Как сделать подмакетник по изо 8 класс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

1.2 История архитектурного макетирования………………………………………….

1.3 Виды макетов и их классификация……………………………….

1.4 Глоссарий - список основных архитектурных терминов………………………….

1.5 Парк архитектурных макетов……………………………………………………….

2. Создание архитектурного макета…………………………………………………….

Актуальность: эта тема очень важна на сегодняшний день из-за постоянной потребности общества в строительстве. Лично для меня актуальность этой темы в том, что я планирую связать с архитектурой своё будущее.

Цель: создать архитектурный макет на основе полученных знаний.

Собрать материал по теме

Изучить и обобщить информацию

Сделать архитектурный макет

Методы исследования:

- поисковый

Тип проекта: творческий

Продукт: макет здания

1.Что такое архитектурный макет

В статье Википедии [2] сказано, что архитектурный макет ( фр. maquette, от итал. macchietta -набросок) объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения , архитектурного ансамбля , города .

Архитектурный макет либо достаточно точно воспроизводит оригинал в деталях, в таком случае его называют также моделью , либо с некоторой степенью приближения. Макеты создаются, чтобы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений, наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов.

Чтобы оценить эти качества при дизайне интерьера используются интерьерные макеты . Макеты помогают архитекторам, девелоперам и застройщикам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков и клиентов с существующими липерспективным архитектурным проектом.

Архитектурные макеты бывают выполнены в разных масштабах (1:1000, 1:500, 1:250, 1:200, 1:100, 1:50, 1:25, 1:20).

Для создания используются самые разнообразные материалы. Наиболее распространены гипс , дерево , картон , пластик , пенокартон , папье-маше .

По типу различают концептуальные, градостроительные, планировочные, ситуационные, ландшафтные, панорамные, интерьерные макеты .

По степени механизации и электрооснащённости выделяют макеты без подсветки, с внутренней подсветкой, с наружной подсветкой, с динамической подсветкой, с комбинированной подсветкой, без движущихся элементов, с движущимися элементами.

1.2 История архитектурного макетирования

Все макеты, можно подразделить на архитектурные и технические. Понятно, что для изготовления и тех и других, макетчику нужны определенные знания и навыки. В первом случае это элементарные знания в области архитектуры, во втором случае нужны, хотя бы элементарные знания техники, механизмов.

Как следует из этой статьи [3], макеты условно можно подразделить на виды и типы. В зависимости от масштабов и назначения макеты могут быть:

Это макеты гражданских общественных и частных зданий. Это могут быть макеты отдельных домов, коттеджей, а так же микрорайонов, кварталов. Как правило, они выполняются с подробным наполнением (дорожная разметка, МАФы, озеленение, стоянки автомобилей и т. д.)

Макеты планировочные. Дающие общее представление о планировке большого участка местности, части города, территории крупного завода. Такие макеты дают общее представление о расположении крупных значимых объектов на определенной территории.

Макеты, показывающие инфраструктуру промышленных предприятий, заводов, комбинатов, фабрик. Они могут отображать как комплекс сооружений, так и отдельную часть, например отдельного участка, цеха и т. д.

Такие макеты должны отображать саму идею, концепцию заполнения пространства, участка местности, в едином стиле, замысле. Деталировка на таких макетах отходит на второй план, главное выразить идею. Так же эти макеты должны отображать, как новое наполнение пространства архитектурными элементами будет гармонизировать с окружающей средой, с уже имеющимися строениями и объектами. Задача такого макета красиво подать и раскрыть замысел.

Это макеты машин, механизмов, любой техники. На таких макетах показывается не только внешний вид механизма, но зачастую принцип действия, взаимодействия нескольких частей. Бывают технические макеты стендовые. Это полная внешняя, масштабная копия какого-либо вида техники, механизма. Тщательно и скрупулезно сделанные технические макеты-копии часто становятся подарочными макетами.

Как правило, это макеты, предназначенные в подарок какому-либо лицу, или же организации. Они отображают памятное событие, выраженное в конкретном объекте или в абстрактной, но легко узнаваемой конструкции. Чаще всего это макет техники (самолет, танк и т. д.) к которой имеет отношение поздравляемый. Хотя это может быть и архитектурное изображение, копия памятника, здания и т.д. Подарочные макеты характерны еще и тем, что имеют, как правило, защитный футляр, красиво выполненную подставку с табличкой (на ней обычно пишут название изделия, его характеристики, поздравление и т. д.)

Макет более точно отображает архитектурные решения, цветовой и световой подход. Такой макет должен наглядно показывать потенциальному клиенту или заказчику, как будет выглядеть строение, в котором он будут жить или работать. Куда выходят окна, где стоянка для автомобилей, как будет озеленен двор или придомовая территория. Особенно эффектно такие макеты выглядят с масштабной подсветкой (фонарные столбы, декоративное освещение на газонах, освещение входных дверей, рекламные щиты и стенды). На таких макетах, для наглядности расставляют копии автомобилей, фигурки людей .

Перечисленные здесь виды и типы макетов весьма условны, поскольку каждый макет, как правило, совмещает несколько вышеуказанных признаков. К тому же список видов макетов можно продолжить. Есть еще макеты: Учебные, Проектные, Проверочные, Демонстрационные (выставочные), Макеты-схемы, Планировочные, Интерьерные, Натурные, Макеты-пособия, Театральные, Ландшафтные

По названию можно вполне понять для чего тот или иной вид макеты предназначается.

Еще макеты бывают статичные, стендовые, динамичные, с подсветкой и без. Подсветка может быть внутренняя (встроенная), бывает внешняя. Макеты могут содержать в себе движущиеся части, которые особо важны для передачи смысла всего объекта в целом, или для оживления и придания особой реалистичности.

1.4 Глоссарий - список основных архитектурных терминов

Эта информация, предоставленная в статье [1], будет очень полезна при создании макетов, она поможет лучше ориентироваться в источниках и понимать их термины.

Антаблемент – верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

Аттик – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада – невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами.

Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Бельведер – надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Галерея (гульбище) – длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Гирлянда – орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Гребень – фигурные завитки, украшающие верх стены.

Закомара – полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Капитель – верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Контрфорс – каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Наборная колонка – декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Пилястра – плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Поребрик – вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Портал – архитектурно оформленный вход в здание.

Портик – характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Ротонда – круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма. Ширинка – декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Эркер – выступающая за плоскость фасада часть помещения.

1.5 Парк архитектурных макетов

Летом 2017 года, я была в Калининграде и посетила замечательный парк, где собраны миниатюрные копии архитектурных памятников России. Меня очень впечатлили представленные объекты. Абсолютная схожесть с оригиналами, точность исполнения и эстетика архитектуры в целом.

Устроители планировали создать 30 точных копий великих архитектурных творений, находящихся в самых разных городах России, масштабом 1 к 25.

К моменту открытия в паке стояли миниатюры исторических зданий:

Николаевские Триумфальные ворота (Владивосток)

Стела воинской славы (Петропавловск-Камчатский)

Московские Триумфальные ворота (Иркутск)

Сейчас появились новые объекты. Там, где будут добавлены миниатюры, стоят памятки.

Парк миниатюр пользуется успехом у местных жителей и туристов, поэтому устроители подумывают над тем, чтобы в будущем расширить экспозицию и добавить шедевры европейской архитектуры. Но это пока планы.

Я же получила огромное удовольствие, рассматривая прекрасные здания нашей родины. Ведь увидеть их иногда сложнее, чем шедевры европейской архитектуры. Велика страна наша, да и добраться к этим ценным зданиям подчас намного сложнее. Прекрасный проект, где в одном месте можно увидеть всю красоту и разнообразие русских архитектурных памятников.

Тем, кто едет в Калининград рекомендую побывать и в Южном парке и в Парке архитектурных миниатюр.

2. Создание архитектурного макета


Мною были выполнены все поставленные цели и задачи: собрана и обобщена информация, углубление в выбранную тему и изучение профессиональных терминов. Также на основе полученных знаний я создала архитектурный макет здания, что поможет мне в дальнейшем с выбором профессии. Мне также удалось применить на практике все методы исследования, заявленные в работы.

Можно предположить, что их интересует не только сцена и принципы проектирования декораций, но и сам театр.

Сценическая коробка современного театра

1405450601_01 (647x700, 18Kb)

1405450643_02 (700x627, 29Kb)

План сценической коробки.

1405450665_03 (641x700, 28Kb)

Сколько театров, столько и архитектурных проектов сцены.


Я бы начал разговор с изучения пространства сцены,
у которой, для восприятия зрителей, есть активная и мертвая зоны.

1405450686_04 (547x700, 29Kb)

Совмещение плана планшета сцены с центральной перспективой ее коробки.

У обзора зрителей с боковых мест образуется мертвая зона.
Она показана темно-серым тоном.
Зона хорошей видимости планшета сцены показана светлым тоном.
Театральный художник вынужден учитывать это в своей работе.

1405450741_05 (700x425, 11Kb)

На сцену редко когда устанавливают декорации комнаты с параллельными стенами.
Они скрывают часть помещения от зрителей с боковых мест.

1405450763_06 (700x425, 13Kb)

На планировке правая и левая стены комнаты раскрываются на зрителя так,
чтобы с боковых мест хотя бы пол комнаты был виден полностью.

Без всякого сложного построения
можно вырезать декорацию комнаты на скорую руку.

1405450786_07 (700x542, 17Kb)

Согнули полоску бумаги и получили три стенки.

1405450805_08 (700x542, 21Kb)

Если высоту средней стенки уменьшить, то боковые стенки получат перспективное сокращение.
Доски пола сходятся в точку схода основания боковых стен.
И первый и второй вариант выгородки комнаты имеют равные права на жизнь в театре.

Бумажная прирезка макета, - средство поиска и контроля.
Что бы там художник не начертил по науке,
а глаз и живой материал ставят окончательную точку поиску.

1405450826_09 (654x700, 18Kb)

Полоска бумаги делится на три части и обрезается
для создания перспективного сокращения стен.

1405450850_10 (700x245, 10Kb)

На бумажной развертке вычерчиваются детали (окна, двери и т. д.)
с использованием перспективной точки схода.

1405450870_11 (700x318, 12Kb)


Несколько эскизов театральных художников

1405450898_12 (699x461, 73Kb)

1405450920_13 (699x360, 18Kb)

Худ. М. В. Добужинский
"Месяц в деревне" И. С. Тургенева

1405450943_14 (700x515, 78Kb)

Худ. О. Турков
"Алиса в стране Зазеркалья" Л. Кэррол

1405450964_15 (699x495, 109Kb)

Худ. А. Я. Головин
"Маскарад" М. Ю. Лермонтова

1405450990_16 (699x539, 85Kb)

Худ. В. Новикова
"Провинциальные анекдоты" А. Вампилова

1405451011_17 (700x462, 60Kb)

Худ. Ю. Щебланов
"Муж и жена снимут комнату" М. Рощина

1405451034_18 (700x500, 66Kb)

Худ. П. Белов
"Портрет" Н. В. Гоголя

1405451074_19 (700x532, 380Kb)

Худ. М. Китаев ?
"Старший сын" А. Вампилова

1405451118_20 (700x635, 38Kb)

1405451142_21 (700x469, 34Kb)

Слева естественная перспектива коробки сцены,
а справа декорации комнаты в театральной перспективе (то, что эффектно сморится в макете).

Когда выгородке комнаты придают театральную перспективу, актер на заднем плане
своим ростом выдает искусственное сокращение стен комнаты.
Актеры стараются играть на авансцене, держась ближе к зрителю.

Барочный театр на заднем плане часто применял макеты кораблей, куклы и муляжи,
размеры которых соответствовали декорациям дальнего плана.

Чаще всего комната с развернутыми боковыми стенами
оставляется без искусственных перспективных сокращений,
и актеры могут свободно работать по всей площадке.

Кстати о планах.
Сценическое пространство делится на планы: ближний, средний, дальний (в реальности их больше).
Проше всего это продемонстрировать кулисными декорациями, но об этом поговорим на следующей странице.

1405451164_22 (700x441, 13Kb)

Основание подмакетника имитирует деревянный планшет сцены.

Архитектурный портал служит рамой для зеркала сцены.

Раздвижной портал изменяет ширину зеркала сцены.

Он расположен за архитектурным порталом (показан светло-серым тоном).

1405455079_27 (699x521, 23Kb)

Подмакетник
Их конструкций великое множество, и это дает нам право на творческую инициативу.

1405451195_24 (700x583, 81Kb)

Архитектурный портал ТЕАТРА МАНОЭЛЬ

1405451215_23 (699x482, 93Kb)

Оперный театр в Байройте

1405451235_25 (699x471, 81Kb)

Раздвижной портал изменяет ширину зеркала сцены.
Здесь он декорирован под боковые драпировки.

1405451254_26 (700x553, 65Kb)

Худ. А. Фрейберг
"Борис Годунов" А. С. Пушкина

В большинстве театральных макетов порталы отсутствует
(они мешают установке освещения).

Существуют основные приемы придания бумаге конфигураций, которые в дальнейшем будут применяться.

1. Чтобы склеить любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через цилиндрический предмет (карандаш, спицу) (рис. 32).

2. Для того чтобы сделать цилиндр, конус или другое тело вращения, нужно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной 3─5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца (рис. 33). Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке (рис. 34). Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета. Этот способ придает материалу дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.



3. Если необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм можно использовать П-образные или Г-образные в сечении элементы, так как они обладают геометрически предельной жесткостью.

Рис. 32. Криволинейная поверхность

4. Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше (рис.34).



Рис. 33. Тело вращения

Рис. 34. Ребра, грани сгибов бумаги

Рекомендации по изготовлению бумажных сложных форм

При изготовлении сложных объемных форм появляется необходимость стадии эскизной развертки формы: склеивают. На нем проверяют характер членений, пропорции, правильность самой развертки. Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней. Чтобы правильно вычертить развертку, надо развернуть эскизный макет в плоскость. При построении бумажных макетов сложных объемных форм рекомендуется действовать следующим образом:

1. Изготовьте чертежи граней. Можно использовать приведенные ниже чертежи, увеличив их до нужного масштаба. Будьте очень аккуратны, от точности чертежа зависит, насколько точно подойдут детали.

2. Изготовьте по чертежу трафарет. Для этого наложите чертеж на лист плотного картона и проколите оба листа в вершинах многоугольника иглой или тонким шилом. Острым карандашом соедините по линейке полученные проколы. Аккуратно вырежьте ножом или ножницами трафарет, отступив от карандашной линии примерно на 0,5 см.

3. Выберите материал, из которого вы будете изготавливать макет. Для макетов среднего размера неплохо подходит плотная чертежная бумага. Хорошо также использовать тонкий глянцевый картон. Если же вы делаете большой макет, нужно выбирать более плотный материал, чтобы он не разрушился от собственного веса. Если вы делаете цветной макет, надо использовать цветной материал или самостоятельно окрасить его до того, как вы сделаете заготовки.

4. По трафарету изготовьте требуемое число заготовок. Для изготовления заготовки положите трафарет на лист материала, выбранного вами для модели, и сделайте проколы в вершинах многоугольника. Теперь острым предметом ─ иглой или шилом ─ нанесите между проколами границы и линии сгибов. Если вы используете достаточно толстый картон, вместо иглы можно воспользоваться очень острым ножом, аккуратно надрезав картон на треть толщины.

5. Вырежьте детали, оставляя поля-наклейки, которыми части будут соединены, размером от 0,3 до 0,5 см. Есть несколько технологий соединения деталей (о них сказано ниже); оставляйте те наклейки, которые требуются при выбранной вами технологии. Срежьте уголки заготовок так, чтобы разрез прошел точно через прокол.

6. Аккуратно согните заготовки по проведенным вами линиям. Если сгиб очень длинный (более 8 см) то, чтобы не помять заготовку, воспользуйтесь линейкой, прижав ею заготовку по линии сгиба.

8. Если макет имеет очень острые многогранные углы, дополнительно подрежьте уголки наклеек. Это не стоит делать преждевременно, иначе будет тяжело аккуратно отогнуть наклейки. Постарайтесь оставлять для склейки как можно больше места. Срезайте ровно столько, чтобы наклейки не мешали граням и друг другу вблизи вершин многогранника.

9. Когда все детали готовы, можно приступать к склейке макета.

Примеры разверток бумажных сложных форм изображены на

Существуют несколько способов склейки деталей:

2. Одинарные наклейки. Наклейка оставляется только на одной из деталей и приклеивается к другой. Этот метод плох тем, что склейка получается несимметричной, а модель ─ неаккуратной. Однако при изготовлении некоторых моделей при соединении отдельных частей приходится пользоваться именно этим методом, так как двойную наклейку сделать не удается.

3. Двойные наклейки. Наклейки сохраняются на каждом ребре каждой детали. Наклейки приклеиваются друг к другу, оставаясь внутри модели; в результате получаются ребра двойной толщины. Эти ребра делают модель очень жесткой и прочной.

Макеты передают в обобщенной форме взаимосвязь элементов, композиции (в проектировании ─ структуру проектируемого объема), поэтому рабочий макет сначала делается в основных нерасчлененных массах. По мере необходимости в процессе уточнения решения вводятся новые элементы. Часто появляется необходимость обеспечить прочность макета, иначе может быть деформация углов и поверхностей. В таких случаях проклеивают каркас и к нижней стороне подмакетника.

Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения. Чтобы правильно вычертить развертку чистового макета, надо в плоскость развернуть эскизный макет. Линия стыковки определяется на эскизном макете ─ макет разрезают по предполагаемой линии стыковки, разворачивают и по нему вычерчивают уже новую развертку для чистого макета. Простые композиции, как правило, имеют одну развертку и одну линию склеивания. Сложные композиции монтируются из нескольких отдельных разверток. Однако и довольно сложные по структуре композиции, состоящие из нескольких разных по геометрии элементов, можно делать из одной развертки с одним только местом стыковки.

Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке, в то время как криволинейные ─ по изготовленному из плотной бумаги лекалу или от руки. Если рельеф очень тонкий или членения имеют такой вынос, что их невозможно выполнить отгибом бумаги, а также в случае их криволинейных очертаний, их вырезают из отдельного листа бумаги и приклеивают к поверхности грани; толщина бумаги имитирует вынос членений, глубину рельефа. От того, насколько качественно будет сделан макет, зависит ясность восприятия композиции.

Процедура склейки достаточно проста. Вы наносите равномерно тонкий слой клея на обе стороны и соединяете их. Следует чуть-чуть подвигать детали, чтобы клей равномерно распределился по линии склеивания. После того, как части приведены в правильное положение, их следует плотно сжать и дождаться, пока клей не подсохнет. Время от времени надо пользоваться пинцетами или, еще лучше, хирургическими зажимами. Эти инструменты особенно полезны на завершающих стадиях, когда приходится работать внутри макета через небольшое отверстие. Кроме того, при постройке сложных моделей иногда приходится применять широкие плоские зажимы для придерживания наклеек до полного высыхания клея.


Макетированием в общем смысле называется одна из разновидностей проектно-исследовательского моделирования. Задачей такого исследования является возможность наглядного изучения свойств проектируемого предмета, сооружения или изделия. Макетирование — это процесс создания объемного изображения, позволяющего определить параметры пространственной структуры, размеров, пластики и пропорций поверхностей. Дизайнер при создании макета в первую очередь определяется с его масштабом, а также цветом и фактурой, которые могли бы отразить основные особенности выполненного изделия.

Цели и задачи

Потребность в профессиональном макетировании существует во многих сферах деятельности: в архитектурном строительстве, на начальных производственных этапах в промышленности, в рекламном бизнесе и демонстрационной деятельности компаний. В некоторых областях деятельности требуется более высокая степень скрупулезности при работе.

К примеру, задача создания промышленных макетов обычно заключается в наглядной демонстрации функционирования различных деталей и узлов в миниатюре, а также представлении происходящих в них динамических процессов. В коммерческом или рекламном направлении данной деятельности скорее важно качественное восприятие объекта на визуальном уровне. Макетирование в дизайне зачастую требует поиска компромиссного решения между задумкой автора и техническими ограничениями при создании макета.

Особенности процесса

В первую очередь параметры и нюансы при разработке зависят от сферы, в рамках которой создается макет. Тем не менее, существует ряд обобщенных особенностей, подходящих для каждого типа макета. Дизайнер непременно рассматривает следующие вопросы перед тем, как приступить к разработке:

  1. Определение типологии объекта или объектов макетирования.
  2. Просчет всех этапов проектирования, постановка рабочих задач.
  3. Выбор наиболее подходящего материала и технологии изготовления макета.
  4. Ориентировочная оценка сложности и реальной трудоемкости проекта.
  5. Нахождение конструктивных особенностей макета. Определение достаточной степени детализации для каждого объекта.
  6. Поиск подходящей производственной площади для сборки. Расписывание нюансов при транспортировке и длительном хранении готового макета.
  7. Сопоставление собственных сложившихся традиций, предпочтений и личного опыта с актуальными методическими рекомендациями и действующими нормами производства.

Основы макетирования, приведенные в списке выше, позволяют дизайнеру определиться с подбором правильного масштаба. Стоит отметить, что данный момент является одним из ключевых и влияет на всю дальнейшую работу.

Чтобы лучше понять особенности такой деятельности, следует рассмотреть несколько основных типов макетов. Однозначной классификации при этом не существует, потому что каждую разработку можно причислить сразу к нескольким типам и видам в зависимости от области деятельности, а также применяемых методов и технологий.

Процесс создания макета

Бумажные цветные макеты

Для макетирования из бумаги применяется целый ряд материалов, включая картон, пенокартон, пенопласт и, конечно, обыкновенную бумагу. Позже готовый макет оклеивается сверху цветной пленкой. Сфера применения подобного типа может быть любой, однако стоит отметить худшую детализацию изделий из бумаги, чем у аналогичных проектов из пластика или других твердых материалов.

Помимо прочего, бумажные макеты менее долговечны и более восприимчивы к температурным перепадам и скачкам влажности в помещении, чем любые другие. Частая транспортировка также может быть чревата для подобных материалов. Макетирование из бумаги и картона при этом имеет один значительный плюс — оно весьма выгодно при наличии малого бюджета и необходимости только одной демонстрации.

Интерьерные макеты

Предназначены для визуализации композиции и дизайна интерьера. Макеты внутренних помещений выполняются в масштабе от 1:10 до 1:50. Часто внешние стены и потолок не показываются, так как основной целью является акцентирование внимания на внутренней отделке и планировке. Предметы мебели, станки и другое наполнение интерьера изображается крайне схематично, то есть без соблюдения точной формы.

В качестве материала предпочтение отдается пенопласту, хотя допустимо и макетирование из бумаги. Выставочные проекты выполняются из твердых материалов вроде оргстекла и пластмассы, а затем окрашиваются. Непосредственно перед планировкой оборудования и прочих предметов мебели обычно проводится предварительное эскизно-графическое моделирование.

Проект макета интерьера

Архитектурные макеты

В строительстве первостепенно точное соответствие прототипа и итогового сооружения. Архитектурное макетирование допускает в некоторой степени искажение пропорций, однако лишь в нормированных пределах. В основном дизайнеры создают такие макеты по заранее подготовленным эскизам и эскизным проектам. Полученные модели могут быть как разборными, так и монолитными. Возможность снятия крыши или нескольких этажей здания позволяет лучше изучить внутреннюю структуру и планировку.

В архитектуре макетирование — это прежде всего создание точной или максимально приближенной к реальной пространственно-объемной модели здания в определенном масштабе. Кроме того, данный тип относится к другим смежным сферам: инвестиционной, маркетинговой и рекламной. В подобном макете может демонстрироваться целая группа сооружений или всего лишь отдельно взятый фрагмент здания вроде квартиры или комнаты.

Набросок архитектурного макета

Планировочные макеты

Такие макеты плотно пересекаются с архитектурными, но подразумевают копию целого участка с расположенными на нем районами или группами сооружений. В данную категорию попадают планы коттеджных поселков, градостроительные проекты и панорамы ландшафтов. Особенностью изготовление подобных макетов принято считать обязательное наличие нескольких подмакетников.

Спрос на этот тип возрастает при подготовке к застройке или для решения определенных хозяйственных задач, например, оптимизации дорожного трафика или прокладке новых коммуникаций. Сфера маркетинга также пользуется такими макетами, однако не требует при этом от дизайнера соблюдения особой точности и пропорций.

Отдельное внимание следует уделить удобству транспортировки, потому как крупногабаритные проекты целых городов могут занимать значительное пространство. В таких случаях рабочее полотно заранее разделяется на несколько частей.

Планировочный макет городка

Технические и механические макеты

В основном данный тип представлен различными видами транспорта с функционирующими узлами: автомобилями, яхтами и кораблями, а также воздушными судами. Техническое макетирование — это создание полностью функционирующего прототипа со всеми механическими и электрическими элементами. Столкнуться с такими работами можно и в бытовых условиях. К примеру, игрушечная железная дорога с ездящим по ней поездом, в котором полноценно функционирует освещение.

Тем не менее, модели машин и другого транспорта для детей хоть и являются образцом технического макетирования, но ни в коем случае не отражают его технологических процессов и методов моделирования при работе над профессиональными проектами.

Механические макеты зачастую являются наглядными миниатюрами, которые демонстрируют различные технологические процессы в реальном времени. Большие габаритные проекты, в свою очередь, показывают функциональные или двигательные возможности устройств и механизмов.

Макет двигателя автомобиля

Макетирование одежды

Иначе такой способ моделирования еще называют методом наколки. Задуманный проект выполняется дизайнером прямо на манекене или человеке. Мастер формирует из выбранной ткани готовый макет при помощи булавок. В дальнейшем материал снимается и кладется на стол, а дизайнер приступает к следующему этапу — корректировке созданных линий по лекалам и линейке.

Чаще всего данный способ применяется при изготовлении верхней одежды со сложным покроем, разных платьев, юбок и жакетов. Дизайнер, как правило, имеет в своем арсенале несколько приемов, которые придают одежде объемную форму. При макетировании отпадает надобность в конструировании лекал на бумаге. Кроме прочего, такой вариант позволяет учесть индивидуальные особенности фигуры и выполнить более качественный пошив.

Макетирование одежды на манекенах

Композиционное макетирование

Основными элементами, которые воспроизводятся при выстраивании композиции, следует считать объемно-пространственную структуру объекта, его тектонику и планировку, пропорции основных частей и доминанты, а также ритмический и пластический слои.

Организация правильно выстроенной композиции — одна из главных дизайнерских задач при разработке макета. При этом обращать внимание нужно не только на основные составляющие элементы. В частности, композиционной основой макетирования можно назвать не только сам макет, но и подмакетник, ведь его размер будет определять силу воздействия композиции на пространство точно так же, как и реальный объект архитектуры делает это в жизни.

Среди других основ композиции выделяют следующие:

  • соблюдение пропорций всех элементов и частей;
  • создание гармонических пластических переходов между поверхностями;
  • определение точных пространственно-размерных характеристик;
  • выявление правильного образно-пластического характера, текстуры и цветографики.

Основные применяемые материалы

Возможности современных специалистов значительно расширяются за счет активного внедрения промышленных и даже бытовых 3D-принтеров. Перечень разнообразных синтетических материалов для трехмерной печати довольно широк и ограничивается только поставленными целями и возможностями отдельно взятого устройства.

Конечно же, в некоторых случаях применяются традиционные бумага и картон. Однако наиболее актуальными материалами принято считать полистирол и пластик. Прототипы подарочных и художественных макетов, будущих архитектурных и производственных объектов часто выполняются из металла и дерева. Другими распространенными материалами для макетирования считаются глина, гипс, оргстекло и пластилин.

Макетирование трехмерным принтером на бумаге

Главные функции макетирования

Роль проектных функций макетов заключается в становлении и реализации замысла, обосновании дизайнерских решений, трансформации и детализации видения автора. Прототип приводится в соответствие с выбранной системой мышления и подгоняется под идеальные формы.

Исследовательская функция макетирования — проектный поиск, осуществляемый путем перебора разных направлений для преобразования объекта. Таким образом появляется база для анализа, выработки стратегии моделирования и внесения корректировок.

По сути, макетирование — это средство для осуществления проектных действий и наблюдения за их результатами. Корректирующая функция позволяет устанавливать в данном случае возможность воплощения планов и идей, а также совмещать различные требований. Она указывает на необходимость внесения изменений и сводит количество вероятных ошибок к минимуму.

Функции эвристики и обучения

Не менее интересной является эвристическая функция. В ее основе находится наличие обратной связи между тем, что наглядно демонстрируется и тем, что человек ощущает в этот момент. Эксперты полагают, что именно эта функция побуждает дизайнеров к изобретательству, активизирует в них творческое начало и задает иные пути преодоления трудностей в ходе решения проектных задач.

Столь же эффективно работает учебная функция, благодаря которой проектировщик осваивает технику мышления и разработки в трехмерном пространстве, развивает воображение и чувство пластической, пропорционально-ритмической и геометрической гармоний.

Читайте также: