Как сделать опыты со снегом в первом классе как это все записать

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность:

Все дети любят зиму, зимние забавы.

Исследовательская и поисковая деятельность помогает в удовлетворении потребностей:

  • расширять кругозор;
  • развивать продуктивные формы общения.

В процессе экспериментирования результат уточняется и наглядно виден всем детям.

Всякий опыт — это активный процесс, система определенных действий, при помощи которых ребенок получает ответы на стоящие перед ним вопросы (в частности: лепится — не лепится).

Цель:

  1. Продолжать формировать у детей представления о свойствах снега.
  2. Формировать исследовательский и познавательный интерес чрез экспериментирование со снегом.
  3. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
  4. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
  5. Учить детей анализировать, делать выводы.
  6. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.
  7. Учить детей грамотно формулировать свой ответ.
  8. Развивать игровой замысел.
  9. Обучать детей отвечать на поставленные вопросы.
  10. Развивать творческую фантазию и воображение.
  11. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать формировать представления детей о снеге, его свойствах и качествах.
  2. Продолжать учит грамотно формулировать свой ответ.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности.
  2. Развивать мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов, обогащать и активизировать словарь детей.
  3. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
  2. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес к зимним явлениям неживой природы, эстетические чувства.
  3. Вызывать радость от открытий, полученных из опытов.

Формы организации занятия: совместная деятельность.

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование-опыт со снегом, просмотр презентации).

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в группу становятся в круг.

Придумано кем-то мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро,
Доброе утро!
Солнцу и птицам,
— Доброе утро
Улыбчивым лицам!

Ребята, давайте пожелаем доброе утро, улыбнемся всем нашим гостям.

Создание мотивации

Воспитатель: Ой, ребята, к нам на почту пришло письмо! Хотите узнать что там. Давайте прочитаем, что же в нем?

Воспитатель: Ребята, какое интересное письмо! Хотите помочь Инопланетяше? А как мы можем ему помочь узнать, что такое снег?

Дети: можем написать письмо, нарисовать, сделать снег, снять видео, рассказать о снеге, пригласить его в гости и т. д.

Воспитатель: Самое правильное было бы пригласить Инопланетяшу в гости. Но как вы думаете, он к вам сможет прилететь?… Нет, конечно, так как планета Меркурий находится очень далеко. Тогда может мы сможем снять для него видео, в котором расскажем ему о снеге. Согласны?

Дети: Конечно, поможем.

Воспитатель: Давайте с вами расскажем Инопланетяше о снеге. Начнем с помощью загадок. Отгадайте ребята, загадку слушайте внимательно:

Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный как лягушка,
А согреешь-ручеек. (снег)

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)

Я зимой смотрю в оконце:
Там мороз и светит солнце.
Небосвод высокий, синий,
На деревьях белый…(иней)

Снег — это много, много снежинок. Снег можно увидеть только там, где бывают сильные морозы. Он покрывает землю белым блестящим ковром.

А снежинка – это тоненькая льдинка, в ней много воздуха, поэтому она очень легкая и медленно падает.

Как образуются снежинки?

Из морей и океанов постоянно образуется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда-летом и зимой-очень холодно. Там, на высоте, пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Потом кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Миллионы снежинок образуют снежную тучу. Ветер уносит тучу далеко от того места, где испарилась вода из океана, где в воздухе родились снежные звездочки.

Снежинки умеют летать, кружится, падать, таять. А когда много падает снега с неба, это называется снегопад. А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это называется вьюга, метель.

По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает.

Лучи света отражаются от снежинки и рассеиваются, поэтому снег белый. Снежинки в солнечный морозный день красиво блестят. Это лучи солнца отражаются от них и дают такой блеск.

Почему снег хрустит?

Когда мы идем в морозный день по снегу, он хрустит. Оказывается, тонкие твердые снежинки трутся друг об друга или ломаются пол тяжестью наших ног, а ломается их очень много, поэтому звук становится громким.

Снег приносит большую пользу растениям. Он укрывает собой землю, согревая ее. Под снегом не вымерзает трава. Мелкие зверюшки согреваются в своих норках.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, какая снежинка?
Дети: легкая, пушистая, мягкая, искристая, белая, красивая, серебристая, блестящая, сверкающие, крупные, крохотные, холодные, легкие и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько вы много знаете.

Вам понравились снежинки, давайте рассмотрим их, сколько у них лучей? Молодцы, правильно, шесть лучей, посмотрите, у нас еще есть снежинки давайте и их рассмотрим, посчитаем лучики. ( Дети рассматривают снежинки, у всех 6 лучей.)

Когда и почему снег становится липким? Когда на улице холодно, то снег состоит из отдельных снежинок. Свободных друг от друга. А когда становится теплее на улице. Снег подтаивает, и снежинки начинают слипаться между собой, поэтому мы можем скатать из снега снежные комочки.

Воспитатель: А у нас получится?
Дети: конечно, можно попробовать.

Воспитатель: Для этого нам понадобится 100 гр. картофельного крахмала, 100 мл. глицерина. Все тщательно перемешать и добавить по желанию блестки- это придаст блеск нашему снегу.

Воспитатель: Какой же снег у нас получился?
Дети: холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий, и т. д.

(Все детки пробуют слепить снеговика.)

Воспитатель: Какие мы молодцы! У нас все получилось! Вам понравилось занятие и наш опыт?

Дети: Очень понравилось.

Воспитатель:

  1. Что мы сегодня делали?
  2. А что вам больше всего понравилось?
  3. А что было самое сложное?
  4. Что бы вы хотели узнать еще?

Все большое спасибо, вы молодцы.

Что такое снег? Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ноч

№ слайда 2

Что такое снег? Почему идет дождь? Почему светит солнце? Почему день сменяет ночь? Откуда берется снег? Меня заинтересовал вопрос, что же такое снег?

Что такое снег? Предмет исследования: снег.Цель исследования: физические свойств

№ слайда 3

Что такое снег? Предмет исследования: снег.Цель исследования: физические свойства снега.В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: Узнать, что такое снег и как он образуется;Изучить свойства снега;Изучить значение снега в природе и жизни человека;Рассмотреть формы снежинок и узнать об их исследователях;Разузнать интересные факты про снег; Найти приметы, стихи и другие произведения о снеге.

Результаты анкетирования

№ слайда 4

Что такое снег и как он образуется Снег образуется, когда мельчайшие капли воды

№ слайда 5

Что такое снег и как он образуется Снег образуется, когда мельчайшие капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают.Появляющиеся при этом мелкие кристаллы льда, падают вниз и растут в результате попадания на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы . На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.

Опыт №1 Я выложил снег на зеленую бумагу, потрогал сначала пальчиком, внимательн

№ слайда 6

Опыт №1 Я выложил снег на зеленую бумагу, потрогал сначала пальчиком, внимательно рассмотрел, понюхал, затем перемешал палочкой и сделал выводы, что снег: Холодный Белого цвета Непрозрачный Без запаха Рыхлый

Опыт №2 Вывод: Снег на улице смешивается с частичками грязи и земли и поэтому хо

№ слайда 7

Опыт №2 Вывод: Снег на улице смешивается с частичками грязи и земли и поэтому хоть и выглядит белым, на самом деле он грязный.

Опыт №3 Я положил снег в стакан, измерил его уровень и оставил в своей комнате.

№ слайда 8

Опыт №3 Я положил снег в стакан, измерил его уровень и оставил в своей комнате. Через 1 час я увидел, что снег растаял, превратился в воду и ее в стакане очень мало.Выводы: В тепле снег быстро тает и превращается в обычную холодную воду.

Опыт №4 Я намочил полотенце и вывесил его на балкон. На улице был мороз, поэтому

№ слайда 9

Опыт №4 Я намочил полотенце и вывесил его на балкон. На улице был мороз, поэтому на следующий день полотенце замерзло и стало смешным - твердым как доска. Еще через день полотенце высохло и стало мягким, как обычно, только пахло свежестью и морозом.Вывод: При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется.

Опыт №5 Вывод: Когда снег ложится на землю, он словно мягкое теплое одеяло согре

№ слайда 10

Опыт №5 Вывод: Когда снег ложится на землю, он словно мягкое теплое одеяло согревает растения от морозов и не пропускает от земли тепло, тем самым сохраняет растения от вымерзания. Если зимой снега мало или его нет совсем, земля промерзает очень глубоко и растения могут погибнуть.

Значение снега Значение снега в природе и жизни человека настолько велико, что п

№ слайда 11

Значение снега Значение снега в природе и жизни человека настолько велико, что перечисление различных применений снега и льда в нашей жизни заняло бы много времени. Среди прочих я бы выделил главные необходимые, на мой взгляд, значения снега в природе, во-первых, снег - как источник влаги и, во-вторых, как своеобразная шуба, защищающая от морозов корни трав и растений, а также живые организмы в почве.

Формы снежинок Мне удалось разглядеть форму некоторых снежинок под микроскопом:

№ слайда 12

Формы снежинок Мне удалось разглядеть форму некоторых снежинок под микроскопом:

Этот волшебный снег В процессе изучения снега и его свойств, я понял, что снег п

№ слайда 13

Этот волшебный снег В процессе изучения снега и его свойств, я понял, что снег просто волшебный, он одной снежинкой может повиснуть на травинке, может удивительно украсить мое окно, а может хитро улыбнуться!

Спасибо за внимание!

№ слайда 14

Чем заняться с детьми зимой на прогулке

Строить, рисовать, создавать, изучать — всем этим можно заняться на свежем воздухе с пользой для здоровья. Мы собрали самые интересные идеи зимних игр, опытов и развлечений для детей разного возраста. Надеемся, что с ними у вас всегда будет чем заняться на улице зимой с ребёнком.

Что дети с удовольствием делают зимой

Зимой можно просто гулять по лесу или парку, слушая звуки птиц и зверей. Отвечать на вопросы детей об особенностях этого времени года: почему так холодно, как получается снег и лёд, чем отличаются ёлки от других деревьев. Рассматривать свои следы на снегу, следы от шишек, палочек, камней и ягод, птиц и животных.

Также детям будут полезны активности:

  • покататься на коньках или лыжах;
  • или с горки на санках и ватрушках;
  • поиграть в снежки, салки, классики, снежный футбол, гольф или хоккей;
  • устроить пингвиньи гонки: взрослый бежит походкой пингвина от старта до финиша, а ребёнок повторяет.

Ниже ещё идеи занятий, которые заинтересуют детей зимой на улице.

Игры со снегом на прогулке

Мини снеговички

Мини-снеговики. Сделайте снеговиков из очень маленьких снежков. Это могут быть традиционные снеговички из трёх комков или гусеница. Более старшим детям предложите создать сюжеты в миниатюре.

Картины на снегу для детей

Картины на снегу. Для рисования используйте ёмкости с дозатором, распылитель или бутылки с крышками, в которых проделаны отверстия. Воду подкрашиваем любыми красками. Малышам лучше не давать заниматься с большим объёмом воды (уж слишком они её любят), достаточно пары цветов по 1 стакану.

Рисование снегом. В качестве холста подойдёт любая поверхность, отличные рисунки получаются на деревьях. Получившиеся картины и скульптуры тоже можно раскрасить.

Рисование снегом

Снежковый тир или боулинг. Устройте турнир по метанию снежков. Для этого понадобится мишень: нарисуйте её мелом или снегом на ровной поверхности. Ещё одна игра — сбивать фигурки снежками как в боулинге.

Туннели и лабиринты. Их лепят или прокапывают прямо в сугробах. Самый простой вариант — протоптать дорожки в свежем снегу. Можно сделать это вместе с детьми или привести их к уже готовому лабиринту. Обозначьте начало и конец, чтобы остальные члены семьи попробовали пройти его от начала и до конца.

При наличии снега, лопаты и терпения попробуйте возвести настоящий лабиринт со стенами. Это тоже отличный вариант активности для ребёнка на зимней прогулке.

Будьте осторожны, играя в туннелях и лабиринтах. Всегда контролируйте местонахождение детей — внимательно смотрите, где они находятся в каждый момент времени.

Снежные лабиринты

Снежная крепость. Стройте крепости разными способами и разных размеров. Очень завораживающе смотрятся замки и крепости, выстроенные из снега и льда одновременно. Особенно если использовать цветной лёд или лёд с вмороженными предметами.

Снежные или ледяные кирпичи укладываются так, чтобы конструкция держалась, когда будет строиться крыша. Прочная крепость изо льда получается при морозе –10–15 °С.

Крепость

След в след. Оставьте следы на свежем снегу, и пусть малыш постарается наступать именно на ваши. Затем поменяйтесь. Эта простая игра вызывает сильный восторг — дети хотят ходить друг за другом или за родителем часами.

Ещё несколько идей, чем заняться на зимней прогулке:

  • сделайте снежного ангела;
  • играйте в крестики-нолики на снегу;
  • отправьтесь на поиски следов животных;
  • слепите большого снеговика с морковкой, ведром и шарфом;
  • измеряйте уровень снега каждый день — это может стать целым проектом для дошкольника;
    рассматривайте снежинки под увеличительным стеклом.

Возьмите с собой бутерброды и термос с горячим напитком, чтобы после прогулки устроить небольшой семейный пикник в парке.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Детские игры со льдом на зимней прогулке

Цветной лёд. Делают из подкрашенной акварельными красками воды. Разлейте её по формам и оставьте на холоде на несколько часов. Форму и цвета выбирайте в зависимости от задумки: для радуги нужно семь дуг основных цветов, для мозаики — плоские льдинки, а для башни — кубики.

Цветной лед

Необязательно ждать Нового года, чтобы сделать ледяные украшения разных форм и развесить на зимних деревьях (заранее вморозьте в них ленточку). Но не стоит вешать ледяные игрушки на слишком тонкие веточки, иначе они сломаются.

Украшение Зима

Замерзание мыльного пузыря. Результат получается сказочный — вы сможете понаблюдать, как замерзает мыльный пузырь. Для этого нужен морозный день (не выше –7 °С), безветренная погода и мыльный раствор с глицерином.

Пузырь начнёт замерзать, как только соприкоснётся со снегом. На его поверхности появятся чудесные морозные узоры.

Мини-снеговики

Снежные и ледяные фонарики. Неважно, из чего вы их изготовите — вечером они будут выглядеть потрясающе.

Снежный фонарик

свечи в льде

Круглые фонарики делают из воздушных шаров: в них наливают воду и выставляют на мороз. Секрет в том, чтобы не дать воде промёрзнуть до конца. Вылейте остатки воды и получите ледяную скорлупу.

Зимних развлечений столько, что можно найти на любой возраст и предпочтения. Не забудьте, что снег и лёд отлично подходят для игр только если вы с детьми тепло и удобно одеты: защищены шея, голова, ноги и руки. Иначе будет холодно, и льдинки со снежинками покажутся не такими уж дружелюбными.

Ещё одна статья по теме от редакции сайта с идеями для дома и улицы:

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Для знакомства малышей с физическими свойствами снега и льда можно провести следующие опыты:

***
Опыт №5 Дед Мороз и расписные окна
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла или пластика (будет выполнять роль окна), кисточки разной толщины, очень холодная погода.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза. С детьми постарше можно придумать и обсудить, какую именно картинку они хотят создать на окне (эскиз на бумаге можно взять с собой). На улице кисточкой наносите водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой), Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстыми.


***
Опыт №7 Снежные цветы
Вам потребуется: соломинку, мыльный раствор
Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки.
Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Опыт №8 Разноцветный снег
ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: покрытые снегом разной толщины поверхности, пластиковые бутылки с горячей водой, подкрашенной гуашью, в пробке которых иголкой проделано отверстие, детская лопатка.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: после снегопада, когда на улице лежит пушистый снег, выйдите с малышом на прогулку. С собой возьмите несколько бутылок с подкрашенной гуашью водой яркого цвета. Лучше, если вода будет горячая — так ею будет проще рисовать, она дольше не замерзнет. Найдите несколько поверхностей, на которых снег лежит слоями разной толщины, Попросите кроху порисовать на снегу, просто выливая крашеную воду из бутылки. Это само по себе очень увлекательное занятие — поэтому, возможно, в первые несколько раз на дальнейшие обсуждения сил у ребенка уже не останется. Ничего страшного! Когда интерес к рисованию будет удовлетворен, можно продолжить исследование. Подняв лопаткой прокрашенный слой, рассмотрите его внимательно. Заметил ли малыш, что чем больше воды он лил, тем глубже прошла краска? Чем пушистее снег — тем, опять же, толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать — прокрашиваться будет только верхний слой.

***
Опыт № 10 "Полосатая бутылка"
Берем небольшую пластиковую бутылочку и наливаем в нее немного воды. подкрашенной гуашью, например голубого цвета. Выходим на прогулку и закапываем ее в снег. Обязательно запомнить где закопали))))). На следующий день, доливаем в бутылку немного воды другого цвета. И так в течение нескольких дней. Потом можно увидеть, как лед застыл в бутылке разноцветными полосками

Читайте также: