Как сделать план сочинения

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

В чем секрет грамотно написанного сочинения по русскому языку? Почему у одних получается его написать и получить максимальный балл, а у других — нет? Секрет в наличии или отсутствии плана.

В этой статье я расскажу, как составить план сочинения и зачем это нужно.

План сочинения по русскому языку

При составлении плана важно ориентироваться на структуру сочинения. Она простая и понятная, поэтому составить грамотный план можно без особых усилий. Что же входит в структуру работы?

  • введение;
  • основная часть (с формулировкой проблемы, комментариями, определением авторской позиции, вашим отношением к авторской позиции);
  • заключение.

Подготовка к основному высказыванию

Тезис-Доказательство-Примеры-Небольшой вывод (до 3 тезисов)

Теперь, с учетом этой структуры, мы можем заняться написанием плана к сочинению по русскому языку.

Оформление плана

Сейчас мы разберем этапы работы над планом.

Прочитайте текст

Чем понятнее текст, тем проще писать. Прочитайте несколько раз, найдите ключевую мысль. Поразмышляйте над тем, чего хотел добиться автор. Найдите выводы, важные и основные моменты, затрагиваемую проблематику.

Подумайте над тем, что могло бы подготовить читателя к проблематике.

Сформулируйте основную проблему

Иногда автор обозначает ее в тексте — это то, что его волнует. Проблем бывает несколько. В таком случае нужно выбрать одну, наиболее значимую. Обратите внимание на ту, которая шире и иллюстрируется жизненными примерами.

Обозначают проблему в 2-4 предложениях.

Подумайте над комментариями

Если ваши комментарии будут удачными, вы получите 5 баллов. Помните, что комментарий должен подтверждать наличие проблемы с опорой на текст. Дайте объяснение, каким образом раскрывается проблема, с помощью каких приемов и средств. Если видите, что стиль написания помогает ее раскрытию, укажите на это.

На комментарий отводится 4-7 предложений.

Пример: Проблема загрязнения окружающей среды выбросами самолетов настолько велика и заметна, что только ленивый может этого не замечать. Вместо того чтобы развивать альтернативные варианты передвижения, искать новые способы снижения уровня загрязнения, мы продолжаем пользоваться тем, что есть. На это и указывает И. И. Петров в тексте".

В этом же пункте отдельным подпунктом укажите на связь примеров. Приведенные примеры должны быть связаны между собой. При этом неважно, подтверждают они ключевую идею или опровергают ее.

Передайте авторскую позицию

Не усердствуйте: в этом пункте от вас требуется только передача позиции автора. Основывайтесь на текст — используйте фразы и цитаты, которые вам кажутся наиболее значимыми. Сделать это нужно в 1-2 предложениях — коротко и понятно.

Сформулируйте собственную позицию

Важно, чтобы она была аргументированной, а соглашаться с автором или нет — вы решаете сами. В качестве аргументов используйте цитаты из текста, других источников, а также личный опыт.

Для этого вам нужно не более 1-2 предложений.

Пример: Я согласен с мнением автора статьи, так как вижу нерациональное использование авиаперелетов и то, как негативно они влияют на мировую экосистему. Достаточно посмотреть на рост глобального потепления и таяния антарктических льдов.

Подведите итоги

Не повторяйте то, о чем писали раньше. Достаточно определить и сформулировать основной посыл и подвести черту под сочинением. Можете задать читателю риторический вопрос, чтобы подтолкнуть к размышлению.

На выводы у вас есть 2-3 предложения.

Если вы будете следовать каждому пункту плана, то структура сочинения будет идеальной и гарантирует вам высокий балл.

Полезные советы

  1. Приступайте к написанию только если уловили основную идею текста.
  2. Не стесняйтесь перечитывать и много писать в черновик.
  3. Составьте для себя развернутый план с многочисленными примерами и аргументами.
  4. Убедитесь, что прошлись по всем элементам структуры.
  5. Проверьте сочинение на ошибки.

Остались вопросы? Задавайте их опытным экспертам Studently. Они ответят и проконсультируют по любому вопросу.

Любое сочинение состоит из трех частей.

I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) .
III. Заключение.

Например, план может выглядеть так:

I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.1. барин — ленивец;
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
3.1. доброта души;
3.2. любовь к детям;
3.3. любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.

План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

чтобы составить план текста нужно:
ПОДЕЛИТЬ ЕГО НА ЧАСТИ
1)вступлени
2)основная мысль
3)заключение.

без плана не как.
а лучше подойти в школе к учительнице и спросить
а то может быть и подскажет.!

данная презентация рассказывает о всех нюансах сотавления простого и сложного плана сочинения.

ВложениеРазмер
подсказки для составления плана сочинения 444 КБ
Подготовка к ЕГЭ за 4 месяца

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учимся писать сочинение

Секрет. Если вы хотите написать хорошую работу, необходим план. Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, мысль "бродит по кругу". Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план. А это не так просто.

Главное правило. Составить план сочинения - значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент - это микротекст. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. А вместе – это части одного целого!

План – это логическая схема текста. В плане мы пользуемся обычно краткими формулировками. План небольшого рассказа может выглядеть примерно так: 1.Неудачное утро 2. Встреча Васи и Серёжи. 3. Рассказ Серёжи 4. Так где же кот? 5. Пропажа найдена! Такой план называется иногда тематическим , каждый его пункт – название темы.

Простой план Состоит из перечня основных пунктов , в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями (существительные) или вопросительными предложениями

Но что нужно для составления плана? Мы читаем текст. И привычно делим его на важные смысловые части. Для этого мы можем воспользоваться так называемыми микротекстами – абзацами, о которых мы уже говорили. Однако иногда нам приходится объединять несколько абзацев по смыслу, чтобы получилась более крупная смысловая единица. И потом мы даём каждой части заглавие . Это то же самое, что озаглавить текст – мы выделяем для этого самое главное в части. Нужно примерно обобщить всю информацию, которая даётся в этой части текста. И выразить в паре слов.

Пример простого (тематического) плана. В нём мы просто отобразили основные пункты того, что мы собираемся сказать или написать. Описание моего кота. План. Кот у нас дома. Описание кота, его внешность. Привычки кота. Наш кот лучший!

Запомним! В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения , а развёрнутые словосочетания. Отдельные слова - слишком "узки", конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят , потому что представляют уже законченную, завершённую мысль. Всё, что хотели сказать, - сказано.

Сложный план. Представляет собой более совершенную систему , которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Сложный план даёт представление о логике и композиции текста . Почти каждый пункт имеет подпункты , в которых тема раскрывается детально. Например, в первом пункте мы можем указать признаки кота. И историю котов как домашних животных. Описание кота получит такие подпункты: внешние признаки и внутреннее строение. А в привычках мы можем указать, например, мурчание, вражду с пылесосом и любые другие важные для нас пункты.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Из всех экзаменационных форм сочинение, наверное, самое алгоритмизированное. Его структура четко выстроена, на нее важно опираться и двигаться последовательно. Рассказываем, как составить план сочинения и превратить алгоритм в стройный текст.

Сочинению в ЕГЭ по русскому языку отводится особое место. Это важная часть работы, на выполнение которой необходимо оставить достаточное количество времени. Важно следить за грамотностью, вы можете не досчитаться 3 баллов, допустив более одной (и то негрубой) ошибки в сочинении.

Вступление

В плане сочинения вступление необходимо для небольшого разбега, чтобы подвести читателя к проблеме, которую предстоит сформулировать и разобрать. Несколькими предложениями важно дать понять экзаменатору, что ваша речь богата и вы приступаете к работе, понимая содержание текста. Трех-четырех предложений для вступления в сочинении будет вполне достаточно. Начните с более широкого, развернутого обобщения, говоря о том, что проблема текста входит в определенный контекст и давно обсуждается. Второе предложение сделайте чуть меньше, и третьим, самым коротким, предложением завершите свою мысль, постаравшись сконцентрировать в нем суть вашего вступления.

Проблема

Проблема — это костяк сочинения. Приступая к пункту 2 плана сочинения, в самом начале рекомендуется набросать сразу несколько проблем и вопросов, которые возникают в связи с прочтением текста произведения. Вопросов не должно быть слишком много, достаточно трех-четырех. Из нескольких выделенных проблем необходимо выбрать одну — ту, к которой в тексте можно найти аргументы.

Многие репетиторы советуют немного опередить план и перейти от формулировки проблемы сразу к авторской позиции, поскольку она должна точно соотноситься с формулировкой проблемы.

Как сформулировать проблему?

Комментарий

Выполнение этого задания в сочинении ЕГЭ может принести 6 баллов, это один их самых важных этапов в работе над сочинением. Комментарий оценивается высоко при правильном исполнении и требует внимательного подхода.

Задание состоит из нескольких частей: двух комментариев (с опорой на исходный текст) с объяснениями и связки между ними. Основная задача этой работы — подробнее разъяснить поставленную проблему, показать, что она действительно является основной в тексте, подтвердить это двумя примерами, которые предстоит сопоставить, противопоставить или найти следствие.

При помощи комментариев необходимо наглядно показать, как автор раскрывает проблему, каким путем ведет нас от проблемы к ее решению.

Комментарий, 1-й и 2-й примеры

Что можно использовать в качестве комментария?

  1. Авторские цитаты (лучше не приводить большие цитаты целиком, а использовать частичное цитирование);
  2. Пересказ истории, изложенной в тексте;
  3. Примеры-иллюстрации, которые приводит автор в своем тексте;
  4. Мнение и размышление автора, которые связаны с основной проблемой текста.

Как строится комментарий

  • 1-й пример-иллюстрация из текста + пояснение к комментарию (объяснение смысла представленного примера)
  • 2-й пример-иллюстрация из текста + пояснение к комментарию (объяснение смысла представленного примера)

Как писать комментарий?

Найти два примера из текста, которые непосредственно связаны с его проблематикой, а затем указать связь между ними. Удобнее всего в написании комментария сделать это путем сопоставления, противопоставления между двумя примерами или найдя следствие (сделав вывод).

Можно использовать следующий план написания комментария:

  1. Кто? (ФИО, автор, писатель, публицист, ученый)
  2. Что делает? (Рассуждает, размышляет, делится своими наблюдениями)
  3. Что говорит или совершает? (Примеры-иллюстрации)
  4. С какой целью? (Комментарий: анализ, интерпретация, пояснение авторской мысли)

Связь между 1-м и 2-м примерами

Смысловая связь между примерами может находиться как после первого комментария, так и после второго. Ее задача — раскрыть смысл приведенных комментариев и рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают или думают так или иначе. Смысловая связь должна соответствовать заявленной проблеме и не содержать фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста.

В принципе, во всех частях сочинения предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, эти факторы могут принести вам до 2 баллов за смысловую ценность, речевую связность и последовательность изложения.

Пояснение к комментарию и вывод

Необходимо сказать о том, зачем эти примеры были необходимы.

Можно использовать готовые клише, которые помогут оформить смысловую связь.

  • В поисках ответа на поставленные вопросы автор произведения…
  • Это фрагмент текста отсылает нас…
  • Автор раскрывает проблему на примере…
  • Как объяснить данный пример? Автор обращает наше внимание на то, что…
  • Размышляя об этой проблеме, автор считает…
  • Мы понимаем, что в данном примере автор…
  • Автор обращает внимание на (что?)…
  • Из этого примера нам становится ясно, что…
  • Автор отмечает важность того, что…
  • Автор рассказывает о том, что…
  • Автор делает акцент на том, что…

Позиция автора

Что такое авторская позиция? Это ответ автора текста на те вопросы, которые были сформулированы нами в самом начале написания экзаменационного сочинения. Это его видение проблемы, которую вы сформулировали ранее.

В авторской позиции стоит изложить мысль, которая соотносится с общечеловеческими ценностями, не нужно искать узкие или спорные утверждения. Позиция автора дополняет сформулированную в начале работы над сочинением проблему. В этой части также можно использовать клише, которые помогут вам начать свой текст.

  • Позиция автора такова: он считает…
  • Автор хочет донести до своего читателя мысль о том, что…
  • Писатель (автор, публицист) считает, что…
  • Авторская позиция состоит в том, что…
  • Автор считает, что…

В сборниках типовых заданий по подготовке к ЕГЭ приведено немало примеров, как формулируется авторская позиция и круг проблем, описанных в произведении. Всегда внимательно изучайте формулировку задания, так вы сможете его выполнить точнее.

Собственная позиция

Настало время выразить собственное отношение к проблеме, которую вы выявили и проанализировали в процессе написания экзаменационного сочинения. Вы можете быть согласны или не согласны с позицией автора, иметь собственные суждения, отличные от тех, что изложены в тексте, но жанр экзаменационного сочинения не оставляет места полемике. Поэтому вам нужно согласиться с мнением автора в 1–2 предложениях, сформулировав тезис, который вам предстоит аргументировать и обосновать в следующем абзаце.

Обоснование своей позиции

Здесь в двух-трех предложениях необходимо привести обоснование собственной позиции с доказательствами и 1-2 аргументами. Оно должно быть кратким, это покажет проверяющим, что вы умеете стройно и компактно излагать свои мысли и итоговый экзамен это подтверждает.

Заключение

Постройте заключение в обратной последовательности вступлению, начав с короткого предложения и закончив развернутым. Работая над заключением в сочинении, вернитесь к вступлению, проведите параллель с ним, скажите о том, какое впечатление произвел на вас текст, о чем заставил задуматься. Сделайте вывод о том, какое место в литературе занимает произведение (если речь идет о художественном тексте), с которым вы работали.

Что можно добавить в заключение?

  1. Свои рассуждения;
  2. Вывод о проблематике произведения;
  3. Призыв читателя к размышлению о проблеме;
  4. Риторический вопрос по проблематике произведения.

Максимальное количество баллов, которое можно получить в итоге сдачи экзамена, выполнив качественно и без ошибок 27-е задание, — 25.


Для того чтобы составить план сочинения по литературе в 10 классе необходимо разбить текст на отдельные блоки. Каждый такой блок может выключать один или несколько абзацев текста. Эти фрагменты текста необходимо озаглавить. Заглавие должно выглядеть как тезис и выражать основную мысль данного фрагмента.

Составление плана сочинения

Количество пунктов в плане может варьироваться в зависимости от объема сочинения. Важно помнить, что один пункт должен быть посвящен одной проблеме. Внимательно отнеситесь к названиям блоков, поскольку это напрямую влияет на содержание вашего сочинения. Названия обычно состоят не из целых предложений, а из словосочетаний, раскрывающих основную мысль.

В плане литературного сочинения используются имена героев и прилагательные, которые раскрывают суть фрагмента. Реже используются глаголы.

Подготовка

Для написания качественного плана сочинения по литературе к ЕГЭ необходимо заранее подготовиться. Внимательно прочитайте литературное произведение, по которому необходимо написать сочинение. Сделайте заметки и выписки из текста, они помогут вам в написании работы. Вам также понадобятся цитаты с характеристиками персонажей.

Очень важно понять главную мысль произведения, которую хотел донести до читателей автор. Если в теме сочинения фигурирует идея авторства, нужно отразить в плане биографию писателя и историю создания произведения. Если же в теме сочинения указан герой литературного произведения, то нужно упомянуть его внутреннюю и внешнюю характеристики, а также все события, которые с ним произошли.

Анализ литературного источника также поможет в написании сочинения. Почитайте работы критиков, посвященные изучаемому произведению. Сформируйте определенное мнение и отразить его в письменной работе.

Сочинение ЕГЭ

Композиционная структура сочинения

Составление логической структуры плана

План сочинения по литературе на ЕГЭ должен иметь логическую структуру. Как уже было сказано выше, в сочинении должно быть три композиционные части. Для каждого сочинения это остается неизменным. Однако от темы к теме логическая структура плана может различаться. Например, для сочинения-описания персонажа нужно двигаться от внешней характеристики героя к внутренней. Такая структура плана поможет вам наиболее полно раскрыть тему. Для сочинения-рассуждения, логичным будет отразить в структуре сначала одну сторону вопроса, а затем противоположную. А в заключении описать ваше личное мнение.

В сочинении по литературе должна прослеживаться логическая последовательность тезисов и аргументов к ним. Каждый абзац должен иметь причинно-следственную связь. Поэтому при составлении плана нужно акцентировать внимание на этом аспекте.

Для соблюдения логической структуры плана стоит руководствоваться правилом: от общего к частному. Если вы хотите отразить определенную мысль, нужно сначала написать о ней обобщенно, а уже после этого привести пример из литературного произведения.

Примерный план сочинения

Рекомендации по написанию сочинения

Чтобы написать хорошее сочинение на ЕГЭ и получить высокий балл необходимо соблюдать ряд правил:

Вводная часть

Основная часть

Основная часть - это важнейший фрагмент сочинения. В нем вы должны отразить свое видение проблемы, свои мысли и то, как об этом пишет автор. Сочинение, которое пишется по литературному произведению, в первую очередь опирается на мнение автора. Поэтому не стоит писать только свое личное видение проблемы. Мнение автора можно отразить цитатами, а также примерами из произведения. Для того чтобы отразить мнения писателя необходимо ознакомиться не только с содержанием произведения, но и с литературной критикой и историческими пособиями. Только полное понимание контекста поможет вам как можно точнее составить представление об авторе и его произведении.

Основная часть обычно представлена несколькими абзацами. Нужно рассмотреть проблему, указанную в теме, с разных сторон. Для этого нужно вспомнить содержание произведения. Каждый абзац в основной части имеет структуру: ваша мысль, ее подтверждение в виде цитаты или примера из произведения и микро-вывод. Такая структура поможет вам ответить на вопрос заданный в теме сочинения. Каждый абзац в основной части должен плавно перетекать в следующий. Следите за смысловой связью между аргументами. Если в основной части необходимо произвести сравнение, то не нужно перепрыгивать от одного объекта к другому. Охарактеризуйте сначала один объект сравнения, а затем плавно перейдите к второму.

Важно следить, чтобы рассуждения в основной части были соотнесены с темой вашей письменной работы. Даже незначительное отклонение от темы может негативно повлиять на оценку.

Экзамен ЕГЭ

Заключение

Заключение - это итог ваших рассуждений. Здесь должен быть вывод из всего вышесказанного. Вы должны кратко отразить микро-выводы, которые были написаны в основной части. Также в заключении уместно отразить ваше личное мнение по поводу поставленного вопроса.

В выводе к сочинению должно быть отражено согласие или опровержение основного тезиса, который был вынесен во вступлении. Если в введении был задан вопрос, то в заключении необходимо дать точный и краткий ответ на него.

Заключение должно соотноситься с аргументами, которые были описаны в основной части. Вывод должен вытекать логически из предыдущего контекста. Поэтому необходимо прослеживать причинно-следственные связи в своем повествовании. Если вы намерены подтвердить или опровергнуть один тезис из основной части, нужно расположить его перед заключением.

Читайте также: