Как сделать пикетаж в автокаде

Обновлено: 30.06.2024

Топографическая съемка, особенно крупного масштаба, является наиболее востребованным видом геодезических работ. После поступления полевых данных в камеральный отдел производится обработка полученной информации, при этом, как правило, используется большое количество различных программных продуктов. Это создает массу неудобств, а кроме того, при экспорте и импорте возможна частичная потеря данных. В такой ситуации целесообразно применение комплексного решения на основе AutoCAD — AutoCAD Civil 3D. На современном этапе программа включает полный набор средств для проектирования, оформления и управления проектами в таких областях, как изыскания и строительство, геодезия и топография, маркшейдерия и землеустройство. В основе Civil 3D также лежит технология динамического моделирования, объединяющая процессы проектирования и создания рабочих чертежей.
Для поддержки широкого спектра картографических данных, объединяя тем самым технологии САПР и ГИС, в AutoCAD Civil 3D полностью интегрирован функционал Map 3D. Сильной стороной продукта является способность работать с данными многих форматов. Например, AutoCAD Civil 3D предоставляет возможность экспортировать данные в файлы формата SDF, которые могут быть использованы для создания карт в AutoCAD Map 3D и Autodesk MapGuide.

Довольно часто возникает необходимость преобразования топографической съемки, оформленной в традиционном виде (чертеж AutoCAD — рис. 1), в формат поверхностей AutoCAD Civil 3D, поскольку данные поверхности позволяют решать определенный комплекс задач, например проводить анализ высотных отметок и уклона, вычислять объемы, изучать движение потоков воды и строить карты водостока (рис. 2). На основе поверхностей также создаются профили, сечения, планы профилирования и коридоры. При этом поддерживается динамическая связь с исходными данными.

Рис. 1. Топографическая съемка в традиционном оформлении

Рис. 1. Топографическая съемка в традиционном оформлении

Рис. 2. Результат анализа поверхности

Рис. 2. Результат анализа поверхности

Для преобразования топографической съемки можно воспользоваться стандартной функцией Civil — переместить текст на отметку и построить по нему поверхность. Но этот способ имеет существенный недостаток: поверхность будет создана по точкам с Х и Y в точке вставки текста, а не в точке пикета, что повлечет за собой большие искажения поверхности в плане.

Во избежание искажений необходимо переместить точку вставки текста в точку пикета. Это можно сделать вручную, но процесс будет весьма трудоемким.

Для автоматизации данной процедуры можно воспользоваться функциями AutoCAD Map 3D — инструментальной ГИС, входящей в состав Civil.

Для преобразования традиционного оформления результатов топографической съемки в формат поверхности AutoCAD Civil 3D с помощью функционала AutoCAD Map 3D необходимо произвести следующие операции:

Рис. 3. Круги с семантикой

Рис. 3. Круги с семантикой

2. В рабочем пространстве Map 3D подключить пустой файл MS Excel к Civil 3D как источник данных.

3. Создать связи между кругами и окруженным текстом. В результате мы должны получить круги, центр которых соответствует плановому положению пикетов, а атрибут — высотному.

4. Экспортировать атрибуты кругов в текстовый файл.

5. Создать точки Civil 3D посредством импорта полученного текстового файла.

6. Построить по точкам поверхность.

На практике этим способом удается связать около 90% текста с пикетами, что обусловлено неоднородным смещением подписей на чертеже. Для получения качественной ЦММ необходимо доработать ее вручную, а именно присвоить 10% точек высоты, добавить к поверхности границы, структурные линии и т.д.

Рис. 4. Набор утилит CUtil

Рис. 4. Набор утилит CUtil

По окончании работы утилиты в чертеж будут вставлены точки в формате AutoCAD Civil 3D с координатами пикетов и высотами из ближайшего текста (рис. 5).

Рис. 5. Точки в формате AutoCAD Civil 3D

Рис. 5. Точки в формате AutoCAD Civil 3D

Данный способ обеспечивает почти стопроцентную результативность (кроме случая, когда два или больше текстовых объектов расположены на равном расстоянии от пикета). Теперь по точкам можно построить поверхность.

Таким образом, совместное использование функций Civil 3D и содержащегося в нем Map 3D существенно расширяет круг решаемых задач, а применение специализированного программного обеспечения позволяет добиться высокой степени автоматизации.

Журнал Проектирование дороги в программном комплексе AutoCAD Civil 3D

Проектирование дороги в программном комплексе AutoCAD Civil 3D

Проектирование автодороги коттеджного поселка выполнялось в полосе, определенной с учетом возможности проезда различных типов транспортных средств, размещения инженерных коммуникаций и очистных сооружений, а также обеспечения съездов к участкам. С целью обеспечить минимальный объем работ был принят пилообразный тип продольного профиля.

Для дороги был выбран двускатный конструктивный поперечный профиль с бортовыми камнями, тротуарами и газонами (рис. 1).

При проектировании дороги, которое выполнялось в несколько этапов, использовалась программа AutoCAD Civil 3D 2011.

1. Проектирование плана трассы дороги

По середине полосы дороги была построена полилиния, определяющая плановое положение ее оси.

В связи с особенностями построения коридора в Civil 3D во все вершины трассы были вписаны кривые. Для выполнения этой операции использовался инструмент редактирования геометрии трассы.

Всего на первом этапе было создано три трассы, проходящие по всем участкам дороги, и две трассы, проходящие по краям проезжей части (рис. 2).

Рис. 2. Трассы по автомобильной дороге

Рис. 2. Трассы по автомобильной дороге 2. Проектирование продольного профиля

По созданным трассам были получены продольные профили по существующему рельефу. Для отображения видов профилей в чертеже использовался стиль ГОСТ Р 21.1701−97 Автомобильные дороги.

Для создания проектного профиля применялась команда Создать профиль по компоновке (в режиме создания прямых участков без кривых) и прозрачные команды Профиль, уклон и пикет, Профиль по уклону и отметке, Профиль, уклон и длина. С помощью прозрачных команд удалось достаточно быстро создать проектный профиль, задавая проектные значения уклонов и отметок. Работу по созданию проектного профиля существенно упростили рабочие отметки, представляющие собой динамические метки вида профиля. После построения очередного участка профиля можно было увидеть рабочие отметки на этом участке и, при необходимости, скорректировать его. Проектный профиль строился таким образом, чтобы минимизировать объемы земляных работ.

По завершении этого этапа отображение проектных профилей в чертеже приобрело законченный вид (рис. 3), с заполненной подпрофильной таблицей.

Рис. 3. Продольный профиль

Рис. 3. Продольный профиль 3. Проектирование конструкции дороги

Благодаря возможностям Civil 3D по преобразованию полилиний в пользовательские элементы конструкций создание таких элементов не составляет труда. По созданным пользовательским элементам заданы коды точек, звеньев и форм, в дальнейшем использованные при построении коридора и вычислении объемов материалов (рис. 4). Из стандартных и пользовательских элементов были сформированы конструкции (рис. 5).

Civil 3D позволяет сохранять уже созданные конструкции и создавать собственные пользовательские библиотеки, содержащие часто используемые типовые решения.

Тротуары и газоны в коридоре не учитывались.

4. Построение коридора

При построении коридора использовались ранее созданные трассы, проектные профили и конструкции. Коридор создавался в несколько этапов: сначала были построены участки дороги с примыканиями, но без съездов, а затем добавлены недостающие области.

Учитывался тот факт, что в торцах съездов к земельным участкам не должно быть бортовых камней. В коридоре эти съезды определялись в виде отдельных областей.

Для построения коридора в области примыкания дорог была использована команда Создать перекресток, которая позволяет с помощью Мастера настроить все параметры проектируемого примыкания или пересечения дорог (радиусы закруглений, параметры поворотных полос и выбрать набор конструкций. На основе принятого типового решения для проекта разработан и сохранен специальный набор конструкций. Сохраненные наборы очень удобно использовать при проектировании перекрестков и примыканий. Посредством специального ссылочного XML-файла они подгружаются в чертеж и применяются в соответствующих областях коридора на участке примыкания.

Примыкание создавалось как часть общего коридора дороги, что позволило использовать его для создания единой поверхности по земляному полотну, а в дальнейшем для вычисления объемов земляных работ и материалов (рис. 6).

Рис. 6. Примыкание в коридоре дороги

Рис. 6. Примыкание в коридоре дороги 5. Создание поверхности коридора и вычисление объемов земляных работ и материалов

Располагая построенной моделью дороги, в Civil 3D можно создать поверхность по любому коду, имеющемуся в конструкции. В проекте была создана поверхность по земляному полотну.

Для корректного построения поверхности требовалось указать ее границы. Это было сделано в интерактивном режиме указанием характерных линий коридора, через которые должна проходить граница. Всего создано две границы — одна по внешнему контуру дороги, вторая по внутреннему, образуемому участками в центральной части поселка. Поверхность была отображена на чертеже в виде проектных горизонталей.

Для вычисления объемов по трассам были разбиты оси сечений с шагом 20 м (рис. 7).

Объем земляных работ получен с помощью команды Вычислить материалы и стандартного критерия Земляные работы. Для вычисления достаточно указать существующую и проектную поверхности. Результат был вставлен в чертеж в виде динамической таблицы. С использованием той же команды и собственного критерия вычисления объемов работ были подсчитаны объемы всех материалов, заложенных в конструкции (рис. 8 и 9).

Рис. 8. Таблица с объемами земляных работ
Рис. 8. Таблица с объемами земляных работ
Рис. 9. Таблица с объемами песка
Рис. 9. Таблица с объемами песка
Получение чертежей поперечных профилей

Для получения поперечных профилей использовались те же оси сечений, что и для вычисления материалов. При вставке поперечных профилей в чертеж использовались стили по ГОСТ.

Команды Поделить и Разметить не пользуются особой популярностью в Автокаде, тем не менее они не заменимы при необходимости разделить линию на равные интервалы или участки определенной длины (разбить пикетаж по трассе, выполнить разбивку закруглений и т.п.).

Данных команд нет на стандартных панелях инструментов, если затрудняетесь с тем, как добавить их, читайте здесь.

Поделить линию на сегменты

Команда ПОДЕЛИТЬ (_DIVIDE) выполняет деление линии на заданное количество равных сегментов в следующем порядке:

1. Запустите команду из верхнего меню Рисование → Точка → Поделить или введя в командную сроку ПОДЕЛИТЬ (_DIVIDE).

Поделить линию в Автокаде

2. Укажите линию (отрезок, полилиния, сплайн, окружность, дуга и т.п.) для деления на сегменты.

Важно. Скорее всего, вы не увидите результата и решите, что команда не работает, но это не так. Дело в том, в качестве разделителей используются точки, внешний вид которых необходимо настроить для отображения на экране.

Вид точки в Автокаде

Настройка отображения вида точки выполняется так:

Вид точки в Автокаде

Или введя в командную сроку ДИАЛТТОЧ (_DDPTYPE).

2. Настройте отображение внешнего вида точки и размера к примеру как указано ниже.

Отображение точки в Автокаде

Разметить линию на отрезки заданной длины

Деление линии на отрезки определенной длины происходит так:

1. Запустите команду из верхнего меню Рисование → Точка → Разметить .

Разметить линию в Автокаде

Или введите в командную сроку РАЗМЕТИТЬ (_MEASURE).

2. Укажите объект для деления на отрезки сегменты определенной длины (трасса к примеру).

Примечание. У вас должен быть заранее быть подготовлен блок, который будет выступать в качестве разделителя (его роль в предыдущем примере выполняла точка).

6. Осталось только указать длину сегмента (скажем 100 м) и усе.

Полезно. Как посчитать сумму длин несколько линий читайте здесь.

Александр Савилов

Роман, Кстати, если у вас не LT-версия, и то можно сделать еще одним способом - написать в редакторе VBA такой примитивный макрос:

А в макрос кнопки прописать:

В ранние версии (до 2012 точно) не входил VBA, нужно было доустанавливать, в последнии уже включен в базовый комплект.
Может как-то можно на LISP простенькой строкой обойтись, но к сожалению на LISP вообще не в зуб ногой.

А про конкретность задачи это я вот к чему - если Вам например нужно нужно "зарядить" чужой или пустой чертеж какими-то стилями и слоями, например докинуть в чертеж размерные стили, стили выносок, блоки и набор нужных слоев, то это можно сделать в один клик простым макросом, не открывая "чертеж-хранитель"

Читайте также: