Как сделать перераспределение земельного участка

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:

1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;

2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;

3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

2. В случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.

3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

4. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.

5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.

6. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно содержать обязательство сторон по обеспечению образования земельных участков, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

7. Соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;

2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) земельные участки образуются в том числе при перераспределении земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 ЗК при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 ЗК; при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 ЗК.

Перераспределение земельных участков между собой, в том числе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется с учетом требований статей 11.2, 11.9 ЗК.

Действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не запрещено осуществление государственного кадастрового учета, а также государственной регистрации прав на земельные участки, представляющие собой совокупность контуров.

На наш взгляд, в отношении многоконтурных земельных участков применимы все из указанных в пункте 1 статьи 11.2 ЗК способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы). В данном случае следует учитывать, что в соответствии со статьями 11.6 и 11.7 ЗК земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков, в том числе, как представляется, в результате перераспределения земельного участка и "смежных" с ним земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 ЗК, согласно пункту 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК, другими федеральными законами.

В рассматриваемом случае путем перераспределения земельного участка, не являющегося многоконтурным и находящегося в частной собственности, с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, образуется земельный участок, представляющего собой совокупность двух контуров (один из которых соответствует исходному земельному участку), между которыми расположены земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не участвовавшие в перераспределении. Образование многоконтурного земельного участка указанным способом, на наш взгляд, не соответствует требованиям действующего законодательства. Как представляется, в рассматриваемом случае речь может идти о предоставлении земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном главой V.1 ЗК.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Ю.В.КУНИЦЫНА

Задайте вопрос юристу:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в дополнение к письму Росреестра от 31.10.2017 N 14-12831-ГЕ/18 для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Росреестра от 16.07.2018 N 14-07286-ГЕ/18 и Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 24.08.2018 N Д23и-4640 по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 16 июля 2018 г. N 14-07286-ГЕ/18

В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии продолжают поступать обращения территориальных органов Росреестра по вопросу возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Ранее мнение Департамент недвижимости Минэкономразвития России по данному вопросу было доведено до Росреестра письмом от 10.10.2017 N Д23и-5855 (далее - письмо), копия которого в том числе направлена в территориальные органы Росреестра для сведения и возможного учета в работе.

Как отмечено в письме, в силу статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) не допускается перераспределение земель и нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности).

Вместе с тем территориальные органы Росреестра информируют о наличии судебных актов, свидетельствующих о том, что такое перераспределение не противоречит нормам ЗК, в частности:

в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2017 N Ф03-3437/2017 в числе прочего отмечено, что доводы о невозможности перераспределения нескольких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, неразграниченных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, с образованием в результате одного земельного участка, отклоняются судом как основанные на неверном толковании положений действующего земельного законодательства;

в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2017 N Ф07-13923/2017 отмечено, что суда первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что формирование земельного участка путем перераспределения двух земельных участков, занятых многоквартирными домами, и земель, находящихся в государственной собственности, возможно при наличии предусмотренного пунктом 1 статьи 39.28 ЗК основания.

На основании изложенного просим вернуться к рассмотрению вопроса о возможности перераспределения нескольких земельных участков (вне зависимости от формы собственности) и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и высказать позицию Минэкономразвития России по нему для доведения ее до сведения территориальных органов Росреестра.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 августа 2018 г. N Д23и-4640

О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬ И НЕСКОЛЬКИХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Росреестра по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки "перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. N 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. N Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Мы планируем перераспределить наши земельные участки с соседями. Подскажите, как нам оформить соглашение о перераспределении?

Для начала определим, что перераспределение земельных участков – это процедура образования новых земельных участков смежных друг другу путем изменения границ данных земельных участков. Условия и порядок осуществления перераспределения земель содержатся в статье 11.7 Земельного кодекса РФ.

Важно, что данный способ образования земельных участков возможен только по отношению к смежным земельных участкам, а после образования новых участков, прежние земельные участки прекращают свое существование.

Отвечая на Ваш вопрос, считаем необходимым сказать, что поскольку в перераспределении земельных участков участвуют несколько сторон - в Вашем случае - несколько физических лиц, то вся процедура начинается с подготовки и подписания соглашения о перераспределении земельных участков между физическими лицами. Стороной, участвующей в перераспределении могут быть юридические лица, физические лица или органы власти.

В перераспределении земель возможно участвовать неограниченному количеству лиц, так как закон не предусматривает точное количество сторон. Но без соглашения о перераспределении сделка оформлена быть не может.

Итак, соглашение о перераспределении земельных участков включает в себя следующее:

  1. Данные о собственниках земельных участков или их представителей.
  2. Сведения о земельных участках, участвующих в перераспределении. Сюда входит: кадастровый номер, адрес, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, сведения о правах на земельные участки.
  3. Сведения о земельных участках, образуемых в результате перераспределения. Сюда входит: кадастровый номер, адрес, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, сведения о правах на земельные участки.
  4. При желании: информация о том, с какой целью или по какой причине производится перераспределение земель, стоимость компенсации соответствующим сторонам сделки.

Отметим, что, как показывает практика, соглашение о перераспределении – это действенный способ упростить процедуру перерегистрации прав, а также, в случае необходимости, оно предотвращает возникновение споров между собственниками таких земельных участков.

Дополнительно сообщаем, что в случае, если в перераспределении участвуют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые перераспределяются между собой, то здесь стоит обратиться к пункту 1 статьи 39.27 Земельного кодекса РФ.

Обращаем Ваше внимание: если перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, то такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

Если же право распоряжения землями и (или) земельными участками, находящимся в государственной или муниципальной собственности, принадлежит разным исполнительным органам государственной власти или органам местного самоуправления, то перераспределение земель или земельных участков осуществляется также на основании соглашений между уполномоченными органами. Требования к такому соглашению определены пунктом 6 ст. 39.27 ЗК РФ.


Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действующей до 1 марта 2015 года, не было предусмотрено такого способа оформления земельного участка, как перераспределение земель и земельных участков, позволяющего увеличить площадь находящего в собственности земельного участка за счет прилегающих к нему неразграниченных земель. Процедура перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности (далее – перераспределение земель) стала осуществляться с 2015 года в случаях и порядке, которые предусмотрены нормами главы V.4 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года (далее – ЗК РФ).

Процедура перераспределения подразумевает преобразование земельного участка, принадлежащего на праве собственности гражданину, путем увеличения его площади за счет тех земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Случаи и основания перераспределения земель, регламентированы статьей 39.28 Кодекса. К ним относятся:

• перераспределение в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

• перераспределение в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

• перераспределение земельных участков для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, ИЖС.

Согласно данной статье заключается соглашение между уполномоченным органом и собственником земельного участка. Таким уполномоченным органом в городе Туле является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.

Согласно статьям 39.28, 39.29 ЗК РФ, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, оформленным в соответствии с частью 2 статьи 39.29 Кодекса.

К заявлению о перераспределении прилагаются:

- схема расположения ЗУ в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

- копия паспорта заявителя, или документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

- Результат рассмотрения заявления о перераспределении

- принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка;

- направление заявителю согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

- принятие решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков представлен в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Наиболее частые основания для отказа:

- на территории, испрашиваемой к перераспределению, возможно сформировать самостоятельный земельный участок с учетом испрашиваемой территории;

- на территории, испрашиваемой к перераспределению, расположены объекты недвижимости, например, это может быть самовольная постройка, столбы ЛЭП, другие линейные сооружения;

- площадь образуемого земельного участка превышает установленные правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 № 33/839 (для ЛПХ и ИЖС минимальная площадь составляет 300 кв.м, максимальная площадь – 1500 кв.м);

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, наличия зон с особыми условиями использования территории;

- не представлено в письменной форме согласие лиц, в отношении которых установлены обременения на перераспределяемые земельные участки, например: если земельный участок находится в залоге у банка необходимо представить согласие банка на перераспределение данного земельного участка.

Для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в ст. 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

В случае принятия уполномоченным органом решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заявителем обеспечивается постановка земельного участка на государственный кадастровый учет. После этого заявитель обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Министерство имущественных и земельных отношений Министерство имущественных и земельных отношений Без тегов

Читайте также: