Как сделать открытый лист для металлоискателя

Обновлено: 05.07.2024

Получить Открытый лист имеет право организация, в штате которой на основании трудового договора состоит сотрудник, имеющий профильное историческое образование, определенный практический опыт проведения археологических разведок и раскопок и составления научного отчета.

Поселок Яковенково (Казы-Аул) находится в 30 км от ближайшего города (Керчь). Сам район раскопок не является активно посещаемой туристической зоной Крыма. В этом есть как свои минусы, так и плюсы.
Восточно-Боспорская Археологическая Экспедиция РАН — одна из старейших академических экспедиций на юге России. Экспедиция проводит научно-изыскательские работы по исследованию археологических памятников Боспорского царства (основанного в VI в. до н.э. греческими колонистами). Работы ведутся сразу на нескольких античных и средневековых поселениях и некрополях.

Бесплатная консультация юриста

Стоит рассмотреть основные статьи, касающиеся кладоискателей. Все самые важные положения имеются в трёх статьях: два – в УК РФ и одно — в КоАП РФ.

В случае устранения причин несоответствия заявления или документов указанным требованиям заявитель имеет право повторно представить в Министерство культуры Российской Федерации заявление и документы в соответствии с пунктами 3 — 5 настоящих Правил.

В таких случаях, вам этот клад лучше всего где-то заложить в тайнике и инкогнито сообщить сотрудникам музея. что бы они в случае проверки могли сказать что это было пожертвование от анонимного дарителя.

Заниматься приборным поиском в части обнаружения и извлечения исторических предметов нельзя нигде, на всей территории РФ. Но, можно это делать только в том случае, если вы досконально смогли изучить законодательство и при возможном задержании или простом общении с сотрудниками полиции не будете плавать в юридических терминах и понятиях.

А если такой вариант. Человек согласен ( я его уговорю ),чтоб его дом и его землю проверили на предмет клада или других археологических находок. Всё законно ?

Информация о выдаче разрешений (открытых листов)

Кроме того, существует разделение территорий: одни входят в группу памятников, другие таковыми не являются. За раскопки на памятниках к уголовной ответственности привлекут однозначно, если поймают. Существуют еще и зоны, где могут быть выявлены памятники культурного наследия.
Помимо уголовного, предусмотрено и административное наказание в соответствии со статьей 7.15 Кодекса об административных правонарушениях. Крупные штрафы накладываются на лиц, нарушивших порядок археологических полевых работ.

Если доказывают наличие культурного слоя, то вам до 2-х лет тюрьмы, если вас на месте двое то до 6-и лет тюрьмы с конфискацией, а строителям штраф до 2-х миллионов и конфискация техники при помощи которой был разрушен культурный слой. Если будет доказана связь вас и строителей, ну скажем они вам разрешили копать в отвале, то и их на 6-ь лет тюрьмы.

Для этого проведите исследовательскую работу, поработайте со старыми картами и определите место где возможно было какое либо поселение. Приехав на место изучите ландшафт местности, обследуйте одиноко стоящие деревья, посмотрите возможные ориентиры и подумайте где бы Вы зарыли клад.Места поиска монет следующие:

  1. берега ручьев и рек рядом с населенными пунктами;
  2. распаханные и заброшенные поля;
  3. если договоритесь с местным населением то ищите на участках и огородах.
  4. окраины населенных пунктов;
  5. старые и заброшенные тропинки и дороги;
  6. опушки леса рядом с населенными пунктами;

При оформлении списка отчетов в пункте 8 заявления в обязательном порядке указывается автор отчета, полное название отчета, год проведения исследований. При возможности можно также указать ссылку на страницу отчета с упоминанием заявителя.

На некоторых из них работают постоянные экспедиции, которые из года в год нуждаются в помощи волонтеров. С целью содействия археологическим экспедициям на нашем сайте будет размещаться актуальная информация о наборе желающих принять участие в раскопках в качестве волонтера.

При оформлении списка отчетов в пункте 8 заявления в обязательном порядке указывается автор отчета, полное название отчета, год проведения исследований. При возможности можно также указать ссылку на страницу отчета с упоминанием заявителя.

Регламентацию археологических полевых работ осуществляет Минкультуры России по согласованию с Российской академией наук.

Гражданский кодекс содержит чёткое определение клада. Речь идёт о ценностях, скрытых в недрах земли либо любым другим способом. Найденную вещь, даже на своём земельном участке, обязательно сдают в государственные органы. Гражданин должен:

  • сфотографировать найденную вещь;
  • обратиться в полицию или в прокуратуру;
  • сдать ценности под опись;
  • получить акт, свидетельствующий об обнаружении клада;
  • связаться с работниками музея, чтобы детально изучить находку и определить её ценность.

О чём говорится в законе о кладах в России? Любителей поискать старинные ценные вещи законы затронули ещё в 2013 году, когда были внесены изменения в действующие нормативные акты Федеральным законом № 245-ФЗ.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

В случае отсутствия копии такого документа и указанных сведений Министерство культуры Российской Федерации запрашивает их самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Закон о раскопках с металлоискателем 2021

Заявитель помимо документов, указанных в пункте 4 Правил, вправе по собственной инициативе представить копию документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о работодателе, заверенную его руководителем, а также сведения об основном государственном регистрационном номере заказчика археологических полевых работ.

С металлоискателем вообще лучше в лес не соваться, как бы рекомендует своей неопределенностью закон. А особенно в тот, который является особо охраняемой территорией, — по головке за такое не погладят, прецеденты были. Если же человека задержат в таком месте с устройством да еще с нарушенным слоем почвы, речь может идти о возбуждении уголовного дела.

Археологические работы связаны с потерей культурного слоя, поэтому открытый лист выдается только специалистам, которые обладают практической подготовкой для проведения полевых археологических работ и соответствуют следующим требованиям:

Необходимость получения открытого листа на поиск и раскопки

В рекомендациях должна содержаться информация о полевой работе исследователя, впервые приступающего к самостоятельным полевым изысканиям. Рекомендующие археологи несут ответственность за качество полевых работ и научного отчёта данного исследователя.

Если вы сдадите клад официально под ТВ, и ещё укажите место обнаружения, то любой сознательный гражданин может на основе этого подать на вас заявление в полицию с просьбой провести проверку.

При полевых археологических исследованиях (раскопках) объекты археологического наследия безвозвратно разрушаются, т.е. раскопать памятник можно только один раз. Поэтому особое значение имеет качество и полнота фиксации того, что открывается в ходе полевых исследований работ.

Разбираем законодательство и делаем выводы

Читай также: Расскажем правила, которые помогут избежать неприятностей. Но для начала небольшая вставка. Мы писали это для таких же любителей поиска как мы, для которых металлоискатель это хобби. Ни в коем случае не хотим обманывать государство, единственная цель публикации — чтобы честные копатели не попадали в бюрократию, в непонятную волокиту и не страдали от этого.

Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможноисключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).

С одной стороны, закон допускает кладоискательство как таковое, но при этом он накладывает такие ограничения на подобные занятия, при которых фактически большинство кладоискателей нарушают уголовный кодекс и рискуют довольно сильно.

Доктор исторических наук Ч., на основании договора с Организацией, не получив разрешение (открытый лист), проводил археологическую разведку территории перед будущей застройкой.

Точнее проведение работ, без наличия у гражданина специального разрешения (открытого листа). То есть незаконная археологическая деятельность это то же самое что и законная, только без разрешения в виде открытого листа. Но что мы видим в законе? Все те термины, которые мы разобрали выше.

Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

Город Киммерик, основанный милетскими колонистами на землях легендарных киммерийцев, так же остается до сих пор загадкой, которую еще предстоит решить. Располагается он на горе Опук — удивительном и загадочном месте Восточного Крыма.

Поиском металлоискателем в России можно заниматься без какого-либо документа-разрешения на поиск, но исключительно в местах, которые не относятся к объектам культурного наследия, также поиск вести нельзя на территории воинских частей, полигонов, в местах захоронений, в зоне отчуждения опасных производств, на любой частной собственности, в случае, если не удалось получить согласие владельца.

1.jpg


Если вы хотите искать именно в этих местах, то законом это запрещено, на подобных объектах могут вести работы могут только представители научных организаций, либо лица, аккредитованные от них при наличии "открытого листа".

О том, как происходит не только в России и других странах мира, можно прочитать в нашей статье "Где можно искать металлоискателем по закону". Там же подробнее рассказываем о том, что относится к местам культурного наследия, в частности АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.

Как то месяц назад (ещё до подписания закона "О Археологии"), я задался целью получить "открытый лист"(далее по тексту - "ОЛ"). Это я уже позже узнал, кто его может получить.

Обзвонил всех архов в своём городе, но они ничего не знали по этому вопросу и направили меня обратиться в "МинКультуры" в городе Моцква.

Написал им на их сайте в разделе "виртуальная приёмная", что так и так, хочу, мол, получить "ОЛ" и на этом всё.

Сегодня пришёл ответ (ссылка на яндекс диск):

Комментарии и обсуждение

В общем дорога в никуда. Зато с уважением.

а то! Ещё и от руки написали)))

Гость

А можно было ответить проще Идите лесом искать чудо пень. Зачем на 3х листах

Гость

Пошли парни толпой в переходы и купим себе стопку арх-дипломов а потом в минкульт за листами :) Вот они обалдеют было 600 архов стало 2000000

Всё ещё не успокоились ? :) Да хватит уже унижаться перед . удаками. Копали,копаем и будем копать. Это они пусть идут лесом (со своим "законом")копать чудо-пень.

Гость

С чистого листа начинаем копать,и незачем нам открытые листы,мы не архи-мы КЛАДОИСКАТЕЛИ!


Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено ?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи ?

Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист ? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству ? или оставить их там же?

Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия ? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

5)Из закона:
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли ?

Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.






Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.


Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.


25.05.2017 направил следующее письмо:

4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги ? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
Объясните грань между поиском денег и археологических предметов ?

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

Читайте также: