Как сделать отверстие в пластике бас барабана

Обновлено: 04.07.2024

Ищете самую лучшую педаль для бас-барабана? Это вполне закономерно, ведь педаль для барабанщика – это, по сути, "продолжение" его собственного тела. Игра ногой требует баланса между скоростью, точностью и твердой атакой. Хороший удар колотушки педали играет ключевую роль в улучшении ваших навыков. Сегодня в мире существует безумное количество педалей для бас-барабанов. Старая присказка о том, что Вы получаете то, за что платите, работает и в этой сфере. Так как педалью ударник пользуется регулярно, и ее качество важно для развития навыков игры, советуем поискать наилучший для себя вариант. Поверьте – Вы не пожалеете! Торговая марка - это скорее из разряда личных предпочтений. Мы же остановимся на основных моментах, разберем устройство педали и те современные нововведения, которые сегодня представлены на рынке.

Каждый год фирмы выпускают новые варианты со своими особенностями и техническими новшествами, позволяющими увеличить скорость игры. При этом принцип действия и конструкция педали практически не изменилась, если не с самого момента ее изобретения, то с уже усовершенствованной модели, выпущенной William F. Ludwig и запатентованной в 1909 году.

Когда появилась педаль для бас-барабана


Устройство педали G.R.Olney



Педали из каталога Ludwig 1912 года

Первая же современного вида педаль появилась в 1909. Именно в этом году Уильям Ф. Людвиг (William F. Ludwig) и его брат Теобальд (Theobald), основавшие впоследствии фирму Ludwig & Ludwig, запатентовали новую модель педали для бас-барабана, которая навсегда изменила барабанный мир. Первая напольная педаль с поднятым валом имела уникальные особенности: возвратную колотушку, систему прямого привода (direct drive) пластины педали и колотушки, а также связанную с педалью еще одну колотушку для тарелки, положение которой можно было менять, чтобы позволить играть барабанщику только на бас-барабане. За разработкой последовали другие модели педалей Ludwig –Super Speed, New Speed (уже с подшипником в валу). Именно эта конструкция 1937 года и легла в основу современной педали для бас-барабана. После за ее совершенствование бралось множество компаний, таких как Duplex, Fraser Manufacturing Company, Slingerland, Rogers, Gretsch и купившая ее Tama, и многие другие.

Устройство педали для бас-барабана

Педаль состоит из следующих основных частей: колотушки, футборда и пружины. Колотушки соединяется с футбордом посредством цепной, ременной или прямой передачи (Direct Drive). Давайте остановимся подробнее на каждом элементе педали.

Колотушка (Beater)

Колотушки для бас-барабана также имеют довольно много разновидностей. По сути, это молоточек, который ударяет по барабану. В зависимости от размера и формы колотушки, барабанщик может извлекать тот или иной звук. Более крупная колотушка, как правило, извлекает из барабана более громкое звучание. Более плоская поверхность придает чуть больше атаки. Однако абсолютно плоской головка колотушки бывает редко, так как есть вероятность, что она будет бить в пластик барабана под углом и, в конце концов, промнет его. Поэтому обычно либо головка колотушек отличается выпуклостью, которая компенсирует изменение угла, под которым она ударяет по пластику, либо колотушки с плоской контактной поверхностью имеют поворотную головку.


Поворотная головка для любой колотушки (кроме, конечно, абсолютно круглых головок) – скорее плюс, чем минус. Да, неподвижный крепеж упрощает производство педали и удешевляет ее. Однако глубина обручей бас-барабана – величина изменчивая, нестандартная и угол, при котором колотушка бьет в пластик, варьируется от педали к педали.

На звучание бас-барабана, помимо формы и размера, влияет материал, из которого изготовлена колотушка. Твердая поверхность (вроде дерева или пластика) дает больше атаки, в то время как более мягкая поверхность (например, из резины или войлока) – более тихое, обтекаемое звучание. Здесь все зависит от стиля музыки и предпочтений барабанщика. У джазовых барабанщиков, например, пользуются популярностью специальные колотушки, изготовленные из мягкой ягнячьей шерсти, из-за теплого тона, извлекаемого ими из бас-барабана.

С другой стороны, многие войлочные колотушки по твердости почти не уступают деревянным, поэтому разница между ними бывает не столь заметной, как кажется. Главное отличие – в долговечности: мягкая колотушка обычно менее долговечна по сравнению с более твердым колотушкам, поэтому рок-барабанщики часто используют войлочные колотушки высокой плотности и твердости. Плотный, отличающийся твердостью войлок называют фетром, а колотушки из него – фетровыми. Однако ничто не вечно, и даже деревянные, акриловые и пластиковые колотушки, в конце концов, изнашиваются.


Некоторые колотушки (см. илл.) имеют разные ударные поверхности и снабжены функцией поворота, что позволяет барабанщику выбирать и варьировать разные по материалу, размеру и форме поверхности. Одни производители предоставляют два варианта, другие - три-четыре. Хотя большинству барабанщиков достаточно одной позиции, выбрав которую они только ее и используют, прочие варианты поверхностей могут
быть полезны на концертах с различными требованиями к уровню громкости.

Теперь – о массе колотушки. Более тяжелая колотушка дает больше громкости, при этом она может извлечь из барабана и больше "низов". Колотушки поменьше часто подходят для не очень громких выступлений, когда используются бас-барабаны меньших размеров. Некоторые колотушки снабжены стопорными зажимами (memory locks), позволяющими барабанщику установить идеальную для себя высоту колотушки. И хотя довольно заманчиво желание для максимальной громкости звука выставить колотушку на всю длину (что многие и практикуют), при этом необходимо принимать во внимание диаметр вашего бас-барабана. Самый лучший звук получается, если удар производится прямо в центр барабана. Полностью выставленная колотушка будет бить в районе идеальной точки по центру 26-дюймового гиганта, однако на 16-дюймовом бас-барабане Yamaha Hipgig она значительно сместится от центра.

Для изменения "массы" колотушки существует также противовес (см. илл.). Перемещая его верх или вниз по стержню колотушки, Вы можете менять ощущение от легкого до тяжелого, одновременно изменяя уровень громкости барабана.

Футборд (Footboard)


Футборд – платформа, на которую помещается нога барабанщика; бывает двух видов:

1/ футборд с раздельной конструкцией, при которой более длинная передняя секция и короткий подпятник имеют шарнирное соединение, более распространенный;

Ранние образцы лонгбордов включают Speedmaster производства Ludwig эпохи 1950-х и 252-ю модель Premier. Позднее этот дизайн был заново представлен компанией Axis в виде популярных педалей Longboard серии A (Axis A Longboard), а также был принят на вооружение такими производителями, как Trick, Sleishman (Sleishman Twin Pedal) и Pearl (Demon Eliminator), и это лишь некоторые названия.

Еще одна важная характеристика футборда – текстура его поверхности. Некоторые барабанщики считают, что текстура футборда не менее важна, чем любой другой атрибут педали. Если вы играете босиком или в носках, футборд с богатой текстурой (например, имеющий выпуклые логотипы, большие стилизованные отверстия или текстурные неровности), будет не таким удобным по ощущению, нежели более гладкий футборд. А если вы используете такую же технику игры на бас-барабане, как и Дэйв Уэкл (Dave Weckl – один из наиболее уважаемых барабанщиков в мире), когда при исполнении двоек и тройных ударов нога скользит вперед, то чрезмерно выраженная текстура может мешать хорошей игре.

Регулирование хода педали: кулачок (cam)

На большинстве педалей колотушка с футбордом соединяется через кулачок (cam) посредством цепной или ременной передачи. Форма кулачка, наряду с натяжением педали, оказывает наиболее сильное воздействие на ход педали.


1. Если кулачок имеет идеально круглую форму, это дает вполне предсказуемую реакцию: какие усилия вы прилагаете, такой результат и получаете. Однако, подобно шестерням на велосипеде, кулачок большого диаметра вращается легче и кажется не таким тяжелым, чем кулачок меньших размеров.

2. Еще одна распространенная форма кулачка – овальная, или продолговатая, что способствует более быстрому ходу и более громкому звучанию. Хотя такая форма, пожалуй, требует чуть больше усилий при приведении в движение, на самом деле она создает эффект ускорения после того, как педаль уже приведена в действие. Различия между этими двумя формами, возможно, малозаметны для глаз, но вот ноги ваши заметят их без труда.

Дизайн педали Pearl Eliminator с взаимозаменяемыми кулачками предлагает хитроумный способ придавать разные физические ощущения одной и той же педали. Каждый кулачок изготовлен из пластика разного цвета (для более быстрой идентификации) и имеет разную форму, соответствующую какому-либо конкретному ощущению. Если, предположим, барабанщику сегодня предстоит громкий рок-концерт, а завтра – акустическое выступление, он может просто воспользоваться разными кулачками: от агрессивного, ускоряющего кулачка до большого линейного кулачка, который легче контролировать при более низких уровнях громкости.

Некоторые тОповые педали, такие как Axis или Pearl Demon Eliminator, предлагают еще один способ передачи разнообразия ощущений. Вместо взаимозаменяемых кулачков у них есть возможность менять позицию крепления привода на кулачке, что придает педали либо более легкое, либо более тяжелое ощущение. Педаль Demon Eliminator предоставляет две позиции для присоединения приводного стержня, в то время как Axis имеет переменное регулирование привода, что обеспечивает большее разнообразие настроек.

Система привода

Всего выделяют три основных типа привода для соединения футборда с кулачком и узлом колотушки:

ременной,
цепной
прямой привод (или Direct Drive – цельная металлическая секция)


Кожаные ремни – когда-то наиболее распространенный вид передачи – имели печальную тенденцию изнашиваться и рваться, и в последующие годы их заменили лентами из армированного волокна. В педалях с цепным приводом используется велосипедная цепь (обычно одна или две, расположенные вплотную); такие педали обрели популярность пару десятилетий назад, благодаря внушительному виду и долговечности. Однако и у них есть свои недостатки: они могут загрязняться, а чистить их нелегко (если у вас недостаточно терпения), да к тому же они производят некоторый шум. И потом, цепи, как правило, дают чуть более тяжелое ощущение, чем педали с ременным приводом.

Первые педали с цепным приводом имели одиночную цепь, которая вращалась по шестеренке, как велосипедная, и уже значительно позже цепи стали двойные, шестеренка превратилась в вал, на котором в зависимости от модели либо делают выступающие зубчики, либо делают его гладким, покрывая сверху мягким материалом, например войлоком.


Многие металлисты отдают предпочтение педалям с прямым приводом, поскольку по ощущению они более быстры и чувствительны, а мощность удара компенсируют триггерами. Когда при игре на педали с прямым приводом вы отводите колотушку назад и отпускаете, стержень колотушки ходит взад-вперед сильнее, чем на педали той же упругости с цепным или ременным приводом, поскольку вес футборда способствует сохранению инерции движения колотушки.

Почтенную модель Ludwig Speed King можно считать педалью с прямым приводом, поскольку в ней используется металлический стержень для соединения футборда с узлом колотушки. Axis, Gibraltar, Pearl, Trick и Yamaha также предлагают высокотехнологичные педали с прямым приводом. Педаль Catapult Linear Motion производства Gibraltar - поистине уникальна по своей конструкции: ее создатели не только отказались от традиционного кулачка, но сама педаль к тому же еще и полностью лишена каркаса.

Корректировка угла


Обычно, в педалях более простых конструкций, угол колотушки и расстояние до пластика регулировались путем помещения небольшого винта в одно из отверстий с правой стороны педали. Принцип работы: перемещение ролика, на который надевается пружина. Ролик вращается на винте, который ввинчивают в одно из равномерно расположенных резьбовых отверстий в шатуне пружины. Хотя такая система и работает прекрасно, но у вас есть всего лишь выбор из предопределенных на заводе значений угла. Многие современные педали теперь снабжены специальной ступицей шатуна, которая дает бесконечное разнообразие позиций. Это позволяет Вам установить такой угол, который удобен именно Вам.

Вне зависимости от того, какой метод применяется при игре на педали, непреложным остается следующий факт: чем ближе к пластику находится колотушка, тем быстрее она его достигает, и наоборот. Казалось бы, разумнее всего разместить колотушку как можно ближе к пластику, чтобы достичь наивысшей скорости, но тут есть и обратная сторона – меньшая громкость и мощь при каждом ударе. Поэтому барабанщики, исполняющие тихую акустическую музыку, джаз или играющие в ресторанах, пожалуй, отдадут предпочтение колотушке, расположенной близко к пластику под углом примерно 60 градусов, в то время как музыканты, играющие главным образом рок и поп, могут выбрать что-нибудь поближе к 45 градусам – для большего уровня громкости.


Если вы разместите колотушку слишком далеко от пластика, она, возможно, будет бить вас по голеням при отскоке или помешает, зацепившись за штанину. Многие барабанщики speed-металла предпочитают близкое расположение колотушки ради скорости и подключают к действию агрессивно звучащий сэмпл бас-барабана посредством триггера. А еще они предпочитают надевать шорты во время игры.


Многие педали предоставляют возможность настроить угол футборда независимо от угла колотушки. Это делается путем изменения длины соединительной цепи(ремня) в месте ее присоединения к подножке или к кулачку. Это позволяет вам выбрать наиболее комфортный угол наклона подножки. Чаще выделяют три высоты настройки: высокая, средняя и низкая. В нижнем положении педаль при полном нажатии почти касается платформы, в верхнем положении она находится довольно высоко. Барабанщики, использующие технику игры с опущенной пяткой [англ. heel-down] часто будут отдавать предпочтение более низкой позиции футборда, поскольку так меньше устают мышцы голени. Неистовые барабанщики, нередко предпочитают более высокую позицию футборда.

Фирма Pearl запатентовала специальное приспособление PowerShifter (или иными словами, подвижная пятка), позволяющее перемещать всю подножку вперед или назад по отношению к заводской установке. Перемещение подножки вперед (к пластику) укорачивает рычаг педали, что приводит к ощущению большей жесткости. Перемещение подножки назад увеличивает рычаг и делает педаль более мягкой.


Настройка отскока: с пружиной и без


Для возвращения колотушки назад после удара о пластик требуется некоторое сопротивление. На этот случай педаль, в большинстве случаев, снабжается пружиной. Хотя сейчас на рынке встречаются и уникальные беспружинные педали. Сначала рассмотрим самую распространенную конструкцию: пружина располагается на наружной стороне вертикальных стоек корпуса и растягивается (создавая упругость), когда вы давите на футборд. После удара в пластик футборд отпускается, и пружина возвращает колотушку в исходное положение. Важен следующий момент: чем тяжелее колотушка, тем более жесткая пружина вам нужна, чтобы скомпенсировать ее вес. Если стандартные пружины для вас недостаточно упруги, некоторые компании предлагают пружины повышенной мощности, обеспечивающие более быстрое реагирование и более тяжелое ощущение.

Некоторые педали имеют пружину, работающую на сжатие – т.е. она сжимается, а не разжимается, при этом толкая футборд обратно и обеспечивая тем самым отскок. В педали Premier 252, Speed King компании Ludwig и Pro1-Vand от Trick используются разные варианты пружин, работающих на сжатие.

Drumnetics предлагает самую уникальную беспружинную педаль, работающую за счет магнитного отталкивания, благодаря чему футборд возвращается в исходное положение после удара. Ход педали можно регулировать, перемещая магнитные картриджи под футбордом вперед или назад. Это один из способов избавиться от скрипучей пружины.

Кардан

В современной рок-музыке, особенно в стиле метал-рока, для ударов по бас-бочке часто используется кардан (или двойная педаль, double pedal), который позволяет играть на бас-барабане обеими ногами, а значит бить по нему вдвое чаще, нежели при игре одной педалью. Кардан позволяет заменить две бас-бочки одной.


Плюсы кардана понятны. Во-первых, это возможность игры двумя ногами на одной бас-бочке для скорости. Соответственно, удобство во время гастролей и живых концертов, когда возможно использовать одну бас-бочку, вместо двух.

Балансировка двойной педали (кардана) от Дома Фамуларо (Dom Famularo - известный преподаватель игры на барабанах)

Duallist

Как только барабанщики привыкли к идее двух педалей и одной бас-бочки, шотландский барабанщик по имени Кевин Маки (Kevin Mackie) изобрел педаль нового поколения под названием Duallist. Она представляет из себя одну платформу с двумя колотушками, которые бьют в барабан при нажатии на педаль и при ее отпускании! Получается эффект двух ударов по барабану при одном нажатии на педаль.

Для бОльшей уникальности звучания, позднее добавилась вторая педаль, позволившая использовать уже три колотушки. Сумасшедшая вещь! Эта конструкция педали для бас-барабана позволяет создавать безграничное количество ритмических рисунков.

Для излучения низких звуковых частот нужны большие диафрагмы которые будут толкать больше воздуха перед собой. Динамики из маленькими диафрагмами и пьезодинамики излучают середние и высокие звуковые частоты. Поскольку у барабане для низких частот диафрагма слабее натянута и имеет большую амплитуду колебаний при ударах то в герметичном барабане будет создаваться повышенное давление и будет гасить колебания этой диафрагмы. Отверстие нужно для уравнения воздушного давления внутри и снаружи барабана и оно же служит немного как выходное отверстие (дополнительный излучатель) из обьёмного резонатора. Для качественного сьёма звука нужны специальные студийные широкополосные микрофоны.

Существует условно три глобальных типа тембра бас-бочки:

  1. Сухой — свойственный барабанам, у которых один заглушенный пластик и тяжелый предмет или на корпусе, или внутри корпуса.
  2. Резонирующий — характерный для барабанов, у которых два пластика и маленькое отверстие в переднем.
  3. Протяжный — получаемый от барабанов преимущественно большого диаметра, у которых два пластика без отверстий.

У первых двух типов обычно наблюдается излишек мутной нижней середины в диапазоне 200-400 Hz и подъем на некоторое количество децибел высоких частот в районе 3000-5000 Hz.

Во время эквализации бочки допускается небольшое (до 3-4 децибел) усиление частоты в диапазоне 40-70 Hz с целью получения большей плотности и силы звучания.

Кроме того, можно вырезать частоты в диапазоне ≈ 300 Hz, что позволит уменьшить мутность звучания, а также поднять или опустить частоты в районе 1000-5000 Hz, что приведет к выделению или соответственно подавлению того щелчка, который отвечает за атаку инструмента.

В некоторых случаях полезным может быть вырезание не только участка 200-400 Hz, но и узких участков в районе 120-600 Hz с помощью параметрического эквалайзера. Этот метод применяют для выделения в миксе звучания остальных низкочастотных компонентов, к примеру, бас-гитары.

Включение фильтра с частотой среза примерно на 30-40 Hz, как правило, оказывается полезным, так как даёт компрессору помощь в обработке. В этом случае на вход компрессора поступит более чистый сигнал без саб-бас артефактов.

И в завершение статьи приведем примерный список тех частот, знание которых необходимо при эквализации бочки.

Пластик - барабану

1.jpg

Толщина пластика

Измеряется в милах (1 мил ≈ 0,0254 мм) и варьируется от 3 до 24 мил. Различают пластики тонкие, средние и толстые.

Тонкие пластики (до 7,5 мил ) отлично подойдут для джаза и других легких стилей музыки. Они имеют хорошую чувствительность к ударам, а потому позволяют с легкостью передать все нюансы игры. Однако, используя такие пластики, следует быть осторожным: не рассчитав силу удара, их можно легко порвать.

Если вы любитель тяжелой музыки, выбирайте толстые пластики (свыше 10 мил ). Чувствительность у них значительно ниже, чем у тонких, но при этом они дают плотный насыщенный звук и очень прочны, а потому способны выдержать даже мощную атаку.

А вот пластики средней толщины (7,5–10 мил ) имеют хороший баланс между толщиной и чувствительностью к ударам, а потому отлично звучат в большинстве современных стилей. Так что если вы еще не определились, какую музыку хотите играть, то лучше остановиться именно на них.


2.jpg

3.jpg

Наличие покрытия

4.jpg

5.jpg

Пластики с демпферными кольцами. Нередко случается, что ударяя по пластику, вы слышите много обертонов, которые не обогащают звук, а только загрязняют его. Чтобы избавиться от них, можно приобрести специальные внешние демпферы, например, в виде гелевых накладок , однако более простым выходом из ситуации станет пластик с демпферным кольцом, расположенным по периметру внутренней стороны. Чаще всего кольца изготавливаются из того же материала, что и сам пластик, но также могут использоваться краска, специальная пена или пленка , войлок и пр. Кольца бывают разной ширины и даже с перфорацией для придания звуку большей сухости.

6.jpg

7.jpg


Пластики с перфорацией имеют более сухое звучание, чем прочие. Вызвано это тем, что при ударе небольшие отверстия, сделанные по периметру пластика, позволяют воздуху частично выходить наружу.


8.jpg

Пластик с отверстием обычно используется, когда необходимо снимать звук бас-барабана микрофоном. Если пластик сплошной, звук получается очень гулким, и корректно считать его одним микрофоном довольно трудно, а потому приходится использовать несколько микрофонов – отдельно для считывания хлопка колотушки и для считывания резонанса барабана. Пластик с отверстием позволяет решить эту проблему и, кроме того, в целом упрощает установку микрофонов и смену демпферов внутри бас-барабана.

Отверстие (одно либо два) размещается ближе к краю пластика и имеет диаметр 4,5, 5 или 7 дюймов. Пластики с отверстиями 4,5 и 5 дюймов усиливают резонанс бас-барабана. Если отверстие на 7 дюймов, звук будет более направлен в публику. А вот если отверстие более 7 дюймов, то лучше и вовсе снять резонансный пластик – эффект будет примерно одинаковым.

9.jpg

"Кожаные" и кевларовые пластики

Как уже говорилось, ранее мембраны для делали из натуральной кожи. Естественно, они обладали весьма характерным тембром, в корне отличным от звучания современных пластиков. Однако производители постарались компенсировать эту потерю, так что сегодня можно встретить пластики, которые по звучанию и характеристикам максимально приближены к кожаным мембранам .


10.jpg

Также стоит упомянуть о "пластиках" из кевлара – сетки из композитного материала. Сегодня такие пластики используются не только на электронных ударных, но и на акустических. Они очень прочны, а потому отлично подходят для игры в экстремальных жанрах. Стоит, однако, отметить, что звучание их далеко от натурального, а потому если вы играете на акустических ударных, стоит задуматься: приобрести кевларовый пластик или все-таки остановиться на хорошем двухслойном.


11.jpg

Читайте также: