Как сделать отталкивание от объекта в unity 2d

Обновлено: 05.07.2024

3D-игры определенно добавляют уровень сложности по сравнению с 2D, но шаг за шагом вы постепенно создаете интересную 3D-игру. Новые параметры проектов как для 2D, так и для 3D, в Unity поддерживают 3D. В 2D-игре могут быть 3D-объекты и наоборот.

Из чего состоит трехмерная сцена?

Трехмерная (3D) сцена состоит главным образом из трех основных визуальных компонентов: источников света (lights), рендеров мешей (mesh renderers) и шейдеров. Unity поддерживает четыре типа источников света. Вы найдете их в меню GameObject. Поэкспериментируйте, добавляя разные типы и изменяя их свойства. Самый простой из них — источник направленного света (directional light), который подобен солнцу на небе.

Меш (mesh), или модель, — это набор вершин, образующие многоугольники, из которых состоит какой-либо объект. Шейдер является скомпилированной подпрограммой, содержащей код для управления тем, как будет отображаться ваш объект или как он будет взаимодействовать с источником света. Некоторые шейдеры просто берут освещение и отражают его подобно зеркалу, другие — принимают текстуру (изображение, применяемое к мешу) и могут создавать тени и глубину, а некоторые даже позволяют прорезать визуальные дыры в ваших моделях (пример — изгородь).

Asset Store

Я вкратце рассказывал об Asset Store (магазине ресурсов) в своей первой статье, но по-настоящему полезным он становится при разработке 3D-игр. Я не художник и, поскольку это технический журнал, полагаю, что большинство из вас тоже не являются художниками. (Если же вы художник, пожалуйста, примите мои поздравления — это редкий дар.) Но, если вы хотите создать игру, например, с буйной растительностью и старыми полуразрушенными зданиями, это не проблема. Я могу купить то, что мне нужно, в Asset Store. Если мне нужны 15 видов зомби, я могу приобрести пакет от Mixamo в Asset Store. Потенциально возможные комбинации почти бесконечны, так что не волнуйтесь о том, что чья-то игра будет выглядеть похожей на вашу. А самое главное в том, что Asset Store интегрирован с Unity. Вы можете обновлять свои пакеты, щелкая Window | Asset Store, а затем значок корзины. Вы также можете просматривать рецензии и комментарии, чтобы быстрее понять, подойдет ли конкретный элемент для вашего проекта, например оптимизирован ли он для мобильного устройства. Настольные игры обычно используют гораздо больше объектов, текстур, вершин, памяти, чем мобильная игра, хотя некоторые из более новых чипов делают сегодня мобильные устройства близкими по своим возможностям к Xbox 360.

В типичной 3D-игре применяются многие из тех же концепций, что и в 2D-играх: коллайдеры, триггеры, абсолютно твердые тела (rigid bodies), игровые объекты/преобразования, компоненты и др. Независимо от типа 3D-игры обычно вам нужно контролировать ввод, перемещения и персонажей, использовать анимации и эффекты частиц, а также выстраивать воображаемый мир так, чтобы он был и фантастическим, и реалистическим. Мы обсудим некоторые способы, которыми Unity может помочь добиться всего этого.

Контроллеры ввода, перемещения и персонажей

Чтение ввода для перемещения в 3D немного усложняется, потому что вместо простого движения в плоскостях X и Y теперь можно двигаться в трех измерениях: X, Y и Z. Варианты 3D-перемещения включают (но не исчерпываются ими) движение сверху вниз, где персонаж двигается только горизонтально и вертикально; поворачивание камеры или персонажа при считывании ввода от мыши, как это делается во многих шутерах от первого лица (first-person shooter, FPS); смещение влево и вправо при чтении ввода по горизонтали; вращение вокруг себя при чтении ввода по горизонтали или простое движение в обратном направлении. Вариантов перемещения очень много, так что вам есть из чего выбирать.

Рис. 1. Различные методы перемещения объектов

У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. При перемещении только с помощью преобразования производительность может пострадать (методы 1–2), хотя это очень простой способ перемещения. Unity предполагает: если у объекта нет компонента rigidbody, он, вероятно, не является перемещаемым объектом. Она создает на внутреннем уровне статическую матрицу столкновений (static collision matrix), чтобы знать, где находятся объекты; это повышает производительность. Когда вы перемещаете объекты с помощью преобразования, эту матрицу нужно пересчитывать, что приводит к уменьшению производительности. В простых играх вы никогда не заметите этого падения производительности, и такие варианты могут оказаться для вас самыми простыми, хотя по мере усложнения ваших игр важно перемещать само абсолютно твердое тело, как в методах 4–6.

Поворачивание объектов

Поворачивание объектов — операция сравнительно несложная, во многом аналогичная перемещению объектов, но теперь векторы представляют градусы, а не позицию или нормализованный вектор. Нормализованный вектор — это просто вектор с максимальным значением 1 для любого значения, и он может использоваться, когда вам нужно лишь ссылаться на направление по вектору. Вам доступны некоторые ключевые слова, относящиеся к векторам, например Vector3.right, back, forward, down, up, left, right, zero и one. Все, что будет перемещаться или поворачиваться в положительном горизонтальном направлении, может использовать Vector.right, под которым подразумевается (1,0,0), или одна единица вправо, а в случае поворачиваемого объекта это один градус. На рис. 2 я просто понемногу поворачиваю объект в каждом кадре.

Рис. 2. Метод для поворачивания объекта

У каждого из этих методов есть свои нюансы. Какой из них следует использовать вам? Я попытался бы по возможности приложить силы к rigidbody. Наверное, я просто немного запутал вас этим вариантом. Хорошая новость в том, что уже имеется код, способный делать за вас практически все из этого.

Вы обратили внимание на Quaternion в методе 3? Unity использует на внутреннем уровне эти Quaternion для представления всех поворачиваний. Quaternion — эффективные структуры, предотвращающие эффект, который называется шарнирной блокировкой (gimbal lock). Он возможен, если для поворачивания вы используете обычные углы Эйлера (Euler angles). Шарнирная блокировка происходит, когда две поворачиваемые оси оказываются в одной плоскости, после чего их нельзя разделить. (Наглядную демонстрацию см. в видеоролике по ссылке bit.ly/1mKgdFI.) Чтобы избежать этой проблемы, Unity использует структуры Quaternion вместо углов Эйлера, хотя вы можете задавать углы Эйлера в Unity Editor и он в конечном счете будет выполнять их преобразование в Quaternion. Многие никогда не сталкиваются с шарнирной блокировкой, но я хотел указать на то, что, если вы хотите напрямую задавать поворачивание в коде, то должны делать это через Quaternion; кроме того, вы можете сами преобразовывать углы Эйлера с помощью Quaternion.Euler.

Теперь, когда вы увидели множество вариантов, должен отметить, что самым простым методом я нахожу использование rigidbody и простое применение .AddForce к персонажу. По возможности я предпочитаю повторно использовать код, и, к счастью, Unity предоставляет целый ряд заготовок (prefabs).

Давайте не будем изобретать колесо

Unity предоставляет пакет Sample Assets в Asset Store (bit.ly/1twX0Kr), который содержит кросс-платформенный диспетчер ввода, элементы управления для контроля джойстиков на мобильных устройствах, некоторые анимации, эффекты частиц и, что самое важное, ряд заранее скомпилированных контроллеров персонажей.

В Unity (версии 4.6 на момент написания этой статьи) также включены некоторые более старые ресурсы. Эти ресурсы теперь распространяются как отдельный пакет, который Unity может обновлять индивидуально. Вместо написания всего кода для создания в игре персонажа от первого или третьего лица или даже самостоятельно движущегося автомобиля вы можете просто использовать заготовки (prefabs) из ресурсов-образцов. Перетащите заготовку в свою сцену и вы моментально получите персонаж с видом от третьего лица со множеством анимаций и полным доступом к исходному коду, как показано на рис. 3.

Заготовка персонажа от третьего лица


Рис. 3. Заготовка персонажа от третьего лица

Анимации

Системе анимации Mecanim в Unity можно было бы посвятить целую книгу (и такая книга уже написана, кстати). Анимации в 3D, как правило, сложнее, чем в 2D. В 2D файл анимации обычно изменяет спрайт для рендеринга в каждом ключевом кадре. В 3D данные, связанные с анимацией, гораздо сложнее. Вспомните: в предыдущей статье я говорил, что файлы анимации содержат ключевые кадры. В 3D может быть много ключевых кадров, каждый из которых содержит массу точек данных для движений пальцев, руки или ноги или для выполнения любого количества и типа перемещений. Кроме того, меши могут определять кости в них и использовать компоненты, называемые рендерами мешей со скинами (skinned mesh renderers), которые деформируют меши на основе того, как движутся кости; это во многом напоминает то, как движутся живые существа.

Файлы анимации обычно создаются в сторонней системе моделирования/анимации, хотя их можно создавать и в Unity.

Контроллер анимации для управления состояниями анимации персонажа


Рис. 4. Контроллер анимации для управления состояниями анимации персонажа

Помните, что персонажи и анимации можно получать из Unity Asset Store, создавать с помощью средств моделирования и использовать сторонние продукты вроде Fuse от Mixamo, которые позволяют быстро генерировать адаптированные под ваши потребности персонажи. Просмотрите мои видеоролики на Channel 9 — они дадут вам начальное представление об анимации в Unity.

Создание мира

В Unity встроена система террейнов для генерации миров. Можно создать террейн, а затем использовать имеющиеся инструменты для приданию террейну нужных форм, создания гор, размещения деревьев и травы, рисования текстур и др. Можно добавить в мир небо, импортировав пакет скайбоксов (Assets | Import Package | Skyboxes) и назначив их в Edit | Render Settings | Skybox Material. У меня ушло около пары минут на создание террейна с динамической отражающей водой, деревьями, песком, горами и травой (рис. 5).

Быстро созданный террейн


Рис. 5. Быстро созданный террейн

Системы координат в Unity

В Unity есть четыре метода для ссылки на какую-либо точку в игре или на экране (рис. 6). Существует экранное пространство, диапазон которого простирается от 0 до количества пикселей; оно обычно используется для получения местоположения, где пользователь коснулся экрана или щелкнул мышью.

Пространство области просмотра (viewport space) — просто значение от 0 до 1, благодаря которому можно сообщить, что полпути — это .5, а не делить пиксели на 2. Поэтому я могу разместить объект посреди экрана, указав в качестве его позиции координаты (.5, .5).

Мировое пространство (world space) относится к абсолютному позиционированию объекта в игре на основе трех координат: (0, 0, 0). Все игровые объекты верхнего уровня в сцене имеют свои координаты, перечисленные в мировом пространстве.

Наконец, локальное пространство (local space) всегда относительно родительскому игровому объекту. В случае игрового объекта верхнего уровня оно идентично мировому пространству. Все дочерние игровые объекты перечисляются в Editor с координатами относительно их предку, поэтому, например, в вашей модели у дома могут быть мировые координаты (200, 0, 35), тогда как у его передней двери (предполагая, что это дочерний игровой объект, принадлежащий дому) — только (1.5, 0, 0), поскольку они относительны предку. В коде, когда вы ссылаетесь на transform.position, всегда используются мировые координаты, даже если это дочерний объект. В данном примере у двери были бы мировые координаты (201.5, 0, 35), но, если вместо этого вы ссылаетесь на transform.localPosition, вы получили бы (1.5, 0, 0). В Unity есть функции для преобразований между различными системами координат.

Координаты в Unity


Рис. 6. Координаты в Unity

Screen space: Экранное пространство:
Viewport space: Пространство области просмотра:
World space: Мировое пространство:

Потоки и сопрограммы

Рис. 7. Применение сопрограммы для приостановки действия

Физика и обнаружение коллизий

Физика и средства обнаружения коллизий в 3D почти такие же, как в 2D, с тем исключением, что коллайдеры имеют другую форму и у компонента rigidbody есть несколько других свойств, таких как способность свободного вращения или перемещения по осям X, Y и Z. В 3D теперь имеется коллайдер меша, который обертывает всю фигуру модели как зону распознавания коллизии. Звучит грандиозно, и для коллизий это все весьма хорошо, но плохо для производительности. В идеале, нужно упростить формы коллайдеров и ограничить процессорные ресурсы, необходимые для их использования. У вас есть зомби? Нет проблем — используйте коллайдер капсулы (capsule collider). Сложный объект? Используйте несколько коллайдеров. По возможности избегайте коллайдера меша.

Unity предоставляет ряд методов, позволяющих узнавать, когда происходит коллизия или срабатывает триггер. Ниже показан базовый пример:

Методов гораздо больше, чем перечислено здесь, в частности есть методы OnTriggerExit и OnCollisionExit, почти идентичные своим аналогам в 2D.

Создание объектов

Когда вам нужно создать в период выполнения новые элементы на основе GameObject, не пользуйтесь конструкторами. Вместо них применяйте Instantiate. У вас определенно могут быть классы с конструкторами, которые в скриптах неявно наследуются от MonoBehavior; это происходит во всех скриптах верхнего уровня, назначенных любому GameObject. Однако эти скрипты могут вызывать конструкторы для других объектов:

Эффекты частиц

Если вы хотите, чтобы у вас были мерцающие звезды, пыль, снег, взрывы, огонь, туман, поднимающийся от водопада, всякие кровавые и другие эффекты, нужно использовать эффект частиц (particle effect). В Unity есть старая система частиц и более новая, лучше оптимизированная — Shuriken. С помощью Shuriken в Unity можно делать массу потрясающий вещей, в том числе заставить падающие частицы поддерживать коллизии. Поскольку на этот счет существует множество учебных пособий, например по ссылке bit.ly/1pZ71it, и эффекты, как правило, создаются в Editor с дизайнером, здесь я просто покажу, как можно создавать их экземпляры, когда, скажем, некий персонаж попадает в область триггера монеты, которую он должен подобрать.

Чтобы начать работу с частицами, выберите Game Object | Particle System и вы сразу же увидите, что в вашу сцену добавлен один из эффектов, как на рис. 8.

Эффект частиц


Рис. 8. Эффект частиц

Я предпочитаю создавать из своих систем частиц заготовки (о которых я рассказывал во второй статье), чтобы их можно было легко использовать повторно. Достаточно создать их экземпляры в коде, сначала назначив скрипт игровому объекту (предполагая, что его класс наследует от MonoBehavior, как и все компоненты script игровых объектов), а затем перетащив нужный эффект частиц в Editor из сцены или заготовки в проект, например, на предоставляемое свойство SmokeEffect (рис. 9).

Рис. 9. Предоставляемое свойство SmokeEffect

Создание UI

В Unity 4.6 добавили совершенно новую систему UI для создания элементов HUD (heads-up display) в игре с использованием текста, панелей, виджетов и др. Добавление текста в HUD вашей игры сводится к выбору GameObject | UI | Text и заданию шрифта и текста. Если вам нужно позднее управлять текстом в коде, например для обновления счета, вы просто используете:

Если мне требуется некое изображение в UI, я открываю GameObject | UI | Image и назначаю спрайтовое 2D-изображение этому новому компоненту. Значения задаются, как и в случае любого другого игрового объекта. Надеюсь, что к этому моменту вы уже заметили шаблон. Чтобы создать простой GUI, создайте UI-объекты через меню GameObject | UI, укажите начальные значения в Editor и позже контролируйте их, получая ссылки на данные UI-компоненты и изменяя значения или даже анимируя их. Я сформировал базовый GUI, показанный на рис. 10, создав элементы под новым компонентом Canvas. Новая UI-система в Unity 4.6 содержит ряд базовых типов объектов, таких как Panel, Button, Text, Image, Slider, Scrollbar и Toggle, и с ними невероятно легко работать при создании UI.

UI с изображением и текстов в HUD


Рис. 10. UI с изображением и текстов в HUD

Искусственный интеллект в вашей игре

Заключение

3D-мир вносит дополнительный уровень сложности по сравнению с 2D, так как в нем вы имеете дело с полноценными мешами и еще одним измерением. Asset Store — важнейший источник ресурсов как для начинающих, так и для продвинутых разработчиков игр, и вы действительно можете значительно ускорить создание своей игры, используя готовые ресурсы.

Когда я только начинал разрабатывать игры, я едва не сошел с ума в поисках множества моделей и текстур в Интернете. В Интернете есть некоторые великолепные торговые площадки, предлагающие такие ресурсы, но вы быстро поймете, что не все они годятся для игр. Как-то раз я скачал модель небольшого валуна, в которой оказалось почти 100 000 вершин! Ищите ресурсы, оптимизированные под мобильные устройства, или проверяйте количество вершин/многоугольников, чтобы они гарантированно работали в ваших играх. А иначе они значительно замедлят вашу игру. Существуют средства оптимизации моделей, в том числе Cruncher, включенный в Unity. В следующей статье я рассмотрю, как перенести игру или приложение из Unity на платформу Windows. Заходите в мой блог на Channel 9 (aka.ms/AdamChannel9), где я периодически выкладываю свои учебные видеоролики и ссылки на различный контент для скачивания.

Выражаю благодарность за рецензирование статьи экспертам Мэтту Ньюмену (Matt Newman) из Subscience Studios и Тоутвидасу Цилису (Tautvydas Žilys) из Unity.

На нашей сцене уже имеется заготовка персонажа с анимацией, добавим к ней компоненты Box Collider 2d и Rigidbody 2d и настроим компонент так как на скриншоте

rogibody2d

Далее создадим скрипт к примеру TransformPlayer с таким кодом:

В этом скрипте указано, что при нажатии на кнопку w значение гравитации у персонажа меняется, а при отпускании, клавиши значение восстанавливается, таким образом, персонажа всегда падать, если не нажимать кнопку w.

Далее, как токового движения вперед у нас не реализовано, но симуляцию движения можно реализовать при помощи фоновых объектов.

Добавим на сцену спрайты земли и продублируем 4 раза, на каждый компонент вешаем те же компоненты Box Collider 2d и Rigidbody 2d, создадим еще один скрипт TransformGround

ground

В этом скрипте, в методе Update реализована функция постоянного движения объекта по оси х , но при столкновении этого объекта с другим, у которого тэг barer, нашему объекту присвоится другая позиция на сцене, таким образом наши 4 объекта земли будут зациклены в движении .

Теперь подробнее… Создадим на камере два пустых объекта, один разместим слева и добавим Box Collider 2d и Rigidbody 2d, так же присвоим ему тэг, который указали в скрипте barer, а другой справа. Примерно так…

gameobject 2d

Теперь можно поверить запустив игру

Птица управляется, движение земли создает эффект движения птицы. В следующих уроках можно реализовать рандомное появление объектов на сцене и столкновение персонажа с ними. На это все удачных проектов.

Physics Material 2D используется для настройки трений и отскакиваний, которые происходят между 2D физическими объектами при их столкновении. Создать 2D физический материал можно через меню Assets ( Assets > Create > Physics Material 2D ).


Свойства

Свойство: Функция:
Friction Коэффициент трения для данного коллайдера.
Bounciness Степень отскока столкновений от поверхности. Значение 1 означает что нет отскока, в то время как значение равное 1 означает хорошую отскакиваемость без дальнейшей потери энергии.

Детали

Для использования 2D физического материала, просто перетащите его на объект к которому привязан 2D коллайдер и перетащите его на компонент коллайдера в инспекторе. Заметьте, что для 3D физики эквивалентный ассет упоминается как Physic Material (т.е. без S в слове physic) - для скриптинга важно, чтобы не возникал конфликт между двумя командами.


В этом посте мы рассмотрим как можно применить подход Двигателя на Тёмной Материи для создания бесконечного 2D фона.

Если вы сталкивались с мобильными играми в общественном транспорте, то наверняка могли заметить, что одними из самых популярных в поездке являются игры жанра Endless runner, например, Subway Surfers, а для любителей археологии примером может послужить Электроника ИМ23 “Автослалом”. Основным признаком данного жанра является бесконечно перемещающийся элемента(персонаж или другой объект), который обычно самостоятельно движется вперёд навстречу препятствиям, а управление даётся только для возможности эти препятствия избегать. Бесконечное перемещение подразумевает бесконечное пространство доступное для движения игрока, создание которых является не самой простой задачей, как могло бы показаться на первый взгляд. Этим постом мы открываем цикл, в котором рассмотрим элементы, которые помогут создать такие бесконечные, в каком-то смысле, миры.

Если поискать в интернете информацию по бесконечным пространствам для Unity, то одним из самых популярных туториалов будет создание бесконечных фоновых объектов для сайдскроллеров. В нашем случае мы немного усложним задачу и попробуем сделать бесконечный фон для топ-даун камеры. В качестве примера будет реализован бесконечный фон для космического пространства, в котором будет перемещаться модель космического корабля.

Проблематика

Первым что приходит в голову, когда вас просят сделать корабль, который перемещается в пространстве, это добавить модель корабля, задать ему вектор скорости, привязать к нему камеру, подложить фон и начать сдвигать корабль вдоль вектора, помноженного на Time.deltaTime . Если откинуть очевидные вещи с ограниченными размерами фона, которые в любом случае придётся решать, главной проблемой бесконечного перемещения окажется координатное пространство Unity, которое привязано к переменным типа float и с увеличением координат точность будет падать. Для более точного описания проблемы вы можете посмотреть вот это видео "64 Bit In Kerbal Space Program".

Dark Matter Engine

Для решения данного вопроса можно использовать подход, с помощью которого работает Двигатель на Тёмной Материи из “Футурамы”. Если коротко описать принцип его действия, то двигатель двигает не корабль, а пространство вокруг корабля. То есть, в нашем случае вместо того чтобы двигать вдоль вектора скорости наш корабль мы будем двигать все объекты вокруг него в противоположном направлении. Таким образом, если наша камера привязана к кораблю, то мы всегда будем оставаться в точке начала координат и наша точность не будет падать из-за увеличения расстояния. Да и в целом для решения вопроса с бесконечным перемещением, выбрать началом координат наше положение выглядит более красивым решением, нежели привязываться к какой-либо другой точке в пространстве.

Задача

Сделать перемещение космического корабля вдоль бесконечного 2D фона. Корабль можно поворачивать вокруг оси Z при помощи клика по правой/левой стороне экрана. Камера всегда будет сонаправлена с вектором движения корабля.

Решение

Я не буду распространять ассеты, которые используются для примера. Найти подходящие вам ресурсы это тоже большая работа и я предлагаю вам в этом потренироваться, если не знаете с чего начать, то можно посетить бесплатный itch.io или поискать в интернете "Free game assets" .

Нам понадобится текстура для корабля и текстура для фона. Основное требование к фону будет его зацикленность как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

  1. Добавьте в проект текстуры корабля и фона, для фона необходимо выставить Mesh type - Full rect и Wrap mode - Repeat
  2. Создайте структуру объектов такого содержания
  3. Добавьте текстуру для корабля
  4. Добавьте текстуру для фона, выставите Draw mode - Tiled и Order in Layer = -1
  5. Создайте скрипт UniverseHandler, добавьте его к объекту Universe

Результат

Как можно увидеть в результирующей гифке объект фона смещается в начальное положение по направлению, в котором достигается сдвиг на изначальный размер фона, за счёт чего достигается визуальная бесшовность его перемещения.

Альтернативные решения

Программирование - это такая область, в которой в целом нет абсолютно правильных решений, перед программистом при решении практически любой задачи открывается довольно большой выбор методов, при помощи которых будут выполняться поставленные условия. В данном случае также можно поступить несколькими способами. Например, можно вместо спрайта сделать объект типа quad и настроив материал, который также использует тайловую структуру управлять её смещением, что избавит нас от перемещения объекта совсем. Если же вернуться к более классическому варианту, то можно скомбинировать обычное перемещение объекта и сдвиг центра координат для всей сцены сразу, по достижению каких-либо пределов.

Заключение

Когда мы задумываемся о создании бесконечных пространств подход Двигателя на Тёмной Материи является основным средством обхода ограничений точности для Unity. Совмещённый с обычными передвижениями сдвиг центра координат тоже можно отнести в эту же группу. Приведённый же пример прекрасно подходит для создания фонов и эффекта параллакса. Однако, работа с более сложными объектами требует иных подходов и для создания реальных неограниченных пространств необходимо ввести множество других механик. Эти вопросы мы рассмотрим в следующих статьях цикла про бесконечные миры. Пока! =)

Читайте также: