Как сделать плоские колокола

Обновлено: 07.07.2024

Плоский колокол на сегодняшний день является одним из самых молодых музыкальных инструментов. Благодаря изобретению "било иконного" в 1991 году, удалось превратить древний ударный самозвучащий инструмент в благозвучный музыкальный инструмент, обладающий гармоничным и приятным для слуха звучанием. Вместе с тем оказалось, что красота излучаемых плоскими колоколами звуков позволяет не только получать эстетическое наслаждение от их прослушивания, но и оказывает выраженное благотворное воздействие на человека, что привело к созданию ряда методик применения плоских колоколов для проведения коррекции различных отклонений в состоянии здоровья и позволило выделить в 2012 году применение плоских колоколов в самостоятельное направление звукотерапии — билотерапию.

Дальнейшее совершенствование плоских колоколов привело к созданию инструментов, настроенных на особые биоэффективные частоты, что открывает широкие возможности для их терапевтического применения и даёт основание говорить о рождении нового поколения бил для целей билотерапии.

Действительно, присущие плоским колоколам акустические свойства способны вызвать удивление и восхищение. Правильно настроенный плоский колокол благозвучен, обладает акустически точным и продолжительным звучанием, у него отсутствуют аберрации (погрешности в звучании) и диссонансные призвуки, при одной и той же высоте звучания его вес может быть в десятки и даже в сотни раз меньше веса колокола традиционной тюльпанообразной формы, при этом точность настройки плоского колокола не меняется со временем, что свидетельствует о постоянстве его частотной характеристики. Помимо своего основного тона и обертонов, плоский колокол проявляет себя через кратные частоте основного тона гармоники в широком спектре частот, вплоть до ультразвуковой составляющей слабой интенсивности.

Плоский колокол в форме било круглого обладает присущим только ему акустическим свойством создавать биения заданной частоты, что позволяет решать множество прикладных задач. При этом плоский колокол долговечен, обладает небольшим весом и размерами, удобен в применении, не поддаётся коррозии, будучи однажды правильно настроенным в дальнейшем не требует какой-либо подстройки, не нуждается в источниках питания, поэтому может применяться всегда и везде, где только в этом может возникнуть потребность.

Благодаря подобным уникальным акустическим свойствам с помощью плоских колоколов возможно решение широкого спектра задач, связанных с устранением стрессовых состояний, проведением коррекции различных отклонений в состоянии здоровья и оказанием позитивного воздействия на психоэмоциональную, духовную и физическую сферы человека, что открывает широкие возможности для их терапевтического применения. Плоские колокола могут применяться как самостоятельно для проведения сеансов билотерапии, так и в сочетании с другими методами терапевтического воздействия, такими как массаж, лечебная физкультура и т.д. с целью усиления их воздействия. При наличии соответствующих знаний и навыков, плоские колокола могут применяться как безопасный, надёжный и простой диагностический инструмент.

Как оказалось, известные на сегодняшний день акустические свойства плоских колоколов не исчерпываются только лишь перечисленными выше свойствами. Опыт практического применения плоских колоколов помог обратить внимание ещё на одно их очень интересное акустическое свойство, которое до недавнего времени оставалась без должного внимания. Оказывается, благодаря изменению формы и способа настройки плоский колокол способен проявить в спектре своего звучания разное количество слышимых звуков. В результате появилась идея создать для выставочного зала "Колокола Руси" набор бил, который позволил бы услышать подобные звуковые феномены плоских колоколов и увидеть спектры их звучания.

Мною было подготовлено соответствующее техническое задание, на основании которого автор-изобретатель "било иконного" Жихарев А.И. изготовил набор с требуемыми акустическими свойствами. Задача по изготовлению данного набора усложнялась тем, что в качестве основного тона для настройки входящих в данный набор плоских колоколов было предложено взять резонансно связанную с основным тоном звучания нашей планеты частоту на уровне 1-й октавы звукоряда, поэтому к набору предъявлялись особые требования в части точности его настройки. 25 ноября 2016 года работа по изготовлению и размещению данного набора бил в выставочном зале "Колокола Руси" была полностью завершена.

Набор бил, который получил название "5 звуков", включает в себя пять плоских колоколов в различном конструктивном исполнении, каждый из которых благодаря специальной настройке проявляет свойственное для данной формы количество слышимых звуков. В частности, било в форме квадрата создаёт только один слышимый звук, что подтверждает приведённая спектрограмма его звучания. Било в форме полосы создаёт два звука, в чём также можно легко убедиться по спектрограмме. Три слышимых звука создаёт завораживающая своей красотой форма, которую мы назвали "овальный ромб". В спектре звучания известной многим формы "било иконное" отчётливо видны 4 звука, которые определённым образом сонастроены между собой. Завершает набор бил плоский колокол в форме трапеции, звучание которого в сравнении с било иконным является ещё более богатым, поскольку в спектре его звучания одновременно представлены 5 слышимых звуков.

Для всех, кто хоть немного знаком с акустикой и особенностями звучания музыкальных инструментов, подобные акустические свойства плоских колоколов кажутся невероятными, но тем не менее они реальны. Поэтому каждый, кто видел и слышал живое звучание этих замечательных инструментов, испытывал искреннее удивление, восхищение и уважение. Получается, что при желании на основе плоского колокола можно создавать инструменты с заданными акустическими свойствами и желаемым звучанием, что открывает широкие возможности для творчества и практического применения плоских колоколов в различных областях человеческой деятельности.

Колокольчики

В этой записи я расскажу о заготовке глины и формовке колокольчиков, в следующей — про обжиг.

  • – конусообразный колокольчик из полукруглого пласта;
  • – отминка в готовую форму с использованием полиэтиленового пакета;
  • – отминка в гипсовую форму;
  • – лепка из целого куска глины;
  • – лепка из глиняных жгутов;
  • – вырезание плоского колокольчика с помощью формы.

Заготовка глины

За околицей

Пруд

Процеживание


Процеживание глины через сито

Полученный шликер вылила в банку и подождала, пока глина осядет.

Банка

Затем слила воду сверху, а оставшуюся на дне глиняную массу (еще довольно жидкую) поместила в плотный хлопчатобумажный мешок и подвесила для дальнейшей сушки. В заключение мешок с глиной поставила в таз на старые газеты для впитывания оставшейся влаги.

Глина получилась эластичная, приятная на ощупь. Долго не сохнет, к рукам не прилипает.

Глина

Формовка

Теперь расскажу о превращении глины в колокольчики.

Безгончарные способы изготовления колокольчиков

Конусообразный колокольчик из полукруглого пласта

Скалкой раскатала пласт толщиной 4 — 5 мм, вырезала круг с помощью формы для печенья, разрезала круг пополам, каждую половинку закрутила в конус, загладила шов.

Конусообразный колокольчик из полукруглого пласта

После того, как колокольчики чуть-чуть подсохли, выдавила на них простой орнамент при помощи палочек.

На этом этапе можно сделать лощение — полировку поверхности при помощи гладких округлых твердых предметов (камень, ложка и др.).

Колокольчики

Популярен оттиск на глине лисьтьев, цветов и трав. Раскатала пласт, приложила листья, декоративный лук, прошлась по ним скалкой… Рисунок готов! Увлекательно. Поэкспериментировала только с тарелкой, до колокольчиков дело не дошло.

Тарелка

Отминка в готовую форму с использованием полиэтиленового пакета

Выбрала колокольчик из коллекции в качестве формы, обернула его полиэтиленом. Раскатала глиняный пласт, вырезала фигуру в виде развернутого на плоскость усеченного конуса и поместила внутрь колокольчика. Вминая глину пальцами изнутри, сформировала колокольчик. Затем вынула его вместе с полиэтиленом, сняла полиэтилен и заделала дефекты.

Отминка в готовую форму с использованием полиэтиленового пакета

Второй колокольчик разглаживать не стала. Оставила в качестве декора следы полиэтилена.

Колокольчик

Колокольчик

Отминка в гипсовую форму

В этом методе в качестве формы используется колокольчик из гипса, в нее отминается глиняный пласт, после чего колокольчик легко отсоединяется от формы. Гипсового колокольчика под рукой не оказалось, — взяла две терракотовые заготовки — большую и маленькую. Получилось!

Отминка в форму

Колокольчик

Колокольчик

Эти маленькие колокольчики сделаны из разных глин, которые нашлись дома на тот момент (необожженные): белая — донбасская, рыжая — гжельская, темная — липецкая, коричневая — роговская (наша).

Колокольчики

Для сравнения представляю четыре маленькие тарелочки из этих глин. Белые мазки — ангоб из донбасской глины.

Блюдца

Колокольчик

Колокольчик

Лепка из целого куска глины

Колокольчики

Лепка из глиняных жгутов

В этот раз из жгутов я слепила только тарелочку.

Тарелочка с бусинами

Вырезание плоского колокольчика с помощью формы

Плоский колокольчик вырезала с помощью формы для печенья. В коллекции давно имеется такая форма — подарок подруги. До печенья дело не дошло, а вот для глины форма пригодилась. В выдавливании орнамента участвовали палочка от мороженого, колпачок от ручки и др.

Колокольчик

Параллельно делались бусинки-язычки.

Язычки

Колокольчик на гончарном круге

Гончарный круг я не освоила. Под рукой оказался только детский. С горем пополам получился вот такой маленький колокольчик. Он то уезжал, то размазывался. К колокольчику при помощи шликера прикрепила белый цветок.

Колокольчик

Колокольчик

На видео — мастер-класс по изготовлению колокольчика на гончарном круге:

Перед обжигом изделия надо хорошенько просушить. Мои стояли в комнате на полке не меньше недели.

1. Большие колокола формуются по твёрдой постели. Недалеко от плавильной печи (рис. 3.41), на плацу, роется яма.

По диаметру отливаемого колокола на дне ямы чертят круг.

В центре окружности устанавливают стойку 1 (рис. 3.41, а), вращающуюся нижним концом в гнезде 2, а верхним - в перекладине, укрепленной над ямой. К стойке 1 привинчивают шаблон 3, по которому из кирпича выкладывают цоколь болвана-стержня 4 с замком а b с. Цоколь выкладывают из обыкновенных кирпичей с каналами 5 для выхода воздуха из формы. Сам же болван выкладывают из кирпича-сырца. Доводят кладку болвана до половины его высоты, снимают временную стойку с шаблоном и укрепляют в кладку болвана железный крест 6 (рис. 3.41, 6) с коническим гнездом посередине. В гнездо вставляют нижнюю пятку железного шпинделя 7, верхний конец которого помещают в перекладину, передвигая которую, шпиндель центрируют строго по отвесу и закрепляют.

К шпинделю 7 привинчивают шаблон 8 с контурами внутренней стенки колокола.

Пользуясь шаблоном, доводят до конца кладку болвана, имеющего вверху вид свода; в последнем оставляют небольшое отверстие для шпинделя. Когда болван готов, его обвязывают проволокой и наносят слой (примерно в 25 мм) стержневой глины, на которую кладут слой глины, смешанной с мелко истолченным и отсеянным огнеупорным кирпичом и формовочным песком. Для того чтобы эти слои лучше держались, их обматывают веревками или проволокой. Каждый новый слой наносят лишь тогда, когда высохнет предыдущий; для ускорения этого процесса внутри болвана разводят огонь из дров и древесного угля.

Приготовив по шаблону профиль болвана с внутренними очертаниями колокола, болван сушат еще раз.

Форма для литья большого колокола

Рис. 3.41. Форма для литья большого колокола

Высушенный болван красят особым составом из тонко размолотого кирпича-сырца, разведенного квасным суслом (или же смесью золы, разведенной в мыльной воде или пиве). Таким образом создается изолирующий слой. После окраски болван просушивают окончательно и смазывают салом.

После этого приступают к изготовлению тела 10 (рубашки) колокола (рис. 3.41, в). Для этого устанавливают новый шаблон 9 с внешними очертаниями колокола, наносят на болван несколько слоев жирной глины. Чтобы при сушке она не трескалась, в наносимые слои рубашки закладывают льняные волокна, растягиваемые по окружности формы. Отформовав шаблоном наружный слой, для которого обычно берут самую тонкую глину, тело колокола подсушивают, после чего на его поверхность кистью наносят слой краски, составленной из сала, мыла и воска.

После этого поверхность тела колокола еще раз тщательно выглаживают шаблоном и дают краске просохнуть на воздухе.

На высушенную поверхность тела колокола в соответствующих местах выкладывают рельефные части (надписи, орнамент и т. п.). Эти украшения готовятся отдельно в гипсовых ящиках из особой массы. Примерный состав массы: 10 частей воска, 20 частей канифоли, 5 частей сурика, 1 часть сажи. Как правило, эти украшения делаются по возможности более плоскими, так как высокий рельеф увеличивает толщину колокола, отчего изменяется его звучание.

После того как были укреплены украшения, приступают к изготовлению кожуха - верхней формы колокола (рис. 3.41, в).

Прежде всего, кистью наносят на тело (рубашку) колокола слой жидко разведенной формовочной смеси. Эту операцию повторяют несколько раз, пока не получают слой толщиной 5-7 мм. Нанесенному слою дают возможность хорошо просохнуть и затвердеть, на что требуется обычно от 10 до 16 ч.

После этого наносят второй, более густой, слой из той же смеси, который также оставляют сохнуть.

Затем внутри болвана снова разводят огонь и приступают к нанесению наружных слоев кожуха.

Между отдельными слоями прокладывают льняные волокна и телячью шерсть, обвивая проволокой и бечевкой в целях предупреждения растрескивания формы при сушке. Для того чтобы придать кожуху достаточную прочность, в его тело, примерно посредине, вставляют изогнутые железные полосы-ребра 11 (рис. 3.41, в) и обручи, к которым ребра привязывают проволокой.

Таким образом получается железный каркас, заменяющий опоку. На внешнюю поверхность законченного кожуха 12 накладывают железные, более толстые ребра 13; верхние концы их были загнуты в виде крючков (для подхватывания краном), а нижние загибаются под нижнюю кромку кожуха. Поверх ребер нагоняются обручи, стягиваемые болтами 14.

По окончании сушки кожух снимают с рубашки, устанавливают его на козлах и осматривают, тщательно исправляя поврежденные при съемке места; затирают трещины, покрывают исправленные места краской, подсушивают. В это же время острым ножом разрезают рубашку, удаляют ее по частям, снимая с болвана, после чего осматривают последний и исправляют, заглаживая неровности и трещины.

Затем приступают к окончательной отделке верхней части болвана: удаляют шпиндель, выкладывают из кирпича свод болвана, отделывая его глиной. При этом в свод закладывают железную петлю для языка; все это попутно подсушивают огнем, разведенным внутри болвана. На отделанный болван надевают кожух с таким расчетом, чтобы он точно встал на прежнее место, вслед за этим замазывают глиной шов между кожухом и болваном.

Последняя операция технологического процесса - установка в коническое гнездо на верху кожуха приготовленной заранее формы коронки 15 колокола.

Модель коронки отливают в гипсовой форме из смеси воска и сала. Модель заформовывают отдельно слоями, как это делалось при изготовлении кожуха. Форме на модели дают возможность свободно просохнуть. В форму заделывают железные ребра и, кроме того, два железных прута с выходящими наружу концами для удобства переноски формы. Попутно отделывают также литники и выпоры.

Ввиду того, что колокол отливают в яме, пространство между опущенной в яму формой колокола и стенками ямы засыпают формовочной смесью и плотно утрамбовывают. Трамбуют постепенно (слоями в 60-50 мм толщиной) до тех пор, пока вся форма не скрывается под формовочной смесью. Это необходимо для того, чтобы кожух мог выдержать давление расплавленного металла.

2. Один из способов изготовления форм для колоколов основан на применении холоднотвердеющих смесей с карбамидо-фурановым или фе- нолоформальдегидным связующим. Состав ХТС, %: смола ФФ-65 - 2,5; ортофосфорная кислота - 0,5; огнеупорный наполнитель - остальное. Живучесть смеси 10-15 мин, прочность в высушенном состоянии 1-1,5 МПа через 24 ч. Внутренняя часть формы - болван - оформлялась в многоразъемной деревянной оснастке, а наружная - в металлических опоках высотой 300-500 мм и размерами в свету от 1,5x1,5 до 4,5x4,5 м.

Была принята следующая схема производства:

  • 1) изготовление внешней части формы на нулевой отметке бункера;
  • 2) подъем изготовленной формы;
  • 3) установка формы на площадку для отделки и окраски;
  • 4) изготовление болвана на освободившемся в бункере месте;
  • 5) сборка формы с болваном;
  • 6) заливка формы бронзой;
  • 7) охлаждение отливки;
  • 8) разборка формы;
  • 9) подъем отливки и транспортирование ее на место финишной обработки.

Создание литейной формы включает три основных этапа: изготовление формы для внешней части колокола, стержня-болвана - для внутренней части колокола, их сборку. Части деревянной модели колокола 4 собирают с помощью фиксаторов 6 (рис. 3.42). Затем на модель наклеивают заранее изготовленные элементы художественного оформления 2 (орнамент, надписи, лики) из воскоподобного материала.

Собранную модель устанавливают на штыри, вмонтированные в фундамент бункера, и размещают нижнюю опоку 7, которую также заполняют смесью из ХТС. Все опоки закрепляют между собой болтами. Внутри модели проходит штанг 3, закрепленный в фундаменте бункера. На противоположном конце закреплен металлический диск 1 для протяжки формы.

Форму выдерживают сутки, затем удаляют модель, детали художественного оформления оставляют в форме и извлекают вручную. Форму окрашивают жидкостекольной краской с пылевидным кварцем, затем сушат электролампами.

Параллельно с отделкой и окраской формы изготавливают стержень- болван. Для исключения погрешности при сборке формы и болвана его делают на том же месте, что и форму. По центру болвана (рис. 3.43) для отвода газов, выделяющихся при заливке металла 5, замуровывают в фундамент металлическую трубу. На верхнем конце трубы закрепляют металлический диск 2, помогающий извлечь болван из отливки при ее подъеме.

Болван 3 также изготавливают из ХТС в разобранном стержневом ящике 4, части которого соединяют фиксаторами 6.

В верхней части ящика закрепляют серьгу 1 для подвешивания языка колокола. Ящик разбирают через сутки после формовки болвана, после чего его окрашивают той же краской.

На форму в сборе (рис. 3.44) устанавливают дополнительную форму 2 из ХТС, в которой выполнена коронка колокола для его подвешивания, и форму 1 - литниковую чашу с перегородкой для улавливания шлака.

Деревянная модель колокола

Рис. 3.42. Деревянная модель колокола

Стержень-болван

Рис. 3.43. Стержень-болван

Форма в сборе

Рис. 3.44. Форма в сборе

В качестве огнеупорного материала для формы использовали различные наполнители: 1) кварцевый песок с облицовочным слоем из цирконового концентрата, 2) дистен-силлиманитовый концентрат (ДСК).

Олег Ткач

Олег Ткач запись закреплена

Снежана Казун

Снежана Казун запись закреплена

Здравствуйте.
Подскажите пожалуйста, может в Минске проходят концерты, выступления на плоских колоколах?

Олег Ткач

Олег Ткач запись закреплена

Оркестровые била в Канаде. Отзыв самого музыканта :I am very delighted with the sound, so pure and rich at the same time, and very precise tuning, I am impressed. Olivier.

Олег Ткач

Олег Ткач запись закреплена

Главная

Наталия Леськович

Наталия Леськович запись закреплена

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена

5 января в 20:00

Радиоэфир- концерт на радио "Быть добру"
Била в составе группы Аuroria

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена

Друзья , кто заскучал по билам?
.
На этом мероприятии их будет много .

Много разных звонниц и много разных профессиональных исполнителей на этом инструменте.
Показать полностью.
(ЖихаревЫ, ЛозовыЕ, Льговский и Якупова )

Будут просто километры музыки )))
P.S. а также чаши варганы и гонги
Потому что это ФЕСТИВАЛЬ ИСЦЕЛЯЮЩЕЙ МУЗЫКИ .

Конфедерация Целителей России

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена
Andre Lozovoj

14.09.2018 Не пропустите уникальное мероприятие!
Фестиваль музыки на русских плоских колоколах (билах).
ПОЮЩАЯ БРОНЗА В ЗВЕНИГОРОДЕ.
место: Городище Звенигородского Кремля (поляна вблизи Успенского собора)

Andre Lozovoj

Andre Lozovoj запись закреплена

14.09.2018 Не пропустите уникальное мероприятие!
Фестиваль музыки на русских плоских колоколах (билах).
ПОЮЩАЯ БРОНЗА В ЗВЕНИГОРОДЕ.
место: Городище Звенигородского Кремля (поляна вблизи Успенского собора)

Andre Lozovoj

Andre Lozovoj запись закреплена

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена

🔔

Друзья , завтра с 13:00 до 17:00
можно будет поиграть на билах всем желающим.

Инструмент очень простой в обращении, у всех получится красиво.
Показать полностью.
особенно не оторвать детей от бил ))) приходите с ними )))

Пасхальная сцена у станции метро Третьяковская!

а с 12:00 и до 13:00 послушать в исполнении звонаря )

Павел Гетте-Кишинёвский

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена
Илья Дроздихин

Святитель Павлин Ноланский считается родоначальником традиции колокольного звона и почитается звонарями как их покровитель. Ежегодно в день памяти святителя проходит праздничное богослужение и фестиваль колокольного звон.
Показать полностью. В этом году состоится выступления талантливого звонаря Евгения Фокина, который исполнит песни из цикла "Пойте о небе, колокола!" на стихи Марии Мирошиной.

Праздничная программа:
10-00 - 12-00 - Литургия
12-00 - 13-00 - Фестиваль колокольного звона
13-00 - 15-00 - Выступление Евгения Фокина
15-00 - 16-00 - Акафист святителю Павлину

Все желающие смогут приложиться к частице мощей святителя Павлина.

Праздник состоится 5 февраля 2017 года в Московской Школе Звонарей Ильи Дроздихина (http://bellschool.ru/archives/5125).
Приглашаем разделить с нами этот праздничный день!
Храм Николая Чудотворца в Сабурово (Москва, Каширское шоссе, 59-4)
м. Каширская, авт. 907 до ост. "Сабурово"

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена

Концерт "Легенда о звенящих водах"
5 февраля в 19:30

Сотканная из света, играющего в потоках воды, ветра, путешествующего в травах, трепета рассветных лучей, жара сияющего солнца и дыхания старинной легенды о невидимом граде Китеже.
Показать полностью.

Музыка, написанная для редкого русского музыкального инструмента - плоских колоколов, или "бил".

Исполняет Ладислава Купава
/била, вокал/

После концерта будет возможность поволшебствовать вместе с музыкантом, погрузившись в самое сердце колокольного звона.

Оплата входного билета: по желанию и возможностям.

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена

P.S На карте мое место обозначено номером 1- буду волшебными звуками встречать гостей и участников фестиваля)

Била (плоские колокола)

Била (плоские колокола) запись закреплена

Дорогие друзья Петербуржцы)!

Рада сообщить вам моих о сольных гастролях в городе Санкт- Петербург)!
Услышать била будет возможно в нескольких местах :

19 мая в 19:00 в программе "Творческая мастерская отца Анатолия Першина", в кафе "Пастораль" ( м.Лесная, ул.Матросова д.20.)

21 мая в 12:00 в Музее -Усадьбе Н.К. Рериха " Извара" . На изварском фестивале народного творчества посвященному дням славянской культуры и письменности.( Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара)

Читайте также: