Как сделать песочницу для песочной терапии своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Цель : практическое освоение приемов песочной терапии как коррекционной технологии, стимуляция эмоционального фона с помощью песочной терпаии.

- способствовать снятию напряжения, расслаблению;

- создавать интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;

- развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук.

Песочницы, силуэты кораблей, клубок, мелкие игрушки, световые столы, музыкальное сопровождение (дельфины, шум моря).

Ход мастер-класса

Уже давно была известна и непонятна любовь детей к песочнице. Малыши в песочнице начинают дружить со сверстниками, и заводить друзей.В песочнице происходят первые ссоры из-за совочков и ведёрок.Непоседа в песочнице чувствует себя спокойно и комфортно.

Много раз вы с удивлением наблюдали,как ребёнок длительное время играет с песком на пляже или в песочнице, где проявляется бурная фантазия и развитие мелкой моторики, когда малыш отыскивает клады или прячет свои сокровища. И просто сочиняет сказки,при этом прорисовывая их на песке.

Песочная терапия — это рекорд усидчивости для ребёнка любого возраста. Песочная терапия это – возможность у ребёнка самовыражения. Песок, вода, фигурки и предметы способны помочь ребёнку раскрыться. Выразить эмоции и чувства,которые иногда сложно и трудно передать словами.Пескотерапия способна помочь ребёнку разобраться в себе, помочь избавиться от комплексов и страхов. Песок даёт ощущение полной свободы и защищённости.

Пескотерапия – это игра, которая помогает ребёнку строить отношения и заводить друзей. При создании песочной композиции не нужны специальные знания и навыки. Поэтому ребёнок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более рискованно и смело действовать.

Чем полезны игры с песком:

- развивают восприятие, внимание, образное мышление, речь, внимание, навыки самоконтроля;

-формируют представления об окружающем мире;

- развивают глазомер и мелкую моторику.

- успокаивают и расслабляют, снимают напряжение и агрессию;

- воспитывают чувство уверенности и успешности;

- помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Эффект песочной терапии:

- позитивное влияние на эмоциональное состояние;

- положительная динамика в развитии образного мышления;

- ориентировки в пространстве;

- сенсорно – моторного восприятия.

Песок бывает обычный, но такой песок сам по себе сухой и рассыпчатый и без воды форму держать не станет, в тоже время кинетический песок работает без манипуляций с водой.

При помощи кинетического песка мы можем создавать замки, дома, строить куличики, так как этот песок держит форму,

Подойдём к первому столу(кинетический песок).

- возьмите в руки песок, скатайте колобки, теперь выложите колобки от меньшего к большему, от большего к меньшему;

- сосчитайте, сколько всего получилось колобков;

- разделитесь на две группы, одна группа строит самую высокую гору, вторая низкую и широкую гору;

- возьмите игрушки, те, кто строил высокую гору, обойдите низкую и широкую гору с правой стороны, а те, кто строил низкую гору, взойдите на вершину высокой горы.


Переходим к следующему ящику с песком (световой ящик), я вас познакомлю с играми на обычном песке, думаю,эти знания вам в будущем пригодятся.

Прежде всего, поверхность должна быть ровной. Для этого можно использовать линейку. Проведите линейкой, обращая внимание на то, что у ящика есть углы и стороны.

У всех есть мечта побывать на море.Тем, кто был на море, хочется ещё раз пройтись по песку, вспомнить, как приятно, когда волны омывают тебя. Я вам предлагаю побывать на морском берегу.

Вот мы и оказались на пляже,положите руки в песок, проскользите по песку двумя руками одновременно, сделайте отпечатки кистей рук, внутренней стороной, теперь внешней. Важно задержать руку в песке, слегка и вдавив её. Что вы чувствуете? Переверните руки тыльной стороной. Изменились ваши ощущения?


Сейчас предлагаю пересыпать песок из одной ладошки в другую, почувствуем, как приятно нашим ладошкам, теперь из правой руки на поверхность экрана, затем из левой руки, теперь двумя руками одновременно. Наберите в ладошки песка, и с разной высоты попробуйте просыпать его на экран, создавая горы в левом нижнем углу. Что вы чувствуете?

Предлагаю при помощи пальчиков нарисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочерёдно правой и левой рукой коротенькие прямые линии, потом одновременно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и мизинцами).

- нарисуем лесенку, для того что бы подняться на гору;

- рисуем солнышко в правом верхнем углу;

- мы же с вами на море, а на море плавают корабли, разложите кораблики по поверхности экрана в горизонтальном положении, чего-то не хватает нашим кораблям, как вы думаете, чего? (парус);

- нарисуем паруса, незабываем, что паруса имеют наклонные прямые линии.

- теперь пальчиком нарисуем волны, сейчас всеми пальчиками рисуем волны возле каждого корабля;

- в море растут ещё и водоросли, давайте их нарисуем указательным пальчиком, но не забываем, что водоросли растут снизу вверх, могут быть волнистыми и прямыми;


- какое же море без дельфинов, рядом с каждым кораблём нарисуем дельфина, прорисовываем ему плавники, глаза;

- вдруг на море подул ветер, образовался шторм и кораблики начало закручивать в водоворот, изображаем водоворот;

- подул лёгкий ветерок, море успокоилось (рисование всей кистью руки).


Список литературы:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

МАСТЕР-КЛАСС

Цель: Развитие творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, демонстрация опыта работы по песочной терапии в детском саду.

· познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в работе с дошкольниками;

· Дать определение песочной терапии;

· Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность;

Материал: песочница, световые столы, кварцевый песок, клей, влажные салфетки.

Ход мастер-класса:

Перенос традиционных педагогических и психологических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Этот метод можно использовать в работе с детьми любого возраста со следующим спектром проблемы:

· Различные формы нарушений поведения;

· Сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

· Сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка и т.д.) и социальной ситуации (детский сад, школа);

Как показали исследования, песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали – уходили в песок.

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из Вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, Вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны. Игра с песком может выступать в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и психологических нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.. Песочницу можно использовать в качестве психопрофилактического и развивающего средства.

Бывает, что ребенок словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Что же такое песочная терапия?

Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Песочная терапия для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Песочные игры бывают трёх видов:

· Обучающие игры:

*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук .

*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

· Познавательные игры.

*игры на знакомство с окружающим миром.

*игры-экскурсии по городу.

· Проективные игры используют психологи и психотерапевты.

Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.

В нашем детском саду имеются условия для игр с песком:

на участке - песочница, в группах – песочные световые столы. А также интерактивная песочница, к которой имеется доступ у воспитателей.

2. Практичесая часть

1) Игры с песком

Сегодня мы на практике попробуем использовать некоторые игры с песком.

Просто сыграем, как делают дети,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

- Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с Вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная, песочная. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

- Давайте встанем вокруг песочницы, вытянем руки над песочницей ладонями вверх и произнесем заклинание:

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем

А еще нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок.

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Песок мы не бросаем,

Друг другу не мешаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Мы начинаем с Вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро Вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок! Послушайте… Он с Вами здоровается. Вы слышите. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит очень тихим голосом.

А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется? (фонограмма смеха)

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Песочный ветер.

В Песочной стране дует сильный ветер (фонограмма ветра). Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке, выдувать буквы, цифры или рисовать.

Злой волшебник обидел жителей Песочной страны, и они спрятались в песок. Давайте с Вами нашими волшебными кисточками аккуратно раскопаем песочек во всех уголках страны и найдем жителей. (С помощью кисточек откапывают спрятанные в песке картинки с изображением сказочных персонажей).

Песочные жители очень Вам благодарны! Они Вам улыбаются, и Вы улыбнитесь им в ответ.

Звучит музыка. Участники разрушают песочный круг ладонями.

Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я Вас поздравляю, мы победили злость!

Посмотрите на нашу Песочную страну, чего в ней не хватает? Правильно, нам надо вернуть красоту этому сказочному миру. Что же для этого надо сделать? (украсить Песочную страну)

Вы любите рисовать? Сегодня мы будем рисовать на песке картину руками, пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будете рисовать на песке.

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее беда –

Она их главная еда. (трава)

Пришла пора прощаться с нашими друзьями и возвращаться обратно в детский сад.

Давайте попрощаемся с Песочной страной и ее жителями, с Песочной Феей. Для этого все убираем, разглаживаем песок, прижимаем ладони к песку и прощаемся.

До следующей встречи в Песочной стране.

Рефлексия (педагоги садятся, вымыв руки)

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? С каким настроением Вы вернулись из Песочной страны?

Сегодня я показала Вам лишь несколько песочных упражнений.

Сегодня мы с вами пообщаемся с песком.

2) Рисование песком

Говоря об играх с песком нельзя не вспомнить о рисовании на песке и песком.

Сегодня мы будем с вами рисовать песком. Это одна из форм работы с детьми.

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно. Рисование цветным песком позволяет увидеть в себе скрытые ресурсы, ибо, создавая песочные картины, каждый может ощутить себя творцом. Это дает возможность пережить полярную гамму чувств: от неуверенности до осознания собственной великой созидательной силы

.Причины, чтобы научиться рисовать песком самому, и обучить этому ребенка:

1. Простота. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие расходные материалы.
Заниматься рисованием на песке или песком могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

2. Красота. Получаются очень красивые работы.

3. Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций.

Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем. Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулачок и рассыпаем равномерным тонким слоем по столу. Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка) . Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья) . Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги) . Светило яркое солнце (рисуют солнце) . Солнечные лучи нежно ласкали его спину. Вдруг появились тучи (рисуют тучи) . Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя) . Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуют лужи) . Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению.

Посмотрите, как здорово у вас получилось!Настоящие песочные художники.

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Действительно, данная методика несет в себе:

1. Инновационность, оригинальность, простоту

2. Способствует развитию психических процессов.

А мне остается только поблагодарить Вас за внимание и работу. Вы прекрасно потрудились. Будьте здоровы!

Самоанализ мастер – класса

Цель: Развитие творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, демонстрация опыта работы по песочной терапии в детском саду. Исходя из целей опыта, определены задачи.

· познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в работе с дошкольниками;

· Дать определение песочной терапии;

· Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность;

В ходе занятия можно выделить следующие этапы:

1. Организационный момент и актуализация личностного смысла

2. Основной этап занятия.

3. Этап подведения итогов занятия.

4. Этап рефлексии.

Для достижения этой цели я познакомила педагогов с методикой песочная терапия, с определением песочной терапии и с играми, которые использую на своих занятиях

Считаю, что в ходе проведения мастер-класса цели, поставленные в начале были достигнуты. Была выдержана логика.

В ходе работы участники познакомились с различными формами работы с песком.

Участники мастер-класса получили представление о песочной терапии. Кроме того, присутствующие коллеги были не только пассивными слушателями, но и активными участниками мастер-класса.

В практической части педагоги создавали рисунки из песка, воплощали творческий замысел. Все участники справились с заданием, т.о. мне удалось активизировать деятельность по применению песочной терапии на практике.

Этап рефлексия также был связан с темой занятия и позволил получить информацию о том, что участники будут использовать предложенную технологию или её элементы, потому, что она позволяет создать устойчивую мотивацию; развивать коммуникативные и организационные навыки.


В прошлой статье я рассказывала о полезных функциях песочной терапии и, как обещала, делюсь рекомендациями для родителей по организации игр с песком дома.

Для домашней терапии вам понадобится:

- ящик для песка (песочница);
- песок (обычный, но просеянный, промытый и прокаленный);
- вода;
- коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница – деревянный ящик. Его размер в сантиметрах: 50х70х7. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.

В качестве материала для изготовления песочницы лучше всего подходит дерево. Ведь дерево – природный материал. Лучше всего для песочницы использовать объединение двух цветов: естественного цвета дерева и голубого. Дно и бортики (за исключением внешней стороны) красятся в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а бортики – небо. Важно цветовосприятие, голубой цвет оказывает успокаивающее влияние на человека. Кроме этого, наполненная песком, голубая песочница выступает миниатюрной моделью человеческого восприятия нашей планеты.

Экземпляры коллекции миниатюрных фигурок должны быть высотой, желательно, не более 8 см. В набор игрушек может войти все, что найдете дома (игрушки от киндеров, камушки, ракушки, животные, лего). Материал должен обеспечить любую фантазию.

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше. С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

В семье можно проводить индивидуальные или групповые занятия (например, когда к малышу приходят гости), подключение в игру на песке мамы, папы, бабушки, дедушки может наполнить минуты игры особым счастьем, что способствует сплочению семьи и пониманию взаимоотношений. Ребёнок будет благодарен родителям за проявленный интерес. Безусловно, на момент игры обычные мероприятия в данных помещениях проводиться не должны. Всё внимание должно быть сосредоточено на ребёнке.

Место проведения терапии должно быть тщательно подготовлено к занятию, чтобы во время игры с песком ребёнка ничего не отвлекало, рядом не было мягких игрушек и большого количества мебели. Ребёнку необходимо предоставить ощущение свободного пространства. Лучше всего расположиться на полу.

Что можно делать с песком?

- рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля;
- рисовать на мокром песке тонким предметом;
- осуществлять работу с помощью рук (посыпание, пересыпание из руки в руку или из ёмкости в ёмкость);
- искать игрушки, спрятанные в песке;
- создавать на песке композиции, используя различные игрушки, иллюстрировать свои истории, разыгрывать уже известные сказки, менять сюжет в соответствии со своим настроением или актуальной проблемой.

Важно!
Поведение взрослого. Взрослый должен уделять внимание ребёнку. Проявлять доброжелательность, принимать малыша таким, какой он есть, не навязывая ребёнку своих форм поведения. Задача взрослого - знакомить малыша с материалом, вовремя задавать уточняющие вопросы и помогать в ситуации, когда у ребёнка возникают трудности или паузы в игре, подключая новых персонажей, игрушки, включая музыку. Новые стимулы могут оживить в ребёнке новые желания, чувства, иначе развить сказочную линию и пустить игру в новое русло. Когда ребёнок освоится, то сам решит каким образом продолжить взаимодействие с песком и окружающим его миром. Ребёнок может работать молча, не обращая особого внимания на взрослого или только смотреть на игру взрослого. Это не должно смущать, так как ребёнок имеет полное право вести себя так, как считает нужным. На следующих занятиях малыш обязательно включится в игру.

Ребёнок является автором идеи игры в песок, сам контролируя ход игры. Подобная самостоятельность - отличный способ повысить самооценку ребёнка, развивает его воображение. В случае, когда ребёнок проявляет агрессию, взрослый может активно включиться в игру, также став разрушителем и злодеем. Необходимо стараться, чтобы при сочинении песочной истории, её финал нёс в себе позитивные моменты, вселяющие в ребёнка уверенность в своих силах. Если малыш хочет плохого конца сказки, настаивает на разрушении, необходимо позволить ему побыть в этом негативе. Но на следующих занятиях плавно подводить к позитивному финалу. При этом необходимо задуматься о причинах подобного развития сюжета, и возможно проконсультироваться с психологом. В процессе песочных манипуляций ребёнок не только стимулирует тактильную сферу, развивает воображение, но и отыгрывает переживания и страхи, переносит свои чувства на песочную картину. Это должно быть явным звоночком для родителей.

Рисунок песком на стекле

Рисование песком для детей – замечательный способ эмоциональной терапии, рекомендуемый детскими психологами, и средство развития воображения, расширения творческих навыков. Для ребенка возиться с сыпучим материалом – большое удовольствие, занятие подходит для дошкольников разных возрастных групп. Художественную терапию песком советуют психологи, дефектологи, логопеды, ее легко могут организовать и педагоги в дошкольном учреждении, и родители дома.

Преимущества занятия

Вторая польза рисования песком для детей – развивающее действие. Техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие и творческое мышление. В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. У школьников возня с песком улучшает навыки письма. Полезно применять методику с детьми, которым учеба в тягость. В этом случае рисование песком становится хорошим дополнением к домашнему заданию, позволяет через художество закрепить школьные знания.

Дети

Третья польза рисования на песке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии. У методики нет ограничений и строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации. Рисование песком доступно и для малышей ясельного возраста, и для дошкольников средней группы, и для школьников.

Материалы для рисования песком

Чтобы учиться рисовать на песке, нужно приобрести перечень материалов и приспособлений. Все они доступные, серьезно раскошелиться не придется. Вот что потребуется юному художнику:

  • стол с бортами и подсвечивающим устройством снизу;
  • песок;
  • антистатик в баллончике;
  • дополнительные приспособления – художественные кисти, палочки, сито, шаблоны;
  • широкая и плоская кисть для выметания песчинок из углов стола.

Материалы

Антистатик необходим для предотвращения склеивания песчинок, которое неизбежно при многократном использовании кварцевого материала. Спрей положено распылять перед каждым занятием. Подходит обычный антистатик, предотвращающий прилипание одежды из синтетики к телу.

Стол можно купить, сделать самостоятельно. Самодельная конструкция – соединенные в прямоугольную форму борта с дном из матового стекла или пластика толщиной до 5 мм. Снизу необходимо закрепить лампу так, чтобы получился рассеянный свет. Освещение может быть любым: в теплом и холодном диапазоне, даже цветным. Ножки стола не должны шататься, иначе при рисовании не получится вывести аккуратные линии.

Схема столика для рисования песком

Готовый стол – конструкция с бортами и дном в виде подсвечиваемого планшета. Оптимальный формат – 130×70 см, но для ребенка достаточно 70×50 см. Высота бортов должна быть не меньше 6-7 см, но со стороны рисующего только 3 см, иначе будет неудобно рисовать нижние элементы. С правого и левого боков необходимо оставить отступы для песка шириной 10-15 см. Желательно, чтобы эти участки находились в одной плоскости с пространством для рисования, так удобнее применять многие техники. Но в некоторых готовых столах с обеих сторон предусмотрены лотковые выемки.

Стол для рисования песком

Песок подойдет любой. В зоомагазине можно купить аквариумный, а в супермаркете в детском отделе – специальный для творчества. Можно обратиться в студию детского и взрослого творчества, где практикуют песочную анимацию, если такое заведение есть в населенном пункте. Там наверняка не откажутся продать небольшое количество песка. Фракция материала тоже может быть любой. Желательно обзавестись разной, так как мелким песком удобно создавать тона и полутона, а крупным – большие детали изображения.

Цветной песок для творчества

Если поблизости от дома есть река, можно накопать песка на берегу. Только придется профильтровать его через мелкоячеистое сито, затем промыть. Процедура промывания выглядит так:

  1. Всыпьте в ведро 4-5 кг песка. Это стандартное количество для рисования.
  2. Залейте водой до края ведра.
  3. Аккуратно размешайте рукой или большой ложкой.
  4. Когда пылевые и грязевые частицы поднимутся на поверхность, а более тяжелые песчинки осядут на дно, осторожно слейте воду.
  5. Повторяйте процедуру, пока сливаемая вода не станет кристально чистой.
  6. Очищенный материал просушите на балконе, если стоит солнечная погода, или на батарее, или в духовом шкафу.

Песок в ведре

Заменить песок можно манкой, солью мелкого помола, а для создания более темных и контрастных элементов изображения – молотым кофе.

Сыпучий материал положено обновлять раз в 3 месяца, а если ребенок рисует каждый день, то раз в 1,5 месяца. Если этого не делать, песок станет менее податливым, поскольку при постоянном трении песчинки разрушаются, структура материала размягчается.

Песочные рисунки

Техника рисования песком

В технике создания песчаных рисунков нет сложности, но при обучении ребенка придется быть терпеливым. Основной инструмент – руки художника, но возможно применение вспомогательных приспособлений.

Прежде чем ребенок приступит к рисованию, познакомьте его с художественным материалом. Предложите погрузить руки в песок, пересыпать его из одной ладони в другую, рассказать о своих ощущениях. После знакомства с материалом можно приступать к обучению методам рисования.

Высыпание из кулака


Линии разного размера

Далее дошкольники осваивают рисование линий разной толщины, длины, извилистости. Научите ребенка рисовать пунктиры, завитки, волны. Это лучший метод привыкания к оригинальной технике рисования для дошкольника младшей группы.

Для создания тонкой прямой или изогнутой линии нужно насыпать из кулака полосу песка, затем сложить два пальца – большой и указательный, провести ими по полоске. Получится линия одинаковой толщины на всем протяжении. Объясните ребенку, что нельзя сильно напрягать пальцы, иначе изображение может получиться неровным. Если же требуется более толстая линия, пальцы нужно соединить наискосок.


Рисование разными частями руки

При рисовании на песке применяют разные части руки. По материалу водят одним или несколькими пальцами, сдвигают и раздвигают их. Крупные элементы и толстые линии изображают кулаком и идущим от мизинца ребром ладони. Для создания множества мелких деталей тыкают по песку кончиками пальцев, тонкие линии проводят ногтями.


Рисование по темному и светлому


Рисование с использованием вспомогательных приспособлений

Чтобы рисование на песке в детском саду было увлекательнее, пусть дети используют не только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления. Чем можно рисовать:

  1. Художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть.
  2. Зубочистки, палочки хаси для суши, кулинарные шпажки. Оптимальны для создания тонких и изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола.
  3. Расческа, небольшие грабли. С их помощью получаются аккуратные волны.
  4. Цветная бумага. Ее кладут на стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки рисунка получаются разноцветными. Метод применим для создания флористических мотивов, абстрактных узоров.
  5. Воронка. Насыпать через нее песок, создавать горки, дорожки, узоры – увлекательное занятие.
  6. Мелкоячеистое сито. С его помощью покрывают стол тонким песчаным слоем, который может стать фоновой основой для рисунка.
  7. Трафареты. Можно использовать готовые. Или вырезать их для занятия из пластиковых крышек, картона. Или приспособить для этого разные плоские предметы. Нужно положить их на чистую поверхность стола, присыпать песком, а затем аккуратно убрать.
  8. Маятник. Прикрепите к нитке грузик округлой формы, дайте ребенку. Пусть раскачивает маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка.
  9. Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Нанесите на нее узоры толстым слоем клея. Дождитесь высыхания, затем дайте ребенку. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки.

Упражнения

Приводим несколько популярных упражнений для рисования песком на световых столах для детей:

  1. Буквы. Занятие полезно для дошкольников старшей группы и младших школьников, которые учатся писать. Рассыпьте по столу песок плотным слоем. Пусть ребенок учится красиво выводить буквы, развивает моторику пальцев.
  2. Водный пейзаж. Для его создания пройдитесь растопыренными пальцами по песчаной поверхности, изображая волны. В верхней части композиции сделайте тонкие штрихи ногтем – это будет дальняя рябь. Ребром ладони проведите горизонт, уберите излишки в верхней части – это небо над водоемом.
  3. Облака. Наберите песок в кулак. Высыпайте его тонкой струйкой, совершая круговые неразмашистые движения.
  4. Лист клена. Насыпьте линии, формирующие контур и прожилки листа. Сделайте контур резче, проведя пальцем по внешнему краю линии, сдвигая песок внутрь. Ногтем пройдитесь по прожилкам. Очертите границу черешка.
  5. Солнце. Наберите песок в кулак, поднимите на 20-30 см над поверхностью стола. Равномерно высыпайте, стараясь не сдвигать руку. Песчинки, падая с высоты, отскакивают от пластиковой поверхности, формируют кольцо, а середина остается пустой. И ее диаметр тем шире, чем выше поднята рука.
  6. Горный пейзаж. Быстрыми зигзагообразными движениями рассыпайте песок в горизонтальном направлении. Ребром мизинца пройдитесь по верхней части, убрав лишнее, чтобы получился рельеф.

Песочная анимация для детей дошкольного возраста

Высшее мастерство – съемка песочной анимации, при которой художник безотрывно создает плавно перетекающие друг в друга изображения. Причем делает это, совершая минимально возможное количество движений. Это сложное искусство, требующее от мастера быстроты действий и безупречных художественных навыков.


Настоящая анимация вряд ли по силам дошкольнику, но нечто простое, например, дерево, голое зимой и расцветающее летом, он вполне изобразит, потренировавшись в течение 3-4 занятий.

Представляем мастер-класс рисования песком для детей:

  1. Равномерно рассыпьте материал.
  2. Приложите подушечку пальца к песчаной поверхности, ведите вверх. Утончайте линию, постепенно поднимая подушечку. Получится ствол дерева.
  3. Мизинцем изобразите ветки. Делайте их искривленными, а не прямыми, чтобы они выглядели естественно. Получится дерево зимой.
  4. Теперь сделайте лето. Насыпьте песок широким слоем на концы веток – это крона. Также сыпаните горизонтально под деревом – это трава.
  5. Хаотично тыкая пальцами по кроне, вдавливая на разную глубину, сделайте листья. Проведя вертикально ногтем под деревом, изобразите травинки.
  6. Откорректируйте контур древесной кроны, удалите излишки песка.
  7. Анимацию можно продолжить, сделав осень. Для этого поставьте пальцами несколько пятен под деревом – это будут опавшие листья.

Таким методом можно снять в детском саду фильм, например, на экологическую тему. Нужно только закрепить над столом видеокамеру, чтобы она снимала процесс рисования.

Статьи по психологии
Логинова О.И.

Метод "Песочная терапия"
в психологическом консультировании

Обзорная статья по теме: "Метод "Песочная терапия" в психологическом консультировании". Дается определение песочной терапии, краткая история создания метода "Песочной терапии". Определяются цель и задачи песочной терапии. Показания и противопоказания к песочной терапии. Краткая классификация миниатюрных фигурок для песочной терапии. Использование метода "Песочной терапии" в индивидуальной, семейной и групповой терапии, при работе с детьми в детском саду. Рекомендуемая литература ведущих российских авторов по данному вопросу.

Мастер-класс. Песочная терапия со взрослыми. Ведущая Логинова Ольга

История создания метода "Песочная терапия"

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов.

При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты.

Dora Kalff является автором книги " Sandplay " . (Boston: Sigo Press, 1980). В книге описаны случаи из практики.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.

Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.

Песочная терапи я – это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноз и т.д.

Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.

Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии "заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные клиентом темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой клиента".


Существенное отличие
от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.

Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью клиента. В условиях краткосрочной терапии, специалист иногда может применять тематический подход.

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.

Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:

- Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

- Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

- Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.

- Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.

- Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.


Видео. Арт-терапия. Песочная терапия. Фрагмент передачи. Съемки СТРИМ телевидение


Показания к песочной терапии

Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:

- неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;

- ограничен в проявлении своих чувств;

- переживает экзистенциальный или возрастной кризис;

- имеет психологическую травму;

- имеет проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

- дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

- эпилепсия или шизофрения.

- клиент с очень высоким уровнем тревожности.

- клиент с н еврозом навязчивых состояний.

- аллергия на пыль и мелкие частицы.

- кожные заболевания и порезы на руках.

Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.

Песок для песочницы

Фото Логинова О.И. Подкова. Песок для песочной терапии

В песочнице можно использовать кварцевый песок маркировки "кварцевый песок 0,1-03". Это достаточно мелкие частицы. Более подходящий песок для песочной терапии песок для шиншиллы.

Для мелкого песка можно иметь пуливизатор с водой, чтобы орошать песок.

Кроме этого можно использовать речной или морской песок с более крупными частицами. Песок бывает разного оттенка - от светлого до темного. Желательно иметь песочницы с разным песком.

Песок может быть цветным. В работе с клиентами желательно иметь песок различной окраски. В работе используется как сухой так и мокрый песок. Для этого необходимо иметь емкость с водой. Выбор с каким песком работать всегда остается за клиентом.

__________

Вопрос: "Где можно купить песок?"

Фото. Специальный экран с подсветкой для создания песочных картин

Ответ. "Он продается в зоомагазинах в упаковках от 1 кг до 6 кг.
В настоящее время существует сеть магазинов, которые специализируются на продаже цветного песка для творческих работ. Для песочницы вполне достаточно 4-6 кг песка. Песочницу заполняют на две треть песком".

__________

В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированную песочницу. Для работы достаточно одного кг песка.
Еще один вариант для создания песочных картин - использование песочницы со специальным экраном с подсветкой. В настоящее время изготавливают различные модификации светового стола для рисования песком (песочная анимация) с различной подсветкой. В этом случае используется один кг песка.

При работе с детьми при создании волшебных картин на ватмане, как вариант, можно использовать не только песок, но и фасоль, горох, манку и другую цветную крупу. Грунтовые цветные камни для аквариума. Это позволяет детям развивать творческие способности. Картины делаются быстро. Их можно мгновенно менять, что очень нравится детям и создает эффект волшебства.

Песочная картина. Арттерапия. Песочная терапия

На плотной бумаге можно делать песочные картины. Для этого делается эскиз картины, затем покрывается клеем ПВА, а далее насыпают песок. Песок сцепляется с клеем. Застывает. Где-то через сутки песок можно покрасить гуашью.


Символизм ландшафта песочной картины

Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. В момент построения мира клиент может погрузиться в легкое трансовое состояние, фокусируясь на своей проблеме и выходе из проблемной ситуации. Ландшафт показывает, какой путь выбрал себе человек, как он будет его проходить.

В песочной терапии при работе с клиентом можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. которые подбираются в зависимости от проблемы клиента. Сюжет должен быть понятен клиенту не зависимо от возрастной группы - ребенок это или взрослый человек. У терапевта должна быть подборка притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.


Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

- Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

- Но как это может произойти?

- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

- Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

- Но как я могу проверить это?

- Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

- Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

- Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Коллекция миниатюрных объектов

Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов клиента.

Кроме миниатюрных фигур в кабинете желательно иметь следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы клиент мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.

В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.

Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов. Они должны быть:

- Большие и крошечные;

- Бесцветных и ярких цветов;

- Прозрачные и непрозрачные;

- Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.

В данной статье не рассматривается подробный перечень миниатюрных фигур. Однако можно сказать, что несколько фигур могут выделяться из всего ряда фигур и при выборе клиентом могут стать ключевыми фигурами всей терапии. Но надо быть осторожными, когда на приеме маленькие дети, т.к. они все тащат в рот. Слишком мелкие фигурки не использовать с маленькими детьми.

Вопрос: "Где можно купить миниатюрные фигурки для песочной терапии?"

Ответ. "Фигуры для песочной терапии можно приобрести в киосках Союзпечати, в магазине "Детский мир", в киосках "Сувениры". Подойдут фигурки из Киндерсюрпризов".
__________

Символизм миниатюрных фигурок, выбранных для песочной картины

Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Самым главным, основным считается то, что сам автор думает по поводу выбранных фигурок.

Важно помнить и понимать, что сколько людей столько и импровизаций может быть.

Находясь в кабинете психолога, человек выберет из множества фигурок, только те, которые для него актуальны в настоящее время.

Вопрос: "Можно ли отдавать клиенту понравившуюся фигурку после терапии?"

Ответ: "Однозначного ответа нет. Ребенку можно дать, но в обмен на другую фигурку. Взрослому человеку лучше не отдавать, т.к. в какой-то момент может произойти обесценивание терапии" .


С емей ная песочная терапи я

Фото. Логинова О.И. Миниатюрные фигурки для песочной терапии

Песочную терапию возможно использовать и в семейной психотерапии.

При решении семейных проблем терапевт может предложить клиенту или семейной паре, которая пришла на прием выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них. Выбирая фигурки животных, человек создает метафору, которая символизирует то, что происходит в семье клиента.

Песочная терапия с детьми

Игры с песком играют важную роль в процессе развития ребенка. Для начала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, различные формочки, изображающие транспорт, людей, животных. Для маленького ребенка важен сам процесс игры и строительства.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Свойства песка способствуют тактильной стимуляции и отреагированию эмоций, проработке психологической травмы.

При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе со взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.

В случае возникновения проблем в детско-родительских отношениях предлагается построение мира на одном песочном поле совместно ребенка и родителя. Возможно построение мира в разных песочницах.

В книге Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук "В гостях у песочной Феи" даются описания упражнений с песком для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которые выполняются детьми совместно с педагогами или психологами детского сада. Эти упражнения направлены на снижение психофизического напряжения, регуляцию мышечного напряжения, расслабления, развитие тактильной чувствительности, развитие воображения, расширению представлений об окружающем мире.

Дора Калльфф выявила закономерности в выборе миниатюр детьми разного возраста.

Так в возрасте до 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, натуральные предметы (мох, веточки, шишки, камушки и т.д.).

А к 11- 12 годам в песочнице чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.

У детей старше 12-13 лет могут возникать сцены, отражающие как реальную жизнь, так и мечты о будущем, возможны и абстрактные картины.

Таким образом, метод песочной терапии могут использоваться в группах личностного роста, на тренингах общения, в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; в детских садах, в детских центрах (рисование песком) на столе с подсветкой.

Библиография

1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2010. - 176 с.

2. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.

3.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

4.Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010. - 256 с.

5. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.

6.Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

7.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 2008 .

Читайте также: