Как сделать перфокарту по русскому языку

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Перфокарты на уроках русского языка в начальной школе

Пояснительная записка

В последние годы ИКТ в образовании стоят на первом месте. Но как быть сельским школам, где оснащенность компьютерами, особенно в начальных классах, остается низкой? Учитель использует забытые методы повышения качества образования в целом и повышения грамотности в частности.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. [1. стр.3]

Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Поэтому перед учителями начальных стоит проблема – развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Овладение правилами графики – необходимое условие грамотного письма, которое предполагает освоение не только графики, но и орфографии.

Метод использования

Наряду с различными упражнениями в учебниках для достижения автоматизма в правописании служат перфокарты, где нужно вставить пропущенные буквы.

Целью предложенного дидактического материала (Приложение) является развитие орфографической зоркости, достижение автоматизма безошибочного письма.

Почему именно перфокарты помогают достичь автоматизма в написании некоторых орфограмм?

Их преимущество можно рассмотреть с двух сторон.

С одной стороны – это удобство работы:

С другой стороны:

Перфокарты можно использовать при первичном закреплении, при промежуточном контроле усвоения темы, при проведении срезов по решению орфографической задачи.

В данном методическом пособии представлены перфокарты на безударную гласную проверяемую, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, правописание мягкого знака после шипящих в существительных, правописание твердого и мягкого знаков, безударные гласные в окончаниях имен существительных, глаголов, безударную гласную, непроверяемую ударением.

На протяжении нескольких лет создавались перфокарты, постепенно дополнялись по разным темам. Особенно такая необходимость возникла в пополнении перфокарт при работе с учебниками Бунеева Р.Н. и Бунеевой Е.В., где правописанию безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов уделяется большее внимание, чем в других УМК. В этих же учебниках для запоминания предлагается большее количество словарных слов.

Результатом работы по перфокартам считаю качество знаний по русскому языку, которое не уменьшается по данному предмету при переходе учащихся в среднюю школу.

Перфокарты по русскому языку

Меня зовут Бессонова Екатерина Андреевна, я учитель русского языка и литературы.

Хочу предложить на рассмотрение в рамках конкурса следующую авторскую разработку перфокарт.

Проверка почти всех видов самостоятельных работ, особенно у учителей русского языка, занимает огромное количество времени, да и процесс этот достаточно трудоемкий, требует концентрации внимания, чтоб не пропустить ошибку, да и почерк у современных школьников оставляет желать лучшего. Являясь учителем русского языка почти в полной параллели 5-ых классов (3 класса по 30 человек), я искала способы максимального облегчения проверки и минимальной затраты времени на проверку самостоятельных работ. Для себя разработала определенный вид перфокарт (мы с детьми так назвали эту разработку).

Использование этого вида контроля имеет следующие плюсы:

— работа на уроке с перфокартой занимает не более 10 минут;

— есть система самопроверки, благодаря чему ученики сразу знают свою оценку, что позволяет им скорректировать свои действия на уроке;

— проверка перфокарты занимает не более 15 минут на класс;

— использование данного вида перфокарт помогает снизить стрессовость ситуации самостоятельной работы.

Учащиеся делают дома заготовки

hello html 49784826

На уроке получают карточку, подготовленную учителем заранее.

Заполняют перфокарту буквами на предложенную тему.

hello html m688b32f9

Сдают первый лист, второй оставляют себе для самопроверки.

После сбора работ учитель дает ключ к перфокарте (обычно это зашифрованный рисунок).

hello html 71a4a5

Варианты работы с перфокартами.

1.Эти перфокарты можно увеличить и разбить на две части (для двух вариантов). При совмещении (при условии правильного выполнения задания) так же получится рисунок.

2. Можно совместить 3-4 буквы и попросить учеников каждую букву раскрасить определенным цветом. Получится цветная перфокарта.

3. Размер перфокарты определяется учителем исходя из подготовки учеников.

Использование перфокарт на уроках русского языка

Анализируя письменные работы по русскому языку, каждый раз делаю вывод, что чаще всего учащиеся в них допускают именно орфографические ошибки, несмотря на то, что практически на каждом уроке мы делаем акцент на повторении и закреплении основных правил правописания. Отсюда появляется необходимость разнообразить формы и методы, используемые на уроке учителем при формировании у учащихся навыков грамотного письма.

С этой целью уже не один год я использую на уроках перфокарты, которые позволяют проверить знания учащихся практически по всем орфограммам, качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации.

Количество перфокарт в комплекте соответствует количеству учеников в классе, это обеспечивает самостоятельность работы детей на уроке. Очень важно, что проведение работы такой формы позволяет не только проверить знания учащихся, сделать процесс обучения разнообразным и интересным, но и значительно сэкономить время проведения контроля и проверки.

Одна перфокарта может состоять из нескольких заданий на разные правила. Предлагаю вашему вниманию три варианта перфокарт, построенных по такому принципу.

Перфокарта № 3 позволяет проверить знание орфоэпических норм русского литературного языка, в неё включены слова, в произношении которых учащиеся чаще всего допускают ошибки.

Использовать перфокарты (№ 1, 2) можно на любом этапе урока: на этапе изучения или закрепления конкретного правила орфографии (5–7 классы), перед повторением основных орфографических правил, во время повторения и как итоговую работу после повторения (5–11 классы).

Работать с перфокартами можно на специально приготовленных бланках, на листочках или в тетрадях, где рядом с номером выполняемого задания ставится нужная буква.

Как сделать? Как создать? © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет. 18+

Читайте также: