать место соединения шланга для воздуха и трубочки назад в пробку. При этом благодаря мягкой трубочке оно заходит туго и держится весьма прочно, и что самое главное обеспечивается хорошая герметичность. Я закручивал бутылку подготовленной крышкой и надувал -- давление держит.

Таким образом сначала был изготовлен брагогенератор из 1,5л и 0,5л бутылок. В бутылке с водой подвод газа от браги сделан по длинной твердой трубке практически до дна.

После изготовления браги стал вопрос -- как ее подавать. Самое простое решение -- это колокол. Конструкции с распыление при помощи фильтра мне не нравятся, потому что я во первых не люблю лишний шум, лишнее оборудование и лишние мороки. К тому же я не могу похвастаться большим мастерством -- брагогенератор получился довольно аккуратным вопреки, а не благодаря моим способностям. Просто конструкция очень простая, что наложило свой отпечаток.

На помощь опять пришла пластиковая бутылка. Сначала я хотел использовать дно от 0,5л бутылки. Диаметр бутылки 6 см, что дает площадь раскрыва колокола примерно 28 см2. Но победило использование верхушки с крышкой, просто потому что я уже знал как просто закрепить трубочку подвода газа при помощи твердой трубки от воздушных шариков.

Для отвода лишнего газа нужна была круглая или квадратная длинная трубка с относительно большим диаметром и точка контакта с атмосферой тонкая, около 1-1,5 мм в диаметре. Под эти параметры почти идеально подошел одноразовый шприц. Его носик имеет диаметр отверстия около 1,5 мм, сам носик немного сужается к кончику на конус -- это хорошо, позволит крепко вставить носик в крышку.

Для обычной пластиковой бутылки подошел шприц на 5 кубиков, хотя он коротковат. Шприц на 2 кубика очень короткий, а на 20 кубиков -- слишком толстый и не оставлял места для подвода газа. Для 20-ки лучше использовать бутылку с широким горлом и широкой крышкой, типа как от Nestea.

Я просверлил два отверстия в крышке для установки подвода газа и собственно для носика шприца. Для носика шприца нужно сверлить отверстие так чтобы сам шприц входил туго до упора. Обратите внимание, что у шприца носик стоит не по центру, поэтому отверстие нужно иметь немного сдвинутым от центра. Также нужно оставить запас места для ввода трубки с газом. При сборке сначала ставим трубку для газа по описанной выше методике с использованием трубочки от воздушных шариков, затем ставим шприц.

Перед тем как ставить шприц нужно аккуратно срезать с него упоры для пальцев и сделать в нижней части прорезь для отвода лишнего газа. На сайте амании рекомендуется прорезь размером 4*8 мм. Я сначала сделал тоньше, газ не хотел туда уходить (за счет поверхностного натяжения) и пошел через край колокола. Пришлось переделывать. Пластмасса шприца достаточно упругая, но при особом умении может треснуть.

Для крепления колокола я взял две белых присоски (вверху у них есть крепеж для трубки подачи воздуха). Они довольно крупные, поэтому есть надежда, что колокол не сорвет газом и не перекрутит. В стенке бутылки прорезал два квадратных отверстия, куда продел присоски. Я поставил колокол в угол аквариума, поэтому присоски стоят под 90 градусов.

Вот как выглядит конструкция в сборе:

А вот как в аквариуме:

Реально верх колокола в моем аквариуме скрыт крышкой освещения, поэтому ярко синюю пробку бутылки не видно.

Площадь "дна" колокола я не считал, но она однозначно меньше 30 см2. Однако даже при этом pH в аквариуме после установки такого колокола понизился с 8 до 7,5. А по тестам от Tetra концентрация СО2 составила 36 мг/л (вранье конечно). Т.е. определенный эффект все равно есть. Растения отреагировали заметным пузырянием на подачу СО2.

Собственно при установке в аквариум я погружаю весь колокол под воду и переворачиваю его для удаления воздуха. Затем ставлю на нужное место. Брага пузыряет довольно сдержанно ( я насыпал туда ингридиентов сильно на глаз), поэтому мой колокол заполняется где-то за ночь, может чуть больше. Течение от фильтра проходит мимо колокола, поэтому я думаю, что растворенный СО2 тем самым разносится по аквариуму.

Для своего колокола я брал 0,5л бутылку. Для увеличения площади "дна" колокола имеет смысл брать большую бутылку, желательно те, у которых сильнее расширяется тело бутылки от самой крышки, а не те бутылки, где длинное конусообразное горло. Вобщем надо экспериментировать, благо такой колокол можно изготовить достаточно быстро (минут за 30).



Итак, поначалу возможности проникнуть в глубины океана были ограничены запасом воздуха в легких ныряльщика и длиной дыхательной трубки. Прошли столетия, прежде чем изобретатели создали специальные средства для проникновения под воду.


К сожалению, он не сообщил, зачем царю понадобился такой спуск. О первой подводной атаке с помощью водолазных колоколов, произошедшей в III веке нашей эры, рассказывал лишь Дион Кассий. Он описал, как защитники Византии напали на блокирующие гавань галеры римского императора Люция Септимия Севера.

Однако воздуха в малом сосуде было не так уж много. Поэтому в Средние века водолазными колоколами стали служить открытые снизу деревянные ящики или большие бочки с платформой для водолазов. При погружении вода поступала в колокол снизу и сжимала воздух до тех пор, пока не устанавливалось состояние равновесия.

В 1717 году англичанин Галлей предложил использовать дополнительные воздушные резервуары для подачи воздуха в водолазный колокол. Для выпуска отработанного воздуха в корпусе колокола устанавливался выпускной клапан. Галлей лично испытал колокол: вместе с четырьмя водолазами он опустился на глубину 18 м, погружение продолжалось полтора часа.

Читайте также: