Как сделать памятку по русскому языку 2 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно.

Разбор слова по составу (2)

Выписать слово и выполнить разбор правильно.

Морфологический разбор (3)

Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора)

Разбор предложения (4)

Ошибка в определении падежа имени существительного

Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.

Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)

В гостях у деда.

Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.


2. Подбери к слову родственные (однокоренные) слова. Помни: они близки по смыслу и имеют общую часть.

3. Сравни родственные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.


4. Выдели корень слова знаком


Памятка 5. Как научиться правильно списывать предложение

1. Прочитай предложение (слово), чтобы понять и запомнить его. Выясни смысл непонятных слов.

2. Прочитай по слогам каждое слово так, как оно написано. Найди в словах буквы, написание которых нужно проверить. Подбери (устно) проверочные слова или запомни написание этих букв.

3. Повтори, не заглядывая в учебник, каждое слово. При записи диктуй слова по слогам, проговаривая каждую букву.

4. Проверь себя: прочитай по слогам написанные слова и сравни свою запись с исходным текстом.

Памятка 6. Как подготовиться к письму по памяти

1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём или о ком говорится в тексте.

2. Найди в словах изученные орфограммы и слова, написание которых вызвало у тебя затруднение. Вспомни правило и объясни написание этих слов.

3. Обрати внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте — и на расположение строк.

4. Выучи текст наизусть.

5. Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая по слогам каждое слово. Закрой книгу и напиши текст. Проверь себя.

6. Прочитай написанное по слогам, сравни с исходным текстом.

Памятка 7. Как подготовиться к диктанту

1. Прочитай текст (предложения, словосочетания, слова). Выясни смысл непонятных слов.

2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверить. Определи в каждом таком слове орфограмму(ы). Вспомни правило и объясни, почему слово так пишется.

3. Если не знаешь, как проверить написание слова, то запомни, как оно написано.

4. Обрати внимание на употребление знаков препинания в предложении.

5. Внимательно записывай каждое слово.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Правила - памятки по русскому языку 2-3 классы

Не путай звуки и буквы.

Гласных звуков 6 :

Гласных букв 10 :

а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е.

В транскрипции мягкость согласного звука обозначается значком ’ .

Например: [ сол ’ ] – соль .

В слове может быть только одно ударение . Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё.

Например: кот, ковёр.

В каждом слове один гласный звук произносится дольше других. Это ударный гласный . Остальные гласные звуки в слове – безударные .

Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Согласных звуков больше – 36 , потому что есть парные твёрдые и мягкие согласные, которые на письме обозначаются одной и той же буквой.

Например: р – [ р] (руль), р – [р ’ ] (река).

Буквы е, ё, ю, я в начале слова (яма [й ’ ама] ), в середине и в конце слова после гласных звуков (маяк [май ’ ак]; лилия [л ’ ил ’ ий ’ а]) и после ь , ъ (полью [пал ’ й ’ у]; съем [сй ’ эм]) обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

Буква и после ь тоже обозначает два звука: [й’и].

Например: соловьи [ салав’й’и ].

Согласные звуки, образующиеся при участии голоса, называют звонкими . Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называют глухими .

Правильно обозначай согласный звук в конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

Например: ма[к] – ма[к ’ ]и – пишу мак.

В сочетаниях жи – ши пишется буква и.

В сочетаниях ча – ща пишется буква а.

В сочетаниях чу – щу пишется буква у.

Сочетания чк – чн пишутся без ь.

Разделительный ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука: [й ’ ] + гласный.

Например: воробьи – [ вараб’й’и ]

Слово делится на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Слова переносят по слогам . При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке , а также переносить на другую строку .

Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.

Слова, отвечающие на вопросы кто? (мальчик, девочка, котёнок, окунь) и что? (тетрадь, метель, небо), называют предметы.

Эти слова называются имена существительные.

Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные.

Например: (какой?)синий, (какое?)высокое, (какая?) гладкая, (какие?) громкие .

Слова, называющие действие предмета и отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что будет делать? Что сделает? – это глаголы.

Например: (что делать?) петь, (что будет делать?) будет читать, (что сделали?) прокатились.

- Состоит из слов;

-В предложении выражается законченная мысль.

Предложения по интонации делят на восклицательные (в конце ставят !) и невосклицательные.

Интонация – чувство, настроение, передаваемое голосом.

Предложения по цели высказывания:

2. Вопросительное. (содержит вопрос) Ты пойдёшь играть?

3. Побудительное. (содержит приказ, просьбу, восхищение, удивление) Немедленно убери игрушки! Какой красивый рисунок!

Окончание слова – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание обозначают так: . Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

Например: зима – зимой – зимы.

Нулевое окончание обозначают пустым квадратиком: . (стол)

В русском языке есть неизменяемые имена существительные , они не имеют окончания. У них одна форма слова.

Например: пальто, кино, кафе, кенгуру, метро, пианино, эскимо, какао, пони, шоссе, меню, такси, радио, желе, кофе, лото.

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия ( имена собственные ) пишутся с прописной (заглавной ) буквы:

сестра Надя, пёс Бим, город Пермь, гора Эверест, река Волга, Чёрное море, Красная площадь, село Иваново, озеро Байкал.

Корень – общая часть родственных слов. Корень – главная часть слова . В корне содержится основное значение слова. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные (родственные слова).Корень обозначают так:

Например: лес – лесной – лесок - лесничий.

Чтобы проверить безударный гласный в корне , необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением. (безударный стал ударным)

Например: [сады] – с а д – с а ды; [паля] – п о ле – п о ля.

Чтобы проверить глухой согласный звук на конце слова или в середине слова , надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р] , [й’].

Например: са[т] – са д ы – са д, тру[т] – тру дн ый – тру д .

Один : ро[к] – Много : ро г а.

Есть : зу[п] – Нет : зу б а.

Суффикс – часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Суффикс находится между окончанием и корнем. Суффикс обозначают так: .

Например: лиса – лисёнок, дом – домик, тигр – тигрица, вода – водяной.

Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать родственные слова и посмотреть, есть ли там этот звук. Опасные места: [ сн ] (c тн ), [ зн ] (здн).

Например: изве[ c н]ый – вес т ь – извес т ный, по[зн]ий – опоз д ать – поз д ний, чуде[сн]ый – чуде са – чуде сн ый.

Суффикс –ость- в ударном и безударном положении пишется одинаково. (щедрость – злость - мудрость)

Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения –ев-. ( игривый - волевой)

В суффиксах –лив-, -чив - всегда пишется буква и . ( пугливый, доверчивый)

Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.

Например: мех + ов = меховой, шуба + к = шубка.

Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.

Например: бежать + при = прибежать.

Если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, такой способ словообразования называют приставочно – суффиксальным.

Например: при + море + ск = приморский

Если слово имеет два корня, то оно образовано способом сложения . Между корнями сложного слова стоит соединительная буква о или е.

Например: земля + е + мерить = земл е мер, снег + о + падать = снег о пад.

Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка имеет значение. Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова, выделить корень и найти часть слова перед корнем, которой слова различаются. Приставку обозначают так:  .

Например: бежать – убежать, петь – спеть, выход – уход – заход – переход.

Основа слова – часть слова без окончания. Основа обозначается так: .Чтобы найти основу, надо найти окончание.

Например: книги, морозный, степь..

Фонетический разбор слова

Умею, у-ме-ю [у м’ э й’ у]

[у] – гласн., безударный, б.(у);

[м’] – согл., мягк.([м]), непарн., звонк., б.(м);

[э] – гласн., ударн., б.(е);

[й’] – согл., мягк., непарн., звонк.

[у] – гласн., безуд., б.(у)

умею – 5 звуков, 4 буквы.

Грамматическая основа предложения (главные члены предложения)– это слова в предложении, без которых оно не может существовать! (подлежащее и сказуемое)

Все остальные слова в предложении – второстепенные члены предложения .

Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Подчеркивается одной чертой. ____________

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Подчеркивается двумя чертами.

Как находить подлежащее и сказуемое?

1. Найди слово в предложении, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

2. Проверь, отвечает ли это слово на вопрос Кто? или Что?

3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении.

4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков?

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.

Например: Приехал а сестр а . Ученик и слуша ют учителя.

Обращение – слово, которое называет того, к кому ты обращаешься. Обращение всегда выделяется запятыми.

Например: Мама , здравствуй! Дорогие друзья , поздравляем вас.

Второстепенные члены предложения – поясняют, уточняют, дополняют предложение.( определение, дополнение, обстоятельство )

Предложение с второстепенными членами называется распространённым . Предложение без второстепенных членов называется нераспространённым .

Например: На столе лежит новая книга.

Как найти второстепенные члены предложения?

1.Найди грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).

2.Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.

3.Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.

4.Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Это уже предложение.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие (Ребята играли дружно .), когда совершается действие (Он гулял вечером .), где совершается действие (Мы гуляли в саду .), по какой причине совершается действие (Я купил мяч для игры .). Подчеркивается так: скоро

Считалочка-вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Фразеологизм является одним членом предложения.

Он бежал (как?) со всех ног .

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? Подчеркивается так: красивый

Например: Сегодня дождливый день.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Обычно связано со сказуемым, на которое направлено действие. Подчеркивается так: думать о собаке.

После шипящих в корнях слов под ударением звук [ о ] обозначается буквой ё , если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [ о ] не слышится. (пч ё лы – пч е ла, ж ё лтый - ж е лтеть) В остальных случаях звук [ о ] обозначается буквой о . (ш о рох, ш о рты)

Однородные члены предложения – члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения. Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Являются одним и тем же членом предложения.

Например: Мама и папа сидят на лавке. Ветер был свежий , лёгкий , летний .

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Эта интонация связывает их. А разделяет их запятая.

Схемы однородных членов предложения.

Начальная школа

В сборник входят правила по русскому языку, которые изучаются в начальных классах. Все правила компактно изложены и подойдут для печати на бумаге и для использования как памяток.

В сборнике представлены следующие правила по русскому языку

  • Гласные и согласные звуки и буквы;
  • Падежные окончания имён существительных;
  • Состав слова;
  • Падежи;
  • Мягкий и твёрдые знаки;
  • Части речи;
  • Безударные гласные в корне слова;
  • Парные согласные в корне слова;
  • Правописание суффиксов -ек-, -ик-;
  • Непроизносимые согласные;
  • Склонение имён прилагательных;
  • Главные и второстепенные члены предложения;
  • Виды предложений;
  • Однородные члены предложения;
  • Прямая речь в предложении;
  • Личные местоимения;
  • Склонение местоимений единственного числа;
  • Спряжение глаголов.


В каждой карточке по четырёх до восьми разнообразных заданий по русскому языку для первоклассников. Хорошая помощь учителю начальных классов.


В файле даны девять текстов для подготовки к ВПР по русскому языку для учащихся 4-го класса начальной школы.


Карточки на отработку правописания сочетаний ча-ща, чу-щу, чк-чн, жи-ши. Каждая карточка состоит из 5 заданий. В каждом задании более десятка слов с пропущенными буквами.


Проверочная работа на проверку знаний по русскому языку во втором классе на правописание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.


Проверочная работы для учеников 2-3 классов начальной школы по русскому языку. 4 варианта.

Читайте также: