Как сделать пешеходную улицу

Обновлено: 07.07.2024

Что такое главная пешеходная улица? Агрессивные торговцы сувенирами, неоправданно дорогие магазины и рестораны и выхолащивание духа города, скажут одни. Дружелюбное пространство, где легче дышится из-за отсутствия выхлопных газов и приятно проводить время, ответят другие. В Москве стали пешеходными после реконструкции улицы Никольская (длина 615 м, площадь 1,25 га) и Большая Дмитровка (1,43 км и 1,4 га ), а также километровый участок Крымской набережной. Улицы выложили гранитной плиткой, только на подсветку Никольской планируют потратить 133 млн рублей, а реконструкция Крымской набережной (фонтаны, футуристические скамейки, вернисаж для художников и т. д.) обошлась бюджету в 2 млрд рублей. Пешеходная зона будет организована и на Тверской. Тротуары вымостят гранитной плиткой и расширят, сузив проезжую часть на одну полосу в каждую сторону.

Это только начало: запланированная мэрией реконструкция набережных, по словам заместителя мэра Марата Хуснуллина, обойдется в 100 млрд рублей. Оправданны ли эти траты? Улучшит ли это транспортную ситуацию или приведет к коллапсу на прилегающих улицах?

Вот несколько примеров удачных и неудачных пешеходных зон по всему миру.

Улица Стрёгет

Копенгаген, Дания

Население: 1 956 000 человек

Дата сооружения пешеходной зоны: 1962 год

Длина пешеходной улицы: 3,2 км

Стоимость работ: н. д.


Пешеходные зоны, свободные от транспорта (тогда еще гужевого), существовали в Древнем Риме и обустраивались в Лондоне в эпоху промышленной революции, но в современном понимании они начали появляться в европейских городах только после Второй мировой войны. Первой торговой пешеходной улицей стал проспект Лейнбаан в Роттердаме (Нидерланды), он был построен после того, как старый центр торговли разбомбили немцы. Самая длинная пешеходная улица Европы сегодня — это Стрёгет в Копенгагене.

В 1950-е годы центр датской столицы заполонили автомобили, и поначалу главную торговую улицу Стрёгет делали пешеходной по выходным. В 1962 году мэр города постановил закрыть Стрёгет для автомобилей. Одним из инициаторов проекта был молодой архитектор Ян Гейл. Поначалу горожане были возмущены, мэру поступали угрозы, и ему пришлось даже нанять телохранителей. Жители Копенгагена заявляли, что они датчане, а не итальянцы, что в их городе слишком холодно и дождливо, чтобы можно было отказаться от машин, а обедать они привыкли дома. Торговцы на Стрёгете опасались за свой бизнес.

Но в итоге жители Копенгагена полюбили Стрёгет: сейчас улицу посещают 80 000 человек в сутки летом и 43 000 зимой, хотя в районе проживает только 6800 человек. Сказалась близость Университета Копенгагена с 14 000 студентов, двух исторических храмов, публичной библиотеки и парка развлечений Тиволи. Все это обеспечивает пешеходный трафик и позволяет торговцам процветать. Американский дизайнер городских пространств Кай Бейтс посчитал, что в декабре 2012 на Стрёгете было 127 магазинов, 25 кафе и ресторанов, 153 велопарковки и 29 скамеек.

В результате Стрёгет стала одним из престижнейших мест Копенгагена: по данным Colliers International, улица входит в тридцатку мировых лидеров по стоимости аренды недвижимости. А площадь пешеходного пространства в городе увеличилась с 1,6 га в 1962 году примерно до 10 га.

Ян Гейл стал самым знаменитым пропагандистом пешеходных зон в мире. По заказу правительства Москвы его архитектурное бюро разработало набор рекомендаций — например, сделать пешеходными все набережные, расширить тротуары и повсеместно проложить велодорожки. Гейл считает, что идеально было бы сделать пешеходной Тверскую улицу, но компьютерное моделирование показало, что это привело бы к транспортному коллапсу.


Сегодня поговорим про транспортно-пешеходные улицы. Конечно, нет ничего лучше полностью пешеходной улицы, когда все пространство отдано людям. На таких улицах все любят гулять, они становятся точками притяжения в городе. Но иногда нужно искать компромис и давать дорогу общественному транспорту. Такие совмещенные улицы называются транспортно-пешеходные. Как правило они располагаются в центрах городов, а так же в общественных центрах окраинных районов, т.е в тех местах, где существует повышенный пешеходный поток.

Как правило такие улицы трамвайно-пешеходные. Во-первых, трамвай самый вместительный вид общественного транспорта. Во-вторых, он экологичный и тихий. Я, конечно, говорю про современный трамвай. Ну и самое главное, трамвай — единственный вид транспорта, который допустим на пешеходных улицах, так как траектория его движения заранее предсказуема. Поэтому трамвай может совмещать в одном маршруте участки со скоростным движением, или даже движением в тоннеле, и выход на трамвайно-пешеходные улицы. Поэтому трамвай очень любят в исторических центрах всех европейских городов.

В мире есть много примеров трамвайно-пешеходных улиц:


Вот, к примеру, немецкий Аугсбург.


А это знаменитый исторический трамвай в Стамбуле. Линия исторического трамвая открылась а конце 1990 года в европейской части города и проходит она по пешеходной улице. Прежде трамвай ходил по этой улице до 1961 года. Отличный аттракцион для туристов.


А вот новая трамвайно-пешеходная улица в Марокко


Касабланка


А это улица Яффо в Иерусалиме:


Основные преимущества таких улиц – отсутствие проезда для личного автотранспорта, что исключает вероятность образования пробок и следствием тому задержек в движении общественного транспорта, однако допускается возможность проезда по таким улицам автомобилей экстренных служб, а так же автомобилей обслуживающих здания и магазины.
Среди недостатков такой организации движения - ограничение скорости движения общественного транспорта, как правило, до 15-20км/ч.

В Москве сейчас таких улиц нет, однако существуют улицы с большим потоком пешеходов при наличии линий общественного транспорта.

Одна из таких улиц – Бауманская. Небольшой по длине участок улицы от перекрестка с Бакунинской до перекрестка с Ладожской улицей является районным транспортно-пересадочным узлом. Здесь располагается станция метро Бауманская, линии трех трамвайных маршрутов и четырех троллейбусных. Непосредственно по Бауманской улице проходит линия трамвая, у входа в метро находятся остановки.


Участок Бауманской улицы у входа в метро – один из важных центров Басманного района, поблизости расположены многочисленные жилые кварталы, офисные здания и один из крупнейших в Москве ВУЗов – МГТУ им. Баумана. Несмотря на это тротуары в районе вестибюля метро имеют ширину около 2-х метров, а на противоположной стороне от вестибюля метро у дома №38 тротуар имеет ширину около 20-30 см (!) из-за выступающей части здания. Пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть.


Так же не предусмотрено пешеходных переходов непосредственно у вестибюля метро, если подчиняться существующим правилам движения, то, чтоб перейти на противоположную сторону улицы, к остановке трамвая – необходимо идти до ближайших перекрестков, переходить там и возвращаться назад.


Предлагаемая концепция реконструкции Бауманской улицы на участке от Бакунинской улицы до Лефортовского переулка предполагает устройство пешеходной зоны от Бакунинской улицы до Ладожской улицы, с сохранением трамвая по оси улицы.



Вот так выглядит разрез улицы сейчас:


После реконструкции:

Для предотвращения частого пересечения пешеходами трамвайной линии, вдоль неё на расстоянии метра предлагается посадка деревьев, установка уличной мебели и др. элементов уличного благоустройства. Широкие тротуары между трамвайной линией и домами могут использоваться для установки столиков кафе в летнее время.
От Ладожской улицы до Лефортовского переулка организуется одностороннее движение в одну полосу шириной 3,5 м. в сторону улицы Радио по четной стороне Бауманской улицы. Такое решение исключит тупик Ладожской улицы у перекрестка с Бауманской, а так же сохранит удобный подъезд к домам 37-39 и 42-48. Полоса движения в сторону Бакунинской улицы при этом будет полностью отдана пешеходам.

Предложение:

1. Полностью исключается въезд автомобилей (за исключением спецслужб)
2. Расширение тротуаров до трамвайных путей
3. Устройство вдоль путей трамвая лавочек, озеленения, парковок для велосипедов, информационных стендов (предотвращение случайного выхода на пути)

Вот так может выглядеть Бауманская улица после реконструкции:



История создания здесь пешеходной зоны начинается в 80-тые годы прошлого века, когда на месте Рогожской слободы с её двух-трехэтажными домами и узкими улицами началось массовое жилое строительство, соседняя улица Сергия Радонежского была расширена более чем в два раза и застроена панельными многоэтажными домами, а Школьная, с которой снималось движение транспорта, должна была стать пешеходной, с отреставрированными домами Рогожской слободы. Однако реставрация зданий затянулась больше чем на 15 лет. Улица находилась в полузаброшенном состоянии, асфальтовое покрытие разрушалось, тротуаров не было, а по центру проходили неиспользуемые трамвайные пути. В 1999-2000гг. улица приобрела тот облик, который мы видим сейчас. Трамвайные пути закатали в асфальт, а пешеходной улица побыла не долго, уже очень скоро здесь стали парковаться автомобили и к настоящему времени улица превратилась в одну большую парковку.



Очевидно, что потенциал у улицы именно пешеходный: старинные двух-трехэтажные дома, высокие первые этажи, которые могли бы быть приспособлены под кафе и магазины, близость станций метро и пригородных электричек и большой жилой район вокруг, всё это должно обеспечить популярность улицы для прогулок.

Почему там надо восстановить трамвай?

Еще с 2000-х годов вдоль Шоссе Энтузиастов, начинающемся за пл. Рогожской Заставы существует проект создания скоростной линии трамвая. Согласно проекту конечная станция линии располагается у станции метро Площадь Ильича. Это спорное решение, учитывая что пассажиропоток с трамвая должен будет попадать на станцию расположенную вне Кольцевой линии метро. Восстановление линии на Школьной улице позволит создать связь с существующей трамвайной линией на Большой Андроньевской улице, ведущей к Курскому вокзалу и станции метро Курская Кольцевой линии метро, и продлить тем самым в самый центр города скоростную линию с восточной окраины Москвы. Исторически трамвайная линия существовала на Школьной улице с 1952 по 1980гг.



Вот так выглядит разрез улицы сейчас:


После реконструкции:

Предлагаемая концепция реконструкции Школьной улицы на участке от Большой Андроньевской до улицы Рогожский Вал предполагает создание пешеходной зоны и трамвайной линии по оси улицы, ширина пешеходного пространства по сторонам от трамвайной линии будет более 6 метров, что позволит располагать там летние кафе, лавочки, парковки для велосипедов и другие элементы уличной мебели. Стоит так же отметить, что вдоль улицы уже существует озеленение, в основном это старые деревья высотой более 10 метров их нужно сохранять и дополнять посадкой новых деревьев и кустарника. На площади у метро Площадь Ильича необходимо будет убрать массовую парковку и предусмотреть на этом месте площадь, где можно устраивать сезонные ярмарки.

Предложение:
1. Создание трамвайной линии, соединяющей Рогожский вал и ул Б.Андроньевская (обе с трамвайным движением)
2. Продление перспективного скоростного маршрута вдоль
3. Ш. Энтузиастов до Курского вокзала и далее в центр.
4. Полностью исключить въезд автомобилей
5. У входа в метро Пл.Ильича и Римскую создать пешеходную площадь с ярмаркой.

Ростов-на-Дону, пер. Соборный

Ретротрамвай Нижнего Новгорода

Нижний Новгород, ул. Рождественская, ретротрамвай. Фото: Татьяна Александрушкина

История пешеходных зон в России начинается с Арбата в Москве. Его реконструкция была длительным столичным проектом, который реализовывали с 1974 по 1986 годы.

Второй в СССР крупной улицей без проезжей части стала улица Свердлова (сегодня Большая Покровская) в г. Горьком. Пешеходная зона занимает две трети двухкилометровой улицы. Сегодня она насыщена туристами, там много кафе, ресторанов, магазинов, памятников и скульптур.

Население Нижнего Новгорода равно Краснодару – 1,2 млн. жителей. Помимо Большой Покровской в историческом центре города есть и другие пешеходные зоны.

Казань – самый пешеходный мегаполис

Казань, ул. им. Баумана. Фото: pixabay.com

Ретротрамвай является достопримечательностью пешеходной зоны в историческом центре еще одного крупного российского города – Казани (население 1,3 млн человек).

Только казанский ретротрамвай – это памятник. Краснодар, кстати, вполне мог бы повторить эту практику. У нас есть ретротрамвай, который стоит на территории Восточного депо и его мало кто из жителей видел.

Пробок в часы пик это решение не увеличило, потому, что улица не была крупной городской магистралью. Автомобильные пробки в Казани, по словам местных жителей, собираются большей частью на дамбах и мостах через реку Казанку.

Смотровые площадки Владимира

Владимир, вид на город со смотровой площадки на ул. Георгиевской. Фото: Александр Варламов

А вот в небольшом старинном городе Владимир с населением 356 тысяч человек пешеходной зоне расти некуда, она уже заняла приличную часть старого центра и сама стала местной достопримечательностью.

По словам гида, на улице Георгиевской сейчас тихо и можно спокойно разговаривать, что большой плюс для проведения экскурсий. Там появились три смотровых площадки, скульптуры, кафе и сувенирные лавки. У туристов популярна местная кузница. В выходные дни на Георгиевской много гуляющих, как туристов, так и местных, по будням она пустая. Против пешеходной зоны никто не выступал. На этой улице вообще мало жителей.

Пешеходные переулки Ростова-на-Дону

Ростов-на-Дону, пер. Соборный. Фото: Геннадий Крольман

В Ростове-на-Дону с населением 1,2 млн человек улица Пушкинская традиционно пешеходная. Еще до революции она была бульваром, в советские времена на ней еще больше сократили движение. Длиной она два с половиной километра.

Если же говорить об историческом центре, то два года назад там сделали пешеходным переулок Соборный, ему более двухсот лет. Он ведет от главной улицы Ростова-на-Дону Большой Садовой к кафедральному собору. Рядом есть еще Газетный переулок с множеством исторических зданий и туристических достопримечательностей и переулок Семашко. И тот, и другой – полупешеходные, с одной полосой для автомобилей.

Трехъярусная набережная Ярославля

Ярославль, трехъярусная Волжская набережная. Фото: Анна Грачева

В центре Ярославля (население – 608 тысяч человек) пешеходной зоной являются Волжская набережная и Стрелка – полуостров между реками Волгой и Которосль.

С 2005 года центр Ярославля является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот статус защищает исторические кварталы от строительства крупных торговых центров и промышленных предприятий. Плюс объездная дорога уводит транзитный автотрафик, делая Ярославль более пешеходным.

Владивосток – город автомобилистов

Владивосток. Фото: pixabay.com

Совсем другая картина в шестисоттысячном Владивостоке. Притом что там есть пешеходные зоны, официальная программа развития определяет его как город автомобилистов.

Автомобилеориентированную инфраструктуру, по словам местных жителей, можно определить даже по сигналам светофоров. Для пешеходов зеленый сигнал горит всего пятнадцать секунд даже на широких и сложных перекрестках.

Как рассказывает гид, во Владивостоке в последние годы появляется много пешеходных парковых зон. Их начали активно создавать в 2012 году, когда город сильно перестраивался для проведения саммита Азиатско-Тихоокеанского региона. К примеру, Набережная Цесаревича в промзоне на территории Дальзавода. Есть прогулочная зона на территории кампуса Дальневосточного университета. Туда сложно подъехать на автомобиле или туристическом автобусе. Надо оставлять транспорт и идти пешком. Значительная часть туристов Владивостока – люди в возрасте, для них гулять на такие расстояния довольно утомительно.

На какой из этих городов будет похож Краснодар, если проект пешеходного исторического центра будет реализован? Хотелось бы, чтобы столица Кубани обрела свое лицо, собрав положительные примеры и переплавив их в собственную индивидуальность.

Город для прогулок: как развиваются пешеходные зоны Москвы

Пешеходные зоны с широкими тротуарами и скамейками сейчас создают во всех округах столицы. Улицы превращаются в места, где можно спокойно пройтись и отдохнуть от суеты большого города.

Город для прогулок

Обычно пешеходные зоны обустраивают в центральных районах с большим количеством памятников, там, где находятся торговые центры, кафе и культурные учреждения. В мегаполисе есть улицы, предназначенные только для пешеходов — на них запрещено ездить всем машинам, за исключением спецтранспорта и экстренных служб. Есть в Москве и такие прогулочные зоны, где может ездить транспорт — ему оставляют полосы для движения, но большую часть улицы занимает тротуар и инфраструктура для пешеходов.

После Арбата, который стал пешеходным ещё в девяностые годы, такие улицы в столице начали появляться в 2012 году. Статус зоны для пешеходов присвоили Камергерскому и Столешникову переулкам, Кузнецкому Мосту и Рождественке. Эти улицы отдали пешеходам, машины там больше не ездят.

Однако в городе есть ещё много улиц, где одинаково комфортно как автомобилистам, так и любителям пеших прогулок. Там есть пешеходные зоны и полосы для транспорта. Например, в 2013 году на радость любителям пешеходных прогулок обустроили Никольскую улицу между Кремлёвским проездом и Лубянской площадью, Новый Арбат между Никитским и Новинским бульварами и Тверской проезд между Большой Дмитровкой и Тверской площадью. Там обновили тротуары. Удобнее пешеходам стало в Климентовском, Лаврушинском, Большом и Малом Толмачёвских переулках, на Кадашёвской набережной, в Ордынском тупике и на Болотной площади.

В 2014 году были созданы прогулочные зоны на Пятницкой улице, Покровке, Маросейке и улице Забелина между Солянским проездом и Старосадским переулком. До начала работ Пятницкая была односторонней улицей с тремя-четырьмя полосами движения при общей ширине проезжей части почти 15 метров. В ходе благоустройства улицу сузили до двух полос, а тротуары расширили до шести метров. Появилась пешеходная зона также и на Покровке с Маросейкой. Общая протяжённость этих улиц — 1,85 километра. До начала работ они были односторонними, с тремя-четырьмя полосами движения. Затем проезжую часть сузили до двух-трёх полос, а тротуары, наоборот, расширили до 3,6 — четырёх метров и вымостили гранитом.

Два года назад в Москве открылась самая протяжённая в Европе пешеходная зона. Она протянулась от площади Гагарина до площади Киевского Вокзала, а её длина составила 6,5 километра. Почти половина территории была полностью освобождена от машин, на остальных участках проезжую часть сузили, а тротуары расширили. Маршрут включает Ленинский проспект, Нескучный сад, Андреевский мост, 1-ю Фрунзенскую улицу, Комсомольский проспект, переулок Хользунова, Плющиху и мост Богдана Хмельницкого.

В сентябре 2015 года добавились новые пешеходные зоны на Большой Ордынке, Большой и Малой Никитских, Большой и Малой Бронных и Спиридоновке. Эти улицы сформировали прогулочную зону Кремль — Садовое кольцо. Прогуляться с комфортом теперь можно также по Мясницкой улице, Калужской площади, территории у Октябрьского тоннеля и Триумфальной площади. Мясницкую, например, сузили до двух полос, на тротуаре с чётной стороны проложили велодорожку, а все зебры приподняли над дорогой.

Кроме того, для пешеходов благоустроили улицы, расположенные в районе Центрального детского магазина на Лубянке: Кузнецкий Мост, Театральный проезд, Большую Лубянку, Рождественку, Пушечную и Неглинную. Удобнее сделали Новодевичью и Лужнецкую набережные, Новослободскую и Долгоруковскую улицы, Большую Якиманку, Сретенку, а также Большую Ордынку между Малым Москворецким мостом и Серпуховской площадью.

Какие улицы преобразились в 2015 году

Большая Ордынка

Тротуары на Большой Ордынке расширили в среднем на два-три метра. Это увеличило их пропускную способность в два раза — с трёх до шести тысяч человек в час. На протяжении всей улицы создана велодорожка и установлено 15 велопарковок.

До начала благоустройства ширина проезжей части составляла на разных участках от двух до четырёх полос. Теперь на всём протяжении Большой Ордынки осталось две полосы движения с заездными карманами для остановок общественного транспорта и парковочными карманами для машин. На улице установлены 104 фонаря с энергосберегающими светильниками, девять скамеек и 30 урн, разбита одна тысяча квадратных метров газонов.

Триумфальная площадь

Площадь заново замостили, на ней появилось 1,45 тысячи квадратных метров газонов. Концепцию благоустройства разработали в 2014 году. Её варианты на площадке электронных референдумов обсуждали более 300 тысяч москвичей. Большинство из них, 277 тысяч человек, поддержали максимальное озеленение Триумфальной. По окончании работ горожане оценили их. Высший балл новому облику площади поставили 60 процентов опрошенных.


Большая и Малая Никитские, Большая и Малая Бронные и Спиридоновка

Более широкие тротуары, новые скамейки, урны, цветочницы, стилизованные под старину фонари — такими стали пять исторических улиц в центре Москвы. Их общая протяжённость —5,1 километра.

Количество деревьев и кустарников выросло почти в шесть раз, а площадь газонов — в 24 раза. Общая протяжённость велодорожек на Большой и Малой Никитских и на Малой Бронной сейчас около четырёх километров. На этих улицах установили 72 велопарковки. Воздушные кабели убрали под землю в специально созданный коллектор. Фасады 122 домов вдоль улиц привели в порядок, а на 63 зданиях появилась архитектурно-художественная подсветка.


Улицы возле Новодевичьего монастыря и Фрунзенская набережная

Улицы рядом с Новодевичьим монастырём тоже стали более комфортными для пешеходов и велосипедистов в ноябре прошлого года. Благоустроили Новодевичий проезд и Новодевичью набережную, Лужнецкий проезд и участок Фрунзенской набережной от Хамовнического Вала до Андреевского моста. На этих улицах расширили тротуары, установили новые торшерные светильники, скамейки, урны. Асфальт заменили, а бордюры установили из гранитного камня. Здесь также появилось 700 метров дорожек и 26 велопарковок. В порядок также привели фасады 19 зданий, восемь украсила архитектурно-художественная подсветка.


Какие улицы благоустроят в 2016 году

Садовое кольцо

Ключевым элементом благоустройства Садового кольца в этом году станет возвращение деревьев, вырубленных несколько десятилетий назад во время его расширения. Более 1500 новых деревьев появится вдоль тротуаров. Они соединят между собой скверы Садового кольца, которое таким образом вновь станет зелёным поясом центра Москвы.



Тверская улица

Работы пройдут также на Тверской улице, где тёмный и светлый цвета гранита разделят тротуар на две зоны: пешеходно-прогулочную и техническую, которая оградит пешеходов от проезжей части. Тёплый оттенок гранита будет сочетаться с тональностью фасадов зданий Тверской улицы. Для удобства передвижения пешеходов с колясками и маломобильных групп граждан через примыкающие переулки переходы сделают в один уровень с тротуаром.



Бульварное кольцо

После изменения ширины проезжей части на протяжении всего Бульварного кольца появится пешеходная зона. Бульвары станут единым пешеходным маршрутом, по которому будет просто и приятно гулять. А новая односторонняя велосипедная полоса обеспечит комфорт и безопасность для всех участников движения.



Новый Арбат

Согласно проекту, на южной стороне улицы появится зелёный променад, идеально подходящий для прогулок, а на более компактной северной — благоустроенные площадки для отдыха. Два рисунка мощения — пёстрый серый и тёплых тонов — подчеркнут различия между двумя сторонами Арбата — парадной южной и камерной северной. На улице также высадят более 180 деревьев разных пород. Растения укроют москвичей от городского шума и пыли и обеспечат естественную тень летом. Удобная уличная мебель и торшерное освещение создадут на этой монументальной улице уютные зоны для отдыха, общения и детских игр.



Улицы Воздвиженка, Знаменка, Крестовоздвиженский и Староваганьковский переулки



Театральный проезд, улицы Моховая, Манежная, Охотный Ряд

Во время благоустройства на этих улицах расширят пешеходные зоны. Особенно заметны изменения будут на участке между Театральной площадью и Рождественкой, а также на участке, примыкающем к Третьяковскому проезду. Для пешеходов с колясками и маломобильных горожан на переходах сделают удобные гранитные пандусы. Вдоль улиц высадят новые деревья, которые отделят пешеходную зону от дороги. В пешеходной зоне, примыкающей к Третьяковскому проезду, сохранится оригинальная брусчатка. Новую уложат на расширенных тротуарах для создания единого рисунка покрытия.

Читайте также: