Как сделать подмалевок в масляной живописи

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

-Цитатник

Анимированные новогодние шары на прозрачном фоне .

Схемки от SURRIR. Палитра ярких красок ночи

Схемки от SURRIR. Пустыня, снежная пустыня лежит нетронутым ковром &nb.

Молитва о тебе Как тонко блестит серебро. Мне грустно. так грустно. Откуда же взялось.

Схемы новогодние (1366х800; 1600х900).

-Музыка

-Видео

Видео. Что это? Притча про воробья 21.02.2014 --> Смотрели: 99 (2) С началом учебного года! Ералаш. Рок-уро 08.09.2013 --> Смотрели: 98 (2) Глюкоза - Танцуй, Россия! 28.06.2013 --> Смотрели: 78 (4) Музыка для сна 21.03.2013 --> Смотрели: 2084 (2) Видео. Обычная прогулка. 15.01.2013 --> Смотрели: 88 (6)

-Поиск по дневнику

-Статистика

Какие это могут быть ошибки? Композиционные, колористические и т.д. Подмалёвок в живописи - это не просто рутинная работа, а уже сам процесс творчества, который состоит из ряда задач. Самая важная - раскрыть нашу будущую картину в цвете, определив цветовые и тональные отношения основных пятен. Проделывая эту работу, следует не просто выкрашивать большие плоскости с целью их замазать, а писать уже на стадии подмалёвка.

Именно писать, моделируя форму большой кистью, не отвлекаясь на детали. Работа идёт от общего к частностям, а не наоборот, что можно наблюдать у неопытных художников.

Бывает, начинающий художник панически боится большой кисти и, например, двенадцатый номер плоской щетины вызывает у него дикий ужас. “Как этим можно рисовать?” - восклицает он.

В том-то и дело, что рисовать нельзя, а писать можно. Кистью мы пишем, а не срисовываем, и каждый мазок - это пятно, моделирующие форму предмета. Перестаньте путать карандаш с кистью, не нужно мучить себя, выкрашивая всю поверхность картины маленькой кисточкой только потому, что Вы так привыкли.

Выработайте более эффективные привычки, практикуясь большими кистями, и результат не заставит себя ждать. Уже скоро Вы будете удивляться тому, как раньше кропотливо штриховали третьим номером.

Есть такое понятие “писать широко”, что значит не упираться в деталь, а цельно, большими мазками брать цветовые отношения. Это, кстати, относится и к работе маленькими кистями.

Посмотрите на картины великолепного живописца И. Похитонова, их размер не более двадцати сантиметров по большей стороне, но, что интересно, стиль письма лёгкий, широкий, он словно играет кистью.


В 1894 году И.Е. Репин посетил Париж и в числе прочего побывал на выставке "Салон Марсова поля". В своих заметках он подверг резкой критике большинство произведений, представленных на выставке: "Но за всю муку и хотьбу по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед миниатюрными перлами нашего И.П. Похитонова. Из десяти его вещей большая часть представляет картинки из Торро дель Греко, на Неаполитанском заливе. Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка и тона везде, особенно на зданиях!" К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени. А в современное Ивану Павловичу Похитонову время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи. В восторге от творчества И.П. Похитонова был хорошо знавший его И.С. Тургенев.

Лишь после двадцати пяти лет самобытный художник-самоучка решил стать профессиональным живописцем. Из-за слабых легких И.П. Похитонов не мог зимовать в России. Поэтому подолгу жил во Франции и Бельгии, приезжая на родину в летние месяцы.

Его первые, небольшие по размерам, написанные маслом на дереве картины, выставленные в 1882 году на международной выставке в Париже, принесли художнику известность. Он сразу же получает заказ от самого императора Александра III написать места боевой славы русской армии в русско-турецкой войне 1877?1878 годов. Выполнял он и другие заказы самодержавца-мецената. В 1905 и 1906 годах И.П. Похитонов гостил в Ясной Поляне у великого Л.Н. Толстого. П.М. Третьяков приобрел более двадцати работ художника.

Мастерство написания изящных и выверенных пейзажей И.П. Похитонова подтверждает мнение И. Крамского, И. Репина, Н. Ге о том, что для самобытного художника систематическое, в определенных рамках художественное образование не всегда благо, ибо оно может нивелировать дар, данный мастеру природой
Художник умер 12 декабря 1923г.

Картины художника И.П.Похитонова (кликабельно, картинки увеличиваются при нажатии)









Кисть живая в отличие от мастихина, от карандаша. Она может быть робкой, как капля дождя, стекающая по стеклу, а может быть уверенной в себе, упругой, жёсткой, как удар плетью.

Так как мы сейчас говорим именно о начале работы, о подмалёвке, то “писать широко” наиболее важно. Когда Вы смоделируете большие пятна, правильно возьмете цвет и тон предметов, Вы сможете использовать кисти небольших размеров.

Начинающие художники, не приемлющие широкое письмо, ошибочно думают, что есть какой-то иной способ в работе над картиной и, как правило, изобретают велосипед. В очередной раз разочарую заблуждающихся - никаких других путей, ведущих к грамотно исполненной работе, нет, если Вы не гений.

Классический подход в работе над картиной - это движение от целого к частностям, то есть мы начинаем с подмалёвка и идём далее, уточняя форму до деталей. Даже если Ваша цель - добиться абсолютной идентичности изображаемого с натурой, то и в этом случае начинать писать нужно широко, постепенно приходя к более тонкой моделировке формы.


Н. Фешин. Танец кукурузы

. Первый этап в работе над картиной - важнейшая часть, после которой она вообще может быть остановлена. Да, работа может быть закончена на стадии подмалевка, как, впрочем, и на любой следующей стадии, если автор выполнил поставленную им задачу.


И. Репин. Этюд к картине Торжественное заседание Государственного совета

. Задачи бывают разные. Например, самая банальная - добиться иллюзии реальности на картине. Или более сложные - поэтизировать сюжет, создавать образы. Ещё сложней - ломать форму, предлагать новые решения, новые видения и т.д.

Однако прежде чем заглядывать так далеко, начинающему живописцу нужно разобраться с самым первым этапом, не перескакивать через него, не хвататься за детали и мучить их до зеркального блеска. Нужно научиться видеть картину в целом и вести работу в целом.

Уметь видеть - наиважнейший навык в работе живописца. Когда Вы им овладеете, многие непонимания уйдут сами собой, в том числе и споры “мазня — не мазня”, потому что изменятся критерии оценки. Пока Вы на картине видите только мазню, Вы не видите самого главного - взяты ли верно цветовые, тональные отношения, реализованы ли задачи, поставленные автором и т.д.

Вернёмся к подмалёвку. Многие спрашивают, можно ли делать его акриловыми красками, а затем писать масляными. . Можно всё, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но чтобы их нарушить, как минимум, об их существовании следует знать.

Технология масляной живописи на самом деле очень проста, и не следует её усложнять. Важно понимать принцип - чем меньше мы разводим краску растворителями, тем она долговечней, чем меньше слоёв, тем лучше. В идеале писать “а-ля прима” без растворителей вообще.

Если наш подмалёвок будет выполнен акриловыми красками, в основе которых синтетическое связующее, то подмалёвок будет служить дополнительным акриловым грунтом. Живопись масляными красками по нему возможна, но насколько долговечна, неизвестно.

Акриловые краски быстро сохнут - это плюс, но одновременно и минус. Нельзя долго работать по-сырому, к тому же после высыхания они меняют цвет, и сама палитра получаемых цветов ограничена в отличие от масляных, которые дают широкий диапазон оттенков.

Подмалёвок - это не подготовительная работа, которую можно выполнить абы как, с него в идеале начинается сам процесс живописи, следовательно, результат Вашей работы во многом зависит от него.

Проделайте ряд упражнений, которые помогут Вам понять, как следует начинать работу над картиной. Их суть — научиться раскрывать работу в цвете согласно большим отношениям, а именно, чтобы все плоскости и предметы хорошо читались. Не следует доводить Ваши эскизы до завершения, то есть в них не должно быть никаких деталей. Положительный результат будет заключаться в том, что рассматривая на расстоянии выполненную серию эскизов, Вы в каждой работе будете чётко видеть передний, средний и дальний план, силуэты предметов и цветовую гамму согласно натуре.

Грамотный подмалёвок - ключ к успеху. Не игнорируйте эту часть работы, лучше совершить все страшные ошибки в самом начале, нежели бесконечно переписывать почти законченную работу в поисках более удачного решения.

Картины художника И.П.Похитонова (кликабельно, увеличивается при нажатии)


























































О технике письма маслом на холсте написано очень много книг, статей и форумов. Можно всю жизнь читать и всё равно узнавать что-то новое. Особенно если закапываться в материалы, их свойства и особенности взаимодействия между собой. А уж сколько различных техник, способов и вариаций нанесения краски на холст… Во всём этом можно просто потеряться. Я же попробую собрать самое основное и указать на важные моменты, которые частенько упускаются из виду.

Все техники сводятся к двум основным способам: в один слой и много слоёв.

Алла прима

Техника письма маслом

Многослойная живопись

А самое интересное начинается в многослойной живописи. Это более традиционная техника и большинство мировых шедевров создано именно в ней. Суть её в том, что краски наносятся слоями поверх друг друга. И самый важный момент тут, что необходимо ждать полного высыхания предыдущего слоя. Иначе в будущем работа может пожухнуть и покрыться сеткой кракелюра. Происходит это оттого, что нижний слой не успевает полностью просохнуть и начинает вытягивать масло из верхнего. Поэтому такой способ письма очень длителен по времени.

Принцип многослойности позволяет существенно обогатить живопись. Слои лессировки как своеобразное цветное стекло просвечивают насквозь до самого грунта. Они позволяют тонко моделировать форму и создавать светотеневые эффекты, мягкие переходы, обогащая работу оттенками. Часто работа заканчивается обобщающей лессировкой, когда по всей поверхности проходят тонким слоем одной краски.

В основном в многослойной живописи три слоя: подмалёвок, основная прописка и детализация. Но бывает и гораздо больше, даже 9. Зависит от задумки автора.

Имприматура

Зачастую, до подмалёвка, первым слоем вводится имприматура. Это простой и легкий способ сразу же сформировать цветовую гамму работы. Имприматура наносится как поверх рисунка, так и до него. Она создаёт крепкий первый слой в работе, не дающий вытягивать масло из краски и на который будут ложиться все последующие слои. Так же имприматура создаёт тонированную основу для облегчения последующей работы. По такой поверхности легче брать верные тона, чем по белой. Тем самым работа обобщается и можно видеть всё целиком, не отвлекаясь на белые куски.

Техника письма маслом

Подмалёвок

Дальше идёт подмалёвок. Он позволяет создать форму, показать светлые и тёмные места на работе. Часто он делается гризайлью: используются белила в светах и какая-либо тёмная лессировочная краска в тенях. Подмалёвок, как и имприматура, пишется тонко и на пинене в основном.

Многие путают и не понимают в чём разница между имприматурой и подмалёвком. Главное отличие между ними состоит в том, что имприматура задаёт цветовую гамму для всей дальнейшей работы, а в подмалёвке определяются основные свето-теневые тона, проводится грубая лепка формы.

Основная прописка

После того как задана цветовая гамма и определены основные тоновые отношения идёт уже детальная проработка последующими слоями. Как правило основная прописка делается в один слой, максимум в два. Прописываются все массы и большинство деталей. Если же художник выстраивает сложные отношения лессировками, то создаётся много слоёв. Пока не будет достигнут желаемый результат.

Детализация и уточнение нюансов

Когда вся работа уже в основной массе написана, то приходит время заключительного этапа. Дописываются мелкие детали, уточняются тонкие нюансы: где-то что-то приглушается, а где-то наоборот выделяется, добавляются оттенки и рефлексы, проставляются блики. Возможно также принимается решение пройтись лессировкой по части работы или даже по всей, придав нужный оттенок.

Ставится подпись автора в правом нижнем углу. Это если по традиции. А вообще каждый сам решает когда, как и где поставить свою подпись.

Это если вкратце основной принцип работы. Бывают и другие варианты ведения работы. Можно идти от куска. То есть написать на белом чистом холсте, например, глаз до конца в несколько сеансов, а только потом приступать к другому глазу. Но так сложнее намного вести работу, есть шанс ошибиться и неверно выстроить отношения. Тогда приходится исправлять уже законченный кусок и переписывать его.

Техника письма маслом

Советы для масляной живописи

Небольшой совет для тех, кто работает по хорошему итальянскому или бельгийскому холсту. Грунт там обладает оптимальным тянущим свойством и посему не требуются лак в первых слоях. В данном случае, применение лака может превратить поверхность холста на подобие скользкой пленки. А это, однозначно, негативно скажется на дальнейшей работе. Ведь зачастую, больше по привычке от работы по эмульсионному грунту, некоторые протирают лаком или разбавителем на лаке, холст по чистому грунту или добавляют его в имприматуру и подмалевок. Лучше использовать разбавитель/медиум без лака на основе масла, например льняного. Или же писать на одном пинене в первых слоях.

Консистенция красок при прописях должна быть сметанообразной, не стоит писать слишком жидко или чересчур корпусно.

Считается что на одном растворителе писать нельзя, со временем краски изменяют цвета. Поэтому лучше писать на двойнике (масло+растворитель, масло+лак, лак+растворитель), на тройнике (масло+лак+растворитель), просто на масле или не используя вообще ничего (только красками, при наличии в них достаточного количества масла). Смешиваются компоненты в разных пропорциях, в зависимости от поставленной задачи. Если нужно чтобы участок быстро высох, то побольше лака или растворителя. А если нужно задержать процесс высыхания, то больше масла.

Следует избегать валиков из краски по контурам предметов (считается дурным тоном). Для этого краску нужно накладывать не прямо по контуру, а около, оттушевывая ее затем к краю.

Для объединения (усреднение тона и цвета, сглаживание поверхности и смягчение переходов) можно использовать следующие приемы:

Смешанная методика подразумевает использование темперы в качестве подмалевка и окончательную отделку маслом. Таким образом, различные способы живописи создают большие возможности в использовании смешанных техник.

Темпера в смеси с другими красками использовалась с пятнадцатого века в течение многих лет, после чего она стала менее популярной и вновь появлялась только в двадцатом веке. Есть много признаков того, что развитие технологии масляной живописи было бы немыслимо без этой стадии подмалевковой живописи темперой, которая затем покрывалась тонким лаком. Этот способ написания картин практиковали Боттичелли, Корреджо, Тициан, Рубенс и многие другие.


Преимущества использования темперы в качестве подмалевка для картины маслом являются многосторонними:

  1. Темпера быстро и хорошо сохнет.
  2. По подмалевку темперой можно продолжать работу масляными красками уже на следующий день. Таким образом, процесс написания картины может быть значительно ускорен.
  3. Подмалевок, сделанный темперой, поможет избежать усталости картин. Как правило, всегда есть возможность перекрыть неправильные мазки новым чистым тоном. Темперный подмалёвок не растворяется под воздействием масляной краски, и в то же время снижает риск потемнения и пожелтения готовой картины. Темпера в качестве подмалёвка использовалась гораздо раньше, чем масло.
  4. Преимущество подмалевка, сделанного темперой, заключается в его быстрой сушке, маслу же потребуется несколько дней или даже недель на высыхание.
  5. Кроме того, слой темперной краски тоньше, чем масляной, что также очень важно в этой технике живописи.

Масляные краски зачастую отделяют от темперы промежуточным слоем лака. Одним из главных недостатков подмалевка темперой является изменение общего тонуса картины, которое происходит под влиянием лака. Между тем, масляная краска позволит лакировать картину, не опасаясь изменения цвета. Поэтому необходимо принимать во внимание изменения, происходящие под влиянием лака. Кроме того, не следует использовать масляный лак с этой целью, лучше применить скипидар, который менее влияет на цвет темперной краски.


Против использования масляных красок в качестве подмалевка говорит не только их медленное высыхание и скучный вид, но и старое проверенное веками правило, которое призывает перекрывать более толстым слоем тонкий, а не наоборот. Существует еще один факт, говорящий в пользу использования темперы в качестве подмалевка, о котором часто забывают, а именно: плохо сделанный надмалевок маслом можно относительно легко удалить скипидаром, не нарушая слои темперы. Кроме того, подобная основа позволяет очень подробно и точно прописать детали.

Наталья Герасимова


Таких ускорителей не знаю, чтобы продолжить работу через 2-3 часа, а вот дня через 2 - или если только земли использовать в подмалевке - на след. день - можно. Ликвин Орижиинал (Liquin Original) на первой стадии, а потом дописывать на Ликвине Файн Дитейл - (Liquin Fine Detail) Винзор и Ньютон. (Т.е. каджую выдавленную краску на палитре вам надо будет переработать с несколькими каплями ликвина (процентов до 10 от общего объма кракски - нормально)(лучше отлить в отдельную бутылочку с пипеткой и оттуда накапывать - он, зараза, если негерметично закрыто, быстро сохнет). Но Ликвин Ориджинал дает такой полуматовый эффект, и, кроме высыхания и хорошей адгезии в общем-то ничего не дает (т.е. если так уж приспичило, можно и кобальтовым сиккативом обойтись), а вот Файн Дитейл - тот дает глянцевый эффект, на нем хорошо делать лессировки, и поверз самого себя насухую он тоже ложится хорошо - в отличие от масла.
Примерно того же эффекта можно добиться, если вы добавите просто сиккатива в то, на чем пишете, или в каждую краску на палитре - особенно в белила, кадмии, краплак и другие медленно сохнущие).
Все сиккативы (кроме солей свинца) влияют на живопись отрицательно в долгосрочной перспективе.

Создатели акриловых художественных красок рекомендуют художникам сначала писать картину акриловыми красками, а через пару часов сверху масляними красками и они гарантируют художникам хороший результат. Эти краски они рекомендуют разводить водой, но они при высыхании темнеют и надо это учитывать.

Сюзева Наталья

Всегда подмалёвок делаю на живичном скипидаре и только последующие слои пишу на тройнике. Но лучше всего и действительно почти мнгновенное высыхание подмалёвка, если он выполнен акрилом или темперой. Что бы слишком не тянул, закрываю акриловый подмалёвок акриловым матовым лаком и продолжаю писать на тройнике.

Горячева Светлана

Здравствуйте, Наталья. Да всё в порядке будет и без масла, даже лучше, чем с ним. Можно лака немного добавить в разбавитель, чтобы быстрее сохло. Я в качестве разбавителя масло довольно давно вообще не использую. С точки зрения техники живописи в нём нет необходимости - фабричные краски содержат его в избытке.

А зачем Вам масло в подмалёвке вообще.
правилу "жирным по тощему" противоречит, да и вообще неудобно.
Всегда, за исключением учебных работ написанных целиком на тройнике, делал подмалёвок пиненом, по желанию лак добавлял в пинен. Если вы так торопитесь высушить подмалёвок, то можно пинен развести лаком даммарным, да и на лаке чистом я как-то раз делал подмалёвок за неимением другого(высох за 15 минут), хоть это и нелепо чистый холст замазывать сразу лаком.
я дожидаюсь высыхания подмалёвка и делаю межслойную обработку только если предполагаю долгую работу и большое количество слоёв в картине.
Обычно я делаю подмалёвок очень жидкими красками на чистом пинене, тонким слоем, только чтобы еле-еле покрыть фактуру холста. КАТЕГОРИЧЕСКИ без белил, и не переоцениваю его значение, он только помогает по рисунку не запутаться и в тон попасть.
И не дожидаясь высыхания всего этого пишу или дальше на пинене, или на двойнике или на тройнике уже пастозно и в полную силу. Фактически получается это алла прима и однослойная живопись. Если подмалёвок сделан действительно жидкими красками и на тонком слое, то он не пачкает цветовых смесей пастозного письма , а наоборот помогает краске лучше ложиться.
Когда надо было успеть к выставке ещё здорово помог даммарный лак, добавленный в пинен, но не простой, а матовый. Ничего не прожухло и не блестело, не отсвечивало и высохло довольно быстро. Но судя по мнению многих участников форума, даммару вообще в живописи использовать нежелательно. Но если цейтнот то можно) сиккативами тоже увлекаться не стоит, на мой взгляд уж лучше лак.

NikeM

. Иногда требуется продолжать работу на картиной сразу же. . Кто так применял в своей практике? Поделитесь ,пожалуйста, своими мнениями.

Масла поменьше, лака побольше, слои потоньше. Таким образом время просыхания можно сократить до четырёх-шести часов. Если в предыдущем слое используется более прочное связующее, чем в последующем, то можно даже не дожидаться окончательного высыхания, поскольку, грубо говоря, масло лак не растворит. Вообще, для прочности важно, что бы первый слой немного впитался в грунт, а каждый последующий слегка растворял бы предыдущий. Если эти условия выполняются, то живописи ничего не грозит. Понятно, без фанатизма — пр слишком сильном впитывании связующего в грунт его будет недостаточно для удержания пигмента, а слишком сильный растворитель может повредить предыдущий слой.
А в качестве совсем уже радикального ускорения можно использовать подмалёвок акрилом.

Читайте также: