Как сделать отчет по исследованию

Обновлено: 06.07.2024

Прежде всего структура заключительного отчета должна соответствовать особым требованиям заказчика. Если их нет, то можно рекомендовать при подготовке заключительного отчета разделить его на три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть включает начальный лист, титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.

Начальный лист, непосредственно предшествующий титульному листу и включающий только название отчета, не является обязательным и исполняется в случае существования специальных требований.

Титульный лист содержит: название документа, название организации/имя лица-заказчика, название организации/имя лица-исполнителя, из названия документа должны вытекать цель и направленность проведенного исследования.

Договор на проведение исследования не является обязательным. Основные позиции договора могут содержаться в меморандуме.

Основная цель меморандума заключается в ориентации читателя на изученную проблему и в создании положительного имиджа отчета. Меморандум имеет персональный и слегка неформальный стиль. В нем кратко говорится о характере исследования и об исполнителях, комментируются результаты исследования, делаются предложения о дальнейших исследованиях.

Основная часть отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчета и цели исследования, актуальность его проведения.

В методологическом разделе с необходимой степенью детальности описываются: кто или что явилось объектом исследования, используемые методы.

Главным разделом отчета является раздел, в котором излагаются результаты. Рекомендуется строить его содержание вокруг целей исследования. Зачастую логика данного раздела определяется структурой вопросника, поскольку вопросы в нем излагаются в определенной логической последовательности.

Выводы и рекомендации могут быть изложены как в одном, так и в отдельных разделах.

Выводы основываются на результатах проведенного исследования. Рекомендации представляют собой предположения относительно того, какие следует предпринять действия исходя из изложенных выводов. Осуществление рекомендаций может предполагать использование знаний, выходящих за рамки полученных результатов.

В заключительной части приводятся приложения, содержащие добавочную информацию, необходимые для более глубокого осмысления полученных результатов.

Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства предполагают представление найденных результатов и выводов руководству с учетом специфики области деятельности и характера принимаемых решений отдельных руководителей. Возможно несколько вариантов интерпретации полученных результатов, которые целесообразно обсудить.

Интерпретация и предоставление полученных данных не должны допускать возможности их различного трактования.

Описание, анализ и обработка результатов практического исследования

На нашем телеграм-канале много материалов посвящено написанию научных работ. В этой статье мы решили раскрыть тему формы представления практических результатов в курсовой работе.

Как мы уже знаем, курсовая работа должна содержать такой подраздел, как теоретические и практические результаты исследования. Давайте выясним, что это такое и как выполнять это задание.

Описание результатов работы (курсовой, практической и т.д.)

Описание результатов – это описание информации, полученной в процессе эмпирического исследования по разным методикам.

  • представление результатов практической работы в общем виде графиков, таблиц;
  • цитирование протоколов;
  • описание сложностей, которые возникали в ходе проведения исследования;
  • описание типичных проявлений исследуемого явления.

Например, в ходе написания курсовой на первом курсе обучения в математической обработке будет представлен подсчет средних значений и процентных соотношений.

Анализ результатов исследования

  • сравнение информации, полученной автором курсовой, с уже имеющимися в науке данными;
  • выявление психологических особенностей;
  • объяснение полученной информации с точки зрения современных научных психологических теорий из контекста цели исследования.

Не исключено, что в ходе анализа будет обнаружена противоречивая информация, полученная с помощью разных методов и методик. Например, если проводить опрос в ходе изучения агрессивности, будет видно, что его участники вовсе не агрессивны. Зато если проводить исследование методом наблюдения, тут агрессия начинает проявляется.

Задача автора исследования – как раз выявить такие противоречия и постараться их объяснить. Если вернуться к нашему примеру, ответ может крыться в том, что участники опроса могут не воспринимать себя агрессивными, но обладать таким поведением.

Оформление результатов практической и духовной деятельности

Научные и практические результаты исследования обычно представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм (столбиковых, линейных и секторных) и схем.

Они приводятся внутри текста непосредственно в работе, а не в приложении. Если для этого мало места, то их следует размещать на странице, следующей за текстом, в котором они впервые упоминаются.

В случае слишком большого размера или объема графического материала, его помещают в приложениии. Тогда в тексте работы, где упоминаются результат практической деятельности, обязательно следует сделать ссылку.

При оформлении практического анализа результатов производственной практики или курсовой следует создавать смысловое название – такое имя, которое будет ясно читателю без необходимости прочитывать сопроводительный текст. Также стоит помнить про сквозную нумерацию, при которой таблицы нумеруются по одному порядку, рисунки – по другому.

Оформление таблиц

Таблицы в практическом применении результатов исследования должны подчиняться следующим правилам:

  1. Таблицы должны быть компактными, наглядными, легко обозримыми. Лучше создать несколько маленьких таблиц, чем одну огромную.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. В названиях строк и граф избегают лишних слов, а также сокращений (по возможности).
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В таблицах всегда указывают единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки.
  6. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  7. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  8. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  9. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше.


Оформление рисунков

В отличие от таблиц, название рисунков помещают под ними. При этом всегда указываются единицы измерения и названия смысловых осей. Нужно приводить условные обозначения.


Если протоколы, рисунки, таблицы или другой графический материал сопровождается большим количеством текста, приводить все вместе следует в приложении. Так поступают с анкетами, рисунками испытуемых, изображениями эксперимента и пр.

Любая приведенная в таблицах, графиках, рисунках и других материалах информация должна быть описана в основном тексте. Ее нужно сопроводить анализом.

Будем безмерно рады, если вся эта информация вам пригодится, и вы создадите качественный проект с грамотным описанием и анализом результатов исследования. Если же ваше время слишком ограничено, лучше поручить работу опытным специалистам из сервиса студенческой помощи.

Отчёт по научно-исследовательской работе (НИР)

Источник данного контента:

Сазонов В.Ф. Базовая структура представления результатов научно-исследовательской работы студентов, рекомендуемая для курсовых и выпускных квалификационных работ экспериментального типа по естественно-научному направлению. // Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 15-3. С. 30-34.

Научно-исследовательская работа бывает очень интересна и увлекательна сама по себе. Она захватывает исследователя и доставляет ему множество эмоций: как положительных, так и отрицательных. Но приходит момент, когда требуется остановиться, оглянуться, подумать и подвести итоги. Ведь, если мы не будем подводить итоги, то они подведут нас! И самое главное - надо написать отчёт о проделанной работе и полученных результатах. Здесь речь идёт как о формальном отчёте, когда надо просто к положенному сроку сдать хотя бы что-нибудь, так и о реальном научном отчёте, который помогает лучше осмыслить те результаты, которые есть. Публикация статьи по результатам исследования - это тоже отчёт, причём публичный. Разумеется, нас более всего должно интересовать второе направление - осмысление собственной работы и предоставление всем, кого это заинтересует, результатов своего исследования.

И тут встаёт важный вопрос: как нам поделиться своими результатами с другими людьми таким образом, чтобы они нас поняли?

Ответ очевиден: требуется рассказать о своём исследовании так, чтобы всё было понятно, и чтобы привлечь наибольшее внимание к самым важным вещам.

Для этого в науке используется особая форма и особый порядок изложения того, что сделано, и того, что достигнуто. Это и есть отчёт по научно-исследовательской работе, написанный по специальным правилам. Такой отчёт имеет стандартную структуру, которая облегчает его чтение и понимание.

Разумеется, не всегда надо включать в свой реальный отчёт все приведённые нами пункты. Например, презентация будет покороче, статья подлиннее, курсовая или дипломная работа - ещё длиннее, диссертация - длиннее и полнее, а книга - и того длиннее и полнее. Но чтобы ничего не упустить, для анализа собственного исследования лучше воспользоваться предлагаемой нами полной структурой отчёта, из которой при желании всегда можно легко выкинуть всё лишнее.

Ещё раз обращаем внимание читателей на то, что мы даём универсальную внутреннюю структуру отчёта, которая подходит для множества самых разных конкретных форм представления результатов исследовательской деятельности.

Полная структура отчёта по научно-исследовательской работе

Введение

Введение - это маленькая глава, в которой сообщается об актуальности проблемы и формулируется цель работы. И это главное!

  1. Проблема.
  2. Актуальность исследования данной темы.
  3. Цель данного исследования.

Совершенно нормальным делом является то, что цель исследования переформулируется не один раз. Да и по-настоящему цель работы можно понять только тогда, когда результаты уже получены и осмыслены. Вот тогда исследователь и может уже ответить на важные вопросы: "А зачем я это всё сделал?" и "Что же я, в конце концов, узнал?" Этот ответ и будет являться целью проведённого исследования!

Подробное введение (для курсовых и выпускных квалификационных работ):

1. Проблема (что плохо, что не так, чего не хватает).
2. Возможные причины данной проблемы (хотя бы некоторые из них могут быть устранены именно Вашим исследованием).
3. Востребованность решения проблемы (а заодно и востребованномть вашей работы).
4. Актуальность работы (т. е. её своевременность, злободневность).
5. Новизна (это важный пункт, он помечается в общем тексте словом "впервые").
6. Цель (соответствует теме, названию работы и выводам).
7. Задачи (соответствуют выводам, это этапы достижения цели).
8. Объект исследования (широкое понятие, на ком или на чём Вы исследовали это явление).
9. Предмет исследования (узкое понятие, какое явление Вы исследовали).
10. Гипотеза научная (какое научное предположение проверяется).

11. Гипотезы статистические (нулевая Н0 и альтернативная Н1, что Вы предполагаете доказать или опровергнуть).

Обзор литературы по теме (работы предшественников)

Литературный обзор - это не просто перечисление чужих статей и пересказывание их содержания своими словами, но у него есть и своя цель: подвести читателя к тому, что будет сказано Вами потом.

Если работа затрагивает несколько направлений и разных тем (а так обычно и бывает), то приходится смотреть и анализировать публикации по всем этим темам и направлениям. Но чем более Вы сужаете тематику чужих публикаций, чем ближе подбираете их к своей конкретной теме, тем меньше обнаруживается работ у ваших предшественников. Счёт идёт уже на единицы или десятки авторов. Вот эту узкую тематику Вам следует изучить наиболее подробно и осветить в своём литературном обзоре. И тогда Вас уже можно считать специалистом в данной узкой области знания.

В целом обзор литературы подводит читателя к цели Вашего собственного исследования, которая исходит, в свою очередь, из актуальности, которую Вы написали во введении.

Методы исследования (описание исследования)

Метод исследования - это то, что есть в арсенале у самого исследователя. Он описывает именно тот метод, которым пользуется он. Другие и чужие методы описываются в обзоре литературы.

Также здесь описывается ход эксперимента. Описание должно быть таким, чтобы другие исследователи могли при желании повторить этот эксперимент и убедиться, что результаты у них получаются такие же, как и у Вас.

Результаты

1. Таблицы с первичными данными (не приводятся, как правило, но они должны быть у Вас в наличии).
2. Таблицы вторичные со статистической обработкой.
3. Словесное описание каждой таблицы. В описаниии обращается внимание читателя на то, что важно увидеть и понять в таблице. Помните, что без Ваших комментариев читатель может не заметить в таблице даже того, что Вам кажется совершенно очевидным, явным и понятным.
4. Диаграмма на основе таблицы. Диаграмма, в отличие от таблицы, даёт больше наглядности и облегчает восприятие всякого рода отличий.
5. Словесное описание диаграммы. В описании обращается внимание читателя на самое важное в диаграмме.
6. Обобщающие выводы после каждого описания ("Таким образом. ").
7. Повторение данного цикла с другими таблицами (если они есть).

Учтите, что во многих областях науки таблица считается самым худшим средством представления результатов! Её следует довести до диаграммы, а ещё лучше - до графика. Но если в работе нет хотя бы таблицы - то её вообще не стоит называть научной работой! Лучшее же для научной работы - это график, потому что он отражает течение процесса, динамику изменений. А вот если работа выходит на уровень теоретического обобщения, то в результате может появиться даже эмпирическая формула. Формула отражает математическую зависимость между параметрами, найденными в исследовании. Но формула не является обязательным требованием для представления результатов исследования. Не обязательно открывать новый закон природы, достаточно бывает всего лишь сопоставить что-то с чем-то и предположить зависимость определённого характера между этими показателями. Это будет важным выводом из Вашего исследования.

Это означает, что в свободной форме исследователь выдвигает гипотезы, вступает в полемику с кем-то, спорит или, наоборот, соглашается. Именно в разделе обсуждения результатов можно реализовать свою фантазию, свои сомнения или предположения. Но именно из-за этого обсуждение результатов обычно не включают в серьёзную научную статью и в официальный отчёт. А вот в диссертацию - можно.


Рекомендации (в практику, возможное практическое применение)

За счёт практических рекомендаций научная работа и научный отчёт приобретают особую значимость, весомость и завершённость. Они кажутся полезными для всего общества или даже человечества в целом. Иногда дело доходит даже до рассчёта экономического эффекта, который, по счастью, можно будет реально проверить уже после принятия Вашего отчёта.

Заключение (краткое пересказывание выводов, данных в результатах)

Это короткая глава, в которой перечисляются все основные результаты работы. Чем меньше количество пунктов в перечне результатов - тем лучше! Это характерно для толковых исследовательских работ, имеющих конкретные научные достижения.

Выводы (краткая выжимка смысла результатов)

Выводы - это то, что следует из заключения. Они должны соответствовать теме, цели и задачам исследования, которые были выдвинуты Вами в начале отчёта.

Литература (список информационных источников, оформленный по библиографическому стандарту)

В списке желательно указывать солидные источники, заслуживающие доверия, новые источники за последние 5 лет, работы сторонников и противников Ваших идей, а также Ваши предыдущие работы по данной теме. Не забывайте приводить в своём списке электронные информационные источники (сайты) - это очень современно.

Аннотация (выжимка основных положений работы).

Аннотация - это выраженный в произвольной форме весь смысл исследования, данный в очень коротком объёме. Постарайтесь уложиться в 13 строк. Можно вставить туда что-то очень интересное, полученное в исследовании, то, что может заинтересовать широкий круг читателей. Кстати, не всегда аннотацию пишет сам автор, её может написать любой человек, который сумел понять смысл данного исследования.

Ключевые слова:

Обычно это не более 10 слов, по которым Вашу работу чтатели могут найти в Интернете. Проверьте, по этим же Вашим ключевым словам должны обнаруживаться сходные с Вашим исследованием работы по похожим темам.

УДК

Это универсальный десятичный классификатор, который помогает разложить различные исследования по определённым направлениям и определённым темам. Он используется в библиотечном деле и выглядит как набор цифр с разделителями в виде точек. От Вас требуется найти для Вашего отчёта подходящее место в одном или сразу нескольких разделах УДК. В этих же разделах должны располагаться работы, сходные с Вашей, и работы со сходной тематикой.

Сазонов В.Ф. Базовая структура представления результатов научно-исследовательской работы студентов, рекомендуемая для курсовых и выпускных квалификационных работ экспериментального типа по естественно-научному направлению. // Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 15-3. С. 30-34.

Представление отчета о качественном исследовании

Длительная работа по преподаванию качественной методологии показывает, что начинающие исследователи, даже наиболее продвинутые и знающие как провести социологическое исследование, как правило, не всегда могут отразить на бумаге результаты своих исследований и связать свои научные выводы с результатами других исследователей. Кроме того, социологическая наука развивается, и в ней появляются новые тенденции в написании отчетов. Так, например, если ранее в российской социологической практике социологам приходилось сталкиваться в основном с количественными исследованиями и писать по окончании исследования отчеты в количественной парадигме, то в настоящее время в различных сферах социологического знания все чаще и чаще стали применяться качественные методы. Поэтому начинающие исследователи, как правило, не знакомы с тем, как оформлять результаты качественного исследования в письменном виде.
Целью данного раздела является ввести начинающих исследователей в мир написания отчетов, основанных на полученных в кейс стади материалах особого рода. Мы постараемся показать, как продвигается исследователь от технической стороны - транскрибирования интервью и анализа данных к написанию непосредственно отчета.
Отметим, что работа по суммированию ценных мыслей начинается уже на этапе сбора материала. Именно поэтому, те идеи, которые приходят в голову исследователя на этапах сбора и обработки материала, необходимо записывать в полевой журнал (дневник).
Как показывает работа с исследовательскими материалами, наибольшая часть важных мыслей приходит на этапе транскри¬бирования материала, когда исследователь заново читает или перечитывает интервью. Кроме того, данные из уже распечатанных интервью аккумулируются, и с их помощью строятся определенные типологии. Поэтому на первом этапе написания отчета исследователь пытается изложить именно те мысли и идеи, которые пришли к нему на предыдущих этапах.
Однако неверным было бы полагать, что аналитическая работа заканчивается написанием отчета, а само написание отчета - это суммирование результатов предыдущих этапов. На самом деле, при написании отчета суммируются прежние находки, а аналитическая работа ума предполагает продвижение исследователя и к новым интересным выводам и заключениям. Поэтому написание аналитического отчета - это этап и значительного продвижения исследователя в аналитическом плане.

Структура отчета
Как правило, отчет строится по определенному плану. Существуют различные точки зрения по поводу логики построения таких отчетов. Ниже мы приводим наиболее распространенную схему:
1. Введение.
2. Методология.
3. Анализ результатов. Ввод в дискуссионные поля.
4. Рефлексия по поводу того, что было сделано исследователем.
5. Заключение.
6. Библиографические ссылки.

А теперь остановимся более подробно на написании каждого пункта отчета. Как правило, он начинается с введения, в котором отражается та область, которую исследователь постарался изучить. Здесь же составитель отчета подробно описывает тот иссле¬довательский вопрос, который он задал себе на первом этапе исследования. В зависимости от тактики исследователя, введение может быть написано двумя путями:
1. Если исследователь заранее знал о существовании литературы по изучаемому вопросу и тщательно ее изучил, однако существует недостаток знаний внутри уже довольно изученной области, то он старается показать то, что было известно в социологической литературе и исследовательской практике до него, и какой вклад он привносит своим исследованием. Таким образом, данные, которые будут представлены позже в отчете, должны соотноситься с той литературой, которая уже существует, и показывать те результаты исследования, которые расширяют круг знания по уже изученному вопросу.
2. Если исследователь, проведя определенный анализ социологической литературы, как отечественной, так и зарубежной, убедился в том, что практически не существует литературы по интересующей его теме, то в таком случае все находки и результаты исследования трудно будет соотнести с литературой, поскольку таковой нет. Тогда исследователь может сделать достаточно короткое введение, указав на отсутствие существенной проработки данного вопроса и на пограничные области в теоретическом анализе, с которыми соприкасаются данные его исследования, и затем плавно переходить к методологии и результатам исследования. Возможно, что в таком случае исследовательские данные будут способствовать приращению знания на теоретическом уровне.

Методология. При описании методологии исследования, вы должны представить достаточно информации о том, как вы провели исследование. Постарайтесь представить его логику от самой первой стадии до последней. Постарайтесь отразить то, как менялся исследовательский вопрос на протяжении вашего исследования, как вы отбирали своих респондентов, сколько человек, в конечном счете, вы опросили. Вы также можете представить гид или опросник, который вы использовали, в качестве приложения.

Анализ результатов, дискуссия. Это - наиболее важная часть исследовательского отчета. Убедительность ваших выкладок будет, по всей видимости, зависеть от того уровня обобщений, которые вы выбрали. Как правило, в отчете вы стараетесь представить те типологии, которые вы открыли с помощью вашего исследования. Или же исследователь может представить свою теорию, которая объясняет ответы респондентов. Возможно, что вы своим исследованием подтверждаете теории других авторов, на которые можно сослаться. И наконец, если вами были получены уникальные материалы, то показать в чем состоит специфика полученных вами данных по сравнению с данными других исследователей.
В данном разделе отчета вы стараетесь представить целый перечень тем, которые, на ваш взгляд, проливают новый свет на предмет вашего исследования и отвечают наиболее полным образом на исследовательский вопрос. Иногда у вас отчет соотносится с темами, которые были обозначены в вашем исследовательском гиде-вопроснике. Таким образом, вы стараетесь суммировать информацию, полученную от респондентов по той или иной теме. Вы обращаете внимание на сходство во взглядах респондентов и стараетесь объяснить с помощью уже существующих теорий их различия, если они есть. Если же вы не знаете таких теорий, то исследователю самому приходится разрабатывать собственные объяснения.
При работе с текстами интервью вы уже постарались провести категоризацию определенных явлений, выстроить определенные типологии. Именно на этапе написания отчета исследователь идет дальше и пытается развить те категории, которые появились у него на этапе транскрибирования интервью. Он пытается перейти на более высокий уровень абстракции, поскольку должен обобщить высказывания всех опрошенных по тому или иному вопросу, а так¬же дать объяснение сходств и различий, данных в интервью. Таким образом, на этом этапе исследователь может привлекать теоретические конструкции для объяснения явлений, выявленных на этапе сбора и первичного анализа данных.
Кроме того, при написании отчета он также должен постараться проследить динамику определенных явлений.
Таким образом, анализ результатов - наиболее существенная часть отчета, составленная по результатам вашего исследования. В этом разделе вы представляете свои аргументы, ваши выводы, которые подтверждаются словами ваших респондентов. В отчетах хорошего уровня присутствуют взгляды респондентов наряду с аналитической интерпретацией того, что было ими сказано. При написании этой части отчета вы неоднократно будете читать и перечитывать отрывки из интервью с респондентами для того, чтобы читатель мог понять, каким образом встраиваются их слова в ваши обобщения.

Рефлексия. В качественных исследованиях огромную роль играет позиция самого исследователя, имеющиеся у него предрассудки. Они оказывают воздействие на формируемые им теории. Поэтому в этой части, как правило, делается акцент на том, как траектория становления исследователя, его взгляды могли повлиять на выводы. Отслеживаются другие факторы, которые могли повлиять на его взаимодействие с респондентами.
Таким образом, в конце вашего отчета было бы полезно остановиться на том, какие факторы повлияли на ваше исследование на каждой его стадии. Как ваш пол, ваше происхождение, ваш возраст могли повлиять на результаты вашего исследования?

Возможно, что в результате этой рефлексии вам захочется переписать какие-то части вашего исследования.

Заключение. В заключении исследователь должен представить в лаконичной форме основные результаты исследования. Возможно, что это будет определенным повторением того, что было уже сказано. Однако это должно быть выражено в очень краткой форме, в качестве перечисления. Исследователь, таким образом, суммирует те выводы и заключения, к которым он пришел за период работы над проектом.
Список использованной литературы. После представленного заключения следует список используемой литературы или ссылки на литературу, которая соотносится с материалами исследования.

Специфика написания отчета в зависимости от его типа
Исследовательские отчеты бывают разных видов. Одни из них предназначены непосредственно для научной общественности, другие - для клиентов. Способ, с помощью которого исследователи представляют данные исследований, влияет на доверие читателя к результатам и в целом на отношение к исследованию.

Каждый вид отчета имеет свою специфику. Остановимся более подробно на специфике написания отчетов в части анализа результатов, дискуссии:
1. Исследовательский (научный) отчет. В этом отчете возможно присутствие специальной социологической терминологии. В отчете могут быть использованы усложненные формулировки, которые, однако, должны быть понятны профессионалам. В научном отчете должна прослеживаться логика мысли исследователя от зарождения идеи до конечного результата. Отдельное место в научном отчете отводится методологии проведения исследования, а в специальном разделе достаточно подробным образом описы¬ваются все методы, с помощью которого был осуществлен сбор материала, возможно краткое изложение основных компонентов программы, включая задачи и гипотезы исследования. В некоторых отчетах возможно приложение инструментария (образцов анкет и интервью). Делается это порой для того, чтобы существовала возможность сравнимости данных, собранных данным исследовательским коллективом с данными других исследований.
Кроме того, в научном отчете возможно перечисление всех находок исследования, в том числе и тех, которые не всегда целесообразно включать в отчет для клиента. Таким образом, научный отчет, представляет собой наиболее полный и объективный исследовательский результат, что говорит о валидности исследование.
2. Отчет для заказчика. Этот отчет, как правило, создается таким образом, чтобы быть понятным клиенту - неспециалисту в области социологии. Поэтому отчет для заказчика не должен быть перегружен специальной терминологией. Результаты исследования, затрагивающие особо щепетильные вопросы, некоторые сферы, которые могут быть неадекватно расценены заказчиком, в особых случаях не включаются в отчет (если заранее не оговаривалось между заказчиками и социологами о предоставлении полной и исчерпывающей информации об объекте, включая негативную).

Написание научной статьи. В главных чертах статья строится по тем же принципам, что и исследовательский отчет. Однако хочется обратить внимание на то, что для статьи необходимо более глубокое знание литературы, посвященной исследуемому вопросу, как отечественной, так и зарубежной. Необходимы ссылки на тех исследователей, которые работают в сходных проблемных полях, а также указание на то, какие вопросы являются неразработанными. Кроме того, если в отчете вы в основном опираетесь на данные только вашего исследования, то для обобщений, делаемых в статье, необходимы ссылки на уже проведенные похожие исследования.
Таким образом, мы должны констатировать, что написание статьи - это наиболее серьезный шаг по сравнению с отчетом и требует более глубокой и серьезной работы по встраиванию материалов вашего исследования в общий контекст изучаемой темы и привлечения материалов других исследований.

Частые ошибки начинающих исследователей
Как правило, ошибки начинающих исследователей связаны с тем, что у них нет опыта написания подобных отчетов.
Ошибки обобщения. По-видимому, они связаны во многом со стилем преподавания в российских вузах, когда от студента требуется большая широта обобщения, как правило, на макроуровне. В связи с этим студенты, имея в своих руках данные о конкретной фирме, конкретных процессах, тут же пытаются перейти на наиболее высокий уровень обобщения - говорить обо всех фирмах, о том, что свойственно всей российской системе. Таким образом, выводы кажутся не совсем убедительными и притянутыми за уши.
Самой распространенной ошибкой, на наш взгляд, является подмена этнографичности аналитичностью. Включая в свой отчет высокий уровень обобщения, социолог оставляет за кадром ту самую этнографичность, или непосредственное описание тех процессов, которые он наблюдал. Материалы интервью, наблю¬дений, бесед с людьми, подтверждающие аналитические выводы, остаются за кадром. Именно поэтому отчет выглядит неубедительным, поскольку есть только взгляды самого исследователя и остаются за кадром взгляды тех, кого он/она изучал. Именно поэтому одна из наших рекомендаций состоит в том, чтобы сбалансировать аналитическую часть с этнографической. Т.е. организовать отчет таким образом, чтобы в нем в равной степени были представлены как мысли и выводы самого исследователя, так и голоса тех, кого исследовали.
Разделение анализа и данных интервью. Некоторые студенты пишут отчет в такой манере, что в первой части дают результаты своих обобщений, а во второй части, в приложении - все интервью, которые они взяли. В такой форме отчет выглядит незаконченным и, кроме того, если он в такой форме будет представлен заказчику, то это несомненным образом будет влиять на негативное представление заказчика об уровне исследования. Как правило, клиенту не нравится додумывать за исследователя о том, какие процессы стоят за данными. Он желает прочитать полный отчет с убедительной аргументацией. Отчет же в таком разделенном виде выглядит неоконченным и ни в коей мере не может считаться убедительным.
Скупое изложение материала. Как правило, студенты стараются минимизировать свои усилия, и, даже проведя интересное исследование, в силу недостатка времени или других причин, представляют материалы исследования очень бедно. Бывает так, что на устной презентации исследовательского кейса присутствует богатство материала, разнообразие различных гипотез и желание это все описать. Тем не менее, на стадии написания отчета все задуманные планы не реализовываются, и отчет получается в усе¬ченном и очень скомканном виде. Особенно это характерно для студенческих кейсов, когда нет никакого заказчика. По сути же главным заказчиком в таком случае выступает преподаватель. Здесь необходимо отметить, что невозможно сразу научиться писать хорошие аналитические отчеты. Это - трудный путь. Именно поэтому студентам рекомендуется подходить серьезно уже к описанию своих первых мини-кейсов. Поскольку опыт, полученный при написании небольших кейсов, может быть полезным при написании дальнейших аналитических отчетов, нужно учиться писать, и именно на таких маленьких случаях можно и нужно оттачивать свои способности.

Как написать отчет по лабораторной работе

Отчет по лабораторной работе описывает проведенный эксперимент, автор приводит расчеты и результаты, делает выводы. Оценивается такой отчет не только по содержанию, но и по оформлению. Особое внимание уделяется иллюстрациям, таблицам, формулам.

Структура отчета

В некоторых учебных заведениях могут порекомендовать структуру лабораторной работы отличную от общепринятой. Но в большинстве отчетов используется нижеприведенный вариант.

Титульный лист

Пример титульного листа по лабораторной работе

Титульник не нумеруется, но участвует в общей нумерации — это первая страница в работе, но при распечатке цифра 1 на листе не ставится.

Титульник не нумеруется, но участвует в общей нумерации при распечатке цифра 1 на листе не ставится

Введение

Сразу после титульного листа начинается вводный раздел. Считается, что отчет по лабораторной работе имеет недостаточно большой объем для того, чтобы в нем требовалось оглавление. Поэтому в большинстве вузов его не требуют. Во введении автор обозначает цель и перечисляет решаемые в соответствии с ней задачи.

Приводится информация об объекте и предмете исследования, то есть изучаемой научной области и рассматриваемой в ней проблеме. Введение должно погрузить читателя отчета в суть работы.

Пример введения в отчете по лабораторной работе

Без предварительной вводной части лабораторная работа выглядит как абстрактный эксперимент

Без предварительной вводной части лабораторная работа выглядит как абстрактный эксперимент

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Теоретическая часть

Теоретическая часть зависит от дисциплины. В химии требуется описание используемых реактивов и схемы реакций, в физике необходимы формулы. Также тут приводятся теоремы, законы, фрагменты программного кода. Требуемые сведения излагаются в сжатом виде, тезисно.

Пример теоретической части в отчете по лабораторной работе

Поскольку студент выписывает сведения самостоятельно, сделав выборку из литературных источников, ссылаться на них не требуется

Поскольку студент выписывает сведения самостоятельно, сделав выборку из литературных источников, ссылаться на них не требуется

Практическая часть

После основных теоретических сведений, которые нужны для понимания темы лабораторной работы, начинается описание эксперимента. Здесь требуется перечислить следующее:

  • приборы, техническое оснащение, используемые материалы;
  • метод эксперимента (как правило, он приводится в методичке);
  • ход лабораторной работы, которую выполнял студент.

Практическая часть составляется так, чтобы читатель мог по ней понять, что автор самостоятельно выполнял все действия и воспроизвести его действия.

В конце практической части обычно составляется таблица, в которой наглядно отображены все полученные результаты (и иногда — начальные условия). Если в лабораторной работе требовались промежуточные результаты, то они тоже фиксируются в таблицах.

Пример практической части в отчете по лабораторной работе

Когда в отчете необходима определенная чистота эксперимента, то данные с сильными отклонениями не вносятся

Когда в отчете необходима определенная чистота эксперимента, то данные с сильными отклонениями не вносятся

Заключение

В заключительной части автор подытоживает выполненные задачи, кратко перечисляет полученные данные, на их основе делает собственные выводы.

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

Пример заключения для отчета по лабораторной работе

В некоторых вузах достаточно привести результаты эксперимента без выводов

В некоторых вузах достаточно привести результаты эксперимента без выводов

Требования к оформлению

Отчет по лабораторной работе оформляется в соответствии с требованиями вуза или кафедры. При оформлении рекомендуем ориентироваться на методичку, а не на работы прошлых лет, потому что стандарты и неочевидные мелочи могут меняться со временем (например, название министерства образования РФ, название вашего вуза, ФИО преподавателя).

Рамка отчета по лабораторной работе

Некоторые учебные заведения (в основном технические) требуют оформлять отчет по лабораторной работе на страницах с рамкой. Ее параметры зависят от конкретного вуза или кафедры, поэтому их нужно брать из методички к лабораторной работе.

Пример отчета по лабораторной на листах с рамкой

Иллюстрации

Все графические элементы подписываются и нумеруются арабскими цифрами. Сначала идет текст, в котором ссылаются на иллюстрацию, затем сразу размещается изображение. Все картинки приводятся к одному размеру (если они небольшие, то можно объединять их по несколько в ряд, обозначая как 6а, 7в и т.п.).

Пример оформления иллюстрации

Если изображение по размеру больше А4, его выносят в приложение

Если изображение по размеру больше формата А4, его выносят в приложение

Формулы

Если в тексте идет ссылка на формулу, то она размещается сразу после соответствующего двоеточия. Формулы в отчетах по лабораторной работе форматируются по стандартным правилам для научных текстов:

Нужна помощь в написании работы?

Внимание! Если сомневаешься, что получиться написать хорошую курсовую, реферат или диплом, то доверь это профессионалам. Сроки от 1 дня, цены от 500 рублей.

  1. Формулы располагаются в отдельной строке и нумеруются сквозной нумерацией или внутри раздела, номер подписывают в круглых скобках.
  2. Формула располагается после текста, в котором на нее ссылаются.
  3. Если большую формулу нужно перенести, это делается на знаке действия или равенства.

Пример оформления формул

В печатном тексте не допускает написание формул от руки

В печатном тексте не допускает написание формул от руки

Советы по составлению отчета

  1. До начала лабораторной работы ознакомьтесь с форматом отчета для вашей кафедры и напишите краткий план будущего отчета. Так вы не упустите важные промежуточные данные или сведения о ходе эксперимента, которые могут понадобиться.
  2. Если во время эксперимента потребуется записать очень много данных, вносите их сразу в таблицу такого формата, который будет нужен в отчете. В результате у вас будет уже напечатана часть данных. Это удобнее, чем набирать потом эту информацию с черновика.
  3. Расспросите старшекурсников о том, какие программы удобны для расчетов по этой лабораторной работе. Иногда в методочке рекомендуется устаревшее ПО или вовсе нет советов на эту тему.

Примеры отчетов

Выводы

Отчет о лабораторной работе содержит информацию о проведенном исследовании, необходимые для него теоретические факты, полученные данные и выводы.

При оценке учитывается не только содержание, но и оформление. Требования к последнему могут отличаться в разных вузах, поэтому рекомендуем ознакомиться не только со стандартными шаблонами отчетов, но и с архивными отчетами конкретной кафедры.

Читайте также: