Как сделать переход между треками в миксе

Обновлено: 05.07.2024

1. Склейка встык (Hard Cut)

Самый простой прием монтажного перехода, когда два эпизода располагаются встык один за другим без каких-либо эффектов. Вы просто добавляете два видеоряда на таймлайн и получаете мгновенный переход от одного кадра к другому. Ехал Грека через реку, а потом – бац – и реклама банка Тинькофф. Именно таким образом прерываются YouTube видео в пользу рекламных роликов.

2. Резкая смена кадра (Jump Cut)

Интересный прием монтажа, при котором несколько последующих кадров с одним и тем же объектом сняты либо с одного и того же ракурса, либо с небольшим смещением ракурса:

3. Наплыв (Dissolve)

Позволяет сделать переход между эпизодами менее резким: одно видео плавно сменяется другим.

Этот эффект достаточно просто реализуется в VSDC Free Video Editor. Необходимо добавить видео на таймлайн, далее выбрать Видео эффекты >>Прозрачность >> Появление или Исчезновение.


Теперь вам нужно установить длительность появления/исчезновения исходя из идеи, визуального восприятия и длительности самого эпизода. Продолжительность эффекта регулируется мышкой.


4. J-переход (J-cut)

Призван запутать зрителя, и этим он прекрасен. Специалисты рекомендуют не злоупотреблять данным приемом, чтобы нить сюжета не терялась и зритель не чувствовал себя обманутым.

В J-переходе вы смотрите эпизод, потом звуковой ряд вдруг сменяется другим — неожиданным диалогом, звуками природы, стрельбой — чем угодно, а вы тем временем продолжаете досматривать сюжет. В J-переходе аудиодорожка следующего эпизода опережает его видеоряд. Отсюда и название: нижняя часть буквы J символизирует начало аудиоряда, тогда как вертикальная часть означает начало запаздывающего видеоряда.

Прекрасный пример J-перехода демонстрирует монтаж официального трейлера фильма “007: Координаты “Скайфолл””. Чтобы достичь максимального любопытства зрителя, образ главного злодея Скайфолла подается дозированно: сначала вспышка полутемного лица, потом речь (вот он, J-переход!), а в конце уже и лицо Рауля Сильвы в исполнении Хавьера Бардема. Вот о чем идет речь:

Реализуется этот переход в программе VSDC Free Video Editor достаточно просто. Вам необходимо добавить два видео на таймлайн. Далее необходимо обратиться к окну свойств и выбрать пункт “Разбить объект на видео и аудио”. Секунда, и розовая аудиодорожка отделена от голубой ленты видеофайла.


Теперь, пользуясь мышкой, сдвигаем звук первого видео и устанавливаем внахлест звук второго видео. Это смещение необходимо, чтобы аудиодорожки не пересекались и не перебивали друг друга. Чтобы звук второго видео не опаздывал от видеоряда, их начало на таймлайне должно совпадать.


5. L-переход

Аналогичен J-переходу, только, как вы уже догадались, теперь звук будет отставать от последующего видеоряда. Его реализация в программе будет выглядеть так:


Первое видео оставляем без изменений, второе видео ставим внахлест первому, причем аудиодорожка второго видео будет начинаться тогда, когда закончится звук первого видео, или же не начинаться никогда — в зависимости от идеи автора.

Для примера возьмем сцену в музее в момент знакомства агента Q и агента 007. Во время их разговора на сцене появляется картина старого корабля, когда как диалог между агентами продолжается.

Это, пожалуй, одни из самых распространенных техник перехода от одного эпизода к другому — в копилку тем, кто интересуется монтажом.

Если кого заинтересует статья — смело берите и публикуйте. Тот случай, когда rights are not reserved.

Александр В. Цыплухин,

Финальный микс


На этапе финального микса ( final mix) Вы приступаете к отточке деталей. Уже все понятно, форма, пространство, Вы уже выучили партитуру трека наизусть, Вы уже приблизились к референсу, уже все сделано, но чего то не хватает… Референс и яснее, и прозрачней. А у Вас все как то шероховато, грубовато…. Не хватает, ясности, гладкости, не хватает геля, который соединит все в единое целое. На финальном миксе изменение баланса на один децибел может полностью изменить картину. 1 дб становиться огромной величиной. Я слышу разницу в 0,5 дб на своих финальных миксах. Техника работы на финальном миксе примерно такова:

Финальный микс может занимать 2-3 часа или 2-3 дня, если Вы работаете с DAW (Digital Audio Workstation) . Вылизывать финальный микс можно до бесконечности, пока не отупеешь. В любом случае Вы уже устали, и плохо понимаете, что делает Ваш микс лучше, а что хуже. Как контролировать свое восприятие на финальном миксе?

Второе. На тихих уровнях, микс должен звучать так же комфортно как и на звуковом давлении в 120 дб. Как проверить себя? Нажмите плэй и поставьте громкость в ноль. Поднимайте громкость до тех пор, пока не услышите первый звук. Тот инструмент, который появится первым, доминирует в миксе. Его много. Партию, которую Вы не слышите на минимальной громкости нужно будет добавить. Все инструменты должны появиться одновременно. Третье. Инструменты, во всех частотных диапазонах должны быть сбалансированы. Это значит что хэт, шейкер, касание пластика малого и эсс вокалиста должны звучать в одинаковой громкости. Если в миксе не хватает бочки, не спешите поднимать ее, попробуйте сначала опустить бас. Если вокал кажется мутным а вокалист беззубым, попробуйте опустить хэт и шейкер. Инструменты, в пересекающихся частотных диапазонах, маскируют друг друга. То же самое касается гитар, синтов, пэдов и т. д.


Ноль децибел. Все звукорежиссеры в мире находятся в абсолютно равных условиях, 0 дб – это предельный уровень для фонограммы. Это как полный стакан, выше краев не нальешь. При этом все фонограммы звучат с разным звуковым давлением. Чем плотнее фонограмма, тем она звучит громче. А громче, значит лучше, яснее. Все дело в ингредиентах…, каждый звукорежиссер делает свой коктейль. Поэтому и плотность разная. И от того, как Вы приготовите свой коктейль, зависит Ваш успех и успех Вашего микса.


Каналы могут распределяться так:

Самый простой способ контролировать энергию микса — подбирать соответствующие треки. Захотелось энергию поднять — ставишь трек пободрее, понадобилось энергию спустить — берёшь трек поспокойнее. Всё просто.

Но что если диджею нужно оставаться в определённой темповой и энергетической зоне? Например, открывающему диджею, которому нельзя слишком разгоняться. Как подбирать и сводить треки так, чтобы сет был динамичным? Почему в некоторых миксах классные треки, но вместе они звучат уныло?

Расскажу о двух приёмах, которые помогут ответить на эти вопросы: плотность микса и гармоническое сведение.

Плотность микса

Плотность микса — это то, насколько часто меняются треки и насколько глубоко они заходят друг в друга (попрошу без пошлостей) при сведении. Наглядный индикатор плотности — количество треков в час.

Допустим, средняя продолжительность трека составляет 7 минут. Если за час диджей играет всего 9—10 треков, значит он сводит их почти впритык, и как следствие такой сет будет казаться вялотекущим. А если за тот же час диджей играет 13—15 треков, значит они сильнее наслаиваются друг друга, соответственно, сет кажется более динамичным.

Приведу пример. Возьмём два этих трека:

Вот первый вариант, как их можно свести:

Послушайте, что здесь происходит:

2:28 Яма на 8 тактов, в конце которой небольшая перебивочка — удобный индикатор для старта следующего трека
2:43 Старт второго трека
3:46 Переключение баса с первого трека на второй

А теперь послушайте второй вариант сведения:

Что здесь происходит:

0:38 Старт второго трека
1:41 Переключение баса с первого трека на второй

Чувствуете, насколько второй вариант энергичнее первого? Если нет, то переслушайте внимательно. Не торопитесь.

В обоих вариантах совершенно одинаковые треки, но во втором примере второй трек стартует раньше, практически посередине первого, поэтому микс звучит плотнее и энергичнее.

Гармоническое сведение

Но в данном случае нас интересует не сам принцип, а тот факт, что благодаря нему можно контролировать энергичность микса. Мы же здесь про энергию говорим, помните?

Для примера сведу сначала эти два трека:

Вот, что у меня получилось:

Обратите внимание, что у треков одинаковая тональность — Em, поэтому переключение баса с первого трека на второй на 1:10 происходит максимально незаметно.

Теперь сведу тот же трек ’Driver’, но уже с другим — с ’Delirious’ Матана Каспи. Вот сам трек:

Вот, что у меня получилось при сведении:

Здесь переход тоже происходит на 1:10, но из-за того, у второго трека другая тональность — Bm, такая смена баса сразу кажется энергичней или как минимум заметной.

Плотность микса и гармоническое сведение — инструменты управления энергией. Сами по себе они не делают сеты ни лучше, ни хуже

При этом диджею полезно понимать, как с помощью осознанного использования этих инструментов можно контролировать уровень энергии сета и динамику танцпола.

В рубрике советов я с удовольствием делюсь опытом и отвечаю на вопросы читателей по написанию музыки, диджейству, выступлениям, маркетингу, управлению и другим аспектам музыкальной индустрии. Присылайте ваши вопросы через Гугл-форму.


Привет! Я в музыкальной индустрии не работаю, но мне интересно, как ты каталогизируешь свои 11 тысяч треков?


Популярно мнение, что обучение диджеингу сводится к ответу на вопрос: Как свести два трека в один? Это так, но только отчасти. Отработка навыков сведения займет не один час и не один вечер тренировок. Путь к многочасовым DJ-сетам и титулу короля (или королевы) ночной жизни начинается с азов. Диджею нужно понимать, как устроена композиция. Только так сведение станет осмысленным, а не превратится в лихорадочные манипуляции с регулировками на пульте.

С чего начать, если раскачивать танцполы – мечта детства? Как научиться сводить треки правильно и при этом красиво? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории.

Основы диджеинга

Разберемся, что такое сведения в целом. В широком смысле сведение – это такая смена композиции, при которой один трек плавно перетекает в другой без остановки воспроизведения. Чтобы свести треки, диджей приводит BPM обеих композиций к одинаковым значениям. BPM (beats per minute) – это характеристика “скорости” трека. Он определяет, сколько ударов метронома, роль которого выполняют “тарелки”, уместится в одной минуте. Другими словами bpm определяет, сколько раз человек топнет ногой в ритме композиции за минуту.

Кроме того, композиция делится на музыкальные фразы, а они – на такты. В такте, в свою очередь, 4 удара. Упомянутые фразы могут состоять из 4,8,16 или 32 тактов. То есть, через 32 такта, в композицию с большой долей вероятности добавится новый сэмпл или изменится главная мелодическая линия.Это важно, потому что сводить треки нужно с учетом их структуры.

Если говорить о клубной музыке, то в рамках каждого отдельного жанра значения bpm варьируются в небольшом диапазоне. Как пример рассмотрим хаус. В этом жанре темп треков держится в диапазоне 130-140 bpm. В таком случае привести два трека к одному темпу несложно и времени подумать над эффектным переходом между ними достаточно. Но в случае сведения треков двух разных жанров или отличающихся по темпу на 10+ bpm, от диджея потребуются развитые навыки и отработанные до автоматизма движения.

Для облегчения жизни диджеям, в танцевальной музыке предусмотрены специальные “разгонные полосы” в начале и конце трека. Продюсеры оставляют их как раз для удобства сведения. Эти фрагменты представляют собой “голый” ритм, без каких-либо дополнительных инструментов. Сделано это для того, чтобы сделать плавный переход между треками было проще.

Покупка полноценного диджейского пульта доступна не всем, да и на первых порах не слишком оправдана. Поэтому рекомендуется попробовать силы в таких программах как VirtualDJ и других компьютерных “вертушках”. Рассмотрим, как работают эти программы.

Как сводить треки в Virtual DJ

Тренировать навыки сведения новичку проще в программе Virtual DJ. Она несложна в освоении, а интерфейс имитирует диджейский пульт. Поэтому если научить сводить треки в Virtual DJ, то проблем с настоящими “вертушками” не возникнет.

Перейдем к практике и рассмотрим, как правильно сводить трек в Virttual DJ. Для этого нужно:

  • Загрузить по композиции в обе области воспроизведения. Для удобства назовем их Deck-1 и Deck-2
  • Запустить воспроизведение на Deck-1. Пока трек проигрывается, с помощью визуализации звуковой дорожки находим место, пригодное для сведения
  • Привести оба трека к одному темпу. Для этого используем регулировку pitch. Все подобные манипуляции проводятся с Deck-2, который пока слышит только диджей. Чтобы лучше слышать какой-либо из треков, двигаем кроссфейдер, расположенный по центру, в нужную сторону
  • Начать смешивать треки, как только вся подготовка к этому завершена. Для этого увеличиваем громкость на Deck-2
  • Микс готов. Теперь нужно постепенно убрать из него трек с Deck-1 и загрузить на последний новую композицию
  • Повторять пункты выше, пока не получится

На словах сведение – не такой уж сложный процесс. Но на практике ни у одного новичка не получается свести трек правильно. Для этого и нужна практика.

Поговорим о “фишках”. Посмотрим, какие способы сведения практикуют DJ.

Как сводить треки красиво

Популярны 3 техники сведения. Они вносят разнообразие в сет и тепло воспринимаются публикой на танцполе. Перечислим эти техники:

  • Классическое сведение. Фейдер (это “крутилка”, отвечающая за общую громкость) на Deck-2 открывается на три четверти, все частоты срезаются наполовину. Затем, частоты последовательно выкручиваются на полную, как и упомянутый фейдер. После этого процесс повторяется в обратной последовательности, но уже с Deck-1
  • Сведение без низких частот. Сперва обе композиции проигрываются без низких частот. Затем убирается композиция, звучавшая на Deck-2, и открываются низкие частоты на Deck-1. Перчинки добавить поможет включение Deck-1 не в начале фразы, а в тот момент, когда музыкальный рисунок резко меняется
  • Сведение с акцентами. В обеих композициях подбираются моменты без ритма или наоборот, с “голыми” ударными. Дополнительной яркости помогут добиться манипуляции с низкими частотами на обоих каналах

Итоги

Учиться диджеингу лучше с азов: основ музыкальной теории, изучения устройства и функционала диджейского пульта. Как только новичок усваивает базовые знания нужно к практике. Для этого не обязательно покупать дорогостоящее оборудование – тренироваться можно и на компьютерном софте, благо бесплатных вариантов достаточно. На отработку навыков сведения уйдет куча времени и нервов, но результат того стоит. Грамотный диджеинг – это осознанный диджеинг. Человек за пультом ответственен за атмосферу в клубе. Никому не понравится, если треки будут сводиться с “перебитовкой”, а то и вовсе прерываться. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, ремеслу диджея учатся долго и упорно, вкладывая в это душу и силы.

Читайте также: