Как сделать план исследования

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Составление плана научно-исследовательской работы и дальнейшей публикации ее результатов может занять немало времени, но это важнейший этап научно-исследовательской деятельности. Грамотно намеченный план поможет вам эффективно структурировать ваши исследования и публикацию полученных результатов. В этой статье вы найдете ряд советов, как правильно составить план научной работы и (или) публикации.

Галина Боуш | Секреты диссертации

Галина Боуш | Секреты диссертации

Галина Боуш | Секреты диссертации запись закреплена

(2/5) Тема исследования. Как написать план исследования

В прошлый раз мы с вами обсудили фундамент работы с диссертацией.
Теперь пройдёмся по этапам этой работы.
Первое, что требуется сделать – это выбрать тему диссертации и составить план диссертационного исследования.

Выбрать тему – это как выбрать направление движения. Если первоначально вы выбрали не то направление, то к конечной цели вы вряд ли придёте. Скорее всего, придется всё начинать сначала.

Многим кажется, что сложность выбора темы заключается в том, что нужно найти такую тему, которая не потеряла бы свою актуальность за время написания диссертации.

Многие испытывают страх и беспокойство по поводу того, что вдруг они разрабатывают тему, а по ней уже всё давно изучено.

Многие тревожатся о том, что сформулировали тему слишком обширно. Или, наоборот, слишком узко….

Многие страдают по поводу того, что их тема кажется очень специфичной и по ней нет литературы…

Но дело в том, что всё это – абсолютно необоснованные страхи, беспокойства и тревоги. Сфокусироваться нужно совсем на другом.
Тем не менее, значимость темы диссертации преуменьшать никак нельзя.

Ко мне иногда приходят диссертанты, которые писали диссертацию несколько лет, почти её закончили, но затем столкнулись с тем, что её не готовы рассматривать на выпускающей кафедре или в диссертационном совете.
Аудит темы и диссертации показали, что, оказывается, тема выбрана неправильно.

То есть диссертант неправильно выбрал тему, продолжал при этом писать диссертацию, и через 3-5-7 лет столкнулся с проблемой, что тема диссертации не проходит экспертизу. И нужно начинать с начала.

Для того, чтобы такого не случилось, нужно понимать, как правильно выбирать и формулировать тему диссертации.
Здесь можно дать две рекомендации.

Во-первых, тема должна соответствовать Паспорту научной специальности.

Во-вторых, в формулировке темы важнее указать объект и его аспекты, которые планируется исследовать, либо базовый методологический подход, с позиции которого будет вестись исследование объекта.

И не нужно беспокоиться:

– ни о том, что тема утратит актуальность (Паспорт специальности вряд ли изменится радикально);
– ни о том, что тема разработана (наука движется вперёд, любой вклад в развитие предметной области ценен);
– ни о том, что тема обширна или узка (в процессе работа её можно корректировать многократно);
– ни о том, что тема специфична (значит, с новизной результатов не будет проблем).

Итак, вы выбрали тему. И сегодня, сейчас вы можете быть абсолютно уверены в том, что выбрали правильное направление. Теперь вы можете двигаться без оглядки.

В процессе движения вы придёте на второй этап. Здесь нужно разработать план самого движения.
План движения – это план работы над диссертацией и план проведения исследования.

Многие диссертанты считают, что нужно составить план диссертации. И это понятно: им просто так ставит задачу научный руководитель.
Однако нужно понимать, что план диссертации – это просто оглавление, список глав и параграфов. Представления о том, какие конкретно действия нужно совершить и какие научные результаты нужно получить оно не даёт.

Поэтому на данном этапе необходимо сосредоточиться на том, чтобы разработать план исследования. Также очень полезно составить календарный план работ.

В современной науке огромное число самых разных научных специальностей. Конечно, они отличаются и в исследованиях, и в научных результатах.
Почти 80% аспирантов говорят мне, что их тема специфична.
Однако, коллега, существует универсальный базис науки. И существует универсальная методология: и методология исследования, и методология научной работы…

Любая специфическая тема должна быть поставлена на этот универсальный фундамент и использовать эти универсальные методологии.
Только тогда тема будет успешно разработана. Только тогда будут получены действительно новые научные результаты.

Правила формулирования темы – универсальны…
Правила разработки плана исследования – универсальны…
Правила формулирования категорий научного аппарата – универсальны.
Правила формирования методологии исследования – универсальны.
Правила проведения исследования – универсальны.
Правила интерпретации полученных результатов – универсальны…
Правила описания научных результатов – универсальны…

Поэтому, прежде чем приступить к разработке своей темы, сформируйте всё, что является фундаментальным для любого, любого! – научного исследования.
На данном этапе, как я сказала выше, – это план исследования.

Что же из себя должен представлять хороший план исследования?
Хороший план исследования должен включать в себя:

Итак, вы разработали план исследования.
Теперь у вас есть пошаговый план действий: Шаг 1, Шаг 2, Шаг 3.
И теперь вы совершаете только нужные действия!

Вы уже не тратите энергию на то, чтобы понять, что именно нужно делать… как это делать… в каком порядке…
Вы уже всё продумали. Теперь вы только делаете!

Коллега!
Я надеюсь, что то, что я рассказала, было интересным и полезным для вас.
Напишите, пожалуйста, в комментариях: какие вы встречали самые большие негативные последствия неправильно выбранной темы диссертации? Мне это очень важно знать.

С уважением, Галина Дмитриевна Боуш,
доктор экономических наук, диссертационный методолог

Голованова Софья Олеговна 1 , Власова Анастасия Андреевна 1 , Домнина Анна Ивановна 1 , Ротанова Валерия Александровна 1
1 ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Всем нам известно, что научная работа – неотъемлемая составляющая образовательной программы профессионального образования. Жизнь современного профессионала высокого уровня проходит в среде многочисленных письменных и устных аналитических работ, научной документации, выступлений перед широкой аудиторией. Движение вверх по карьерной лестнице, уважение и признание коллег и работодателя зависят от умения работника грамотно излагать свои мысли, доступно и красочно представлять свои достижения, находить нужную и важную аргументацию. Развить такие качества и показать себя, как высокого специалиста, помогают научные исследования.

Важнейшие факторы научного исследования – воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники.

Каждое научное исследование осуществляется индивидуально, однако это не мешает выделить общие методологические подходы к его проведению.

Научное исследование — всестороннее изучение объекта, процесса, с целью получения и практического применения новых знаний [2].

Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общие контуры исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа [2].

Научное исследование имеет следующие отличительные признаки (рис. 1):



Рисунок 1 – Отличительные признаки научного исследования

Научно-исследовательская деятельность включает следующие этапы:

Успех работы в целом зависит от хорошо подобранной темы. Тема должна быть актуальна, то есть полезна для общества. Постановка проблемы – исходный пункт любого исследования. Это вопрос, на который необходимо дать ответ, который требует определенных действий [1].

Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования: процесс или явление действительности [1] .

Предметом исследования является особая проблема, свойства и особенности объекта, которые будут исследованы в работе.

Цель исследования — мысленное представление о результате.

Задачи — логически связанные шаги, этапы достижения цели.

Целью этого этапа является выяснение, что изучено слабо или совсем не изучено, а что науке известно по конкретной проблеме.

Метод – это способ достижения цели исследования. Существуют теоретические, эмпирические и математические методы (рис.2):



Рисунок 2 – Методы научного исследования

На этом этапе необходимо обосновать применяемые методы, структурировать информацию по проблеме, подкрепить её цифровыми расчетами.

  • Обработка результатов исследования и их интерпретация.

Итак, мы пришли к выводу, что научное исследование — всестороннее изучение объекта, процесса, с целью получения и практического применения новых знаний.

Каждое научное исследование неповторимо, однако составление всех научных исследований опирается на чёткий план. Планирование научного исследования состоит из семи этапов, которые связанны между собой.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


Правильно составленный план научно-исследовательской работы помогает школьнику (студенту) рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Рассмотрим основные понятия, связанные с данной тематикой: проблему, предмет, объект, гипотезу, методы исследования. Приведем и план-график научно-исследовательской работы.

Основные этапы

Независимо от того, кто выполняет работу, она предполагает научное исследование. Поэтому в план научно-исследовательской работы включают практическую часть. Она предполагает проведение предварительных действий, нацеленных на выделение общих контуров, программы, примерных сроков осуществления каждого этапа.

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта включает в себя:

  • определение цели, предмета, проблемы исследования;
  • анализ литературы по рассматриваемой проблеме, уточнение важнейших понятий, описание предмета, выбор конечного названия работы;
  • формулировку задач, цели и гипотезы работы;
  • подбор методов исследования;
  • сбор материала;
  • обработку результатов и их интерпретацию.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных выше этапов.

индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта

Выбор проблемы, объекта, предмета исследования

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта – отличная возможность продумать выбор цели и задач исследования.

Предметом исследования является тот факт, который позволяет решать проблему, поставленную в работе.

Объект – это то, что изучается в рамках исследования: люди, феномены, организации.

План научно-исследовательской работы магистранта включает эти термины.

При четком и правильном подборе проблемы, предмета, объекта исследования автор на первом этапе может определить объем и направление деятельности, тематику методической литературы, которую он будет изучать.

План составления научно-исследовательской работы позволяет существенно сэкономить время, затрачиваемое на исследование.

план научно-исследовательской работы

Изучение литературы по проблеме

План научно-исследовательской работы позволяет автору выбирать из перечня источников только те, что непосредственно связаны с темой.

Функции научного руководителя на данном этапе состоят в рекомендациях по отбору литературных источников.

Сначала выполняется анализ специального материала и только после этого рассматриваются периодические издания. Если удалось подобрать несколько изданий по проблеме, сначала анализируются более поздние книги и сборники, чтобы учесть все изменения, произошедшие в научном мире по данному вопросу.

Продуманный план научно-исследовательской работы студентов позволяет выделять главное, не тратя время на ненужные мелочи.

Для удобства работы выходные данные взятых литературных источников можно вписывать в картотеку. Это существенно упростит составление библиографического списка по проводимой работе.

Максимально информационные источники можно законспектировать, создав на их базе основную часть проекта. Литературный обзор важно закончить выводами, на основе которых будут сделаны общие заключения в материале.

план-график научно-исследовательской работы

Формулировка гипотезы, цели исследования

Этот этап обязательно включают в план проведения научно-исследовательских работ. Цель предполагает изучение конкретного (проблемного) вопроса, который будет уточнен во время анализа научно-методической литературы.

Гипотезой называют логически обоснованное предположение о связи факторов и явлений, рассматриваемых в материале.

Гипотеза предопределяет направление исследования и поиска, она выступает главным методологическим инструментом, который организует процесс исследования. Сложной задачей, которая требует кропотливой и настойчивой работы, является формулировка гипотезы исследования. При ее отсутствии сложно рассчитывать на положительные результаты.

Формулировка гипотезы предполагает соблюдение следующих условий:

  • она должна быть четкой и понятной;
  • проверяться существующими методиками.

Что предполагает научно-исследовательская работа? План выполнения необходимо продумать так, чтобы выдвинутая гипотеза была подтверждена в ходе проекта либо опровергнута. Задач автор должен выдвинуть столько, чтобы их оказалось достаточно для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы.

план проведения работ

Подбор методов исследования

Что еще должна содержать научно-исследовательская работа? План написания предполагает этап подбора методов работы. Они должны соответствовать задачам исследования, так как выступают в качестве инструмента исследователя. С их помощью автор четко фиксирует рассмотренные явления, экономит время и силы. Успех проекта возрастает при сочетании разных методов. Это дает возможность рассматривать явление с разных сторон, гарантировать объективность получаемых результатов.

Сбор материала

До того как приступать к этому этапу, необходимо овладеть методиками. Например, можно проверить их эффективность на объекте, не связанном с работой, чтобы выявить недочеты, своевременно их устранить. Далее проводят нужные процедуры по сбору первоначальной информации. Студент должен выявить и отметить главные тенденции рассматриваемых процессов, подобрать и подробно проанализировать фактический материал. В качестве подтверждения своих мыслей автор прикладывает цифровые расчеты, выбирает эффективные методы анализа.

специфика проведения исследований

Обработка полученных результатов

На данном этапе осуществляют обработку всех собранных материалов, используя статистический анализ, математическое моделирование. Полученные сведения группируют, оформляя диаграммы, графики, таблицы. Этап теоретической интерпретации является самым важным шагом в работе исследователя. Он должен владеть отличной теоретической подготовкой по выбранной дисциплине. Именно в этот период автор обращается к гипотезе, делает вывод о ее подтверждении либо опровержении. Анализ проведенных экспериментов дает возможность сформулировать рекомендации по рассматриваемой проблеме.

Пример тезисов проекта о воде

Как составить подробный план научно-исследовательской работы? Пример тезисов проекта даст ответ на этот вопрос. Используя водопроводную воду, далеко не всегда мы задумываемся о безопасности. Среди проблем, характерных для водопроводной воды, выделяют: повышенную жесткость, неприятный привкус, бактерии, механические частицы, радионуклиды, пестициды. Вопросы, связанные с поиском эффективных способов очистки водопроводной воды, остаются актуальными, заслуживающими детального анализа и рассмотрения.

В работе автор проанализировал влияние некачественной воды на здоровье человека, исследовал образцы воды на содержание Cl - ; SO4 2- ; оценил жесткость воды. Автором были изготовлены шунгитовые фильтры для очистки водопроводной воды, изучена целесообразность применения угля и шунгита для очистки водопроводной воды, проведен сравнительный анализ их эффективности, сделаны выводы, даны рекомендации. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений).

Результаты работы: при проведении экспериментов на базе школьной лаборатории и специализированной лаборатории автор сумел подтвердить поставленную гипотезу, убедиться в способности шунгитового фильтра сохранять на протяжении длительного времени каталитическую, бактерицидную, сорбционную активность.

Перспективы исследования. Продолжительный эксплуатационный период шунгитовых фильтров делает их перспективными для решения вопросов, связанных с очисткой водопроводной воды в разных регионах страны, включая очистку промышленных стоков, подготовку воды ТЭЦ.

интересные материалы

Вариант описания проекта об альтернативных источниках энергии

Перспективы работы. В настоящее время используется лишь ничтожная часть солнечной энергии из-за того, что существующие солнечные батареи имеют сравнительно низкий КПД, высокую стоимость. Гелиоэнергетика могла бы одна покрыть все мыслимые потребности человечества в энергии на тысячи лет вперед, в том числе и в нашей стране.

Тезисное оформление проекта об энергии приливов и отливов

Актуальность работы. Одним из мощных источников электрической энергии являются приливы и отливы. Они способны дать человечеству почти 70 миллионов миллиардов кВт/ч в год. Данный показатель сопоставим с энергией, которую можно получить из всех запасов бурого и каменного угля. Возникла идея проанализировать целесообразность использования такой энергии: во время приливов накапливать воду в водохранилищах, а во время максимальной нагрузки на энергодобывающую сеть, разгружать ее, используя энергию, накопленную при приливе. На практике в Онежском районе подобная идея не реализуется что свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы. Методы, использованные автором: анализ литературы по проблеме исследования. Из проведенного анализа следует, что строительство Мезенской приливной электростанции является перспективным. Мезенская приливная электростанция способна давать 4 млн кВт.

Результаты исследований показали, что нет технических препятствий по использованию прерывистой генерации Мезенской приливной электростанции в объединенной энергосистеме Европы. Управление рабочей мощностью приливной электростанции в соответствии с требованиями энергосистемы позволит обеспечить эквивалентную в режимном отношении работу энергосистемы с приливной электростанции. Можно рассчитывать на существенное снижение стоимости эксплуатации приливной электростанции, учитывая экономический эффект от экологической чистоты станции. Надеемся, что в ближайшее время в Белом море появится приливная станция, и расходы северян, связанные с оплатой электрической энергии, существенно снизятся.

как написать исследовательскую работу

Заключение

Тему научно-исследовательской работы можно отнести к научному направлению либо к проблеме, в рамках которой ведут исследования.

Она носит глобальный, межотраслевой, отраслевой характер. Темы курсовых работ определяются соответствующими кафедрами. Они строго соответствуют программам учебных дисциплин и учебным планам, разработанным кафедрами.

Для получения высокой отметки студент должен уделить пристальное внимание подбору актуальной, практически и теоретически значимой, инновационной темы для своей научно-исследовательской работы. Если рассматриваемая проблема будет размытой, неинтересной для других людей, она не получит положительной рецензии. В настоящее время научно-исследовательская деятельность стала обязательным элементом не только в высших учебных заведениях, но и в обычных общеобразовательных школах.

Читайте также: