Как сделать перемены в школе более интересными

Обновлено: 06.07.2024

Проведя небольшой опрос среди учащихся старших классов Республики Беларусь и подведя его итоги, на первое место вышел пункт связанный с возможностью выбора изучаемых предметов, особенно в старших классах.

-Можно было бы, например, до 9 класса изучать все предметы, после этого сдавать экзамены. Уже после 9 класса ученики сами выбирают предметы, которые хотят изучать и только по этим предметам сдают экзамены. Ведь согласитесь, что, к примеру, сдавать экзамен по математике ученику, который выбрал гуманитарный профиль, как минимум странно.

Следующим пунктом является мнение насчёт школьной формы.

-Я считаю, что стоит отменить школьную форму, либо же наоборот, тут уж на вкус и цвет, как говорится, но, по-моему, лучше отменить.

-Было бы лучше, если бы ввели обязательную школьную форму, одинаковую для всех (юбка, блузка, жилетка и т.д. для девочек и отдельный гардероб для мальчиков) или же вольный стиль одежды, а не подобие официального.

-Можно было бы отменить деловой стиль, во-первых, это очень неудобно, а во-вторых, на успеваемость никак не влияет.

Достаточно много ребят также сказали и про еду в столовой (некоторые питаются там далеко не бесплатно).

-Еда в столовой, очень важный вопрос. Иногда достаточно обидно, что ты просто не можешь есть то, за что ты заплатил. Конечно это относится не ко всем школам, но мне кажется, что это стоит внимания.

-Было бы неплохо, если бы в столовой был какой-то выбор. Мне кажется, если таковой будет, то и учащиеся будут питаться лучше.

Домашнее задание-привычная для всех тема. Многие родители привыкли к жалобам детей на домашнее задание, особенно учеников младших классов. Но если задуматься, то его размеры, особенно в старших классах, и правда маленькими не назовёшь. Учитывая также количество всевозможных дополнительных занятий и различных мероприятий, свободного времени остаётся достаточно мало.

-Следует сделать меньше домашнего задания, думаю тут и комментировать не надо. Иногда времени просто не хватает на всё, в добавок в школе проводятся различные мероприятия, в которых нужно принимать участие. В младших классах это ещё может быть и не такая большая проблема, но в старших это всё слишком тяжело как в физическом, так и в эмоциональном плане.

Завершающей в нашем топ-5, но не менее важной является тема взаимоотношений. Это касается как взаимоотношений между учащимися, так и между учащимися и учителями.

-Я думаю, следует проводить больше мероприятий на тему травли в школе. Возможно это и не так распространено, но в некоторых, так скажем, ситуациях это было бы очень даже кстати. Хотя проведение таких мероприятий и не является гарантией, но это, наверное, лучше, чем ничего.

Чем занять детей на перемене в школе? Рассказываем про спокойные и активные школьные игры и развлечения для детей в младших и средних классах.

Похожие статьи

Чем занять детей на перемене в школе?

Есть два варианта — в зависимости от того, на какой возраст и темперамент вы рассчитываете:

  1. Спокойные игры. Подойдут для девочек и школьников со спокойным темпераментом. Они развивают концентрацию и творческое начало у детей.
  2. Активные игры. Нужны в первую очередь младшим школьникам: многие из них гиперактивны, тяжело адаптируются к школе после детского сада и нуждаются в том, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию.

Спокойные и подвижные школьные игры на переменах можно чередовать и даже сочетать друг с другом — чтобы продуктивно занять детей разных возрастов, увлечений и потребностей.

Совет: чтобы детям было интереснее, попробуйте построить игры на перемене вокруг любимых мультфильмов, фильмов или сериалов. Мы также рекомендуем выделить специальное помещение для игр и прочих активностей, где дети смогут бегать, лазать и прыгать без риска покалечиться или разбить стекло.

Спокойные игры: развиваем творчество и внимание

Рисование и лепка

Если погода позволяет, можно рисовать мелками на улице или лепить снеговиков. Если же на улицу выходить не хочется, не менее интересно рисовать карандашами или мелками на бумаге или лепить из пластилина.

Выберите тему, это может быть что угодно: любимые персонажи мультфильмов, время года и ближайшие праздники, путешествия, семья и досуг. Если потребуется — пусть дети продолжат работу на следующих переменах, пока не закончат. В финале соберите или сфотографируйте работы и устройте выставку в классе или холле.

Для кого: дети любого возраста.

Игра в шашки или шахматы

Лучше проводить в специально оборудованном классе или игровой комнате, где дети смогут сосредоточиться. Поможет развить логику, концентрацию и соревновательный дух, а также — выявить тех, у кого есть особые способности к математике.

Для кого: ученики средней школы.

Эта игра знакома многим: каждый по цепочке загадывает водящему слово, которое он должен показать остальным только с помощью пантомимы и подручных средств. Первому, кто угадает слово, водящий загадывает следующее. Развивает воображение и другие творческие способности, помогает привлечь внимание гиперактивных детей, которым сложно сконцентрироваться.

Для кого: для детей любого возраста.

Активные игры: выпускаем пар

Квест

Идеальный способ увлечь даже самых неусидчивых. В качестве темы можно выбрать поиск пиратских сокровищ, секретного оружия или волшебной суперсилы. Спрячьте в разных местах (в классах, коридоре, столовой) листочки с загадками, ответ на которые приводит к следующему этапу. Лучше, если играть будут несколько команд. В финале победители получают приз, который найдут с помощью подсказок: например, сладости, значки, игрушки, яркие браслеты или сок. Квесты хорошо развивают логику, соревновательный и командный дух. И, к тому же, этот вид игр очень популярен у детей, вам будет легко их увлечь.

Для кого: ученики средней школы.

Смена номеров

Игроки встают в круг, близко друг к другу и получают номера (по порядку). В центре стоит ведущий, который называет по два номера, чьи обладатели должны быстро поменяться местами. Пока они меняются, ведущий старается занять одно из освободившихся мест в круге. Если удалось — водит тот игрок, чье место занято. Игра развивает концентрацию и навыки устного счета, что особенно полезно для младших школьников. Вместе с тем, здесь важны скорость и реакция, что подходит детям постарше.

Для кого: для младших и средних школьников.

Поймай, если сможешь

Игроки становятся в круг и берутся за руки. В центре — двое: один с завязанными глазами, а другой — со звонком в руках (можно использовать телефон с рингтоном, пищалку или любую игрушку со звуком). Игрок со звонком перемещается по кругу, издавая звук и вовремя приглушая его, а первый игрок ловит, ориентируясь на звонок. Эта игра увлекает не только участников, но и зрителей, а еще — развивает ловкость и реакцию. Круг нужен для подстраховки: так ребенок с завязанными глазами избежит травм.

Для кого: для младших и средних школьников.

Игра на внимание


Проект "Веселая переменка". Проект позволяет,решить проблему, неумения правильно организовать младшим школьникам своюодное время на переменах.

Содержимое разработки

Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

ученики 4 класса

Руководитель:

Худякова Л.Б. учитель начальных классов

ΙΙ.Основная часть 2

Опрос одноклассников 4

1. Народные игры

2. Музыкальные игры

3. Интеллектуальные игры

5. Настольные игры

ΙV.Список использованной литературы

Перемена, перемена

Лезет 3а на стену

Очень дружно 3б

Весь стоит на голове.

А как у вас в школе проходит перемена?

Перемены являются обязательным элементом режима для школы. После уроков, на которых мы большую часть времени сидим без движения, нам просто необходимо подвигаться. И когда начинается перемена некоторые дети просто ходят по коридору, другие быстро и с криком бегают, догоняя друг друга. Дежурные учителя останавливают их, делают замечания, но это ненадолго. А отдохнуть обязательно нужно, чтобы на следующем уроке быть внимательным и усидчивым.

Мы уже четвероклассники и умеем организованно проводить перемену, что нельзя сказать о наших соседях по кабинету, первоклассников и второклассников, особенно активны у нас в школе третьеклассники, поэтому мы решили помочь ребятам в организации активных, но полезных перемен.

Неумение младших школьников правильно организовать свое свободное время на перемене и провести его с пользой.

Создание условий разумного, организованного, полезного отдыха школьника на перемене.

Подобрать и разучить игры, в которые с удовольствием играли бы все дети на перемене.

Создать свою копилку подвижных игр.

Для начала работы над проектом нам необходимо выяснить, что такое клуб и правила его создания.

Клуб - это добровольное объединение группы людей на основе единства цели, задач, интересов, место общения. Клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории людей или группы людей с устоявшимися интересами.

Хотим, рассказать какие же функции выполняет наш клуб это:

Организация досуга, проведение свободного времени школьников во время перемены.

Коммуникативная, помогающая нам в общении

Творческая, дающая нам возможность в самовыражении.

Для создания нашего клуба нам необходимо:

Принять решение о создании клуба по интересам.

Инициатива исходила от детей, а наш классный руководитель Худякова Л.Б. нам в этом помогла

Нам необходимо собрать как можно больше пожеланий учеников, изучить их интересы, чтобы выявить пожелания ребят.

Мы выбрали председателя, членов совета, актив клуба.

Мы совместно с учителем разработали Устав клуба, Программу, девиз и эмблему. При выборе девиза и эмблемы между участниками нашего клуба был проведен конкурс и голосованием мы выбрали самую удачную.

Нами был разработан долгосрочный план работ (на один учебный год)

Председателем клуба была выбрана Архипова Ксения, ведь это должен быть лидер. Выбирали путем голосования, и большинство детей проголосовали за нее.

В совет клуба вошли: Ибе Дмитрий, Кривоносова Полина, Сутуля Екатерина, Оленев Рохман. Они и являются органом самоуправления. Эти ребята из нашего класса, самые энергичные и увлеченные, каждый из них вносит

посильный вклад в работу клуба. Все остальные ребята нашего класса с удовольствием вступили в клуб, и являются членами клуба.

В устав клуба внесли

- цели и задачи деятельности клуба, которые мы сформулировали вместе с учителем.

- составили программу клуба

Нами были разработаны:

Свод прав и обязанностей членов клуба

Атрибуты клуба (эмблема, девиз)

Документация клуба (план работы, устав клуба)

Перед нами стояла нелегкая задача это разработка устава, создание эмблемы и девиза, написание плана работы, но мы справились и с этой задачей.

1.Что такое школьная перемена и какой она должна быть?

2.Как можно организовать перемену, что бы она была полезной и веселой?

3.Умеете ли вы играть?

4.Можете ли научить играть других?

5. В какие игры ты хотел бы играть?

После того как мы изучили и обработали результаты анкетирования, нами был составлен план работы.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование

Совет клуба, члены клуба.

в рамках проекта

Обучающиеся 1-4 классов, исследовательская группа.

Проанализировать желания детей

Диагностика

запросов детей в рамках проекта

Совет клуба, члены клуба

Коррекция плана работы в рамках проекта

Интернет-поиск, консультации с учителями

Совет клуба, члены клуба

Пополнение информационной базы в рамках проекта

Подборка игр для перемен.

Совет клуба, члены клуба.

Составление графика проведение игр на переменах.

Совет клуба, члены клуба.

Интеллектуальные перемены

Совет клуба, члены клуба.

Активные перемены

Совет клуба, члены клуба.

Музыкальных перемен

Совет клуба, члены клуба.

Подведение итогов Промежуточное, итоговое

Совет клуба, члены клуба.

Перед нами встала задача подобрать игры, в которые мы будем играть на перемене. Оказалось, что игры можно разделить на группы по разным принципам.

В современной литературе предложены разные способы деления игр на группы.

Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;

Подвижные игры;

Дидактические игры (обучающие игры)

Вот несколько другой подход к классификации игры

Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

-подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);
-сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);

-режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи) -игра — драматизация (можно провести аналогию со спектаклем. )
Еще есть такой способ деления всех игр:

Так же мы нашли следующий вид классификации игр

по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
по характеру процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные,

трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;
по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

А мы решили не придерживаться ни одного из предложенного способа, решили опираться на пожелания ребят (согласно анкетированию) И разделили наши игры на следующие группы

Интеллектуальные игры

Интеллектуальные игры – это логические либо стратегические игры, в которых успех игрока напрямую зависит от умений, навыков и способностей делать верные ходы согласно правилам. Интеллектуальные игры дают возможность проявить лучшие интеллектуальные качества. В некоторых играх шансы игроков изначально равны, но есть игры, где игроки задают себе различные условия, ставя цель выиграть любыми способами.

К интеллектуальным играм относят и развлечение на тему угадывания чего-либо: игроки пытаются догадаться, образ какого персонажа книги, фильма, картины, любого известного произведения пытается изобразить один из участников.

Викторины заслуживают отдельного внимания. Эти конкурсы с вопросами стали популярным времяпрепровождением в кругах обычных людей и среди интеллектуальной элиты. В любом общеобразовательном учреждении принято организовывать несложные викторины на лучшего знатока какого-либо предмета.

Викторины могут быть математическими, литературными, историческими, связанными с химией, физикой, географией, астрономией и т.д.

Мы провели викторины различных направлений:

Викторина это отличная тренировка разума в любом возрасте.

Музыкальные игры.

С эти вопросом мы подошли к учителю музыки Голомзик Е.В., и она нам с удовольствием помогла, подсказала, где можно найти информацию и предложила игры, в которые мы с ребятами с удовольствием играли.

С тех пор как человечество открыло для себя музыку, появилось бесчисленное количество игр, в которых она занимает далеко не последнее место. То есть, музыкальные игры также как и музыка, стали неотъемлемой частью культуры практически всех народов мира. Среди всего этого бесчисленного количества можно выделить основные виды музыкальных игр: народные и современные.

Народные музыкальные игры.

Данный вид музыкальных игр самый древний, но не менее популярный, чем современные игры музыкальных тематик. Свои истоки этот вид берет ещё со времён формирования общественного строя и появления первых народных музыкальных коллективов. В основном такие игры можно встретить на различных народных празднованиях.

Современные музыкальные игры.

Как видно из названия, этот вид музыкальных игр современен и широко используется в наши дни. Появился сравнительно недавно. Детские музыкальные игры, направлены на развитие способностей творческого и музыкального характера. Проводиться могут как в помещениях, так и на свежем воздухе.

Народная игра.

С эти вопросом мы обратились за помощью к нашему библиотекарю, он нам предложил литературу, из которой мы узнали следующее:

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом.

Чёткой классификации народных игр нет. Игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:

Ребятам на перемене очень понравилось играть в народные игры.

Настольные игры

Настольная игра́, игра в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.

Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим количеством предметов, которые можно разместить на столе. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры столу на несколько человек, хотя есть и исключения, например пазлы. Мы с ребятами принесли пазлы из дома и на перемене, каждый желающий мог подойти и прособирать Возможны различные способы классификации настольных игр. По количеству игроков можно выделить игры: Для одного игрока. Например: собирание пазлов. Для фиксированного числа игроков. Существует большое количество различных логических игр, вкоторые играют два игрока, один против другого. Например шахматы, шашки, го, нарды, лото. По характеру игры: Интеллектуальные (логические, стратегические) игры. Игры, где успех игрока определяется егоспособностью правильно проанализировать игровую ситуацию и сделать верный ход. Например шашки, лото, шахматы и др. Игры на физические способности. На результат влияет реакция, скорость движений, координация. Пример —бирюльки или Микадо.

С этим вопросом мы за помощью обратились к учителю физической культуры Селезневой Н.В.

Эстафеты, это командные спортивные игры. Они часто проводят на уроке физкультуры и могут играть роль в спортивных состязаниях. Многие дети любят такие спортивные занятия, это и веселое развлечение и польза.

Эстафеты могут проводиться с различными предметами и без них. Они представляют собой несколько последовательных упражнений проводится обычно детьми по очереди. Сложность и длина эстафеты определяется в зависимости от возраста и подготовленности участников. Количество игроков в командах должно быть одинаковое.

Перемена для детей время отдыха от образовательного процесса. В данном проекте показано как можно перемены проводить с пользой. Проведены беседы и анкетирование с ребятами начальных классов.

Оценить 2900 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Автор проекта: Чижкова Ю. В.

учитель начальных классов

проект подготовлен в

2016 – 2017 учебном году

Аннотация к проекту.

Школа…. Моя школа…. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого….

Школа – это светлые классы, тишина на уроке, поскрипывание мела по доске и взрывная, звонкая, шумная, звенящая сотнями голосов ПЕРЕМЕНА…. Как здорово звенит школьный звонок с урока! Ура! Книги летят в портфель, как птицы! В коридорах толчея! Двери классов победно гремят салютом! Школьный коридор оглашается радостными криками! Ура! Урок закончился! Озорно и не всегда безопасно протекают школьные перемены…

Статистика – наука точная и неподкупная. Несчастные случаи, происходящие с обучающимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью. Поэтому профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.

В Законе РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.51 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке. Однако на практике получается иначе.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70%школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .

Риск возникновения травм у детей обусловлен:

неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

необученностью необходимым навыкам поведения;

недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

определенными особенностями развития.

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Систематизируя все полученные данные, был разработан ряд социально-педагогических мероприятий.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Ян Амос Коменский

Что думают о перемене учащиеся и учителя нашей школы? (Из анкеты)

-Во время перемены можно обсудить все то, что не удалось высказать на уроке. Кроме того, перемена – это возможность подвигаться, что немаловажно для учеников младших классов, которые не могут длительное время находиться в спокойном состоянии.

- Себя привести в порядок, чтобы на уроке уже никуда не отпрашиваться.

-Перемена – это возможность перекусить, сделать неотложные дела, перейти из кабинета в кабинет, приготовиться к новому уроку. Именно так написано в школьном уставе .

-Самые ответственные ученики на перемене повторяют домашние задания, пытаются вспомнить пройденный материал. Но это, скорее исключение из правил, которые соблюдают лишь круглые отличники. Для всех остальных – перемена относится к самому важному времени в школьной жизни.

-По социологическим опросам большинство школьников считают, если бы не было перемен, им незачем было бы совсем посещать школу. А уж чем заняться на перемене – придумывать не приходится. Главное, чтобы перемена длилась как можно дольше.

- Перемена и для учителя, которому надо хоть немного передохнуть и набраться бодрости и сил для следующего урока.

Таким образом, перемена нужна обоюдно всем - значит, надо взаимно уважать те десять минут, что даны для отдыха и передышки каждому в школе.

Как организовать перемену, чтобы дети не были предоставлены сами себе, не бегали по коридору, по лестнице, чтобы ничто не угрожало их здоровью.

Как, используя перемены, помочь детям с отклонениями в здоровье, как повысить работоспособность школьников, воспитать у них интерес и стремление к физическому совершенствованию, к здоровому образу жизни.

Одним словом, чем заполнить свободное до начала уроков время ребят из интерната, чем занять на переменах школьников? Как сделать перемену полезной и весёлой для каждого учащегося школы?

Цель проекта

- способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, развитию их творческих и коммуникативных способностей, воспитанию у школьников самоуправления через организацию полезных и весёлых школьных перемен.

Задачи проекта

1. Создание условий для разумного, организованного, полезного отдыха школьников на перемене - подобрать игры, в которые с удовольствием играли бы все ребята.

2. Создание условий для приобретения учащимися-волонтёрами позитивного социального опыта, для формирования и развития у них социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки.

Тип проекта:

Вид проекта:

Участники проекта:

- учащиеся начальных классов,

4 класса – 48 человек;

- учащиеся – волонтёры 9-11 класса –16 человек;

- классные руководители:. Шеломова Г.К., Косицына Н.Н., Чижкова Ю.В.;

Руководитель проекта – Чижкова Ю.В.

Образовательные области:

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Результаты наблюдения за учащимися во время перемен

1. В последние годы из практики школы исчезли организованные перемены. Снизилась активность и ответственность дежурных классов. В отчётах по дежурству указывается, в основном, на поддержание чистоты в школе, кабинетах, называются нарушители порядка и дисциплины. После любого урока, где дети сидели без движений, возрастает необходимость в движении. И когда начинается перемена в школе, многие ребята выходят в коридор и … возникает примерная ситуация, описанная в стихотворении Б. В. Заходера:

Первым Вова непременно вылетает за порог.

Вылетает за порог – семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова, продремавший весь урок?

Неужели этот Вова пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно, с ним бо-о-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой! Он гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел переделать кучу дел:

Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком, на перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил, подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи, попросил списать задачи,-

Словом, сделал всё, что мог!

Ну, а тут – опять звонок… Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

- Ничего, - вздыхает Вова,- на уроке отдохнём!

Это одна сторона естественной школьной жизни. Ведь в урочное время организация двигательной активности не всегда выполнима. А чем полезным и интересным заняться на перемене – дети не знают.

2. Другая сторона – результаты ежегодных медицинских осмотров. Они не утешительны. Из 36 учащихся здоровыми считаются 5 человек. Среди отклонений в здоровье есть задержки интеллектуального, моторного, речевого развития, невротические проявления, недостаточное физическое развитие. Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессах адаптации к учебным нагрузкам и режиму общеобразовательной школы, являясь причиной снижения успеваемости. Необходимы дополнительные возможности восстановления физических функций и работоспособности.

3. В зависимости от поведения, психологических особенностей и особенностей пола учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения.

4. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит. Но в школе нет игротеки, которая помогла бы детям узнать игры более содержательные, направленные на развитие двигательной активности, на общение друг с другом.

Из этого следует, что дети на переменах часто предоставлены сами себе и не всегда умеют самостоятельно организовывать свое свободное время.

Занятия в нашей школе начинаются в 8 часов 00 минут. Продолжительность урока – 45 минут. В графике предусмотрены две большие перемены по 20 минут, после 2 и 3 уроков, остальные перемены – по10 минут. Таким образом, ежедневно для ученика нашей школы, работающего по расписанию семи уроков, 80 минут школьного времени отводится на перемены. Это немало!


Перемена, перемена
Лезет 3 – а на стену.
Очень дружно 3 – б
Весь стоит на голове.

Ну, а 1 –А и Б
Восседают на трубе!
Перемена – перемена –
и всего – то пять минут!
Зазеваешься в проходе!
И тебе бока намнут!

В школе длинный коридор.
Костя мчит во весь опор.
На скаку его не тронь,
Он не Костя – резвый конь!

Вова – он на переменке
Проверял на прочность стенки.
Так усердно он старался,
Что весь в гипсе оказался!

Мы уже четвероклассники и умеем более организованно проводить перемены, чего не скажешь о наших соседях по кабинету, первоклассниках и второклассниках. Поэтому мы решили помочь им организовать их активный отдых на перемене. Именно этот вопрос мы постарались решить в нашем проекте.








Организация отдыха на перемене с учетом индивидуальных интересов.



1. Провести наблюдение за учениками начальной школы на переменах.

2. Составить анкету для родителей.

3. Составить анкету для детей.

4. Составить игры для отдыха на перемене.


Обучить детей активному, но организованному отдыху на перемене.


- Анкетирование

- Наблюдение

- Сбор информации



1. Изучение сведений о школьных переменах.

2. Наблюдение за учениками на переменах.

3. Проведение анкетирования среди детей и родителей.

4. Разучивание и проведение игр на перемене.


Что вы больше всего любите в школе? Уроки? Это вряд ли! Учителей?

Возможно, но тоже не факт! Но была и остается одна вещь, которую в школе любят все дети и, наверняка, учителя. Это перемена!


Давайте посмотрим со стороны, как мы ведем себя на переменах:
- кто-то просто ходит по коридору;
- кто-то повторяет домашнее задание по предмету;
- кто-то увлеченно общается с друзьями;
- кто- то спускается в столовую, чтобы перекусить;
- кто-то с друзьями играет в игры;
- кто-то общается по телефону.




Но есть много опасного и нежелательного, что делают дети во время перемены:

На перемене дети дерутся.
Пустяковая ссора по глупому поводу часто перерастает в драку с последствиями для здоровья.

На перемене дети толкаются на лестнице, бегают по школьным коридорам.
Баловство до добра не доводит - это известно..

Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…


При проведении анкетирования среди одноклассников получились следующие результаты:

В какие игры ты любишь играть?

Много ли игр ты знаешь?

Чувствуешь ли ты себя отдохнувшим после перемены?

Как ты думаешь, что нужно делать во время перемены, что бы отдохнуть?

При проведении анкетирования среди родителей получили следующие результаты:

Нравилось ли вам играть в детстве?

В какие игры вы играли с родителями?

В настольные игры: шашки, домино, лото

В какие игры вы играли на переменах в школе?


Следующим этапом в нашем проекте было разучивание и проведение игр на перемене. В течение двух недель мы подбирали игры и разучивали их с ребятами на переменках. Многие игры нам посоветовали наши родители.




А далее мы снова провели опрос.

Как ты думаешь, улучшилось ли твое самочувствие и настроение после таких перемен?

Изменилась ли твоя работоспособность на уроках после таких перемен?

Стал(а) лучше работать

Стоит ли и дальше проводить игры на перемене?


Подвижные игры дают детям отдых после урока, снижают утомление, повышают работоспособность.

Нежелательно проводить перемены за чтением художественной литературы, играми, требующими умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры).

Подвижные игры лучше устраивать на третьей, четвёртой перемене.

Качество работы учеников на уроке во многом зависит от качества отдыха во время перемены

Этим играм мы обучим первоклассников и второклассников.



Читайте также: