Как сделать патину на бронзе

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Под патиной понимают следы старения на различных предметах интерьера, быта или материалах. Искусственное состаривание – патинирование – активно применяется дизайнерами, ведь оно придает изделиям благородный винтажный облик, антикварность и высокую декоративность. Есть методы, как сделать патину своими руками без лишних затрат – для этого надо только приобрести подходящий материал и ознакомиться с технологией.

  • Особенности техники патинирования
  • Инструменты и материалы
  • Разновидности патины, составов и консистенции
  • Морилка
  • Воск
  • Акрил
  • Битум
  • Масло
  • Шеллак
  • Нанесение патины на древесину своими руками
  • Подготовительный этап
  • Нанесение патины при помощи морилки
  • Классический способ
  • Техника кракелюр
  • Искусственные потертости
  • Патина на металле: пошаговая инструкция

Особенности техники патинирования

Состаренная мебель

Современные технологии помогают состарить – патинировать – любые материалы. Промышленные методики сложны для домашнего применения, но в продаже есть различные патинирующие составы, которые позволяют увеличивать возраст материалов более простым способом. Они помогают имитировать естественное изменение цвета изделий путем нанесения особых покрытий. При патинировании привычные краски заменяются специализированными составами без затрагивания внутренней структуры древесины или иного материала.

Патинирование воском

Инструменты и материалы

Перед работой нужно подготовить все необходимые расходные материалы – краску с эффектом состаривания (с элементами бронзы, серебра, позолоты), обычный ЛКМ, если планируется перекрашивание изделия. Вместо краски можно применять воск, морилку, шеллак или мастику в зависимости от выбранного варианта патинирования.

Прочие составляющие процесса, которые могут потребоваться:

  • кисти разного размера;
  • валик (для больших поверхностей);
  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • лак мебельный или по металлу;
  • ветошь для удаления излишков краски;
  • ватные и поролоновые тампоны.

Набор для патинирования Pebeo

Разновидности патины, составов и консистенции

В зависимости от задумки при помощи патинирования можно придать поверхностям разные эффекты:

  • фрагментарное состаривание;
  • полное покрытие;
  • кракелюр.

По консистенции рабочие составы для патины бывают такими:

  • густые – напоминают пасту, которая применяется при обработке дерева для окрашивания в желтоватые или красноватые оттенки, близкие к золотым;
  • жидкие – выполнены на водной или полимерной основе, придают изделию сияние, облагораживают его вид;
  • фацетные лаки – позволяют создать состаренную поверхность за счет формирования сети трещинок.

Жидкий состав Pentart Liquid

Для обработки дерева, металла или иных материалов используют составы на разнообразных основах, которые неодинаковы по стойкости готового покрытия и степени адгезии с основанием. Самые популярные – это морилка, воск, акриловая краска, битум, масло, шеллак.

Морилка

Обычно морение изделий предполагает предварительное проведение браширования – удаления мягких древесных волокон прочной щеткой, при этом жесткие продольные волокна остаются на месте. Браширование требуется для обеспечения более выраженного эффекта патины. После морения изделия нередко покрываются воском или шеллачной грунтовкой. Гамма цветов при использовании морилки ограничена темными древесными оттенками, и применить позолоту, серебрение или иные металлические тона не удастся.

Морилка для дерева под старину

Нередко в качестве финишного покрытия используются восковые патины в форме пасты на водной основе. Их готовят путем соединения натурального воска и металлической пыли. Есть в продаже и бесцветные составы, после нанесения которых остается красивый перламутровый блеск.

Свойства восковой патины таковы:

  • помогает одновременно подчеркнуть структуру дерева и затонировать его;
  • легко наносится, медленно сохнет, удобно растирается, поэтому работать с ней можно в комфортном для мастера режиме;
  • чаще всего применяется для небольших площадей, идеально подходит для дуба, ясеня;
  • имеет разные оттенки – серебряный, латунный, бронзовый, золотой, переливчатые тона;
  • красиво выделяет резьбу, узоры, рисунки, годится для рельефных и текстурированных плит, трещин в технике кракелюр;
  • обладает высокой адгезией к дереву, пластику, которым покрывается МДФ;
  • наносится ветошью или губкой, полируется и сохнет в течение суток.

Восковая патина на водной основе

Акрил

Акриловая патина – универсальный состав для дерева, гипса, металла. Данный материал имеет водную основу, но позволяет создавать очень стойкое покрытие, имеющее отличную адгезию с поверхностями. После нанесения полученная пленка защищает материал от гниения, размножения микробов и грибков.

Технология акрилового патинирования очень проста, с ней справится даже новичок. Акриловой патиной можно обработать всю поверхность или ее часть, отдельные выступающие элементы. Чтобы придать основанию оригинальный вид, можно комбинировать составы разных оттенков. Также есть вариант накладывать различные тона патины в несколько слоев, чтобы получить неповторимый эффект, сложный цветовой орнамент. Выбор оттенков акрила очень богат – есть как металлические, так и классические тона. При необходимости такой тип патинирования хорошо сочетается с лакированием, декупажем, обычным окрашиванием.

Средство на акриловой основе

Битум

Структура этого строительного материала помогает придать дереву особый вид, вычернить резьбу, углубления и рельефные выступы, грани. После нанесения битума на древесину излишки удаляются растворителем, а впитавшийся состав создает эффект старины (изделие будет иметь темный цвет).

Битумная патина делается на основе бетонного полимера, скипидара, уайт-спирита и не считается финишным материалом. После высыхания патинированные поверхности нужно покрывать шеллаком для закрепления результата, иначе он не продержится долго.

Воск битумный для декупажа

Масло

Масляная патина подходит для древесины и металла. Она не прячет естественного оттенка материала, выгодно подчеркивает узор на деревянных поверхностях. По свойствам масло напоминает восковую патину – легко наносится, медленно сохнет. Нельзя применять подобные составы в технике декупажа, так как они растворяют бумагу.

Шеллак

Сам по себе данный материал имеет желтоватый или коричнево-красный тон, который будет становиться темнее по мере увеличения количества слоев. Он может применяться изолированно или в сочетании с декупажем, становится промежуточным или финишным покрытием. При работе с шеллаком используется кисть или губка.

Лак шеллачный отделочный

Нанесение патины на древесину своими руками

Процесс патинирования несложен и вполне осуществим в домашних условиях. Для работы лучше выбирать породы дерева высокой плотности, невосприимчивые к перемене влажности, либо использовать МДФ, ДСП.

Подготовительный этап

Для начала нужно осуществить браширование – обнажение твердых волокон древесины перед патиной, тонировкой, лакированием. Метод воспроизводит естественное старение дерева, но в ускоренном темпе. Поверхность обрабатывается металлической щеткой или крупнозернистой наждачной бумагой, в результате чего жесткие волокна удаляются. Затем основание протирается обезжиривающим составом. Под акриловые краски или для морения дерево не брашируется, а только очищается от всевозможных загрязнений. Если на поверхности уже есть лак или иное покрытие, его надо снять при помощи наждачной бумаги.

Браширование древесины

Плиты ДСП, МДФ обладают однородной структурой, в отличие от древесины, поэтому их подготовка имеет особенности. Для придания потертости поверхность можно осторожно обработать мелкой наждачкой, но самой эффективной является более сложная технология:

  • нанесение барьер-грунта для усиления адгезии верхнего слоя плиты к патине;
  • после высыхания – наложение полиуретановой грунтовки, которая станет основой для патины;
  • шлифовка созданного покрытия наждачной бумагой для воспроизведения древесной структуры;
  • собственно патинирование.

Нанесение патины при помощи морилки

Морение идеально подходит для мебели, выполненной в классическом стиле. Цвет изделий станет более темным, чем являлся изначально. Порядок работы таков:

  1. На фасады нанести морилку на водной основе, покрывая детали целиком. Можно выбрать любой цвет – орех, красное дерево, дуб, бук или иной.
  2. Мягкой губкой стереть часть состава таким образом, чтобы придать эффект состаривания (в основном, со средних зон). Кайму, резьбу, элементы фрезеровки, трещины при этом надо оставить более темными.
  3. Дать составу высохнуть, потом нанести второй слой морилки похожего оттенка, но не на водной, а на спиртовой основе.
  4. По мере высыхания средства выполнить слой шеллака. Если нужно усилить винтажный вид, можно дополнительно стереть античный воск.

Патинирование с помощью морилки

Классический способ

Классическое патинирование основывается на применении акрила, воска, битума, масла. Нужно подобрать материал подходящего тона – древесного, металлического или обычного. Технология напоминает простую покраску. Вначале на основание наносится слой материала для патинирования, затем его излишки стираются или растушевываются более тщательно. Второй слой в этом случае выполняется при помощи шеллака.

Также стандартная технология может подразумевать такие действия:

  • нанести патину темного оттенка;
  • дать средству немного подсохнуть, сделать еще один слой материала более светлого тона, чтобы подчеркнуть темные поры;
  • вместо светлого тона можно взять золотой или серебряный, если речь идет о мебели в классическом стиле;
  • по мере высыхания отшлифовать основание мелкой наждачкой для создания эффекта потертости;
  • закрепить результат шеллаком или акриловым лаком, выбрав матовый состав.

Техника кракелюр

  • поверхность обрабатывают грунтовкой, щетку и наждачку не применяют;
  • наносят лак для кракелюра, подбирая нужный по цвету состав (если он прозрачный, можно первым слоем наложить акриловую краску, а затем лак);
  • выполняют очень тонкий слой матовой краски на водной основе, действуя осторожно, чтобы не испортить фактуру.

Обработка мебели в технике кракелюр

При необходимости трещинки можно затереть битумной мастикой с целью их затемнения, но только после полного высыхания покрытия (через 1–2 суток). При растрескивании пленки изделие обретет состаренный вид. Для закрепления результата допустимо нанести слой шеллака.

Искусственные потертости

Данный способ хорошо подходит для дерева и МДФ, прекрасно сочетается с техникой декупажа:

Создание искусственных потертостей

Патина на металле: пошаговая инструкция

Нередко производят патинирование деталей, которые при эксплуатации подвергаются тепловому воздействию – внешних частей мангала, элементов камина, а также мебельной фурнитуры, различных уголков и накладок. Кроме повышения привлекательности, такие действия помогают защитить поверхности от порчи и ржавления. Наибольшей популярностью в патинировании металла пользуются золотой, серебряный и белый цвет.

Для работы потребуются:

  • акриловая краска;
  • набор кусочков потали;
  • синтетическая кисточка;
  • спирт;
  • клей для потали;
  • финишный лак для потали.

Для начала надо обезжирить металлическую деталь спиртом, протерев ее тряпкой. При помощи кисти следует окрасить поверхность акриловой краской, нанеся ее в 2 слоя, а после высыхания смазать основание клеем и хаотично разложить кусочки потали, осторожно прижать их кистью. Затем нужно убрать ее излишки с краев изделия. Важно, чтобы материал не покрывал поверхность полностью, и участки краски просвечивали в разных местах. В окончание работы деталь надо покрыть финишным лаком.

Патинирование металлических изделий

Патина для дерева и металла послужит превосходным дизайнерским приемом, придаст простым изделиям благородство и особый шарм. Выполнять патинирование несложно и весьма увлекательно – стоит попробовать каждому!

Патинирование – процесс химической реакции, видоизменяющий поверхность монеты. Изменения красиво смотрятся на изделиях из серебра и меди, придавая им особенный цвет (что повышает цену экземпляра). На алюминиевых копейках и рублях патина выглядит как мутная пленка, которую хочется быстрее убрать (и это снижает стоимость изделия на коллекционном рынке).



Патинирование: что это такое и как работает

Патинирование – процесс, подразумевающий искусственное изменение поверхности монет в результате комплекса химических реакций.

Чистка и патинирование неразрывно связаны. Как правило, после химического вмешательства появляются неестественный блеск, неправильный оттенок, некрасивые элементы и участки. В результате опытные коллекционеры, которые пытаются купить монету, сбивают ее цену.

Чтобы восстановить состояние и внешние характеристики очищенного экземпляра, используют патинирование. Способы зависят от ряда нюансов:

  • металл;
  • состояние экземпляра;
  • особенности очистки и примененные для этого составы и так далее.

Перед тем, как чистить или патинировать монеты, необходимо внимательно оценить все преимущества и недостатки процедуры. Опытные нумизматы рекомендуют записаться на оценку, чтобы понять рыночную стоимость конкретного экземпляра и принять решение, стоит ли рисковать.

Патинирование монет – процесс нанесения дополнительного слоя, который преображает поверхность (появляется красивый оттенок, возникает характерный блеск, улучшается внешний вид конкретного экземпляра). Но важно понимать, что процедура не способна скрыть глубокие дефекты и недостатки. К примеру, даже после нескольких слоев патинирования могут остаться:

  • пятна темного цвета;
  • рытвины;
  • подтеки;
  • отверстия.

Они просто изменят окрас (и то не всегда). В результате патинирование не улучшит состояние конкретного экземпляра и не повлияет на его итоговую стоимость.

Патинирование медных монет

Для восстановления блеска металла используют состав:

  • марганец – 3 гр.;
  • купорос – 10 гр.;
  • вода – 0,50 л.

Раствор нагревают до температуры 90 градусов, а затем помещают в него монеты. В результате химических реакций на меди появляется ярко-коричневая патина, чего и добавился коллекционер.

Еще один способ патинирования медяков – нанесение гипосульфита натрия (фиксажа). Особенности работы с данным составом:

  1. Очистить и обезжирить поверхность медных экземпляров.
  2. Изготовить раствор, положить в него изделия на 10-30 секунд.
  3. Достать экземпляры и протереть салфеткой.

Когда медная монета высохнет, вы увидите характерный бронзовый оттенок.

Также нумизматы используют другие способы патинирования:

  • нагревания медяка на племени газовой плиты (светло-коричневый оттенок);
  • нанесение серной мази (серый или темный цвет) и дальнейшая полировка тряпкой.



Патинирование серебряных монет

Царское, советское или российское серебро можно обрабатывать различными составами. Есть как профессиональные средства, так и бытовые. Способы восстановления блеска:

  1. Патинирование аммиаком (нашатырем). Серебряную монету отправляют на 30 минут в морозилку. После этого достают и аккуратно, держа пинцетом за гурт, располагают над открытой банкой спирта. Время – от 1 до 3 минут. Когда экземпляр приобретает характерный серый оттенок, процедуру прекращаем. Остается только промыть серебро под водой и вытереть салфеткой.
  2. Патинирование при помощи куриного яйца, сваренного вкрутую. Изменение цвета происходит мгновенно, но будьте осторожными, т.к. убрать налет потом будет практически нереально. Процедура проста: разрезать сваренное вкрутую яйцо и накрыть стеклянной банкой, предварительно засунув поставленную на ребро монету.



Патинирование монет из бронзы

Восстановить естественный блеск можно теми же способами, которые использованы и для серебра.

Но существует и 1 метод, обеспечивающий естественную патину с минимальными вложениями. Опытные коллекционеры знают, что для формирования характерной поверхности достаточно просто держать бронзовый экземпляр под солнечными лучами.

Процесс патинирования можно назвать естественным, но идеальную поверхность приходится ждать слишком долго. Как правило, нужны 2-3 года. Зато в результате получаются экземпляры, достойные коллекции.



В домашних условиях патинируют бронзовые монеты, держа их в банках со спичками. Результаты химических процессов неоднозначны, но подобную методики тоже стоит попробовать (предварительно проведя эксперименты на изделиях небольшой коллекционной ценности).

Патинирование монет из серебра, меди или бронзы – способ улучшить внешний вид экземпляра, предназначенного для коллекции. Учитывайте, что максимальную ценность на нумизматическом рынке всего равно имеют те изделия, на которых с годами образовался естественный налет.

Медные и бронзовые предметы древнего мира доходят до нас всегда почти утратившими свой металлический блеск; эти предметы часто бывают покрыты так называемой патиной —обволакивающим слоем, состоящим из различных медных окислов, преимущественно зеленоватого цвета.

Произведения древних мастеров, хорошо сохранившие свою патину, особенно ценятся коллекционерами и археологами. В этом случае патина служит как бы аттестатом подлинности и древности происхождения предмета.

В отношении цвета, густоты последнего и различия оттенков патина представляет бесконечное разнообразие. По G. Richter, 1 патина на античной бронзе встречается с преобладанием цветов зеленого, коричневого, синего, черного и серого; на многих предометах наблюдается налет красноватого цвета.

Поверхность патины может быть твердой, плотной, глянцевитой или эмалевидной (так называемая благородная патина). Патиной иногда называют также и наслоения грубой, шероховатой коры, являющиеся по существу продуктами коррозии. Толщина слоя патины на предметах бывает весьма различной.

Rathgen 2 называет благородной патиной вид ее, обладающий эмалевидным блеском и твердостью, и слой которой точно воспроизводит первоначальные контуры бронзы со всеми мельчайшими деталями и нежными рисунками; последнее случается при не слишком большой толщине слоя патины. Благородная патина может принимать различные оттенки, начиная от светло-голубых и зеленых и кончая коричневыми и даже черными тонами; но обычно преобладают малахитово-зеленые и зеленовато-голубые тона. Случается, что цвет патины на одном и том же предмете имеет различные оттенки.

Другие виды античной патины, называемые обычно доброкачественными патинами и характеризующиеся тем, что с течением времени они не изменяются и не вызывают прогрессивного разрушения бронз, состоят также из основных углекислых солей меди. Такие патины отличаются более грубым, иногда кристаллическим строением и потому часто искажают общий вид предметов своими образованиями. Это искажение внешнего вида предметов нередко усугубляется вкраплениями в патину крупинок песка, частиц глины и ржавчины (последнее происходит от непосредственной близости с железными вещами при лежании в земле).

Таким образом, состав и характер патины находится в зависимости от различных условий, под влиянием которых находилась бронза. Известно, что бронзовые предметы, добытые при раскопках в торфяных болотах, бывают покрыты землянистой массой, по удалении которой обнаруживается металлический блеск бронзы, тогда как лежащие в земле или могильнике бронзы всегда имеют слой патины.

Было замечено, что бронзовые статуи в европейских городах (Лондоне, Берлине) или непосредственно чернеют, или образовавшаяся на них зеленая патина постепенно приобретает более темный, почти черный цвет. Работами Берлинской Комиссии было установлено, что это происходит от действия дыма городских печей, отапливающихся по преимуществу каменным углем, содержащим сернистые соединения. Такая черная патина на одной статуе в Берлине содержала 5,79% серы и сажи.

По Маркову, 3 патина на медных монетах бывает темно-зеленого или черного цвета. Иногда на монетах встречается патина темно-коричневого или черного цвета. В более редких случаях на монетах встречается патина темно-красного, светло-коричневого или светло-зеленого цвета и в очень редких случаях ярко-синего или ярко-оранжевого цветов.

Кроме названных видов патины, иногда на предметах встречается красная патина, представляющая закись меди. Цвет такой патины — светло-красный, темно-красный, рубиновый и лиловый. Предмет редко весь покрывается красной патиной, последняя обычно образует пятна на коричневом или зеленоватом фоне. Коричневая патина, иногда наблюдаемая на бронзе, состоит из окиси меди. СuО.

Rosenberg 4 на основании своих исследований датских бронз описывает различные виды патины. Он указывает, что, кроме античной эмалевидной патины, ему приходилось наблюдать патину в форме капель, узелков, шишек, бугорков и проч.

По утверждению Rosenberg’a, шишкообразная патина, кроме различных медных окислов, содержит еще стеаринообразную массу, состоящую из однохлористой меди.

Различными исследователями — de Villenoizy, в особенности Rosenberg’ом, Rocchi и другими — неоднократно делались попытки классификации бронз по различному внешнему виду патины. Однако сам Rosenberg указывает, что бронза с однородной патиной встречается редко; в большинстве случаев на одном и том же предмете можно найти как шишки, так и бугорки и узелки.

Поэтому все предложенные классификации бронзы по патине следует считать нерациональными и несостоятельными.

б) Состав патины

По Любавину, 5 патина состоит главным образом из окислов и углекислых солей металлов, входящих в состав сплава. На чистой меди патина образуется в виде основных углекислых солей меди, отвечая по своему составу природным минералам: малахиту СuСО3 • Сu(ОН)2 и медной лазури 2CuCO3 • Сu(ОН)2.

Патина бронзовых предметов в своей главной части состоит из тех же солей, но с добавкой оловянных соединений; если бронза содержит еще свинец и цинк, то в состав патины, кроме того, входят также свинцовые и цинковые соли.

Kirmiss 6 определяет благородную зеленую патину (aerugo nobilis; vert de gris) как основную углекислую медь с переменным количеством углекислоты. Кроме того, в состав патины входят хлористые соли, на что указывают анализы Terreil’я, 7 Elster’a, 8 Schiiemann’a, 9 Krause 10 и друг.

Milzcpoulos 11 определил зеленую патину микенских медных сплавов как малахит и атакамит.

Rosenberg 12 указывает, что иногда патина состоит лишь из одной оловянной кислоты, приводя изображение кинжала, превосходно сохранившего при этом свою форму.

Schiler 13 сообщает анализ одной патины, которая состояла из одной только оловянной кислоты и основных углекислых соединений меди и свинца.

Иногда патина содержит также и сернистые соединения. Например, Priwozriik 14 описывает весьма редкую патину, состоящую из сернистой меди, отвечающую по своему составу минералу ковелину — медному индиго CuS.

Из приведенных указаний видно, что химический состав патины на древних медных сплавах может быть весьма разнообразным.

в) Условия образования патины на бронзе

Bibra 15 указывает, что образование окислов в медных сплавах находится в зависимости от следующих обстоятельств:

1) качественного и количественного состава сплавов;

2) способов изготовления сплава, тщательности смешения составных частей при сплавлении и мелкой или крупной кристаллизации металла;

3) места нахождения и условий, в которых находился сплав;

4) количества времени, в течение которого сплав подвергался каким-либо влияниям.

На чистой меди плотная зеленая патина образуется труднее всего, и ее присутствие служит несомненным доказательством большого возраста предмета.

Античная бронза легко покрывается красивой зеленой патиной; сплавы с цинком занимают среднее место. Медь легко покрывается коричневой и черной патиной, а латунь — с трудом.

Richter 16 отмечает, что бронзы, найденные в одной и той же местности, обычно покрыты одинаковым родом патины. Так, например, хранящиеся в Британском музее римские бронзы из Кампаньи имеют яркий яблочно-зеленый оттенок. Этрусские бронзы с Ральперонского озера покрыты коричневато-зеленой патиной; галерийские бронзы отличаются гладкой бирюзово-голубой патиной; боскоральские бронзы имеют грубую зеленую патину с синими пятнами и т. д.

г) Образование античной патины

Античная патина так выгодно оттеняет предмет, что вопрос о том, образовалась ли она естественным путем, или получена искусственно, невольно был поднят уже в самые отдаленные времена.

Еще во времена Плутарха 17 существовало два мнения о происхождении патины на бронзе, причем одни объясняли ее образование действием времени, в то время как другие полагали, что патина нанесена на бронзу искусственно скульпторами. С тех пор вопрос о патине служил предметом многочисленных исследований, причем было высказано большое количество противоречащих друг другу мнений и выводов, часто не имевших за собою достаточных оснований.

Многие бронзовые изделия должны были быть блестящими при пользовании ими (напр., зеркала, врачебные инструменты, кольца, ожерелья и пр.), между тем все эти предметы находят покрытыми патиной, идентичной тому ее виду, который покрывает статуи и другие предметы.

Witt 1 полагает, что причиной, способствовавшей образованию зеленой патины на бронзовых статуях, является содержание хлористых солей, приносимых морскими ветрами. По этой причине настоящая зеленая патина на бронзе не образуется в настоящее время в континентальных странах, где в атмосфере имеются пары серной кислоты от продуктов горения каменного угля. В противоположность этому вблизи морских берегов, где воздух содержит распыленные хлориды, процесс патинирования идет весьма успешно. В пользу этого объяснения говорят особенно красивые образования патины в местностях, близких к морю, например, на бронзовых статуях и медных крышах Гамбурга, Бремена, Стокгольма, Христиании и Ленинграда. Например, известный памятник Петра Великого в Ленинграде весьма быстро покрылся зеленым покровом окислов; содействует этому также и влажный климат города.

Witt считает, что древние греческие, римские и египетские бронзы легко покрывались античной патиной, потому что страны эти лежат у морских берегов и со всех сторон обдуваются ветрами.

Ktihl 2 также полагает, что хлор играет существенную роль в образовании патины.

1 Gisella Richier, Greek, Etruscan and Roman bronzes, The Metropolitan Museum of Art, New-York, 1915 г., стр. XXI.

2 Rathgen, ук. соч., 1924 г.,стр. 10.

3 А. К. Марков, О чистке древних монет, Записки Нумизматического отделения Русск. археологического общ., 1909 г., стр. 70.

4 Rathgen, ук. соч., стр. 19.

5 Любавин, Техническая химия, т. IV; 1906 г., стр. 540.

6 Kirmiss, Chemische Winke ftir Numisrnatiker, Berlin, 1890 г.

7 Journal f. prakt. Chemie, 94 (1865), стр. 314.

8 Verhandl. Ver. f. Bef. Gewerbefl., 48 (1869), стр. 182.

9 Ilias, стр. 527 и 571.

10 Zeitschr. f. Enthn. Verhandl., 14 (1882), стр. 537.

11 Berg- und Huttenm. Zeitung, 37 (1878), стр. 329.

12 Rosenberg, Antiquites en fer et en bronze, Koperihagen, 1917 г., стр. 53.

13 Dingl. Polyt. Journal, 232 (1879), стр. 333.

14 Dingl. Polyt. Journal, 204 (1878), стр. 483.

15 Bibra, Die Bronzen und Kupferlegierimgen der alten und aiteven Volker, Erlangen, 1869 г., стр. 206.

16 G. Richter, ук. соч., стр. XXVIII.

17 De Pithiae Oraculis, 395 и seq.

18 Pernice, Bronzepatina und Bronzetechnik im Altertum, Zeitschrift fur biidende Kunst, Лейпциг, 1910 г., стр. 219.

Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935

Особенности и правила патинирования металла

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

Патина представляет собой пленку, которая образовывается на металлических поверхностях вследствие коррозии под влиянием естественных условий, нагревания или обработки окислителями

Благодаря патинированию удается предупредить разрушение материала. Такой процесс часто используют для декоративного украшения предметов своими руками, для защиты их от образования ржавчины, для придания объемности и привлекательности.

Существуют следующие виды патины:

  1. Естественная – налет образовывается благодаря окислению металла под воздействием атмосферных явлений. Например, медь после покрытия естественной патиной приобретает зеленый оттенок. В свою очередь такой вид бывает благородным и диким. У благородной патины плотная структура, у дикой – более рыхлая.
  2. Искусственная образовывается благодаря окислительным процессам при использовании химических реагентов. Покрытие плотное и пористое, но надежно защищает металл от ржавчины.
  3. Декоративная патина может быть получена с помощью нанесения морилки или акриловой краски. Она имитирует процесс патинирования на металле своими руками.

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

Такую имитацию используют для превращения вещей в антиквариат

Правила патинирования метала своими руками:

  1. Важно соблюдать требования личной безопасности. Так как химикатами можно отравиться.
  2. Химические реагенты нужно хранить в плотно закрытых стеклянных баночках, отдельно от продуктов.
  3. Металл обрабатывать химикатами нужно в хорошо проветриваемом помещении.
  4. Работать необходимо обязательно в защитных очках и резиновых перчатках.
  5. Кислоту нужно добавлять строго в воду или другой раствор медленной струйкой, а не наоборот.
  6. Перед тем, как на металл нанести краску или декоративную пленку, необходимо очистить его от грязи. Для этого выполняют обезжиривание и очистку.
  7. Травление позволяет снять коррозию с металла. В очистительные растворы обязательно нужно добавлять 0,5 г уротропина или сухого спирта на 1 л жидкости.
  8. Для обезжиривания металлические детали обрабатывают специальными водными или химическими средствами. В эмалированную посуду наливают воду, растворяют химические реактивы, доводят жидкость до определенной температуры и опускают в нее детали, которые нужно обезжирить.
  9. Патинирование металла осуществляют химической, акриловой, восковой или битумной патиной.
  10. Чтобы латунная фурнитура стала оливкового или черного оттенка, ее опускают в раствор с хлористым оксидом и нашатырным спиртом.
  11. Чтобы латунь стала красно-оранжевого оттенка, ее опускают в раствор с сульфитом калия.

Металлическую фурнитуру в домашних условиях своими руками можно покрасить акриловой краской или патиной на водной основе.

Совет! При случайном попадании кислоты на кожу пострадавшее место необходимо промыть проточной водой и протереть 5% раствором питьевой соды.

Способы патинирования металла в домашних условиях

Краску для патинирования металла наносят двумя способами:

Набранная на кисточку краска наносится разными направлениями мазков, глубиной. Перед выполнением малярных работ, кисточка должна быть сухой. Мокрый инструмент может привести к подтекам и каплям на обрабатываемом металле.

Для работы рекомендуется брать кисти с размером щетины 2 – 3 см.

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

При нанесении своими руками краски на металл с помощью губки работать нужно с легким натиском, чтобы на поверхности не отпечатывались поры

При патинировании металла своими руками важно иметь салфетки с растворителем и основную краску, которой покрашена поверхность. Все работы нужно выполнять строго по алгоритму. Не допускается повторное нанесение патины на металл. В противном случае будет образовываться некрасивый рельеф.

Если при окрашивании отдельных деталей средство попало не туда, куда нужно, заляпанный участок подкрашивают фоновой краской.

Металл в домашних условиях можно патинировать с помощью окислителей. В конечном итоге на поверхности материала будет образована цветная пленка (налет). Обрабатываемую деталь подготавливают перед процедурой патинирования. Ее обезжиривают и отбеливают кислотным раствором. После подготовительных работ наносят специальное средство, которое спустя некоторое время покрывают лаком.

Что потребуется для патинирования металла

Патинирование – это создание пленки на металлических элементах, которое происходит после длительного влияния кислорода.

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

Для выполнения окисления металла своими руками в домашних условиях необходимо подготовить следующие материалы:

  • патину в порошке желаемого цвета;
  • растворитель в жидком виде;
  • кисти или губки;
  • маленькие емкости из пластика или стекла;
  • металлические изделия, которые нуждаются в декорировании.

Важно! Следует позаботиться о средствах личной защиты. Так как при патинировании придется работать с химическими веществами, обязательно нужно подготовить защитные очки и перчатки.

Как сделать эффект патины на металле под бронзу своими руками

Эффект патины на металле под бронзу можно сделать с помощью окрашивания основания специальным составом или полупрозрачным темным лаком. Патину наносят кисточкой, чтобы углубления покрыть толстым слоем, придавая им темный оттенок, а возвышенности делая светлее.

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

Высокие точки рельефа изделия покрывают светлой бронзовой краской

Ручки из бронзы при эксплуатации полируются, соприкасаясь с руками. Они становятся более светлыми и блестящими.

Для создания такого эффекта искусственным способом используют полусухую кисточку или губку из поролона. Инструмент обмакивают в небольшое количество краски. Проходят по всем выступающим участкам узора.

После покрытия изделие высушивают и вскрывают лаком, чтобы предупредить быстрое истирание и случайное механическое повреждение.

Патинирование металла под золото своими руками

Чтобы сделать патину на кухонных ручках золотого оттенка, выполняют следующие действия:

  1. Смешивают молочный сахар (180 г) с сульфидом меди (0,6 г) и щелочью (180 г).
  2. Полученный раствор подогревают до 90 градусов.
  3. В теплое средство помещают латунные ручки на 15 минут.

Спустя время изделия приобретут красивый золотой оттенок.

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

После окончания преобразования фурнитуру ополаскивают водой и крепят к кухонной мебели

Как сделать патину на латуни своими руками

Перед проведением патинирования металлическую поделку подготавливают, обезжиривая ацетоном. Латунное изделие хорошо промывают под проточной водой с мыльным раствором и высушивают.

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

Готовят средство следующим образом:

  1. Смешивают серу с поташом в пропорции 1:2.
  2. Смесь помещают в стеклянную емкость и ставят на медленный огонь.
  3. После того как порошок расплавился и спекся, засекают 15 минут. По истечении указанного времени снимают с огня.

Запеченную массу измельчают и хранят в плотно закрытой стеклянной банке.

Состаривают латунь своими руками в домашних условиях следующим образом:

  1. В литре воды разбавляют 20 грамм полученного порошка. Латунное изделие полностью погружают в раствор. После окрашивания получится предмет нежно-золотистого оттенка.
  2. Для получения светло-серого цвета на металле, в литре воды разбавляют серную печень и хлористый натрий (берут по 3 грамма каждого). Как только помещенная в раствор латунь достигнет желаемого эффекта, ее достают и промывают проточной водой.
  3. К раствору сульфата меди добавляют нашатырь. Как только он станет ярко-синего оттенка, опускают очищенный латунный материал. Спустя несколько минут достают и подогревают. Такая обработка позволяет получить бурый цвет.
  4. Латунь обрабатывают наждачной бумагой и наносят хлористую патину.
  5. Для получения черного оттенка металл окунают в состав из металлической меди и азотной кислоты.
  6. Латунь обрабатывают смоченным в азотной кислоте ватным диском.

Внимание! Перечисленные способы патинирования латуни часто применяют для изменения оттенка и других металлов.

Как сделать патину на бронзе

Интерьер дома можно оформить под старинный стиль, подкрасив бронзовые изделия.

Чтобы однотонно покрыть бронзу патиной выполняют следующие действия:

  1. Старые поверхности очищают с помощью наждачной бумаги и обезжиривают.
  2. Чтобы краска ложилась легко и хорошо сцеплялась с металлом, поверхность обрабатывают специальной грунтовкой.
  3. Краской под бронзу окрашивают все элементы, нанося ее в несколько заходов. Каждый слой обязательно должен быть хорошо высушен.
  4. Для получения старинного бронзового оттенка поверхность покрывают патиной. Ее наносят на углубления. Для регулирования оттенка бронзового покрытия специалисты советуют использовать полупрозрачную патину.
  5. На данном этапе выполняют лессировку. Кистью, слегка смоченной в светлой краске, проходят по всем выступающим краям и углам. Такое действие придаст эффект истертости.

После полного высыхания последнего слоя все обработанные участки покрывают прозрачным лаком

Как сделать зеленую патину на меди своими руками

Чтобы медь приобрела зеленый оттенок, изделие опускают в следующий раствор:

  • 1 литр воды;
  • 50 г медного купороса;
  • 5 г марганцовокислого калия.

Все компоненты смешиваются до однородности.

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

Состав наносят на медные изделия кисточкой и высушивают

Получить зеленую патину для окрашивания меди в домашних условиях своими руками можно и таким способом:

  1. В стеклянную банку наливают уксус.
  2. Наждачной бумагой очищают медные ручки и крепят к ним нитку.
  3. Детали макают в уксус и подвешивают на нитки таким образом, чтобы они не касались дна. Банку закрывают крышкой.

Оставить емкость в покое до окрашивания меди в зеленый цвет с легкой капелькой голубизны.

Как сделать золотую патину на серебре своими руками

Серебряные монеты с патиной выглядят красиво. Если их хранить в специальном альбоме из кожи, под воздействием выделения сероводорода образовывается сульфид серебра. Патина может быть золотой, желтой, малиновой и даже черной. Если в серебряной монете есть медь, она может приобрести зеленый налет.

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

Через некоторое время начнут происходить изменения. Монеты покроются золотой патиной

Для получения золотой патины на серебре в домашних условиях своими руками действуют следующим образом:

  1. В дистиллированную воду (1 л) добавляют купорос (50 г) и марганцовку (5 г).
  2. Полученный раствор доводят до 80 градусов и опускают в него серебряные монеты.

Патинирование кованых изделий своими руками

Перед изменением цвета и покрытия защитной пленкой кованых изделий своими руками в домашних условиях, их очищают, обезжиривают, покрывают грунтовкой и краской.

Патинирование кованых деталей можно делать такими красками:

Как сделать патину своими руками: на металле, латуни, меди, серебре

После покраски кованых элементов основным цветом осуществляют сушку и покрытие патиной

Патинирование проводят на контрасте:

  1. Темный основной цвет разбавляют светлыми красками.
  2. Светлый оттенок патинируют темными тонами.
  3. Металл с фактурной структурой обрабатывают патиной полностью.
  4. Достаточно гладкие детали патинируют не полностью – только некоторые узоры, ручки, завитушки.

Патинирование кованых изделий своими руками в домашних условиях выполняют различными способами. Патину можно наносить кистью, с помощью перчаток или выполняя художественную роспись.

При первом способе сухой кисточкой зачерпывают небольшое количество красящего средства и проходят по поверхности в разных направлениях. Такое действие создает эффект выглядывания благородного метала из-под основного цвета.

При втором способе патинирования на руки надевают перчатки, берут патину. Наносят ее на поверхность, делая акценты в нужных местах.

При выполнении художественной росписи по ковке используют несколько видов патины с разными оттенками. При нанесении металлу визуально придают форму и объем.

Заключение

Патинирование металла используют для превращения современных предметов в старинные элементы интерьера. Состарить таким способом можно бронзу, латунь, серебро, кованые изделия. Процедура трудоемкая, но интересная. Важно работать в хорошо проветриваемых помещениях или на свежем воздухе, в защитных перчатках и очках, а также аккуратно смешивать химические составы друг с другом. Соблюдая технику безопасности и действуя по алгоритму окрашивания, патина будет наноситься легко и красиво, придавая предметам изысканность и шарм.


Обсудить статью на форуме




Пенопласт и пенополистирол: отличия, в чем разница, что теплее, лучше



Технология утепления стен минватой снаружи под штукатурку



Отличия инженерной доски от паркетной



Укладка ламинированного паркета: что это за пол, фото и отзывы



Отличие ламината от паркета: в чем разница, что дороже и отзывы



Отличие керамогранита от керамической плитки: что лучше для пола

Читайте также: