Как сделать оср

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

ВложениеРазмер
oprosnik_sayt.docx 19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
  5. Вам определенно не везет в жизни.
  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
  12. Вы считаете себя обреченным человеком.
  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА (ОСР)

Проблема диагностики суицидального риска – вероятности совершения человеком попытки к самоубийству – выходит за пределы задач медицинской психологии и психиатрии, и в наше время общего повышенного уровня психической напряженности, становится весьма актуальной во всех социальных институтах.

Цель измерения суицидального риска – в своевременном выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийств и, при необходимости, направления пациента в специализированные центры оказания профессиональной медико-психологической помощи. Как и в случае диагностики острых психических заболеваний, диагностика суицидального риска предпринимается для того, чтобы вовремя определить уровень курабельности личности обычными, немедицинскими средствами психологической помощи.

В предлагаемом опроснике, по сравнению с другими одношкальными методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и другие), содержится попытка качественной квалификации симптоматики – выявление индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека.

В результате было отобрано 29 пунктов, обладавших значимым коэффициентом четырех клеточной корреляции между ответами на пункты и попаданием в группу суицидентов. В настоящее время проводится работа по расширению выборки стандартизации тестовых норм.

Текст опросника.

Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.

Вас часто одолевают мрачные мысли.

Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.

Вам определенно не везет в жизни.

Работать Вам стало труднее, чем раньше.

Большинство людей довольны своей жизнью больше, чем Вы.

Вы считаете, что смерть является искуплением.

Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.

Вы считаете себя обреченным человеком.

Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.

У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.

Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество

В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.

Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.

Вы считаете, что всегда нужно вовремя ставить точку.

В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.

Когда Вас обижают, Вы стремитесь, во что бы то ни стало, доказать обидчику. Что он поступил несправедливо.

Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.

Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.

Иногда Вам кажется, что Вы сделали что-то скверное или даже хуже.

Будущее представляется Вам довольно беспросветным.

Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.

Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.

Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили Вы.

Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.

Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Интерпретация результатов

Демонстративность (Д).

Аффективность (А).

При условии 4 – 6 баллов: Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте (6 баллов) аффективная блокада интеллекта.

Уникальность (У).

4. Несостоятельность (Н).

Социальный пессимизм (СП).

Слом культурных барьеров (КБ).

Максимализм (М).

При условии 2 баллов: Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей, значимость малейшей потери с одновременной минимизацией ценностей значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

Временная перспектива (ВП).

При условии 4 – 6 баллов: Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальной среде неудач и поражений в будущем.

Антисуицидальный фактор (АФ).

При условии 2 баллов: Даже при высокой выраженности всех остальных факторов, есть факторы, которые снижают глобальный суицидальный риск:

- Глубокое понимание чувства ответственности за близких

- Представление о греховности самоубийства

- Не эстетичности самоубийства

- Боязнь боли и физических страданий.

В определенном смысле это показатели наличия уровня предпосылок для психокоррекционной работы. Применение указанной методики в практической работе требует адаптации к выборке, которая проводится стандартным порядком.

ОСР. Решение систем линейных уравнений различными способами.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Знания и умения по математике способствуют развитию логического мышления, критичности мышления обучающихся на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования. В карточке собран материал от простого к сложному: от заполнить пропуски до самостоятельного решения систем уравнений разными методами.

ОСР. Решение систем линейных уравнений различными способами..docx

ОСР. Решение систем линейных уравнений различными способами. 1) Опорный конспект. Матричный метод решения. Запишем заданную систему в матричном виде:АХ=В, где А – основная матрица коэффициентов системы; Х – матрица­столбец неизвестных; В – матрица­столбец свободных членов. Если матрица неизвестную матрицу обратную матрицу, поэтому умножив последнее равенство на матрицу невырождена(detА=0), то тогда с помощью операций над матрицами выразим . Операция деления на множестве матриц заменена умножением на слева: Поэтому, чтобы найти неизвестную матрицу умножить ее справа на вектор­столбец свободных коэффициентов. Метод Крамера (теорема Крамера) — способ решения квадратных СЛАУ с ненулевым определителем основной матрицы. Теорема Крамера. Если определитель матрицы квадратной системы не равен нулю, то система совместна и имеет единственное решение, которое находится по формулам Крамера: надо найти обратную матрицу к матрице системы и где ­ определитель матрицы системы, где ­ определитель матрицы системы, вместо ­го столбца стоит столбец правых частей. Метод Гаусса. Метод Гаусса ­ Метод последовательного исключения неизвестных. Метод Гаусса включает в себя прямой (приведение расширенной матрицы к ступенчатому виду, то есть получение нулей под главной диагональю) и обратный (получение нулей над главной диагональю расширенной матрицы) ходы. Прямой ход и называется методом Гаусса, обратный ­ методом Гаусса­Жордана, который отличается от первого только последовательностью исключения переменных. Пример 1.Решить систему линейных уравнений матричным методом         х 1 4 х 1  х 1 2  2 х 2 х 2 х 2    3 x 3 2 x 3 x 5 3  8  15  24 Решение: Найдем определитель матрицы А 1 4 1 3 2 1 2 52   A       1 4 1       ; 3 2 1 2 52   21 90 00 3 14 8  0 891 72 Следовательно, матрица А имеет обратную матрицу. Обратная матрица А­1 определяется по формуле A  1 1       A 11 A 12 A 13 A 21 A 22 A 23 A 31 A 32 A 33      где Аij – алгебраические дополнения элементов а ij данной матрицы А. Найдем алгебраические дополнения для элементов матрицы: А 11  )1(  11 1 2 52    45 ;9 А 12  )1(  21    24 51  2 12 51  10(2  )1 ;18 А 13  )1(  31    4 1 1 2   ;918 А 21  )1(  12 2 3 52    10(  )6 ;16 А 22  )1(  22 1 3   51  35 ;8 А 23  )1(  32 1   1 2 2   )22( ;0 А 31  )1(  13 32  21  ;134 А 32  )1(  23 1 3 24   ;  2(  )12  14 А 33  )1(  33 . 1 2 14    81 9 Обратная матрица имеет вид 1A  1 72 9 18 9       16 8 0  1 14 9               1 8 1 4 1 8  2 9 1 9 0  1 72 7 36 1 8         Необходимо сделать проверку: А­1А=Е. 1 AA  1 72 9 18 9       16 8 0  1 14 9             1 4 1 3 2 1 2 52        1 72      c 11 c c 21 31 , где      c 13 c c 23 33 c 12 c c 22 32 с11=91+(–16)(–4)+1(–1)=72; c12=92+(–16)1+1(–2)=0; c13=93+(–16)2+15=0; с21=181+8(–4)+(–14)(–1)=0;c22=182+81+(–14)(–2)=72; c23=183+82+(–14)5=0; с31=91+0(–4)+9(–1)=0; c32=92+01+9(–2)=0; c33=93+02+95=72. Т.е. . AA  1 1 72 72 0 0      0 72 0 0 0 72            001 010 100       E Найдем теперь решение системы Х=А­1В X  1 72 9 18 9       16 8 0  1 14 9             8 15 24       1 72   (89 24 15 1 )16   1588 )14 18 24 (  15089 9 24            1 72       144  72 288             2  1 4       13 Проверка:      ,8 43 1 22         4 2 42 15 , 1           2 45 .24 1 2       2 12 ,8 2     15 8 8 , 1  22 20 .24       8 15 24  ,8  15 ,  .24      Решение найдено верно. Ответ: х1= –2, х2= –1, х3= 4. Пример 2. Решить систему матричным способом.  x 3 1  x x 2 1  x x 4 2 1 Решение: Решим систему линейных уравнений матричным методом. Обозначим  2,   8,  1.  x 2  3  x 3 x 3 x 3 A       3 1 4 1 1 1  1  3   1    , X , B       x x x 1 2 3             2 8 1      . Тогда данную систему можно записать в виде: АХ=В.      A 3 1 4 1 1 1  111)3(314)1(1)3(141111)1(3    13  1 3 1 12  194 2 Т.к. матрица невырожденная (Δ= – 2), то X = A­1B.  3 1  ,231 3 1 )1( )1(   А 12   11  А 11  1(1 )12  ,13 А 13  )1(  31 1  4  1 1  ,541  1 1 11  11 1  1  А 21  )1(  12 А 31  )1(  13  21 1  4 13  14  ,001 А 22  )1(  22  43 ,1 А 23  )1(  32 13  14  ,1)43(1 1 3   13 ,2 А 32  )1(  23 3  1 1 3   )19(1  ,10 А 33  )1(  33 3  1 1  1  13  ,4 Тогда A­1 =  1 2        2 13 5  0 1 1 .  2 10  4      Получим X = A­1B =  1 2        2 13 5  0 1 1  2 10  4            2 8 1       1 2         204  26 8   48 10 10       1 2        2 8 2        1   4   1       . Ответ: х1 = –1, х2 = 4, х3 = 1. Пример 2. Решить систему по формулам Крамера.     3 х 1 3 х 1 2 х Решение: Решим систему по формулам Крамера.  2 х 2  4 х  х 2 1    х 4 3 2 х 3  х  ,21  ,9 .10 3 2 D  3 3 2  2 4  1 4 2 1     1 11 2 0 0  1 6 6 1    )1()1(  , значит, система имеет  23   1 11 6 6   6(1 )66  0 60  единственное решение. 1 49 10 2 4  1 21 9 10 4 2 1     D 1 0 0  1 6 6 1    )1()1(   23 1  49 6 6   6(1  294 )  ,300 х 1 D 1 D    300 60  ;5 D 2  D 3  3 3 2 3 3 2 21 9 10  2 4  1 4 2 1   11  1 2 61  11 10 0 0  1  )1()1(   33 11   1 61  11  (1 121  )61  ,60 х 2 D 2 D  60 60   ;1 21 9 10   1 11 2 0 0  1 1 49 10  )1()1(   23   1 11 1 49  (1 49  )11  ,60 х 3 D 3 D    60 60  ;1 Ответ: x1 = 5, x2 = ­1, x3 = 1. Пример 3. Исследовать систему и решить ее методом Гаусса, если она совместна         3 2 x x 2 1   x x 2 3 2 1   4 x x 2 1 2   x 4 x x 3 1 2 5 x 3 x 4   3 x x 4 3   x 3 5 4  3  9 x 4 22 (*) Решение: Дана неоднородная линейная система из 4­х уравнений с 4­мя неизвестными (m=n=4). 1) Определим, совместна или нет система (*). Вычисляем для этого ранги расширенной и основной матриц системы: Rg(A,B) и RgA. (    BA ,    ) 3 2 1 1   2 3 2  1 ~       1 0 0 0  2  1 0 0  2 9 31 16      5 1 0 4 31  5 3 4 3 9  22        ~       1 2 1 3    1 3 2 2   4 1 0 5 9 5 4 1  22  3  3 3       ~       1 0 0 0  1  1 3 1  4 9 4 7 9 13 13 26    22 47 25 63          ~ 9 13 52 39 22 47 166 110          ~       1 0 0 0  2  1 0 0  2 9  1 16 9  13 26 39  22 47 54 110         ~       1 0 0 0  2  1 0 0  2 9  1 0 9  13 26 377  22 47 54 754        ( BA ) , (привели матрицу (A,B) к матрице (A¢,B¢), имеющую ступенчатую форму). Итак, Rg(A, B) = Rg(A¢, B¢) = 4, RgA= RgA¢ = 4 RgA= Rg(A,B) = 4. Следовательно система (*) совместна. Т.к. Rg A= n (n = 4)  система имеет единственное решение. Найдем все решения системы (*). Для этого перейдем к следующей эквивалентной системе. ,где все неизвестные ­ базисные.  x 4  ,22 ,47        x 1  x 2  x 3 377 x 2   x 4 9 x 4 ,54   x 4 3  13 x 9 3  26 x 4  ,754 (**) Решая систему (**), как систему из 4­х уравнений с 4­мя неизвестными, найдем x1, x2, x3, x4. Из – 54 = =52 последнего уравнения имеем x4 = 2. Тогда из третьего уравнения найдем x3 = 26х4 −¿ 13x4 + 47 = −¿ 18 – 26 + 47= −¿ 54= −¿ 2.Из второго уравнения найдем x2 = 9х3 −¿ 44 + 47 = 3. Из первого уравнения находим х1 = x2 + 4x3 Проверка. Подставим найденные значения неизвестных во все уравнения системы (*). −¿ 9x4 + 22 = 3 −¿ 8 – 18 + 22 = −¿ 1. 3,=2+2)– 3,– 3( 1)– 2– 9– 6+1– 1–   (5– 32–  =10 2– 3,– =8–  22=18 8+3–         решение найдено верно.   3, 3  3– 3,–  3,– 3–  22 22        Ответ: х1 = −¿ 1, х2 = 3, х3 = −¿ 2, х4 = 2. 2)Задание: А) Решить систему матричным способом. 1.      х 1 х 1 х 1 2 3    2 3 2 х х х 2 2 2    3 4 5 х 3 х х 3 3    ,6 ,16 .12 2.      х х 2 х 1  х 1  3 2 х 2   х 3 2 3 2 2  ,7 ,0 3  х  х 3  .2 3.      2 х 1 х 2 1  х 1  3  х х х 2   ,4 2  х ,1  .11 3 х 3 3 2 4.      3 х 1 2 х 1  х 1  5  2 х х х 2 2 2    3 х х 3 4 х 3  ,7  ,4  .11 5.      7. 7  5 х 1  х 1  х х 1 х х 2 2   2  2 2 х х х 3 3  ,18 3  ,3  .2 6.       3 х 11 х 1  х 5 х 2 1  х х 1 2 2 ,2 ,0  х 3 5 х х 2  3    .2 3      2 х 1 х 1  х 2  ,2  3 х х 3 2  ,0 х 3  х х 3 2 .2 8.      х 1 х 1 х 1  2 х  х 2  х 2 2    2 х х 2 х 3 3 3  ,3  ,0  .1 9.      3 х 1 х 2 1 5 х 1  х 2  3 х 2  х 2  5 х 3  4 х 3  х 3 3    ,6 ,4 .4 10.      2 х 1 х 1 5 х 1 3  х 2  3 х 2  2 х   3 ,4 х   х ,2 3  х .5 3 2 11.      13. 1 1 2 х х 3 х 4 1  3 х  х 4  х 5 2 2 2  3   ,7 ,4 .7 12.      2 х 1 х 7 1 7 х 1 2  4 х  х 3 2  9 х 2    3 9 х х 6 3 9 х 3    ,28 ,1 .5 х    4 х 3 2 х 3      х 1 3 х 1 2 х  2 х 2  5 х 2  7 х 1 2  ,4   ,1   .8 х 3 3 х х 3 3 14.      3 х 1 2 х 1 х 2 1  х 2 2  3 х 2   х 2  ,5 х 3  х ,1  х 3 .11 3 3 15.         х 2 х х 2 2  х 2 3  2 х  х 4 3 3    ,1 ,4 .2 16.      2 х 1 5 х 1 3 х 1  2 х  х 2  х 2 3   4 ,31 х   х 2 ,29  х .10 3 3 х 1 2 х х 4 1 1 17.      4 2 5 х 1 х 1 х 1    3 5 6 х 2 х 2 х 2    2 3 5 х 3 х 3 х 3    ,9 ,4 .3 18.      2 х 1 х 1 х 1    4 2 3 3 2 х х х 2 2    х 3 2 х х 4 3 3  ,4  ,11  .11 19.       2 2 х 1 3 х 1  х 1  х х  х 2  2 ,5  2  х  4 х 3 ,0 .15 3 20.        ,7 x 8 х 5 х 1 2 3    3 x ,1 х 2 х 3 2 1    2 x .9 3 х 2 х 3 2 1 В) Решить систему по формулам Крамера.      х 1 х 1 х 1 2 3    2 3 2 х х х 2 2 2    3 4 5 х 3 х х 3 3    ,6 ,16 .12 2.      2 х 1 5 х 1 3 х 1  2 х 2  х 2  х 2   ,34 4 x 3   x 2 ,29 3  x .10 3 4. 6. 8.                2 х 1 х 1 х 1 2 х х 4 1 1  х 2     ,2  3 х х 3 2  ,0 х 3  х х 2 3 .2 х 2 х х 2 2  х 2 3  2 х  х 4 3 3    ,1 ,4 .2 2 2 х 1 х 1 х 1    4 2 3 3 х х х 2 2    х 3 2 х х 4 3 3  ,4  ,11  .11 10. 12. 14.                 х 1  х 1 2 х 1 5  2 х 2 х х 2 2      х 3 х х 3 ,7 ,0 .2 3 х 2 1 2 х 1  х 1   4 х 2 х х 3 2 2    4 х 3 3 х х 5 3 3  ,20  ,3  .8 4 х 1 х 3 1 2 х 1    3 х х 2 4 х 2 2 2 3 3    2 х х 4 5 х 3  ,1  ,8  .11 1. 3. 5. 7.      3 х 1 2 х х 2 1  2 х  3 1  х 3   3 ,11 x  x ,1  x 3 .11 2 х 2  3 3 2      2 х 1 х 1 5 х 1 3  х 2  3 х 2  2 х   3 ,4 х   х ,2 3  х .5 3 2       2 2 х 1 3 х 1  х 1  х х  х 2  2 ,5  2  х  х 4 3 ,0 .15 3 9.      11. 13. 2  х 2 х 1  х х 2 1  х 3 х 1 2 3   ,1  ,6  .4 х х 3 х 3      3 х 1 х 5 1 4 х 1    3 х 2 х 6 5 х 2 2    2 4 2 х 3 х 3 х 3    ,2 ,3 .1 2      2  х 1  х 1 3 х 1 х х 2   х ,2 3   6 х 3  .8 2 х 2 ,1 С) Решить систему методом Гаусса. 1. 3.        х 1 2 х 1  х 1  х 1  2 х 2  х 2  х 2  х 2   ,8 х 3   х ,5 3  х 2 ,1 3   х .10 3 3 х 4 х 4 х 4 х 4         х 2 х 1 2  3 х 3 х 2 1  3 х х 2 1  х х 3 2 1    ,2 2 х х 3 4 3    3 2 ,4 х х 3 4    х 2 ,4 х 4 3   х .7 3 х 4 3 5.        3 4 x x 1 1 2 x х 1  1  3  5  x x x  x 3 5 2    х 2 2 2 x 3 x x x  4  x 4 3 x x 5 3    3 3 5  ,1 х  х ,0 2 5   х 4   х 7 5 5 4 4 ,2 .3 2.         х 1 3 х 1 5 х 1 х 7 1 3     х 2 5 х 2 х 7 х 2 2  5   3  х 3 7 х х х  7 ,12 х 4  х ,0 3   х 3 ,4   х 5 .16 4 3 4 4 3 4.        2 х 1 5    х 1  х 1 х 2 1  х 4 2 х 2 3 х 2  х 3 7   ,16 х 3 6 ,15 х 4  2 ,9 х 4   6 х 3 х 4   х 4 .32 6.         х 1  2 x 1  3 x 4 1  4 x 7 1 2 х 2 x 2 x 2 x 2     3 x 3 5 x 3 7 x 3  x ,1 x 4 3   x ,2 2 4   2 x ,4 4   5 x .7 4 7.      2 х 1 3 х 1   х 1  2 11 x 2 x 2 x 2   8 x 3  3 x 3 x 12 3    2 x 4 x 7 4 34 x 4  ,0   ,0   .0 x 5 2 x 5 5 x 5 8.      7 2  х 1  х 1  х 1 2 x 2 3 x 2 x 5 2  x 3  x 3  2 x 3  2 x 4  x 4  x 4  x 2 5  x 5  5 x 5  ,0  ,0 .0 9.      12 х 1 24 х 1  х 1  x 2 x 2 2  x 2  7 x 3  14 x 3   x 3   x x 11 5 4   22 2 x x 4 5  x .0 x 5 4 ,0  ,0 10.       х 1  2 х 1  х 1 2 x 2 x 2 3 x 2  x 3  3 x 3  x 3  4 x 4  x 4  6 x 4  ,0 x 5   5 ,0 x 5  x .0 5 2 х 1 3 11.         х 1  4  х 1  3 3 х 2 х 2 х 2  х х 2 3  х 6 3  3 х 3  х 9 3  5 х 4  х 7 4  х 4  2 х 4   ,6  2 х 1 ,8 ,16 .4 12. х 3 1 х  1        5  х х 2 1 ,16 ,10 2 х х 2   3  3  3 х 2 х 2  х х 3  3 3   6 х 4 4 х х х    ,7 4  .5 4 13.        2 1 3 х x 4 5 x   2 х  x 3 1  x 4 1  x х 2 2 1 2  6 x 3   2 9 x   х 3 12 3   3 x 3 3 15.        3 x 4 3 х 1  1 x x 1 1  2 x 3  x  2 х 2 2 x 3  6 2   0 2   6 3  6 x x х х 3 3 3 2 17. 19.           х 1 х 1 х 1    2 x 2 x 2 2 x 2 2  3 x 3  7 x 3  11 x 3    2 x 4 x 4 4 6 x 4  ,0  ,0  .0 x 5 x 5 x 5 3  х 1 х 3 1  2   2 x 4 x 2 3   2 x 2 x 2 3   x 16 x 2 3 2 x x 4 5  x 6 x 5 4  x 4   ,0  х 1 3 ,0 .0 14. 16. 18. 20.                         2 х 2 х  2 х 2  4 х х 10 1 х 1  1 2 3 x 3  5 x  x 7 4  4   x x 4 2 x 3 3 4  7  2  11 3 x х 1 2 3 х 1  1 2 x  5  х x 5  1 6 x x 2 4  6 x  x 12 3  6 x 2   2 х 2 3  х 12 1  3 2 18 5 4 х х 6 1 4 х 1 2  3 x 2  2 x 2  x х 2 1  2 x 3  x 3  x 3  3 x 4  x 2 4  x 4  4 x 5  x 3 5  x 5  ,0  ,0 .0   x х 2 1   х 2 x 1 2  2 х x 1 2 x 3 3   x 3 2 2  x 3  x ,0 x 5 4  x x ,0 5 4   .0 3 x 4 21. х 1        4 ,7  х 1 4 2  2 х 2  х 2 3  х х 1 2  х х 1 2   х 3 х 3 4   2 х ,5 4  х ,3 3  х .1 3 22.        2 3 х 1 х 1 3 х 1  х 1  3  х 2  2 х 2 х 2  х 2  5 х 3  х 2 3  х 2 3  х 7 3  х ,1 4   5 х ,2 4  ,10 3 х 4   х 2 .1 4

Острые стрессовые реакции (ОСР) – это реакции организма на экстремальное событие.

У человека пережившего экстремальную ситуацию, могут проявляться следующие реакции:

  • бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу – психиатру);
  • плач;
  • истерика;
  • нервная дрожь;
  • страх;
  • двигательное возбуждение;
  • агрессия;
  • ступор;
  • апатия.

Признаки ОСР

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и на психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое за­болевание.

Признаки острых стрессовых расстройств:

  • ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.
  • пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).
  • человек уже плачет или готов разрыдаться;
  • подрагивают губы;
  • наблюдается ощущение подавленности;
  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.
  • сохраняется сознание;
  • чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
  • речь эмоционально насыщенная, быстрая;
  • крики, рыдания.
  • дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время;
  • возникает сильное дрожание всего тела или от­дельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);
  • реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов).
  • напряжение мышц (особенно лицевых);
  • сильное сердцебиение;
  • учащенное поверхностное дыхание;
  • сниженный контроль собственного поведения;
  • панический страх, ужас может побудить к бег­ству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он де­лает и что происходит вокруг;
  • резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;
  • ненормально громкая речь или повышенная ре­чевая активность (человек говорит без останов­ки, иногда абсолютно бессмысленно);
  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • словесное оскорбление, брань;
  • мышечное напряжение;
  • повышение кровяного давления.

Помните! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за сниженного контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Работа с пострадавшими с ОСР

  1. Бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу – психиатру).
  • Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.
  • До прибытия специалистов следите за тем, что­бы пострадавший не навредил себе и окружаю­щим. Уберите от него предметы, представляю­щие потенциальную опасность.
  • Переведите пострадавшего в уединенное мес­то, не оставляйте его одного.
  • Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.

Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Каждый человек хоть раз в

жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, про­плакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаиваю­щим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Помните! Ваша задача – выслушать.

Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим. Двигательное возбуждение обычно длит­ся недолго и может смениться нервной дро­жью, плачем, а также агрессивным поведением.

Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогу­ляться, сходить выпить чая или кофе, помочь ок­ружающим, нуждающимся в помощи).

Если была своевременно оказана психологическая помощь, негативные реак­ции ослабевают. Возможно также самоугасание этих реакций. Их проявление в первый месяц после трагического события является нормой.

Но если они сохраняются далее или впервые появляются только через полгода, можно констатировать наличие пост­травматического стрессового расстрой­ства (ПТСР).

Случаи, когда обращение к профессионалам (психотерапевтам, психологам) необходимо:

Читайте также: