Как сделать пепеша

Обновлено: 07.07.2024

Привет! Мы продолжаем цикл статей по пайплайну разработки стилизованных персонажей. Сегодня расскажем, что такое этап запечки, и как перенести детализацию с высокополигональной модели (high poly) на низкополигональную (low poly).

Запечка (Bake) — четвёртый этап ААА-пайплайна. На прошлом мы сделали развёртку, а сейчас будем её использовать для создания Normal Map, AO и Color ID.

Гугл на слово запечка показывает то, что нам нужно, а на слово запекание предлагает запечь курочку

Что такое запечка

Взглянем на low poly модель, которую сделал наш студент Leon.

Низкополигональная модель, созданная на этапе ретопологии

В ней минимум полигонов и чистая сетка. Эта модель будет загружаться в игровой движок.

Есть ещё high poly модель с высокой детализацией и скульпт.

Хайполи модели под сабдив и скульпт

Технология запечки позволяет нам перенести все детали с high poly и скульпта на low poly-модель.

В итоге, в игровом движке будет low poly модель с минимальным количеством полигонов, но выглядеть она будет так, как будто на ней есть все эти детали:

Для внимательных: ID Map никак не влияет на вид модели, в отличие от нормала и АО, но она пригодится при текстурировании, поэтому эту карту тоже будем печь.

Как это работает?

Мы берём low poly модель и добавляем на неё запечённые карты Нормала и АО. А эти карты обманывают поведение игрового света. Модель начинает бликовать так, как будто на ней есть все эти фаски, вырезы и прочие детали.

Для тех, кто не понимает, о чём речь: мы очень подробно писали про вертекс нормали и принцип работы нормала в статье про сетку.На этом этапе пайплайна — запечке, наша задача: запечь 3 карты.

1) Normal map — карту неровностей
2) Ambient Occlusion (AO) — карту затенения
3) Color ID — цветные маски

В Marmoset можно запечь гораздо больше карт, про это будет дальше.

Мы добавим эти карты на нашу low poly модель, на ней появится вся детализация с high poly и скульпта, а благодаря карте Color ID модель будет легче разбить по материалам и текстурировать.

Все карты создаются на основе развёртки, которую мы сделали на прошлом этапе пайплайна. Без развёртки карты не запекутся. Если есть ошибки на развёртке или low poly модели, то мы столкнёмся с кучей проблем.

Ссылки на теорию

Какие карты будем печь

Нет смысла запекать карты, если не знаешь, что они делают и как работают.

1. Normal Map

Карта создаёт виртуальные вертекс нормали в каждой точке low poly модели и искажает поведение света. Если наложить запечённый нормал на модель, то она будет выглядеть почти как high poly.

Вот хороший пример: low poly модель с включенным Нормалом и без него.

Модель с включенным нормалом и без него

Новые полигоны не создаются, это лишь иллюзия формы:

Приглядись, видишь low poly сетку? Все детали и затенения, которые ты видишь — иллюзия.

Там много нюансов, но мы обо всём расскажем.

Из чего печётся Normal map

Что нужно знать о Нормале

Небольшие чёрные полосы на нормале — это нормально.
Никто не будет разглядывать нашу модель под микроскопом.

Чёрные полоски на нормале

Почему не стоит сильно волноваться о чёрных полосах?
Игрок почти всегда видит модель в игре на расстоянии. Поэтому не нужно тратить несколько часов, чтобы убрать чёрные полоски на нормале:

Та же модель, но на расстоянии. Чёрные полосы не режут глаза, — значит, всё окей.

Из чего состоит карта нормалей

Normal map создает иллюзию объёма благодаря трем картам в каналах текстуры: красный, зелёный, синий.

Чтобы переключаться между каналами, откроем файл с нормалом в Photoshop и зайдём во вкладку Channels.

Красный канал нормала

Зелёный канал — работает так же, но искажает шейдинг по вертикали.
Светлый-блик поворачивается наверх, а тёмный — вниз.

Зелёный канал Нормала

Чтобы лучше понять разницу между этими двумя каналами, посмотрим на эту часть модели:

У бочки на high poly есть фактура дерева.
Затемнение идёт только по одной из осей.

Так как красный канал нормала показывает искажение вертекс-нормалей только по горизонтали, а скосы между досками как раз и отклоняются влево или вправо, то на нём будет много информации.

А зелёный канал — показывает искажения по вертикали. Так как виртуальные плоскости не отклоняются вверх/вниз, то затемнений почти нет, то информации на нормале в этом канале почти не будет:

Зелёный и красный канал нормала на примере бочки

Красный и зелёный каналы — основные для нас (как моделлеров).
Но у Нормала есть ещё синий канал.

Синий канал имитирует углубления в объекте.
В играх он практически не используется.

За счет изменения синего цвета на нормале создаются искажения на плоской поверхности.

Если на синем канале есть артефакты, можно просто выключить этот канал, т.е. отключить синий цвет у нормал мапа в фотошопе. Или просто их замазать артефакты кисточкой.

Синий канал нормал

Больше про три канала Нормала — в этой статье.

Нейтральный цвет Нормала

128х128х255 — нейтральный цвет нормала.

Если добавить полностью нейтральный нормал, то особой разницы видно не будет. Модель будет шейдить так же, как обычная лоуполи.

В каком формате лучше хранить нормал

После запечки, скорее всего, придётся вносить изменения в нормал, используя фотошоп.

Поэтому файл лучше сохранять в форматах Targa или TIF.
При сохранении есть выбор, сохранять в 24 или 32 bit.
Если есть Альфа-канал — сохраняем с 32 bit.
Если Альфа-канала нет — в 24 bit.


2. Карта АО

Так выглядит запечённая карта АО

Карта Ambient occlusion (AO) — это карта затенения.
Она показывает самые глубокие тени, которые есть в объекте.
В основном это тени в углублениях и на пересечениях. Эту карта используют игровые движки для корректного освещения. Она также очень полезна в текстурировании.

Отличный пример того, что сложно сделать без АО — это грязь. Она забивается в самые глубокие места модели, — карта АО поможет легко сгенерировать маску углублений, чтобы забить их грязью.

Если добавить на low poly модель карту АО, на модели появятся самые глубокие тени

Также как и нормал, карта АО печётся на развёртку модели из high poly и скульпта.

Карта AO создаётся из highpoly и скульпта

При запекании по-умолчанию эта карта чёрно-белая, но на этапе текстурирования её можно покрасить.

С картой АО разобрались, последняя карта, которая нам нужна — Color ID


3. Карта Color ID

У наша модель состоит из разных материалов: металла, камня, дерева и ткани.

Во время текстурирования нам нужно быстро выделять геометрию, которая будет, например, металлом или деревом.

Чтобы это можно было сделать в один клик внутри Substance Painter, нам нужно запечь карту Color ID. Она позволяет быстро выделять большие куски. А в программе для текстурирования эту группу объектов можно легко затекстурить.

Вот так, с помощью этой карты мы в считанные секунды красим модель в разные цвета:

Быстро красим модель в Substance Painter, используя карту Color ID

Для того, чтобы создать карту Color ID, нам нужно покрасить high poly-модель в разные цвета. Один цвет — это одна группа объектов, как правило разбитая по материалам. Например, всё дерево на Color ID оранжевое, вся кожа —розовая, ржавый металл — синий, шерсть — голубая, а новый и чистый метал —зелёный.

Это не цвета будущей модели — здесь они могут быть любыми. Главное, чтобы они были контрастными.

Дополнительные карты

В мармосете куча карт, которые можно запечь.

Их в разных пайплайнах используют разные художники для текстурирования:

Position map с помощью градиентов помогает накладывать текстуры в разных плоскостях модели.

Сurvature выделяет все края на модели и упрощает создание затёртостей и повреждений. Очень полезная карта на ряду с АО.

Thickness запекает толщину, что необходимо для имитации подповерхностного рассеивания.

Часто для hand paint текстур пекут свет прямо на текстуру. Иногда необходимо запечь альфу — карту прозрачности.

Еще мармосет умеет печь цвета и материалы с других моделей и текстур, это иногда помогает не переделывать много текстур с нуля.

Друзья! Представляю вашему вниманию рецепт самозатвердевающей глины или паперклея. Кому эта тема близка, читаем МК ;) (фото 1)

Сейчас в продаже очень большой выбор полимерных глин, как запекаек, так и самозатвердевающих. Но порой для проекта необходимо большое количество глины, а цены на нее высокие. Также во многих городах все еще сложно найти паперклей. Для тех, кто предпочитает лепить из самозатвердевающей глины, предлагаю простой рецепт из доступных компонентов. Глина получается прочная после высыхания и удобная в работе. Отлично тонируется как акварельными красками, так и акрилом. Шлифуется мелкой шкуркой.
Итак, поехали.

Для изготовления паперклея нам понадобятся:
— туалетная бумага или однотонные салфетки,
— клей ПВА,
— сухая шпатлевка на основе гипса,
— мука,
— крахмал,
— детское или оливковое масло,
— весы,
— тара для замеса

Сейчас в продаже очень большой выбор полимерных глин, как запекаек, так и самозатвердевающих. Но порой для проекта необходимо большое количество глины, а цены на нее высокие. Также во многих городах все еще сложно найти паперклей. Для тех, кто предпочитает лепить из самозатвердевающей глины, предлагаю простой рецепт из доступных компонентов. Глина получается прочная после высыхания и удобная в работе. Отлично тонируется как акварельными красками, так и акрилом. Шлифуется мелкой шкуркой. Итак, поехали. Для изготовления паперклея нам понадобятся: — туалетная бумага или однотонные салфетки, — клей ПВА, — сухая шпатлевка на основе гипса, — мука, — крахмал, — детское или оливковое масло, — весы, — тара для замеса (фото 2)

Выше перечислила все необходимые ингредиенты, а сейчас пропорции в граммах и столовых ложках, количество материала в ложке с небольшой горкой:
- туалетная бумага (салфетки) - 20гр (примерно 5-7мм от рулона),
- клей ПВА - 75гр (7ст.л),
- гипсовая сухая шпатлевка - 125гр (6ст.л),
- мука 50гр (4ст.л),
- детское или оливковое масла, можно заменить на Ферри - 20гр (3ст.л),
- крахмал - 50гр (4ст.л).

Ход работы выглядит следующим образом:
Первое что нам нужно сделать это отмотать 20гр туалетной бумаги. Бумагу можно брать любую, но от ее цвета будет зависеть окончательный оттенок глины. Таким образом, если нужна белая глина, берем белую бумагу, если цветная, соответственно зеленую, розовую, голубую.

Выше перечислила все необходимые ингредиенты, а сейчас пропорции в граммах и столовых ложках, количество материала в ложке с небольшой горкой: - туалетная бумага (салфетки) - 20гр (примерно 5-7мм от рулона), - клей ПВА - 75гр (7ст.л), - гипсовая сухая шпатлевка - 125гр (6ст.л), - мука 50гр (4ст.л), - детское или оливковое масла, можно заменить на Ферри - 20гр (3ст.л), - крахмал - 50гр (4ст.л). Ход работы выглядит следующим образом: Первое что нам нужно сделать это отмотать 20гр туалетной бумаги. Бумагу можно брать любую, но от ее цвета будет зависеть окончательный оттенок глины. Таким образом, если нужна белая глина, берем белую бумагу, если цветная, соответственно зеленую, розовую, голубую. (фото 3)

Заливаем горячей водой, для того чтобы бумага размокла.

Заливаем горячей водой, для того чтобы бумага размокла. (фото 4)

Туалетная бумага быстро впитывает воду и размягчается.

Туалетная бумага быстро впитывает воду и размягчается. (фото 5)

Выжимаем лишнюю воду и крошим бумагу на мелкие части.

Выжимаем лишнюю воду и крошим бумагу на мелкие части. (фото 6)

Следующий компонент — это клей ПВА, 75 грамм.

Следующий компонент — это клей ПВА, 75 грамм. (фото 7)

Вливаем клей в размякшие кусочки бумаги.

Вливаем клей в размякшие кусочки бумаги. (фото 8)

Хорошо смешиваем, стараемся добиться однородной массы.

Хорошо смешиваем, стараемся добиться однородной массы. (фото 9)

После этого взвешиваем 125 грамм сухой шпатлевки на основе гипса. Данная шпатлевка продаётся в строительных магазинах в разной фасовке, цена в пределах 95 руб.

После этого взвешиваем 125 грамм сухой шпатлевки на основе гипса. Данная шпатлевка продаётся в строительных магазинах в разной фасовке, цена в пределах 95 руб. (фото 10)

Высыпаем шпатлевку в бумагу с клеем. Тщательно перемешиваем, будет прилипать к рукам, лучше месить в перчатках. Гипс очень сушит кожу рук.

Высыпаем шпатлевку в бумагу с клеем. Тщательно перемешиваем, будет прилипать к рукам, лучше месить в перчатках. Гипс очень сушит кожу рук. (фото 11)

Далее берем 50 грамм обычной муки.

Далее берем 50 грамм обычной муки. (фото 12)

Постепенно добавляем в нашу смесь, также добиваемся однородности. На этом этапе смесь получается сыпучая.

Постепенно добавляем в нашу смесь, также добиваемся однородности. На этом этапе смесь получается сыпучая. (фото 13)

И поэтому нам надо ее связать между собой очередным компонентом. В качестве связующего выступает масло. 20 грамм детского или оливкового постепенно вливаем в получившуюся рассыпчатую смесь. Глина становится мягкой, увеличивается время схватывания гипса.

И поэтому нам надо ее связать между собой очередным компонентом. В качестве связующего выступает масло. 20 грамм детского или оливкового постепенно вливаем в получившуюся рассыпчатую смесь. Глина становится мягкой, увеличивается время схватывания гипса. (фото 14)

Последний компонент, который необходимо добавить в глину, это крахмал. Лучше брать кукурузный, но у меня не оказалось его под рукой, заменила на картофельный.

Последний компонент, который необходимо добавить в глину, это крахмал. Лучше брать кукурузный, но у меня не оказалось его под рукой, заменила на картофельный. (фото 15)

Всыпаем крахмал и смешиваем.

Всыпаем крахмал и смешиваем. (фото 16)

Крахмал приятно хрустит в руках, глина перестает липнуть к рукам. Но возможно получится так, что смесь опять начет рассыпаться, можно для связи добавить столовую ложку воды. Главное не переборщить.

Крахмал приятно хрустит в руках, глина перестает липнуть к рукам. Но возможно получится так, что смесь опять начет рассыпаться, можно для связи добавить столовую ложку воды. Главное не переборщить. (фото 17)

Месим как обычное тесто. Глина получается эластичной, упругой. Паперклей готов. Можно начинать лепку.

Месим как обычное тесто. Глина получается эластичной, упругой. Паперклей готов. Можно начинать лепку. (фото 18)

При разрыве видны волокна целлюлозы.

При разрыве видны волокна целлюлозы. (фото 19)

Общий вес готовой глины у меня получился 410 грамм. Потратила примерно 200 рублей на шпатлевку и масло, остальные компоненты у меня были.

Общий вес готовой глины у меня получился 410 грамм. Потратила примерно 200 рублей на шпатлевку и масло, остальные компоненты у меня были. (фото 20)

Хранить глину следует в целлофановом или зип пакете, удалив по возможности весь воздух, а еще нужно положить в пластиковый контейнер и закрыть крышкой. Срок хранения глины зависит от температуры в помещении и доступа воздуха. Поэтому при использовании отрывать небольшие кусочки глины, а основную массу герметизировать.

Хранить глину следует в целлофановом или зип пакете, удалив по возможности весь воздух, а еще нужно положить в пластиковый контейнер и закрыть крышкой. Срок хранения глины зависит от температуры в помещении и доступа воздуха. Поэтому при использовании отрывать небольшие кусочки глины, а основную массу герметизировать. (фото 21)

Пробую паперклей в действии. Слепила личико для тедди-долл. Лепится отлично, сглаживаю неровности водой, форму держит. Сохнуть будет примерно сутки. После высыхания можно зашкурить неровности мелкой шкуркой.

Пробую паперклей в действии. Слепила личико для тедди-долл. Лепится отлично, сглаживаю неровности водой, форму держит. Сохнуть будет примерно сутки. После высыхания можно зашкурить неровности мелкой шкуркой. (фото 22)

Отминка мордочки, предварительно присыпаю гипсовую форму крахмалом. Слепок четкий, почти не нуждается в коррекции.

Отминка мордочки, предварительно присыпаю гипсовую форму крахмалом. Слепок четкий, почти не нуждается в коррекции. (фото 23)

Также задекорировала баночку. На следующий день все высохло и готово к росписи.

Также задекорировала баночку. На следующий день все высохло и готово к росписи. (фото 24)

На этом все. Если вас заинтересовала такая глина, и что из нее можно еще слепить, пишите в комментариях.В следующем мастер-класс по декору покажу как сделать такие домики-мухоморчики именно из этой глины. Всем успехов в творчестве, вдохновения и неиссякаемой энергии.

Парень, что ты знаешь о бессмертии?

Меня били всей толпой, но не снесли хп и трети, е!

Единственный к победе ключ твой.

Я тот самый несокрушимый призрачный король.

Бич, сваливай в свой двор.

Стан кидаю в упор.

Ломаю всем лица, вы для меня - ноль.

Ни одной ошибки, я безупречен.

Ты напал на короля ?

Не уйдешь без увечий!

Бесит бесит бесит.

Меня всё это бесит

Подгорает так, что уже сменил сотню кресел.

Ты спросишь:"О чем вообще эта песня?"

Хочу быть как Папеч, играя на одном персе.

Хочу быть королем как Папеч.

Хочу ******* как Папеч, как Папеч.

Хочу быть королем как Папеч.

Хочу быть как Папеч, как Папеч.

Участник команды сайта

Как будто кто-то ссал в уши и выкалывал глаза одновременно

img

6 сверху 3 по бокам сделай и будешь.


Не забудь кожаную куртку и след от наушников.



Репчик мы здесь не приветствуем

Парень, что ты знаешь о бессмертии?

Меня били всей толпой, но не снесли хп и трети, е!

Единственный к победе ключ твой.

Я тот самый несокрушимый призрачный король.

Бич, сваливай в свой двор.

Стан кидаю в упор.

Ломаю всем лица, вы для меня - ноль.

Ни одной ошибки, я безупречен.

Ты напал на короля ?

Не уйдешь без увечий!

Бесит бесит бесит.

Меня всё это бесит

Подгорает так, что уже сменил сотню кресел.

Ты спросишь:"О чем вообще эта песня?"

Хочу быть как Папеч, играя на одном персе.

Хочу быть королем как Папеч.

Хочу ******* как Папеч, как Папеч.

Хочу быть королем как Папеч.

Хочу быть как Папеч, как Папеч.

В 1910 году губернатор Веретенников издал постановление, которым обязывал домовладельцев повесить у своих ворот фонари с обозначением улицы и номера дома, а также освещать их. Дело, в общем-то, полезное, но в тогдашней Костроме совершенно ненужное: город был тихим и сонным, большого движения не наблюдалось, и все и так знали, где кто живёт. Веретенникову советовали отменить это распоряжение, которое вело к большим и ненужным расходам, но губернатор упёрся.

Судья Власов против фонарей

Окружной судья Власов, имевший свой дом на Смоленской улице, в установленный срок фонарь не повесил, а на многочисленные предписания полиции отвечал отказом. По установленному порядку был составлен протокол, и на Власова наложили штраф в 50 рублей, который он отказался вносить. Тогда была описана часть его имущества и назначены торги, чтобы выручить эти 50 рублей.

Губернатор тут почувствовал, что дело пахнет большим скандалом, поехал к Власову и долго уговаривал его заплатить штраф, чтобы не доводить дело до публичной продажи имущества окружного судьи.

Власов своё дело знал и на компромисс с губернатором не пошёл.

На торги прибыли не только профессиональные скупщики мебели, но и множество общественных деятелей. Кто-то из них за первый же предмет, пепельницу, дал 50 рублей, так что торги были тут же прекращены, а пепельницу покупатель подарил Власову.

После этого Власов по всем правилам, через того же губернатора Веретенникова, подал на него жалобу в сенат. Там нашли, что губернатор не мог издавать такое постановление о фонарях, которые были обязательны только для городов с числом жителей значительно превышавшим население Костромы. Постановление было отменено, но никому ненужные фонари еще долго висели, уже без вечернего освещения, напоминая всем о тупости губернатора Веретенникова.

Власов же был несменяемым судьёй и был ограждён от административных воздействий служебного характера. Общественные симпатии были целиком на его стороне, что выражалось в неизменном избрании его в городскую думу подавляющим большинством голосов.

Непрошеная отставка

Губернатор Веретенников не пользовался симпатиями костромского общества, так как часто по мелочам придирался к местным общественным деятелям. На него частенько жаловались в Петербург через городского голову Геннадия Николаевича Ботникова, бывшего также и членом Государственной думы, но достаточных оснований для снятия его с должности не было.

Вскоре после истории с Власовым губернатор совершенно неожиданно для себя получил из Петербурга бумагу, в которой сообщалось, что его просьба удовлетворена и он освобождается от должности костромского губернатора. Удивлённый Веретенников прибыл в Петербург, где ему показали подписанное им самим прошение об отставке.

Ходили слухи, что это дело организовал Ботников, который собрал с богатых костромичей приличную сумму денег и вручил её одному из чиновников губернской канцелярии, чтобы тот в случае разоблачения не пострадал материально из-за увольнения с государственной службы. Этот чиновник заготовил заявление об отставке и очень удачно подсунул его Веретенникову с кипой других бумаг.

На этом неприятности Веретенникова не окончились. Так как он был генерал-майором, то по приезде в Петербург он должен был явиться к военному министру, но почему-то своевременно этого не сделал. Последовало не слишком-то приятное объяснение с начальством, после которого Веретенников был вынужден подать в отставку.

Борода почтмейстера

Губернский почтмейстер Воробьев был знаменит своей длинной русой бородой, доходившей ему ниже колен, так что при ходьбе он запрятывал её за форменный сюртук.

Распространение фотографии

Лучшая фотография в Костроме размещалась на Русиной улице и принадлежала Куракину. Для большего авторитета она именовалась Большой Московской фотографией.

В 1912 году на столбах и заборах города появилось объявление, отпечатанное "с разрешения начальства", сообщавшее, что на Еленинской улице некто Петров открыл Петербуржскую фотографию, которая

Далее сообщалось о безукоризненном качестве снимков. Оказалось, что этот Петров узнал о местах рождения Куракина и его жены и напечатал такое нахальное заявление.

Петрову это объявление не помогло, и дела в его фотографии не пошли, а Куракин в своём деле первенствовал до самой революции.

Дела парикмахерские

На той же Русиной улице рядом с фотографией Куракина размещалась парикмахерская Гримма. Стриг он очень медленно, но народу у него всегда было много, ибо особенно спешить было незачем. В других цирюльнях было грязно, мастера плохие, так что Гримм считался лучшим куафером Костромы и процветал до 1912 года, когда напротив его предприятия открылась новая парикмахерская, оборудованная по последнему слову техники: умывальниками, зеркалами во всю стену и прочим. Открыл это заведение мастер "новой школы", действительно приехавший из Москвы, работал быстро и хорошо, так что почти вся клиентура Гримма быстро перекочевала к нему. Гримм не смог с ним конкурировать и просто влачил существование.

Вывески

После 1910 года на вывесках модных мастерских и объявлениях в Костроме стали изъясняться по-французски. Такие вывески большинство местных обывателей обычно читали так:
Модес ет робес Мадам Елен из Москвы.

Пепеша

Вместо Веретенникова из Петербурга прислали новым губернатором Петра Петровича Шиловского, которого местные чиновники прозвали Пепешой. Он был штатским, пухленьким, розовеньким, вежливым и любил играть на виолончели.

Приехав в Кострому, он нанёс всем визиты и никаких гонений не производил. Раз в неделю он устраивал у себя квартет, приглашая для этого трёх музыкантов-костромичей. Всё шло тихо и хорошо, и Шиловский рассчитывал быть первой в губернии персоной на торжествах 1913 года в честь трёхсотлетия дома Романовых.

"Прокол" нового губернатора

Но тут он совершил непостижимый "прокол". В 1911 году в Бонячках Костромской губернии были большие торжества по случаю столетия крупной хлопчатобумажной фирмы Коновалова. Помимо празднований в Москве, где размещалось правление фирмы, в Бонячки были приглашены гости из Москвы и других городов, различные промышленники и представители администрации. Естественно, что были приглашены и губернские власти во главе с губернатором.

Программа торжеств состояла из освящения новой церкви, открытия народного дома, а затем предполагался обед, приготовленный выписанными по такому случаю из Москвы умельцами. Для почетных гостей из Москвы был даже заказан специальный поезд.

Утром в день праздника на станцию Бонячки прибыл отдельный вагон с Шиловским и его свитой, все в полной парадной форме и треуголках. Вышедшего из вагона губернатора встретили посланные от Коновалова и просили его проследовать в коляске с парой лошадей. Тут-то Пепеша и совершил непростительную ошибку, поинтересовавшись, почему его не встречает сам хозяин. Ему ответили, что Коновалов уже в церкви, где идёт освящение. Пепеша упёрся, что пока его не встретит на вокзале сам Коновалов, он никуда не поедет.

Пепеша был не прав во всём:
во-первых, из церкви во время богослужения не полагалось вызывать кого бы то ни было;
во-вторых, Коновалов был не каким-нибудь исправником, а крупной фигурой в мире российского бизнеса, так что губернатор поступал нетактично, вызывая того на вокзал.

Коновалов же и шагу больше не сделал.

Пепеша же всё ждал, ходил по платформе в треуголке, потом забрался в вагон и просидел там голодным до самого вечера, пока его не прицепили к проходящему поезду. Вместе с губернатором голодными остались и чиновники его свиты. А обед-то Коновалов устроил знатный и обильный!

После этого инцидента Шиловского перевели в глушь, в Петрозаводск, куда и поезда-то ещё не ходили.

Помидоры

Примерно с 1900 года в Кострому на пароходах из Самары и Саратова стали привозить корзины с красными диковинными плодами, называвшимися "помидоры". Их начали выращивать немцы-колонисты. До этого на Волге их не знали. Некоторые помещики, правда, выращивали помидоры в своих оранжереях, но они и не подозревали, что их плоды съедобны. В самой Костроме помидоры начали выращивать уже только после Гражданской войны.

Читайте также: