Как сделать плакат в стиле конструктивизм

Обновлено: 06.07.2024

Александр Родченко и Густав Клуцис, оспаривавшие друг у друга первенство в применении фотомонтажа, были солидарны в его высочайшей оценке и наиболее плодотворно использовали фотомонтаж в собственной художественной практике, прежде всего в плакате.

Во второй половине 1920–х годов повышенное внимание общественности к политическому и социальному плакату сочеталось с небывалым расцветом киноплаката.

На формальный язык киноплаката повлияли новаторские процессы в киноискусстве тех лет: оригинальные методы хроникальной съемки Дзиги Вертова, теория Льва Кулешова о киномонтаже, творческие находки Сергея Эйзенштейна и т.п. Братья Владимир и Георгий Стенберги, Антон Лавинский, Николай Прусаков и другие мастера использовали необычные ракурсы и создавали интересные изобразительные метафоры. Их работы с успехом демонстрировались на двух выставках киноплаката в Москве в 1925 и 1926 годах.

Конструктивизм — это стиль в живописи, фотографии, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве XX века, возникший в России на платформе дореволюционного авангардизма. Позже, после основания СССР, конструктивизм отражал социалистические утопии того времени. Советский живописец Алексей Ган передавал основную цель этого стиля простой формулой: конструктивизм был призван доносить до зрителя коммунистические ценности посредством искусства.

Возникновение и развитие конструктивизма

Конструктивизм появился в 1913 году, когда скульптор из России Владимир Татлин совершил путешествие в Париж. Во французской столице на мастера произвели неизгладимое впечатление работы художников Пабло Пикассо (исп. Pablo Picasso) и Жоржа Брака (фр. Georges Braque). После возвращения в Россию вдохновлённый Татлин начал создавать подобные работы, и можно считать, что новое направление появилось именно в этот момент.

Конструктивизм в первые годы своего существования был представлен картинами с большой долей абстракций. С этой точки зрения он был близок к супрематизму, созданному приблизительно в то же время гениальным Казимиром Малевичем. Художник полагал, что подлинной сутью живописи должна быть полная беспредметность, и первые конструктивисты рассуждали примерно так же. Со временем в новом стиле, однако, появились свои акценты, обособившие его от супрематизма и других направлений. Большой вклад в движении в эту сторону сделали Антуан Певзнер (фр. Antoine Pevsner) и Наум Габо (фр. Naum Gabo).

Конструктивизм. Советский плакат в стиле конструктивизм

Живописцы, графики и фотографы часто работали в стиле конструктивизм для создания плакатов, которыми информировали общественность о тех или иных событиях. В большинстве случаев эти произведения представляли собой сочетания геометрических фигур, изображённых на чистом холсте. Глядя на них, отчётливо видишь разницу с картинами, выполненными во многих других стилях — например, таком, как реализм.

Современные конструктивисты похожи на начинателей, творивших в первые годы существования стиля, но многим и отличаются от них. Они также стремятся к упрощению, но их произведения адаптированы к человеку нашего времени и его потребностям.

Основные особенности конструктивизма

Можно выделить несколько стилистических особенностей направления. Одна из них — активное использование художниками абстрактных геометрических элементов, сочетание которых позволяет создавать статичные картины или работы с иллюзией движения.

В картинах, написанных конструктивистами, нет объёмных деталей и перспективы. Подавляющее большинство из них имеет плоский, двухмерный вид.

Конструктивизм. Елена Бархатова. Плакат

Важная часть картин, написанных конструктивистами — обширное белое пространство. Его, в частности, можно найти на многих плакатах, созданных художниками.

В картинах доминирует идея построения нового мира. Можно утверждать, что сразу после появления направление было тесно связано с политикой.

Применяя приёмы, перечисленные выше, первые конструктивисты преследовали общую цель — выразить динамизм новой жизни, показать свежесть обновления, словом, передать в работах всё то, что они ощутили после русской революции.

Видные художники, творившие в стиле конструктивизм

В разные годы большую известность получили такие мастера, как:

    ;
  • Любовь Попова; ;
  • Александра Экстер;
  • Эль Лисицкий;
  • Наум Габо;
  • Алексей Ган;
  • Николай Седельников;
  • Антуан Певзнер;
  • Александр Веснин;
  • Ласло Мохой-Надь (венг. László Moholy-Nagy);
  • Макс Билл (нем. Max Bill).

Были популярны и другие художники, многие из которых восхищались новыми технологиями, машинами и активно использовали в своём творчестве промышленные материалы — пластик, сталь, стекло. Из-за этой склонности их часто называли художниками-инженерами.

Заинтересовались конструктивизмом? Сегодня картины в этом стиле можно быстро и с удобством купить на онлайн-аукционах. Приобретайте на площадке Very Important Lot напрямую у современных художников их произведения.

Конструктивизм - направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Для конструктивизма печатной графики, искусства книги, плаката характерны скупые геометризованные формы, их динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры (в основном красное и черное), широкое применение фотографии и наборных типографских элементов.

В советское время плакат был одним из самых любимых и распространенных приемов агитации и пропаганды. Многие выдающиеся художники отдали дань этому прикладному виду искусства. Достаточно вспомнить, что в жанре плаката работали А. Дейнека, Дени, Б. Ефимов, С. Игумнов, Кукрыниксы, В. Лебедев, А. Левин, А. Лавинский, Л. Лисицкий, А. Мандрусов, С. Маршак, В. Маяковский, Д. Моор, А. Родченко, В. Рындин, В. Степанова, В. Шершеневич, М. Черемных.

Немало было мастеров, занимавшихся исключительно рекламным плакатом. Следует упомянуть таких замечательных художников, как М. Буланов, А. Зеленский, Д. Тархов, Б. Такке, Д. Кравченко.

В советском искусстве и в, частности, в плакатной деятельности всегда с особой остротой стоит проблема новаторства, активность плаката усиливается, если в нем найдено свежее, необычное решение.

Другая характерная особенность полиграфии - переплетение в композиции графических и понятийно-знаковых элементов. Само начертание рекламных четверостиший Маяковского подавалось как яркая и интересная композиция. Восклицательные знаки и стрелки должны были еще больше привлечь внимание прохожих, заинтриговать их и заставить прочитать текст до конца. Мастер подходил к плакату не только с точки зрения социального заказа, но именно с точки зрения искусства, зачастую авангардного. Он нарушал и в плакатном искусстве привычные рамки, тем самым развивая скрытые возможности жанра. В. Маяковский - один из немногих - использовал в рекламных плакатах юмор и даже неологизмы. Например:

соусов и прочих ед

Лучше масла не было и нет.

Третий фактор, повлиявшей на стиль полиграфии, - это документальность. Художники старались максимально использовать фотографические изображения либо той или иной продукции, либо тех или иных конкретных персонажей, обращавшихся к зрителю. Фотомонтаж позволял передать картину реальной жизни, сопоставить прошлое и настоящее страны, показать ее успехи в развитии промышленности, культуры и социальной области.

Техника фотомонтажа использовалась также А. Лавинским, Г. Клуцисом, Л. Лисицким. Каждый из них обладал своими излюбленными приемами. Например, Лисицкий объединял несколько образов в один более сложный, Клуцис организовывал пространство особым образом, свойственным только ему, фотомонтаж Родченко более ассоциативен, условен и парадоксален. Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг.

В 1925 г. в Париже на Международной художественно-промышленной выставке за цикл рекламных плакатов В. Маяковский и А. Родченко были удостоены серебряных медалей.

Стили в графическом дизайне

Абстракция в графическом дизайне

Беспредметное направление, когда дизайнер отказывается от реалистичного изображения. Из всех видов стилей абстракционизм единственный встречается практически в любом направлении – от живописи до интерьеров и fashion-индустрии.

Предполагает создание композиций из разрозненных элементов: квадратов, треугольников, ярких или размытых пятен, волнистых линий. Иногда стиль разделяется на геометрический и лирический вид со свободным перетеканием форм.

абстракция

абстракция

Авангард (супрематизм)

авангард

авангард

Ампир

Ар деко (арт-деко)

Стиль возник в результате синтеза модерна, неоклассицизма, кубизма, футуризма. Его характерные черты включают гибкие, извилистые линии, природные формы волны, лебединых шей или женщин с распущенными волосами. Здесь в тренде контрастные цветовые решения, этнические орнаменты, иные стилизованные мотивы. Приветствуются широкие плоскости чистого цвета.

ар-деко

Ар-деко

Барокко

Барокко

барокко

Брутализм

брутализм

брутализм

Викторианский

Викторианский стиль появился в Британии XIX века во времена царствования королевы Виктории. Это наложило отпечаток на характерные черты создаваемых объектов – мало прямых линий (краев), декоративные внешние границы. Здесь также важно выдерживать симметрию, выбирать сложную типографику. Результат будет выглядеть богато, романтично.

Викторианский стиль

Викторианский стиль

Винтаж (винтажный)

Винтаж предполагает возврат к ретро-стилю во всем – типографике, полиграфии, веб-дизайне. Но здесь важно учитывать, что ностальгия и старина для каждого выглядит по-разному, в зависимости от возраста. Характерные черты стиля сформировались в основном под влиянием викторианского с включением современных элементов вроде рельефной печати, мрачных цветов, грязных текстур.

Винтаж

Винтажный стиль

Геометрия (геометрический)

Геометризм

Геометрия

Готика (готический)

Готике характерна широкая цветовая гамма и динамичность изображения. Задача дизайнера здесь создать иллюзию материальности картинки, передать реалистичность метафор и иносказаний. Есть небольшое обращение к мистике, религиозности. Стиль вплелся в типографику в виде готических шрифтов, которые легко преображают обычную с виду картинку.

Готика

Готический стиль

Гранж (хипстерский)

Гранж

Гранж

Дадаизм

Стиль считается предвестником сюрреализма. Основной инструмент дадаистов – коллажи из ткани, бумаги с произвольным комбинированием элементов. В остальном решение характеризуется как абсурд, хаос, ирония, авангард. Но дизайнер этим не ограничивается, главное, сохранить признаки иррациональности, цинизма, разочарованности, бессистемности, отрицания признанных канонов.

Дадаизм

Дадаизм

Деконструктивизм

Появился благодаря программному обеспечению, которое активно используется в проектировании зданий, других сложных объектов. Суть стиля заключается в манипулировании непрямолинейными формами, фрагментацией картинки с явным нарушением архитектурных условностей. Здесь иногда сопоставляются элементы, явно противоречащие друг другу, делается вызов идеям гармонии.

Деконструктивизм

Деконструктивизм

Инфографика

Инфографика – способ передать сложную информацию простыми образами в графическом виде. Здесь используются иконки, графики, диаграммы, блок-схемы, таблицы, карты, списки. Благодаря этому легко отобразить хронологию, сопоставлять разные варианты, показать статистику, списки преимуществ. Перечень инструментов ограничен лишь фантазией или поставленной задачей.

Инфографика

Инфографика

Кантри

Основные черты стиля – изображения с текстурой натуральных материалов вроде дерева, металла, камня. Цветовая гамма также соответствует виду природных поверхностей. Поэтому в нем часто применяется бежевый, коричневый, пастельные оттенки зеленого, сиреневого. Шрифты обычно самобытные, с засечками. Иногда встречаются потертости, подчеркивающие натуральность.

Кантри

Кантри стиль

Киберпанк

Базой стиля стал протест. Он выражается в энтропизме (хаосе или в неподчинении порядку), китче, выражающемся в неприятии общепринятых нравственных норм. Плюс проявляется неомилитаризм в виде отсутствия эмоций, резких формах, холодных образах. Киберпанк не обязательно темный и мрачный. Скорее, он нереальный, непривычный с бежевыми, серыми, коричневыми оттенками.

Киберпанк

Киберпанк

Эмоциональный стиль, пришедший в мир дизайна из США. Изначально применялся при создании рекламных вывесок, плакатов, иллюстраций. Включает яркие оттенки, футуристические изгибы и игривые, рукописные шрифты. Также приветствуются контрастные картинки или аэрокосмическая тематика, сюжеты в стиле комиксов.

Китч

Китч

Классический

Стиль позволяет подчеркнуть лаконичность, четкость, стройность, поэтому предполагает наличие типологических черт образа. Классика – это строгие рамки из золота, серебра, другие насыщенные и контрастные оттенки (например, густо-коричневый, малиновый). Правила отражаются в формах объектов, шрифтах, гармоничном сочетании различных элементов.

Классический

Классический

Конструктивизм

Отличительные черты стиля – функциональность, геометрия простых фигур, отсутствие декора и простые цвета (красный, черный, желтый, синий), отсутствие игры света. Здесь прямоугольники, квадраты, треугольники, окружности сочетаются с прямыми линиями. Часто встречается свободное пространство без четко обозначенного зонирования, с коллажами вместо рисунков.

Конструктивизм

Конструктивизм

Минимализм

Отражает тенденции выбора простоты, точности, ясности композиций. Выбор цветов ограничен – черный, белый, оттенки серого с использованием контрастных цветовых схем. Вполне допустимы другие, но разнообразить дизайн следует аккуратно, чтобы не отходить от принципов минимализма. Обязательно используется свободное пространство, оно усиливает восприятие информации.

Минимализм

Минимализм

Модерн

Явный признак применения стиля – извилистые криволинейные линии. Здесь часто используются стилизованные абстрактные формы, плоское пространство. Подход считается противоположным к классике, ампиру (другое название стиля арт-нуво). Здесь полно естественных, природных рисунков с нестандартными пропорциями, асимметрией, растительными орнаментами.

Модерн

Модерн

Поп арт

Направление содержит тенденции к ярким цветам, динамичным и неожиданным композиционным решениям. Ключевыми фигурами в дизайне часто становятся известные фигуры вроде политиков, актрис, певцов. Здесь также используется техника коллажа и китча, жирные контуры, живые герои в технике растровых точек, с иллюзией того, что они вот-вот начнут передвигаться.

Поп-арт

Поп-арт

Постмодернизм (мемфис)

Стиль использует смелые цвета (неоновые, основные и пастельные), смелые повторяющиеся узоры и геометрические формы. Иногда дизайнеры используют приглушенные тона, чтобы избавиться от атавизмов и сделать стиль более свежим, модным. Концепция стиля основана на смелости поп-арта, геометрии арт-деко, противоречивости китча (смешение и придает оригинальность).

Постмодернизм

Постмодернизм

Психоделика

Психоделика

Ретро

Ретро

Ретро

Сюрреализм

Здесь заметны тенденции сочетания несочетаемого – применение чуждых друг другу предметов, их обмен свойствами. Например, тяжелое становится невесомым, легкое приобретает массивность, то, что должно всегда оставаться мягким, затвердевает, а твердое растекается. Цвета и оттенки особой роли не играют, главное, подчеркнуть спокойные и плавные линии деформированных форм.

Сюрреализм

Типографика

Типографика

Типографика

Функционализм

Идея функционализма заключается в рациональности, простоте, экономичности. Дизайнеру важно придерживаться точного расчета, целесообразности каждого элемента, линии. Шрифты здесь всегда используются для усиления восприятия. Так, засечки помогают придать удерживать внимание при чтении длинных текстов, их отсутствие стимулирует быстроту восприятия.

Футуризм

Характерные признаки стиля – нестандартное расположение текста, энергичные композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты, пересекаются под острыми углами. В дизайне преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы. Изображения наполнены динамикой движения, энергетикой силовых полей, шумом окружающего пространства.

Футуризм

Футуризм

Хай тек (цифровой)

Стиль отражает связь с высокими технологиями, создает ощущение высокотехнологичной среды с коммуникациями, электроникой. Основные черты – прямые линии и формы, оттенки серого цвета под серебристо-металлический дизайн. Также активно используются нестандартные материалы (например, визитки печатаются на прозрачном пластике).

Хай тек

Хай-тек

Заключение

Читайте также: