Как сделать по чтению

Обновлено: 01.07.2024


Адаптированный перевод статьи Мелиссы Чу о том, как улучшить качество чтения.

Природа книги эволюционировала. Общество и технологии стали другими. Под воздействием нового образа жизни подход к чтению поменялся. К лучшему или худшему?

Сегодня одна и та же информация может быть представлена ​​в самых разных форматах. Когда речь заходит о том, как именно мы должны читать, мнения расходятся.

Эффективность скорочтения

С 1950-х годов скорочтение рекламировалось как эффективный способ быстрого освоения материала. Ученые, психологи и учителя придумали методы повышения скорости чтения с помощью ручных инструментов или движения глаз.

На чемпионате мира по скорочтению лучшие участники достигают скорости 1000–2000 слов в минуту. Шестикратная чемпионка Энн Джонс читает за 60 секунд 4200 слов. Эти результаты кажутся феноменальными по сравнению со средними возможностями взрослого человека, который продвигается по тексту на 300 слов в минуту.

Популярные методы в скорочтении:

  1. Скимминг — быстрое пробегание по тексту глазами, чтобы вычленить основные моменты. Вы не прочитываете тщательно каждое слово, а наскоро просматриваете первый и последний абзацы, заголовки и выделенные фрагменты, чтобы найти ключевые идеи. Сканирование — аналогичный метод — предусматривает беглый просмотр текста, чтобы найти определенные слова и фразы.
  2. Мета-ориентирование (meta-guiding) использует указатель: палец или ручку, — чтобы направлять глаза вдоль строчек. Это помогает глазам двигаться горизонтально, фокусируясь на слове, которое вы читаете.
  3. Метод зрительного интервала (visual span) использует диапазон зрения, чтобы читать слова блоками. Человек фокусируется на одном центральном слове, а чтобы увидеть соседние, привлекает периферийное зрение. Считается, что оно помогает читать по пять слов единовременно.
  4. Быстрое последовательное визуальное представление (RSVP) — современный метод. Он использует программу для чтения, которая показывает слова по одному. Вы можете выбрать скорость, с которой они будут отображаться на экране.

Участники чемпионатов мира демонстрируют уровень понимания прочитанного около 50%. У Энн Джонс этот показатель составляет 67%.

Независимо от используемого метода скорочтения понимание всегда приносится в жертву скорости.

Это не всегда плохо — зависит от того, что именно вы читаете. Если просматриваете сухую документацию, чтобы понять ключевые моменты, есть смысл использовать скимминг. Метод RSVP работает, когда знакомишься с коротким и легким для понимания разделом книги. Автор предпочитает читать с пером, используя его в качестве указателя для глаз.

Но бессмысленно использовать методы скорочтения, если перед вами сложный материал или книга, над которой хочется размышлять и смаковать каждую главу.

Выбор формата

Раньше был доступен только один вариант — бумажные издания. Сегодня мы можем читать, смотреть или слушать книги. Выбор рождает вопросы о том, как нам следует изучать материалы и чем одни форматы лучше других.

Бумажные книги. Согласно исследованиям, они обладают рядом преимуществ перед другими форматами. Когда физически перелистываешь страницы, отчетливее чувствуешь прогресс в чтении. Тактильные ощущения также способствуют лучшему запоминанию материала. Бумажные книги помогают заснуть, потому что — в отличие от электронных устройств — не излучают синий свет.

Многие предпочитают традиционные книги. Людям нравится чувствовать бумагу. Мягкий запах, вес книги и возможность листать страницы делают чтение еще приятнее. Однако бумажные издания бывают тяжелыми и неудобными для перевозки.

Электронные книги (ридеры). Их основное преимущество — удобство. Нет разницы, сколько вы несете книг: одну или сто. Это помогает в путешествиях, особенно если хотите почитать побольше. Электронные книги понятны для пользователей, потому что мы привыкли к гаджетам, таким как смартфоны и планшеты.

Однако эффект синего света — большая проблема для читателей. Исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают электронные книги, дольше засыпают. У тех, кто читает на планшетах, ноутбуках, смартфонах и ридерах, снижается уровень мелатонина — гормона, который увеличивается по вечерам, вызывая сонливость. В результате они плохо спят и просыпаются уставшими.

Хорошо, что есть исключения — Amazon Kindle. Эти устройства придают свечение самому экрану для лучшей видимости текста, а не слепят читателя. Такое освещение напоминает лампу, направленную на бумажную книгу.

Аудиокниги. Некоторые относятся к ним скептически, считая, что прослушивание книг не дает такого же погружения, как чтение. Однако в исследовании отмечается, что люди воспринимают информацию на слух так же, как визуально. (Отдельная тема для обсуждения — являются ли прослушивание и чтение полностью эквивалентными.) В некоторых случаях тон рассказчика даже помогает лучше понять смысл.

Однако проблема в том, что люди склонны к многозадачности. Если одновременно слушать книгу и писать e-mail или готовить, смысл может потеряться. Лично автору нравится слушать аудиокниги, когда ее меньше всего отвлекают: в очереди или во время прогулки.

В последнее время аудиокниги стали популярными. Некоторые слушают их на скорости в два-три раза быстрее, чем в оригинальной записи. Хотя они утверждают, что информация не теряется, стоит задуматься, следовать ли их примеру при изучении материала.

Книга — это не просто коробка, которую мы открываем, чтобы проверить содержимое. Ее изучение — это опыт: информацию надо впитывать, размышлять над ней и давать выход в виде новых знаний. Мы получаем идеи из книг во время пауз при чтении — так же, как креативные мысли рождаются в спокойные периоды.

Чтение сегодня

Согласно опросу в Японии, чем больше времени люди тратят на смартфоны, тем меньше — на чтение: 53% респондентов не познакомились ни с одной новой книгой за последний месяц. Такая ситуация прослеживается в течение пяти лет.

Изменились условия и обстоятельства чтения. Люди открывают книги, когда у них есть свободная минута: в дороге или между задачами. Все чаще чтению отводится время во время просмотра телевизора или интернет-серфинга.

4 совета для эффективного чтения

В идеале мы читали бы непрерывно в течение нескольких часов при мягком освещении и без отвлекающих факторов. К сожалению, у большинства из нас нет такой ежедневной роскоши.

Вот четыре решения для максимально эффективного чтения:

Выберите подходящие форматы материалов для чтения в разных ситуациях
Классифицируйте их под время и место. Откладывайте статьи и заметки, чтобы прочитать их в короткие свободные периоды. Книги, требующие меньше внимания, слушайте в аудиоформате. Сложный для чтения материал откладывайте, пока у вас не появится достаточно времени для вдумчивого изучения.

Сделайте чтение повседневной привычкой
Когда автор стала постоянно читать, смогла:

  • повысить уровень творчества;
  • применить полученные знания в работе;
  • открыть новые темы и интересы;
  • рассмотреть идеи с другой точки зрения;
  • развить эмпатию, понимание людей и ситуаций;
  • испытать приятное ожидание чтения;
  • создать ежедневное ощущение стабильности;
  • научиться снимать стресс и расслабляться, повысить качества сна.

Оптимальное время для чтения — раннее утро или вечер перед сном. Конечно, вы можете выбрать другие варианты, но для автора эти два идеальны.

Легкий способ сделать чтение привычкой — положить книгу на прикроватный столик, чтобы она стала одной из первых вещей, которую вы видите сразу после пробуждения и перед сном. Если вас утомляет чтение, выбирайте легкий материал.

Поделитесь прочитанным
Если вы только что прочитали книгу, поделитесь ею с теми, кому она тоже может понравиться (вот список любимых произведений автора). И если кто-то с похожими предпочтениями порекомендует книгу, почему бы вам ее не прочесть?

Чтение одних книг сближает, как если бы вы путешествовали или смотрели фильм вместе. Коллективное обсуждение помогает лучше понять и оценить прочитанное.

Подумайте о чтении
Автору не нравится просто сканировать книгу и переходить к следующей. Когда она читает подобным образом, обнаруживает, что результаты чтения теряются. Поэтому она использует другие методы, чтобы запомнить прочитанное:

  • набросать заметку: если в книге есть интересные факты, автор рассказывает о них, пишет аннотацию или копирует значимые абзацы;
  • написать статью: иногда автор готовит статью, описывающую события из книги, добавляет размышления и основные выжимки;
  • посмотреть экранизацию: по популярным романам часто снимают фильмы. Автору нравится смотреть экранизации: сравнивать собственную интерпретацию книги с другим видением, переживать ключевые события и наслаждаться произведением в другом формате.

Традиционные книги уступают место новым форматам. Вместе с формой меняется и подход к чтению. Мы сокращаем деятельность до небольших задач, чтобы успевать больше. Адаптируйте чтение в таком же ключе — ведь мы не властны над временем, но можем изменить подход к его использованию.


Адаптированный перевод статьи Мелиссы Чу о том, как улучшить качество чтения.

Природа книги эволюционировала. Общество и технологии стали другими. Под воздействием нового образа жизни подход к чтению поменялся. К лучшему или худшему?

Сегодня одна и та же информация может быть представлена ​​в самых разных форматах. Когда речь заходит о том, как именно мы должны читать, мнения расходятся.

Эффективность скорочтения

С 1950-х годов скорочтение рекламировалось как эффективный способ быстрого освоения материала. Ученые, психологи и учителя придумали методы повышения скорости чтения с помощью ручных инструментов или движения глаз.

На чемпионате мира по скорочтению лучшие участники достигают скорости 1000–2000 слов в минуту. Шестикратная чемпионка Энн Джонс читает за 60 секунд 4200 слов. Эти результаты кажутся феноменальными по сравнению со средними возможностями взрослого человека, который продвигается по тексту на 300 слов в минуту.

Популярные методы в скорочтении:

  1. Скимминг — быстрое пробегание по тексту глазами, чтобы вычленить основные моменты. Вы не прочитываете тщательно каждое слово, а наскоро просматриваете первый и последний абзацы, заголовки и выделенные фрагменты, чтобы найти ключевые идеи. Сканирование — аналогичный метод — предусматривает беглый просмотр текста, чтобы найти определенные слова и фразы.
  2. Мета-ориентирование (meta-guiding) использует указатель: палец или ручку, — чтобы направлять глаза вдоль строчек. Это помогает глазам двигаться горизонтально, фокусируясь на слове, которое вы читаете.
  3. Метод зрительного интервала (visual span) использует диапазон зрения, чтобы читать слова блоками. Человек фокусируется на одном центральном слове, а чтобы увидеть соседние, привлекает периферийное зрение. Считается, что оно помогает читать по пять слов единовременно.
  4. Быстрое последовательное визуальное представление (RSVP) — современный метод. Он использует программу для чтения, которая показывает слова по одному. Вы можете выбрать скорость, с которой они будут отображаться на экране.

Участники чемпионатов мира демонстрируют уровень понимания прочитанного около 50%. У Энн Джонс этот показатель составляет 67%.

Независимо от используемого метода скорочтения понимание всегда приносится в жертву скорости.

Это не всегда плохо — зависит от того, что именно вы читаете. Если просматриваете сухую документацию, чтобы понять ключевые моменты, есть смысл использовать скимминг. Метод RSVP работает, когда знакомишься с коротким и легким для понимания разделом книги. Автор предпочитает читать с пером, используя его в качестве указателя для глаз.

Но бессмысленно использовать методы скорочтения, если перед вами сложный материал или книга, над которой хочется размышлять и смаковать каждую главу.

Выбор формата

Раньше был доступен только один вариант — бумажные издания. Сегодня мы можем читать, смотреть или слушать книги. Выбор рождает вопросы о том, как нам следует изучать материалы и чем одни форматы лучше других.

Бумажные книги. Согласно исследованиям, они обладают рядом преимуществ перед другими форматами. Когда физически перелистываешь страницы, отчетливее чувствуешь прогресс в чтении. Тактильные ощущения также способствуют лучшему запоминанию материала. Бумажные книги помогают заснуть, потому что — в отличие от электронных устройств — не излучают синий свет.

Многие предпочитают традиционные книги. Людям нравится чувствовать бумагу. Мягкий запах, вес книги и возможность листать страницы делают чтение еще приятнее. Однако бумажные издания бывают тяжелыми и неудобными для перевозки.

Электронные книги (ридеры). Их основное преимущество — удобство. Нет разницы, сколько вы несете книг: одну или сто. Это помогает в путешествиях, особенно если хотите почитать побольше. Электронные книги понятны для пользователей, потому что мы привыкли к гаджетам, таким как смартфоны и планшеты.

Однако эффект синего света — большая проблема для читателей. Исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают электронные книги, дольше засыпают. У тех, кто читает на планшетах, ноутбуках, смартфонах и ридерах, снижается уровень мелатонина — гормона, который увеличивается по вечерам, вызывая сонливость. В результате они плохо спят и просыпаются уставшими.

Хорошо, что есть исключения — Amazon Kindle. Эти устройства придают свечение самому экрану для лучшей видимости текста, а не слепят читателя. Такое освещение напоминает лампу, направленную на бумажную книгу.

Аудиокниги. Некоторые относятся к ним скептически, считая, что прослушивание книг не дает такого же погружения, как чтение. Однако в исследовании отмечается, что люди воспринимают информацию на слух так же, как визуально. (Отдельная тема для обсуждения — являются ли прослушивание и чтение полностью эквивалентными.) В некоторых случаях тон рассказчика даже помогает лучше понять смысл.

Однако проблема в том, что люди склонны к многозадачности. Если одновременно слушать книгу и писать e-mail или готовить, смысл может потеряться. Лично автору нравится слушать аудиокниги, когда ее меньше всего отвлекают: в очереди или во время прогулки.

В последнее время аудиокниги стали популярными. Некоторые слушают их на скорости в два-три раза быстрее, чем в оригинальной записи. Хотя они утверждают, что информация не теряется, стоит задуматься, следовать ли их примеру при изучении материала.

Книга — это не просто коробка, которую мы открываем, чтобы проверить содержимое. Ее изучение — это опыт: информацию надо впитывать, размышлять над ней и давать выход в виде новых знаний. Мы получаем идеи из книг во время пауз при чтении — так же, как креативные мысли рождаются в спокойные периоды.

Чтение сегодня

Согласно опросу в Японии, чем больше времени люди тратят на смартфоны, тем меньше — на чтение: 53% респондентов не познакомились ни с одной новой книгой за последний месяц. Такая ситуация прослеживается в течение пяти лет.

Изменились условия и обстоятельства чтения. Люди открывают книги, когда у них есть свободная минута: в дороге или между задачами. Все чаще чтению отводится время во время просмотра телевизора или интернет-серфинга.

4 совета для эффективного чтения

В идеале мы читали бы непрерывно в течение нескольких часов при мягком освещении и без отвлекающих факторов. К сожалению, у большинства из нас нет такой ежедневной роскоши.

Вот четыре решения для максимально эффективного чтения:

Выберите подходящие форматы материалов для чтения в разных ситуациях
Классифицируйте их под время и место. Откладывайте статьи и заметки, чтобы прочитать их в короткие свободные периоды. Книги, требующие меньше внимания, слушайте в аудиоформате. Сложный для чтения материал откладывайте, пока у вас не появится достаточно времени для вдумчивого изучения.

Сделайте чтение повседневной привычкой
Когда автор стала постоянно читать, смогла:

  • повысить уровень творчества;
  • применить полученные знания в работе;
  • открыть новые темы и интересы;
  • рассмотреть идеи с другой точки зрения;
  • развить эмпатию, понимание людей и ситуаций;
  • испытать приятное ожидание чтения;
  • создать ежедневное ощущение стабильности;
  • научиться снимать стресс и расслабляться, повысить качества сна.

Оптимальное время для чтения — раннее утро или вечер перед сном. Конечно, вы можете выбрать другие варианты, но для автора эти два идеальны.

Легкий способ сделать чтение привычкой — положить книгу на прикроватный столик, чтобы она стала одной из первых вещей, которую вы видите сразу после пробуждения и перед сном. Если вас утомляет чтение, выбирайте легкий материал.

Поделитесь прочитанным
Если вы только что прочитали книгу, поделитесь ею с теми, кому она тоже может понравиться (вот список любимых произведений автора). И если кто-то с похожими предпочтениями порекомендует книгу, почему бы вам ее не прочесть?

Чтение одних книг сближает, как если бы вы путешествовали или смотрели фильм вместе. Коллективное обсуждение помогает лучше понять и оценить прочитанное.

Подумайте о чтении
Автору не нравится просто сканировать книгу и переходить к следующей. Когда она читает подобным образом, обнаруживает, что результаты чтения теряются. Поэтому она использует другие методы, чтобы запомнить прочитанное:

  • набросать заметку: если в книге есть интересные факты, автор рассказывает о них, пишет аннотацию или копирует значимые абзацы;
  • написать статью: иногда автор готовит статью, описывающую события из книги, добавляет размышления и основные выжимки;
  • посмотреть экранизацию: по популярным романам часто снимают фильмы. Автору нравится смотреть экранизации: сравнивать собственную интерпретацию книги с другим видением, переживать ключевые события и наслаждаться произведением в другом формате.

Традиционные книги уступают место новым форматам. Вместе с формой меняется и подход к чтению. Мы сокращаем деятельность до небольших задач, чтобы успевать больше. Адаптируйте чтение в таком же ключе — ведь мы не властны над временем, но можем изменить подход к его использованию.

Всем известный русский писатель Лев Толстой был еще и хорошим педагогом и создал свой метод обучения детей чтению. Этот метод перехода от букв к слогам, а затем и к словам очень логичный, систематичный и последовательный.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.doc 27 КБ





















Предварительный просмотр:

УВЕЛИЧИВАЕМ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ.
10 текстов Л.Толстого от 18 до 60 слов.
К каждому тексту сделала по 9 упражнений.

Работать с каждым текстом следующим образом:
1. Знакомство с текстом (ребенок читает текст)
2. Читать только черные буквы (можно прочитать и серый текст, там тоже связный рассказ)
3. Слитное чтение (текст написан без пробелов и знаков препинания) - прочитать раздельно.
4. Прочитать текст по верхней части букв.
5. Прочитать текст по нижней части букв.
6. Прочитать текст вверх тормашками.
7. Прочитать текст задом наперед.
8. Прочитать текст с перемешанными буквами.
9. Прочитать текст без гласных букв.
10. Прочитать текст с "вращающимися" буквами

За один раз отрабатываются упражнения одного текста. Когда ребенок освоится, можно перемешать упражнения разных текстов.
Время на отработку одного текста может уйти от 10 до 20 минут (всё зависит от уровня подготовки ребенка)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


SpeedReader - программа развивающая навыки скорочтения

Skorost_chtenija_442x332.jpgSpeedReader - программа, которая поможет Вам быстро и комфортно развивать навыки скорочтения. Читая тексты с высокой скоростью, Вы сможете избавиться от проговаривания сло.


Памятка "В помощь родителям" о скорочтении

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился?Учёные доказали, что скорость чтения является важным фактором из числа влияющих на успеваемость. При низкой скорости чтения ухудшает.


Основы обучения ребенка скорочтению


Методическая разработка " Обучению скорочтению "

Методические разработки занятий по внеурочной деятельности по скорочтению для учащихся 2 класса.Цель :развитие техники чтения учащихся, без принуждения, на основе интереса к чтению.


Статья. Основы обучения ребенка скорочтению.

Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать .


Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослыхСоветы для родителей.


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание.

Литературное чтение 3 класс. Проект "Сочиняем волшебную сказку": где найти готовый, как сделать?

Как сделать проект про сочиненную волшебную сказку для 3 класса по литературному чтению?

Для того чтобы сделать проект на тему "Сочиняем волшебную сказку" нужно сначала определить цель проекта, которая в нашем проекте будет заключаться в литературном творчестве, то есть в создании своих сказок. А так же целью проекта будет совместная работа в группе - ученики будут учиться работать в коллективе для того, чтобы выбрать лучшие сочинённые сказки.

Задачей для данного проекта будет исследование волшебного мира и волшебных героев - какими они бывают. А главной задачей, конечно, является сочинение самой сказки.

Ниже для вас представлен готовый проект "Сочиняем волшебную сказку", который сделали ученики третьего класса, где они представляют сочинённые ими лично волшебные сказки.



















В нашей школе ребенку в 3 классе задали сделать Проект "Сочиняем волшебную сказку".

План проекта дал учитель:

  1. Титул
  2. Цели и задачи проекта (выявить признаки волшебных сказок, понять, как строится композиция волшебной сказки, научиться сочинять волшебные сказки).
  3. Признаки и отличительные особенности волшебной сказки (в сказке должен быть зачин и присказка, троекратные повторы слов героев и повторы ситуаций, особый распевный язык сказки, герои, наделенные необыкновенными свойствами, добро должно победить зло, сказка должна учить хорошему, доброму, в концовке должен быть вывод).
  4. Схема волшебной сказки (зачин, завязка, испытание - развитие событий, кульминация, развязка, концовка)
  5. Примеры зачинов, присказок и концовок волшебных сказок
  6. Своя сочиненная волшебная сказка (примеры волшебный сказок можно посмотреть здесь и здесь)
  7. Выводы











Проект "Сочиняем волшебную сказку" призван развить творческие способности детей, побудить их размышлять и фантазировать. Дети смогут проанализировать сказки, подметить, какие характерные особенности они имеют, что их объединяет. Ребята смогут сами попробовать сочинить сказку. Сочинить сказку может быть непросто, но детки могут взять за основу сюжеты тех сказок, которые они проходили вместе с учителем, а также читали летом.

Проект может быть совместным, каждый его участник сочинит свою небольшую сказку и оформит рисунок к ней. Вместе с преподавателем ребята определят цели проекта (определить, по каким признакам можно отличить волшебную сказку, научиться сочинять сказки). Ребята вместе с учителем обсудят структуру сказок, научатся составлять вступление, продумывать основную часть, делать заключение. Затем все вместе смогут сделать общие выводы из изученного материала.






Сказку для проекта можно составить по следующей схеме:

  1. Вступление. 2. Завязка. 3. Развитие действия. 4. Развязка. 5. Концовка.

Стоит продумать общий сюжет, то, как будут развиваться события. Обязательно продумать, какие будут персонажи и сколько их будет. Не стоит втискивать сразу много героев. Для короткой сказки вполне хватит двух-трех героев. Стоит продумать, какими способностями они будут обладать, какие действия выполнять. Придумать проблему (задачу), которую решат герои сказки. Далее придумать, чем завершится история. Составив краткий план, описать события.

Еще некоторые примеры сказок, которые сочинили и оформили сами ученики:







В конце проекта обязательно стоит сделать общий вывод. Написать, что полезного и нового узнал о сказках, а также подчеркнуть, что научился самостоятельно сочинять сказки.

Давайте вместе с Вами напишем проект на эту "Сочиняем волшебную сказку" для третьего класса по литературному чтению.

Составим план проекта:

  1. Автор проекта - имя, фамилия и отчество, класс и школа, где учится автор проекта.
  2. Предмет - по какому предмету задали писать данный проект. В нашем случае - "Литературное чтение"
  3. Актуальность - Здесь пишем, для каких целей создавался проект, для кого писался.
  4. Время, в течении которого создавался данный учебный проект. Например, 1 неделя.
  5. Вопросы к проекту, их задаем потом слушателям (своим одноклассникам)

Далее следует наша сказка, которую мы сочинили. Здесь все решает только Ваша фантазия - сама сказка может быть по объему не очень большой, вполне подойдет 1-2 страницы текста.






На самом деле проект лучше не искать в Интернете, а сделать самому. Это ведь не так сложно и очень интересно. Главное не перемудрить, иначе учитель просто не поверит, что третьеклассник все это сам сочинил.

Начало стандартное для всех проектов - с плана.

План может включать следующие пункты:

  1. Цель проекта.
  2. Особенности волшебной сказки.
  3. Признаки волшебной сказки.
  4. Пример сказки
  5. Вывод

Далее работаем по каждому пункту.

  • Цель проекта: научиться самому сочинять волшебную сказку.
  • Особенности волшебной сказки:



  • Пример сказки: Здесь должна быть сказка собственного сочинения. Естественно, не очень длинная. В идеале сказку необходимо разбить на несколько частей. Я предлагаю почитать ответы вот на этот или этот вопрос, там есть несколько отличных сказок на выбор или вот мой вариант:

Сначала зачин: В далекой-далекой стране, в одной семье жила маленькая девочка по имени Варюшка. У нее не было ни братьев, ни сестер, а мама и папа ее были всегда заняты. А так как Варюшка была еще маленькой девочкой, то на улицу ей выходить не разрешали, поэтому целый день она сидела дома возле окошка и грустила.

Затем развитие событий: Однажды мама принесла Варюшке удивительный подарок - маленького черного котенка. Дочка была счастлива. Она целыми днями играла с котенком и даже перестала сидеть у окна. Но вскоре котенок пропал. Варюшка обыскала весь дом, но так и не смогла его найти. После этого девочка затосковала, а вскоре заболела. Мама и папа не знали, что делать. Они привели к доченьке врача, а потом по его совету принесли ей другого котенка и даже щенка, но девочка не выздоравливала, а от новых питомцев отвернулась. Ей снился ее черный дружок и она горько плакала о нем.

Кульминация: Однажды днем, когда дома никого не было, Варюшке послышалось слабое мяуканье. Она пошла в ту сторону откуда оно доносилась и в темном, пыльном углу увидела черную тень. Девочка решила, что это котенок и позвала его "кис-кис". Но тень пропала и мяуканье прекратилось. На следующий день в это же время мяуканье появилось вновь. Варюшка уже сразу поняла откуда оно раздается и сразу же побежала в тот угол. Но она опять не успела. В углу уже никого не было. И вот наступил третий день. Варюшка с нетерпением ждала долгожданного часа, она даже приготовила вкусный пряник и блюдечко с молоком своему милому котенку. И вот девочка увидела, как из темного угла появился маленький домовенок, который держал в руках черного котенка. Домовенок увидел пряник и потянулся к нему, а, чтобы взять его, отпустил котенка. Ну а тот в свою очередь с радостью побежал к Варюшке.

Концовка: С тех пор девочка с котенком не расставалась, а с домовенком она подружилась и часто угощает его разными вкусностями. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Как оформить сказку: это может быть короткий вариант или длинный на несколько слайдов. Желательно подобрать соответствующие картинки или нарисовать самим.

Девочка с книгой

Читайте ребенку вслух

Любовь к чтению лучше прививать с раннего детства — уже с 9–10 месяцев можно начинать читать ребенку сказки, именно в этом возрасте у него формируется первый словарный запас. Детям до года лучше читать по 15–20 минут в день, для пятилеток можно увеличить это время до 60 минут. Главное — читать малышу регулярно, в уютной теплой атмосфере, возможно, перед сном, тогда у него останутся самые приятные воспоминания.

Читайте книги ребенку до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно. Попытайтесь окружить малыша разными интересными произведениями, и если он говорит, какую сказку он хотел бы услышать сегодня, обязательно принимайте это во внимание.

Чтение вслух — это прекрасный ритуал, который прививает любовь к книгам и сближает детей и родителей. Не нервничайте и не злитесь на ребенка, если он раз за разом просит читать одно и то же произведение — подобная ситуация абсолютно нормальна для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чаще всего это означает, что данная книга соответствует эмоциональному состоянию малыша в этот период. Даже если вы уже успели выучить произведение наизусть, старайтесь читать выразительно и эмоционально.

Сделайте чтение семейной традицией

Предложите ребенку, например, раз в неделю устраивать вечера чтения, в рамках которых вы по очереди будете читать друг другу вслух или каждый будет читать свою книгу, если ребенок уже достаточно взрослый. Расскажите ему, что такая традиция была в семьях царей и великих писателей. А еще можно заварить вкусный чай, испечь специально для этого вечера пирог и провести время в уютной домашней атмосфере.

Можно также вместе ходить в библиотеку или красивый книжный магазин. Выбирайте книги для каждого члена семьи, исходя из его интересов. После покупок можно зайти в кафе или прогуляться в парке и съесть мороженое — тогда поход в книжный магазин захочется повторить как можно скорее.

Также полезно вместе обсуждать прочитанное. Постарайтесь найти время и прочитать что-то из того, что интересно вашему ребенку, пусть даже это будет комикс про супергероев, которых вы не знаете. Это станет хорошей мотивацией для ребенка — читать и делиться с вами впечатлениями.

Позвольте ребенку самому выбирать книги

Многие родители считают, что они лучше знают, что ребенку следует читать, и зачастую предлагают книги, не подходящие по возрасту и интересам. Поэтому я рекомендую прислушиваться к предпочтениям малыша и выбирать те книги, чтение которых принесет ему удовольствие.

Сделайте так, чтобы ребенок воспринимал чтение как хобби, к которому хочется поскорее вернуться.

Список обязательной литературы так или иначе придется освоить в рамках школьной программы, поэтому выбор книг для свободного чтения можно оставить на усмотрение ребенка.

Подберите оптимальный формат книги

Подбирайте книги в соответствии с возрастом ребенка: для самых маленьких читателей лучше всего подойдут издания с крупным шрифтом и большим количеством картинок, в 8–9 лет можно выбирать более объемные и не такие красочные варианты.

Также можно предложить малышу покупать книги из какой-то определенной серии, дети часто увлекаются коллекционированием, это может стать еще одной мотивацией к чтению.

Лучше читать меньше, но регулярно

Если ребенок только учится читать, не начинайте сразу с больших объемов. Здесь большее значение имеет регулярность — пусть это будет пара страниц, но зато каждый день. Желательно, чтобы чтение было в одно и то же время, так у ребенка сформируется привычка.

Не ругайте маленького чтеца, если, на ваш взгляд, он читает слишком медленно, главное — практика, а с ней придет высокая скорость чтения и восприятия информации.

Превратите чтение в игру

Сидеть смирно и читать дошкольнику быстро наскучит, и он начнет отвлекаться, поэтому старайтесь разнообразить процесс. Вариантов может быть много, все зависит от вашей фантазии: чтение по ролям, разыгрывание сценки из книги, рисование иллюстраций к любимым моментам, приготовление блюд из книги, составление загадок о героях и так далее.

Книги не должны становиться обязанностью или, тем более, наказанием.

Подавайте личный пример

Дети в любом возрасте копируют наше поведения и привычки, поэтому они искренне не понимают, зачем им делать то, без чего прекрасно обходятся родители. Старайтесь сами регулярно уделять время чтению, пусть это будет всего 15–20 минут в день, главное, чтобы ребенок видел вас с книгой.

Также поделитесь с ним собственным детским читательским опытом, расскажите, какие книги интересовали вас в детстве. Если вы мало читали, не пытайтесь приукрасить действительность, наоборот, честно расскажите, почему вы раньше не читали: возможно, сложно было достать интересные книги или родители настаивали на том, чтобы вы читали только школьную программу.

Не давите на ребенка и не заставляйте его читать через силу

Пытаясь заинтересовать ребенка чтением, важно не добиться противоположного эффекта — книги не должны становиться обязанностью или, тем более, наказанием. Старайтесь сделать так, чтобы ребенок воспринимал чтение как отдых, хобби, к которому хочется поскорее вернуться. Окунуться в мир любимых героев — что может быть увлекательней?

Читайте также: