Как сделать овз ребенку в 9 классе

Обновлено: 07.07.2024

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус.

Бесплатные занятия с логопедом

Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона 181).

1. Основные виды стойких расстройств функций организма

  • нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
  • нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции, боль);
  • нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
  • нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
  • нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

2. Основные категории жизнедеятельности человека

К ним относятся способность к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению, способность к трудовой деятельности. Ограничения в каждой из этих категорий могут быть выражены в разной степени.

I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30%;

II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60%;

III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100%.

Присвоение группы инвалидности

На основе этих критериев МСЭ присваивает группу инвалидности.

Первая группа — нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Вторая группа — нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 70 до 80%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Третья группа — нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций (в диапазоне от 40 до 60%), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Рекомендации ПМПК

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. № ДГ-992/07 “О проведении ГИА в 2021 г. для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью”


Обзор документа

Письмо Министерства просвещения РФ от 28 апреля 2021 г. № ДГ-992/07 “О проведении ГИА в 2021 г. для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью”

В рамках подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9) и государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА-11) (далее вместе - ГИА) в 2020/21 учебном году Минпросвещения России по согласованию с Рособрнадзором направляет разъяснения по вопросу организации их проведения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-273)).

Инвалид (до 18 лет - ребенок-инвалид) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В 2021 году ГИА-9 проводится по русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании.

Обучающиеся с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность) при сдаче ГИА-9 в 2021 году имеют право:

на сдачу экзамена только по одному обязательному учебному предмету по выбору обучающегося (по русскому языку или математике);

на сдачу экзамена в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ);

на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;

на организацию питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена (порядок организации питания (место и форма) и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для обучающихся с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее - ОИВ), самостоятельно);

на беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание обучающихся в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

В 2021 году ГИА-11 проводится по русскому языку и математике, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании.

Для лиц, не планирующих поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, ГИА-11 проводится в форме ГВЭ по русскому языку и математике.

Лица, планирующие поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, проходят ГИА-11 в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по русскому языку, а также проходят ЕГЭ по следующим учебным предметам: математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые указанные лица сдают по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ по соответствующим учебным предметам при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования.

Обучающиеся с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), обучающиеся - дети-инвалиды и инвалиды (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность) при сдаче ГИА-11 в 2021 году имеют право: (при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность)

на прохождение ГИА-11 только по русскому языку в форме ГВЭ или ЕГЭ по выбору указанных лиц;

на увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа;

на организацию питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий (порядок организации питания (место и форма) и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для обучающихся с ОВЗ, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов определяется ОИВ самостоятельно);

на беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывание обучающихся в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

При наличии у обучающихся заключений ПМПК с рекомендациями о создании специальных условий при сдаче ГИА-9 и ГИА-11 обучающиеся имеют право на создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, среди которых:

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (занять рабочее место, передвигаться, организовать рабочее место, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные бланки). Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях - родитель (законный представитель) участника экзамена. Не допускается привлекать в качестве ассистентов при проведении экзамена по учебному предмету специалистов по данному учебному предмету. Вместе с тем в 2021 году допускается привлекать в качестве ассистентов работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являющихся учителями обучающихся, сдающих экзамен в данном пункте проведения экзамена;

оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);

привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);

копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);

выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, и обучение которых организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях, проведение ГИА-9 и ГИА-11 может быть организовано на дому, в медицинской организации.

Основанием для организации экзамена на дому является заключение медицинской организации о наличии заболевания, дающего право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому в соответствии с приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" с рекомендациями о сдаче ГИА-9/ГИА-11 на дому и рекомендации ПМПК о необходимости организовать проведение ГИА-9/ГИА-11 на дому.

Основанием для организации экзамена в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК о необходимости организовать проведение ГИА-9/ГИА-11 в медицинской организации.

Для создания специальных условий при проведении ГИА на дому или в медицинских организациях (увеличение продолжительности времени экзамена; предоставление услуг ассистента (помощника), услуг ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена); использование технических средств в процессе сдачи экзамена печать экзаменационных материалов увеличенным шрифтом; выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию) необходимо наличие заключения ПМПК с поименованными указанными специальными условиями.

В таком случае указанные обучающиеся будут относиться к категории "обучающийся с ОВЗ".

Рекомендации ПМПК об организации сдачи экзамена на дому / в медицинской организации не равнозначны рекомендациям ПМПК о создании специальных условий и не являются основанием для их создания.

В целях оптимизации условий проведения ГИА на дому, в медицинской организации допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации, в том числе:

член государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации может выполнять функционал руководителя пункта проведения экзамена;

организатор может одновременно выполнять функции технического специалиста.

Рекомендуется организовывать специализированные (отдельные) аудитории для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов в зависимости от категории нозологической группы:

слепых, поздноослепших, слабовидящих;

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с задержкой психического развития;

с расстройствами аутистического спектра;

иных категорий участников экзамена, которым требуется создание специальных условий.

Специализированные (отдельные) аудитории для проведения экзаменов оборудуются:

для слабослышащих участников экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

для слабовидящих участников экзамена индивидуальной равномерной (не менее 300 люкс) освещенностью каждого рабочего места в аудитории. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки;

Допускается нахождение в одной аудитории участников экзамена, относящихся к разным нозологическим группам.

Количество рабочих мест в каждой аудитории определяется в зависимости от категории нозологической группы, используемых технических средств.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации регламентирует необходимость обеспечения равных прав на получение образования для всех категорий обучающихся, при этом исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ отсутствует, считаем целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения на ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения.

Деятельность ПМПК, включая порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регламентируется положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 (далее - Положение о ПМПК).

В соответствии с пунктом 23 Положения о ПМПК заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Однако представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания ОИВ и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение ПМПК действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

В соответствии с пунктом 18 Положения о ПМПК при необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

В ряде субъектов Российской Федерации, имеющих на своей территории труднодоступные, удаленные образовательные организации, может быть организовано выездное ПМПК или дистанционное обследование ПМПК.

Согласно Положению о ПМПК одним из направлений деятельности ПМПК является проведение обследования детей (лиц в возрасте от 0 до 18 лет).

Вместе с тем на федеральном уровне законодательно не запрещено проводить обследование лиц старше 18 лет.

Порядок работы ПМПК утверждается ее учредителем - ОИВ для центральных ПМПК, органом местного самоуправления в сфере образования - для территориальных ПМПК (пункты 3, 5 Положения о ПМПК).

В связи с изложенным для проведения обследования на ПМПК обучающихся, достигших возраста 18 лет, с целью получения ими рекомендаций о создании специальных условий при сдаче экзаменов необходимо издание соответствующего регионального или муниципального нормативного акта, регламентирующего деятельность ПМПК.

В соответствии с пунктом 12 статьи 8 ФЗ-273 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования обязаны организовать предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

С учетом изложенного существенно возрастает роль ПМПК и требования к организации их деятельности, взаимодействию с образовательными организациями и органами управления образованием, созданию региональных систем комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.

В целях обеспечения образовательными организациями безопасных условий сдачи ГИА в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, считаем целесообразным обучающимся, которым во время сдачи ГИА требуется проведение медицинских процедур, но которые не являются обучающимися с ОВЗ, обучающимися с инвалидностью, ПМПК рекомендовать создание специальных условий при сдаче ГИА по медицинским показаниям.

К таким рекомендациям может относиться использование ингаляторов, инсулиновых помп и др. с перечислением конкретных медицинских процедур, которые будут/ могут проводиться в период проведения экзаменов, и медицинских устройств, которые при этом будут использоваться.

Просим организовать работу при проведении в 2021 году ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов в рамках представленных разъяснений.

Обзор документа

Минпросвещения по согласованию с Рособрнадзором подготовило разъяснения по вопросам организации проведения ГИА-9 и ГИА-11 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся - детей-инвалидов и инвалидов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Где можно обучать ребенка с ОВЗ?

Дошкольники с ОВЗ могут посещать детский сад, школьники учиться в общеобразовательных школах, специальных школах, выбирать надомное обучение, откреплять от школы и переходить на семейное обучение. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно пройти вместе с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Эксперты обследуют ребенка и решат, какой формат обучения будет для него полезным и безопасным.

Детские сады. Дошкольное образование не является обязательным, но родители детей с ОВЗ могут им воспользоваться. Для этого нужно заключение ПМПК о том, что ребенок может посещать детский сад. Дальше нужно обратиться в районный отдел департамента образования — они подберут подходящий сад. Также можно обратиться непосредственно в сад и обсудить возможности обучения.

Не во всех детских садах есть компенсирующие группы, в которых обучаются только дети с ОВЗ, но есть комбинированные группы для детей с ОВЗ и ребят, обучающихся по основной программе. Как правило, педагоги готовы помочь ребятам с особыми потребностями, но не во всех садах есть пандусы и другие материальные условия.

Если ПМПК не против обучения в общеобразовательной школе, то важно определиться с конкретной организацией. Директор должен подобрать подходящий для вас вариант: заниматься в отдельном классе или в общем классе, но по адаптированной образовательной программе. Также можно обучаться дома: вы закреплены за школой, учителя несколько раз в неделю приходят для занятий, аттестацию проводят либо дома, либо в школе.

Школы для детей с ОВЗ. Раньше они назывались коррекционными — теперь название сменили, но смысл остался. Как правило, ПМПК советует обучаться в этих организациях ребятам с серьезными нарушениями развития: глухим, слабослышащим, позднооглохшим, слепым, слабовидящим, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Семейное обучение. Этот вариант стоит выбирать, если ПМПК советует обучаться дома или вы не доверяете школе. Тогда вы сами будете отвечать за образование и социализацию ребенка, а в школе будете проходить промежуточную и итоговую аттестацию.

Какие специалисты помогут с выбором

ПМПК. Как правило, в ПМПК работают эксперты с большим опытом, но у них не всегда хватает времени на каждого ребенка. Чтобы им было проще, подготовьте справки от лечащего врача или наблюдающего психолога. В любом случае постарайтесь добиться от ПМПК аргументированного ответа: почему ребенку стоит выбрать определенный формат обучения. Если вы будете понимать, какие сложности могут возникнуть при каждом варианте, вам будет проще выбрать.

Наблюдающий специалист. Еще на этапе подготовки к школе, например, за год до поступления стоит заручиться поддержкой дефектолога или психолога. За год он точно изучит вашего ребенка лучше, чем ПМПК за полчаса или час. Он не только сможет определить формат обучения, подходящий ребенку, но подготовит его к школьному обучению или даст советы по правильной организации семейного образования.

Тьютор. Лучше всего пообщаться с тьютором, работающим в школе недалеко от вашего дома. Он сможет рассказать, сколько детей на него приходится, с какими сложностями он сталкивается, нужна ли помощь родителя. Если вы выберете эту школу и очный формат обучения, ребенок сможет заранее привыкнуть к тьютору.

Насколько сложно обучать ребенка с ОВЗ дома?

Обучаться дома можно в двух вариантах:

— вы получаете место в школе, но выбираете заочный или очно-заочный формат обучения. В этом случае школа обязана выделить педагога, но количество часов ограничено и не факт, что у педагога будет специальное дефектологическое образование.

— вы выбираете формат семейного образования, а в школе только проходите промежуточную аттестацию. Тогда вы обучаете ребенка сами — своими силами или с помощью наемных педагогов.

Надо понимать, что ребенка можно просто обучать для его развития, а можно пытаться получить документ о среднем образовании. И даже этих документов два вида — аттестат о среднем образовании, с которым можно поступать в сузы и вузы; свидетельство об обучении в коррекционной школе, с которым можно поступить только в организации, обучающие детей с овз.

Важнее всего в обучении особенного ребенка думать о социализации. В случае домашнего обучения — это получение дополнительного образования, общение с другими ребятами на площадках, создание специальной среды. С дополнительным образованием есть сложности — подойдет не каждый кружок. Но выбрать можно. Еще один плюс — некоторые кружки помогут здоровью ребенка. Та же музыкальная или другая арт-терапия улучшает физическое и психологическое состояние ребенка — это доказано в ряде исследований.

Можно не просто развивать ребенка, но догонять образовательную программу. Для этого нужно изучить адаптированные программы : в них школьные предметы изучаются на упрощенном уровне. Плюс набраться сил для обучения и мотивации ребенка к обучению.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.

Инклюзивное образования позволяет преодолеть трудности в обучении.

Во-первых, тренировать память и внимание, так как без помощи взрослого ребенку с трудностями в обучении сложно удерживать инструкцию, отграничивать необходимый для запоминания материал от дополнительных опор и т.д.

Все нейротипично развивающиеся дети в течение урока без труда выполняют требования учителя при выполнении заданий и свободно переключаются с одного вида деятельности на другой. Внимание же детей с ОВЗ характеризуется рядом особенностей:

- снижением устойчивости внимания, повышенной отвлекаемостью, обусловливающими невозможность выполнения учебных заданий в полном объеме;

-снижением концентрации внимания, что выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости;

-снижением объема внимания, проявляющимся в том, что школьник удерживает значительно меньший объем информации, чем тот, который необходим для решения учебной задачи.

Во-вторых, применять методы по развитию мелкой и крупной моторики рук.

Существуют разнообразные комплексы упражнений (пальчиковая гимнастика), а также работа с пластилином, выкладывание мозаики, работа с ножницами (аппликации), штриховки, обводки, карточки для работы по кальке, широко используются пальчиковые куклы

Учителя при работе с детьми с ОВЗ пишут буквы в воздухе, лепят их, раскрашивают, дописывают незаконченные У многих детей это каракули, но не стоит огорчать этим детей, делая замечания, ведь детям с ОВЗ очень трудно переключиться с одного мелкого и точного движения на другое.

Важно отметить, что основные трудности, испытываемые учащимися с ОВЗ в ходе урока связаны с тем, в какой сфере эти ученики имеют ограничения – слепые учащиеся или слабовидящие требуют использования более крупного шрифта, глухие - большей наглядности.

При выполнении упражнений необходимо включать вопросы и примеры на основе жизненного опыта самих учеников.

Подводя итог, выделяем следующие трудности:

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психо-мышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Содержательное наполнение этапов урока в классе с обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные уроки – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

Каждый урок с обучающимися с ОВЗ решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала так и в технологии его подачи.

Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний:

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Структура должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Возможный максимальный набор этапов урока , образующих его макроструктуру

этап мотивации и целеполагания

этап проверки домашнего задания;

этап актуализации субъективного опыта учащихся;

этап изучения новых знаний и способов деятельности;

этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности;

этап закрепления знаний и способов деятельности;

этап применения знаний и способов деятельности в новых ситуациях;

этап обобщения и систематизации;

этап контроля и самоконтроля;

этап информации о домашнем задании;

этап подведения итогов учебного занятия;

Некоторые этапы носят инвариантный характер, они имеют место на каждом уроке:

этап организации начала урока;

этап мотивации и целеполагания

этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся);

основной этап- изучение нового материала;

этап подведения итогов урока;

Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

1. Организационный этап

2.Этап проверки выполнения домашнего задания

2.Выполнение уч-ся заданий, подобных домашним

3.Постановка доп. вопросов

4.Проверка д/з под копирку

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана

7.Разноуровневые самост. работы

12.Опрос по цепочке

19. Сигнальные карточки

3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

4.Использование технологической карты

6.Устный счет, математический диктант

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2.Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3.Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символических формах

4.Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах

6.Интроактивный режим (компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся)

7.Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения)

8.Построение структурно - логических схем изучаемого материала

13.Вопрос к тексту

5.Этап первичной проверки понимания изученного

3.Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

4.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу

5.Работа по блок – схемам

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1.Составление плана, алгоритма

8. Игра в случайности (мяч, самолётик, дротики и т. д.)

7. Этап применения знаний и способов действий

1.Разноуровневые самост. работы

2.Лабиринт действий (восстанови порядок)

8.Задания на построение алгоритма решения определенных типов задач

8. Этап обобщения и систематизации знаний

5.Задания на определения уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов относящихся к теме

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1.Разноуровневые контрольные и сам.работы

3.Задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом

4.Задания на выделение существенных признаков

5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи

7.Математический и графический диктант

8.Обычная контрольная работа

10.Диагностическая контрольная и самостоятельная работа

11.Опрос по цепочке

14.Контрольный устный счёт

10. Этап коррекции знаний и способов действий

1.Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнения

2.Применение развернутых инструкций с регулярным контролем

11. Этап информации о домашнем задании

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях

5.Задание по выбору

12. Этап подведения итогов занятия

2.Подведение итогов самими уч-ся

13. Этап рефлексии

Отличие технологической карты урока для обучающихся с умственной отсталостью от аналогичной карты для обучающихся с ОВЗ других категорий.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структури­ровать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Изучая несколько примеров технологических карт уроков для обучающихся с умственной отсталостью и аналогичные карты для обучающихся с ОВЗ, мы приходим к следующим выводам:

1. На 1-м этапе ( воспроизведение и коррекция опорных знаний, актуализация знаний) учащиеся с ОВЗ Отвечают на приветствие, демонстрирует готовность к уроку, работают в группе, а учащиеся с УО слушают приветствие, проговаривают задание за учителем, групповая работа не проводится, взаимопроверка не проводится, ученик работает с учителем.

2. На 2-м этапе (постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности) учащиеся с ОВЗ работают в парах, в группах, отвечают на вопросы, а учащиеся с УО проговаривают вместе с учителем, по учебнику читают правило.

3. Для учащихся с УО предусматривается коррекционная работа (логопедические задания, пальчиковые упражнения).

4. При работе с учащимися с УО педагоги формируют БУДы - базовые учебные действия:

личностные БУД обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

коммуникативные БУД обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

регулятивные БУД обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

познавательные БУД представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

5. На 3-м этапе (освоение нового материала) при работе с учащимися с ОВЗ осуществляется организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов с этими учащимся, идет отработка навыка и умений, предусмотренных на данный урок. Для учащихся с УО происходит закрепление.

6. На этапе закрепления дети с УО записывают вместе с учителем, работают в тетради. Учащиеся с ОВЗ формируют умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

7. Для учащихся с УО не предполагается выставление оценок, выполненная работа поощряется условными предметами (жетонами, звездами, флажками, медалями).

8. Для учащихся с УО обязателен инструктаж по выполнению домашнего задания. Рефлексия осуществляется, используют для оценивания жетоны.

Читайте также: