Как сделать подкаст

Обновлено: 06.07.2024

Подкасты на волне популярности: по данным ВЦИОМ, каждый пятый россиянин регулярно слушает подкасты. Для пользователей это возможность получать полезный контент в удобном формате, для брендов — транслировать собственные ценности, повышать узнаваемость бренда и привлекать внимание потенциальных клиентов. Как создать подкаст и на что обратить внимание, читай в статье.

В сентябре 2019 года мы запустили свой канал с подкастами — InMarketing. Рассказываем просто о сложном (SMM, SEO, аналитике, таргетированной рекламе и других перспективных инструментах продвижения, которые помогут ускорить твой бизнес), обсуждаем тренды и технологии, делимся полезными фишками, креативными идеями, сервисами и реальными кейсами.

Мы регулярно готовим контент для подкастов, записываем их в студии и размещаем в блоге и сервисах подкастов. За это время мы набили свои шишки и поняли, как делать правильно. Расскажем, как начать вести подкаст, что учесть при создании контента и где его выкладывать.

Как запустить подкаст: подготовительный этап

1. Определи формат канала с подкастами

Это может быть интервью с экспертами, полезные советы в формате монолога, разбор животрепещущих тем, новостей, кейсов и т. д. Главное — не увязнуть в процессе придумывания нечто выдающегося. Важно отдавать себе отчёт: а сможешь ли ты в дальнейшем делать то, что сейчас придумал, хватит ли на это ресурсов, времени, идей. Если нет, лучше реализовать более простую идею, но РЕАЛИЗОВАТЬ ЕЁ, чем придумать что-то гениальное, а потом попросту не потянуть это.

2. Придумай название канала

Лучше, если оно будет соответствовать контенту подкастов. Зачастую пользователи ищут подкасты по теме, например, маркетинг. И даже если твой канал о маркетинге, но его название не соответствует этому запросу, он не появится в выдаче.

3. Реши, откуда брать контент

Ты можешь договариваться об интервью со сторонними экспертами, привлекать специалистов компании или же использовать для начитки готовый контент. Например, для экономии ресурсов на создание подкастов мы адаптируем статьи, вебинары, главы из наших книг под аудиоформат. Таким образом наши подписчики получили возможность потреблять контент в удобном для них виде (даже пробки в час пик можно использовать себе на благо).

4. Определи, кто будет спикером

Если спикерами будут эксперты компании, заранее определи возможных кандидатов. Хороший специалист не равно спикер, поэтому проведи прослушивание. Это позволит понять, грамотная ли у спикера речь, какое у него произношение, приятный ли голос и т. д. Исходя из всех этих факторов ты сможешь решить, кто будет записывать подкаст.

Как создать контент для подкаста

5. Оптимизируй текст под аудиоформат

На этот пункт особенно обрати внимание, если для записи подкастов ты используешь уже готовые статьи. Текст, который пользователь читает, и текст, который он слушает, — это разные тексты. Даже самая простая, на твой взгляд, статья может тяжело восприниматься на слух.

При адаптации текста под аудио кажется, что всё просто и понятно: написать подводку, убрать отдельные формулировки, требующие визуальной составляющей, отредактировать сложные предложения, упростить конструкции. Однако уже на первом прогоне проявляются все провальные моменты: слишком длинные предложения, сложные формулировки, труднопроизносимые слова, непонятные термины, которые требуют расшифровки, недостаточная структурированность — не хватает подпунктов и подзаголовков, да и просто теряется интонация.

На что обратить внимание:

  • Не пиши слишком длинные и сложные предложения: чем они будут короче, тем лучше.
  • Убери предложения, требующие визуального подтверждения, — текст, который описывает, что изображено на рисунке, графике и пр.
  • Расшифруй все сложные термины. Если пользователь что-то не поймёт, он закроет подкаст и уйдёт. Особенно это касается аббревиатур: вводя новый термин или понятие впервые, произнеси его полностью, расшифруй и тут же озвучь принятое сокращение. Вдвойне важно это правило для англоязычных аббревиатур: термины, для которых нет эквивалента в русском языке, лучше вообще произносить полностью или употреблять аббревиатуру только в крайних случаях.
  • Добавь подзаголовки — они будут смысловыми акцентами твоего подкаста. При монтировании аудио попроси выделить эти подзаголовки каким-то эффектом, используй отбивку. Это существенно упростит восприятие материала на слух.
  • Не бери для записи подкаста слишком большой текст. Лучше раздели его на разные смысловые части и запиши серию подкастов. Оптимальное время для начитки материала — 6–10 минут. Максимум — 15. Если твой подкаст длиннее, заранее подумай, как будешь удерживать внимание пользователя: слушать длинную аудиозапись, если это не книга с захватывающим сюжетом, достаточно сложно.

Как записать подкаст

6. Выбери студию для записи подкаста

Если у тебя классный офис, велик соблазн записать подкаст в переговорке. Но это не лучшая идея. Качество записи будет оставлять желать лучшего: постоянный топот, телефонные звонки и голоса за стенкой всё равно будут слышны. Без студии не обойтись. Выбирая её, обрати внимание на стоимость аренды за час, её оборудование, а также удобство расположения. Ехать на другой конец города и тратить на дорогу час и больше рабочего времени не самое лучшее решение.

Если ты записываешь подкаст в формате диалога, узнай заранее, есть ли в студии два микрофона, чтобы пользователи могли записываться одновременно. Если двух микрофонов нет, придётся записываться по очереди, а значит диалог не будет таким естественным, как хотелось бы.

Если в процессе записи подкаста ты допускаешь ошибку, а их может быть немало, лучше сразу перезаписать эту часть. Так звукорежиссёр сможет сразу заменить отрезок аудиозаписи, на котором ты ошибся, и в дальнейшем не сверять аудио и текст. Чем дольше он будет разбираться, тем больше ты заплатишь, так как в большинстве студий оплата почасовая.

Ты должен понимать, что звукорежиссёр не является профессионалом в твоей сфере и ему может быть сложно разобраться, что к чему. Поэтому на этапе записи в твоих силах сделать всё возможное, чтобы упростить ему обработку записи.

7. Подготовь материалы для сведения записи и договорись о сроках

После записи подкаста подготовь сценарий: где и какие отбивки, джинглы, аудиоэффекты нужно использовать. Если, помимо этого, есть какие-то пожелания к обработке записи, не забудь озвучить их звукорежиссёру. Ну и, конечно, заранее договорись о сроках обработки аудиозаписи. Важно ещё на начальном этапе обозначить, когда нужен готовый подкаст.

Где размещать подкасты и как отслеживать эффективность

8. Выбери площадки для публикации подкастов

Это могут быть как сервисы подкастов типа SoundCloud, Podster.fm, Apple Подкасты, так и такие сервисы и площадки, как Яндекс.Музыка или YouTube. В основном они бесплатные.

Однако принципы добавления аудио могут различаться. Например, в SoundCloud, Podster.fm и Castbox подкаст можно выложить самому, во многие другие сервисы подкасты автоматически подтягиваются через RSS-ленту. Но для этого надо предварительно её настроить. На эту тему есть много статей с инструкциями, так что подробно останавливаться не будем.

Если есть собственный блог, создай отдельный раздел для размещения подкастов. Для удобства в блоге можно указать ссылки и на сторонние сервисы, чтобы пользователи могли слушать твои подкасты в любом из них.

Например, подкасты Ingate InMarketing можно найти в блоге или сервисах:

  • SoundCloud;
  • Cast Box;
  • Podster.fm;
  • Apple Подкасты;
  • Pod.fm;
  • SoundStream;
  • Яндекс.Музыка;
  • Подкасты ВКонтакте.

Где послушать подкасты

Где послушать подкасты

9. Подготовь описание подкастов

В некоторых сервисах, например, SoundCloud, Pofster.fm, YouTube, ты можешь добавлять ссылки на полезные материалы или сайт компании, что позволит привлечь дополнительную аудиторию.

Описание подкаста на SoundC;oud

Описание подкаста на SoundC;oud

10. Отслеживай эффективность

В сервисах подкастов доступна статистика, поэтому смотри, сколько человек прослушали твоё аудио, оценивай, какие темы зашли лучше, на что пользователи реагируют, оставляют ли отзывы.

Статистика по подкастам на SoundCloud

Статистика по подкастам на SoundCloud

Если подкаст размещён в блоге, отслеживай количество посетителей на раздел с подкастами и отдельные страницы в Яндекс.Метрике или Google Analytics. На основе этих данных ты поймёшь, какие темы больше заинтересовали аудиторию.

И не бойся экспериментов: начинающему подкастеру нечего терять :) Корректируй контент-план, меняй голоса, придумывай новые фишки. Конечно, поначалу прослушиваний будет не так много, но, если двигаться в верном направлении, ты увидишь, что люди начнут отвечать тебе взаимностью.

Денег особо на подкастах не заработал, за всё время около 300 тысяч рублей, но и цели жесткой монетизации и выхода на крупные суммы не было.

Я пишу эту статью, чтобы поделиться своим опытом, наблюдениями по созданию подкастов, рассказать про свои ошибки. Этого материала недостаточно для того, чтобы начать делать подкасты, это мой опыт и у других он может быть кардинально иным.

ТОП10 наблюдений про подкасты от меня:

Таргет не работает.
Промо у блогеров почти не работает.

Мои микрофоны для записи подкастов

Микрофонов у меня было несколько. Главной проблемой всегда было запись двух людей одновременно в одном помещении. Покупать 2 микрофона? Покупать микшер или целый пульт? В итоге я просто отселил второго спикера и мы стали писать по Zoom (лучший и самый простой вариант), либо в два ноутбука параллельно.


1. Петличный микрофон Boya BY-M1, 1500 рублей

Бесполезный кусок пластика. Слушать первые эпизоды Полусладкого подкаста, записанные на микрофон очень тяжело. Проблема осложнялась ещё и тем, что я купил дополнительно Адаптер-микшер Boya BY-MP4 за почти 4 тысячи рублей, чтобы подключать к нему параллельно 2 петлички в моно-режиме.

Звук был отвратительный. Не рекомендую.

2. Конденсаторный USB-микрофон AU-A04TC, 4000 рублей

Два одинаковых микрофона в мой Mac через Adobe Audition работать параллельно не захотели, хотя все уверяли, что должны.

2. Конденсаторный USB-микрофон AU-A04TC, 4000 рублей

Два одинаковых микрофона в мой Mac через Adobe Audition работать параллельно не захотели, хотя все уверяли, что должны.


3. Rode NT-USB, 15000 рублей

Мой актуальный красавец, давно его хотел. Не знаю, почему именно его, но прям хотел.

Он классный, он уже во взрослой лиге и он не подходит моему голосу xD По крайней мере мне так кажется. Микрофон с радостью ловит кучу высоких частот, а у меня, как оказалось, голос не сказать, чтобы бас.

Поэтому на динамиках Macbook свистит немного, в наушниках и обычных колонках в целом всё хорошо.

Судя по Stories в Insta-профиле Ольги Кравцовой (голос Кубик в Кубике) они пишут озвучку крутых сериалов на такой микрофон, просто помещение подготовлено.

Честно, я не заметил особой разницы между предыдущим вариантом, просто хотел себя порадовать.

И знаешь что? Качество было НОРМ! Лучше, чем у петлички или AirPods. Я вообще не понимаю, кто и когда кому-то сказал, что у AirPods нормальный микрофон. Он ОТСТОЙНЫЙ!

Если нет микрофона, если жалко покупать микрофон для того, чтобы попробовать подкаст, пиши спокойно в смартфон (у iphone вроде как с микрофонами лучше дела, но я не проверял и могу ошибаться).

Работа со звуком и монтаж подкастов

Скажу сразу, я не умею работать со звуком. Я больше 2 лет занимаюсь подкастами, я записал больше 550 эпизодов и я владею примерно нулевым навыком в обработке звука.

Монтаж я пробовал делать раньше сам. В итоге сейчас эпизоды делятся у меня на 2 вида:

Научился. Говорю одним дублем и говорю, как мне кажется, неплохо. 500 записанных эпизодов только этого подкаста (раньше он публиковался только в Telegram и потом удалялся) прошли не зря.

2. Полусладкий подкаст и Продажные блогеры. В этих подкастах участвует минимум по 2 человека + гости. Каждый эпизод пишется по 1-2 часа, в финальную версию попадает не больше 40 минут.

Пишу звук в Adobe Audition 2020, не использую 99% возможностей программы, но привык к интерфейсу и чистить звук, монтировать и сводить дорожки тут можно отлично. Один из лучший вариантов. Есть ещё GarageBand, есть бесплатный Audacity с интерфейсом из каменного века. Не знаю почему, но вылетал у меня буквально постоянно на винде.

Главная тайна работы со звуком в следующем:

  1. Слушатель будет слушать подкаст в наушниках уровня AirPods. В 99,99% случаев, или на колонках и так далее. Лучше хороший звук, чем идеальный. Хороший звук: в меру громкий, без эхо и желательно без посторонних звуков (улица, дети, собака, хруст на фоне), если это не часть атмосферы подкаста.
    На идеальный звук может уйти слишком много ресурсов и мотивация делать подкаст просто исчезнет.
  2. Помещение с коврами лучше, чем помещение без ковров.
  3. Носок на айфоне не нужен, я пробовал и с ним и без него, разницы никакой.
  4. Всегда найдётся человек, который скажет, что ему слишком тихо, слишком громко, много вздохов, много эээ, и так далее. Ну и ладно.

Сервисы и хостинги для подкастов

За время развития своих подкастов я сменил три хостинг-платформы: soundcloud, anchor, mave.

1. mave — бесплатная, безлимитная платформа для подкастеров.

Лучшая платформа для начинающего подкастера, для опытного подкастера с несколькими подкастами и вообще для всех. По удивительному стечению обстоятельств, я сооснователь этой платформы 🙄

Если серьёзно, то у mave есть только один конкурент, Anchor, про него расскажу дальше.

card-photo

Последние годы рынок подкастов растет: у большинства аудиосервисов вроде Spotify и Soundcloud уже есть разделы с подкастами, появляются студии подкастов и даже полноформатные медиа о подкастинге.

Если запустить свой подкаст — давно в планах, но решиться никак не получается, причиной может быть расфокус или неуверенность в себе. От синдрома самозванца тебя никто не избавит, а вот с планированием можно помочь.

Мы составили четкий гайд по запуску первого подкаста — в нем самое главное: от выбора фокуса до процесса записи.

Disclaimer. Этот текст не учитывает всех нюансов подкастинга, но поможет начать разбираться в этой тему — и поддержит тех, кто хочет сделать в подкастинге первые шаги.

Шаг 1. Определиться с темой


Концепция и тема — это ДНК подкаста, и чем четче они продуманы, тем проще и автору, и аудитории.

  • — Что поможет подкасту найти уникальный голос?
  • — Какой фокус будет неизбитым и точным?
  • — Чем этот проект будет отличаться от остальных?

Чтобы это понять, поищи похожие проекты — и проанализируй, на чем они стоят концептуально.

Например, ты хочешь говорить о кино, но таких подкастов достаточно. Здесь можно пойти двумя путями:

Посмотреть курс

— О чем тебе хотелось бы послушать, но пока негде? Например, ты хочешь рассказать про свой регион, который находится далеко столиц, или ты изучаешь технологии, о которых никто, кроме специалистов, не знает.

— Какая глубина погружения тебе интересна? Может, тебе хочется просвещать или, наоборот, слушать разговоры экспертов, не всегда понятные новичкам.

— Какую оптику не учитывают другие проекты? Можно использовать феминистскую теорию, марксистскую философию (так делает известный философ кино Славой Жижек), представить, что рассказываешь детям или своей бабушке.

Шаг 2. Найти формат


Самый популярный формат подкастов — разговорные. Еще бывают нарративные, документальные или художественные подкасты, с прописанным сценарием и часто с заранее собранным материалом. Сценарий и сбор материала для нарративного проекта более трудоемкий, чем для разговорного, — так что если выберешь этот формат, придется запастись ресурсами.

Если подкаст будет разговорным, для первого опыта подойдут три основных инструмента: разговор ведущих, вопросы от слушателей и диалог с приглашенными экспертами.

ПЛЮС. Если удастся заинтересовать аудиторию с первого выпуска — получите верного слушателя, и он простит многие недочеты, потому что любит.

МИНУС. Если человеку не интересны ведущие, скорее всего, он не вернется.

ПЛЮС. Нам хочется быть вовлеченными и участвовать в любом контенте — мы постоянно скролим, лайкаем, свайпаем, оцениваем. Так что формат с вопросами, скорее всего, зайдет.

МИНУС. Если ничего не пришлют, говорить будет не о чем. Поэтому нужно или вводить такой формат постепенно (когда наберется аудитория), или активно вкладываться: заводить все соцсети сразу и мониторить их, забрасывать подписчиков вопросами.

Посмотреть курс

ПЛЮС. Если получится привлечь популярного эксперта, можно быстро вырасти. Но у человека должна быть причина к вам идти — важно ее продумать. И хорошо бы составить список гостей на несколько выпусков вперед.

МИНУС. Хорошо, когда эксперты могут физически присутствовать в студии, но это не всегда так. Если записываешь удаленно, убедись, что оборудование у гостей достаточно хорошее, чтобы аудио получилось качественным.

Шаг 3. Придумать первый выпуск


Первый выпуск должен быть ударным — чтобы всем сразу захотелось послушать второй. То есть тему лучше взять достаточно широкую, но в то же время способную вызвать резонанс. Например, подкаст о кино можно начать с разбора фильма, который очень ждали, но многих он разочаровал; в подкастах об отношениях измены и ревность — неизменно самая популярная тема.

Если у тебя есть соведущий, накидайте несколько тем вместе и понаблюдайте, какую вы обсуждаете взахлеб, а какую — со скрипом. Если ты подкастер-одиночка, сформулируй несколько тем и обсуди с друзьями: та, на которой разгораются споры или которую друзья начинают обсуждать, забыв о тебе, — и есть самая лучшая.

Перед записью обозначь основные точки — и иди по ним. Это поможет не сбиться, не уйти от темы и учесть фрагменты, которые добавятся при монтаже: голосовые от слушателей, заранее записанное интервью с экспертом или музыка.

Не забудь предложить слушателям подписываться на подкаст, оставлять отзывы и оценки — если стесняешься, запиши в план и зачитай этот текст в конце выпуска.

Сделай короткий прогон выпуска и проанализируй: что в речи дается тебе сложнее — начало, переходы, обращение к слушателям, концовка? Эту часть пропиши подробнее. Заготовки — это хорошо, но не нужно читать текст по бумажке (должен сохраняться вайб живой речи).

Шаг 4. Создать бренд


У подкаста должны быть музыка, обложка и классное название, которое подчеркивает его тему и обыгрывает формат.

Обложку можно нарисовать самому, попросить друзей сделать иллюстрацию или собрать коллаж, используя вижуалы из фотобанков. Важно, чтобы обложка отражала тему и была понятна целевой аудитории.

Музыку и звуковые эффекты можно сделать самостоятельно — вот инструкция, как записать первый коллаб-трек (подойдет и тем, кто пишет в одиночку). Есть и другой вариант — взять музыку из free-библиотек: FreeSound, AudioMicro, SoundBible, 99Sounds и других. Обычно в подкасте есть джингл, который звучит в начале (интро), и перебивки между блоками.

Можно добавлять звуковые эффекты из библиотек или записывать их самому — но если опыта работы со звуком нет, для первого выпуска лучше сосредоточиться на одной отбивке. А все остальное добавлять постепенно.

Шаг 5. Решить технические вопросы


Записывать подкаст можно дома. Для этого нужны: микрофон, наушники, программа звукозаписи. Есть простой софт вроде Audacity, есть профессиональный — как Adobe Audition или Cubase. Выбор зависит от опыта работы со звуком.

При домашней записи не забудь изолировать помещение от шумов. Многие подкастеры освоили искусство звукозаписи в шкафу или под одеялом — так что все возможно.

Если домашняя запись — не про тебя, найди студию. Их довольно много в любом более-менее крупном городе, и лучше на этом не экономить: хороший звук — половина успеха любого подкаста. Со временем можно оптимизировать процесс: бронировать студию на 2–3 часа и записывать несколько выпусков подряд.

О том, кто будет монтировать выпуск, лучше подумать до первой записи. Можно делать это самому в программах SoundForge, Audacity, Adobe Audition, SonyVegas, GarageBand или других. Или договориться о монтаже со студией, где будет идти запись. В том, что монтирует не ведущий, есть преимущество: со стороны неудачные моменты подметить проще.

Что делать после запуска подкаста


Помни: твой проект классный (потому что твой) и перспективный. Не стесняйся рекомендовать его друзьям и писать сервисам, чтобы подкаст взяли в подборки. Не бойся менять формат, если он оказался неудачным. Главное — задавай себе вопросы:

Что нужно, чтобы создать свой подкаст

Подкасты с недавних пор очень популярный тип контента, поэтому многие блогеры уже вовсю ведут свои каналы подкастов. Если и вы задумали завести подкаст, но не знаете, какая для этого нужна техника и программы, где записывать и как создать музыку для начала — эта статья для вас.

Мы уже писали о том, что вообще такое подкасты, где их искать и как слушать. Теперь разберемся, что понадобится, чтобы их сделать.

С чего начать создание подкаста

После того, как идея возникла в вашей голове, не нужно сломя голову бежать в ближайший магазин техники за микрофоном и наушниками. В первую очередь определите свою целевую аудиторию и подумайте, для чего вы вообще делаете этот подкаст. Если просто потому, что так делают все — не стоит и начинать.


Примеры целей: продвинуть свой блог, популяризовать художественную литературу или русский гранж, стать популярным спикером. Затем нужно подумать о формате: интервью — когда вы на каждый выпуск будете приглашать эксперта или оппонента, чтобы обсуждение было еще интереснее, или подкаст в форме общения нескольких людей, как бы записанный разговор на заданную тему. Формат зависит от цели, поэтому каждую идею подвергайте анализу — какие она решит задачи и насколько хорошо соответствует цели канала.

Только после этого станет понятно, какая техника и в каком количестве нужна именно вам. О выходе на площадки и продвижении мы поговорим уже в следующем материале.

Какая техника понадобится

Микрофон

Требований к микрофону для подкаста всего три:

  1. Качественно передавать голос.
  2. Не передавать окружающих звуков.
  3. Не добавлять ничего от себя.

Микрофонов нужно столько, сколько людей будет говорить. Безусловно, на первом месте в подкастинге стоит содержание, поэтому начинать можно с самых простых вариантов или вообще записывать первое время на смартфон. Но если уж решили купить микрофон, то выбирать лучше всего из двух типов.

Динамические микрофоны. Их чувствительность низкая, поэтому говорить в них надо с минимального расстояния. За счет этого микрофон хорошо изолирует голос от помещения, так что динамическая модель подойдет для обычной комнаты без специальной подготовки. Динамические микрофоны используют на концертах, радио и телевидении, их еще часто называют вокальными. Вообще, для начинающего подкастера — это идеальный вариант.

Конденсаторный микрофон. Это чувствительные микрофоны, поэтому лучше передают голос, интоннации. Но из-за этого же в неподготовленном помещении они будут ловить все посторонние шумы — придется делать звукоизоляцию или ставить акустический экран. Конденсаторные микрофоны используются в студиях звуковзаписи, поэтому
их также называют студийными.

Высокая чувствительность и, соответственно, хорошая передача голоса достигается за счет легкой мембраны. Но из-за этого же мембрана восприимчива к ветру и вибрации, поэтому к конденсаторному микрофону придется докупить держатель-паук и поп-фильтр или выбрать модель с полным комплектом сразу.

Петличка. Это маленький микрофон, который крепится прямо на одежду. Чаще всего конденсаторного типа, соответственно, чувствителен. Он отлично подойдет как дополнительный микрофон для гостей интервью или разговоров с несколькими людьми.

Типы подключений

Для подкастинга самыми подходящими считаются XLR и USB. Привычный многим Mini jack 3,5 используется в самых дешевых микрофонах и петличках, но при подключении в компьютер может фонить и портить запись.

Микрофоны с USB и USB-C подключаются с разу в компьютер. У них уже есть встроенная звуковая карта. Это оптимальный выбор по соотношению цена/качество, если использовать микрофон только в связке с компьютером или ноутбуком.

XLR — наиболее качественное подключение. Используется в профессиональных микрофонах. Напрямую подключить к ПК микрофон с таким разъемом нельзя — нужен переходник, звуковая карта, рекодер или микшерский пульт. Цена качественного переходника сопоставима со стоимостью полноценной звуковой карты.

Средство записи

Звуковая карта

Она конвертирует звук с микрофона в цифровой сигнал, который вы можете затем редактировать в самых разных программах. Звуковые карты бывают встроенными и внешними. Они всегда подключаются к компьютеру и не могут работать самостоятельно.

Встроенная звуковая карта — не лучший вариант. Она не мобильна — ее нельзя использовать, например, с ноутбуком на выездной записи, а также не будет возможности подключить несколько микрофонов.

Внешняя звуковая карта хорошее решение проблем записи, тем более, если у вас уже есть микрофон с XLR-разъемом. Даже недорогие звуковые карты при работе через XLR дают хорошее качество и свободу в выборе микрофона.

Рекордер

Сразу пишет звук в файл, делает качественную запись в любом месте. Для этого ему не нужен ни компьютер, ни розетка. Некоторые модели могут определяться компьютером как звуковая карта, такой запросто заменит USB-микрофон, если вам важна мобильность.

По качеству записи рекордеры верхнего ценового диапазона запросто конкурируют с более дорогими профессиональными звуковыми картами. Встречаются модели со специальными программами для ведения подкастов.


Мобильный телефон или планшет

Программы для обработки

Audacity простая в обращении программа с простым интерфейсом. Позволяет очищать, редактировать, монтировать и сводить треки. Главный недостаток — нельзя подключить плагины распространенных форматов — AU, AAX, VST, VST2, VST3


Adobe audition. Внешне интерфейс очень похож на Audacity, но работа с мультитреком чуть посложнее. По уровню своих возможностей сильно выделяется на фоне других редакторов: можно сказать — уже не редактор, но еще не DAW. Позволяет подключать внешние плагины.


iZotope RX 8 — решение для очистки речи от лишних звуков. Вместе с приложением в систему устанавливаются плагины в форматах AU, AAX, VST2, VST3, которые позволяют пользоваться всеми возможностями приложения в другом редакторе или DAW. Работа плагинов в цепочке обработки для или интернет радио требует мощного процессора.


Компьютер или ноутбук


Если вы серьезно подошли к подкастингку и делаете сборку с нуля, исходите из того, что практически все программы обработки звука быстрее работают на процессорах с хорошей однопоточной производительностью, поэтому гнаться за устаревшим многоядерным процессором не стоит. Но в случае ведения интернет-радио, обработка на лету некоторыми плагинами из пакета редактора iZotope RX 8 может загрузить даже самый мощный восьмиядерный процессор настолько, что ресурсов для других задач уже не хватит. Некоторые плагины своим графическим интерфейсом могут сильно загрузить даже дискретную видеокарту, но это, скорее, исключение. Отличным решением будет сборка с полупассивной системой охлаждения.

Наушники

Лучше, чтобы наушники были закрытого типа. Это позволит всегда полностью контролировать процесс, не отвлекаясь на индикаторы уровня, и при этом не создаст дополнительного шума на записи. Также наушники понадобятся для редактирования записи. Если у вас уже есть хорошие наушники открытого типа, то для контроля записи вполне сгодятся внутриканальные наушники.

Где записывать подкаст

Основная часть качества звука — это помещение. Конечно, можно записывать и на улице, если вы выбрали такой формат. Но если же вы решили пойти по классическому пути, то придется задуматься о том, где будете записывать.

Это самый первый вариант, который приходит в голову. И это правильно — для начинающего подкастера это самое адекватное решение по условному соотношению цена/качество. Но, как всегда, есть нюансы.

В комнате не должно быть сильной акустики. Проверить легко — хлопните в ладоши, если никакого эха и звона не слышно, комната подходит. Хорошо, если комната небольшая, с мягкой мебелью, книжными полками, ковром. Все эти предметы интерьера хорошо поглощают звук. Также можно забраться в шкаф, если он у вас большой, в гардеробную или просто под одеяло.


Очевидно, что во всей квартире в этот момент должно быть тихо: соседи не сверлят и не топают, ваши домашние не разговаривают, не смотрят телевизор (лучше, если никого кроме вас нет дома), питомцы не носятся и не подают голос, а окна закрыты.

Студия звукозаписи

Специальные студии — идеальный вариант, если вы не хотите покупать свое оборудование или дома по каким-то причинам записаться невозможно. Обычно оплата почасовая, зато
в вашем распоряжении полностью подготовленное помещение без лишних звуков, профессиональный микрофон и отличная запись. Кстати, там же можно заказать обработку готовой записи и свою фирменную музыкальную заставку, если готовы платить и не хотите заморачиваться со всеми тонкостями самостоятельно.

Музыка для вступления и заключения

Музыкальное сопровождение в подкасте позволяет понять, где начало и конец, задать атмосферу, настроить слушателя. Конечно, если вы никогда не делали музыку, то для вас это покажется невыполнимой задачей — проще купить несколько треков на аудиостоке или воспользоваться бесплатными треками, не требующими никаких отчислений. Но это может вызвать у слушателя ненужные асоциации, потому что музыка не уникальна. А ведь звуковое сопровождение — визитная карточка вашего подкаста, которая выделит его на фоне других, запомнится слушателям.



Для подкаста нужно не так уж и много. Минимальный порог вхождения: старенький компьютер, способный открыть современный браузер, наушники, смартфон с рабочим микрофоном и функцией диктофона и одеяло. Гораздо важнее знать, о чем рассказать. Но, согласитесь, с хорошим оборудованием любое занятие приятнее.

Читайте также: