Как сделать ореховые чернила

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Тут у нас в одной теме разговор о чернилах зашел, и подумалось мне: а в самом деле - как?

Гугл мне в помощь, разумеется.

Для приготовления обыкновенных канцелярских или школьных чернил посредством настаивания или вытяжки на холодной воде берут:

  • 3 части чернильных орешков,
  • 2 части железного купороса,
  • 2 части гуммиарабика,
  • 60 частей воды.

Орешек толкут в порошок и, всыпав в стеклянную бутыль, обливают водой. В другом сосуде растворяют железный купорос и гуммиарабик месте порознь. Настой орешка должен стоять несколько дней, пока вода не извлечет из него все дубильное вещество, между тем как купорос и гуммиарабик вполне растворяются в течение нескольких часов. Оба раствора сливают вместе, хорошо перемешивают и, дав простоять день или два, осторожно сливают, чтобы отделить жидкость от осадка.

Ализариновые чернила.

Название этих чернил совершенно неправильно, так как ализарин не входит в их состав. Ализариновые чернила готовятся из вытяжки чернильных орешков, причем в состав их входит уксусная кислота. В обыкновенных чернилах красильное вещество находится в мельчайших частицах, плавающих в жидкости. В ализариновых же чернилах от присутствия в них значительной дозы кислоты и клея образования осадка не происходит. Уксусная кислота, входящая в состав чернил, растворяет и поддерживает в растворенном виде красильное вещество, поэтому в ализариновых чернилах осадка не бывает совсем или почти не бывает. Впрочем, они имеют маленький недостаток, состоящий в том, что быстро высыхают, вследствие чего образуют на пере густую массу и перо приходится протирать тряпочкой.

Для приготовления конторских ализариновых чернил берут:

  • 10 частей чернильного орешка, 6 частей железного купороса,
  • 1 часть гуммиарабика,
  • 100 частей уксуса,
  • 20 частей раствора индиго-кармина.

Толченый орешек настаивают в уксусе в продолжение 4-6 дней. Купорос и гуммиарабик растворяют отдельно в уксусе, причем необходимо их один раз прокипятить. После того как жидкости будут слиты вместе и процежены, добавляют раствор индиго-кармина. Последнего не следует добавлять сразу большое количество, а понемногу и при каждом добавлении взбалтывать раствор.

Анилиновые краски, получившие такое широкое распространение в современной технике красильного искусства, послужили также материалом для приготовления чернил. Чернильные орешки, кампешевое дерево, железный купорос и т.д., употреблявшиеся раньше для приготовления чернил, отступили теперь на задний план. Для получения анилиновых чернил берется известный анилиновый пигмент и растворяется в воде. Раствор этот не должен быть концентрированным, ибо тогда чернила будут быстро высыхать и непрочно держаться на бумаге. При правильной концентрации анилиновые чернила отличаются постоянством, легко стекают с пера, не разъедают стальных перьев, не так быстро густеют и не покрываются плесенью.

Черные чернила.

Растворяют 1 часть растворенного в воде нигрозина или черной Reform-schwarz в 10 частях горячей воды. В полученный раствор доливают раствор из 2 частей гуммиарабика, разведенного в 10 частях холодной воды.

Красные чернила.

Для их приготовления берут 2 части фуксина или эозина и растворяют в 90 частях горячей воды. По охлаждении добавляют 2 части гуммиарабика, разведенного в 10 частях холодной воды.

Синие чернила.

Для приготовления их берут 5 частей резорцина, заливают 30 частями холодной воды, а через 2 часа добавляют 640 частей горячей воды, в которой растворено 20 частей сахара и 1 часть кристаллической щавелевой кислоты. Все вместе хорошо взбалтывают, оставляют стоять несколько дней и процеживают.

Фиолетовые чернила.

Для их приготовления берут 10 частей метилфиолета, заливают 30 частями холодной воды, оставляют на 3-4 часа и добавляют 950 частей горячей воды, 10 частей сахара в порошке и 2 части кристаллической щавелевой кислоты. В течение 2-3 дней смесь взбалтывают и затем процеживают.

Зеленые чернила.

Для их получения берут 1 часть растворимой в воде зеленой анилиновой краски и растворяют ее в 100-200 частях кипящей воды. Для получения более густого зеленого цвета можно добавить немного пикриновой кислоты.

Гектографические чернила представляют собой густой раствор анилиновой краски, посредством которой можно получить, при помощи гектографа, массу отпечатков. Главную роль здесь играет глицерин, препятствующий быстрому высыханию чернил.

Чернила: как сделать самому

Увлекательным и очень полезным занятием может стать изготовление собственных чернил! А зачем, спросите вы, их делать, ведь у каждого дома и так полным полно шариковых ручек и карандашей? Конечно, чернилами сегодня никого не удивишь, но вы только представьте, сколько эмоций доставит их создание вашему ребёнку!

По мнению археологов, самые первые чернила появились в Древнем Египте. Именно там при раскопках были найдены их древнейшие рецепты приготовления. По найденному описанию, учёным удалось выяснить, что для изготовления чернил египтяне использовали камедь – густой и клейкий сок, который выделяется у вишни или акации и золу, которая оставалась после сжигания папируса или его корней. К слову, учёным также удалось выяснить, что около двух с половиной тысяч лет назад такие же чернила использовали в Китае.

Уже в III веке до нашей эры греки и римляне использовали несколько видов чернил и даже изготавливали красные! Они предназначались для особых случаев и считались в те далёкие времена священными. Писать красными чернилами имел право только император. Не правда ли, теперь кажется не случайным тот факт, что в учебных заведениях именно красной ручкой могут писать только преподаватели! Это, конечно же, шутка и была она просто в качестве маленького отступления, но теперь давайте снова вернёмся в третье тысячелетие до нашей эры и узнаем, из чего тогда делали чернила. Для этого люди использовали плодовые косточки, сажу, древесный уголь и виноградную лозу. Чернила, которые были найдены при раскопках одного древнеримского города, состояли из сажи, которая была разведена в масле.

Чуть позже появились чернила, изготовленные на основе отвара кожуры от зелёных каштанов или грецких орехов , затем из орехов, которые покрывают листья дуба – галлов. Эти орехи представляют из себя своеобразные наросты, которые образуются на дубовых ветках и листочках. В этих галлах развиваются личинки насекомых орехотворок. Для того, чтобы чернила не смывались, использовали закрепитель – опять ту же камедь, которую применяли ещё древние египтяне. Удивительно, но сохранившиеся до сегодняшнего дня рукописи, которые были сделаны галловыми чернилами, до сих пор не утратили своей яркости и чёткости! К слову, в наше время некоторые художники-графики пользуются такими чернилами для создания своих уникальных работ и изготавливают их конечно же самостоятельно.

Что ж, попробуем и мы приготовить чернила. Тем более, на галловых чернилах их древняя история заканчивается и начинается современная. Уже в XIX веке стали изготавливать чернила ализариновые, потом натуральный краситель (корень Марены) в них заменили синтетическим, а следующим шагом стали полностью синтетические современные анилиновые чернила. Сделать такие в домашних условиях невозможно. Поэтому мы рассмотрим простые рецепты и приготовим чернила из доступных ингредиентов.

angarsk73 (Елена)

Когда орех падает, то кожура трескается. Так вот эта кожура просто сказочная. Посмотрите, как красиво она окрасила шелк (маргелан, понже, плотную шелк. наволочку) и кудри (машам, коза, овечкин начес). Я собрала кожуру, залила водой, поварила минут десять, оставила остывать, потом профильтровала раствор, убрала шкурки, добавила еще в воду в кастрюлю, уксус и довела до 80 градусов, выключила и оставила остывать до утра. А утром получила золотистые оттенки.

САМОЕ ГЛАВНОЕ. Собирать кожуру и работать с ней только в перчатках. Окрашивает руки моментально. И к сожалению, не в золотистый, а черный цвет.


Вместе с тем, как в моду снова вошла каллиграфия, все большее количество людей стало интересоваться железо-галловыми чернилами — их историей, свойствами, старинными рецептами. С помощью этих чернил каллиграфы достигают прекрасной волосяной линией, краска хорошо стекает с пера, а инструмент мягко скользит по бумаге. Работать такими чернилами — одно удовольствие!

Давайте вместе окунемся в историю и разберем эти чернила на все составляющие. От английского, Iron Gall Ink — галловые чернила, железистые, железо-галловые чернила. Своей историей они уже насчитывают не один век.



Рисунок Леонардо Да Винчи, выполненный железо-галловыми чернилами

История

В истории письма, железо-галловые чернила были наиболее значимыми материалами для написания текстов. Самые ранние документы, написанные этими чернилами на папирусе, датируются первыми веками нашей эры.

Так как эти чернила не смывались и были недороги в приготовлении (а их составляющие были доступными), их активно использовали, начиная со средних веков вплоть до XX века. Большое количество важных манускриптов, официальных бумаг, нотных записей было создано с помощью этих чернил. Также ими рисовали художники, полюбив их бархатный богатый оттенок.

Чернильными орешками (галлами) называют наросты округлой формы на листьях дуба. Такие шарики образовываются в результате того, что вредитель откладывает в лист личинку, а дерево, в свою очередь, спасая листву, окружает ее наростом. Их часто можно увидеть поздней осенью, когда с деревьев опадают листья. В старину их собирали, тщательно просушивали, мололи в пыль и затем варили и настаивали отвар. После чего в жидкость добавляли оставшиеся ингредиенты и закупоривали в стеклянные баночки.



Документ XIX века, отписанный железо-галловыми чернилами

Свойства

Написанное железо-галловыми чернилами сложно смыть. Но это свойство превратилось в большой недостаток для документов, которые было необходимо сохранить. Дело в том, что железо-галловые чернила очень едкие (это свойство называется коррозией), и со временем разрушают материал, на который они нанесены (пергамен, папирус или бумага).

Скорость разрушения зависит от состава чернил, характеристик материала и условий его хранения. До сих пор специалисты в области сохранения письменных памятников ищут наилучшие способы остановить процесс разъедания. От железо-галловых чернил так же страдают инструменты для письма. Логично, что, когда в начале XX века стали производить чернила с синтетическим менее агрессивным составом, железо-галловые вышли из широкого употребления.

Железо-галловые чернила высокого качества обладают светостойкостью. Веками их ценили за насыщенный цвет. В зависимости от производителя, цвет чернил на бумаге был от бархатного темно-синего до черного. Однако, известно, что по прошествии долгого времени цвет чернил меняется. Это видно по образцам, сделанным много лет назад. Чаще всего цвет таких чернил меняется на коричневый.

Бережное обращение и контроль влажности воздуха (не более 60%) помогут дольше сохранить работы, выполненные железо-галловыми чернилами.


Зеленый, мелко измельченный сульфат железа


Состав

За сотни лет использования железо-галловых чернил было создано великое множество рецептов их приготовления. Конечно же, не все были задокументированы, и поэтому не дошли до нас.

Железо-галловые чернила изготавливаются из четырех основных ингредиентов:

  1. Танин;
  2. Сульфат железа;
  3. Гуммиарабик;
  4. Вода.

В разных рецептах присутствуют дополнительные вещества, призванные усилить или изменить цвет чернил, увеличить их срок годности или придать им устойчивость к холоду. Однако и без этих добавок, у вас получатся неплохие чернила.

Дубильная (таниновая) кислота и сульфат железа дают цветной раствор в воде. Но настоящими чернилами этот раствор становится после добавления водорастворимого связующего – гуммиарабика.

Дубильная кислота содержится в галлах, коре, листьях, корнях и плодах различных растений. Наибольшая ее концентрация находится в галлах (наросты на листьях и ветках деревьев, образовавшиеся из-за атак паразитов). Галлы собирают с дубов и фисташковых деревьев. Они могут быть разной формы – большие, гладкие и круглые или маленькие. Это зависит от места их произрастания. Также можно извлечь дубильную кислоту из коры дуба, каштана, рябины, вишни, гранатовой корки, но в гораздо меньшей пропорции.

Дубильная кислота содержится также в гранатах, конском каштане, болиголове и коре сосны. Однако танины из этих материалов отличаются. Приготовленные из них чернила будут менее стойкими, с зеленоватым оттенком.

Существует три метода извлечения танина из галлов. Для быстрых рецептов галлы раздавливаются или перетираются в порошок и смешиваются с водой. В другом рецепте галлы варят несколько часов. Самый долгий процесс приготовления подразумевает ферментацию галлов с помощью плесени. В первом варианте извлечения танина получается галлотановая кислота. А с помощью последнего варианта можно получить чернила самого глубокого черного цвета. Плесень переваривает галлотановую кислоту и раствор превращается в галловую кислоту, которая дает более черный цвет по сравнению с коричневатым цветом от галлотановой кислоты.

Сульфат железа (железный купорос) в различных рецептах может называться просто купоросом или медным купоросом. В ранних рецептах железный и медный купоросы были взаимозаменяемы, часто потому, что их добывали вместе. Когда поставщики химикатов стали продавать железный купорос, в некоторых рецептах стали писать, что надо его варить в медной посуде. Однако по современным данным медный купорос не играет важной роли для цвета чернил, а наоборот, даже может мешать образованию черного пигмента.

Если вы не можете приобрести сульфат железа (выглядит как зеленый порошок или гранулы), то можно получить его в менее чистой форме. Для этого нужно растворить гвозди или железки в слабой кислоте. Однако, не стоит за это браться без специальных знаний о возможных угрозах для здоровья.

Большинство чернил делается на базе воды. Конечно, чистота воды разнится. Именно поэтому в старых рецептах предлагалось использовать дождевую воду. Сейчас вода из-под крана может содержать посторонние вещества, поэтому лучше всего найти дистиллированную.

В рецептах также встречается использование вина, пива или уксуса. Скорее всего это тоже было обусловлено отсутствием чистой воды. Еще одна возможная причина – глицерин из алкоголя увеличивает извлечение танина. Алкоголь также способствует лучшему впитыванию чернил в бумагу.

Если вы собрались произвести собственные чернила, стоит попробовать разные материалы. Результат, скорее всего будет слегка отличаться.

Гуммиарабик — это затвердевший сок (смола), получаемый из акациевого дерева. Сок течет из дерева, образуя шарики, достигающие размеров грецкого ореха. Гуммиарабик похож на янтарь. Его цвет варьируется от бледно-желтого до золотисто-оранжевого. Он растворим в воде. В чернилах гуммиарабик работает в качестве связующего агента для нерастворимых частиц пигмента. Без него они осели бы на дно. Он также меняет вязкость, а соответственно влияет на стекание чернил с пишущего инструмента. Гуммиарабик удерживает чернила на поверхности бумаги на несколько секунд до впитывания, давая больший блеск и более глубокий цвет. Именно благодаря ему тонкая линия получается четкой. Его начали использовать для производства чернил очень давно. Он уже встречается в рецептах V века. Реже в качестве связующего использовали яичный белок.

В рецептах железо-галловых чернил можно встретить разные красители. Это связано с тем, что чернила не сразу окрашиваются в темный цвет при нанесении на бумагу. Им нужно немного побыть на воздухе. Чтобы избежать этой замедленной реакции производители чернил часто добавляли краситель индиго или красящее вещество кампешевого дерева. Позже, в конце XIX века эти красители были заменены синтетическими анилиновыми.

Читайте также: